Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1896-1917 ГГ. ЧАСТЬ 1'

СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1896-1917 ГГ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / 1896- 1917 ГГ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / BLACK SEA PROVINCE / SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION / 1896-1917 / THE MINISTRY OF PUBLIC EDUCATION / HOLY SYNOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черкасов Александр Арвелодович, Королева Лариса Александровна, Братановский Сергей Николаевич

В статье рассматривается система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. В части I анализируется период 1896-1908 гг., то есть от момента создания губернии до начала подготовительных мероприятий по введению всеобщего начального образования в России. Главными источниками для подготовки работы стали ежегодные «Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», в которых представлены данные о школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения, и Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего синода, в которых отражены сведения о церковно-приходских школах. В работе авторами был применен статистический метод. Сделаны выборки из статистического массива разнообразной отчетной документации: о типологии учебных заведений, количестве училищ, библиотечных фондов, а также о численности учеников (по национальности, вероисповеданию, сословиям, гендерному балансу). Применение данного метода позволило выявить характерные особенности эволюции системы народного просвещения Черноморской губернии в период с 1896 по 1908 г. В Заключении авторы отмечают, что система народного просвещения на территории Черноморской губернии в это время имела свою разветвленную систему и включала в себя средние, низшие и начальные учебные заведения. За указанный период количество учащихся возросло более чем в 6,5 раз, а количество учебных заведений - в 4 раза. При двукратном увеличении численности населения губернии с 1896 по 1908 г. росло и количество школ на 1 тыс. жителей: в 1896 г. - 0,5 школы, а в 1908 г. - 1 школа. По мере расширения сети школ увеличивались библиотечные фонды учебных заведений, а также развивались другие направления деятельности, например на ниве образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION ON THE TERRITORY OF THE BLACK SEA PROVINCE IN 1896-1917. PART 1

The article discusses the system of public education on the territory of the Black Sea province in 1896-1917. In this part the authors consider the period of 1896-1908, that is, from the moment the province was formed to the start of preparatory measures for the introduction of universal primary education in Russia. The main sources for the preparation of the work were the annual “Reports on the state of educational institutions in the Caucasian educational district” which presented data on schools under the Ministry of Public Education and the All-Subordinate reports of the Ober-Prosecutor of the Holy Synod, which reflected the information on parish schools. In conclusion, the authors state that public education on the territory of the Black Sea province in the period from 1896 to 1908 had its own extensive system and included secondary, lower and primary educational institutions. For the specified time, the number of students increased by more than 6,5 times, and the number of educational institutions - by 4 times. Despite a more than twofold increase in the population of the province from 1896 to 1908, the number of schools per 1 thousand inhabitants increased (0,5 schools per 1 thousand inhabitants in 1896, and 1 school per 1 thousand inhabitants in 1908). Along with the rise in the number of schools, the library funds of educational institutions increased, as well as other areas of school activity, for example, in the field of adult education.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1896-1917 ГГ. ЧАСТЬ 1»

Вестник СПбГУ. История. 2020. Т. 65. Вып. 3

Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. Часть 1

А. А. Черкасов, Л. А. Королева, С. Н. Братановский

Для цитирования: Черкасов А. А., Королева Л. А., Братановский С. Н. Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. Часть 1 // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. Т. 65. Вып. 3. С. 750-770. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.304

В статье рассматривается система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. В части I анализируется период 1896-1908 гг., то есть от момента создания губернии до начала подготовительных мероприятий по введению всеобщего начального образования в России. Главными источниками для подготовки работы стали ежегодные «Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», в которых представлены данные о школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения, и Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего синода, в которых отражены сведения о церковно-приходских школах. В работе авторами был применен статистический метод. Сделаны выборки из статистического массива разнообразной отчетной документации: о типологии учебных заведений, количестве училищ, библиотечных фондов, а также о численности учеников (по национальности, вероисповеданию, сословиям, гендерному балансу). Применение данного метода позволило выявить характерные особенности эволюции системы народного просвещения Черноморской губернии в период с 1896 по 1908 г. В Заключении авторы отмечают, что система народного просвещения на территории Черноморской губернии в это время имела свою разветвленную систему и включала в себя средние, низшие и начальные учебные заведения. За указанный период количество учащихся возросло более чем в 6,5 раз, а количество учебных заведений — в 4 раза. При двукрат-

Александр Арвелодович Черкасов — д-р ист. наук, доц., заведующий совместной лабораторией Международного сетевого центра фундаментальных и прикладных исследований и Волгоградского государственного университета, Российская Федерация, 400062, Волгоград, пр. Университетский, 100; sochi003@rambler.ru

Aleksandr A. Cherkasov — Doctor in History, Associate Professor, Head of the Joint Laboratory of the International Network Center for Fundamental and Applied Research and Volgograd State University, 100, pr. Universitetskii, Volgograd, 400062, Russian Federation; sochi003@rambler.ru

Лариса Александровна Королева — д-р ист. наук, проф., Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Российская Федерация, 440028, Пенза, ул. Германа Титова, 28; la-koro@yan dex.ru

Larisa A. Koroleva — Doctor in History, Professor, Penza State University of Architecture and Construction, 28, ul. Germana Titova, Penza, 440028, Russian Federation; la-koro@yandex.ru

Сергей Николаевич Братановский — д-р юрид. наук, проф., Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Российская Федерация, 117997, Москва, Стремянный пер., 36; Институт государства и права РАН РФ, Российская Федерация, 119019, Москва, ул. Знаменка, 10; bratfoot@mail.ru

Sergei N. Bratanovskii — Doctor in Law, Professor, Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny per., Moscow, 117997, Russian Federation; Insititute of State and Law of RAS, 10, ul. Znamenka, Moscow, 119019, Russian Federation; bratfoot@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

ном увеличении численности населения губернии с 1896 по 1908 г. росло и количество школ на 1 тыс. жителей: в 1896 г. — 0,5 школы, а в 1908 г. — 1 школа. По мере расширения сети школ увеличивались библиотечные фонды учебных заведений, а также развивались другие направления деятельности, например на ниве образования взрослых. Ключевые слова: Черноморская губерния, система народного просвещения, 18961917 гг., Министерство народного просвещения, Святейший синод.

The System of Public Education on the Territory of the Black Sea Province in 1896-1917. Part 1

A. A. Cherkasov, L. A. Koroleva, S. N. Bratanovskii

For citation: Cherkasov A. А., Koroleva L. А., Bratanovskii S. N. The System of Public Education on the Territory of the Black Sea Province in 1896-1917. Part 1. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2020, vol. 65, issue 3, рр. 750-770. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.304 (In Russian)

The article discusses the system of public education on the territory of the Black Sea province in 1896-1917. In this part the authors consider the period of 1896-1908, that is, from the moment the province was formed to the start of preparatory measures for the introduction of universal primary education in Russia. The main sources for the preparation of the work were the annual "Reports on the state of educational institutions in the Caucasian educational district" which presented data on schools under the Ministry of Public Education and the All-Subordinate reports of the Ober-Prosecutor of the Holy Synod, which reflected the information on parish schools. In conclusion, the authors state that public education on the territory of the Black Sea province in the period from 1896 to 1908 had its own extensive system and included secondary, lower and primary educational institutions. For the specified time, the number of students increased by more than 6,5 times, and the number of educational institutions — by 4 times. Despite a more than twofold increase in the population of the province from 1896 to 1908, the number of schools per 1 thousand inhabitants increased (0,5 schools per 1 thousand inhabitants in 1896, and 1 school per 1 thousand inhabitants in 1908). Along with the rise in the number of schools, the library funds of educational institutions increased, as well as other areas of school activity, for example, in the field of adult education. Keywords: Black Sea province, the system of public education, 1896-1917, the Ministry of Public Education, the Holy Synod.

Введение

Черноморская губерния являлась самой молодой губернией Российской империи. Ее земли вошли в состав Российской империи еще в период Кавказской войны, однако к организации на ее территории системы народного обучения удалось приступить только в 1870 г., когда в Новороссийске было открыто первое мужское одноклассное училище. До основания в 1896 г. Черноморской губернии эта территория под названием Черноморского округа административно входила в состав Кубанской области. Губерния состояла из трех округов: Новороссийского, Туапсинского и Сочинского. Центром губернии был город Новороссийск. В части I статьи рассматривается процесс становления и развития системы народного образования на территории Черноморской губернии в период с 1896 г. до 1908 г., то есть с момента создания губернии до начала реализации подготовительных мероприятий для введения всеобщего образования в Российской империи.

Материалы и методы

Главными источниками для исследования стали ежегодные «Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», содержащие данные о школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения, и Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего синода, в которых отражены сведения о церковно-приходских школах. Использованные «Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа» до 1904 г. включительно, подготовленные попечителем Кавказского учебного округа М. Завадским, отличаются своей фундаментальностью, единообразием и позволяют рассмотреть сеть учебных заведений на территории Черноморской губернии. В 1907 г. этот отчет готовил новый попечитель — Н. Рудольф. Отчет за 1907 г. дает более или менее полное представление только о средних учебных заведениях, об остальных учреждениях данные либо неполные, либо отрывочные. Такое ощущение, что отчет готовился в спешке, с пропуском многочисленных таблиц. Вполне возможно, что на качество отчета повлияли события Первой русской революции. В поддержку последнего тезиса убедительно свидетельствует то обстоятельство, что отчет за 1908 г. был подготовлен гораздо качественнее.

В работе широко применен статистический метод. Так, нами сделаны выборки из статистического массива разнообразной отчетной документации: о типологии учебных заведений, количестве училищ, библиотечных фондов, а также о численности учеников (по национальности, вероисповеданию, сословиям, гендерному балансу). Применение данного метода позволило выявить характерные особенности эволюции системы народного просвещения Черноморской губернии в 1896-1908 гг.

Обсуждение

Система народного образования на территории Черноморской губернии в 1896-1917 гг. не была еще предметом самостоятельного исследования. Различные авторы интересовались этим вопросом только в контексте краеведческих исследований разных регионов. Так, например, Б. Д. Герасименко обращался к истории города Новороссийска1, И. А. Тверитинов рассматривал социально-экономическое развитие посада Сочи в конце XIX — начале XX в.2 Попытки анализа системы народного просвещения предпринимались и другими авторами, например В. В. Кры-ловой3. Система народного образования на Кавказе (а Черноморская губерния входила в состав Кавказского учебного округа) рассматривалась в том числе О. В. На-толочной, Т. А. Магсумовым и Н. А. Шевченко4.

1 Герасименко Б. Д. Очерки истории Новороссийска. Новороссийск, 2002.

2 Тверитинов И. А. Социально-экономическое развитие Сочинского округа во второй половине XIX — начале XX в. Сочи, 2000.

3 Крылова В. В. Социокультурные характеристики становления и развития культурно-образовательного пространства Сочинского округа (1870-1917 гг.) // Былые годы. 2008. № 2 (8). С. 3-15.

4 Natolochnaya O. V., Miku N. V., Zulfugarzade T. E., Médico A. Highland schools in the Caucasus: Historical background // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7 (3). P. 608-614; Mag-sumov T. A., Artemova S. F., Ustinova O. V., Vidishcheva E. V. Public education system in the Caucasus region in the 1850s: Unification and regulation of educational process // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7 (3). P. 598-607; Shevchenko N. A., Vidishcheva E. V., Emelyanova O. V. The establishment

В последнее время в общероссийском масштабе началось активное изучение систем народного просвещения разных губерний Российской империи. Так, исследовательская группа А. А. Черкасова обратилась к изучению системы народного просвещения на территории Вологодской губернии5, А. Ю. Перетятько изучал аналогичные проблемы на территории Донской области6, О. В. Натолочная рассмотрела систему народного просвещения Виленской губернии7, а Т. А. Магсумов8 — Вятской губернии.

Результаты

Образовательная сеть на территории Кавказа делилась на учебные заведения среднего, низшего и начального образования. К среднему относились мужские гимназии и прогимназии, реальные училища, женские гимназии и прогимназии, учительские институты и учительские семинарии. Низшее образование представляли городские училища, горские школы, мариинские училища и промышленные училища. Начальное образование было представлено частными и начальными училищами9.

В 1896 г. все 8 училищ на территории бывшего Черноморского округа были отторгнуты от Кубанской дирекции народных училищ и переданы в ведение ин-

of the system of public education in the Caucasus (1802-1917 years): The characteristic features // Bylye Gody. 2016. No. 40 (2). P. 363-372.

5 Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Koroleva L. A., Zimovets L. G.: 1) Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 1 // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8 (1). P. 208-214; 2) Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 2 // European Journal of Contemporary Education. Vol. 8 (2). P. 418-424; 3) Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 3 // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8 (3). P. 624-637; Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Zimovets L. G. Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 4 // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8 (4). P. 973-983.

6 Peretyatko A. Y., Zulfugarzade T.E.: 1) Project of reforms proposed for the don public education in the first half of 1860: A. M. Dondukov-Korsakov, Kh. I. Popov, N. I. Krasnov // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6 (4). P. 817-829; 2) Higher and secondary education of the don cossacks in the context of the epoch: The time of the great reforms // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6 (2). P. 367-377; 3) "66 % of Literacy among the Male Population of School Age Brings it Closer to Common Education" vs "in the Largest Villages, it was Difficult to Meet a Literate Person": the Main Statistical indicators of Primary Education among Don Cossacks in the XIX c. Part 1 // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8 (2). P. 454-465; 4) "66 % of Literacy among the Male Population of School Age Brings it Closer to Common Education" vs "in the Largest Villages, it was Difficult to Meet a Literate Person": the Main Statistical indicators of Primary Education among Don Cossacks in the XIX c. Part 2 // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8 (3). P. 664-676.

7 Natolochnaya O. V., Bulgarova B. A., Denisenko V. N., Volkov A. N. The History of the Public Education System in Vilna Governorate (the Second Half of the 19th and Early 20th Centuries). Part 1 // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8 (3). Р. 655-664; Natolochnaya O. V., Bulgarova B. A., Voropaeva Yu. A., Volkov A. N. The History of the Public Education System in Vilna Governorate (the Second Half of the 19th and Early 20th Centuries). Part 2 // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8 (4). Р. 964-972.

8 Magsumov T. A., Artemova S. F., Balanyuk L. L. Regional problems of public schools in the Russian Empire in 1869-1878 (using an example of the Vyatka Province) // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7 (2). P. 420-427.

9 Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1899 г. (далее — Отчет). Тифлис, 1900. С. 606.

спектора Новороссийской прогимназии10, так возникла Черноморская инспекция. В этом же году к 8 ранее существовавшим начальным училищам прибавилось 4 новых, открытых в селениях Сочинского округа: Эстонском, Новомихайловском, Лесном и Веселом. Помимо этого, содержащиеся на средства Владикавказской железной дороги одноклассное училище в Новороссийске было преобразованное в двуклассное11.

Административно Черноморская инспекция народных училищ входила в состав Кавказского учебного округа. Удельный вес училищ черноморской инспекции в 1896 г. не был большим и составлял 1,1 %12.

Изначально малонаселенная Черноморская губерния находилась в лучших условиях в деле народного просвещения, чем другие губернии и области Кавказа. Так, в целом по Кавказу одна школа приходилась в среднем на 8 тыс. жителей (для Северного Кавказа — на 5,3 тыс., в Закавказском крае — на 12,1 тыс.). В Черноморской губернии одна школа приходилась на 4,3 тыс. жителей, за ней следовала Ставропольская губерния — 4,4 тыс., Кубанская область — 5,3 тыс., Терская области — 6,4 тыс., губернии Кутаисская — 6,3 тыс., Тифлисская — 9,3 тыс., Бакинская — 17,4 тыс., Эриванская -18,0 тыс., Елисаветпольская — 19,4 тыс., области Карская — 23,8 тыс. и Дагестанская — 59,2 тыс.13

Интересно также отметить, что в 1896 г. труд преподавателей народных училищ на Кавказе лучше всего вознаграждался именно в Черноморской губернии. Годовое жалование учителя здесь составляло 485 руб. Для примера, в Кубанской области — 439 руб., Дагестанской — 436 руб., Эриванской — 417 руб., а хуже всего — в Ставропольской — 278 руб.14

Среднее образование. 21 сентября 1894 г. на территории будущей Черноморской губернии было открыто первое среднее учебное заведение — Новороссийская мужская прогимназия15, а спустя год, 10 сентября 1895 г., в Новороссийске была открыта и женская прогимназия16. Важно отметить, что в 1896 г. на территории Кавказского учебного округа находилось всего 14 средних учебных заведений (10 гимназий и 4 прогимназии). Здесь необходимо отметить следующие гимназии: три тифлисских, кутаисскую, ставропольскую, екатеринодарскую, елисаветпольскую, эриванскую, владикавказскую и бакинскую, а также прогимназии: кутаисскую, пятигорскую, новороссийскую и асхабадскую17.

По мере укомплектования классами 1 июля 1898 г. Новороссийская мужская прогимназия18 была реорганизована в гимназию19. При этом количество прогимназий и гимназий на Кавказе не изменилось. Что касается женских гимназий и прогимназий, то их количество к 1898 г. увеличилось на 3, составив 21 заведе-

10 Отчет за 1896 г. Тифлис, 1897. С. 137.

11 Там же. С. 139.

12 Там же. С. 142.

13 Там же. С. 143.

14 Там же. С. 159.

15 Там же. С. 6.

16 Там же. С. 166.

17 Там же. С. 22.

18 Отличие гимназии от прогимназии заключалось в том, что в гимназии преподавание велось семь или восемь лет, а в прогимназии только — шесть.

19 Отчет за 1898 г. Тифлис, 1899. С. 6.

ние20. 1 июля 1900 г. Новороссийская женская прогимназия была реорганизована в женскую гимназию21. К 1904 г. количество женских гимназий и прогимназий в пределах Кавказского учебного округа достигло 34, в то время как количество мужских гимназий и прогимназий (14 учебных заведений) не изменялось22.

Практически на исходе рассматриваемого нами периода, 4 сентября 1906 г., в Сочи была открыта мужская прогимназия, которая по факту была смешанной, так как в ней учились и мальчики, и девочки23. Сочинская прогимназия стала третьим средним учебным заведением на территории Черноморской губернии.

Анализируя табл. 1, можно сразу обнаружить гендерный дисбаланс среди учеников черноморских средних учебных заведений. Так, например, в 1896-1898 гг. мальчиков в них училось больше, чем девочек, а в период с 1899 г. эта картина меняется на противоположную. Интересным представляется и распределение учащихся по национальностям (табл. 2).

Таблица 1. Количество средних учебных заведений на территории Черноморской губернии и численность учащихся в них

в 1896-1908 гг.24

Год Гимназий Прогимназий Мальчиков Девочек Всего

Мужских Женских Мужских Женских

1896 - - 1 1 114 98 212

1898 1 - - 1 174 152 326

1899 1 - - 1 182 198 380

1900 1 1 - - 195 243 438

1904 1 1 - - 292 317 609

1907 1 1 1 - - - 776

1908 1 1 1 - 322 461 783

На протяжении всего периода основную массу учащихся составляли русские, на втором месте находились евреи и греки (последние указаны в графе «другие национальности»), за ними следовали армяне и грузины. Горцы в таблице представлены единично, а татар не было вовсе. Национальный состав становился все разнообразнее ввиду постепенного увеличения количества классов, а также вследствие открытия прогимназии в Сочи.

Важное значение имеет и то, как представлен контингент учащихся по вероисповеданию (табл. 3).

20 Там же. С. 166.

21 Отчет за 1900 г. Тифлис, 1901. С. 166.

22 Отчет за 1904 г. Тифлис, 1905. С. 56.

23 Отчет за 1907 г. Тифлис, 1908. С. 27.

24 Отчет за 1896 г. С. 3-4; Отчет за 1899 г. С. 60, 214; Отчет за 1900 г. С. 60, 214; Отчет за 1904 г. С. 56, 210; Отчет за 1907 г. С. 8, 122; Отчет за 1908 г. Тифлис, 1909. С. 2, 59, 125.

Таблица 2. Национальный состав учащихся средних учебных заведений, чел.25

Год Русские Грузины Армяне Татары Горцы Евреи Другие Всего

1896 146 1 6 - - 25 34 212

1898 231 1 10 - 1 39 44 326

1899 276 2 11 - - 49 48 386

1900 290 3 12 - - 61 70 436

1904 404 12 23 - 1 67 102 609

1907 - - - - - - - 776

1908 280 14 4 - - 44 342

Примечание. Данные на 1908 г. неполные.

Таблица 3. Данные о вероисповеданиях учащихся средних учебных заведений, чел.26

Год Православные Армяно-григорианцы Католики Протестанты Иудеи Мусульмане Другие Всего

1896 164 6 14 7 21 - - 212

1898 251 8 25 6 35 1 - 326

1899 293 6 25 11 45 - - 380

1900 329 7 38 8 56 - - 438

1904 446 23 54 15 67 1 3 609

1907 603 49 13 29 81 - 1 776

1908 627 13 39 28 75 - 1 783

Из табл. 3 видно, что около 80 % всех учащихся составляли православные. Вместе с исповедующими другие направления христианства их доля равнялась 90 %. Иудеи составляли 10-12 %. Что касается христианства, то на территории Черноморской губернии оно было представлено практически всеми главными течениями.

Хотелось бы уделить внимание сословному составу учащихся средних учебных заведений на территории Черноморской губернии (табл. 4).

25 Отчет за 1896 г. С. 60, 214; Отчет за 1898 г. С. 60, 214; Отчет за 1899 г. С. 60, 214; Отчет о за 1904 г. С. 56, 210; Отчет за 1907 г. С. 8; Отчет за 1908 г. С. 59.

26 Отчет за 1896 г. С. 61, 215; Отчет за 1898 г. С. 61, 215; Отчет за 1899 г. С. 61, 215; Отчет за 1900 г. С. 61, 215; Отчет за 1904 г. С. 57, 210; Отчет за 1907 г. С. 8, 126; Отчет за 1908 г. С. 8, 59, 130.

Таблица 4. Данные о сословной принадлежности родителей учащихся средних учебных заведений, чел.27

Год Дворяне Духовенство Почетные граждане и купцы I гильдии Другие городские сословия Крестьяне Нижние чины и казаки Иностранцы Прочие Всего

1896 62 3 10 98 11 12 16 - 212

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1898 97 4 12 152 21 20 20 - 326

1899 115 4 16 175 34 20 16 - 380

1900 138 6 29 185 30 30 25 - 443

1904 179 10 86 229 46 31 28 - 609

1907 132 11 94 341 78 78 33 9 776

1908 136 18 95 342 50 104 30 10 785

В 1896 г. дворяне (личные и потомственные) и мещане («другие городские сословия») составляли около 75 % всех гимназистов. К 1908 г. численность мещан в гимназиях увеличилась в 3,5 раза, а количество дворян — чуть более чем в 2 раза. Несмотря на это, общее количество дворян и мещан снизилось до 60 %. Причина — резкое увеличение представителей других сословий в средних учебных заведениях. Например, детей нижних чинов и казаков стало учиться больше почти в 9,5 раз, так же как и детей купцов и почетных граждан. Почти в 5 раз увеличилась численность крестьян, в 6 раз — учащихся из семей духовенства. Таким образом черноморская гимназия как учебное заведение к 1908 г. состояла из значительного количества учащихся, которые были представлены всеми сословиями Российской империи.

Несколько слов следует сказать о внеклассной работе черноморских средних учебных заведений. Важная роль в ней традиционно отводилась библиотекам. Обычно средние учебные заведения имели две библиотеки: фундаментальную — для учителей и ученическую — для детей.

Чтобы выяснить, как же выглядели фонды гимназических библиотек на территории Черноморской губернии, обратимся к статистике.

По состоянию на 1896 г. в фундаментальной библиотеке мужской Новороссийской прогимназии было 1597 томов, а в ученической — 780 томов28. Спустя два года, в 1898 г., фонд фундаментальной библиотеки Новороссийской мужской уже гимназии увеличился в 2 раза и составлял 3039 томов, в то время как ученическая библиотека состояла из 1258 томов29. На рубеже веков, в 1900 г., происходило даль-

27 Отчет за 1896 г. С. 61, 215; Отчет за 1898 г. С. 61, 215; Отчет за 1899 г. С. 61, 215; Отчет за 1900 г. С. 61, 215; Отчет за 1904 г. С. 57, 210; Отчет за 1907 г. С. 9, 126; Отчет за 1908 г. С. 9, 59, 130.

28 Отчет за 1896 г. С. 8.

29 Отчет за 1898 г. С. 8.

нейшее наращивание библиотечных фондов Новороссийской мужской гимназии: фундаментальная — 3656 томов, а ученическая — 1384 тома30. В 1904 г. фонды фундаментальной библиотеки новороссийской мужской гимназии насчитывали 4596 томов, а ученической — 1907 томов31. В 1907 г. — 5668 книг в фундаментальной и 3582 в ученической библиотеках32.

Женская прогимназия собственной фундаментальной библиотеки не имела33, а в ученической в 1896 г. было всего 309 томов34. Спустя два года ученический фонд библиотеки женской прогимназии увеличился незначительно и составил 525 томов35. В 1904 г. библиотечный фонд новороссийской женской гимназии уже состоял из 853 томов36. К 1907 г. фонд ученической библиотеки превысил 1 тыс. томов37, а к 1908 г. этот показатель составил в абсолютном значении 1332 тома38.

Учрежденная в Сочи прогимназия к 1907 г. располагала немногочисленной, в 20 томов, фундаментальной библиотекой и весьма солидной, в 1440 томов, ученической библиотекой39.

О библиотеках сочинской прогимназии, на наш взгляд, говорить не имеет смысла ввиду незначительности срока ее существования к 1908 г. Что касается библиотек новороссийских гимназий, то они продемонстрировали устойчивый рост своих фондов. Так, мужская гимназия с 1896 по 1908 г. увеличила объем фундаментальной библиотеки в 3,5 раза, а ученической — в 4,5. В то же время ученическая библиотека женской гимназии к 1908 г. нарастила свой фонд в 4,3 раза. В абсолютном значении, по нашим подсчетам, библиотеки гимназий Черноморской губернии к 1908 г. насчитывали 12 042 тома.

Низшее образование. Как уже отмечалось, низшее образование в России было представлено городскими училищами, горскими школами, мариинскими учили-щами40 и промышленными училищами.

10 ноября 1897 г. в Новороссийске было открыто первое низшее учебное заведение — низшая ремесленная школа.

Первое городское училище было открыто в Новороссийске 1 сентября 1899 г. Городские училища обычно насчитывали подготовительный и три учебных класса, но иногда встречались школы и с четырьмя классами41. 2 декабря 1902 г. городское училище было открыто в посаде Сочи42. К 1908 г. возникло Туапсинское городское училище43. Таким образом, городские училища возникли во всех округах губернии.

30 Отчет за 1900 г. С. 8.

31 Отчет за 1904 г. С. 4.

32 Отчет за 1907 г. С. 28.

33 На наш взгляд, объяснялось это тем, что черноморская инспекция стремилась иметь одну крупную библиотеку при одном учебном заведении Новороссийска, а не две незначительные по количеству томов библиотеки.

34 Отчет за 1896 г. С. 10.

35 Отчет за 1898 г. С. 170.

36 Отчет за 1904 г. С. 166.

37 Отчет за 1907 г. С. 15.

38 Отчет за 1908 г. С. 155.

39 Отчет за 1907 г. С. 29.

40 Женские учебные заведения ведомства вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

41 Отчет за 1899 г. С. 296-297.

42 Отчет за 1904 г. С. 293.

43 Отчет за 1908 г. С. 275.

Таблица 5. Количество низших учебных заведений на территории Черноморской губернии

и учащихся в них44

Год Количество учебных заведений Количество учащихся

Городское училище Низшая ремесленная школа Женское профессиональное училище Частное училище

1898 - 1 - - 33

1899 1 1 - - 144

1900 1 1 - - 221

1904 2 1 - - 291

1907 2 1 1 1 486

1908 3 1 1 2 609

Примечание. Данные о количестве учащихся за 1907 г. неполные: нет сведений по низшей ремесленной школе, а показатели по частному училищу включены в показатели частных школ (см. табл. 18).

В 1907 г. в Черноморской губернии было также и женское профессиональное училище45. В том же году возникло одно низшее частное учебное заведение46.

Рассмотрим динамику количества низших учебных заведений на территории Черноморской губернии (табл. 5).

Данные табл. 5 наглядно демонстрируют расширение сети низших учебных заведений на территории губернии. Если в 1898 г. низшее учебное заведение было только в Новороссийске (губернском центре), то к 1908 г. низшие учебные заведений были представлены во всех трех округах Черноморской губернии, что делало низшее образование более доступным для населения.

Таблица 6. Национальный состав учащихся низших учебных заведений, чел.47

Год Русские Грузины Армяне Татары Горцы Евреи Другие Всего

1898 32 - 1 - - - - 33

1899 101 3 2 - - 25 13 144

1900 164 - 11 - - 24 22 221

1904 223 6 7 - - 27 28 291

1908 133 - 2 - - - 14 149

Примечание. За 1908 г. данные неполные.

44 Отчет за 1898 г. С. 442; Отчет за 1899 г. С. 36; Отчет за 1900 г. С. 362, 492; Отчет за 1904 г. С. 56, 489; Отчет за 1907 г. С. 237, 445, 451; Отчет за 1908 г. С. 267, 407, 462.

45 Отчет за 1907 г. С. 451.

46 Там же. С. 454.

47 Отчет за 1898 г. С. 442; Отчет за 1899 г. С. 363, 492; Отчет за 1900 г. С. 362, 492; Отчет за 1904 г. С. 359, 489; Отчет за 1908 г. С. 463.

Таблица 7. Данные о вероисповеданиях учащихся низших учебных заведений, чел.48

Год Православные Армяно-григорианцы Католики Протестанты Иудеи Мусульмане Другие Всего

1898 32 - 1 - - - - 33

1899 112 1 4 - 25 - 2 144

1900 176 7 14 - 24 - - 221

1904 243 6 12 3 27 - - 291

1907 372 13 4 4 14 - 4 411

1908 539 6 25 16 21 2 - 609

Табл. 6 отличается своей неполнотой, так как с 1907 г. из отчетов попечителя Кавказского учебного округа были исключены практически все данные о национальности учащихся. Тем не менее даже по этим отрывочным сведениям мы можем судить о том, что к 1899 г. после открытия первого городского училища в низших учебных заведениях появилось 10-18 % евреев. Численность грузин и армян была невысока, а горцы и татары отсутствовали полностью.

Что касается вероисповеданий учащихся, то, согласно табл. 7, до 1900 г. включительно среди учащихся отсутствовали протестанты, и до 1908 г. не было мусульман. Количество учеников других вероисповеданий все время менялось.

Для полноты картины рассмотрим, как были представлены в данных учебных заведениях разные сословия (табл. 8).

Анализируя табл. 8, нельзя не обратить внимание на резкое увеличение количества крестьян среди учащихся низших учебных заведений. За 10 лет этот показатель вырос почти в 30 раз. В 17 раз возросло количество дворян, в 12 раз — количество мещан, в то же время количество нижних чинов и казаков увеличилось только в 6 раз.

Несколько слов скажем и о библиотеках низших учебных заведений.

К 1898 г. библиотечный фонд низшей ремесленной школы был невелик: фундаментальная библиотека — 18 томов, а ученическая — всего 2 тома49. Спустя год фонд библиотеки несколько увеличился, но оставался все равно незначительным: фундаментальная библиотека — 21 том, а ученическая — 34 тома50. Не много книг было и в 1900 г. (фундаментальная — 24 тома, ученическая — 34)51. В следующие 4 года произошли существенные изменения в деле комплектования фондов. Так, к 1904 г. фонд фундаментальной библиотеки возрос до 213 томов, а учениче-

48 Отчет за 1898 г. С. 443; Отчет за 1899 г. С. 363, 493; Отчет за 1900 г. С. 363, 493; Отчет за 1904 г. С. 359, 489; Отчет за 1907 г. С. 237; Отчет за 1908 г. С. 275, 411, 463.

49 Отчет за 1898 г. С. 442.

50 Отчет за 1899 г. С. 458.

51 Отчет за 1900 г. С. 458.

Таблица 8. Данные о сословной принадлежности родителей учащихся низших учебных заведений, чел.52

Год Дворяне Духовенство Почетные граждане и купцы I гильдии Другие городские сословия Крестьяне Нижние чины и казаки Иностранцы Прочие Всего

1898 1 - - 19 10 3 - - 33

1899 2 - 2 104 23 8 5 - 144

1900 4 - - 157 38 11 11 - 221

1904 2 - - 174 96 11 8 - 291

1907 12 1 7 172 202 11 7 - 412

1908 17 1 4 259 299 16 6 7 609

ской — до 40 1 53. В 1907 г. фундаментальная библиотека составляла 289 томов, а ученическая — 523 тома54. В низшей ремесленной школе к 1908 г. фундаментальная библиотека насчитывала 324 томов, а ученическая — 41655.

Другое низшее учебное заведение — Новороссийское городское училище, по данным на 1899 г., располагало небольшой фундаментальной библиотекой в 114 томов и ученической библиотекой в 54 тома56. На 1900 г. библиотека пополнилась незначительно: 195 томов — в фундаментальной и 159 — в ученической57. Спустя 7 лет, к 1907 г., произошли кардинальные изменения: фундаментальная — 1641 том, ученическая — 791 том58.

Сочинское городское училище к 1904 г. имело фундаментальную и ученическую библиотеки, в которых имелось 497 и 987 томов соответственно59. В 1907 г. количество книг достигло 1135 и 1704 томов соответственно60.

К 1908 г. библиотечные фонды городских училищ губернии складывались следующим образом: Новороссийское: фундаментальная — 1986 томов, ученическая — 1424; Сочинское: фундаментальная — 1334, ученическая — 1590; Туапсин-ское: фундаментальная — 22 тома, а в ученической книг не было совсем61.

Всего же низшие учебные заведения на территории Черноморской губернии располагали в библиотеках общим фондом в 7096 томов. В это число не входит библиотека частного учебного заведения.

52 Отчет за 1898 г. С. 408; Отчет за 1899 г. С. 363, 493; Отчет за 1900 г. С. 363, 493; Отчет за 1907 г. С. 237, 451; Отчет за 1908 г. С. 275, 411, 463.

53 Отчет за 1904 г. С. 455.

54 Отчет за 1907 г. С. 413.

55 Отчет за 1908 г. С. 425.

56 Отчет за 1899 г. С. 300.

57 Отчет за 1900 г. С. 300.

58 Отчет за 1907 г. С. 263.

59 Отчет за 1904 г. С. 297.

60 Отчет за 1907 г. С. 263.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Отчет за 1908 г. С. 301.

Начальное образование. Сеть начальных учебных заведений была представлена частными, министерскими (школы, находящиеся в ведомстве Министерства народного просвещения, включая, земские, общественные и др. школы) и церков-но-приходскими школами.

Частные начальные школы. Старейшим частным учебным заведением на территории Черноморской губернии, основанным в 1892 г., было училище Общества Черноморских цементных производителей. Спустя четыре года попытку открытия школы предпринимал г-н Байцуров, но школа, открывшаяся в 1896 г. с 11 учащимися мальчиками, уже в следующем году была ликвидирована. То есть в 1898 г. в Черноморской губернии оставалось только одно частное учебное заведение, однако в течение года было открыто еще одно — частная школа г-жи Смалевской. В первый же год в школу приняли 22 ребенка (5 мальчиков и 17 девочек), в 1899 г. в школе было 25 детей (15 мальчиков и 10 девочек). В 1900 г. частная школа имела всего 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки). После этого школу закрыли62. В 1902 г. в Туапсе открыло свои двери частное учебное заведение г-жи Соколовской. По состоянию на 1904 г. в нем обучалось 10 учащихся (1 мальчик и 9 девочек)63. В 1903 г. в посаде Сочи была открыта частная школа г-жи Покровской, в которой в 1904 г. обучалось 33 ученика: 18 мальчиков и 15 девочек64. В 1907 г. в Черноморской губернии возникла еще одна частная школа, следовательно, частных школ стало 465. Важно понимать, что на частные учебные заведения сильно влияли бытовые и иные условия их содержателей, поэтому такие школы не отличались постоянством.

Данные, представленные в табл. 9, свидетельствуют о том, что в частных учебных заведениях не делалась ставка на обучение по гендерному принципу. Как правило, в них обучались мальчики и девочки совместно, а их соотношение все время менялось.

Таблица 9. Гендерное соотношение учащихся, чел., в частных учебных заведениях на территории Черноморской губернии66

Год Мальчиков Девочек Всего

1896 33 11 44

1898 33 33 66

1899 43 24 67

1900 44 25 69

1904 55 67 122

1907 78 47 125

1908 180 154 334

62 Отчет за 1896 г. С. 9; Отчет за 1899 г. С. 14, 526.

63 Отчет за 1904 г. С. 16.

64 Отчет за 1904 г. С. 16.

65 Отчет за 1907 г. С. 454.

66 Отчет за 1896 г. С. 9; Отчет за 1898 г. С. 476; Отчет за 1899 г. С. 14, 526; Отчет за 1900 г. С. 526; Отчет за 1904 г. С. 16, 522; Отчет за 1907 г. С. 454; Отчет за 1908 г. С. 466.

Судя по табл. 10, в 1896 г. русские составляли только 50 % от общего количества учащихся. Эта ситуация изменилась к 1898 г., когда русские составили 80 % и более от общей численности учащихся в частных школах Черноморской губернии.

Таблица 10. Национальный состав учащихся частных начальных школ, чел.67

Год Русские Грузины Армяне Татары Горцы Евреи Другие Всего

1896 22 - - - - 3 19 44

1898 53 - 2 - - 1 10 66

1899 55 - 2 - - 1 9 67

1900 54 - - - - 1 14 69

1904 88 8 4 - - 2 20 122

1907 Данных нет

1908 Данных нет

Согласно неполным данным табл. 11 (в 1907-1908 гг. данные об учащихся частных учебных заведений по вероисповеданиям, национальностям и сословиям в отчете попечителя Кавказского учебного округа не публиковались), более 90 % всех учащихся составляли христиане, иудеи были представлены единично, мусульман и приверженцев других вероисповеданий не было вовсе. Можно даже предположить, что самыми христианизированными учебными заведениями являлись именно частные училища.

Таблица 11. Данные о вероисповеданиях учащихся частных начальных школ, чел.68

Год Православные Армяно-григорианцы Католики Протестанты Иудеи Мусульмане Другие Всего

1896 29 - 1 11 3 - - 44

1898 56 1 1 7 1 - - 66

1899 57 2 2 5 1 - - 67

1900 54 - 3 14 1 - - 72

1904 107 1 4 8 2 - - 122

1907 Данных нет

1908 Данных нет

67 Отчет за 1896 г. С. 498; Отчет за 1898 г. С. 478; Отчет за 1899 г. С. 528; Отчет за 1904 г. С. 524.

68 Отчет за 1896 г. С. 499; Отчет за 1898 г. С. 479; Отчет за 1899 г. С. 529; Отчет за 1900 г. С. 529; Отчет за 1904 г. С. 525.

Анализ неполных данных табл. 12 показывает, что начиная с 1896 г. устойчивый рост количества учащихся произошел только в сословной группе «крестьяне», число которых к 1904 г. увеличилось более чем в 3 раза. Все остальные сословия представлены эпизодически и неравномерно.

Таблица 12. Данные о сословной принадлежности родителей учащихся частных начальных школ, чел.69

Год Дворяне Духовенство Почетные граждане и купцы I гильдии Другие городские сословия Крестьяне Нижние чины и казаки Иностранцы Всего

1896 - - - 18 22 - 4 44

1898 6 - 15 5 37 - 3 66

1899 8 - - 22 35 - 2 67

1900 - - - 13 52 - 4 69

1904 12 1 15 19 70 2 3 122

1907 Данных нет

1908 Данных нет

Министерские школы. Первое (мужское) начальное училище в Черноморском округе было открыто 12 мая 1870 г., еще одно (женское начальное) - в 1872 г., следующие два училища — в 1877-1881 гг., еще одно — с 1882-1886 гг., по одному — в 1891, 1893 и 1895 гг.70

К моменту учреждения в 1896 г. Черноморской губернии начальных училищ в регионе было 8 и, как уже отмечалось, в течение года появилось еще 4. Распределялись училища следующим образом: казенных — 1 городское и 3 сельских нормальных, общественных — 1 городское, 5 сельских (христианских), на средства частных лиц — 2. Среди 12 училищ: 11 были одноклассными и 1 — двуклассным71. Еще одной интересной чертой народного образования на территории Черноморской губернии было то, что насчитывалось 10 смешанных училищ, в том числе 1 одноклассное, женских — 1 училище, мужских — 1 училище.

Анализируя табл. 13, мы можем видеть, что с 1896 по 1908 г. Происходил значительный рост начальных учебных заведений. Так, количество двуклассных начальных учебных заведений увеличилось в 5 раз, а одноклассных — более чем в 6 раз. В целом по сети начальных училищ рост составил с 1896 по 1908 г. 6,4 раза. В 1908 г. уменьшилось количество мужских двуклассных учебных заведений, что объясняется реорганизацией двух из них в смешанные.

69 Отчет за 1896 г. С. 499; Отчет за 1898 г. С. 479; Отчет за 1899 г. С. 529; Отчет за 1900 г. С. 529; Отчет за 1904 г. С. 525.

70 Отчет за 1896 г. С. 512-513.

71 Там же. С. 506-507.

Таблица 13. Распределение в Черноморской губернии начальных училищ Министерства народного просвещения по типам72

Год Двуклассные Одноклассные Всего

Мужские Женские Смешанные Мужские Женские Смешанные

1896 - - 1 1 1 9 12

1898 3 - 1 1 3 34 42

1899 3 - 1 1 5 36 46

1900 3 - 1 4 5 37 50

1904 4 - 1 3 5 50 63

1907 - - - - - - 73

1908 2 - 3 3 5 58 71

Значительный интерес представляет табл. 14, согласно которой, начиная с 1900 г. все больше горцев учатся в начальных школах. С одной стороны, это происходило ввиду осознания данной национальной группой необходимости обучения детей, а с другой — благодаря расширению школьной сети. Практически на протяжении всего периода наблюдалось увеличение численности армян и грузин. Ввиду массовости начальных школ количество русских в них было меньше, чем в низших учебных заведениях, и составляло примерно 60-70 %.

Таблица 14. Национальный состав учащихся начальных школ, чел.73

Год Русские Грузины Армяне Татары Горцы Евреи Другие Всего

1896 437 2 3 - - 25 221 688

1898 966 32 20 - - 35 495 1548

1899 969 33 16 - - 21 550 1589

1900 1018 28 26 1 7 32 614 1726

1904 2024 45 39 - 33 72 791 3004

1908 2834 46 58 - 50 798 3786

Соотнося данные таблиц 14 и 15, мы можем высчитать примерное количество греков в начальной школе Черноморской губернии. Как известно, греки, грузины и русские были православными. В начальных школах в 1908 г. начальных школах в 1908 г. среди православных насчитывалось 2834 русских, 46 грузин и, следовательно, примерно 150-170 греков.

72 Там же. С. 540; Отчет за 1898 г. С. 487; Отчет за 1899 г. С. 537; Отчет за 1900 г. С. 537; Отчет за 1904 г. С. 533; Отчет за 1908 г. С. 400.

73 Отчет за 1896 г. С. 542; Отчет за 1898 г. С. 522; Отчет за 1899 г. С. 572; Отчет за 1900 г. С. 572; Отчет за 1904 г. С. 562; Отчет за 1908 г. С. 402.

Таблица 15. Данные о вероисповеданиях учащихся начальных школ, чел.74

Год Православные Армяно-григорианцы Католики Протестанты Иудеи Мусульмане Другие Всего

1896 568 3 69 23 25 - - 688

1898 1290 17 168 37 35 - 1 1548

1899 1319 14 171 58 21 - 6 1589

1900 1434 18 155 79 32 8 - 1726

1904 2559 36 181 123 72 33 - 3004

1907 3023 45 244 159 100 21 1 3593

1908 3182 52 251 153 100 48 - 3786

Согласно табл. 16, количество учащихся в начальных школах увеличилось в 4,5 раза, в то же время количество дворян увеличилось только в 3,5 раза, представителей городских сословий — в 2,5 раза, количество иностранцев — более чем в 3 раза. Самый большой рост дали крестьяне, нижние чины и казаки — 5,5 раз.

Таблица 16. Данные о сословной принадлежности родителей учащихся начальных школ, чел.75

Год Дворяне Духовенство Городские сословия Крестьяне, нижние чины и казаки Иностранцы Всего

1896 11 2 274 374 27 688

1898 27 1 366 1095 59 1548

1899 30 6 372 1138 43 1589

1900 28 4 394 1238 62 1726

1904 37 6 750 2122 89 3004

Важно отметить, что в 1907 г. в Черноморской инспекции среди 73 начальных школ существовал 1 класс ручного труда при Новороссийском имени Жуковского училище; садоводство преподавалось в 10 училищах; рукоделие — в 17; пение — в 35; гимнастика — в 16; музыка — в 1; телеграфирование — в 1 училище76.

74 Отчет за 1896 г. С. 543; Отчет за 1898 г. С. 523; Отчет за 1899 г. С. 573; Отчет за 1900 г. С. 573; Отчет за 1904 г. С. 563; Отчет за 1907 г. С. 352; Отчет за 1908 г. С. 394.

75 Отчет за 1896 г. С. 543; Отчет за 1898 г. С. 523; Отчет за 1899 г. С. 573; Отчет за 1900 г. С. 573; Отчет за 1904 г. С. 563.

76 Отчет за 1907 г. С. 126.

Несколько слов о библиотеках начальных училищ Черноморской губернии. В 1896 г. из 12 школ только 9 имели собственные библиотеки, в которых было 8429 томов. Таким образом, на одну библиотеку в Черноморской губернии в среднем приходилось по 935 книг77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1898 г. библиотечные фонды имела 41 школа из 42. Общее количество книг в библиотеках возросло до 10 325 книг, что в среднем составляло по 252 книги на одну школу78.

В 1900 г. 49 из 50 начальных школ Черноморской губернии имели собственные библиотеки, общее количество томов составляло 16 999. Таким образом, на одну библиотеку в среднем приходилось 347 книг79.

В 1904 г. в 59 из 63 училищ были библиотеки. Общий фонд составлял 30 524 тома, что в среднем составляло 517 томов на одну школу80. Несмотря на то что статистики о количестве книг в начальных училищах на 1908 г. не обнаружено, мы можем предполагать, что к 1908 г. общий библиотечный фонд начальных училищ Черноморской губернии превысил 40 тыс. экземпляров.

Церковно-приходские школы. На территории Черноморской губернии действовала целая сеть начальных школ, находящихся в подчинении Святейшего синода.

Таблица 17. Статистические данные по церковно-приходским школам на территории Черноморской губернии81

Год Количество училищ Численность учащихся

Двуклассных Одноклассных Школ грамоты Всего Мальчиков Девочек Всего

1896 - 8 8 85 23 108

1897 - 15 15 276 199 475

1898 - 23 23 500 342 842

1905 - 21 8 29 544 474 1018

1906 - 21 9 30 607 493 1100

1907 - 20 10 30 619 500 1119

1908 - 21 9 30 628 521 1149

Примечание. За 1897 и 1898 гг. в числе церковно-приходских школ посчитано и количество учащихся в училище государственных имуществ.

Согласно табл. 17, на одну одноклассную церковно-приходскую школу в Черноморской губернии в 1908 г. приходилось по 38,5 учащихся, а на одну школу гра-

77 Отчет за 1896 г. С. 524.

78 Там же. С. 587.

79 Отчет за 1900 г. С. 554.

80 Отчет за 1904 г. С. 550.

81 Отчет за 1896 г. С. 554; Отчет за 1898 г. С. 568; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910. С. 214215, 230-231, 250-251; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. СПб., 1911. С. 220-221.

моты в это же время — по 37,7 человека82. За 12 лет, с 1896 по 1908 г., количество школ увеличилось более чем в 3,5 раза.

Помимо этого, в 1898 г. в Черноморской губернии было открыто одно училище ведомства государственных имуществ83.

Итак, чего же достигла система народного просвещения на территории Черноморской губернии за период с 1896 по 1908 г.? В табл. 18 представлены сводные данные по Черноморской губернии.

Таблица 18. Сводные статистические данные по системе народного просвещения Черноморской губернии в 1896-1908 гг.84

Училищ Учащихся с. На 10 тыс. жителей

Низших Начальных ы н се

Год Средних МНП Частных МНП Частных ЦПШ Др. ведомств Всего Мальчиков Девочек Всего и и н е л е и аН Училищ Учащихся

1896 2 - - 12 2 8 - 24 728 324 1052 51 4,7 206

1898 2 1 - 42 2 23 1 71 1766 1049 2815 57,4 12,37 490

1899 2 2 - 46 2 24 1 75 1925 1155 3080 67,5 11,11 456

1900 2 2 - 50 2 25 1 82 2085 1269 3354 72,9 11,25 460

1902 2 2 - 56 2 26 1 89 - - 4000 83,1 10,7 481

1903 2 2 - 60 2 27 1 94 - - 4500 93,8 10,0 479

1904 2 3 - 63 3 28 1 100 2950 2054 5004 101,3 9,87 493

1907 3 4 1 70 3 30 1 112 - - 6099 112,4 9,96 542

1908 3 5 2 71 7 30 1 119 3836 2825 6661 117,4 10,1 567

Примечание. Показатель общей численности учащихся за 1907 г. выявлен при сборе неполных сведений и является минимальным.

Анализируя сводную таблицу, мы можем видеть незначительный рост, от 2 до 3 (50 %), количества средних учебных заведений, от 0 до 7 — низших учебных заведений (в 7 раз) и с 22 до 95 — начальных учебных заведений (в 4,3 раза). Общее количество учащихся за это время увеличилось в 6,5 раз. Несмотря на увеличение численности населения на территории губернии, на каждые 10 тыс. человек населения приходилось 10 школ, или 1 школа на каждую тысячу человек.

82 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. С. 220-221.

83 Отчет за 1898 г. С. 568.

84 Отчет за 1896 г. С. 554, 592, 598; Отчет за 1898 г. С. 566, 569; Отчет за 1900 г. С. 614; Отчет за 1904 г. С. 610; Ильин А. А. Кавказский учебный округ в 1903 г. // Журнал министерства народного просвещения. 1904. № 11. С. 26; Обзор Черноморской губернии за 1909 г. [Б. м.], 1910. С. 3.

Однако даже этими цифрами нельзя охарактеризовать всю пользу сети народного образования. Школы вели обучение и среди взрослых. Так, например, к 1908 г. в Черноморской губернии имелись и профессиональные курсы, и классы для взрослых. Существовали вечерние курсы для взрослых при 14 начальных сельских училищах, в которых училось 190 человек (160 мужчин и 30 женщин); был педагогический класс при Новороссийском городском училище (10 учащихся), а с сентября 1908 г. появился двухгодичный курс; имелись вечерние курсы в Новороссийске (12 учащихся). Предметы преподавания: русский язык, арифметика, геометрия, черчение, география и история. Функционировали курсы для взрослых при 4-м Новороссийском училище (56 учащихся: 12 мужчин и 44 женщины); а также курсы для взрослых при 6-м Новороссийском училище (53 учащихся: 24 мужчины и 29 женщин)85.

Заключение

Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в период с 1896 по 1908 г. имела свою разветвленную систему и включала в себя средние, низшие и начальные учебные заведения. За указанное время количество учащихся возросло более чем в 6,5 раз, а количество учебных заведений — в 4 раза. Несмотря на более чем двукратное увеличение численности населения губернии с 1896 по 1908 г., в 1896 г. на 1 тыс. жителей приходилось 0,5 школы, а в 1908 г. — 1 школа. Вместе с этим росли и библиотечные фонды учебных заведений, развивались сопутствующие направления деятельности школ, например на ниве образования взрослых.

References

Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Koroleva L. A., Zimovets L. G. Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 1. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (1), pp. 208-214.

Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Koroleva L. A., Zimovets L. G. Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 2. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (2), pp. 418-424.

Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Koroleva L. A., Zimovets L. G. Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 3. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (3), pp. 624-637.

Cherkasov A. A., Bratanovskii S. N., Zimovets L. G. Development of school education in the Vologda governorate (1725-1917). Part 4. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (4), pp. 973-983. Gerasimenko B. D. Essays on the history of Novorossiysk. Novorossiisk, Novorossiiskoe poligrafob'edinenie

Publ., 2002, 261 p. (In Russian) Krylova V. V. The sociocultural characteristics of the formation and development of the cultural and educational space of the Sochi district (1870-1917). Bylye Gody. 2008, no. (8), pp. 3-15. (In Russian) Magsumov T. A., Artemova S. F., Balanyuk L. L. Regional problems of public schools in the Russian Empire in 1869-1878 (using an example of the Vyatka Province). European Journal of Contemporary Education, 2018, vol. 7 (2), pp. 420-427. Magsumov T. A., Artemova S. F., Ustinova O. V., Vidishcheva E. V. Public education system in the Caucasus region in the 1850s: Unification and regulation of educational process. European Journal of Contemporary Education, 2018, vol. 7 (3), pp. 598-607.

85 Отчет за 1908 г. С. 188.

Natolochnaya O. V., Miku N. V., Zulfugarzade T. E., Médico A. Highland schools in the Caucasus: Historical background. European Journal of Contemporary Education, 2018, vol. 7 (3), pp. 608-614.

Natolochnaya O. V., Bulgarova B. A., Denisenko V. N., Volkov A. N. The History of the Public Education System in Vilna Governorate (the Second Half of the 19th and Early 20th Centuries). Part 1. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (3), pp. 655-664.

Natolochnaya O. V., Bulgarova B. A., Voropaeva Yu. A., Volkov A. N. The History of the Public Education System in Vilna Governorate (the Second Half of the 19th and Early 20th Centuries). Part 2. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (4), pp. 964-972.

Peretyatko A. Y., Zulfugarzade T. E. Project of reforms proposed for the don public education in the first half of 1860: A. M. Dondukov-Korsakov, Kh. I. Popov, N. I. Krasnov. European Journal of Contemporary Education, 2017, vol. 6 (4), pp. 817-829.

Peretyatko A. Y., Zulfugarzade T. E. Higher and secondary education of the don cossacks in the context of the epoch: The time of the great reforms. European Journal of Contemporary Education, 2017, vol. 6 (2), pp. 367-377.

Peretyatko A. Y., Zulfugarzade T. E. "66 % of Literacy among the Male Population of School Age Brings it Closer to Common Education" vs "in the Largest Villages, it was Difficult to Meet a Literate Person": the Main Statistical indicators of Primary Education among Don Cossacks in the XIX c. Part 1. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (2), pp. 454-465.

Peretyatko A. Y., Zulfugarzade T. E. "66 % of Literacy among the Male Population of School Age Brings it Closer to Common Education" vs "in the Largest Villages, it was Difficult to Meet a Literate Person": the Main Statistical indicators of Primary Education among Don Cossacks in the XIX c. Part 2. European Journal of Contemporary Education, 2019, vol. 8 (3), pp. 664-676.

Shevchenko N. A., Vidishcheva E. V., Emelyanova O. V. The establishment of the system of public education in the Caucasus (1802-1917 years): The characteristic features. Bylye Gody, 2016, no. 40 (2), pp. 363372. (In Russian)

Tveritinov I. A. The socio-economic development of the Sochi district in the second half of the 19th — early 20th centuries. Sochi, RIO SGUTiKD Publ., 2000, 186 p. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 12 февраля 2020 г.

Рекомендована в печать 8 июня 2020 г.

Received: February 12, 2020 Accepted: June 8, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.