- поддержка участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства.
Важным звеном кадровой политики является переход на профессиональный стандарт педагога профессионального образования, который более четко определяет функции преподавателя и мастера производственного обучения.
Целенаправленная кадровая политика формирует готовность педагогических работников к изменениям и внедрению инноваций.
Библиографический список
Это является особенно важным при внедрении регионального стандарта: педагогическому коллективу колледжа понятны его ключевые идеи и механизмы реализации, что, в свою очередь, позволит заложить основы кадрового обеспечения промышленного роста во всей Челябинской области.
В заключение отметим, что объединение ресурсов профессиональной образовательной организации с ресурсами бизнеса и власти позволит в полной мере реализовать инновационные идеи в сфере образования.
1. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.
2. Образовательная траектория [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://social_ pedagogy.academic.ru.
3. Пастюк, О. В. Кадровый менеджмент как основа управления современной образовательной организацией [Электронный ресурс] / О. В. Пастюк. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
УДК 377 Н. А. Пименова, директор Челябинского
государственного промышленно-гуманитарного техникума (ЧГПГТ) им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected] Е. В. Годлевская, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В РАМКАХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: АСПЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
В статье раскрывается феномен системы наставничества как ключевого элемента, обеспечивающего повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках дуальной системы обучения, реализуемой ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» и ПАО «ЧТПЗ». Выявлены противоречия, лежащие в области формирования и развития профессионально-образовательного пространства личности педагога, и намечены пути их решения. Представлена существующая на текущий момент модель повышения квалификации педагогов в рамках дуального обучения.
Ключевые слова: дуальное обучение, система наставничества, квалификация, профессионально-образовательное пространство личности.
Человечество на протяжении всего периода своего исторического развития использовало систему наставничества для передачи новых организационных форм деятельности. Однако все накопленные формы наставничества по отдельности не могут в полной мере выполнять те задачи, которые на современном этапе стоят перед системой профессионального образования
и производством в силу быстрой смены господствующих техник и технологий. Необходим синтез всех существующих форм по основанию профессионально-образовательного пространства личности [1]. Под профессионально-образовательным пространством личности будем понимать взаимодействие личности с миром профессий и способами получения професси-
онального образования. Наставничеству при данном подходе отводится роль системы, целенаправленно управляющей процессом взаимодействия человека с социально-профессиональной средой на протяжении его жизненного цикла.
Седьмого декабря 2016 г. между ЧГПГТ им. А. В. Яковлева, ПАО «ЧТПЗ» и Министерством образования и науки Челябинской области было заключено соглашение о взаимодействии в сфере подготовки рабочих кадров на основе дуального образования, целью которого является «комплексное совершенствование системы подготовки специалистов в техникуме и обеспечение кадровых потребностей компании». Данное событие и открытие инновационной площадки («Наставничество как условие обеспечения кадрового роста») позволило нам при анализе проблем отдельно взятой профессиональной образовательной организации выделить типичные для всего профессионального образования проблемы в области формирования и развития профессионально-образовательного пространства личности средствами наставничества, а именно:
- запаздывание темпов развития профессиональной компетентности преподавателя в сравнении с темпами развития высокотехнологичного производства;
- возможность привлечения на роль преподавателей специалистов с производства и невозможность осуществления ими педагогического процесса из-за отсутствия у них базового педагогического образования.
Для решения данных противоречий в рамках дуальной системы обучения был разработан локальный акт «Порядок повышения квалификации». Документ регламентирует деятельность по повышению квалификации педагогов и администрации по выявленной потребности через критерии, определяющие уровень квалификации педагога и соответствие его дуальной системе обучения. В отличие от федерального закона, предусматривающего повышение квалификации педагогическими работниками не реже одного раза в три года, данный локальный акт учитывает потребности педагога, предприятия и образовательной организации.
Согласно современному профессиональному стандарту, квалификация педагогических работников профессионального образования включает в себя педагогическую подготовку и подготовку по профилю деятельности. Каждая из выделенных составляющих требует от педагогического работника повышения квалифика-
ции не реже одного раза в три года, а в нашем случае по потребности.
В рамках сотрудничества (между ЧГПГТ им. А. В. Яковлева и Челябинским институтом развития профессионального образования) в области формирования и развития педагогической подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей накоплен большой опыт, который включает в себя работу на трех уровнях (самообразование, повышение квалификации в рамках ПОО, повышение квалификации в ЧИРПО).
Под самообразованием педагога вслед за В. Б. Новичковым будем понимать «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса» [2]. Самообразование педагога в условиях реализации дуальной системы обучения невозможно без анализа пробелов в общепедагогических знаниях, без осмысления полноты своего педагогического инструментария. Для проведения самоанализа педагог систематизирует (в виде портфолио) результаты своей работы за определенный период, производит их оценку и учитывает рекомендации коллег-наставников по повышению эффективности своей деятельности. Данный уровень повышения педагогической компетентности сочетается с системой непрерывного повышения квалификации в ПОО в форме:
- изучения учебной и научно-методической литературы, соответствующей требованиям ФГОС;
- ознакомления с новыми нормативными документами в области общего и профессионального образования;
- изучения новых программ и педагогических технологий, используемых в ПОО;
- научно-исследовательской работы по определенной теме;
- обмена опытом через очное и заочное участие в работе конференций, семинаров, олимпиад и конкурсов профмастерства;
- ознакомления с передовой практикой других ПОО;
- повышения общекультурного уровня;
- участия в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- посещения уроков коллег, обмена мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретических разработок и практических апробаций разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Участвуя в данных мероприятиях, педагоги-наставники, добившиеся заметных успехов, передают опыт профессиональной деятельности.
Выход на новый уровень необходимых педагогических компетенций дают курсы повышения квалификации, переподготовки, олимпиады и конкурсы профессионального мастерства,
Анализ качества педагогического соста
организуемые институтом развития профессионального образования. Работа, проводимая на выделенных уровнях, носит персонифицированный характер, так как учитывает особенности и уровни профессионально-образовательного пространства личности каждого педагога. В результате системной работы, описанной выше, Ч1П1Т им. А. В. Яковлева имеет следующие показатели по соответствию педагогических работников требованиям профессионального стандарта (табл. 1).
Таблица 1
а ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева»
Категория педагогов Показатели педагогической компетентности педагога
Педагогическая составляющая квалификации педагога Сост авляющая по профилю деятельности Научно-исследовательская деятельность Инновационная деятельность
Преподаватели 70 % 67 % 29 % 48 %
Мастера п/о 77 % 69 % 23 % 23 %
Дуальная система обучения позволила наметить стратегию и формы выработки и развития второй составляющей квалификации педагога — подготовки по профилю деятельности.
Данная система включает в себя как проверенные временем формы работы, так и направления, продиктованные современными условиями, в которых функционирует профессиональная образовательная организация (ФГОС СПО «ТОП-50», содержащие требования к демонстрационному экзамену в рамках государственной итоговой аттестации — ГИА, основанному на стандартах оценки компетенций чемпионатов WorldSkШs, внедрение дуальной системы образования, потребности региона в кадровом обеспечении высокотехнологичных производств).
При реализации Челябинским государственным промышленно-гуманитарным техникумом им. А. В. Яковлева данных стратегий необходим синтез существующих систем наставничества и построение на их основе инструмента управления подготовкой высококвалифицированных выпускников (рис. 1).
Организация практики в рамках дуального обучения, где явно выражена ведущая роль предприятия-партнера, позволяет проводить обучение на рабочем месте в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, согласованным с работодателем. При этом наставничество как ключевой элемент данной деятельности обеспечивает ее механизмами мотивации и стимулирования. В рамках
выстроенной системы практики преподаватель проходит ряд стажировок и семинаров, которые комплексно повышают его подготовку по профилю деятельности.
Так, для вхождения преподавателей техникума в корпоративную культуру предприятия предусмотрено пролонгированное обучение через семинары, проводимые бизнес-тренерами ПАО «ЧТПЗ». Изучаемые преподавателями на семинарах предметы «Философия белой металлургии» и «Теория бережливого производства» позволяют в дальнейшем формировать у обучающихся нормы новой философии труда, постулатами которой являются внедрение лучших технологий, высокий уровень образования сотрудников, экологичность, комфортные условия труда. Привитие культуры производства идет через трансляцию образов желаемой корпоративной культуры, выражаемой в ношении фирменной одежды ПАО «ЧТПЗ» всеми участниками образовательного процесса; данные традиции ведут к изменению стиля профессионального мышления педагогов и обучающихся.
Система наставничества в рамках повышения квалификации педагога по профилю деятельности предусматривает прохождение преподавателями и мастерами системы стажировок на производстве, в учебных центрах предприятий, базовых центрах профессиональных компетенций WorldSkills, на профильных кафедрах ведущих вузов, на базе Челябинского института развития профессионального образования. Повышение квалификации педагога по профилю деятельности в рамках дуального образования
на предприятии предусматривает следующие виды стажировок: стажировка перед выходом обучающихся на производственную практику, стажировка по овладению новым оборудованием или программным обеспечением, стажировка по обучению новым навыкам трудовой деятельности (например, в связи с выполнением студентами курсовой или дипломной работы).
Процессы развития сферы профессионального образования, проекты обучения преподавателей и мастеров п/о новым педагогическим
технологиям и технологиям производств, развитие производственных систем с применением методик бережливого производства, а также реализация производственных практик в рамках системы дуального образования требуют формирования единой системы наставничества, включающей следующие субъекты взаимодействия: профессиональные образовательные организации, предприятия, институт развития профессионального образования, Министерство образования и науки Челябинской области.
§ «
о
й н о
Профессиональные образовательные организации
обучение
V
Челябинский институт
развития
профессионального
образования
н
стажировка
обучение
Образов организац образ ательные ии высшего ования
стажировка
Учебный центр предприятия
<и
I
¡Г
Ю О
ПАО
«ЧТПЗ»
Базовые центры проф. компетенций WorldSkills
Рис. 1. Система повышения квалификации педагога в Челябинском государственном промышленно-гуманитарном техникуме им. А. В. Яковлева
Библиографический список
1. Зеер, Э. Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека [Текст] : коллектив. моногр. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : РГППУ, 2008.
2. Новичков, В. Б. Профессиональное самообразование учителя [Текст] / В. Б. Новичков, В. М. Шевченко. — М., 1990. — С. 6.