Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда в Украине'

Механизм государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1271
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / СТРАТЕГИЯ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONAL CHANGE / LABOR MARKET / THE STRATEGY OF EUROPEAN INTEGRATION / LABOR POTENTIAL / MIGRATION / EMPLOYMENT / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боголиб Татьяна Максимовна

В статье анализируются теоретико-методические основы концептуальных подходов относительно усовершенствования механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда на базе научного обоснования институционального подхода к объекту исследования в национальной экономике. Автор делает вывод, что в стране не сформировалась модель эффективного организационно-экономического механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда в Украине и предлагает составные, которые позволят усовершенствовать действующий механизм, которые определяют комплекс правовых, организационно-экономических и социальных мероприятий, разработанных и внедренных государством в направлении создания новых и реформирования неэффективных старых институтов, на социально-институциональном рынке труда, для обеспечения занятости населения. Обусловлено влияние глобализации на состояние рынка труда и миграционные процессы в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF STATE REGULATION OF INSTITUTIONAL CHANGES IN THE LABOR MARKET IN UKRAINE

The article analyzes theoretical and methodological foundations of conceptual approaches regarding the improvement of the mechanism of state regulation of institutional changes in the labor market based on the scientific basis of the institutional approach to the subject of research in the national economy. The author concludes that there unformed model of effective organizational and economic mechanism of state regulation of institutional changes in the labor market in Ukraine and provides composite, which would improve the existing mechanism, which defines the set of legal, organizational, economic and social activities developed and implemented in the State towards the creation of new and old reform inefficient institutions, the social and institutional labor market for employment. Due to the impact of globalization on the labor market and migration processes in the country.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда в Украине»

УДК 336.414+338.962::338.242::658 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА В УКРАИНЕ

Боголиб Т.М.

В статье анализируются теоретико-методические основы концептуальных подходов относительно усовершенствования механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда на базе научного обоснования институционального подхода к объекту исследования в национальной экономике.

Автор делает вывод, что в стране несформировалась модель эффективного организационно-экономического механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда в Украине и предлагает составные, которые позволят усовершенствовать действующий механизм, которые определяют комплекс правовых, организационно-экономических и социальных мероприятий, разработанных и внедренных государством в направлении создания новых и реформирования неэффективных старых институтов, на социально-институциональном рынке труда, для обеспечения занятости населения. Обусловлено влияние глобализации на состояние рынка труда и миграционные процессы в стране.

Ключевые слова: институциональные изменения, рынок труда, стратегия евроинтеграции, трудовой потенциал, миграционные процессы, занятость населения, глобализация.

THE MECHANISM OF STATE REGULATION OF INSTITUTIONAL CHANGES IN THE LABOR MARKET IN UKRAINE

Bogolib T.M.

The article analyzes theoretical and methodological foundations of conceptual approaches regarding the improvement of the mechanism of state regulation of institutional changes in the labor market based on the scientific basis of the institutional approach to the subject of research in the national economy. The author concludes that there unformed model of effective organizational and economic mechanism of state regulation of institutional changes in the labor market in Ukraine and provides composite, which would improve the existing mechanism, which defines the set of legal, organizational, economic and social activities developed and implemented in the State towards the creation of new and old reform inefficient institutions, the social and institutional labor market for employment. Due to the impact of globalization on the labor market and migration processes in the country.

Keywords: institutional change, labor market, the strategy of European integration, labor potential, migration, employment, globalization.

Актуальность проблемы. Особенности рыночной экономики на

современном этапе заключаются в том, что в ней происходят радикальные институциональные изменения в системе правовых, политических,

экономических и социальных отношений. Формирование конкурентоспособного рынка труда в Украине является одним из важных и составных заданий, поскольку его развитие должно содействовать

сбалансированному и эффективному функционированию национального

рынка труда при условии влияния стратегии евроинтеграции.

В последнее время в мире приобретает распространение институциональный подход к изучению и анализу многих экономических процессов и явлений, но в экономической науке стран СНГ это направление только начинает внедряться, поэтому мы исследовали трудовой потенциал Украины (одной из стран СНГ) и предложили свою разработку механизма развития государственного управления трудовым потенциалом, институциональных изменений на рынке труда и их регулирования со стороны государства.

Значительный вклад в исследование институционализма как направления экономической мысли сделали такие экономисты мирового уровня: Т. Веблен, О. Вильямсон, Дж. Гелбрейт, Д. Гобсон, Дж. Коммонс, Р. Коуз, У. Митчелл, Д. Норт, В. Базилевич, А. Бузгалин, Р.Нуреев, А. Пороховский, В. Тарасевич, Р. Фогель. Теоретико-методологические и экономико-организационные аспекты формирования и развития рынка труда рассмотрено экономистами мирового уровня Дж. Кейнсом, К. Марксом, Э. Мейо, Д. Рикардом, А. Смитом, Ф. Тейлором, М. Фридменом, а также в трудах Л. Абалкина, С. Глазьева, В. Иноземцева, О. Гришновой, Р. Капелюшникова,

Э. Либановой.

Труды данных экономистов являются значительным вкладом в теорию и методологию развития социально-институционального рынка труда, но вопрос усовершенствования механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда комплексно практически не исследовался, что определяет актуальность и важность данной статьи.

Целью исследования является изучение теоретико-методических основ и разработка концептуальных подходов относительно усовершенствования механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда на базе научного обоснования институционального подхода к объекту исследования в национальной экономике.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи: исследовано процесс трансформации рынка труда в условиях рыночной экономики и теоретические основы институциональных изменений на нем; произведена оценка современных тенденций влияния государства на институциональные основы формирования и развития трудового потенциала Украины; предложена модель усовершенствования организационноэкономического механизма государственного регулирования

институциональных изменений на рынке труда в современных условиях; обусловлено влияние глобализации на состояние социальноинституционального рынка труда и миграционные процессы в стране.

В статье впервые на основе институционального подхода теоретически обосновано и разработано модель усовершенствования организационноэкономического механизма государственного регулирования

институциональных изменений на рынке труда в Украине, которая определяет комплекс правовых, организационно-экономических и социальных мероприятий, разработанных и внедренных государством в направлении создания новых и реформирования неэффективных старых институтов, на социально-институциональном рынке труда, для обеспечения занятости населения, уменьшения безработицы и отрицательных последствий миграционных процессов трудового потенциала страны.

По результатам исследования научных взглядов на процесс формирования и функционирования рынка труда определено, что в современных условиях возникла необходимость рассмотреть рынок труда как динамическое, многовекторное и противоречивое явление, на котором наблюдается процесс институциональных изменений. Поэтому в последнее время значительное внимание уделяется относительно новому направлению экономического учения - институционализму, объектом которого является исследование институтов, что дает возможность более полно и объективно

учитывать взаимосвязь экономических, политических, социальных, правовых и других составных системы преобразований.

Процесс институционализации рынка труда в условиях рыночной экономики проходит сложно и сопровождается разрушением старых неэффективных институтов или предоставления им новых функций и приспосабливанием к новым условиям, а также происходит создание новых рыночных институтов.

За годы независимости в Украине на рынке труда под влиянием основных институциональных факторов (организационно-правовых, политических, экономических, социальных, демографических, моральнопсихологических) постепенно сформировалась система новых институтов: Государственная служба занятости, ее региональные и местные органы; Министерство социальной политики и его структуры; система социального партнерства и союза работодателей; профессиональные союзы; система высшего и среднего образования; кадровые агенции; фонд страхования на случай безработицы; миграционные службы; коммуникационные технологии; общественные и государственные фонды для стимулирования экономической активности; традиции и моральные нормы; существенно изменено законодательство о занятости, социальное страхование, трудовое право.

На современном этапе развития экономики на отечественном рынке труда произошли широкомасштабные институциональные изменения, а именно: развитие нестандартных, новых форм занятости и моделей

организации рабочего времени; повышение мобильности и гибкости сегментов рынка труда; усиление под влиянием новой иерархии факторов производства дифференциации сегментов рынка труда; направленность акцентов на качество трудового потенциала, а именно качество образования; формирование и развитие новых компетенций, учеба на протяжении всей жизни; сдвиги в профессиональной структуре персонала; изменения общей структуры занятости; изменения в содержании труда, а именно повышение

роли творческого, инновационного труда; развитие новых типов и видов деятельности, что обусловливает спрос на креативных и мобильных работников.

В современных условиях развития экономики основным инициатором институциональных изменений должно выступать именно государство. Рынок сам по себе не может решить такие проблемы, как высокий уровень безработицы, занятость, инфляция. Сегодня еще не найдено эффективного механизма, который бы обеспечивал продолжительное равновесие между спросом и предложением труда в экономических рыночных системах. Развитие рынка труда в нашей стране, когда экономика только на стадии формирования рыночных отношений, где не разработан механизм общественного и институционального регулирования, а элементы рыночной инфраструктуры действуют недостаточно, необходимо направлять на формирование новых правил поведения («правил игры») субъектов рынка труда с дальнейшим внедрением их в хозяйственную жизнь.

В Украине 7,9% трудоспособного населения (1,7 млн. чел.) как свидетельствует статистика Международной организации труда (МОТ) безработные [13]. В Министерстве социальной политики Украины статистика другая - 500 тыс. безработных [10]. Разница вызвана методологией расчета. СМИ сообщают 0,5 млн. безработных в Украине. Действительно, в апреле 2012 года официально в Государственной службе занятости Украины зарегистрировано 506 тыс. человек безработных [7]. В Украине состоянием на апрель 2012 года было 20,3 млн. работающих из них 1,8 млн. пенсионеров, которые работают (всего пенсионеров, в Украине 13,7 млн. человек) [7].

В 2011 году фонд соцстраха израсходовал на помощь по безработице около 3,8 млрд. гривен, что на 25% больше, чем в 2010 году, хотя пособие по безработицы получают 350 тыс. человек из 506 тыс. зарегистрированных, средний размер пособия составляет 917 грн (110 долларов США) [7] .

Согласно подсчетам Международной организации труда, к концу 2012 года безработица в мире достигнет 202 млн. чел., это 6,1% трудоспособного населения планеты [13] .

Эти данные свидетельствуют о необходимости государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда, которые являют собой комплекс правовых, организационно-экономических и социальных мероприятий, разработанных и внедренных государством в направлении создания новых и реформирования неэффективных старых институтов социально-институциональном рынке труда, для обеспечения занятости населения, уменьшения уровня безработицы и отрицательных последствий миграционных процессов трудового потенциала страны. Тоесть это целенаправленная деятельность государства как института по внедрению стратегического курса повышения конкурентоспособности социальноинституционального рынка труда как составной общей стратегии государства, цель которой - построение социально-ориетнированой экономики и интеграция в мировое пространство. Влияние государства на регулирование институциональных изменений на рынке труда представлено на рис.1.

Государство как институт в процессе формирования и развития социально-институционального рынка труда может выступать как законодатель, работодатель, собственник средств производства, посредник, инициатор социального диалога, арбитр, гарант прав и свобод членов общества. Осуществляя свои функции и создавая программу действий, государство должно всегда учитывать особенности менталитета народа, формировать действенные механизмы регулирования занятости и осуществлять организацию институциональной основы рынка труда.

Влияние глобализационных процессов на формирование рынка труда

Рис. 1. Влияние государства на регулирование институциональных изменений на рынке труда

Институциональные преобразования на рынке труда в Украине характеризуются процессами социализации отношений, становлением социальных институтов, которые пребывают на стадии формирования и развития, основными среди которых есть: социальное партнерство, социальный диалог, корпоративная социальная ответственность, корпоративная культура, социальный аудит, социальная отчетность, социальная консолидация, институт доверия и социального капитала.

Таблица 1

Аналитическая оценка основных показателей рынка труда в 2001-2011 гг. [10;11].

Экономически активное население ^) В том числе (в возрасте 15-70 лет) коэффициент

Годы в возрасте 1570 лет трудоспособного возраста занятое население безработное население Рэ

тыс.лиц Д,% тыс.лиц Д,% тыс.лиц Д,% тыс.лиц Д,% % % -

2001 22830,80 21150,70 20175,00 2655,80 88,4 11,6 0,77

2002 22426,50 -1,8 20893,60 -1,2 19971,50 -1,0 2455,10 -7,6 89,1 10,9 0,78

2003 22231,90 -0,9 20669,50 -1,1 20091,20 0,6 2140,70 12,8 90,4 9,6 0,81

2004 22171,30 -0,3 20618,10 -0,2 20163,30 0,4 2008,00 -6,2 90,9 9,1 0,82

2005 22202,40 0,1 20582,50 -0,2 20295,70 0,7 1906,70 -5,0 91,4 8,6 0,83

2006 22280,80 0,4 2048,70 -0,5 20680,00 1,9 1600,80 16,0 92,8 7,2 0,86

2007 22245,40 -0,2 29545,90 0,3 20730,00 0,2 1515,00 -5,4 93,2 6,8 0,86

2008 22322,30 0,3 20606,20 0,3 20904,70 0,8 1417,60 -6,,4 93,6 6,4 0,87

2009 22150,30 -1,1 20321,60 1,7 20191,50 -3,7 1958,80 37,5 91,2 8,8 0,82

2010 22397,40 0,3 20675,70 0,3 20972,30 0,3 1425,10 0,5 93,6 6,4 0,87

2011 22051,60 -0,4 20220,70 0,5 20266,00 0,4 1785,60 -8,8 91,9 8,1 0,84

2011/2001 -779,60 -3,4 -930 -4,4 +91 0,5 -870,2 ■32,8 - - -

Развитие социальных институтов происходит в стране очень медленно без соответствующей законодательной базы. По результатам аналитической оценки функционирования социально-институционального рынка труда в условиях трансформационной экономики (табл.1) выявлено, что анализированный период 2001-2011 гг., по данным Государственной службы статистики Украины, количество экономически активного населения Украины уменьшилось для лиц в возрасте 15-70 лет на 3,4%, трудоспособного возраста - на 4,4%, на что

существенно повлиял демографический кризис в Украине, миграционные процессы. Так, в эти годы только из западных областей мигрировало около 700 тыс. человек. Уровень занятости повысился с 88,4% до 91,9%, а уровень безработицы снизился с 11,6% до 7,9%. Соответственно коэффициент эффективности занятости повысился с 0,77 до 0,84 (2011 год) [10; 11].

Анализ статистических данных свидетельствует, что с конца 2008 г. до 2009 г. наблюдалось колебание определенных показателей в направлении ухудшения: уровень занятости уменьшился на 3,7%, уровень безработицы увеличился на 37,5%, одной из причин этого было влияние финансовоэкономического кризиса. Рыночный механизм не мог самостоятельно регулировать ситуацию на рынке труда без вмешательства государства [10; 11]. На отечественном рынке труда неучтенным остается уровень скрытой безработицы. Анализ коэффициента сбалансированности рынка труда показал, что этот показатель меньше чем 1, то есть предложение рабочей силы превышает спрос на нее и свидетельствует о возникновении безработицы. Анализ частицы безработных с учетом пола в общем количестве безработных свидетельствует о преобладании женской безработицы (частица женщин в 2001 году составила

0,63, в 2011 г. - 0,59). Остается нерешенной проблемой занятости молодежи [2; 10; 11; 12].

С каждым годом возрастает число молодых людей, которые не имеют возможности получить работу. Это выпускники школ, которые не поступили в вузы. Каждый третий выпускник школы в 2012 году не зарегистрировался на внешнее тестирование, потерял возможность стать студентом и пополнил армию молодых людей, которые не имеют работы. Государство не регулирует эти процессы, в конечном итоге это приводит к острым социальным проблемам: проституции, алкоголизму, наркомании. Проблемой остается трудоустройство выпускников вузов педагогических, гуманитарных, технических, строительных специальностей.

Состоялись изменения в сторону уменьшения безработных городского населения по сравнению с сельским (частица безработных среди городского населения колеблится от 0,75 в 2001 г. до 0,57 в 2011 г.) [11].

Отрицательным является тот факт, что в 2002-2011 годах уменьшилась необходимость предприятий в работниках по всем видам экономической деятельности на 48,4%, особенно в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и в системе образования, а нагрузка на одно рабочее место (вакантную должность) за последние пять лет увеличилась с 5 до 9 человек 11] . Непонятными в обществе остаются решения Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины об увеличение госзаказа на подготовку специалистов именно данных отраслей экономики. В конечном итоге это приведет к росту безработицы среди людей, имеющих высшее образование.

Прогнозные изменения показателя уровня экономически активного населения представлено на рис. 2.

Прогнозные показатели динамики экономически активного населения за период 2012-2013 гг.

20570

Рис. 2. Прогнозные показатели динамики экономически активного населения за

период 2012-2013 гг.

В современных условиях развития экономики усиливается внимание к сохранению и стратегическому развитию трудового потенциала общества, что является необходимым условием инновационного развития. В условиях

формирования стратегии инновационного развития экономики повышаются требования к улучшению качества трудового потенциала. Но сохранение диспропорций в структуре занятости и структуре подготовки кадров в Украине значительно усложняют и тормозят адаптацию рынка труда к инновационным изменениям. Сегодня особенно острой является проблема несоответствия наличного трудового потенциала современным требованиям экономического и социального развития государства. На воспроизводство трудового потенциала отрицательно влияет демографический кризис в стране. Выявлено, что за анализированный период 1990-2011 гг. количество населения Украины сократилось на 11,3% (с 51838,5 до 45962,9 тыс.лиц), что свидетельствует о депопуляции населения. Произошли сдвиги в структуре населения по возрастным группам в направлении старения нации. Частица населения возрастом более 65 лет увеличилась в общем количестве населения с 0,12 до 0,16 [11; 12]. Индикатором качества трудового потенциала и фактором, который влияет на демографическую ситуацию, является состояние здоровья населения. Сегодня здравоохранение в нашей стране находиться в состоянии, которое требует действенного вмешательства со стороны государства. Необходимо усовершенствовать социальную политику государства, способом реализации которой является система социальной защиты и социальных гарантий.

Одним из наиболее важных факторов развития трудового потенциала является механизм регулирования заработной платы, составными которого являются созданные государством институты минимальной заработной платы, прожиточного минимума. На протяжении анализированного периода темпы роста минимальной заработной платы уменьшились с 39,8 до 23,9% [10; 11] . Низкий уровень заработной платы и чрезмерное налоговое давление предпринимателей становятся кризисными факторами и деструктивно влияют на состояние занятости населения, приводят к оттоку трудового потенциала в сферу «теневого» сектора распределения доходов, тем самым усложняют для безработных действие социальных компенсаторов. В последние годы в Украине

темпы роста заработной платы являются значительно выше чем темпы роста производительности труда (в среднем 29,5 и 6,6 (в среднем 29,5 и 6,6% соответственно), что является отрицательной тенденцией. В период 2000-2008 гг. темпы роста производительности труда уменьшилась с 10,4 до 1,6%. Такая ситуация приводит к отрицательным последствиям в экономике, падению производства [ 7; 10; 12].

Особенной чертой формирования новой экономики в условиях трансформационной экономики и глобализационных процессов является экономика знаний, основными факторами которой является инновационный труд и интеллектуальный капитал. В построении экономики знаний, в активизации процесса интеграции движущих сил и источников интеллектуальноинновационного развития главное место принадлежит человеческому капиталу, который является реализированой, активной частью трудового потенциала. В ходе проведенного анализа за период 2001-2011 годов количество организаций, которые выполняют научные исследования и разработки, уменьшилось на 12,6% (с 1490 до 1303 организаций), что отрицательно влияет на инновационное развитие страны. Удельный вес объема выполнения научных и научнотехнических работ в ВВП значительно уменьшился с 1,16 до 0,9%, что является отрицательной тенденцией и свидетельствует о недостаточности внимания государства к развитию сферы науки, без чего невозможно повышать конкурентоспособность экономики и рынка труда [10; 11].

В последние годы институт образования значительно трансформировался в нашей стране. Острой проблемой на рынке труда остается несбалансированность нужд рынка труда и образовательных услуг через отсутствие государственной системы профессиональной ориентации и низкоэффективную, неусовершенствованную систему госзаказа на специалистов рабочих профессий. Необходимым шагом на пути сбалансирования образовательной структуры населения согласно требований инновационного развития страны является возрождение профессионально-технического образования в Украине. На

протяжении 2001-2011 годов состоялось уменьшение количества подготовленных рабочих на 7,27% (с 266,8 тыс. лиц в 2001 году до 247,4 тыс. лиц в 2011 году), что является отрицательной тенденцией [7; 10; 11].

Сегодня происходит трансформация модели работника и требований к его компетенции. Глобальным явлением становится перемещение спроса на рабочую силу в сторону высшей квалификации и компетенции. Этого требует конкуренция на рынке труда, увеличение частицы нестандартных форм занятости, использование новых моделей рабочего времени, повышение спроса на работников определенного работодателями профиля компетентности. Современные изменения на рынке труда требуют соответственных изменений в системе образования и профессионального обучения населения, что можно осуществить только при активном участии государства в по строении образовательного пространства страны.

Государство должно овладевать новым инструментарием и активизировать свои действия в направлении формирования и развития конкурентоспособности рынка труда Украины.

Необходимым условием эффективного функционирования социальноинституционального рынка труда в Украине является активизация институциональных преобразований и экономических реформ.

С принятием государством инновационной модели развития экономики одной из ее признаков является инновационный тип занятости трудового потенциала.

С целью развития определенного круга проблем развития социальноиндустриального рынка труда мы предлагаем авторскую модель усовершенствования организационно-экономического механизма

государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда Украины, в которой предложено стратегические направления эффективного государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда

Украины с определением соответствующих мероприятий по каждому направлению (рис.3).

В современных условиях развития экономики усиливается внимание к исследованию проблем, которые возникают в процессе функционирования национального рынка труда в условиях глобальных вызовов. Интенсификация процессов глобализации и ее влияние на формирование и развитие социальноинституционального рынка труда в Украине характеризируется такими основными тенденциями, последствия которых являются противоречивыми: наблюдаются процессы институционализации рынка труда; повышается гибкость рынка труда; развивается социализация трудовых отношений; происходит появление и развитие новых видов и типов деятельности, которые создают повышенный спрос на работников с высоким уровнем образования, профессионализма; определяется поляризация доходов работников и уровня их жизни, наблюдается повышение влияния транснациональных корпораций (ТНК) на рынок труда; усиливается влияние Международной организации труда на развитие отношений между трудом и капиталом в условиях интенсификации процессов глобализации; глобальной проблемой рынка труда является его функционирование в условиях вступления Украины в МОТ.

Организационно-экономический механизм государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда Украины

7), 2012

Оптимизация госрегулирования на рынке труда

Условия и принципы регулирования

ОЮР пкгас ги

Модернизация функций государства в направлении институциональных изменений на рынке

Цели и задачи организационно-экономического механизма

Основные составные организационно-экономического механизма

Социальные

Усовершенствование и развитие социальных институтов, принятие прогрессивных оциальных гарантий и стандартов

Экономические

Усовершенствование институтов и методов, которые содействуют повышению качества жизни населения

Правовые

Усовершенствование трудового законодательства, принятие новых законов и нормативных актов

Организационные

Институционализация рынка труда (формирование системы органов для эффективного регулирования рынка труда

Политические

С оздание новых политических партий, изменения в правительстве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационные

Развитие и внедрение информационно-комуникационных технологий

Инновационные

Внедрение инноваций на рынке труда

Образовательные

Реформирование

института

образования

Демографичес-кие

Воспроизводство трудового потенциала, оптимизация миграционной политики

Институциональные изменения на отечественном рынке труда (трансформация формальных и неформальных институтов)

Трансформация института занятости: Реформирование старых Создание новых Изменения в политическом, Изменение в менталитете народа,

• нестандартные формы занятости; рынков труда институтов, их правовом, экономическом, норма поведения, определение места в

• нетипичные модели рабочего времени. развитие социальном институтах социуме

Стратегические направления эффективного государственного регулирования социально-институционального рынка труда

1. Усовершенствование института трудового законодательства;

2. Усовершенствование системы налогообложения, как в целом, так и фонда оплаты труда;

3. Усовершенствование и оптимизация структуры государственных органов в сфере труда;

4. Направление усилий на повышение социализации отношений в сфере труда;

5. Повышение качества трудового потенциала на основании инновационного подхода.

Усовершенствование механизма эффективного управления трудовым потенциалом на инновационной основе

6.Усовершенствование системы госрегулирования занятости;

7. Регулирование и усовершенствование социальной политики государства как фактора экономического развития страны;

8. Реформирование института оплаты труда для обеспечения перехода на модель экономики с высокой стоимостью трудового потенциала;

9.Создание новой системы инновационного управления трудом и регулирования социальнотрудовых отношений с учетом соответствующих изменений на рынке труда

Усовершенствование модели организационноэкономического обеспечения государством процесса развития человеческого

Усовершенствование модели изменений государственного подхода к управлению социальной сферой

10.Реформирование института инновационного образования и профессионального обучения формирования интеллектуального потенциала страны;

1 ¡.Разработка эффективной государственной программы с целью формирования в стране инновационной, интеллектуальной экономики знаний, которая будет направлена на повышение конкурентоспособности трудового потенциала; ^.Усовершенствование демографической и миграционной политики.

13..Реформирование института здравоохранения.

Усовершенствования механизма госрегулирования миграционных процессов трудового потенциала

14.Информатизация рынка труда - развитие и применение информационнокоммуникационных технологий, развитие электронного управления, усовершенствование электронных навыков трудового потенциала;

15.Улучшение инвестиционного климата в государстве, проведение стабилизационной экономической политики;

16.Оптимизация ценностных ориентиров в сфере социально-трудовых отношений как залог развития неформальных институтов (традиции, обычаи, нормы) в эпоху глобализационных изменений.

Контроль государства за выполнением и внедрением мероприятий по результатам функционирования институтов рынка труда

Разработка и реализация целевых комплексных программ развития трудового потенциала и рынка труда, внедрение национальных стратегий (демографической, миграционной, социальной, образовательной)

Повышение конкурентоспособности национального рынка труда как результат внедрения эффективных мероприятий государством

я

Рис. 3.

Модель усовершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда в Украине (авторская модель)

Глобализация экономики сопровождается ростом мобильности рабочей силы и интенсификацией миграционных процессов.

В соотношении к экономически активному населению трудоспособного возраста частица мигрантов колебалась от 6 до 7,2%. Наименшее движение трудового потенциала наблюдалось в период финансово-экономического кризиса, начиная с конца 2008г. В этот период сальдо внешней миграции имело отрицательное значение по отношению 2004г., а с 2005г. миграционный рост изменился на положительное число (4583) с дальнейшим ростом до 16133 человек в 2010 году, но остается значительное число не учтенных мигрантов [12]. Очень острой является для Украины проблема интеллектуальной миграции, потеря высококвалифицированных кадров.

В Украине отсутствует эффективное государственное регулирование в сфере трудовых миграций; несовершенное законодательство, что проявляется в неполноценном учете миграционных потоков. Это отрицательно влияет на осуществление миграционной политики и составляет угрозу национальной безопасности Украины, приводит к обострению демографического кризиса.

Выводы. В ходе исследования выявлено, что рынок труда, на котором действует закон спроса и предложения, имеет существенные отличия от других рынков. Одним из современных подходов к исследованию рынка труда является институциональный, объектом которого является исследование институтов, что дает возможность полнее и объективнее учитывать взаимосвязь экономических, политических, социальных, правовых и других составляющих системных преобразований. Проанализировано социальноинституциональные изменения на рынке труда в Украине и определено, что формирование новой модели социально-трудовых отношений на рынке труда происходит стихийно, без необходимого регулирования со стороны государства, что, прежде всего, связано с несовершенством трудового законодательства и отсутствием контроля за его выполнением, с развитием теневой экономики. На рынке труда в Украине недостаточное развитие

получила социализация трудовых отношений, развитие социальных институтов, что не дает возможности реализовать модель социально ориентированной рыночной экономики. Анализ общей структуры занятости трудового потенциала Украины свидетельствует о ее несоответствии международным стандартам конкурентоспособности рабочей силы и приоритетам инновационного развития национальной экономики. Мы предложили модель усовершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования институциональных изменений на рынке труда в Украине с определением стратегических направлений и соответственного комплекса мероприятий относительно эффективного решения очерченной проблемы в сфере труда. В правовом институциональном направлении предложено усовершенствовать законодательную базу Украины с учетом трансформационных преобразований в сфере труда. Трансформационные процессы, которые происходят на рынке труда, обуславливают формирование нового типа труда, который характеризируется преобладанием интеллектуальной составной. Интенсификация процессов глобализации, вступление Украины в МОТ содействуют вхождению государства в международный рынок труда и усиливают необходимость институциональных преобразований в развитии страны.

В дальнейшем перспективными для исследования являются вопросы социализации трудовых отношений, формирование новой концепции миграционной политики Украины и стран СНГ.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России / Под ред. Л.Абалкина. М.: Институт экономики РАН, 1998. 126с.

2. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. Москва: Дело и сервис, 2009.

3. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ века // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №9. С.51-62.

4. Геец В.М. Стратегия человеческого развития в Украине (коллективная монография). Киев: Научная мысль, 2006. 428с.

5. Гелбрейт Дж. Суспільство блага. К.: Скарби, 2003. 158с.

6. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993.

7. Государственная служба занятості [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.dcz.gov.ua

8. Гришнова О., Тертична Л. Економічна природа і значення категорії «людський капітал» // Україна: аспекти праці, 2003. №7. С.33-37.

9. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос. 2000.

10. Лібанова Е. Кому вигідна дешева робоча сила? [Електронний ресурс]. Режим доступу: http: // www.zn.ua/2000/2020/56547

11. Статистический ежегодник Украины за 2009г. Киев: Консультант, 2010. 524с.

12. Статистический ежегодник Украины за 2011г. Киев: Консультант, 2012. 620с.

13. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 2010. 234с.

14. Human Development Report 2011:

[http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr 2011/].

References

1. Abalkin L.I. Sotsial'nye prioritety i mekhanizmy ekonomicheskikh

preobrazovaniy v Rossii [Social priorities and mechanisms of economic reforms in Russia]. Moscow Institute of Economics, 1998. 126 p.

2. Bashkatov B.I., Karpukhina G.Yu. Mezhdunarodnaya statistika truda [International labor statistics]. Moscow: Business and Services, 2009.

3. Vishnevskaya N. Rynok rabochey sily v retrospektive KhKh veka [Labour market in retrospect twentieth century]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], no. 9 (2001): 51-62.

4. Geets V.M. Strategiya chelovecheskogo razvitiya v Ukraine [Strategy for Human Development in Ukraine]. Kiev: Scientific Thought, 2006. 428 p.

5. Gelbreyt Dzh. Suspü'stvo blaga [Suspilstvo good]. K.: Treasures, 2003.

158 p.

6. Glaz'ev S. Teoriya dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya [theory of long-term technical and economic development]. Moscow: Vladar, 1993.

7. http:// www.dcz.gov.ua

8. Grishnova O., Tertichna L. Ekonomichna priroda i znachennya kategorii «lyuds'kiy kapital» [Ekonomichna nature of values i kategorii "Human CAPITAL"]. Ukraina: aspektipratsi, no. 7 (2003): 33-37.

9. Inozemtsev V. Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy [modern industrial society: nature, conflicts, and prospects]. Moscow: Logos. 2000.

10. Libanova E. Komu vigidna desheva robocha sila? [Who Libanova vigidna cheap Working strength?]. http://www.zn.ua/2000/2020/56547

11. Statisticheskiy ezhegodnik Ukrainy za 2009g. [Statistical Yearbook of Ukraine for 2009]. Kiev: Consultant, 2010. 524 p.

12. Statisticheskiy ezhegodnik Ukrainy za 2011g. [Statistical Yearbook of Ukraine for 2011]. Kiev: Consultant, 2012. 620 p.

13. Formirovanie obshchestva, osnovannogo na znaniyakh. Novye zadachi vysshey shkoly. Doklad Vsemirnogo banka [A society based on knowledge. New challenges of high school. The World Bank report]. New York: World, 2010. 234 p.

14. Human Development Report 2011:

[http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr 2011/].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Боголиб Татьяна Максимовна, декан финансово-экономического факультета, заведующая кафедрой финансово, денежного оборота и кредита, доктор экономических наук, профессор

Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет

ул. Сухомлинского 30, г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская область, 08400,

Украина

e-mail: Bogolib60@mail.ru DATA ABOUT THE AUTHOR

Bogolib Tatiana Maksimovna, dean financial and economic department, head of the financial, monetary circulation and credit, PhD, professor

Pereyaslav-Khmelnitsky Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University 30, Sukhomlinsky Str., Pereyaslav-Khmelnytsky, Kyiv region, 08400, Ukraine e-mail: Bogolib60@mail.ru

Рецензент:

Г алица И.А., доктор экономических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.