Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 112-121. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 7. P. 112-121.
Научная статья УДК 374.1
https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.16
Система нематериального стимулирования как средство повышения уровня профессиональной самореализации педагогов дошкольной образовательной организации
Елена Леонидовна Афанасенкова1, Юлия Алексеевна Морозова2, Евгения Анатольевна Казаева3, Наталья Викторовна Абрамовских4
1Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинск, Россия 2Независимый исследователь, Корсаков, Россия
3Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
4Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7821-2087 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5572-9195 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0703-1673 4natali-270171 @mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8869-7919
Аннотация. Статья посвящена проблеме актуализации потребности самореализации педагогов посредством системы нематериального стимулирования в дошкольной образовательной организации. В ней раскрываются психологические механизмы управления данным процессом со стороны руководителя с целью повышения уровня продуктивности профессиональной самореализации отдельных специалистов и эффективности педагогического процесса образовательной организации в целом. Приводятся результаты проведенного эксперимента по апробации авторской программы применения системы нематериального стимулирования работников. Отмечается, что ее реализация повышает внутреннюю мотивацию педагогов к работе с дошкольниками, что позитивно сказывается на уровне их профессиональной самореализации. В качестве эффективных средств нематериального стимулирования педагогов называются: психолого-педагогический тренинг, групповые консультации, деловые игры и мастер-классы; организационно-методическое сопровождение работы на отчетных мероприятиях (открытые занятия, конкурсы и т. п.); проведение анализа и обсуждения отдельных форм деятельности сотрудников ДО; срочное консультирование. Предлагаемые авторами материалы могут быть полезны руководителям и методистам дошкольных образовательных организаций для создания эффективных условий повышения уровня профессиональной самореализации педагогических работников.
Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, мотивационно-личностная сфера, система нематериального стимулирования Для цитирования: Афанасенкова Е.Л., Морозова Ю.А., Казаева Е.А., Абрамовских Н.В. Система нематериального стимулирования как средство повышения уровня профессиональной самореализации педагогов дошкольной образовательной организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 112-121. https://doi.org/10.24158/spp.20227.16.
Original article
Intangible Incentive System as a Means of Stiffening Professional Self-realization by Preschool Educational Organization Teachers
Elena L. Afanasenkova1, Yulia A. Morozova2, Evgenia A. Kazaeva3, Natalia V. Abramovskikh4
1Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia 2 Independent researcher, Korsakov, Russia
3Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia
4Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-7821-2087
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5572-9195
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-0703-1673
4natali-270171 @mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8869-7919
© Афанасенкова Е.Л., Морозова Ю.А., Казаева Е.А., Абрамовских Н.В., 2022
- 112 -
Abstract. The article examines the problem of actualization the need for self-realization by teachers through intangible incentive systems in a preschool educational organization. It reveals the psychological mechanisms for managing this process by the head in order to increase the level of productivity of professional self-realization of individual specialists and the efficiency of pedagogical process at the educational organization as a whole. The results of the experiment to test the author's program of the system of intangible incentives for employees. It is noted that its implementation increases the internal motivation of teachers to work with preschoolers, which has a positive impact on the level of their professional self-realization. As effective means of intangible incentives for teachers are called: psychological and pedagogical training, group consultations, business games and master classes; organizational and methodological support of work at reporting events (open classes, contests, etc.); analysis and discussion of individual forms of activities of preschool staff; urgent counseling. The materials proposed by the authors can be useful to managers and methodologists of preschool educational organizations to create effective conditions for improving the level of professional self-realization of teaching staff.
Keywords: self-realization, professional self-realization, motivation, extrinsic motivation, intrinsic motivation, motivational-personal sphere, intangible incentive system
For citation: Afanasenkova, E.L., Morozova, Yu.A., Kazaeva, E.A. & Abramovskikh, N.V. (2022) Intangible Incentive System as a Means of Stiffening Professional Self-realization by Preschool Educational Organization Teachers. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 112-121. Available from: doi:10.24158/spp.2022.7.16 (In Russian).
Современная дошкольная образовательная организация (ДОО) - это многофункциональная образовательная среда, в которой педагогические работники разных специализаций используют новаторские идеи и актуальные технологии для воспитания и обучения детей. Для современного образования в целом характерны: цифровизация, перестройка образовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС), внедрение новых образовательных технологий, компьютеризация учебного процесса (особенно в условиях дистанта), большая профессиональная нагрузка на педагогических работников и т. п. Все это ставит перед воспитателями, педагогами-психологами, логопедами и другими специалистами системы дошкольного образования (ДО) новые задачи: эффективной организации образовательного процесса в современных реалиях; оптимального подбора объема образовательной нагрузки персоналу ДОО; создания и поддержания психологически комфортной атмосферы в педагогическом и детском коллективах, а также обеспечения безопасной среды в дошкольном учреждении. Для их решения специалистам необходимо не только развивать свои профессиональные компетенции, но и быть замотивированными, стремиться к проявлению активности в профессиональной деятельности, использовать творческий подход к работе, выстраивая эффективную стратегию своей самореализации.
Ответственность за профессионализм педагогических работников дошкольных образовательных организаций в равной степени лежит как на них самих, так и на руководителях учреждений. Современному специалисту этой сферы необходимо высокопрофессионально решать разнообразные образовательные вопросы, задачи и проблемы. Это оказывает влияние на уровень его самореализации, которая помогает осмыслить и реализовать профессиональные возможности, приобрести внутреннюю мотивацию, осознать целенаправленность процессов саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самовоспитания (Abramovskih, Kazaeva, 2017: 740-747).
Проблемой профессиональной самореализации занимались и занимаются многие исследователи. Так, в западной психологии А. Маслоу (Maslow, 1971), К. Роджерс (Роджерс, 2001) и др. изучали вопросы самоактуализации личности; Э. Гинзберг (Ginzberg, 1972), Э. Эриксон (Erickson, 1956) и др. проводили исследования в области самоопределения; К. Левин (Левин, 2001) и др. - профессиональной социализации; Р. Ассаджиоли (Ассаджиоли, 1994), К. Ясперс (Ясперс, 1997) и др. посвятили свои труды вопросу самопознания. Однако понятия «самоактуализация», «самоопределение», «профессиональная социализация», «самопознание», используемые упомянутыми учеными, не являются тождественными для дефиниции «самореализация» и не раскрывают ее самобытного содержания.
Тематика саморазвития и самореализации в сфере профессионального труда в отечественной психологии также представлена широким спектром работ (Vasyagina et al., 2019; Abramovskih, Kazaeva, 2020; Afanasenkova et al., 2020; Афанасенкова, 2017, 2011, Афанасенкова, Вясягина, 2019; Афанасенкова, Ведяшкина, 2019 и др.). В понимании содержания категории «самореализация» мы будем опираться на них, рассматривая ее как процесс актуализации возможностей человека для достижения более высокого результата с учетом условий и ресурсов внешней среды в сложных, нередко противоречивых ситуациях. В этом контексте «самореализация обусловливается метамотивацией, позволяющей преодолевать личности внутренние и внешние препятствия для удовлетворения потребности в самоактуализации и в целом достигать поставленных целей» (Афанасенкова, 2017).
Данное определение указывает на то, что самореализация как процесс актуализируется внутренней мотивацией. Она выступает ее движущей силой и одновременно является структурной единицей. Е.Л. Афанасенкова и Н.Н. Васягина, анализируя такие психолого-педагогические категории, как «саморазвитие» и «самореализация», подчеркивают, что «оба феномена относятся к мотивационно-личностной сфере, так как связаны с высшей потребностью человека -стремлением к полной реализации собственного потенциала, в том числе и в профессиональной деятельности» (Афанасенкова, Васягина, 2019). Именно поэтому мотивационно-целевой компонент отражает стремление личности к достижениям и ее мотивационную готовность к самообразованию, к продуктивной реализации своего потенциала в деятельности, т.е. выступает внутренней движущей детерминантой процесса самореализации личности в профессии.
Исходя из содержания понятия «самореализация», уточним дефиниции таких психологических категорий, как «мотивация» и «мотивационно-личностная сфера», которые входят в структуру рассматриваемого феномена. В настоящем исследовании мы определяем мотивацию как динамический процесс системного выбора и принятия решений личностью на основе анализа имеющихся поведенческих альтернатив, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, выступает как побуждение к действию, опосредованное системой взаимозависимых мотивов (Афанасенкова, Васягина, 2019). Мотивационно-личностная сфера понимается нами как «сложное объединение движущих сил поведения личности, открывающихся субъекту в виде совокупности потребностей, мотивов, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Это стержень личности, к которому "стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» (Афанасенкова, Васягина, 2019).
Мотивацию по источнику побуждения к деятельности разделяют на внешнюю и внутреннюю. Первая обуславливается обстоятельствами или стимулами, находящимися вне личности, например, факторами среды (система стимулирования сотрудников, уровень организации профессиональной деятельности, стиль управления коллективом и т. п.) (Jung, 2014). При этом стимулы могут как способствовать, так и препятствовать процессу профессиональной самореализации личности. Определяя понятие внутренней мотивации, отметим, что она тесным образом связана с самой личностью и ее деятельностной направленностью, реализует познавательную потребность человека, играет важную роль в его профессиональном становлении, саморазвитии и самореализации (Jung, 2014).
Наше исследование базируется на внутренней мотивации как стержневом компоненте профессиональной самореализации, что находит отражение в таких концептуальных подходах, как синергический, деятельностный и компетентностный.
В синергетической концепции (Швецова, Пчелкина, 2017; Мухина, 2017 и др.) самореализующаяся личность представлена в качестве открытой автономной системы. Способность специалиста саморазвиваться, самоорганизовываться и подвергать собственные действия самоконтролю приводит к формированию у него новых значимых профессиональных качеств и навыков. Впоследствии такой новоприобретенный опыт помогает педагогу своевременно реагировать на изменяющиеся условия трудовой деятельности. В свою очередь подобные трансформации стимулируют его к дальнейшему саморазвитию и самореализации, так как переходят из внешнего воздействия в систему внутренних мотивов.
В деятельностном подходе одним из базовых условий для развития личности является ее самореализация, в том числе и профессиональная (Анисимов, 2012; Громыко, 2018 и др.). Включение личности в систему социальных отношений и исторически обусловленную общественную деятельность определяет процесс ее всестороннего развития. Профессиональная деятельность при этом представляется как вид общественно-исторической деятельности, в которой формируются условия для развития системы внутренних профессиональных мотивов личности для позиционирования себя в той или иной профессии, что позволяет ей понять и реализовать собственный потенциал.
Компетентностный подход (Ульянина, 2018; Бордовский, 2011 и др.) акцентирует внимание на необходимости овладения специалистом профессиональными компетенциями. Сам этот процесс требует от специалиста высокой мотивационной направленности, непрерывного интеллектуального развития, качественной саморефлексии, которые обуславливают его эффективность в трудовой деятельности, способность к постоянному профессиональному саморазвитию, самореализации на рабочем месте.
Анализ теоретико-эмпирических исследований по рассматриваемой проблеме подводит нас к заключению о том, что мотивация - один из ключевых компонентов в структуре професси-
ональной самореализации специалистов. Поэтому, влияя на нее, мы можем не только гармонизировать структуру профессиональной мотивации сотрудников, но и в целом положительно повлиять на их общую педагогическую направленность, уровень профессиональной самореализации. На наш взгляд, материальное стимулирование не всегда дает желаемый результат, ведь человек имеет потребности, которые не исчерпываются экономическими категориями (повышение заработной платы, стимулирующие выплаты, премии и т.п.). По А. Маслоу, имеется также потребность в безопасности, в признании, в самоактуализации (Маэ!ош, 1971). Поэтому формирование системы нематериального стимулирования может играть важную роль в процессе мотивирования сотрудников к трудовой деятельности и повышения уровня их профессиональной самореализации, особенно в образовательной сфере.
Опираясь на исследования А.Е. Митрофановой (2016), Ю.Т. Тулиной (2018), С.С. Битюковой (2019), Л.А. Третьяковой (2021) и др., под системой нематериального стимулирования мы понимаем комплекс поощрительных мер, не относящихся к денежным выплатам или вознаграждениям, ориентированный на повышение внутренней мотивации сотрудников к эффективной профессиональной деятельности посредством демонстрации человеку его социального и профессионального признания в организации. При этом нематериальными являются все формы и виды вознаграждения, которые работник не соизмеряет с материальным (денежным) аналогом поощрения.
В психологии управления выделяют три группы нематериальных стимулов: 1) стимулы, не требующие вложений со стороны организации (поздравления, похвала (особенно публичная), «доска почета (успеха)», система адаптации сотрудников (особенно молодых специалистов), делегирование полномочий и включение работников организации в процесс принятия решений и т.п.); 2) стимулы, требующие вложений от организации и распределяемые безадресно (питание за счет организации, профессиональная форма (спецодежда), медицинское обслуживание, улучшение условий труда (включая методическое обеспечение рабочего процесса), обучение и повышение квалификации сотрудников, корпоративные (профессиональные) праздники и т.п.); 3) стимулы, требующие инвестиций организации и распределяемые адресно (беспроцентная ссуда от организации, безвозмездная материальная помощь, полная или частичная оплата проезда на работу, санаторно-курортных путевок сотрудникам и членам их семей, устройство детей работников в оздоровительные лагеря, предоставление служебного автотранспорта, оплата мобильного телефона, интернета, предоставление служебного жилья и т.п.).
Настоящее исследование имело своей целью разработку и апробацию системы нематериального стимулирования педагогических работников дошкольной образовательной организации, ориентированной на повышение их профессиональной мотивации к образовательной деятельности и уровня самореализации в целом.
В работе были использованы теоретические (сравнительный анализ психолого-педагогических исследований, метод систематизации научных идей) и эмпирические методы (методика «Оценка уровня притязаний (структуры мотива)» В.К. Гербачевского1, тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (МУН) А. Реана, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана; методы формирующей работы по реализации системы нематериального стимулирования в дошкольной образовательной организации с целью развития профессиональной мотивации в деятельности педагогических работников и повышения уровня их профессиональной самореализации), методы математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена; ^критерий Стьюдента).
В исследовании приняло участие 30 педагогов - 15 сотрудников МБДОУ «Детский сад № 1 "Сказка"», составившие экспериментальную группу, и 15 работников МБДОУ «Детский сад № 28» Корсаковского городского округа Сахалинской области, объединенных в контрольную группу.
Реализация заявленной цели осуществлялась в несколько этапов.
В рамках первого из них изучались мотивация и продуктивность педагогов в их профессиональной деятельности. Были рассмотрены показатели эффективности деятельности образовательного учреждения за три календарных года, которые помогли выявить направления спада результативности и сделать предположения о причинах снижения продуктивности педагогической деятельности специалистов ДОО. На основе полученных психодиагностических данных была разработана программа нематериального стимулирования сотрудников детского сада, нацеленная на создание определенных условий для развития и повышения уровня их профессиональной мотивации к образовательной деятельности, а также самореализации.
В 2017-2018 году данная программа была впервые апробирована на базе МБДОУ «Детский сад № 1 "Сказка"» Корсаковского городского округа Сахалинской области. При этом предполагалось решение ряда задач, среди них:
1 Гербачевский В.К. Мотивация и уровень притязаний личности: психодиагностические методы. Л., 1976. 132 с.
- 115 -
1. Стимулирование личной заинтересованности педагогов в повышении уровня своих профессиональных компетенций, креативности и инициативности.
2. Объективная оценка индивидуального вклада каждого специалиста в педагогическую работу образовательного учреждения, демонстрация положительных результатов их профессиональной деятельности всем участникам образовательного процесса (через сайт ДОО, статьи местных газет и т. п.).
3. Повышение уровня мотивации педагогических сотрудников посредством систематического нематериального стимулирования.
В качестве функций разработанной программы следует назвать следующие:
функция планирования: планирование методической и информационной работы в дошкольном образовательном учреждении;
организационно-методическая функция: организация психолого-педагогического и методического сопровождения педагогов в повышении их профессиональной квалификации;
функция стимулирования: стимулирование педагогических работников к творчеству и проявлению инициативы в организации и проведении мероприятий различного профиля: информационно-обучающих - для коллег и родителей, досуговых - для воспитанников и родителей и т.п.;
рефлексивная функция: анализ возможностей личностного и профессионального роста педагогических работников в образовательной деятельности, учет их запросов, связанных с возможными направлениями повышения квалификации, улучшением условий труда и творчества в дошкольной организации.
Второй этап исследования предполагал формирующий психолого-педагогический эксперимент, в рамках которого была реализована программа нематериального стимулирования педагогов МБДОУ «Детский сад № 1 "Сказка"».
В систему нематериального стимулирования были включены следующие виды работы с педагогами ДОО:
1. Актуализация деятельности методического объединения (МО) воспитателей детского сада для ориентирования педагогов в системе профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования2, профессиональным стандартом педагога3, профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования)4.
Для этого в систему семинаров МО образовательной организации были введены разнообразные практико-ориентированные формы работы: тренинговые занятия по развитию коммуникативной компетентности; технику «Мозговой штурм» для развития способности выражать и отстаивать собственные идеи в коллективной дискуссии, приходить к единому мнению; мастер-классы для формирования навыков самопрезентации, представления коллегам по учреждению собственных педагогических разработок; деловые игры для педагогов, направленные на актуализацию необходимых знаний и опыта профессиональной деятельности и стимулирования к дальнейшему самообразованию (в соответствии с ФГОС ДО).
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОО, направленное на поддержку индивидуального стиля педагогической деятельности, обеспечивающего высокие результаты образовательного процесса, инициативность в реализации учебных программ; оказание консультативной помощи и необходимой поддержки педагогам, выходящим на аттестацию; сопровождение воспитателей, участвующих в различных конкурсах педагогического мастерства; наставничество молодых специалистов, оказание помощи в профессиональном саморазвитии и др.
3. Методическое сопровождение педагогов ДОО, цель которого - повышение уровня профессиональной квалификации при помощи понятных и коллегиально одобренных форм: обсуждение и анализ видеофайлов проведенных открытых мероприятий; организация методических консультаций на актуальные для специалистов темы с предоставлением возможности педагогам,
1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант»..
3 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Там же.
4 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 № 514н [Электронный ресурс]. Там же.
имеющим разный стаж работы, принять в них участие; оказание технического и методического сопровождения при дистанционном обучении педагогических работников; посещение различных открытых мероприятий в иных образовательных организациях, их последующий коллегиальный анализ и резюмирование; трансляция педагогического опыта и профессионального мастерства опытными специалистами внутри образовательного учреждения и т.п.
4. Представление наиболее выдающихся результатов деятельности педагогических работников ДОО широкой общественности: публикация методических материалов педагогов и обобщение передового опыта через статьи в периодической печати, сайт образовательного учреждения и т.п.; рекомендация работников к награждению на уровне муниципалитета; оформление положительных отзывов о работе и профессионализме специалистов от родителей воспитанников ДОО (отзывы, благодарственные письма и др.).
5. Нематериальное поощрение педагогов при организации и проведении мероприятий для дошкольников, родителей и коллег в различных активных и творческих формах: организация «Стены почета» (локальное публичное представление результатов работы сотрудников); создание условий для повышения «корпоративного духа» в учреждении при помощи различных групповых неформальных событий; устное поощрение активных педагогов на различного рода собраниях; открытое и объективное коллегиальное обсуждение кандидатур для награждений разного уровня на основе критериев эффективности их работы и т.п.
На третьем этапе исследования с помощью психодиагностических методик были собраны психолого-педагогические данные, определен уровень эффективности программы нематериального стимулирования педагогов ДОО к профессиональной самореализации.
Сравнительный анализ результатов психодиагностики показал изменения в развитии мотивации работников ДОО как стержневой характеристики уровня их профессиональной самореализации. Эти данные позволили нам определить степень эффективности реализованной программы.
Исходя из результатов исследования, резюмируем, что степень выраженности мотивов профессиональной деятельности среди педагогов экспериментальной группы, организованной на базе МБДОУ «Детский сад № 1 "Сказка"» Корсаковского городского округа Сахалинской области, существенно изменилась. А именно: повысился показатель выраженности познавательного мотива в профессиональной деятельности с 40 % до 53 % (на 13 %); внутреннего альтруистического мотива - с 27 % до 47 % (на 20 %), мотива самоуважения - с 14 % до 20 % (на 6 %); мотив избегания, наоборот, продемонстрировал снижение значений с 14 % до 0 % (на 14 %). Аналогичная ситуация была выявлена относительно мотива избегания неудач: его значения снизились на 7 % - с 33 % до 20 %, мотив достижения успеха характеризовался укреплением за счет роста показателей - с 27% до 60 % (на 33 %). Усиление внутренней мотивации было отмечено на 26 % - с 40 % до 66 %, показатели внешних мотивов в профессиональной деятельности снизились с 60 % до 33 % (на 27 %).
Таким образом, наблюдались следующие изменения в иерархии мотивов. Ведущая группа мотивов дополнилась познавательным мотивом (рост на 13 %) и мотивом достижения успеха (на 33 %). На наш взгляд, это связано с пониманием и принятием респондентами актуальных требований к педагогической работе, необходимости переориентировать собственную профессиональную деятельность в соответствии с ними. Значима в этом отношении актуализация опыта педагогов как их личностного ресурса и создание в образовательном учреждении атмосферы поддерживающей профессиональной среды (оказание методической помощи, психолого-педагогического сопровождения, систематическое нематериальное стимулирование).
Неоднократное проживание специалистами ситуации успеха в профессиональной деятельности, трансляция результатов их труда обществу выступили катализатором усиления стремления педагогов к позитивным преобразованиям.
В группу сопутствующих мотивов вошли: мотив самоуважения (рост показателей на 6 %), творческой самореализации (на 40 %) и внешние положительные мотивы (на 26 %). Причину сдвига мы видим в стремлении педагогических работников к постепенному профессиональному развитию, к получению нового опыта в реализации более высоких целей. Этому способствовала положительная оценка их работы не только руководством учреждения, но и родителями воспитанников, коллегами из других детских садов.
В третью группу вошли малозначимые мотивы: безопасности и комфорта (отмечено снижение значений на 14 %) и избегания неудач (на 7 %). Смена приоритетов в мотивационной сфере педагогов объясняется улучшением материальной базы ДОО, техническим оснащением рабочих мест специалистов, учетом пожеланий и мнений педагогов при решении таких важных вопросов, как закупка оборудования, планирование работы организации, формирование графиков дежурств и т.п. Мотив избегания неудач стал неактуальным у работников ДОО потому, что благодаря системе нематериального стимулирования произошел мотивационный сдвиг в сторону достижения успеха.
В контрольной выборке наблюдалось значительное снижение показателей мотивов профессиональной деятельности. Трансформация иерархии в структуре мотивации педагогов актуализировала внутренний альтруистический мотив (его показатели продемонстрировали рост значений на 20 %). На наш взгляд, данное изменение произошло по причине усиления ценностного отношения к детству, желания работать с дошкольниками, отмечая их даже самые незначительные достижения.
Полученные результаты реализованной программы нематериального стимулирования были подвергнуты обработке с помощью метода математической статистики ^-критерий Стъюдента для связных групп). Эмпирическое значение развития внутреннего мотива педагогов, мотива избегания неудач, внутреннего альтруистического мотива, мотива достижения успеха попало в зону значимости, что доказало наличие позитивных изменений в данных признаках.
Использовав метод корреляций Спирмена, мы установили положительную зависимость между мотивацией достижения успеха, избегания неудач у воспитателей и их внутренней ориентацией на профессиональную деятельность (рис. 1).
Результат: ^ = 0,62
Критические значения
tKp
p < 0,05 p < 0,01
0,361 0,570
Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов контрольной диагностики
Таким образом, эффективность апробированной программы нематериального стимулирования педагогических работников не подлежит сомнению.
В результате проделанной работы специалисты ДОО стали активно изучать и использовать ФГОС ДО для планирования своей образовательной деятельности и определения направлений повышения собственной профессиональной компетентности, участвовать в семинарах-практикумах для трансляции своего опыта и мастерства и для изучения чужого. Проводилась также работа по подготовке портфолио для получения воспитателями более высокой квалификационной категории.
Итоги проведенного исследования свидетельствуют о том, что:
1. Внутренняя мотивация является стержневым компонентом профессиональной самореализации педагогических работников.
2. В ее структуре познавательный мотив, мотив достижения успеха, мотив самоуважения, мотив желания проявить творчество в работе интенсифицируют профессиональную активность, компетентностное развитие специалистов по дошкольному образованию, стимулируют их к реализации личностного профессионального потенциала.
3. Мотивационное ядро профессиональной педагогической деятельности педагогических работников составляют познавательный, альтруистический мотивы, мотив достижения успеха. Они становятся базовыми в условиях благоприятной, безопасной и творчески опосредованной профессиональной среды.
4. Мощным стимулом для развития профессиональной мотивации и самореализации специалистов детских садов может выступать система нематериального стимулирования, неотъемлемыми элементами которой должны стать психолого-педагогическая и методическая поддержка специалистов в образовательной организации с ориентацией на их потребности и возможности. Система нематериального стимулирования должна быть гибкой, открытой, включать в себя разнообразные формы работы.
5. К эффективным способам нематериального стимулирования, которые усиливают базовые мотивы профессиональной деятельности, относятся: психолого-педагогический тренинг или включение отдельных его элементов в другие формы работы (педсоветы, групповые консультации и т. п.); деловые игры и мастер-классы; организационно-методическое сопровождение педагогов на отчетных мероприятиях (открытые занятия, конкурсы и т. п.); проведение анализа и обсуждения отдельных форм работы сотрудников ДО. Обязательным условием является срочное консультирование педагогических работников по актуальным для них вопросам и формирование позитивного опыта обращения за поддержкой и помощью к руководству образовательной организации.
В целом исследование показало, что система нематериального стимулирования повышает внутреннюю мотивацию педагогов к профессиональной деятельности, что позитивно сказывается на уровне их самореализации.
Однако такие вопросы, как разница в мотивации у разнопрофильных специалистов детского сада (воспитатель, педагог-психолог, логопед и др.), особенности ее иерархической представленности, нуждаются в дальнейшем изучении. Актуальными являются и проблемы структуры профессиональной самореализации, в которой важное место, помимо мотивации, занимает социальная и профессиональная зрелость личности специалиста. Сказанное открывает широкие перспективы для дальнейших исследований по данной проблематике.
Список источников:
Анисимов О.С. Проблемы педагогики и психологии высшей школы (прелюдия игротехнической парадигмы). M., 2012. 368 с. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика : от душевного кризиса к высшему «Я». M., 1994. З11 с. Афанасенкова EA Mотивационная сфера, мотивация и мотивы будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки. Южно-Сахалинск, 2017. 294 с.
Афанасенкова EA Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции: теоретические признаки понятий и их операционализация // Приоритеты развития современного Российского образования: проблемы и перспективы. Южно-Сахалинск, 2011. С. З5-Э7.
Афанасенкова EA, Васягина Н.Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 10-Э0. https://doi.org/1G.2617G/po19-G2-G2
Афанасенкова EA, Ведяшкина Ю.А. Особенности содержания профессиональной самореализации воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. 2019. № S. С. 124—1ЭЭ. https://doi.org/1G.2617G/po19-G8-16
Битюкова С.С. Mотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений // Mолодой ученый. 2019. № З2 (270). С. 20—2Э.
Бордовский Г.А. Педагогический университет XXI века. СПб., 2011. 10S с.
Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 201S. Т. 2З, № 1. С. 9З—1G5. https://doi.org/1G.17759/pse.2G182ЭG1G8 Левин К. Динамическая психология : избранные труды. M., 2001. 572 с.
Mитрофанова А^. Современные системы нематериального стимулирования персонала организации // Вестник Университета. 2016. № 11. С. 20S—212.
Mухина А.И. Синергетический подход в развитии исследовательской компетентности педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № З (17). С. 51-56. https://doi.org/1G.2Э951/2ЭG7-6127-2G17-Э-51-56 Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. M., 2001. 414 с.
Третьякова Л.А. Особенности нематериального стимулирование труда персонала в образовательных организациях // Россия: тенденции и перспективы развития. M., 2021. С. 893—895.
Тулина Ю.Т. Нематериальное стимулирование педагогических работников как инструмент управления в условиях бюджетных ограничений // Актуальные вопросы современной науки : в 2-х частях. Томск, 201S. Ч. 2. С. 17З—182.
Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 201S. Т. 10, № 2. С. 1З5-147. https://doi.org/1G.17759/psyedu.2G181GG212
Швецова В.А., Пчелкина EA Синергетический подход к обучению студентов в системе высшего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № З-1. С. 192—196. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-Э/1 -192-196.
Ясперс К. Общая психопатология. M., 1997. 105Э с.
Abramovskih N.V., Kazaeva E.A. Methodical System of Advanced Training for Elementary School Teachers in the Application of Information Technology // Advances in Economics, Business and Management Research. Yekaterinburg, 2G2G. Р. 859— 86Э. https://doi.org/1G.2991/aebmr. k.200502.14G
Afanasenkova E.L., Morozova Ju.A., Pankstyanova N.A. Motivation of Students with Different Professional Education Levels as a Determinant of Future Professional Self-Realization // E3S Web of Conferences. Rostov-on-Don, 2G2G. Р. 190Э4. https://doi.org/1 G.1051/e3sconf/2020210190Э4
Erickson E. The Problem of Ego Identity // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1956. Vol. 4, iss. 1. Р. 56-121. Ginzberg E. Toward a Theory of Occupational Choice: A Restatement // Vocational Guidance Quarterly. 1972. Vol. 2G, iss. Э. Р. 2-9. https://doi.org/1 G.1002/j.2164-585x. 1972.tb02037.x
Jung C.G. Collected Works. Vol. 8: The Structure and Dynamics of the Psyche. Princeton, 2014. 608 р. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth, 1971. 4Э0 р.
Vasyagina N.N., Afanasenkova E.L., Vedyashkina J.A., Vasyagina S.A., Abramovskih N.V. Psychological Resources of Pedagogical Staff Professional Self-Realisation // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. EPSBS. Moscow, 2019. P. 740-747. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.96
References:
Abramovskih, N. V. & Kazaeva, E. A. (2020) Methodical System of Advanced Training for Elementary School Teachers in the Application of Information Technology. In: Advances in Economics, Business and Management Research. Yekaterinburg, рр. 859-863. Available from: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.140
Afanasenkova, E. L. & Vasyagina, N. N. (2019) Self-Development and Self-Actualization of Teachers in Professional Activities. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. (2), 10-30. Available from: https://doi.org/10.26170/po19-02-02 (in Russian).
Afanasenkova, E. L. & Vedyashkina, Ju. A. (2019) Features of the Content of Professional Self-Realization of Educators and Teachers-Psychologists of Preschool Educational Institutions. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. (8), 124-133. Available from: https://doi.org/10.26170/po19-08-16 (in Russian).
Afanasenkova, E. L. (2017) Motivatsionnaya sfera, motivatsiya i motivy budushchikh spetsialistov v sisteme ikh profession-al'noi podgotovki [Motivational Sphere, Motivation and Motives of Future Specialists in the System of Their Professional Training]. Yuzhno-Sakhalinsk. 294 р. (in Russian).
Afanasenkova, E. L. (2011) Professional'naya kompetentnost' i professional'nye kompetentsii: teoreticheskie priznaki po-nyatii i ikh operatsionalizatsiya [Professional Competence and Professional Competencies: Theoretical Signs of Concepts and Their Operationalization]. Prioritety razvitiya sovremennogo Rossiiskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. Yuzhno-Sakhalinsk, рр. 35-37 (in Russian).
Afanasenkova, E. L., Morozova, Ju. A. & Pankstyanova, N. A. (2020) Motivation of Students with Different Professional Education Levels as a Determinant of Future Professional Self-Realization. In: E3S Web of Conferences. Rostov-on-Don, 2020. Р. 19034. Available from: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019034
Anisimov, O. S. (2012) Problemypedagogiki ipsikhologii vyssheishkoly (prelyudiya igrotekhnicheskoiparadigmy) [Problems of Pedagogy and Psychology of Higher Education (Prelude to the Game-Technical Paradigm).]. Moscow. 368 р. (in Russian).
Assadzhioli, R. (1994) Psikhosintez: teoriya i praktika : ot dushevnogo krizisa k vysshemu «Ya» [Psychosynthesis: Theory and Practice: from a Mental Crisis to a Higher Self]. Moscow. 311 р. (in Russian).
Bityukova, S. S. (2019) Motivatsiya i stimulirovanie personala obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Motivation and Incentives for Personnel of Educational Institutions]. Molodoi uchenyi. (32 (270)), 20-23 (in Russian).
Bordovskii, G. A. (2011) Pedagogicheskii universitet XXI veka [Pedagogical University of the XXI Century]. Saint-Petersburg. 108 р. (in Russian).
Erickson, E. (1956) The Problem of Ego Identity. Journal of the American Psychoanalytic Association. 4 (1), 56-121.
Ginzberg, E. (1972) Toward a Theory of Occupational Choice: A Restatement. Vocational Guidance Quarterly. 20 (3), 2-9. Available from: https://doi.org/10.1002/j.2164-585x. 1972.tb02037.x
Gromyko, Yu. V. (2018) On the Issue of Establishing Public Schools of the Future: a Synthesis of Subjectand Project-Based Education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 23 (1), 93-105 Available from: https://doi.org/10.17759/pse.2018230108 (in Russian).
Jung, C. G. (2014) Collected Works. Vol. 8: The Structure and Dynamics of the Psyche. Princeton. 608 р.
Levin, K. (2001) Dinamicheskaya psikhologiya : izbrannye trudy [Dynamic Psychology : Selected Works]. Moscow. 572 р. (in Russian).
Maslow, A. H. (1971) The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth. 430 р.
Mitrofanova, A. E. (2016) The Modern System of Non-Material Stimulation of Personnel of the Organization. Vestnik Univer-siteta. (11), 208-212 (in Russian).
Mukhina, A. I. (2017) Synergetic Approach in Relation to Issues of Development of Research Competence of the Teacher. Scientific and pedagogical review. (3 (17)), 51-56. Available from: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-3-51-56 (in Russian).
Rodzhers, K. R. (2001) Stanovlenie lichnosti. Vzglyad na psikhoterapiyu [The Formation of Personality. A Look at Psychotherapy]. Moscow. 414 р. (in Russian).
Shvetsova, V. A. & Pchelkina, E. P. (2017) Synergetic Approach to Training Students in the System of Higher Professional Education. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 9 (3-1), 192-196. Available from: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196 (in Russian).
Tret'yakova, L. A. (2021) Osobennosti nematerial'nogo stimulirovanie truda personala v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Peculiarities of Intangible Incentives of Labor in Educational Organizations]. In: Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Moscow, рр. 893-895 (in Russian).
Tulina, Yu. T. (2018) Nematerial'noe stimulirovanie pedagogicheskikh rabotnikov kak instrument upravleniya v usloviyakh byudzhetnykh ogranichenii [Intangible Incentives for Teachers as a Management Tool under Budgetary Constraints]. In: Ak-tual'nye voprosy sovremennoi nauki. Vol. 2. Tomsk, рр. 173-182 (in Russian).
Ulyanina, O. A. (2018) Competence Approach in the Scientific Paradigm of Russian Education. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 10 (2), 135-147. Available from: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100212 (in Russian).
Vasyagina, N. N., Afanasenkova, E. L., Vedyashkina, J. A., Vasyagina, S. A. & Abramovskih, N. V. (2019) Psychological Resources of Pedagogical Staff Professional Self-Realisation. In: The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. EPSBS. Moscow, рр. 740-747. Available from: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.96
Yaspers, K. (1997) Obshchaya psikhopatologiya [Obshchaya Psikhopatologiya]. Moscow. 1053 р. (in Russian).
Информация об авторах Е.Л. Афанасенкова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, заместитель директора Института психологии и педагогики по научной работе Сахалинского государственного университета, Южно-Сахалинск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=264152.
Ю.А. Морозова - педагог-психолог, заведующий Детским садом № 1 «Сказка», Корсаков, Россия.
Е.А. Казаева - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом и психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=334270.
Н.В. Абрамовских - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=253620.
Information about the authors E.L. Afanasenkova - PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology, Deputy Director of the Institute of Psychology and Pedagogy for Scientific Work, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=264152.
Yu.A. Morozova - Educational Psychologist, Head of Korsakov Kindergarten No. 1 "Skazka", Korsakov, Russia.
E.A. Kazaeva - D.Phil. in Pedagogy, Associate Professor, Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=334270.
N.V. Abramovskikh - D.Phil. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=253620.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.07.2022.