Научная статья на тему 'Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие'

Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2648
768
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буркальцева Диана

В статье идет речь о необходимости формирования экономической безопасности государства, которая определяется как система мер, форм и инструментов по регулированию функционирования национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of the economic security of the state: necessity of formation and structural elements

The article deals with the necessity to form the economic security of the state which is defined as a system of measures, forms and tools to regulate the functioning of the national economy.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие»

Система обеспечения экономической безопасности государства:

необходимость формирования и структурные составляющие

УДК 338.242:65.012.8

Дуализм общественного воспроизводства проявляется, с одной стороны, в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ, с другой - в воспроизводстве рисков, возникновение которых обусловлено неопределенностью социально-экономических процессов, асимметрией информации, нестабильностью факторов внешнего окружения экономической системы. Это актуализирует проблему управления и регулирования данного процесса с целью достижения необходимого и достаточного уровня национальной экономической безопасности (ЭБ).

В конце ХХ в. в постсоциалистических странах возникла потребность в разработке направлений, путей и инструментов формирования принципиально новой модели национальной ЭБ. Впервые попытки решения этих проблем были сделаны в 1994 г. в публикациях российских ученых Л. Абалкина, А. Архипова, А. Богданова, А. Городецкого, Б. Михайлова, В. Сенчагова, А. Татаркина, В. Тамбовцева, Е. Олейникова и др. В Украине Г. Пастернак-Тарану-щенко, используя теорию потенциальных конфликтов, основал экосестейт - науку об экономической безопасности государства.

Сегодня проблемы обеспечения ЭБ широко актуализируются в трудах многих украинских ученых. Обзор публикаций позволяет утверждать, что пока еще рано говорить о создании в Украине продуманной, концептуально обоснованной и эффективной системы обеспечения экономической безопасности, которая бы отображала национальные экономические интересы и реально защищала их от социально-экономических катаклизмов, возможных угроз и опасностей.

В научных трудах нет однозначного ответа на закономерный вопрос: как и кем будут решаться

отмеченные проблемы? Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой национальная ЭБ осуществляется системой экономических, политических, правовых и государственных институтов, которые включают как правовую инфраструктуру, так и систему госорганов и специальных структур управления [2, 5]. Встречается и другой подход: экономическая безопасность должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики. Некоторой гарантией национальной ЭБ может быть наличие компенсационного потенциала, главная функция которого заключается в реакции на критические ситуации, их предупреждение и устранение, возобновление стабильности и устойчивости процессов социально-экономического развития страны. Это значит, что национальная экономика, имея определенную стабильность, с помощью рыночного механизма способна компенсировать отклонение от оптимального состояния, которое возникает в результате действия внутренних и внешних угроз.

Такой компенсационный потенциал предусматривает специальные материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера, а также наличие быстро реагирующей системы доставки ресурсов в места локализации критических ситуаций; дополнительные мощности, технические средства для проведения крупных обновительных работ, социальной помощи и адаптации населения; финансовые запасы, возможность государственного и международного содействия функционированию благотворительных фондов, формирование компенсационной направленности и мобильности мероприятий в сфере здравоохранения, возможность гибкой переподготовки кадров [3].

Диана

Буркальцева,

докторант Научно-

исследовательского

экономического

института

Министерства

экономического

развития и торговли

Украины,кандидат

экономических наук,

доцент

Однако достигнутую экономическую безопасность нельзя считать постоянной: периодическое обновление, в основе которого лежит совокупность состояний неустойчивого равновесия между системообразующими и системоразрушаю-щими процессами, является главным условием устойчивости экономической системы. Поэтому положение национальной ЭБ можно представить в трех вариантах:

■ возобновление прежнего безопасного состояния экономики;

■ образование нового состояния экономической безопасности;

■ разрушение (катастрофа) экономической системы.

Ввиду этого экономическую безопасность можно считать

полифуркационным явлением. Законы синергетики свидетельствуют, что система, которая прошла в своем развитии несколько точек бифуркации, находится вблизи грани, отделяющей упорядоченное поведение от хаотического.

Таким образом, для выживания экономической системы и обеспечения ее эффективного функционирования требуется точное и корректное управление. Эти теоретические положения важны при обосновании необходимости государственного регулирования с целью поддержки устойчивости существующей хозяйственной системы.

В целом систему обеспечения национальной экономической безопасности можно определить как совокупность взаимосвязанных мероприятий, форм и инструментов, с помощью которых государство регулирует функционирование экономики. Определяющее значение имеет совокупность отдельных элементов системы: цель, приоритеты, принципы, функции, механизм и подсистема обеспечения (рис. 1).

По нашему мнению, целью функционирования системы является формирование и поддержание способности экономики к непрерывному расширенному воспроизводству, при котором обеспечиваются ее независимость, устойчивость, развитие и адаптивность в условиях неопределенности и действия угроз внутреннего и внешнего характера.

Объектами системы выступают сферы, отрасли, регионы, а также социально-экономические явления и процессы, существующие или потенциальные угрозы нормальному функцио нированию экономики и социальной стабильности общества. Как известно, основными объектами госрегулирования выступают экономический цикл, структура общественного производства, занятость, денежное обращение, платежный баланс, условия конкуренции, социальные отношения, окружающая среда, внешнеэкономические связи. о Глубинные глобальные трансформации предопределяют

и повышенное влияние государства на регулирование нация ональной экономики. Последнюю сегодня следует рассма-^ тривать и оценивать с позиции эффективности, способности == своевременно нейтрализовывать угрозы и повышать уровень з экономической безопасности.

Под эффективностью мы понимаем готовность государ-о ства рационально распределять и использовать ресурсы как | для обеспечения процесса общественного воспроизводства, ^ так и для борьбы с внутренними и внешними угрозами. В таком контексте она выступает своеобразным барометром, который отображает эффективность деятельности государства по обеспечению ЭБ с учетом расходов ресурсов на реализацию данного процесса.

5

X

Следовательно, результатом усилий государства по обеспечению приемлемой экономической безопасности выступает уровень производительности национальной экономики, который выражается в характере и величине экономического роста, уровне жизни населения, конкурентоспособности страны.

Подчеркнем, что отмеченные приоритеты взаимообусловлены и взаимосвязаны. Создание благоприятных условий для стабильного экономического роста способствует повышению уровня и качества жизни населения. Увеличение инноваци-онности открывает возможности для развития национальной экономики, укрепления ее позиций на мировой арене. Следовательно, экономический рост, уровень и качество жизни, конкурентоспособность экономики являются не только приоритетными целями государственного регулирования, но и, находясь в глубокой диалектической взаимозависимости, одновременно средствами достижения национальной экономической безопасности.

Общеизвестно, что любая деятельность, в том числе и обеспечение ЭБ страны, должна осуществляться с учетом системы принципов, под которыми мы понимаем совокупность базовых положений и требований, лежащих в основе формирования и реализации мероприятий экономической политики, направленных на обеспечение экономической безопасности.

Нами были выделены две группы принципов. В первую включены принципы, содержащиеся в Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» [4]: приоритет прав и свобод человека и гражданина; баланс интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность; адекватность мероприятий защиты экономических интересов реальным и потенциальным угрозам; приоритет договорных способов в решении конфликтов; четкое разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти в обеспечении ЭБ. Ко второй группе мы относим принципы всеобщности, законности, функциональности, своевременности, открытости и гласности, а также взаимосвязи, сбалансированности и интеграции между всеми компонентами экономической политики государства, субъектами хозяйственной деятельности, домашними хозяйствами, отдельными личностями и обществом в целом.

Рассмотрим основополагающие принципы эффективного функционирования госрегулирования обеспечения экономической безопасности:

Соответствие институциональных возможностей государства экономическому потенциалу страны. Его нерациональное использование порождает внутренние и внешние риски, которые приносят значительные потери народному хозяйству. Очевидное противоречие между экономическим потенциалом и институциональными возможностями негативно отражается на геополитическом положении страны и ее безопасном развитии. Следовательно, применение инструментов государственной экономической политики прежде всего должно быть направлено на мобилизацию имеющихся ресурсов, их эффективное использование и одновременное создание условий для расширения экономического потенциала.

Выбор приоритетов действия: внутренние или внешние угрозы. Экономическая безопасность, являясь неотъемлемым элементом экономической системы, развивается и изменяется вместе с ней. Опыт развития социалистических стран свидетельствует, что система безопасности командно-администра-

тивной экономики направлена в первую очередь на нейтрализацию внешних угроз, тогда как промышленно развитые страны ориентированы на решение внутренних конфликтов, повышение социальной и экономической стабильности.

Соответствие действий и средств государственного регулирования институциональной среде. Бюрократия, с одной стороны, является наиболее эффективной системой госрегулирования, а с другой - может стать угрозой для основных элементов рыночной свободы. Поэтому в высокоразвитых странах наличие институциональных сдерживающих рычагов ограничивает волюнтаризм, повышает прогнозируе-мость и прозрачность системы государственного управления в целом. Это достигается с помощью различных институтов законодательного характера, посредством поощрения конкуренции в деятельности органов власти, в тех сферах, которые монополизированы государством.

Обеспечение национальной экономической безопасности должно осуществляться с помощью институциональных структур, использования экономических, правовых механизмов, наряду с повышением эффективности уже действующих институтов. Это предусматривает проведение институциональных изменений, которые способствуют координации действий всех функционирующих субъектов; принятие общих принципов экономического и социального поведения за счет их унификации и законодательного ограничения лоббизма; контроль за соблюдением этих правил всеми субъектами и органами госуправления; совершенствование механизма решения конфликтов, которые возникают в сфере экономических отношений; повышение социальной стабильности общества.

Вариативность и соответствие мероприятий государственного регулирования особенностям динамики делового цикла. Циклы экономической конъюнктуры имеют сложную структуру и требуют разработки пофазных критериев безопасности, поскольку нарушение устойчивости экономики происходит не только в условиях кризиса, но и при буме, ее «перегреве». В зависимости от механизмов развития и характера потери равновесия состояние экономической системы можно определять как предкризисное, кризисное, катастрофическое. В первом случае внутренние резервы системы высоки, что предопределяет возможность ее адаптации при минимальном вмешательстве государства. В условиях кризиса глубокие изменения в экономической системе могут приобрести катастрофический характер и угрожают реализации национальных интересов, а потому влияние государства на макроэкономику становится чрезвычайно необходимым.

Адекватное соответствие нормативной и позитивной роли государства. Для оценки эффективности государства по обеспечению экономической безопасности целесообразно, на наш взгляд, ввести разграничение его роли на нормативную (то, что государство должно делать для повышения ЭБ) и позитивную (фактическая деятельность, направленная на обеспечение экономической безопасности). Обычно между этими составляющими наблюдается разрыв: реальные параметры хозяйствования не совпадают с пороговыми значениями ЭБ. Поэтому возникает потребность в экономических и институциональных изменениях, которые обеспечили бы сближение позитивной и нормативной роли.

Цель и приоритеты системы обеспечения экономической безопасности должны достигаться в процессе реализации ее функций.

Защитная функция заключается в создании социально-экономических ресурсов, необходимых и достаточных для обеспечения ЭБ, их охраны от нерационального использования, а также защите национальной экономики от внешнего социально-экономического вмешательства.

Регулятивная функция предусматривает устранение угроз и обеспечение экономической безопасности с помощью государственного и рыночного механизмов, каждый из которых имеет свои функции, объекты и субъекты, методы и инструменты. Рыночная регуляция - объективная основа нейтрализации возникающих угроз. С помощью цен и конкуренции экономика возвращается в равновесное состояние. Этот механизм является носителем индивидуальных и групповых интересов, тогда как государство, которое представляет национальные экономические интересы, призвано координировать действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях. Характер госрегулирования может колебаться от дополнения и усиления рыночного механизма до компенсации его ограниченных возможностей. Одной из его целей является оптимизация уровня ЭБ национальной экономики, что, в свою очередь, обеспечивает равновесие между сбережениями и инвестициями, макроэкономическую стабильность, поддерживает устойчивый экономический рост, создает экономические и правовые условия функционирования экономических субъектов и обеспечивает их экономическую безопасность.

Предупредительная (превентивная) функция системы направлена на прогнозирование и предупреждение критических ситуаций, которые требует мероприятий социально-экономического и организационно-технического характера. Основу информационных ресурсов, которые обеспечивают реализацию превентивной функции, составляет комплекс критериев и показателей-индикаторов. Эта информация играет определяющую роль в диагностике состояния экономической системы и открывает возможности его коррекции на основе разработанной программы.

Социальная функция определяет способность системы обеспечения национальной экономической безопасности осуществлять взаимореализацию интересов субъектов экономики и социальных групп, а также возможность полного удовлетворения разнообразных потребностей всех членов общества в опасных условиях. Реализация этой функции способствует формированию высокого уровня жизни населения и гарантирует выполнение социально-экономических прав и свобод граждан.

В основе системы обеспечения национальной ЭБ должен лежать эффективный механизм, который активно воспринимает влияние внешних факторов, а потому постоянно изменяется.

Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мероприятий предотвращения экономических угроз [1]. С нашей точки зрения, механизм обеспечения ЭБ страны можно представить в виде трех основных элементов: разработки критериев и параметров экономической безопасности; мониторинга и прогноза угроз; деятельности органов государственной власти по обеспечению ЭБ (рис. 1).

Ключевым элементом механизма ЭБ является система мониторинга негативных факторов. Ее экономическое содержание - это переход от отдельных элементов мониторинга

Угрозы

внутрен- Меро-

ней приятия

среды государ-

нацио- ственного

нальной регулиро-

эконо- вания

мики

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Приоритеты Функции Принципы

Механизм обеспечения экономической безопасности

Деятельность органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности

Подсистемы обеспечения экономической безопасности

Нормативно-правовая Организационно - управленческая

Финансово-экономическая Информационно-аналитическая

Кадровая Научно - техническая

Меро-

приятия

государ-

ственного

регулиро-

вания

Угрозы внешней среды национальной экономики

Рис. 1. Принципиальная схема системы обеспечения национальной экономической безопасности

социально-экономического развития страны к созданию комплексной системы наблюдения, оценки, анализа и прогноза процессов ЭБ, которые позволяют формировать взаимосвязанную, скоординированную, последовательную политику по преодолению угроз национальной экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет существенное значение для переходного состояния экономики, которое характеризуется серьезными межотраслевыми диспропорциями и острой недостаточностью ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижностью и нестабильностью социально-экономических индикаторов.

Для мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередным заданием является создание организационно-информационной системы. В связи с этим повышаются требования к государственной статистике, которая должна оперативно предоставлять объективную информацию. На сегодняшний день статистика не в полной мере отвечает этим критериям.

Эффективное функционирование механизма обеспечения экономической безопасности возможно лишь при наличии и взаимодействии ряда структурных подсистем.

Нормативно-правовая подсистема включает всю совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения, связанные с обеспечением ЭБ на всех уровнях управления национальной экономикой. К таким документам относят: Декларацию о государственном суверенитете Украины, Конституцию Украины, законы Украины «Об основах национальной безопасности и обороны Украины», «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», «О борьбе с коррупцией», Криминальный кодекс Украины и др.

Организационно-управленческая составляющая охватывает законодательные, исполнительные и судебные органы, деятельность которых направлена на обеспечение ЭБ и защиту национальных экономических интересов от угроз внутреннего и внешнего характера. Среди них в первую очередь нужно

назвать Верховную Раду Украины, Президента Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, Кабинет Министров Украины, в частности Министерство экономического развития и торговли Украины и Министерство финансов Украины, Конституционный суд Украины и суды общей юрисдикции, органы прокуратуры, органы местной государственной власти и местного самоуправления. Национальная ЭБ обеспечивается на основе разграничения полномочий между субъектами подсистемы [6]. Функционирование этой составной системы направлено также на формирование национальных проектов и развитие экономики, форм управления, организации производства, управленческой структуры.

Финансово-экономическая подсистема предусматривает создание и усовершенствование форм налогово-бюджетного планирования, кредитования, учета и контроля мероприятий, связанных с обеспечением экономической безопасности, а также финансирования приоритетных направлений развития национальной экономики.

Научно-техническая подсистема обеспечивает содействие переходу на инновационный путь развития, внедрения ресурсосберегающих технологий и обновления основного капитала предприятий.

Кадровая подсистема предусматривает специфическую деятельность, которая осуществляется в процессе управления организациями и заключается в обеспечении органов государственной власти необходимым контингентом людей и информацией о них; внедрении научно обоснованных методов отбора, расстановки, обучения, воспитания, стимулирования кадров; правовое регулирование в этой сфере.

Информационно-аналитическая подсистема обеспечивает анализ экономического состояния, выявления тенденций социально-экономического развития государства и его регионов, выявление и оценку угроз ЭБ на всех уровнях. Результатом комплексного анализа является систематизированная информация об угрозах, причинах и последствиях их возникновения и развития. Кроме того, важным элементом подсистемы становится контроль, который заключается в сравнении фактического состояния ЭБ с желаемым, своев-

Практика

ременном выявлении причин, установлении недостатков, ошибок управленческой деятельности органов государственной власти, в наблюдении за изменениями во внутренней и внешней социально-экономической среде и прогнозировании состояния ЭБ в будущем.

Таким образом, без эффективно функционирующих институтов обеспечение экономической безопасности будет невозможно, а ситуация приобретет разрушительный характер: воспроизводство рисков и угроз будет нарастать, а эффективность производства снижаться. Следовательно, функционирующая система ЭБ является своеобразной защитой экономической системы, что позволяет ей максимально реализовать свой экономический потенциал, выстоять перед разнообразными угрозами и вызовами. I

Статья поступила в редакцию 21.03.2013 г.

Summary

The necessity of the formation of the economic security of the state argued in the article. It is defined as a system of measures, forms and tools by which the state has a regulatory effect on the process of functioning of the national economy to neutralize internal and external threats. The schematic diagram of the system of economic security has been proposed. Its main elements are the goal, objectives, principles, functions, mechanism and subsystem ensuring economic security.

Литература

1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов., А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994, №12. С. 21-34.

2. Белл Д. Возникновение истории в новом столетии//Вопросы философии. 2002, №5. С. 14-19.

3. Васыльцив Т.Г. Приоритеты и способы укрепления экономической безопасности малого и среднего предпринимательства : монография / Т.Г. Васильцив, В.1. Волошин, А.М. Гуменюк. - Львов, 2009.

4. Закон Украины «Про основы национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года, №964-!У // Ведомости Верховной Рады Украины: офиц. изд. 2003, №39. С. 351.

5. Национальная экономика России:потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под ред. В.И. Лисова. -М., 2000. С. 466.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шлемко В.Т. Экономическая безопасность Украины: сущность и направления обеспечения / В.Т. Шлемко, 1.Ф. Бинько. - Киев, 1997.

Пути повышения эффективности экспорта медицинских услуг

Елена

Милашевич,

В Беларуси здравоохранение финансируется государством: в 2010 г. расходы на него составили 12,2% консолидированного бюджета, в 2011 г. -13,1%. При этом основная нагрузка возлагается на местные бюджеты: в 2011 г. они выделили 8,4 из 10,4 трлн руб., направленных на здравоохранение в целом по стране [1]. Отметим, что расходы государства в этой сфере постоянно растут, поэтому остро стоит вопрос наращивания экспорта медицинских услуг (рис. 1). Рост медицинского туризма является показателем развития медицины, поскольку 40% туристов, путешествующих в целях получения медпомощи, ищут более прогрессивные технологии, 32% - лучшую систему здравоохранения, 15% стремятся найти более оперативные методы лечения, и только для 9% основным приоритетом является цена [2].

Экспорт медицинских услуг имеет тенденцию к увеличению: в 2008 г. они были оказаны 50 тыс. иностранцев, в 2009 г. -70 тыс., в 2010 г. - 98 тыс., в 2011 г. - 115 тыс. (табл. 1, рис. 2).

Из иностранных медицинских пациентов 80% составляют граждане СНГ, в том числе 56% - жители России. В области законодательства для развития экспорта медицинских услуг в республике принят ряд нормативных актов, регулирующих этот вид деятельности, информация о платных услугах размещена на сайте Минздрава, организациям здравоохранения выданы лицензии на проведение расчетов с иностранными гражданами в валюте. Кроме того, в Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 гг. предусмотрен ряд мероприятий, среди которых: создание современной инфраструктуры рынка медицинских услуг, повышение качества медпомощи; расширение перечня платных видов медицинской помощи, выполняемых с использованием сложных и уникальных технологий; сотрудничество с туристическими организациями, активизация международного обмена научно-медицинской информацией по актуальным проблемам здравоохранения [4]. Таким образом, можно утвер-

Рис. 1. Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на здравоохранение в 2009-2013 гг., трлн руб. [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.