Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение мотивации повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций'

Педагогическое обеспечение мотивации повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПОДХОДЫ / APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веснина Ирина Сергеевна, Демидова Светлана Александровна

В данной статье отображена роль повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в свете введения федерального государственного стандарта дошкольного образования. В статье предложены и охарактеризованы подходы и принципы повышения мотивации к профессиональному росту педагогов дошкольных образовательных организаций. Показаны конкретные приемы работы, которые помогут достичь необходимых результатов. Повышение квалификации педагогических работников рассматривается как важная предпосылка, которая обеспечивает профессионально-личностный рост специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веснина Ирина Сергеевна, Демидова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение мотивации повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций»

7. Электронная интернет-библиотека Аодзора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aozora.gr.jp/ (дата обращения: 19.03.2018).

8. Янагита Кунио. Нихон-но мукасибанаси. Токио: Синтё бунко, 1983. 188 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1 2 Веснина И.С. , Демидова С.А.

Email: Vesnina639@scientifictext.ru

1Веснина Ирина Сергеевна - магистрант; 2Демидова Светлана Александровна - магистрант, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

г. Арзамас

Аннотация: в данной статье отображена роль повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в свете введения федерального государственного стандарта дошкольного образования. В статье предложены и охарактеризованы подходы и принципы повышения мотивации к профессиональному росту педагогов дошкольных образовательных организаций. Показаны конкретные приемы работы, которые помогут достичь необходимых результатов. Повышение квалификации педагогических работников рассматривается как важная предпосылка, которая обеспечивает профессионально-личностный рост специалистов.

Ключевые слова: мотивация, квалификация, образование, принципы, подходы.

PEDAGOGICAL SUPPORT MOTIVATION ADVANCED TRAINING

OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS

12 Vesnina I.S.1, Demidova S.A.2

1Vesnina Irina Sergeevna - Master Student; 2Demidova Svetlana Aleksandrovna - Master Student, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACULTY, ARZAMAS BRANCH

FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION NIZHNY NOVGOROD STATE UNIVERSITY H.I. LOBACHEVSKY,

ARZAMAS

Abstract: in this article the role of professional development of teachers of preschool educational organizations in the light of introduction of the Federal state standard of preschool education is displayed. The article proposes and describes the approaches and principles of increasing motivation for professional growth of teachers of preschool educational organizations. The specific methods of work that will help to achieve the necessary results are shown. Professional development of pedagogical workers is seen as an important prerequisite, which ensures professional and personal growth experts. Keywords: motivation, qualification, education, principles, approaches.

УДК 378

Дошкольное образование является первичным элементом образовательной системы в России. Известно, что основа будущей личности закладывается еще в раннем возрасте, именно поэтому воспитание здоровой и компетентной личности, обеспечение качественного и доступного дошкольного образования являются главными приоритетами современной политики государства. Дошкольное образование является прочным фундаментом современной системы непрерывного образования. Следовательно, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную и вариативную систему, которая реализует государственный заказ и отвечает запросам потребителей дошкольных образовательных услуг, принадлежащих к различным социальным группам. Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат -всестороннее развитие личности ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения, предполагает высокий уровень профессионализма воспитателей ДОО. В связи с этим, модернизация системы образования выдвигает новые требования к профессиональной деятельности педагогов дошкольных учебных заведений, сущность которой заключается в обеспечении развития инновационных процессов и их внедрение в профессиональную деятельность. Эти концептуальные положения заложены во ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [1]. В этом документе отмечается необходимость систематического совершенствования профессиональной компетентности и всестороннего развития педагогических работников ДОО.

Повышение квалификации педагогических работников в общем, и воспитателей ДОО, в частности, рассматривается как важная предпосылка, которая обеспечивает профессионально-личностный рост специалистов. Сейчас, стратегическое направление на непрерывность образования требует, прежде всего, глубоких концептуальных изменений в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В этих условиях модернизация образовательной системы, с одной стороны, ставит педагога перед необходимостью личностно-профессионального развития, а с другой, - способствует обострению проблем и противоречий. Этот подход свидетельствует об обновлении целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования, которые являются неотъемлемой частью активного личностно-профессионального развития педагогов ДОО. Следовательно, проблема повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОО в условиях коренных преобразований является действительно актуальной.

Повышение квалификации воспитателей дошкольного образования ученые рассматривают как устойчивый фактор жизнедеятельности субъектов профессиональной деятельности, которая детерминирует содержание обучения, его формы, методы и организацию. И это вполне закономерно, поскольку педагогическое образование (в т.ч., и последипломное), в значительной степени нацелено на повышение профессионального роста воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Но специальных фундаментальных исследований по обоснованию и классификации исходных концептуальных положений, которые направлены на развитие мотивации как основы профессионализма специалистов дошкольной педагогики, на сегодня, явно недостаточно.

Любая обоснованная программа, в частности, программа развития мотивации педагогов дошкольного образования к повышению профессиональной компетентности, должна иметь свою конкретную методологическую основу. Ее базисом является целостная авторская концепция теоретико-методических основ определенного процесса [16, с. 9].

Организация педагогического влияния на развитие мотивации как основы профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений осуществлялся на базе таких принципов и подходов:

- непрерывности (выступает как методологический подход: с момента овладения педагогом необходимым объемом знаний в высшем педагогическом учебном заведении и до окончания его активной деятельности в сфере организации образования);

- конкурентоспособности (необходимость в профессионалах высокого уровня, готовых работать в соответствии с социально-экономическими реалиями наших дней);

- комплексности (целостный педагогический процесс взаимодействия всех его участников на основе сотрудничества между собой, направленный на прогрессивное развитие личности воспитателя);

- оптимизации (планомерное и систематическое совершенствование работы с педагогами на основе изучения тенденций и особенностей функционирования системы образования, организацию всех ее компонентов);

- преемственности и перспективности (процесс развития профессиональной мотивации и саморазвития специалистов дошкольной педагогики должен основываться на анализе недостатков и достижений полученного предыдущего опыта);

- вариативности и дифференциации (содержательный и организационный аспекты работы по развитию мотивации и профессионализма воспитателей, направленные на учет их особенностей: возраст, педагогический стаж работы, уровень теоретической и практической профессиональной подготовки и т.п.);

- кооперации (взаимодействие преподавателей и слушателей, направленное на обогащение и развитие системы обучения воспитателей с помощью объективного и системного знания о закономерностях личностно-профессионального роста специалиста);

- целеустремленности (органическая взаимосвязь преемственности и перспективности);

- инноватики (целенаправленное внесение изменений в организацию работы педагогов-воспитателей над собой путем внедрения нововведений);

- стимулирование и поддержка особого духовного климата (господство атмосферы доверия, открытости, доброжелательности и толерантности) [16].

Рассмотренная выше систематизация исходных положений базируется на комплексном подходе к проблеме развития мотивации к повышению профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которая дала возможность проследить взаимосвязь, место и роль принципов как определенного целостного образования.

Для педагогов все очевиднее становится тот факт, что реализация стратегии фундаментализма в дошкольном образовании обеспечивает целостность, глубину и взаимопроникновение социально-философских, общепрофессиональных и специальных знаний при повышении мотивации к профессиональному росту у воспитателей. Фундаментализм, прежде всего, обеспечивает высокий общекультурный уровень образования, органическое сочетание теоретической и практической подготовки кадров, позволяет преодолеть ее узкую профессиональную направленность.

Перспективы развития теории обучение взрослых находятся в прямой зависимости не только от производительности академических институтов педагогической науки, но и от уровня духовно-нравственной ответственности субъектов педагогического сообщества.

Актуальность подготовки педагога-дошкольника качественно нового типа предъявляет высокие требования к личности воспитателя, основной из которых является мотивация к повышению профессионализма в работе.

Следует подчеркнуть, что работа личности воспитателя ДОО над собой осуществляется не в замкнутом внутреннем мире, а за ее пределами - на работе, в процессе последипломного образования и просто - в процессе отношений с окружающими людьми [14, с. 68].

Следовательно, развитие профессионализма воспитателей ДОО рассматривается как комплексное явление, которое требует интеграции всех вышеназванных подходов и положений, потому что все они взаимосвязаны.

Таким образом, рассмотренные теоретические положения и подходы, определяющие стратегию развития мотивации как основы профессионализма воспитателей, определяют, что эта стратегия должна быть тоже комплексной, ведь абсолютизация одного из аспектов проблемы нарушает целостность указанного процесса.

Итак, одной из базовых составляющих профессиональной компетентности воспитателя является мотивация к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, ведь именно мотивация будет обеспечивать прогрессивное развитие его личности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.

Целью деятельности воспитателей ДОО является достижение ими максимально возможного уровня профессиональной компетентности, непрерывное профессиональное самосовершенствование, что, в свою очередь, требует высокого уровня мотивации на данный процесс.

Таким образом, ориентируясь на реализацию личностного потенциала воспитателей, ожидается их направленность на продуктивную профессиональную деятельность именно от процесса ценностно-смысловой самоорганизации: приобретение мотивов к развитию профессиональной компетентности, осознание сущностных экзистенциальных характеристик своей профессиональной деятельности, проявление субъектной активности в отношении себя, глубокое и всестороннее самопознание, критическая самооценка своей профессиональной компетентности [14, с. 70].

Исходя из того, что сегодня в центр любых преобразований поставлена личность, то существующая система повышения квалификации воспитателей еще с большей оперативностью призвана реагировать и перестраивать свою деятельность в соответствии с человекоцентрическим подходом: признание человека как наивысшей социальной ценности, уважение его личности, собственного достоинства, интересов, создание оптимальных условий для прогрессивного развития творческой индивидуальности [7, с. 74].

В условиях глубоких концептуальных изменений в системе повышения квалификации воспитателей и ее корректировки, задачи деятельности преподавателя должны быть ориентированы на:

- гуманизацию отношений в учебно-воспитательном пространстве,

- обеспечение продвижения и развития в рефлексивно -инновационной среде ценностно-смысловых ориентиров: базовых общечеловеческих ценностей добра, любви, свободы, достоинства, межнационального согласия, толерантности и терпимости;

- подготовку воспитателей к адаптации своих индивидуально-психологических особенностей в соответствии с требованиями к педагогической деятельности, непрерывного развития социально-нравственных и других свойств личности;

- организацию обучения на базе ярких и талантливых специалистов дошкольного образования области, которые консультируют или обучают на собственном опыте в своем ДОО;

- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности воспитателей;

- диагностику специфических тенденций в образовательной среде, профессиональных и личностных изменений воспитателей;

- помощь консультациями с целью совершенствования профессионального мастерства и конкретных перспективных направлений развития дошкольного учебного заведения;

- самодиагностику логики развития профессионализма в образовательной деятельности, личного вклада в этот процесс (рефлексия собственной «зоны ближайшего развития» в аспекте осмысленной проблемы) [14, с. 70 - 71].

Таким образом, интенсификация развития педагогического профессионализма воспитателей ДОО зависит от многих факторов, в том числе и от того, насколько эффективно будет организовано фасилитативное взаимодействие между субъектами образовательного процесса.

Следует отметить, что способность преподавателей к фасилитативному общению позволяет осуществлять максимальное приближение к конкретным потребностям воспитателей, вдохновляет и мотивирует их к повышению профессиональной компетентности, тем самым актуализируя процесс целенаправленного и продуктивного развития их профессионализма.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что соблюдение в учебном процессе приоритетных фасилитативных принципов создает особенную духовную атмосферу взаимного уважения и поддержки, что способствует максимальной раскованности и самовыражению воспитателей, а педагогический процесс в таком случае естественно и незаметно для них превращается в научный поиск [14, с. 72].

Педагогическое сопровождение развития мотивации у педагогов ДОО к повышению профессиональной компетентности:

Во-первых, педагогическое сопровождение развития профессиональной мотивации у педагогов ДОО лучше всего проводить в системе последипломного образования под руководством опытных специалистов, способных как оказать реальное содействие в развитие профессиональной мотивации педагогов ДОО, так и оценить динамику и эффективность данного процесса.

Во-вторых, ориентация педагогов ДОО должна быть направлена на такое личностно-профессиональное саморазвитие, когда воспитатель способен быть субъектом организации собственного жизненного пространства.

В-третьих, весь процесс сопровождения должен быть направлен на получение положительного конечного результата - успешного решения профессиональных задач и ситуаций с высокой производительностью, а именно - на достижение высокого уровня мотивации к профессиональному саморазвитию.

За основу научно-методического обеспечения процесса педагогического сопровождения развития мотивации педагогов ДОО к повышению своей профессиональной компетентности должны быть положены принципы добровольного участия педагогов ДОО в данном процессе, системности такого сопровождения и последовательности. Педагоги ДОО должны получать духовное удовольствие от данного процесса.

Развитие мотивации педагогов ДОО к повышению профессиональной компетентности в системе последипломного образования требует существенного обновления, корректировки и модернизации. При такой позиции преподаватель будет выступать не только носителем информации, но и преподавателем-консультантом.

Преподаватели должны стараться выбирать такие формы организации обучения, которые бы максимально способствовали привлечению педагогов к конструктивному диалогу и обсуждению. Так, например, нужно ориентировать воспитателей ДОУ на осознание ими важнейших акмеологических категорий: «личность», «профессионализм», «профессионал», «саморазвитие», «самосовершенствование», «самореализация», «самопознание», «самосознание», «самоанализ» и т.п. [35].

Мотивационными детерминантами процесса личностно-профессионального саморазвития могут быть:

- подъем педагога на высокий уровень профессионально-личностного, творчески-преобразовательного саморазвития;

- возбуждение глубоких мотивационных сил совершенствование своих знаний и целей саморазвития, внутренней потребности в самостоятельном профессиональном обучении;

- целенаправленное формирование у педагогов желание быть специалистом высокого уровня и остаться им на протяжении жизни;

- создание условий для свободного творческого самовыражения, осуществления взвешенного выбора самообразовательной деятельности в конкретной ситуации (выбирать собственный темп самообучения, который зависит от способностей, базовой подготовки, от индивидуальной цели самообучения и т.п.);

- организация теоретической подготовки таким способом, когда внимание педагогов ДОО направляется не на усвоение готового теоретического материала, а на самостоятельные поиски ответа на поставленные профессионально значимые вопросы, что вызывает у них заинтересованность возможностью применения новых путей и способов овладения знаниями на основе использования различных источников знаний;

- разнообразие профессионально значимых задач, их дифференциация и индивидуализация;

- создание ситуаций успеха в процессе самообразовательной деятельности, наличие ряда стимулов, которые отвечают потребностям педагогов и являются значимыми для них [14, с. 106].

Таким образом, разработка и введение индивидуальных линий и стратегий развития профессионализма воспитателей ДОО (например, маршрутные карты саморазвития, индивидуальные портфолио, дневники профессионально-личностных достижений и т.п.) должны способствовать осознанию ими потребности в саморазвитии на протяжении жизни, способности самопознания, самоанализе, самонаблюдении; необходимости приобретения опыта инновационной педагогической деятельности средствами активизации творческого самовыражения, и в целом, мотивировать к повышению профессиональной компетентности, мотивировать на достижение успеха в профессиональной деятельности.

Список литературы /References

1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html/ (дата обращения: 19.03.2018).

2. Гаргай В.Г. Повышение квалификации воспитателей: рефлексивная модель обучения // Педагогика, 2014. № 2. С. 72-79.

3. Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности / О.Н. Коптяева // Вестник Ярославльского гос. пед. ун-та, 2014. № 3. С. 66-72.

4. Малухина Н.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ / Н.А. Малухина. Курск, 2011. 167 с.

Сысоева С.А. Творческое развитие специалистов в условиях магистратуры: [монография] / С.А. Сысоева. М.: Эдельвейс, 2014. 404 с.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОМ WEB-САЙТА ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ Петухова М.Г. Email: Petuhova639@scientifictext.ru

Петухова Мария Геннадьевна - магистрант, кафедра педагогики и психологии, Амурский гуманитарный педагогический университет, г. Комсомольск-на-Амуре

Аннотация: в статье анализируется проведенное пилотажное исследование по проблеме использования педагогами ДОУ web-cайта для успешного взаимодействия с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.