Научная статья на тему 'СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1064
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Градостроительный кодекс РФ / нормативно-правовое регулирование / градостроительная деятельность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сперанский О.В.

В статье автором рассмотрена система нормативного правового регулирования градостроительной деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

gs^ публичное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-110-113 СПЕРАНСКИЙ Олег Вадимович,

NIION: 2018-0076-4/22-591 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-4-790 директор Правового департамента

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, e-mail: son23@yandex.ru

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье автором рассмотрена система нормативного правового регулирования градостроительной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: Гэадостроительный кодекс РФ, нормативно-правовое регулирование, градостроительная деятельность.

SPERANSKY Oleg Vadimovich,

PhD in Law, Director of the Legal Department of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services

of the Russian Federation

THE SYSTEM OF NORMATIVE LEGAL REGULATION OF URBAN DEVELOPMENT ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In the article, the author considers the system of normative legal regulation of urban development activities in the Russian Federation.

Key words: regulatory and legal regulation, urban planning activity.

Законодательство о градостроительной деятельности Российской Федерации (на основе которого, в частности, обеспечивается устойчивое развитие территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования) представляет собой систему нормативных правовых актов, которая состоит из Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Известно, что при отраслевом подходе к планированию и управлению производственным комплексом города основное внимание уделяется отраслям специализации, их рациональной концентрации в производст венной и непроизводственной сферах и развитию материальной базы предприятий градообразующих и градообслужи-вающих отраслей, подчиненных различным министерствам и ведомствам. При градостроительном подходе к проблемам экономического и социального развития города объектом планирования и

управления становится система мест приложения труда в производственной и непроизводственной сферах как единая экономическая, социально-функциональная и пространственная категория.

В методическом отношении требуется научное изучение и осмысление таких вопросов, как:

а) раскрытие механизма функциональной организации градостроительных систем и взаимоадаптации структурных элементов социально-пространственного комплекса города и района;

б) расширение системы градостроительных критериев социальной, экономической и экологической эффективности территориальной организации общественного производства в городе и формирование пространственной структуры его социально-производственного комплекса;

в) совершенствование количественных методов оценки эффективности функционально-пространственной организации городских систем, а также методов предпроектного градостроительного анализа и конструирования струк-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

туры социально-производственного комплекса города.

Большие, и особенно крупные и крупнейшие, города-миллионники располагают, по сравнению с другими категориями городских и сельских поселений, известными социальными преимуществами и, в целом, более благоприятными условиями для воспроизводства населения, несмотря на ограниченность трудовых ресурсов. При этом имеются широкие возможности для выбора профессий, повышения образовательного и квалификационного уровня, большой вероятности решения личных проблем, удовлетворения разносторонних материальных и духовных потребностей человека.

Систему нормативного правового регулирования градостроительной деятельности условно можно классифицировать на 5 уровней:

1 уровень - Конституция Российской Федерации [1] (в ред. от 1 июля 2020 г.)1, нормы которой гарантируют право каждого гражданина Российской Федерации на охрану здоровья (ст. 41) и на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

2 уровень - Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ2 (в ред. от 30.12.2021 г.) (далее - ГрК РФ). Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ.

В соответствии с ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в т.ч. городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Данная деятельность направлена на создание градостроительными средствами благоприятных условий для проживания населения, ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.

Посредством градостроительства реализуется большинство муниципальных целевых программ и инвестиционных проектов, формируются

1 См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. Изменения вступили в силу с 4 июля 2020 г. (одобрены в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

2 См.: СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 16.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

планировка и застройка территории, оптимизируется в соответствии с зонированием территории размещение объектов жилищного строительства, городского хозяйства и социальной сферы, транспортных и инженерных коммуникаций, формируется архитектурный облик поселений и городов. Продуктами территориального планирования являются градостроительные документы, сформированные на основе стратегических, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития территорий. Это генеральные планы развития городов, схемы градостроительного зонирования, землепользования, территориального развития и т.д. Наличие плановой градостроительной документации по развитию территорий является неотъемлемым шагом к обеспечению устойчивого развития городских и сельских населенных пунктов России [2].

3 уровень - федеральные законы, к которым следует относить:

- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3, определяющий публичные и частные права на землю и правовой режим отдельных категорий земель;

- Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»3;

- Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»4;

- Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»5;

- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»6;

- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»7;

- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ8;

- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ9;

- Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»10;

3 См. СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч 1). - Ст. 17

4 См. СЗ РФ. - 1995. - № 47. Ст. 4473.

5 См. СЗ РФ. - 2002 г. - № 26 - Ст. 2519.

6 См. СЗ РФ. - 1999. - № 14. Ст. 1650.

7 См. СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

8 См. СЗ РФ. - 2006. - № 23. Ст. 2381.

9 См. СЗ РФ. - 2006. - № 50. Ст. 5278.

10 См. СЗ РФ. - 1994 г. - № 35 - Ст. 3648.

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № ФЗ-184 «О техническом регулировании»1.

4 уровень - подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, в числе которых отметим:

- постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»2;

- постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 334 «О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»3;

- Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»;

- приказ Минстроя России от 8 мая 2015 г. № 347/пр «Об утверждении классификатора типов проектов повторного применения и типовой документации»;

- приказ Минстроя России от 17 марта 2015 г. № 182/пр «О создании рабочей группы по рассмотрению вопросов, возникающих при реализации Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;

- приказ Минстроя России от 29 декабря 2014 г. № 926/пр «Об утверждении Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства»;

- Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. № 372;

5 уровень - нормативные правовые акты субъектов РФ4, в числе которых, например:

- Закон г. Москвы от 25 июня 2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (с

1 См.: СЗ РФ. - 2002. - № 52 (ч. I). - Ст. 5140.

2 См.: СЗ РФ. - 2013 г. - № 47. - Ст. 6117.

3 См.: СЗ РФ. - 2022. - № 11. - Ст. 1714.

4 Отметим, что не в каждом субъекте РФ принят свой региональный Градостроительный кодекс, чаще градостроительной деятельности и ответственности за нарушение регионального градостроительного законодательства субъекта РФ посвящены отдельные статьи, например, в кодексе об административных правонарушениях конкретного субъекта РФ.

изм. и доп.) (Статья 1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности);

- Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД (с изм. и доп.) (Глава 7. Административные правонарушения в области землепользования и градостроительства);

- Кодекс Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. № 295-ОЗ (принят постановлением Государственной думы Томской области от 18 декабря 2008 г. № 1912) (с изм. и доп.) (Глава 7. Административные правонарушения в области градостроительной деятельности и эксплуатации объектов городской инфраструктуры);

- Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (с изм. и доп.) (Глава 7. Административные правонарушения в области градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры);

- Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края»;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2009 г. 726-З № 337-^ «О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях» (с изм. и доп.) (Глава 6. Административные правонарушения в области землепользования, градостроительства и благоустройства и эксплуатации зданий в районах вечной мерзлоты) и т.д.

В социально-экономическом развитии территорий можно выделить следующие устойчивые тенденции:

а) концентрация экономической деятельности в отдельных поселениях, обусловливаемая социально-экономической эффективностью развития более крупных населенных мест, обладающих развитой инфраструктурой, производственно-экономической, научной и социальной базой;

б) рассредоточение экономики в территориальном разрезе. Это объясняется необходимостью социально-экономического развития района на основе создания системы опорных центров, обеспечивающих более равномерное территориальное распределение прироста социально-экономического потенциала и использования местных ресурсов развития;

в) усиление роли функционально-пространственных связей в территориальной организации производства и социальной деятельности; процесс этот подкрепляется растущей мобильностью населения и материальных ресурсов и возможностью все более эффективного управления обширными территориальными производственными и социальными структурами в результате развития

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

совершенных массовых скоростных средств транспорта и телекоммуникационных систем;

г) социально-психологическая перестройка восприятия и оценки населе нием пространственных границ актуального бытия в направлении их максимального расширения связана с распространением нового типа осознанного места человека в обществе.

Список литературы:

[1] Росс. газ. - 1993. - 25 дек. (первоначальный текст).

[2] Лякишева В.Г., Марченко А.О. Об исторических, организационных и правовых основах градостроительной деятельности в России // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2016. - № 4. - С. 77-78.

Spisok literatury:

[1] Ross. gaz. - 1993. - 25 dek. (pervonachal'nyj

tekst).

[2] Lyakisheva V.G., Marchenko A.O. Ob istoricheskih, organizacionnyh i pravovyh osnovah gradostroitel'noj deyatel'nosti v Rossii // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2016. - № 4. - S. 77-78.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.