Научная статья на тему 'О взаимодействии педагогических работников техникума и наставников предприятия в условиях дуального обучения'

О взаимодействии педагогических работников техникума и наставников предприятия в условиях дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОГРАММА "БУДУЩЕЕ БЕЛОЙ МЕТАЛЛУРГИИ" / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / "КЛАССНЫЙ ПАПА" / DUAL TRAINING / APPRENTICESHIP / INTERACTION DIRECTIONS / 'FUTURE OF WHITE METALLURGY' PROGRAMME / WORK-BASED TRAINING / 'CLASS DAD'

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутаева Татьяна Николаевна, Шамухаметова Гульфира Хуснулловна

В статье представлен опыт организации взаимодействия между педагогическими работниками техникума и наставниками Группы «ЧТПЗ» (ПАО «Челябинский трубопрокатный завод») по различным направлениям деятельности в условиях дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тутаева Татьяна Николаевна, Шамухаметова Гульфира Хуснулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE TEACHERS AND ENTERPRISE SU-PERVISERS'' INTERACTION IN DUAL TRAINING

The paper presents the experience of interaction organization between the vocational teachers and supervisers from the ‘ChTPZ’ Group (PAO ‘Chelyabinsk pipe building plant’) in different activities in dual training.

Текст научной работы на тему «О взаимодействии педагогических работников техникума и наставников предприятия в условиях дуального обучения»

Сведения для цитирования: Тутаева, Т. Н. О взаимодействии педагогических работников техникума и наставников предприятия в условиях дуального обучения [Текст] / Т. Н. Тутаева, Г. Х. Шамухаметова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 78-81.

УДК 377 ББК 74.57

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ТЕХНИКУМА И НАСТАВНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Т. Н. Тутаева, Г. Х. Шамухаметова

В статье представлен опыт организации взаимодействия между педагогическими работниками техникума и наставниками Группы «ЧТПЗ» (ПАО «Челябинский трубопрокатный завод») по различным направлениям деятельности в условиях дуального обучения.

Ключевые слова: дуальное обучение, наставничество, направления взаимодействия, программа «Будущее белой металлургии», производственная практика, «классный папа».

Важной задачей профессионального образования является обеспечение качественной подготовки высококвалифицированных рабочих, к которым предприятия предъявляют жесткие профессиональные требования. Сегодня необходим поиск новых путей эффективной подготовки будущих специалистов, профессионально мобильных, конкурентоспособных на региональном рынке труда.

Министерством образования и науки Челябинской области 30 ноября 2016 г. определен перечень опорных профессиональных образовательных организаций для реализации мероприятий дорожной карты внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. В числе таких организаций — ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева».

Реализация Стандарта возможна лишь в тесном сотрудничестве с предприятиями-партнерами. Сегодня в техникуме успешно выстраивается непрерывная система образования на основе дуальной модели. Основным стратегическим партнером является Группа «ЧТПЗ» (ПАО «Челябинский трубопрокатный завод»).

Развитие высокотехнологичного производства и расширение рынков сбыта послужило импульсом для начала реализации Группой «ЧТПЗ» масштабной образовательной программы «Будущее белой металлургии» по подготовке ква-

Значимой задачей считаю развитие движения наставничества...

Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни.

В. В. Путин

лифицированных специалистов, умеющих работать на современном высокотехнологичном оборудовании, установленном в производственных цехах компании.

«Будущее белой металлургии» (далее — ББМ) — образовательная программа Группы «ЧТПЗ» по подготовке специалистов рабочих профессий для металлургической отрасли России, реализуемая на основе государственно-частного партнерства в Свердловской и Челябинской областях. Обучение студентов проводится по дуальной системе, где 40 % учебного процесса занимает теория, а 60 % отводится практике [1].

Целью программы является обеспечение притока высококвалифицированных молодых специалистов рабочих профессий, не только полностью соответствующих требованиям высокотехнологичного производства, но и погруженных в корпоративную философию Группы «ЧТПЗ». Компания предъявляет требования к современным специалистам — выпускникам программы ББМ по нескольким направлениям.

Направление «Я — белый металлург»:

- делаю все, чтобы компания мною гордилась;

- разделяю ценности компании;

- веду здоровый образ жизни;

- обучаю и передаю опыт новым коллегам;

- непрерывно развиваюсь и расширяю кругозор.

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Направление «Я — профессионал»:

- обладаю полным набором профессиональных навыков в своей квалификации;

- приобретаю смежные профессии, востребованные работодателем;

- имею все требуемые допуски и расширяю их список.

Направление «Я — Личность»:

- поддерживаю командный дух;

- уверен в себе;

- целеустремленный;

- отзывчивый;

- честный и порядочный;

- стрессоустойчивый.

Направление «Я — сотрудник»:

- дисциплинированный и самоорганизованный;

- неравнодушный;

- инициативный;

- коммуникабельный;

- надежный и исполнительный;

- обладающий лидерскими качествами и силой убеждения.

Одним из структурных компонентов программы «Будущее белой металлургии» является развитие системы наставничества. Наставник программы ББМ должен:

- иметь способности и желание передавать знания по профессии, производству с ответственностью и любовью;

- выступать носителем профессиональных умений и компетенций для практикантов ББМ;

- нести персональную ответственность за качество формирования и итоговые профессиональные компетенции практикантов;

- нести ответственность за качество обучения методам и безопасным приемам работы, соблюдение правил промышленной безопасности и охраны труда практикантов;

- предоставлять обратную связь практикантам;

- документально оформлять процесс и результаты практики;

- выступать примером высокой трудовой дисциплины и приверженности качеству;

- обладать должными коммуникативными навыками в общении;

- взаимодействовать с педагогическими работниками техникума по направлениям;

- служить проводником философии (философия преображения: личности, рабочей среды, производственного пространства, социума) и производственной системы «Белая металлургия» [2].

Рассмотрим организацию взаимодействия наставников компании и педагогических работ-

ников техникума на примере работы с обучающимися по профессии 15.01.26 «Токарь-универсал».

Одним из направлений взаимодействия наставника с преподавателями техникума является корректировка учебно-программной документации по учебным дисциплинам и профессиональным модулям. В рабочие программы внесены дополнения по отдельным разделам и темам, согласованы тематика лабораторных и практических работ, вопросы к дифференцированным зачетам и экзаменам.

Важным направлением взаимодействия является организация производственной практики. Результатом взаимодействия наставника с мастером производственного обучения стала корректировка учебно-программных документов по учебной и производственной практике. Для организации производственной практики скорректированы дневники, недельные планы, характеристики производственной практики, аттестационные листы, наряды [3].

За студентами, проходящими производственную практику, в компании закреплены наставники, которые являются квалифицированными специалистами. Для знакомства с предприятием в целом и работой отдельных цехов были организованы экскурсии. Студенты познакомились со структурой компании, ценностями и философией белой металлургии. Наставник оказывает помощь мастеру производственного обучения при проведении лабораторно-практи-ческих работ по устройству токарно-карусель-ного и расточного станков.

Обучающиеся третьего курса проходят производственную практику в цехах компании. Совместно с мастером производственного обучения были проведены вводные лекции по охране труда и правилам безопасной работы на токарных станках. В производственном цехе кроме токар-но-винторезных станков имеются расточные, револьверные крупногабаритные станки типа ДИП-400, ДИП-530. Именно здесь, на производстве, у студентов есть возможность освоить необходимые компетенции под руководством наставника-производственника. Для студентов в цехе составлен график, по которому они могут осваивать компетенции на определенных станках. Наставник проверяет соблюдение всех технических требований, качественные показатели работы. Мастер производственного обучения отслеживает степень адаптации практиканта на рабочем месте.

Согласуя действия по организации защиты письменной экзаменационной работы, наставник

оказывает помощь в выборе и подготовке чертежей, изготовлении необходимой детали, обязательно участвует в процедуре защиты письменной экзаменационной работы. Участие в совместной процедуре оценки степени сформированности компетенций студентов позволяет совершенствовать учебный процесс: взаимно дополнять и обогащать цели, содержание, формы и технологии обучения.

Осуществление контроля за прохождением производственной практики, выполнением ряда работ, своевременная практическая помощь, оказываемая наставником и мастером производственного обучения, позволяют практикантам успешно справиться с производственными заданиями.

В рамках развития наставничества в Группе «ЧТПЗ» реализуется проект «Классный папа». За каждой группой студентов закреплен наставник, который не только осуществляет поддержку в профессиональной сфере, но и помогает воспитывать будущих специалистов, иногда во многом заменяя некоторым молодым людям отца. Совместно с классным руководителем наставник — «классный папа» участвует в организации и проведении различных мероприятий [4].

Одним из направлений взаимодействия с классным руководителем является осуществление контроля за успеваемостью и посещаемостью студентов. С помощью электронного

журнала наставник определяет обучающегося группы риска, проводит профилактическую беседу с ним, посещает родителей на дому. «Классный папа» принимает участие в организации и проведении родительских собраний, субботников по уборке территории города, посещает классные часы, проводимые в группе. Он оценивает участие студентов в конкурсах профессиональной направленности [5].

Продвигая корпоративные ценности белой металлургии, формируя личностные качества студентов, «классный папа» принимает участие в организации спортивных мероприятий, таких как турнир спартакиады ПАО «ЧТПЗ» по волейболу, выполнение испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», товарищеский матч по мини-футболу среди команд студентов и сотрудников ПАО «ЧТПЗ». Вместе с ребятами наставник проводит свободное время и организует с классным руководителем мероприятия различной направленности, в их числе: посещение Музея памяти воинов-интернационалистов, краеведческого музея, кинотеатра, митинга памяти в честь Победы в Великой Отечественной войне и др.

Опыт показывает, что рассмотренные формы сотрудничества ПОО и предприятия способствуют качественной подготовке студентов и дальнейшему профессиональному и личностному развитию специалиста.

Библиографический список

1. Дуальное обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chgpgt.ru/ deyatelnost/dualnoe-obuchenie.html.

2. Философия белой металлургии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. chelpipe.ru/upload/pdf/wm_present(1).pdf.

3. Пименова, Н. А. Проектирование системы наставничества в ПОО [Текст] / Н. А. Пиме-нова, Г. Н. Любченко, А. А. Усова // Современная высшая школа : Инновационный аспект. — 2018. — Т. 10. — № 1. — С. 124-132.

4. Конкурс лучших практик наставничества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.chelpipe.ru/press_center/company_news/7046.

5. «Классный папа», белый металлург [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.gmpr74.ru/news/klassnyy-papa-belyy-metallurg.

For citation: Tutaeva, T. N. About the teachers and enterprise supervisers' interaction in dual training [Text] / T. N. Tu-taeva, G. Kh. Shamukhametova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 78-81.

ABOUT THE TEACHERS AND ENTERPRISE SUPERVISERS' INTERACTION

IN DUAL TRAINING

T. N. Tutaeva, G. Kh. Shamukhametova

The paper presents the experience of interaction organization between the vocational teachers and supervisers from the 'ChTPZ' Group (PAO 'Chelyabinsk pipe building plant') in different activities in dual training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.