Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО В ДЕТСКИХ САДАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО В ДЕТСКИХ САДАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романычева Наталья Витальевна, Пришляк Татьяна Владимировна

Созданная в Краснодарском крае в 2014 году региональная модель сетевого взаимодействия позволила обеспечить 100% «перезагрузку» педагогических и руководящих кадров ДОО (23000 человек). 11 учреждений СПО и ВПО и 23 базовых детских сада осуществляли повышение квалификации по единой многомодульной программе «Концептуальные основы ФГОС ДО». Эффективным оказалось и каскадное взаимодействие ИРО с муниципальными методическими службами (44) через модельные семинары по схеме: край, муниципалитет, ДОО. Мониторинги готовности ДОО к реализации требований Стандарта позволяли выявлять проблемные зоны, оперативно и адресно реагировать на затруднения. Появилось понимание необходимости разработки образовательных программ с учетом принципа вариативности дошкольного образования. Серьезного внимания требовало развитие предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями Стандарта и освоение педагогами современных педагогических технологий, направленных на поддержку детской инициативы и самостоятельности. Модель сопровождения реализации ФГОС ДО, созданная в 2017 году, направлена на решение выше обозначенных проблем. Кафедрой РРМВ подготовлено 50 тьюторов из 10 ДОО края, получивших статус стажировочных площадок. Для каждой стажировочной площадки определена методическая зона, состоящая из 4-5 районов. Муниципальные команды два раза в год имеют возможность пройти очную стажировку. Организовано дистанционное взаимодействие. На официальных сайтах стажировочных площадок созданы условия для методического сопровождения реализации 192 Стандарта. Кафедра развития ребенка младшего возраста в 2018 году делает акцент на внедрение новых моделей дошкольного образования. Проведен цикл семинаров «Школа методиста ТМС» с участием авторов современных программ, таких как «Вдохновение», «Тропинки», «Детский сад 2100», «Мозаика», «От рождения до школы». Работа в инновационном режиме для большинства детских садов края становится нормой. Поддержка и выявление лидеров происходит через профессиональные конкурсы, научно-методическое сопровождение деятельности краевых инновационных площадок, площадок передового педагогического опыта, апробационных площадок. На краевом уровне разработаны методические пособия, рекомендации, образовательная программа, содержание которой направлено на создание условий для получения детьми первых представлений о родном крае. В начале 2017 года было подготовлено методическое пособие «Региональная оценка качества дошкольного образования». Система прошла апробацию в ДОО Краснодарского края. Многие детские сады с учетом этой системы проводят самооценку качества дошкольного образования. Востребованным и эффективным стал сайт ИРО Медиа Вики Краснодарского края. К этой странице обращались 54 269 раз. В крае серьезное внимание уделяется дошкольному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы кадровых и материально- технических условий, необходимых для качественного инклюзивного образования решаются через целевые программы различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романычева Наталья Витальевна, Пришляк Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО В ДЕТСКИХ САДАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

Система научно-методического сопровождения реализации ФГОС ДО в

детских садах Краснодарского края

Романычева Наталья Витальевна ГБОУ ИРО Краснодарского края г. Краснодар (Россия)

Пришляк Татьяна Владимировна ГБОУ ИРО Краснодарского края г. Краснодар (Россия)

Ключевые слова: Модель сопровождения реализации ФГОС ДО, региональная модель сетевого взаимодействия, муниципальные команды.

Созданная в Краснодарском крае в 2014 году региональная модель сетевого взаимодействия позволила обеспечить 100% «перезагрузку» педагогических и руководящих кадров ДОО (23000 человек). 11 учреждений СПО и ВПО и 23 базовых детских сада осуществляли повышение квалификации по единой многомодульной программе «Концептуальные основы ФГОС ДО». Эффективным оказалось и каскадное взаимодействие ИРО с муниципальными методическими службами (44) через модельные семинары по схеме: край, муниципалитет, ДОО.

Мониторинги готовности ДОО к реализации требований Стандарта позволяли выявлять проблемные зоны, оперативно и адресно реагировать на затруднения. Появилось понимание необходимости разработки образовательных программ с учетом принципа вариативности дошкольного образования. Серьезного внимания требовало развитие предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями Стандарта и освоение педагогами современных педагогических технологий, направленных на поддержку детской инициативы и самостоятельности.

Модель сопровождения реализации ФГОС ДО, созданная в 2017 году, направлена на решение выше обозначенных проблем.

Кафедрой РРМВ подготовлено 50 тьюторов из 10 ДОО края, получивших статус стажировочных площадок. Для каждой стажировочной площадки определена методическая зона, состоящая из 4-5 районов. Муниципальные команды два раза в год имеют возможность пройти очную стажировку. Организовано дистанционное взаимодействие. На официальных сайтах стажировочных площадок созданы условия для методического сопровождения реализации

Стандарта.

Кафедра развития ребенка младшего возраста в 2018 году делает акцент на внедрение новых моделей дошкольного образования. Проведен цикл семинаров «Школа методиста ТМС» с участием авторов современных программ, таких как «Вдохновение», «Тропинки», «Детский сад 2100», «Мозаика», «От рождения до школы». Работа в инновационном режиме для большинства детских садов края становится нормой. Поддержка и выявление лидеров происходит через профессиональные конкурсы, научно-методическое сопровождение деятельности краевых инновационных площадок, площадок передового педагогического опыта, апробационных площадок.

На краевом уровне разработаны методические пособия, рекомендации, образовательная программа, содержание которой направлено на создание условий для получения детьми первых представлений о родном крае. В начале 2017 года было подготовлено методическое пособие «Региональная оценка качества дошкольного образования». Система прошла апробацию в ДОО Краснодарского края. Многие детские сады с учетом этой системы проводят самооценку качества дошкольного образования.

Востребованным и эффективным стал сайт ИРО Медиа Вики Краснодарского края. К этой странице обращались 54 269 раз.

В крае серьезное внимание уделяется дошкольному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы кадровых и материально-технических условий, необходимых для качественного инклюзивного образования решаются через целевые программы различных уровней.

Список литературы:

1. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др. - М.: ООО "Русское слово - учебник" , 2016. 112.

2. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольно образовательных организациях: переработанное издание/ Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. - М.: Издательство "Национальное образование", 2015. 124с.- (Национальная контрольно-диагностическая лаборатория)

3. Организация образовательной деятельности в ДОО для эфективно реализации ФГОС ДО: методическое пособие / Л.Ю. Борохович, Л.В. Головач, Ю.В. Илюхина, Т.В. Пришляк, Н.В. Романычева, Л.Г. Самоходкина, Г.С. Тулупова -Кр. ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2016. -113с.

4. Социология дошкольного детства . Труды по социологии образования РАО В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова, В.С. Верясова Т. XXVII. -Вып. XXIX -М.: Институт социологии образования РАО 2013. 167с.

5. Ступеньки к школе : кн. для педагогов и родителей / М.М. Безруких. - 8-у изд. стереотип. - М: Дрофа, 2010. - 127с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.