ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 657.4
система национальных счетов для сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства российской федерации
О. М. РЫБАКОВА,
доктор экономических наук, профессор E-mail:girbasovaem@mail. ru Российский университет дружбы народов Е. М. ГИРБАСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов E-mail:girbasovaem@mail. ru Московский государственный институт электронной техники (технический университет)
Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы национальных счетов для отдельного сектора экономики — сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства на базе интеграции в нее показателей сводной финансовой отчетности организаций и данных статистической отчетности, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей.
Представлена характеристика сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, его отличительные особенности и структура.
Раскрываются основы преобразования действующих форм финансовых отчетов к трем специальным формам, необходимым для составления системы национальных счетов.
На базе финансовой и статистической отчетности за 2009 г. с помощью собственной методики авторами составлена система из десяти национальных счетов для рассматриваемого сектора.
Ключевые слова: система национальных счетов, национальные счета, финансовая отчетность, макроэкономические показатели, сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Некоммерческие организации — это юридические или общественные лица, созданные в целях производства продуктов и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или иной финансовой
выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют. Мотивы, побуждающие прочие институциональные единицы (будь то люди, корпорации или государство) создавать некоммерческие организации, разнообразны. Например, некоммерческие организации могут быть созданы для предоставления услуг на благо людей или корпораций, которые их контролируют или финансируют. Они могут быть созданы по благотворительным, филантропическим или социальным причинам для предоставления продуктов или услуг иным, нуждающимся в них людям, или они могут быть предназначены для предоставления услуг здравоохранения или образования за плату, но без прибыли. Кроме того, некоммерческие организации могут предназначаться для обеспечения интересов групп давления в бизнесе или политике и т. д. Они часто освобождены от различных видов налогов, но это не является определяющим критерием некоммерческой организации. Как и в случае с производственными единицами, принадлежащими государственным единицам, важно проводить различие между некоммерческими организациями, занятыми в рыночном и нерыночном производстве, так как это оказывает влияние на тот сектор экономики, к которому относится некоммерческая организация. При этом она не обязательно функционирует в нерыночном производстве.
Многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и так далее, относимые к некоммерческим организациям, являются рыночными производителями, так как они берут плату, часто очень высокую, основанную на их производственных затратах. Их производственная деятельность может приносить прибыль или убыток. Любая заработанная ими прибыль должна оставаться в этих организациях, так как их статус не позволяет им распределять эту прибыль в пользу других. Однако некоммерческие организации необходимо продолжать рассматривать в виде рыночных производителей, до тех пор пока взимаемая ими плата определяется в основном производственными затратами и достаточно высока, чтобы оказывать значительное влияние на спрос.
Большинство некоммерческих организаций, обслуживающих предпринимателей, создано их ассоциациями, чьи интересы они должны обеспечивать. Они включают торговые палаты, сель-
скохозяйственные, промышленные или торговые ассоциации, организации работодателей, исследовательские или испытательные лаборатории или другие организации или институты, занятые деятельностью, представляющей взаимный интерес или пользу для данной группы предпринимателей, о которых идет речь. Некоммерческие организации часто занимаются общественными связями от имени группы, политического лобби или дают консультации и оказывают помощь отдельным членам, попавшим в затруднительное положение по той или иной причине. Они обычно финансируются отчислениями или взносами группы заинтересованных предпринимателей. Взносы рассматриваются не как трансферты, а как плата за предоставленные услуги. Поэтому такие некоммерческие организации классифицируются как рыночные производители.
В рыночной экономике некоммерческие организации, занятые в нерыночном производстве, могут быть разделены на две основные группы:
— некоммерческие организации, которые контролируются и преимущественно финансируются государством;
— некоммерческие организации, предоставляющие нерыночные продукты и услуги домашним хозяйствам, которые финансируются в основном трансфертами от негосударственных источников домашних хозяйств, корпораций или нерезидентов.
Вторая группа называется «некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» и составляет отдельный сектор в системе национального счетоводства.
В странах, переходящих к рыночной экономике, специально предусматривается создание при необходимости «квазинекоммерческих организаций», если рассматривать предоставление социальных услуг предприятиями своим работникам, осуществляемое некоммерческими организациями, которые получают свои фонды в виде трансфертов от предприятий-учредителей.
Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые государством, должны быть соответствующим образом созданы юридическими лицами, которые существуют отдельно от органов власти и управления. В этом контексте контроль — это возможность определять общую политику или программу некоммерческих организаций через назначение
чиновников, управляющих данными организациями. Такие некоммерческие организации могут быть заняты исследованиями или разработками, например в пользу определенных групп производителей, в частности фермеров. Они также могут быть заняты установкой или поддержанием стандартов в области здравоохранения, безопасности, охраны окружающей среды, бухгалтерии, финансов, образования и так далее, что полезно как предприятиям, так и домашним хозяйствам. Государственные учреждения считают более подходящим создавать для этой цели некоммерческие организации, а не использовать государственные агентства для выполнения тех же самых функций, так как некоммерческие организации, занимающиеся государственными стандартами, желательно видеть отделенными от государственных учреждений, т. е. объективными и не подверженными политическому давлению. Контролируемые и финансируемые государством некоммерческие организации относятся к сектору государственного управления независимо от типа институциональных единиц, которые получают выгоду от их деятельности.
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, состоят из организаций, которые предоставляют продукты или услуги домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Можно выделить два основных типа некоммерческих организаций, обслуживающие домашние хозяйства.
Первый тип состоит из некоммерческих организаций, которые созданы ассоциациями людей для предоставления продуктов или чаще услуг, главным образом, самим членам ассоциации. Услуги обычно предоставляются бесплатно и финансируются регулярными членскими взносами или сборами. Они включают профессиональные или научные общества, политические партии, профессиональные союзы, ассоциации потребителей, церкви или религиозные общества и общественные, рекреационные или спортивные клубы. Они не включают органы, выполняющие сходные функции, которые контролируются и в основном финансируются государственными единицами, за исключением того, что церкви всегда рассматриваются в виде организаций, обслуживающих домашние хозяйства, даже когда они в основном финансируются государственны-
ми единицами. Политические партии в странах с однопартийными политическими системами, которые контролируются и финансируются государственными единицами, всегда включаются в сектор государственных учреждений.
Второй тип некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, состоит из благотворительных обществ и фондов помощи, социальных агентств, создаваемых в филантропических целях, а не для того, чтобы служить интересам членов ассоциации, контролирующей некоммерческую организацию.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые организации ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли, вторые — предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно-полезные цели.
К некоммерческим организациям относятся общественные организации (объединения) различной организационно-правовой формы:
— организации общественного движения;
— организации общественной самодеятельности;
— молодежные общественные объединения;
— детские общественные объединения;
— религиозные организации (объединения);
— благотворительные и иные фонды;
— некоммерческие учреждения;
— потребительские кооперативы;
— другие формы, предусмотренные федеральным законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Некоммерческие организации могут быть созданы физическими лицами, юридическими лицами, другими некоммерческими организациями. Создание одними некоммерческими организациями других некоммерческих орга-низациий происходит в форме их объединения в ассоциации и союзы. О правомерности такого объединения свидетельствует ст. 50 ГК РФ.
Некоммерческая организация может пройти государственную регистрацию и получить права юридического лица. Некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения, может также функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). В такой форме целесообразно создавать общественную организацию, если она будет функционировать без привлечения денежных средств и имущества.
Некоммерческая организация может не иметь уставного капитала, если она функционирует без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Уставный (складочный) капитал в обычной форме, которая предусмотрена для коммерческих организаций, образуется в том случае, если некоммерческая организация имеет статус юридического лица, и ее учредители имеют право собственности как на этот капитал, так и на имущество, приобретенное в процессе деятельности.
Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» был принят 12.01.1996. Этот закон является документом, наиболее полно отражающим правовую сторону деятельности некоммерческих организаций. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» регламентирует деятельность только части некоммерческих организаций:
— общественных объединений, созданных в форме общественной организации;
— общественного фонда;
— общественного учреждения;
— органа общественной самодеятельности;
— союзов (ассоциаций) общественных объединений.
Действие его не распространяется на религиозные организации, а также на некоммерческие организации в форме союзов (ассоциаций), создаваемые коммерческими организациями (ст. 2 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» имеет более широкий спектр действия, хотя его деяние не распространяется на потребительские кооперативы, которые также относятся к некоммерческим организациям (ст. 116 ч. I ГК РФ). Он основывается на ГК РФ, но
в нем раскрыты и отдельные правовые вопросы, присущие некоммерческим организациям. Это, например, цели их создания, к которым относятся социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие цели, а также охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта. В этот перечень входит также удовлетворение духовных и иных материальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи. Данный перечень является открытым, т. е. возможно наличие и других целей, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с принятыми законами граждане имеют право создавать по своему выбору некоммерческие (общественные) объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов самоуправления.
Практика показывает, что создаваемые некоммерческие организации имеют одну из следующих организационно-правовых форм:
— общественные и религиозные организации (объединения);
— фонды;
— учреждения;
— некоммерческие партнерства;
— автономные некоммерческие организации;
— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Общественные и религиозные организации — это добровольные объединения граждан, созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественных и религиозных организаций могут быть физические и юридические лица. При этом члены (участники) этих организаций не сохраняют прав на переданное ими в собственность общественных и религиозных организаций имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, а те, в свою очередь, не отвечают по обязательствам своих членов.
Фондом признается некоммерческая организация, не основанная на членстве его участников (учредителей), учрежденная гражданами (юридическими) лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Уставом фонда предусматривается создание попечительского совета, осуществляющего на общественных началах надзор за деятельностью и использованием средств фонда, а также соблюдение фондом законодательства.
Предпринимательская деятельность фондов направлена на получение прибыли, необходимой для финансирования своей деятельности. Фондам более целесообразно получать прибыль через создаваемые хозяйственные организации или от участия в деятельности других хозяйственных организаций. Прибыль, получаемая фондами от таких видов деятельности, может использоваться на финансирование текущей деятельности фондов и на реализацию долгосрочных программ.
В отличие от общественных и религиозных (объединений) фонды по результатам своей деятельности могут быть признаны банкротами и ликвидированы.
Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления услуг некоммерческого характера конкретного вида: управленческих, социально-культурных и прочих услуг. Финансируется учреждение полностью или частично собственником.
Общественное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник имущества, закрепленного за общественным учреждением, имеет право изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться по своему усмотрению.
Общественное учреждение в отличие от других общественных организаций отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их нехватке субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Некоммерческое партнерство — это организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей, направленных на достижение общественных благ.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для осуществления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта на основе добровольных имущественных взносов.
Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное им в собственность.
Уставом автономной некоммерческой организации предусматривается контроль за ее деятельностью со стороны учредителей в порядке, предусмотренном учредительными документами.
Учредители автономных некоммерческих организаций имеют право пользоваться услугами своей организации на равных правах с ее членами.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) — некоммерческие организации, которые независимо от организационно-правовой формы, могут добровольно объединяться и создавать союзы (ассоциации).
Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Союз (ассоциация) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами.
В Российской Федерации действуют:
— общероссийские объединения;
— межрегиональные объединения;
— региональные объединения;
— местные некоммерческие объединения.
С большей степенью условности можно
сделать вывод о том, что понятию «реализация»
в некоммерческих организациях соответствует понятие «целевые доходы», а понятию «затраты» — «целевые расходы». Что касается прибыли, то этому понятию в некоммерческих организациях эквивалента нет, так как доходы должны соответствовать расходам.
Однако это не означает, что по состоянию на 1 января каждого года все целевые средства должны быть израсходованы. Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на несколько лет. Тогда и расходование целевых средств будет проходить в течение всего срока реализации программы. Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет. Главное, о чем следует помнить: средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели.
Статьей 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определены следующие источники формирования имущества некоммерческой организации:
— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
— добровольные имущественные взносы и пожертвования;
— выручка от реализации товаров, работ, услуг;
— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
— другие не запрещенные законом поступления.
Все источники формирования имущества некоммерческих организаций можно разделить на две группы:
— целевые поступления в денежной и натуральной форме;
— доходы от предпринимательской деятельности.
К целевым поступлениям относятся:
— взносы учредителей некоммерческих организаций;
— членские взносы (для организаций, основанных на членстве);
— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотвори-
тельные гранты), предоставляемые гражданам и юридическими лицами в денежной и натуральной форме;
— труд добровольцев;
— поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
К доходам от предпринимательской деятельности относятся:
— доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
— доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных некоммерческими организациями;
— другие не запрещенные законом поступления.
В составе расходов целесообразно выделять:
• административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением уставной деятельности, к которым относятся:
— заработная плата административно-хозяйственного персонала;
— отчисления во внебюджетные фонды;
— расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно-хозяйственный персонал;
— абонентская плата за телефон, почто-во-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы;
— расходы на проведение обязательного аудита;
— амортизационные отчисления;
— плата за коммунальные услуги, расходы на ремонт и т. п.
Эти расходы можно назвать периодическими или постоянными, так как их величина не зависит от роста деятельности организаций в различные периоды времени.
Не следует расценивать постоянные расходы как никогда не изменяющиеся. Они могут увеличиться вследствие инфляции, измениться при принятии управленческих решений, связанных, например, с кадровыми вопросами, с вопросами аренды помещений и т. д.;
• расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевого финансирования, связанные с уставной
деятельностью некоммерческих организаций, являются целевыми поступлениями и представляют основные расходы. Контроль за правильностью использования средств по назначению осуществляется контрольными органами — ревизионной комиссией некоммерческой организации, налоговым органом, независимым аудитором при осуществлении аудиторской проверки, Счетной палатой и министерствами Российской Федерации. Контроль осуществляется в части, связанной с получением, перечислением или использованием организацией средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею. Это касается также предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных или иных льгот и преимуществ (Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-Ф3 «О счетной палате Российской Федерации»). Контролировать могут также другие субъекты, заинтересованные в реализации своих программ.
Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, в том числе возмещаемые за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов. Для планирования доходов и расходов составляют смету. Смета — это перечень планируемых поступлений и расходов материальных и денежных средств некоммерческих организаций. Смета выполняет две функции:
— во-первых, это распорядительный документ общего собрания (высшего коллегиального органа);
— во-вторых, это основной документ, регламентирующий финансово-хозяйственную деятельность организации.
Будучи распорядительным документом, смета определяет права и ответственность председателя или директора, который не распоряжается средствами некоммерческой организации, а лишь исполняет предписания высшего органа управления. Следовательно, объем и направления расходования средств определяются не руководством организаций, а сметой.
На основе сметы базируется вся организация учета. Смета определяет состав счетов, порядок исчисления и распределения доходов. Кроме того, смета является элементом, частью управленческого учета, так как в деятельности бухгалтера при организации учета на первый план
выдвигаются управленческие задачи, поставленные высшим коллегиальным органом.
Эти задачи требуют не только знания традиционной бухгалтерии, но и определенного творчества, поскольку для некоммерческих организаций нет нормативных указаний по составлению и исполнению сметы. Некоммерческая организация обычно исходит из опыта работы бюджетных организаций, из правил разработки сметы и ее утверждения, зафиксированных в ст. 18 Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-Х1 «О кооперации в СССР», а зачастую из опыта работы бухгалтера.
Сметы составляются в денежном выражении на определенный период времени, чаще всего на год с разбивкой по кварталам (годовая смета). Иногда организации следуют практике составления ежеквартальных смет, но на целый год вперед. Каждые три месяца сметные суммы за прошедший квартал суммируются, суммы на последующие три квартала при необходимости пересматриваются и добавляются к бюджету на предстоящий год. Этот прием носит название скользящего метода составления смет.
Отметим, что в некоммерческих организациях большое значение приобретает точность формулировок при оформлении расчетно-пла-тежных документов. Ошибки, совершаемые при оформлении документов, могут привести к самым негативным последствиям. Так, например, явное или неявное выделение в тексте платежного поручения на получение пожертвований налога на добавленную стоимость дает право налоговой инспекции изъять НДС по целевым пожертвованиям и другим подобным поступлениям.
Если плательщик-жертвователь указал в тексте платежного поручения назначение платежа «Оплата за участие в семинаре», то деятельность некоммерческой организации будет объявлена коммерческой, если же написать «Целевой взнос на организацию работы семинара», то обвинения в ведении предпринимательской деятельности не последует.
При получении пожертвований и других целевых взносов в некоммерческой организации допустимы следующие формулировки:
— «целевой благотворительный взнос на программу «...»;
— «целевое финансирование»;
— «вступительный взнос»;
— «членский взнос» и т. д.
Нежелательна формулировка «спонсорский взнос» в связи с тем, что понятие «спонсорство» с недавнего времени регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», по которому «спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — рекламодателем и рекламораспространителем». Таким образом, обнаружив формулировку «спонсорский взнос» в документах, налоговый орган может признать полученные деньги платой за рекламу.
Совершенствование финансовой отчетности некоммерческих организаций Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью. Для расчета макроэкономических показателей и составления системы национальных счетов по сектору некоммерческих организаций сводную финансовую отчетность организаций целесообразно представить в виде табл. 1, 2 и 3).
Графы 3 и 4 в табл. 1 не заполнены потому, что для составления СНС требуется изменение статей баланса, а не абсолютное их значение.
Таблица 1
Сводный баланс организаций, входящих в сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства за 2009 г., млн руб.
А К Т И В Код На начало На конец Отклонение
строки года года за год
1 2 3 4 5
1. Долгосрочные активы 190 70 338
1.1. Нефинансовые активы 100 43 011
1.2. Финансовые активы 140 25 673
1.3. Неосязаемые активы 110 1 654
2. Ценности 160
2.1. Драгоценные металлы и камни 161
2.2. Антикварные изделия и другие предметы искусства 162
2.3. Прочие ценности 163
3. Текущие активы 290 85 726
3.1. Материальные запасы и затраты 210 38 049
3.2. Краткосрочные финансовые активы 250 47 677
Б А Л А Н С 300 156 064
П А С С И В
4. Источники собственных средств 490 82 563
5. Долгосрочные финансовые обязательства 590 3 675
6. Краткосрочные финансовые обязательства 690 69 826
Б А Л А Н С 700 156 064
Таблица 2
Сводный отчет о прибылях и убытках организаций, входящих в сектор некоммерческих организаций, за 2009 г., млн руб.
Наименование показателя Код строки Сумма
Выручка (брутто) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) 000 309 007
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 290 466
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 220 849
Коммерческие расходы 030 3 431
Управленческие расходы 040 1 342
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010 — 020 — 030 — 040) 050 64 844
Проценты к получению 060 125
Проценты к уплате 070 1 040
Доходы от участия в других организациях 080 218
Прочие операционные доходы 090 2 559
Прочие операционные расходы 100 4 213
Прочие внереализационные доходы 120 213
Прочие внереализационные расходы 130 484
Оконочание табл. 2
Наименование показателя Код строки Сумма
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130) 140 62 222
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 12 444
Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 49 778
Чрезвычайные доходы 170 —
Чрезвычайные расходы 180 —
Чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода (стр. 160 + 170 — 180) 190 49 778
Косвенные налоги в составе добавленной стоимости (стр. 000 — 010) В том числе: — налоги на добавленную стоимость — налоги из прибыли в составе добавленной стоимости 270 271 272 18 541 18 541
Таблица 3
Основные макроэкономические показатели, рассчитанные для СНС по сектору некоммерческих организаций на базе данных статистических органов и финансовой отчетности организаций за 2009 г., млн руб.
№ п/п Показатель Сумма
1 Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг (ВВ) 312 128
2 Промежуточное потребление (ПП) 156 064
3 Валовая добавленная стоимость (ВДС) 156 064
4 Оплата труда наемных работников (ОТНР) 74 911
5 Налоги на производство и импорт (НПИ) 18 931
6 Валовая прибыль (ВП) 62 222
7 Фактическое конечное потребление (ФКП) 112 021
8 Доходы от собственности полученные (ДСП) 10 024
9 Доходы от собственности, переданные другим секторам экономики (ДСВ) 11 232
10 Сальдо первичных доходов (СПД) 154 856
11 Балансовая прибыль (БП) 47 989
12 Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 14 233
13 Текущие трансферты, полученные от других секторов и «остального мира» (ТТП) 10 028
14 Текущие трансферты, переданные другим секторам и «остальному миру» (ТТВ) В том числе: — в бюджет 17 034 117 034
15 Валовой располагаемый доход (ВРД) 147 850
16 Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 16 497
17 Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) —
18 Скорректированный располагаемый доход (СРД) 159 347
19 Капитальные трансферты полученные (КТП) 536
20 Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) 45 263
21 Расходы на конечное потребление, переданные другим секторам экономики 112 021
22 Валовые сбережения (ВСб) 47 326
23 Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 82 714
24 Чистое кредитование (ЧКр) 2 154
25 Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 73 350
26 Статистическое расхождение при составлении финансового счета (СРФС) 2 305
27 Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) 73 501
28 Изменение источников собственных средств (ИИСС) 82 563
29 Изменение в балансе активов и пассивов (ИБАП) 156 064
Составление системы национальных счетов по сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Систему национальных счетов по сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства за 2009 г., представим в виде табл. 4—13.
Таблица 4
Счет производства за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
2. Промежуточное потребление (ПП) 3. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 156 064 156 064 1. Валовой выпуск продукции (ВВ) 312 128
БАЛАНС 312 128 БАЛАНС 312 128
Таблица 5
Счет образования доходов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4. Валовая прибыль (ВП) 74 911 18 931 62 222 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 156 064
БАЛАНС 156 064 БАЛАНС 156 064
Таблица 6
Счет распределения первичных доходов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
6. Доходы от собственности, переданные другим секторам экономики и «остальному миру» (ДСВ) 7. Сальдо первичных доходов на валовой основе (СПД) 11 232 154 856 1. Валовая прибыль (ВП) 2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4. Субсидии на производство и импорт 5. Доходы от собственности полученные от других секторов экономики и «остального мира» (ДСП) 62 222 74 911 18 931 0 10 024
БАЛАНС 166 088 БАЛАНС 166 088
Таблица 7
Счет распределения первичных доходов, составленный сразу после счета производства, за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налог на производство и импорт (НПИ) 4. Балансовая прибыль (БП) 5. Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 74 911 18 931 47 989 14 233 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 156 064
БАЛАНС 156 064 БАЛАНС 156 064
Таблица 8
Счет вторичного распределения доходов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Текущие трансферты выданные (ТТВ) В том числе: — в бюджет 4. Валовой располагаемый доход (ВРД) 17 034 17 034 147 850 1. Сальдо первичных доходов на валовой основе (СПД) 2. Текущие трансферты, полученные (ТТП) 154 856 10 028
БАЛАНС 164 884 БАЛАНС 164 884
Таблица 9
Счет перераспределения доходов в натуральной форме за 2007 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) 4. Скорректированный располагаемый доход (СРД) 0 159 347 1. Валовой располагаемый доход (ВРД) 2. Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 142 850 16 497
БАЛАНС 159 347 БАЛАНС 159 347
Таблица 10
Счет использования скорректированного располагаемого дохода за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
2. Фактическое конечное потребление (ФКП) 3. Валовые сбережения 112 021 47 326 1. Скорректированный располагаемый доход (СРД) 159 347
БАЛАНС 159 347 БАЛАНС 159 347
Таблица 11
Счет операций с капиталом за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
4. Капитальные трансферты выплаченные 5. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 6. Чистое кредитование (Чкр) 7. Изменение разницы между источниками собственных средств и суммарным изменением финансовых обязательств (ИР ИСС и СИФО) 45 263 82 714 2 154 294 1. Валовое сбережение (ВСб) 2. Капитальные трансферты полученные (КТП) 3. Изменение источников собственных средств (ИИСС) 47 326 536 82 563
БАЛАНС 130 425 БАЛАНС 130 425
Таблица 12
Финансовый счет за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 4. Балансирующая статья финансового счета: 4.1. Статистическое расхождение со счетом операций с капиталом при составлении финансового счета (СРФС) 73 350 2 305 1. Чистое кредитование (ЧКр) 2. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО): — долгосрочных финансовых обязательств; — краткосрочных финансовых обязательств 2 154 73 501
БАЛАНС 75 655 БАЛАНС 75 655
Таблица 13
Cчет изменений в балансе активов и пассивов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
АКТИВЫ ПАССИВЫ
АМ. Суммарное изменение нефи-нанс. активов (СИНФА) АЕ Суммарное изменение финанс. активов (СИФА) 82 714 73 350 В. 90. Изменение источников собственных средств (ИИСС) АЕ. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) В том числе: — изменение долгосрочных финансовых обязательств; — изменение краткосрочных финансовых обязательств 82 563 73 501 3 675 69 826
Всего изменений активов за отчетный период 156 064 Всего изменений пассивов за отчетный период 156 064
Выводы
1. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включает в себя общественные, политические, профсоюзные и религиозные организации, главная функция которых — оказание нерыночных услуг членам этих организаций.
2. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет членских взносов, доходов от собственности, пожертвований.
3. Составлена система из десяти национальных счетов для данного сектора на базе финансовой отчетности некоммерческих организаций Российской Федерации.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
3. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
4. О счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-Ф3.
5. Рыбакова О. М, Гирбасова Е. М. Методика построения системы национальных счетов Российской Федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.
6. Рыбакова О. М, Гирбасова Е. М. Система национального счетоводства как информационная база управления экономикой Российской Федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.