Научная статья на тему 'Система наставничества в рамках дуального обучения: аспект повышения квалификации педагогов'

Система наставничества в рамках дуального обучения: аспект повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DUAL EDUCATION / APPRENTICESHIP SYSTEM / QUALIFICATION / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL SPACE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пименова Н.А., Годлевская Е.В.

В статье раскрывается феномен системы наставничества как ключевого элемента, обеспечивающего повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках дуальной системы обучения, реализуемой ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» и ПАО «ЧТПЗ». Выявлены противоречия, лежащие в области формирования и развития профессионально-образовательного пространства личности педагога, и намечены пути их решения. Представлена существующая на текущий момент модель повышения квалификации педагогов в рамках дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пименова Н.А., Годлевская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPRENTICESHIP IN THE DUAL EDUCATION: TEACHERS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article explores the apprenticeship as a key element of the teachers professional development in the system of dual education realized by the Chelyabinsk state technical secondary school of industry and humanities named after A.V. Yakovlev and PAO ‘CHTPZ’. The contradictions of the formation and development of the professional and educational space of the pedagogue’s personality and the ways of their solution are described in the paper. The article presents the model of the teachers professional development in the frames of dual education which is used contemporary.

Текст научной работы на тему «Система наставничества в рамках дуального обучения: аспект повышения квалификации педагогов»

- поддержка участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства.

Важным звеном кадровой политики является переход на профессиональный стандарт педагога профессионального образования, который более четко определяет функции преподавателя и мастера производственного обучения.

Целенаправленная кадровая политика формирует готовность педагогических работников к изменениям и внедрению инноваций.

Библиографический список

Это является особенно важным при внедрении регионального стандарта: педагогическому коллективу колледжа понятны его ключевые идеи и механизмы реализации, что, в свою очередь, позволит заложить основы кадрового обеспечения промышленного роста во всей Челябинской области.

В заключение отметим, что объединение ресурсов профессиональной образовательной организации с ресурсами бизнеса и власти позволит в полной мере реализовать инновационные идеи в сфере образования.

1. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.

2. Образовательная траектория [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://social_ pedagogy.academic.ru.

3. Пастюк, О. В. Кадровый менеджмент как основа управления современной образовательной организацией [Электронный ресурс] / О. В. Пастюк. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

УДК 377 Н. А. Пименова, директор Челябинского

государственного промышленно-гуманитарного техникума (ЧГПГТ) им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: pgt_25@rambler.ru Е. В. Годлевская, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: elengodl@ya.ru

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В РАМКАХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: АСПЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

В статье раскрывается феномен системы наставничества как ключевого элемента, обеспечивающего повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках дуальной системы обучения, реализуемой ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» и ПАО «ЧТПЗ». Выявлены противоречия, лежащие в области формирования и развития профессионально-образовательного пространства личности педагога, и намечены пути их решения. Представлена существующая на текущий момент модель повышения квалификации педагогов в рамках дуального обучения.

Ключевые слова: дуальное обучение, система наставничества, квалификация, профессионально-образовательное пространство личности.

Человечество на протяжении всего периода своего исторического развития использовало систему наставничества для передачи новых организационных форм деятельности. Однако все накопленные формы наставничества по отдельности не могут в полной мере выполнять те задачи, которые на современном этапе стоят перед системой профессионального образования

и производством в силу быстрой смены господствующих техник и технологий. Необходим синтез всех существующих форм по основанию профессионально-образовательного пространства личности [1]. Под профессионально-образовательным пространством личности будем понимать взаимодействие личности с миром профессий и способами получения професси-

онального образования. Наставничеству при данном подходе отводится роль системы, целенаправленно управляющей процессом взаимодействия человека с социально-профессиональной средой на протяжении его жизненного цикла.

Седьмого декабря 2016 г. между ЧГПГТ им. А. В. Яковлева, ПАО «ЧТПЗ» и Министерством образования и науки Челябинской области было заключено соглашение о взаимодействии в сфере подготовки рабочих кадров на основе дуального образования, целью которого является «комплексное совершенствование системы подготовки специалистов в техникуме и обеспечение кадровых потребностей компании». Данное событие и открытие инновационной площадки («Наставничество как условие обеспечения кадрового роста») позволило нам при анализе проблем отдельно взятой профессиональной образовательной организации выделить типичные для всего профессионального образования проблемы в области формирования и развития профессионально-образовательного пространства личности средствами наставничества, а именно:

- запаздывание темпов развития профессиональной компетентности преподавателя в сравнении с темпами развития высокотехнологичного производства;

- возможность привлечения на роль преподавателей специалистов с производства и невозможность осуществления ими педагогического процесса из-за отсутствия у них базового педагогического образования.

Для решения данных противоречий в рамках дуальной системы обучения был разработан локальный акт «Порядок повышения квалификации». Документ регламентирует деятельность по повышению квалификации педагогов и администрации по выявленной потребности через критерии, определяющие уровень квалификации педагога и соответствие его дуальной системе обучения. В отличие от федерального закона, предусматривающего повышение квалификации педагогическими работниками не реже одного раза в три года, данный локальный акт учитывает потребности педагога, предприятия и образовательной организации.

Согласно современному профессиональному стандарту, квалификация педагогических работников профессионального образования включает в себя педагогическую подготовку и подготовку по профилю деятельности. Каждая из выделенных составляющих требует от педагогического работника повышения квалифика-

ции не реже одного раза в три года, а в нашем случае по потребности.

В рамках сотрудничества (между ЧГПГТ им. А. В. Яковлева и Челябинским институтом развития профессионального образования) в области формирования и развития педагогической подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей накоплен большой опыт, который включает в себя работу на трех уровнях (самообразование, повышение квалификации в рамках ПОО, повышение квалификации в ЧИРПО).

Под самообразованием педагога вслед за В. Б. Новичковым будем понимать «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса» [2]. Самообразование педагога в условиях реализации дуальной системы обучения невозможно без анализа пробелов в общепедагогических знаниях, без осмысления полноты своего педагогического инструментария. Для проведения самоанализа педагог систематизирует (в виде портфолио) результаты своей работы за определенный период, производит их оценку и учитывает рекомендации коллег-наставников по повышению эффективности своей деятельности. Данный уровень повышения педагогической компетентности сочетается с системой непрерывного повышения квалификации в ПОО в форме:

- изучения учебной и научно-методической литературы, соответствующей требованиям ФГОС;

- ознакомления с новыми нормативными документами в области общего и профессионального образования;

- изучения новых программ и педагогических технологий, используемых в ПОО;

- научно-исследовательской работы по определенной теме;

- обмена опытом через очное и заочное участие в работе конференций, семинаров, олимпиад и конкурсов профмастерства;

- ознакомления с передовой практикой других ПОО;

- повышения общекультурного уровня;

- участия в педагогических советах, научно-методических объединениях;

- посещения уроков коллег, обмена мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

- теоретических разработок и практических апробаций разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Участвуя в данных мероприятиях, педагоги-наставники, добившиеся заметных успехов, передают опыт профессиональной деятельности.

Выход на новый уровень необходимых педагогических компетенций дают курсы повышения квалификации, переподготовки, олимпиады и конкурсы профессионального мастерства,

Анализ качества педагогического соста

организуемые институтом развития профессионального образования. Работа, проводимая на выделенных уровнях, носит персонифицированный характер, так как учитывает особенности и уровни профессионально-образовательного пространства личности каждого педагога. В результате системной работы, описанной выше, Ч1П1Т им. А. В. Яковлева имеет следующие показатели по соответствию педагогических работников требованиям профессионального стандарта (табл. 1).

Таблица 1

а ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева»

Категория педагогов Показатели педагогической компетентности педагога

Педагогическая составляющая квалификации педагога Сост авляющая по профилю деятельности Научно-исследовательская деятельность Инновационная деятельность

Преподаватели 70 % 67 % 29 % 48 %

Мастера п/о 77 % 69 % 23 % 23 %

Дуальная система обучения позволила наметить стратегию и формы выработки и развития второй составляющей квалификации педагога — подготовки по профилю деятельности.

Данная система включает в себя как проверенные временем формы работы, так и направления, продиктованные современными условиями, в которых функционирует профессиональная образовательная организация (ФГОС СПО «ТОП-50», содержащие требования к демонстрационному экзамену в рамках государственной итоговой аттестации — ГИА, основанному на стандартах оценки компетенций чемпионатов WorldSkШs, внедрение дуальной системы образования, потребности региона в кадровом обеспечении высокотехнологичных производств).

При реализации Челябинским государственным промышленно-гуманитарным техникумом им. А. В. Яковлева данных стратегий необходим синтез существующих систем наставничества и построение на их основе инструмента управления подготовкой высококвалифицированных выпускников (рис. 1).

Организация практики в рамках дуального обучения, где явно выражена ведущая роль предприятия-партнера, позволяет проводить обучение на рабочем месте в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, согласованным с работодателем. При этом наставничество как ключевой элемент данной деятельности обеспечивает ее механизмами мотивации и стимулирования. В рамках

выстроенной системы практики преподаватель проходит ряд стажировок и семинаров, которые комплексно повышают его подготовку по профилю деятельности.

Так, для вхождения преподавателей техникума в корпоративную культуру предприятия предусмотрено пролонгированное обучение через семинары, проводимые бизнес-тренерами ПАО «ЧТПЗ». Изучаемые преподавателями на семинарах предметы «Философия белой металлургии» и «Теория бережливого производства» позволяют в дальнейшем формировать у обучающихся нормы новой философии труда, постулатами которой являются внедрение лучших технологий, высокий уровень образования сотрудников, экологичность, комфортные условия труда. Привитие культуры производства идет через трансляцию образов желаемой корпоративной культуры, выражаемой в ношении фирменной одежды ПАО «ЧТПЗ» всеми участниками образовательного процесса; данные традиции ведут к изменению стиля профессионального мышления педагогов и обучающихся.

Система наставничества в рамках повышения квалификации педагога по профилю деятельности предусматривает прохождение преподавателями и мастерами системы стажировок на производстве, в учебных центрах предприятий, базовых центрах профессиональных компетенций WorldSkills, на профильных кафедрах ведущих вузов, на базе Челябинского института развития профессионального образования. Повышение квалификации педагога по профилю деятельности в рамках дуального образования

на предприятии предусматривает следующие виды стажировок: стажировка перед выходом обучающихся на производственную практику, стажировка по овладению новым оборудованием или программным обеспечением, стажировка по обучению новым навыкам трудовой деятельности (например, в связи с выполнением студентами курсовой или дипломной работы).

Процессы развития сферы профессионального образования, проекты обучения преподавателей и мастеров п/о новым педагогическим

технологиям и технологиям производств, развитие производственных систем с применением методик бережливого производства, а также реализация производственных практик в рамках системы дуального образования требуют формирования единой системы наставничества, включающей следующие субъекты взаимодействия: профессиональные образовательные организации, предприятия, институт развития профессионального образования, Министерство образования и науки Челябинской области.

§ «

о

й н о

Профессиональные образовательные организации

обучение

V

Челябинский институт

развития

профессионального

образования

н

стажировка

обучение

Образов организац образ ательные ии высшего ования

стажировка

Учебный центр предприятия

I

¡Г

Ю О

ПАО

«ЧТПЗ»

Базовые центры проф. компетенций WorldSkills

Рис. 1. Система повышения квалификации педагога в Челябинском государственном промышленно-гуманитарном техникуме им. А. В. Яковлева

Библиографический список

1. Зеер, Э. Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека [Текст] : коллектив. моногр. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : РГППУ, 2008.

2. Новичков, В. Б. Профессиональное самообразование учителя [Текст] / В. Б. Новичков, В. М. Шевченко. — М., 1990. — С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.