Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1896-1917 ГГ. ЧАСТЬ 2'

СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1896-1917 ГГ. ЧАСТЬ 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / 1908- 1917 ГГ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черкасов Александр Арвелодович, Братановский Сергей Николаевич, Королева Лариса Александровна

В статье рассматривается система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. В данной части работы рассмотрен период 1908-1917 гг., то есть от начала подготовительных мероприятий по введению всеобщего начального образования до Февральской революции. Источниками послужили ежегодные «Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», в которых представлены данные о школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения, и Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего синода, в которых отражены сведения о церковно-приходских школах. Важное значение имеют также отчетные документы Министерства народного просвещения, которые отложились в Российском государственном историческом архиве. В работе широко применен статистический метод. Так, нами сделаны выборки из статистического массива разнообразной отчетной документации: о типологии учебных заведений, количестве училищ, количестве библиотечных фондов, а также количестве учеников (по национальности, по вероисповеданиям, по сословиям, гендерному балансу). Применение этого метода позволило выявить характерные особенности эволюции системы народного просвещения Черноморской губернии в период 1908-1917 гг. В заключении авторы отмечают, что в период с 1896 по 1917 гг. на территории Черноморской губернии была создана целая сеть учебных заведений, которая состояла из 4 гимназий, 11 низших учебных заведений и 156 начальных учебных заведений. Общее количество учебных заведений составило 171, из которых 30 подчинялись духовному ведомству, а 128 - министерству народного просвещения. Уже накануне Первой мировой войны школами было охвачено более 10 тыс. детей из 13,8 тыс. детей школьного возраста. При таких обстоятельствах если бы данный курс продолжился и на него не влияла бы Первая мировая война, то можно было бы говорить о том, что к 1918 г. все дети на территории Черноморской губернии были бы обеспечены школами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION ON THE TERRITORY OF THE BLACK SEA PROVINCE IN 1896-1917. PART 2

The article discusses the system of public education on the territory of the Black Sea province in 1896-1917. In this part, the authors consider the period of 1908-1917, that is, from the start of preparatory activities for the introduction of universal primary education to the February revolution. The main sources for the preparation of the work were the annual “Reports on the state of educational institutions in the Caucasian educational district” which presented data on schools under the Ministry of Public Education and the All-Subordinate reports of the Ober-Prosecutor of the Holy Synod, which reflected the information on parish schools. The reporting documents of the Ministry of Public Education, which were deposited in the Russian state historical archive (Saint Petersburg, Russian Federation), are also of great importance. In conclusion, the authors state that in the period from 1896 to 1917 a whole network of educational institutions was established on the territory of the Black sea province, which consisted of 4 high schools, 11 lower educational institutions and 156 primary schools. The total number of educational institutions was 171, 30 of those were subordinate to the ecclesiastical department, and 128 - to the Ministry of Public Education. On the eve of the First world war, more than 10 thousand children were enrolled in schools, out of 13,8 thousand children of school age. Under these circumstances, if this course had continued and had not been affected by the First world war, we could say that by 1918, all 100 % of children in the Black sea province would have been covered by school.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1896-1917 ГГ. ЧАСТЬ 2»

Вестник СПбГУ. История. 2020. Т. 65. Вып. 4

Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. Часть 2

А. А. Черкасов, С. Н. Братановский, Л. А. Королева

Для цитирования: Черкасов А. А., Братановский С. Н., Королева Л. А. Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. Часть 2 // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. Т. 65. Вып. 4. С. 1067-1084. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.403

В статье рассматривается система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. В данной части работы рассмотрен период 1908-1917 гг., то есть от начала подготовительных мероприятий по введению всеобщего начального образования до Февральской революции. Источниками послужили ежегодные «Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», в которых представлены данные о школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения, и Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего синода, в которых отражены сведения о церковно-приходских школах. Важное значение имеют также отчетные документы Министерства народного просвещения, которые отложились в Российском государственном историческом архиве. В работе широко применен статистический метод. Так, нами сделаны выборки из статистического массива разнообразной отчетной документации: о типологии учебных заведений, количестве училищ, количестве библиотечных фондов, а также количестве учеников (по национальности, по вероисповеданиям, по сословиям, гендерному балансу). Применение этого метода позво-

Александр Арвелодович Черкасов — д-р ист. наук, доц., заведующий совместной лабораторией Международного сетевого центра фундаментальных и прикладных исследований и Волгоградского государственного университета, Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований, США, 20036, STE 900 Вашингтон, округ Колумбия, пр. Коннектикут, 1150; Волгоградский государственный университет, Российская Федерация, 400062, Волгоград, пр. Университетский, 100; sochi003@rambler.ru

Aleksandr A. Cherkasov — Dr. Sci. (History), Associate Professor, Head of the Joint Laboratory of the International Network Center for Fundamental and Applied Research and Volgograd State University, International Network Center for Fundamental and Applied Research, 1150, Connecticut Ave. NW, STE 900, Washington, District of Columbia, 20036, USA; Volgograd State University, 100, pr. Universitetskii, Volgograd, 400062, Russian Federation; sochi003@rambler.ru

Сергей Николаевич Братановский — д-р юрид. наук, проф., Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Российская Федерация, 117997, Москва, Стремянный пер., 36; Институт государства и права РАН РФ, Российская Федерация, 119019, Москва, ул. Знаменка, 10; bratfoot@mail.ru

Sergei N. Bratanovskii — Dr. Sci. (Law), Professor, Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny per., Moscow, 117997, Russian Federation; Insititute of State and Law of RAS, 10, ul. Znamenka, Moscow, 119019, Russian Federation; bratfoot@mail.ru

Лариса Александровна Королева — д-р ист. наук, проф., Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Российская Федерация, 440028, Пенза, ул. Германа Титова, 28; la-koro@yandex.ru

Larisa A. Koroleva — Dr. Sci. (History), Professor, Penza State University of Architecture and Construction, 28, ul. Germana Titova, Penza, 440028, Russian Federation; la-koro@yandex.ru

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

лило выявить характерные особенности эволюции системы народного просвещения Черноморской губернии в период 1908-1917 гг. В заключении авторы отмечают, что в период с 1896 по 1917 гг. на территории Черноморской губернии была создана целая сеть учебных заведений, которая состояла из 4 гимназий, 11 низших учебных заведений и 156 начальных учебных заведений. Общее количество учебных заведений составило 171, из которых 30 подчинялись духовному ведомству, а 128 — министерству народного просвещения. Уже накануне Первой мировой войны школами было охвачено более 10 тыс. детей из 13,8 тыс. детей школьного возраста. При таких обстоятельствах если бы данный курс продолжился и на него не влияла бы Первая мировая война, то можно было бы говорить о том, что к 1918 г. все дети на территории Черноморской губернии были бы обеспечены школами.

Ключевые слова: Черноморская губерния, система народного просвещения, 19081917 гг., Министерство народного просвещения, Святейший синод.

The System of Public Education on the Territory of the Black Sea Province in 1896-1917. Part 2

A. A. Cherkasov, S. N. Bratanovskii, L. A. Koroleva

For citation: Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Koroleva L. A. The System of Public Education on the Territory of the Black Sea Province in 1896-1917. Part 2. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2020, vol. 65, issue 4, рр. 1067-1084. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.403 (In Russian)

The article discusses the system of public education on the territory of the Black Sea province in 1896-1917. In this part, the authors consider the period of 1908-1917, that is, from the start of preparatory activities for the introduction of universal primary education to the February revolution. The main sources for the preparation of the work were the annual "Reports on the state of educational institutions in the Caucasian educational district" which presented data on schools under the Ministry of Public Education and the All-Subordinate reports of the Ober-Prosecutor of the Holy Synod, which reflected the information on parish schools. The reporting documents of the Ministry of Public Education, which were deposited in the Russian state historical archive (Saint Petersburg, Russian Federation), are also of great importance. In conclusion, the authors state that in the period from 1896 to 1917 a whole network of educational institutions was established on the territory of the Black sea province, which consisted of 4 high schools, 11 lower educational institutions and 156 primary schools. The total number of educational institutions was 171, 30 of those were subordinate to the ecclesiastical department, and 128 — to the Ministry of Public Education. On the eve of the First world war, more than 10 thousand children were enrolled in schools, out of 13,8 thousand children of school age. Under these circumstances, if this course had continued and had not been affected by the First world war, we could say that by 1918, all 100 % of children in the Black sea province would have been covered by school.

Keywords: Black sea province, system of public education, 1908-1917, Ministry of public education, Holy Synod.

Введение

Как нами уже отмечалось1, Черноморская губерния являлась самой молодой губернией Российской империи, которая была создана в 1896 г. Первое учебное за-

1 Черкасов А. А., Королева Л. А., Братановский С. Н. Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. Часть 1 // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. Т. 65, вып. 3. С. 750-770.

ведение здесь было открыто еще в 1870 г., а к 1908 г. губерния располагала целой сетью учебных заведений, как ведомства Министерства народного просвещения, так и духовного ведомства. В абсолютных цифрах показатели были следующими: 3 средних учебных заведения, 7 низших учебных заведений, включая 2 частных, и 109 начальных. В этих условиях чиновники Черноморский инспекции Кавказского учебного округа приступили в 1908 г. к реализации программы введения всеобщего начального образования в регионе.

Материалы и методы

Источниками для подготовки статьи стали статистические данные из ежегодных «Отчетов о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», в которых представлены данные о школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения, а также из ежегодных Всеподданнейших отчетах обер-прокурора Святейшего синода, где отражены сведения о церковно-приходских школах. Важное значение имеют и отчетные документы Министерства народного просвещения, обнаруженные в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург).

Широко применен статистический метод: нами сделаны выборки из статистического массива разнообразной отчетной документации: о типологии учебных заведений, количестве училищ, библиотечных фондов, а также численности учеников (по национальности, вероисповеданиям, сословиям, гендерному балансу). Применение этого метода позволило выявить характерные особенности эволюции системы народного просвещения Черноморской губернии в период 1908-1917 гг.

Обсуждение

Как мы уже отмечали, система народного образования на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. до настоящего времени не была предметом самостоятельного изучения. Однако некоторые авторы обращались к теме истории системы народного образования в контексте краеведческих исследований территории Черноморской губернии. К таким авторам относятся Б. Д. Герасименко, который занимался изучением истории города Новороссийска2, изучением посада Сочи занимался И. А. Тверитинов, который рассматривал в том числе систему народного образования в конце XIX — начале XX в.3 Важную лепту в дело исследования культурно-образовательного пространства на территории Сочи в дореволюционный период внесла В. В. Крылова4. Следует напомнить, что Дирекция народных училищ Черноморской губернии подчинялась Дирекции Кавказского учебного округа, именно поэтому мы хотели бы отметить здесь и авторов, которые занимались историей системы народного просвещения на территории Кавказского учебного округа. Так, например В. С. Молчанова обращалась к изучению народного

2 Герасименко Б. Д. Очерки истории Новороссийска. Новороссийск, 2002.

3 Тверитинов И. А. Социально-экономическое развитие Сочинского округа во второй половине XIX — начале XX вв. Сочи, 2000.

4 Крылова В. В. Социокультурные характеристики становления и развития культурно-образовательного пространства Сочинского округа (1870-1917 гг.) // Былые годы. 2008. № 2 (8). С. 3-15.

просвещения на территории Кубанской области5, Т. А. Магсумов рассматривал аналогичные процессы на территории Карской области6. Также необходимо отметить и А. М. Мамадалиева, который рассматривал территорию Тифлисской губернии7. Непосредственно система народного образования на Кавказе рассматривалась такими авторами, как О. В. Натолочная и Н. А. Шевченко8.

Результаты

С мая 1908 г. расходы на начальное образование в Черноморской губернии резко увеличились, т. к. русское правительство взяло курс на введение всеобщего начального образования. Была утверждена 10-летняя программа и выделены значительные кредиты.

Уже в первое пятилетие, с 1908 по 1912 г., была проведена значительная работа: собирались статистические сведения, производилось обследование местных условий и составлялись проекты школьных сетей. Важно отметить, что русское правительство не настаивало на том, чтобы регионы срочно приступали к созданию сетей, а позволяло действовать по своему усмотрению. Поэтому из 14 административных единиц, входящих в состав Кавказа и, соответственно, Кавказского учебного округа, только 10 сразу же начали разработку школьных сетей9, к ним относилась и Черноморская губерния10. К 1 января 1913 г. приступили к этой деятельности еще в нескольких городах на территории Кавказа, в том числе в Новороссийске11.

Среднее образование. Необходимо сразу оговориться, что в указанный период Министерство народного просвещения не планировало резко расширять сеть среднего образования. К 1908 г. на территории губернии была мужская и женская гимназии в губернском центре — городе Новороссийске и мужская прогимназия в Сочи. Единственным из трех округов, где не имелось средних заведений, был Туапсинский округ. Причиной этому, на наш взгляд, был низкий спрос на среднее образование. Чтобы открыть в населенном пункте учебное заведение требовалось иметь аргумен-

5 Molchanova V. S., Balanyuk L. L., Vidishcheva E. V., Potapova 1.1. The Development of Primary Education on the Cossack Territories in 1803-1917 years (on the Example of the Kuban Region). Part 3 // Bylye Gody. 2020. No. 55 (1). P. 88-104.

6 Magsumov T. A., Korolev A. A., Ponomareva M. A., Zulfugarzade T. E.: 1) The System of Public Education in Kars Oblast in the Period 1878-1917. Pt. 1 // European Journal of Contemporary Education. 2020. No. 9 (1). P. 221-234; 2) The System of Public Education in Kars Oblast in the Period 1878-1917. Pt. 1 // European Journal of Contemporary Education. 2020. No. 9 (2). P. 459-472.

7 Mamadaliev A. M., Karpukhin D. V., Svechnikova N. V., Médico A.: 1) The System of Public Education in Tiflis Governorate in the Period 1802-1917. Pt. 1 // European Journal of Contemporary Education. 2020. No. 9 (1). P. 235-247; 2) The System of Public Education in Tiflis Governorate in the Period 1802-1917. Pt. 2 // Bylye Gody. 2020. No. 56 (2). P. 530-540.

8 Natolochnaya O. V., Miku N. V., Zulfugarzade T. E., Médico A. Highland schools in the Caucasus: Historical background // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7 (3). P. 608-614; Shevchen-ko N. A., Vidishcheva E. V., Emelyanova O. V. The establishment of the system of public education in the Caucasus (1802-1917 years): The characteristic features // Bylye Gody. 2016. No. 40 (2). P. 363-372.

9 Б. К. Деятельность Кавказского учебного округа за 1908-1912 гг. // Журнал министерства народного просвещения. 1914. № 8. С. 37.

10 Приступили к созданию школьных сетей Бакинская, Кутаисская, Тифлисская, Черноморская и Эриванская губернии, Батумская, Дагестанская и Карская области, а также Сухумский и За-катальский округа. Не приступили — Елисаветпольская и Ставропольская губернии, Кубанская и Терская области.

11 Б. К. Деятельность Кавказского учебного округа за 1908-1912 гг. С. 37.

тированное постановление местной администрации о том, что в регионе имеется значительное число людей, желающих обучаться в этом учебном заведении. Только наличие неохваченных учебным процессом лиц могло стать причиной открытия или реорганизации учебного заведения в более многоклассное заведение.

Именно таким образом 5 октября 1913 г. Сочинская мужская 6-классная прогимназия была реорганизована в 8-классную гимназию12, а в том же году в связи с переполненностью женской Новороссийской гимназии была отрыта еще одна, и гимназии стали называться 1-я и 2-я женские Новороссийские гимназии13.

Рассмотрим, как же изменялось количество учебных заведений и лиц обучающихся в них в период 1908-1916 гг.

Таблица 1. Количество средних учебных заведений на территории Черноморской губернии

и численность учащихся в них14

Год Гимназий Прогимназий Мальчиков Девочек Всего

Мужских Женских Мужских Женских

1908 1 1 1 - 322 461 783

1909 1 1 1 - 354 462 816

1910 1 1 1 - 401 518 919

1911 1 1 1 - 473 551 1024

1912 1 1 1 - 505 593 1098

1913 2 2 - - 547 671 1218

1914 2 2 - - 482 631 1013

1916 2 Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет

Анализируя табл. 1, можно сразу обнаружить тендерный дисбаланс среди учеников черноморских средних учебных заведений. Он начался еще с 1899 г., и вплоть до начала Первой мировой войны ситуация не менялась. На протяжении 1908-1913 гг. мы можем видеть постоянный рост количества гимназистов на территории Черноморской губернии, и только в 1914 г. происходит значительное 10-процентное сокращение количества учащихся мальчиков и 5-6-процентное сокращение количества учащихся девочек. Сокращение количества мальчиков мы напрямую связываем в том числе с добровольным бегством их на фронт15. Интересным представляется и распределение учащихся по национальностям (табл. 2).

12 Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1913 г. (далее — Отчет). Тифлис, 1914. С. 22.

13 Там же. С. 202.

14 Отчет за 1908 г. Тифлис, 1909. С. 2, 59, 125; Отчет за 1909 г. Тифлис, 1910. С. 2, 4, 129; Отчет за 1910 г. Тифлис, 1911. С. 8, 58, 244; Отчет за 1911 г. Тифлис, 1912. С. 59, 214; Отчет за 1912 г. Тифлис, 1913. С. 8, 151; Отчет за 1913 г. С. 8, 22, 177; Отчет за 1914 г. Тифлис, 1915. С. 12, 262; Кавказский календарь на 1916 г. Тифлис, 1916. С. 7.

15 Molchanova V. S., Cherkasov A. A., Smigel'M. Youth and Patriotic Sentiments during the Reign of Emperor Nicholas II // Bylye Gody. 2013. No. 30 (4). Р. 91-92; Cherkasov A. A., Smigel M., Molchanova V. S.

Таблица 2. Национальный состав учащихся средних учебных заведений, чел.16

Год Русские Грузины Армяне Татары Горцы Прочие Всего

1908 280 14 4 - - 44 342

1910 658 28 21 1 - 221 919

1911 754 39 22 - 1 208 1024

1912 844 26 29 - 1 205 1098

1913 889 27 43 - 1 258 1218

1914 850 26 26 - 2 209 1013

Примечание. Данные за 1908 г. неполные.

На протяжении всего периода, так же как и до 1908 г., основную массу учащихся составляли русские, на втором месте находились евреи и греки (последние указаны в графе «другие национальности»), за ними следовали армяне и грузины. Горцы и татары были представлены единично. К 1913 г. количество армян в средних учебных заведениях резко превзошло количество грузин, однако уже в следующем году эти показатели сравнялись. Такое изменение численности мы связываем в том числе с началом Первой мировой войны и созданием армянских добровольческих дружин.

Важное значение имеет и распределение учащихся по вероисповеданиям (табл. 3).

Таблица 3. Данные о вероисповеданиях учащихся средних учебных заведений, чел.17

Год Православные Армяно-григорианцы Католики Протестанты Иудеи Мусульмане Прочие Всего

1908 627 13 39 28 75 - 1 783

1909 615 16 63 37 84 - 1 816

1910 699 20 57 39 101 1 1 919

1911 793 22 59 41 101 1 2 1024

1912 844 27 70 43 107 1 6 1098

1913 931 30 79 51 125 1 1 1218

1914 872 24 63 41 109 3 - 1013

The Glorification of Underage Volunteers in Russian Military Service during World War I // Propaganda in the World and Local Conflicts. 2016. No. (5) 1. Р. 4-11.

16 Отчет за 1908 г. С. 59; Отчет за 1910 г. С. 58, 244; Отчет за 1911 г. С. 59, 214; Отчет за 1912 г. С. 48, 192; Отчет за 1913 г. С. 48, 256; Отчет за 1914 г. С. 92, 386.

17 Отчет за 1908 г. С. 8, 59, 130; Отчет за 1909 г. С. 8, 129; Отчет за 1910 г. С. 8, 193; Отчет за 1911 г. С. 8, 163; Отчет за 1912 г. С. 8, 151; Отчет за 1913 г. С. 8, 177; Отчет за 1914 г. С. 12, 262.

Из табл. 3 видно, что сложившаяся до 1908 г. тенденция с преобладанием православного населения в средних учебных заведениях продолжилась и к 1914 г. Около 80 % всех учащихся составляли православные, вместе с другими христианами — это почти 90 %. Примерно 10-12 % учащихся были иудеями. Небольшое количество мусульман и представителей других исповеданий среди учащихся все же превышало показатели предыдущих лет. Что касается христиан, то на территории Черноморской губернии они отмечены практически всеми главными течениями.

Хотелось бы уделить внимание и сословному составу учащихся средних учебных заведений на территории Черноморской губернии (табл. 4).

Таблица 4. Данные о сословной принадлежности родителей учащихся средних учебных заведений, чел.18

Год Дворяне и чиновники Духовенство Почетные граждане и купцы Другие городские сословия Казаки Крестьяне Иностранцы Прочие Всего

1908 136 18 95 342 50 104 30 10 783

1909 153 19 115 338 53 114 15 9 816

1910 194 28 249 354 61 128 33 8 919

1911 250 36 144 314 62 194 20 - 1024

1912 272 43 156 327 71 208 21 - 1098

1913 311 44 148 411 53 207 22 25 1218

1914 251 38 118 427 50 107 18 104 1013

Если в 1896 г. дети дворян и чиновников, а также мещан («другие городские сословия») составляли около 75 % всех гимназистов, то к 1913 г. (1914 г., на наш взгляд, не показателен, т. к. на статистические данные оказывала влияние Первая мировая война) они составляли лишь 55 % (дворяне и чиновники — 25 %, мещане — 30 %). К 1913 г. значительную долю стали представлять в гимназиях крестьяне (15 %) и дети почетных граждан и купцов (около 12 %). В целом это может свидетельствовать о том, что черноморские гимназии к 1913 г. превратились во всесословные учебные заведения.

Несколько слов скажем и о библиотечных фондах черноморских средних учебных заведений. В первой части своей статьи мы уже отмечали, что в учебных заведениях существовало разделение на два специализированных фонда: фундаментальный — для учителей и ученический — для детей.

Что же изменилось в фондах гимназических библиотек на территории Черноморской губернии в период до Первой мировой войны? Напомним, что к 1908 г.

18 Отчет за 1908 г. С. 9, 59, 130; Отчет за 1909 г. С. 9, 129; Отчет за 1910 г. С. 9, 123; Отчет за 1911 г. С. 9, 163; Отчет за 1912 г. С. 9, 151; Отчет за 1913 г. С. 9, 177; Отчет за 1914 г. С. 13, 263.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в двух новороссийских гимназиях и одной сочинской прогимназии общий библиотечный фонд насчитывал 12 042 тома.

В 1909 г. фонд фундаментальной библиотеки новороссийской мужской гимназии составлял 6263 тома, а ученической — 398119. В это же время аналогичные показатели сочинской мужской прогимназии — 140 и 157 820. Новороссийская женская гимназия собственного фонда фундаментальной библиотеки не имела (фонд был совместным с мужской гимназией, и эта ситуация останется неизменной вплоть до революции), а ученический насчитывал 1344 тома21.

В 1910 г. произошел почти 10-процентный прирост фонда фундаментальной библиотеки новороссийской мужской гимназии (6875 томов), а также некоторый рост в ученической (4242 тома)22. В это же время библиотека сочинской мужской прогимназии насчитывала 161 том в фундаментальном и 1826 — в ученическом фондах23. Ученический фонд новороссийской женской гимназии в 1910 г. насчитывал 1352 тома24.

В 1912 г. фонд фундаментальной библиотеки новороссийской мужской гимназии составлял 7353 тома, а ученической — 481125. В сочинской мужской прогимназии эти показатели были равны 442 и 2606 томам соответственно26. Ученический фонд новороссийской женской гимназии в 1913 г. насчитывал 1756 тома27.

В 1913 г. фонд фундаментальной библиотеки новороссийской мужской гимназии составлял 7701 том, а ученической — 516128. В сочинской мужской гимназии — 659 в фундаментальной и 2501 в ученической29. В 1-й Новороссийской женской гимназии в 1913 г. ученический фонд насчитывал 2266 томов30. Что касается новообразованной 2-й Новороссийской женской гимназии, то ее фундаментальный фонд составлял 97, а ученический — 400 томов31.

В 1914 г. фонд фундаментальной библиотеки новороссийской мужской гимназии составлял 8668 томов, а ученической — 541932. В сочинской мужской гимназии эти показатели составляли 889 и 2881 соответственно33. В 1-й Новороссийской женской гимназии в 1914 г. ученический фонд насчитывал 2824 тома, а во 2-й Новороссийской женской гимназии было 199 томов в фундаментальной библиотеке и 426 — в ученической34.

Последние статистические данные о библиотечных фондах мы имеем за 1914 г. Согласно этим сведениям, в библиотеках четырех гимназий Черноморский губер-

19 Отчет за 1909 г. С. 29.

20 Там же.

21 Там же. С. 152.

22 Отчет за 1910 г. С. 29.

23 Там же.

24 Там же. С. 217.

25 Отчет за 1912 г. С. 24.

26 Там же.

27 Там же. С. 168.

28 Отчет за 1913 г. С. 24.

29 Там же.

30 Там же. С. 210.

31 Там же.

32 Отчет за 1914 г. С. 44.

33 Там же.

34 Там же. С. 314.

нии находилось 21 306 томов. Таким образом, библиотечные фонды выросли на 9 тыс. книг в период с 1908 по 1914 г. При этом необходимо учитывать, что фонд, например, ученических библиотек гораздо чаще приходилось пополнять ввиду невозвратов и износа учебной литературы.

Низшее образование. К началу реализации программы введения всеобщего начального обучения в России, т. е. к 1908 г., низшее образование в России было представлено городскими училищами, горской школой, где обучались дети горцев, женскими мариинскими училищами (женскими учебными заведениями ведомства вдовствующей императрицы Марии Федоровны), а также промышленными училищами и школами.

В 1908 г. система низшего образования на территории губернии была представлена 3 городскими 4-классными училищами (по одному на каждый из трех округов), а также одной низшей ремесленной школой и одним женским профессиональным училищем.

15 августа 1911 г. в Новороссийске было открыто 2-е низшее училище35. Таким образом, количество городских училищ в губернии достигло 4.

В 1913 г. на Кавказе появилось 34 высших начальных 6-классных училища, одно из которых 10 сентября открылось в Новороссийске36. В 1914 г. статус высших начальных получили еще 3 училища: 1-е Новороссийское и Туапсинское (1 января), а также Сочинское (1 сентября)37. Прежний статус сохранялся у 2-го городского училища.

К 1916 г. в Новороссийске уже было три высших начальных училища — 1-е, 2-е и 3-е38. Это произошло за счет реорганизации 2-го городского училища в высшее начальное.

Динамика количества низших учебных заведений на территории Черноморской губернии показана в табл. 5. Как мы видим, налицо не только расширение сети городских и высших начальных училищ, но и перевод этих училищ в более высокое качество с четырехклассных учебных заведений в шестиклассные.

Рассмотрим состав учеников низших учебных заведений по национальностям (табл. 6). Согласно данным табл. 6, численность учащихся росла вплоть до 1914 г. включительно, т. е. Первая мировая война на низшие учебные заведения не оказала никакого влияния, ввиду возраста их учащихся. Основной прирост численности здесь давали русские дети. Грузин и армян было немного, и число их изменялось, горцы представлены незначительно, а татары отсутствовали почти полностью.

Что касается распределения учащихся по вероисповеданиям, то, согласно табл. 7, до 1914 г. включительно рост показывали не только православные, но и католики вместе с протестантами. До 1913 г. положительную динамику имели армяне вместе с иудеями, однако в 1914 г. произошло резкое, более чем в два раза, сокращение последней категории учащихся.

35 Отчет за 1911 г. С. 323.

36 Отчет за 1913 гг. С. 316.

37 Отчет за 1914 г. С. 524.

38 Кавказский календарь на 1916 г. С. 9.

Таблица 5. Количество низших учебных заведений на территории Черноморской губернии

и учащихся в них39

Год Количество учебных заведений Количество учащихся

Высшее начальное училище Городское училище Низшая ремесленная школа Женское профессиональное училище Частное училище

1908 - 3 1 1 2 609

1909 - 3 1 1 2 635

1910 - 3 1 1 - 866

1911 - 4 1 2 2 897

1912 - 4 1 2 3 949

1913 1 4 1 2 3 1097

1914 4 1 1 2 3 1186

1914 5 - 1 Данных нет Данных нет Данных нет

Примечание. Данные о количестве учащихся неполные: а) в них не учтены сведения о частных училищах, т. к. в отчете попечителя эти показатели были сводными для низших и начальных частных училищ; б) в показатель за 1909 г. не вошли сведения по новороссийской ремесленной школе.

Таблица 6. Национальный состав учащихся низших учебных заведений, чел.40

Год Русские Грузины Армяне Татары Горцы Прочие Всего

1908 133 - 2 - - 14 149

1909 556 12 11 1 1 52 635

1910 658 35 14 - 2 56 866

1911 789 7 14 - 2 85 897

1912 830 32 12 - 3 82 949

1913 941 16 17 - 3 120 1097

1914 1052 25 13 1 2 93 1186

Примечание. Данные за 1908 г. неполные.

39 Отчет за 1908 г. С. 267, 407, 462; Отчет за 1909 г. С. 293, 405, 421, 460, 464; Отчет за 1910 г. С. 301, 409, 461, 464; Отчет за 1911 г. С. 301, 462, 466; Отчет за 1912 г. С. 260, 350, 391; Отчет за 1913 г. С. 338; Отчет за 1914 г. Тифлис, 1915. С. 488, 494; Кавказский календарь на 1916 г. С. 9.

40 Отчет за 1908 г. С. 463; Отчет за 1909 г. С. 375, 461; Отчет за 1910 г. С. 375, 453, 461; Отчет за 1911 г. С. 375, 441, 463; Отчет за 1912 г. С. 322, 383, 391; Отчет за 1913 г. С. 406, 410, 475, 485; Отчет за 1914 г. С. 638, 640, 765, 781.

Таблица 7. Данные о вероисповеданиях учащихся низших учебных заведений, чел. 41

Год Православные Католики Армяно-григорианцы Протестанты Иудеи Мусульмане Всего

1908 539 25 6 16 21 2 609

1909 650 26 11 14 30 2 733

1910 777 26 14 13 34 2 866

1911 797 23 14 24 32 2 897

1912 858 29 10 17 33 2 949

1913 970 44 17 25 39 2 1097

1914 1061 51 15 42 16 1 1186

Для полноты картины представим распределение учащихся по сословиям (табл. 8).

Таблица 8. Данные о сословной принадлежности родителей учащихся низших учебных

заведений, чел. 42

Год Дворяне и чиновники Духовенство Почетные граждане и купцы Другие городские сословия Крестьяне Казаки Иностранцы Прочие Всего

1908 17 1 4 259 299 16 6 7 609

1909 25 1 111 233 311 40 7 5 733

1910 39 4 26 390 377 24 - 7 866

1911 37 4 13 269 524 37 7 6 897

1912 45 3 13 384 458 29 13 5 949

1913 66 4 18 347 601 21 13 27 1097

1914 58 2 17 363 654 22 12 58 1186

41 Отчет за 1908 г. С. 275, 411, 463; Отчет за 1909 г. С. 301, 409, 461; Отчет за 1910 г. С. 301, 409, 461, 464; Отчет за 1911 г. С. 301, 395, 463; Отчет за 1912 г. С. 260, 350, 391; Отчет за 1913 г. С. 316, 320, 442, 485; Отчет за 1914 г. С. 488, 494, 698, 781.

42 Отчет за 1908 г. С. 275, 411, 463; Отчет за 1909 г. С. 301, 409, 461; Отчет за 1910 г. С. 301, 409, 461; Отчет за 1911 г. С. 301, 395, 463; Отчет за 1912 г. С. 261, 351; Отчет за 1913 г. С. 317, 321, 443, 485; Отчет за 1914 г. С. 489, 495, 699, 781.

Мы уже отмечали, что на учащихся низших учебных заведений Первая мировая война не оказала сильного воздействия, и количество обучающихся продолжало устойчиво расти. Однако анализ табл. 8 показывает, что это относится далеко не ко всем сословным группам. Так, например, боле всего сократилось количество детей дворян и чиновников. По сравнению с 1913 г. их стало меньше на 8 человек, что составило около 12 % от общего количества. Незначительно (на 1 чел.) сократилось число детей почетных граждан и купцов, а также детей иностранцев (по всей вероятности, в связи с отъездом из России). Недоумение вызывает более чем 25-кратный рост количества детей почетных граждан и купцов в 1909 г. и резкое сокращение их в 1910 г. В целом же численность учащихся низших школ увеличилась почти в 2 раза, а самый большой рост в процентном выражении показали дети дворян и чиновников.

Несколько слов скажем и о библиотеках низших учебных заведений.

В 1908 г. библиотечные фонды всех городских училищ губернии насчитывали 7096 томов.

К 1909 г. библиотечные фонды городских училищ губернии складывались следующим образом: Новороссийское: фундаментальная библиотека — 1992 томов, ученическая — 1360; Сочинское: фундаментальная — 1465, ученическая — 1659; Туапсинское: фундаментальная — 1257, ученическая — 168843.

В 1910 г. произошло резкое увеличение библиотечных фондов городских училищ губернии: Новороссийское: фундаментальная библиотека — 2013 томов, ученическая — 1397; Сочинское: фундаментальная — 1613, ученическая — 1732; Туапсинское: фундаментальная — 1360, ученическая — 170844. В новороссийской низшей ремесленной школе было 352 томов в фундаментальной и 516 — в ученической библиотеках45.

В 1911 г. в связи с открытием 2-го Новороссийского городского училища часть библиотечного фонда 1-го училища была передана во 2-е училище. Таким образом, библиотечный фонд 1-го училища показал сокращение книжного фонда. Новороссийское 1-е: фундаментальная библиотека — 2071 том, ученическая — 1240; Новороссийское 2-е: фундаментальная — 51, ученическая — 357. В других училищах продолжался рост показателей: Сочинское: фундаментальная — 1719, ученическая — 1903; Туапсинское: фундаментальная — 1782, ученическая — 180946. В новороссийской низшей ремесленной школе было 582 тома в фундаментальной и 516 — в ученической библиотеках47.

Уже 1912 г. дополнительные ассигнования на библиотечные нужды полностью восстановили ученическую библиотеку Новороссийского 1-го городского училища. Она насчитывала 1780 томов, а фундаментальная — 2383 томов. В то же время продолжали увеличиваться фонды других училищ: Новороссийское 2-е: фундаментальная библиотека — 135 томов, ученическая — 634; Сочинское: фундаментальная — 1933, ученическая — 2033; Туапсинское: фундаментальная — 2047, уче-

43 Отчет за 1909 г. С. 327.

44 Отчет за 1910 г. С. 327.

45 Там же. С. 423.

46 Отчет за 1911 г. С. 327.

47 Там же. С. 409.

ническая — 19 5 948. В новороссийской низшей ремесленной школе было 532 тома в фундаментальной и 553 — в ученической библиотеках49.

К 1913 г. в городских училищах губернии показатели были следующие: Новороссийское 1-е: фундаментальная библиотека — 2696 томов, ученическая — 1859; Новороссийское 2-е: фундаментальная — 297, ученическая — 971; Сочинское: фундаментальная — 1980, ученическая — 2218; Туапсинское: фундаментальная — 2203, ученическая — 173850. В новороссийской низшей ремесленной школе было 532 тома в фундаментальной и 558 — в ученической библиотеках51.

К 1914 г. библиотечные фонды четырех высших начальных училищ губернии складывались следующим образом: Новороссийское 1-е: фундаментальная библиотека насчитывала 2956 томов, ученическая — 1963; Новороссийское 2-е училище было без библиотеки; Сочинское: фундаментальная — 2185, ученическая — 2381; Туапсинское: фундаментальная — 2384, ученическая — 176252; 2-е Новороссийское городское училище: фундаментальная — 720, ученическая — 125253. В новороссийской низшей ремесленной школе было 534 тома в фундаментальной и 553 — в ученической библиотеках54. Таким образом в период с 1908 по 1914 г. общий фонд низших учебных заведений достиг 16 690 томов, т. е. увеличился более чем в два раза.

Начальное образование. Сеть начальных учебных заведений была представлена частными, министерскими (находящимися в ведомстве Министерства народного просвещения, включая земские, общественные и др.) и церковно-приходскими школами.

Частные начальные школы. Как мы уже писали, старейшим частным учебным заведением на территории Черноморской губернии было училище Общества черноморских цементных производителей, основанное в 1892 г. С 1908 по 1914 г. количество частных учебных заведений колебалось в пределах от 9 до 15. Однако подробные статистические сведения об этих учебных заведениях не собирались. Общие сводные таблицы дают только представление о численности и гендерном составе учащихся (табл. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как до 1908 г., так и после в частных учебных заведениях не делалась ставка на обучение по гендерному принципу. Как правило, в частных школах мальчики и девочки обучались совместно, а их соотношение все время менялось.

Министерские школы. Первое начальное училище в Черноморском округе было открыто 12 мая 1870 г. Оно было мужским. К 1908 г. сеть начальных учебных заведений на территории губернии насчитывала 71 учебное заведение, из них 5 были двуклассными, а 66 — одноклассными.

Реализация программы введения всеобщего начального образования касалась именно этой группы — начальных школ. Об эффективности проделанной работы свидетельствует табл. 10.

48 Отчет за 1912 г. С. 280.

49 Там же. С. 360.

50 Отчет за 1913 гг. С. 348.

51 Там же. С. 452.

52 Отчет за 1914 г. С. 534.

53 Там же. С. 540.

54 Там же. С. 720.

Таблица 9. Гендерное соотношение учащихся, чел., в частных учебных заведениях на территории Черноморской губернии в 1908-1914 гг.55

Год Мальчиков Девочек Всего

1908 180 154 334

1909 159 134 293

1910 160 169 329

1911 197 223 420

1912 322 258 580

1913 357 221 578

1914 212 139 351

Таблица 10. Распределение в Черноморской губернии начальных училищ Министерства народного просвещения по типам и численность учащихся в них 56

Год Двуклассные училища Одноклассные училища Школа с особым уставом (еврейское училище) Горская школа Всего училищ Численность учащихся

Мальчиков Девочек Всего

1908 5 66 - - 71 2286 1500 3786

1909 5 70 1 - 76 2495 1737 4232

1910 5 75 1 - 81 2861 1935 4796

1911 5 84 1 - 90 3089 2159 5248

1912 8 92 1 1 102 3273 2334 5607

1913 10 97 1 1 109 3498 2768 6266

1914 11 103 1 1 116 3711 2850 6561

Анализ табл. 10 показывает, что с 1908 по 1914 г. количество двуклассных начальных учебных заведений увеличилось более чем в 2 раза, а одноклассных — в 1,5. Такие показатели обусловлены с тем, что до 1908 г. в губернии была проведена значительная работа. Состояние начального образования приближалось к тому, которое можно оценить как достаточное для введения всеобщего обучения детей региона. В 1914 г. обращает на себя особое внимание гендерный баланс учащихся, т. е. соотношение числа мальчиков и девочек, которое составляло 1 к 0,75. К при-

55 Отчет за 1908 г. С. 466; Отчет за 1909 г. С. 465; Отчет за 1910 г. С. 464; Отчет за 1911 г. С. 466; Отчет за 1912 г. С. 393; Отчет за 1913 г. С. 487; Отчет за 1914 г. С. 784-785.

56 Отчет за 1908 г. С. 394, 400; Отчет за 1909 г. С. 390; Отчет за 1910 г. С. 390, 392; Отчет за 1911 г. С. 448, 540; Отчет за 1912 г. С. 334-335; Отчет за 1913 г. С. 426-427, 428; Отчет за 1914 г. С. 668-669.

меру, этот показатель в передовой на то время Кубанской области составлял 1 к 0,5, т. е. девочек было в 2 раза меньше, чем мальчиков57.

Таблица 11. Национальный состав учащихся начальных школ, чел.58

Год Русские Грузины Армяне Татары Горцы Прочие Всего

1908 2834 46 58 - 50 798 3786

1909 3132 43 57 4 31 965 4232

1910 4068 46 78 - 21 564 4796

1911 4627 - 85 - 51 485 5248

1912 4517 183 70 - 62 775 5607

1913 4405 206 120 37 72 1426 6266

1914 5237 109 153 39 404 619 6561

Из данных, представленных в табл. 11, становится ясно, что с 1900 г. все больше горцев училось в начальных школах, а после 1908 г. это количество только возрастало. Практически на протяжении всего периода наблюдалось увеличение численности армян и грузин. Что касается русских, то до 1908 г. русские составляли в начальных школах от 60 до 70 %, то к 1914 г. этот показатель возрос до 80 %.

Таблица 12. Данные о вероисповеданиях учащихся начальных школ59

Год Православные Армяно-григорианцы Католики Протестанты Иудеи Мусульмане Прочие Всего

1908 3182 52 251 153 100 48 - 3786

1909 3646 52 221 180 98 35 - 4232

1910 4253 80 257 83 87 36 - 4796

1911 4627 85 175 166 144 51 - 5248

1912 4906 71 264 201 97 60 8 5607

1913 5420 111 334 216 81 97 7 6266

1914 5552 153 340 314 75 93 34 6561

57 Molchanova V. S., Balanyuk L. L., Vidishcheva E. V., Potapova 1.1. The Development of Primary Education on the Cossack Territories in 1803-1917 years (on the Example of the Kuban Region). Pt. 3 // Bylye Gody. 2020. No. 55 (1). Р. 99.

58 Отчет за 1908 г. С. 402; Отчет за 1909 г. С. 400; Отчет за 1910 г. С. 399; Отчет за 1911 г. С. 457; Отчет за 1912 г. С. 343; Отчет за 1913 г. С. 435; Отчет за 1914 г. С. 683.

59 Отчет за 1908 г. С. 394; Отчет за 1909 г. С. 392; Отчет за 1910 г. С. 392; Отчет за 1911 г. С. 450; Отчет за 1912 г. С. 336-337; Отчет за 1913 г. С. 428-429; Отчет за 1914 г. С. 672-673.

Сопоставив табл. 11 и 12, мы можем высчитать примерное количество греков в начальной школе Черноморской губернии. Ранее мы уже определяли численность греков на 1908 г. в 150-170 человек. В 1914 г. их численность составила около 200 человек, т. е. произошло некоторое увеличение этой национальной группы в начальных школах. Примерно в три раза увеличилось количество армян, в 2 раза количество протестантов и мусульман.

Церковно-приходские школы. До 1908 г. на территории Черноморской губернии действовала сеть начальных школ, находящихся в подчинении Святейшего синода. Она включала в себя 21 одноклассную школу и 9 школ грамоты. Однако в 1908 г. Святейшим синодом было принято решение о реорганизации школ грамоты в од-ноклассные училища, а при невозможности этого — о закрытии их. Рассмотрим, как же изменялась численность церковно-приходских школ в период 1908-1914 гг. (табл. 13).

Таблица 13. Статистические данные по церковно-приходским школам на территории Черноморской губернии60

Год Количество училищ Численность учащихся

Двуклассных Одноклассных Школ грамоты Всего Мальчиков Девочек Всего

1908 - 21 9 30 628 521 1149

1909 - 27 - 27 519 503 1022

1910 1 29 - 30 714 562 1276

1911 1 29 - 30 717 644 1361

1912 1 28 2 31 686 609 1295

1913 1 30 2 33 772 613 1385

1914 1 28 1 30 615 512 1127

Судя по табл. 13, до 1913 г. система церковно-приходских школ находилась практически на одном и том же уровне: как по числу школ, так и по количеству учащихся. Причиной было то, что церковно-приходские школы содержались за счет средств православных приходов. Когда началась Первая мировая война и часть прихожан ушла на войну, около 10 % церковно-приходских школ оказались закрыты.

Анализ табл. 14 показывает, что в период реализации проекта введения всеобщего начального образования общее количество учебных заведений в регионе возросло со 119 до 171, а численность обучающихся увеличилась с 6,6 тыс. до 10,2 тыс.

60 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. СПб., 1911. С. 220-221, 244-245; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913. С. 112-113, 178-179, 206-207; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1913 г. СПб., 1915. С. 122-123; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. СПб., 1916. С. 124-125.

Таблица 14. Сводные статистические данные по системе народного просвещения Черноморской губернии в 1908-1914 гг. 61

Училищ Учащихся

Низших Начальных

х п се о ¡4

Год X х х н и ¡4 и е ч о г

д V В В ы н 3 % о Всего чиь о И е с

О. В В в н И V М

О и й и а в се а и

СГ сг ¿1

И

1908 3 5 2 71 7 30 1 119 3836 2825 6661

1909 3 5 2 70 9 27 1 117 3844 3154 6998

1910 3 5 - 81 8 30 1 128 4569 3617 8186

1911 3 7 2 90 9 30 1 142 4924 4026 8950

1912 3 7 3 102 11 31 1 161 5261 4268 9529

1913 4 8 3 109 12 33 1 170 5722 4822 10544

1914 4 8 3 116 9 30 1 171 5613 4725 10238

К 1 января 1915 г. на территории губернии находилось 13 835 детей школьного возраста62. Напомним, что понятие «школьный возраст» распространялось на детей от 8 до 11 лет. Из их числа в школах разных ведомств к 1914 г. уже находилось более 10 тыс. учащихся. По нашему мнению, если бы данный курс продолжился, и Первая мировая война не внесла известные коррективы, то к 1918 г. все дети школьного возраста должны были бы приступить к обучению (разумеется, при условии ведения закона о всеобщем начальном образовании).

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в период с 1896 по 1917 г. на территории Черноморской губернии была создана целая сеть учебных заведений, которая состояла из 4 гимназий, 11 низших учебных заведений и 156 начальных учебных заведений. Общее количество учебных заведений составило 171, из которых 30 подчинялись духовному ведомству, а 128 — Министерству народного просвещения. Уже накануне Первой мировой войны в губернии была осуществлена большая часть мероприятий для подготовки достаточного количества педагогического персонала и школ для введения всеобщего начального образования на территории Черноморской губернии.

61 Обзор Черноморской губернии за 1909 г. [Б. м.], 1910. С. 3; Отчет за 1910 г. С. 464; Отчет за 1911 г. С. 466; Отчет за 1913 гг. С. 392; Отчет за 1914 г. С. 784.

62 РГИА. Ф. 733. Оп. 207. Д. 39. Л. 3.

References

B. K. Activities of the Caucasian educational district for 1908-1912. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniia, 1914, no. 8, pp. 35-51. (In Russian)

Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Koroleva L. A. The system of public education on the territory of the Black sea province in 1896-1917. Part 1. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriia, 2020, vol. 65, iss. 3, pp. 750-770 (In Russian)

Cherkasov A. A., Smigel M., Molchanova V. S. The Glorification of Underage Volunteers in Russian Military Service during World War I. Propaganda in the World and Local Conflicts, 2016, vol. (5) 1, pp. 4-11.

Gerasimenko B. D. Essays on the history of Novorossiysk. Novorossiisk, GUP Novorossiiskoe poligrafob'edinenie, 2002, 261 p. (in Russian)

Il'in A. A. The caucasian educational district in 1903. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniia, 1904, no. 11, pp. 25-31. (in Russian)

Krylova V. V. Sociocultural features of the formation and development of the cultural and educational space of the Sochi district (1870-1917). Bylye Gody, 2008, no. 2 (8), pp. 3-15. (in Russian)

Magsumov T. A., Korolev A. A., Ponomareva M. A., Zulfugarzade T. E. The System of Public Education in Kars Oblast in the Period 1878-1917. Part 1. European Journal of Contemporary Education. 2020, no. 9 (1), pp. 221-234.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Magsumov T. A., Korolev A. A., Ponomareva M. A., Zulfugarzade T. E. The System of Public Education in Kars Oblast in the Period 1878-1917. Part 1. European Journal of Contemporary Education. 2020, no. 9 (2), pp. 459-472.

Mamadaliev A. M., Karpukhin D. V., Svechnikova N. V., Médico A. The System of Public Education in Tiflis Governorate in the Period 1802-1917. Part 1. European Journal of Contemporary Education. 2020, no. 9 (1), pp. 235-247.

Mamadaliev A. M., Karpukhin D. V., Svechnikova N. V., Médico A. The System of Public Education in Tiflis Governorate in the Period 1802-1917. Part 2. Bylye Gody. 2020, no. 56 (2), pp. 530-540.

Molchanova V. S., Balanyuk L. L., Vidishcheva E. V., Potapova I. I. The Development of Primary Education on the Cossack Territories in 1803-1917 years (on the Example of the Kuban Region). Part 1. Bylye Gody, 2019, no. 53 (3), pp. 1049-1058.

Molchanova V. S., Balanyuk L. L., Vidishcheva E. V., Potapova I. I. The Development of Primary Education on the Cossack Territories in 1803-1917 years (on the Example of the Kuban Region). Part 3. Bylye Gody, 2020, no. 55 (1), pp. 88-104.

Molchanova V. S., Balanyuk L. L., Vidishcheva E. V., Potapova I. I. The Development of Primary Education on the Cossack Territories in 1803-1917 years (on the Example of the Kuban Region). Part 3. Bylye Gody. 2020, no. 55 (1), pp. 88-104.

Molchanova V. S., Cherkasov A. A., Smigel' M. Youth and Patriotic Sentiments during the Reign of Emperor Nicholas II. Bylye Gody, 2013, no. 30 (4), pp. 88-93.

Natolochnaya O. V., Miku N. V., Zulfugarzade T. E., Médico A. Highland schools in the Caucasus: Historical background. European Journal of Contemporary Education, 2018, vol. 7 (3), pp. 608-614.

Shevchenko N. A., Vidishcheva E. V., Emelyanova O. V. The establishment of the system of public education in the Caucasus (1802-1917 years): The characteristic features. Bylye Gody, 2016, no. 40 (2), pp. 363372.

Tveritinov I. A. Socio-economic development of the Sochi district in the second half of the 19th — early 20th centuries. Sochi, RIO SGUTiKD, 2000. 186 p. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 6 июня 2020 г.

Рекомендована в печать 9 сентября 2020 г.

Received: June 6, 2020 Accepted: September 9, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.