Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ'

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / СОЧИНСКИЙ ОКРУГ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / NATIONAL EDUCATION / BLACK SEA PROVINCE / MULTINATIONALITY / SOCHI DISTRICT / MULTI-ETHNICITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурадова Ж.А.

В статье рассматривается процесс формирования системы народного просвещения в Черноморской губернии на рубеже XIX-XX вв. Автором проанализировано развитие культурно-образовательной сферы Черноморской губернии на фоне интеграции региона в общероссийскую систему образования. Также во внимание была принята специфичность региона, выражавшаяся во многонациональности населения и особенностях бытовой жизни. Сделан вывод, что, несмотря на многочисленные трудности, усилия правительства и губернских властей в деле просвещения, развития здравоохранения и повышения уровня культуры местного населения привели в начале XX в. к существенным результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION ON THE BLACK SEA COAST OF THE CAUCASUS AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

The article discusses the process of forming a system of public education in the Black Sea Province at the turn of the 19th and 20th centuries. The author analyzed the development of the cultural and educational sphere of the Black Sea Province against the background of the region’s integration into the Russian educational system. The specificity of the region reflected in the multi-ethnicity of the population and the characteristics of everyday life was also taken into account. It was concluded that, despite many difficulties, the efforts of the government and the Black Sea Province authorities to educate, promote health and improve the culture of the local population led to significant results at the beginning of the 20th century.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ»

УДК 37(470.6) "19/20"

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Ж.А. Мурадова

THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION ON THE BLACK SEA COAST OF THE CAUCASUS AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

J.A. Muradova

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования системы народного просвещения в Черноморской губернии на рубеже XIX-XX вв. Автором проанализировано развитие культурно-образовательной сферы Черноморской губернии на фоне интеграции региона в общероссийскую систему образования. Также во внимание была принята специфичность региона, выражавшаяся во многона-циональности населения и особенностях бытовой жизни. Сделан вывод, что, несмотря на многочисленные трудности, усилия правительства и губернских властей в деле просвещения, развития здравоохранения и повышения уровня культуры местного населения привели в начале XX в. к существенным результатам.

Abstract. The article discusses the process of forming a system of public education in the Black Sea Province at the turn of the 19th and 20th centuries. The author analyzed the development of the cultural and educational sphere of the Black Sea Province against the background of the region's integration into the Russian educational system. The specificity of the region reflected in the multi-ethnicity of the population and the characteristics of everyday life was also taken into account. It was concluded that, despite many difficulties, the efforts of the government and the Black Sea Province authorities to educate, promote health and improve the culture of the local population led to significant results at the beginning of the 20th century.

Ключевые слова: народное просвещение, Черноморская губерния, многона-циональность, Сочинский округ, полиэтничность.

Keywords: National Education, Black Sea Province, Multi-nationality, Sochi District, Multi-ethnicity.

Сегодня общество требует создания полноценного культурно-образовательного пространства, включающего в себя взаимодействие процессов образования, социализации и культурной среды. Стоит отметить, что указанные явления тесно связаны с политической направленностью развития страны и существующей системой социокультурных и экономических факторов. В каждом регионе эти тенденции и процессы имеют свои особенности. Достаточно специфично в этом отношении Черноморское побережье Кавказа, где такого рода преобразования проходят на фоне активных миграционных процессов, становления новых межнациональных и конфессиональных отношений,

общего демографического роста, резкого изменения ранее сложившихся этнических пропорций. Поэтому актуальным является изучение и анализ процессов становления и интеграции системы народного просвещения на Черноморском побережья на рубеже Х1Х-ХХ вв., в частности, на примере Сочинского округа.

После освоения Северо-восточного Причерноморья перед Россией остро встал вопрос о развитии социально-культурной сферы этого региона. Необходимо было определить основные направления и механизмы реализации политики просвещения и внедрения народного образования среди поселян Черноморского округа.

Специфика Черноморской губернии выражалась в многочисленности различных этнических сообществ и групп (черкесы, русские, греки, армяне, поляки, молдаване, грузины, белорусы, украинцы и эстонцы). Также процесс просвещения и приобщения к русской культуре вызывал неодобрение и недоброжелательность со стороны многих этнических групп. В данной ситуации учителя выступали не только пропагандистами образования, но и выступали посредником между инородческим населением и русским [1, с. 51].

В 1870 году было открыто первое начальное училище в городе Новороссийске. В 1894 г. там же была учреждена мужская прогимназия, преобразованная в 1901 году в гимназию. В 1907 году в Сочи была открыта 4-х классная прогимназия, преобразованная в 1912 году в 6-ти классную, а осенью 1913 года -в 7-ми классную гимназию с 8-ми летним обучением. С января 1914 года гимназия с совместным обучением была преобразована в мужскую, а примерно в 1915 году - образована женская гимназия. К концу 1917 г. в Черноморской губернии насчитывалось 127 начальных училищ (исключая города). Черноморская губерния делилась на два учебных района, в каждый из которых входили округа. В первом районе был только один округ - Новороссийский. Второй район объединял два округа - Туапсинский и Сочинский.

К концу оформления Черноморской губернии (23 мая 1896 г.) в Сочинском округе были организованы церковно-приходские школы и школы грамоты. В 1908 г. в Сочинском округе уже работало 9 церковно-приходских школ.

Важной проблемой Российской империи являлась проблема просвещения инородческого населения, поскольку требовала специфических подходов к постановке учебного дела.

В Сочинском округе инородческими училищами считались черкесские, эстонские и греческие начальные училища, содержащиеся на средства сельских обществ и казны.

Училища делились на одноклассные и двуклассные. В одноклассных училищах преподавались родной язык, пение, русский язык, Закон Божий (или соответствующее вероисповедание), арифметика. В двухклассных добавлялись география, черчение, русская история, естествознание и начала геометрии.

В процессе обучения учителя столкнулись с рядом проблем. Во-первых, некоторые ученики даже по окончанию курса не могли овладеть

русским языком на должном уровне. Было решено ввести следующие меры: обучение русскому языку начинать раньше, с третьего месяца со дня поступления; введение уроков чтения и бесед о прочитанном наряду с письменными работами; во время обучения учащиеся разговаривают только на русском языке, что позволяет следить за правильностью используемых оборотов речи. Во-вторых, посещаемость практически всех учебных заведений была плоха. Особенно это было заметно в периоды посева и сбора урожая. Некоторые школы, например, в деревне Пластунка, вводили штрафы за пропуски.

Проведение культурно-массовых, особенно в сельской местности с инородческим населением, меняло отношение к просвещению, поднимало культуру и приобщало местных жителей к общей русской государственности [2, л. 12]. Например, Хостинскому двухклассному училищу было разрешено устраивать платные спектакли, а в Мамайском и Медовеевском училищах организовывались и регулярно проходили «Народные чтения» [3, с. 8].

Основными типами учебных заведений на рубеже Х1Х-ХХ вв. были церковно-приходские школы и начальные училища в городах. Но в 1903 г. было открыто первое частное заведение для обоих полов Л.А. Покровской с программой для 6-8 классов. Обучение предоставлялось для детей от 8 до 11 лет из привилегированных семей. К концу 1917 г. существовали училище И.П. Языковой и И.П. Мец [2, л. 16].

В 1914 г. появилось Сочинское высшее начальное училище. Обучение было смешанным. Изучали географию, Закон Божий, арифметика, изучались элементы алгебры, геометрии и физик, русский язык, с элементами церковнославянского языка, естествоведение, историю, французский и немецкий языки, черчение и рисование. Устраивались чтения по классам, увеличивалось число письменных работ по русскому языку, особое внимание обращалось на исправление письменных работ. Предусматривались и платные занятия по французскому и немецкому языкам, что давало возможность учащимся переходить в гимназию.

От общей оплаты освобождались дети учителей, отличники из малоимущих семей. С трех до пяти вечера, учащиеся занимались под руководством инспектора садоводством и огородничеством. Здесь они получали практические сведения о сельском хозяйстве. В 1914 г. были открыты классы ручного труда.

Примечательная особенность - преподаватели большую часть времени проводили с учащимися, стремясь улучшить усвоение знаний. По окончанию училища выпускники поступали в другие учебные заведения (Кубанское училище, реальное училище и т. д.). Это говорит о высоком качестве преподавания.

К среднему типу учебных заведений в посаде Сочи относилась четырехклассная мужская прогимназия (открыта в 1907 г.). На основании ходатайства попечителя Кавказского учебного округа было разрешено совместное обучение мальчиков и девочек. В 1910 г. четырехклассная прогимназия на местные

средства была преобразована в шестиклассную. В последней для учащихся грузинской и армянской национальностей преподавался родной язык.

В 1913 г. прогимназия преобразуется в восьмилетнею. Был создан институт классных наставников, что образовывало взаимосвязь между семьей и школой.

В 1914 г. в Сочи действовала гимназия совместного обучения, в 1915 г. открывается женская гимназия. В учебных заведениях большое внимание уделялось празднованию исторических юбилеев, раскрытию значения отмечаемых событий. Празднование юбилеев Отечественной войны 1812 г. и 300-летия Дома Романовых побудило учителей четырехклассного училища ознакомить учащихся на месте с историческими памятниками и знаменательными историческими местами. Была проведена 27-дневная экскурсия Сочи - Новороссийск -Царицын - Нижний Новгород - Москва - Севастополь - Ялта - Феодосия -Керчь - Новороссийск - Сочи.

Уже к 1916 г. в Сочи работали Высшее городское училище с совместным обучением, мужская и женская гимназии, ремесленное училище Министерства финансов, греческое и армянское училища, церковно-приходская школа, сельское двухклассное училище. Всего действовали 54 начальных училища и два частных училища [4, л. 38-39, л. 1-2].

Однако, несмотря на явный прогресс в деле развития народного образования, рост количества новых школ по норме почти не опережал роста численности населения. В 1903 году вне стен школ в губернии находились 5 083 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет или 59,2 % от общего числа детей этого возраста.

Обучение в сельских училищах было достаточно высоко для государства. Причинами являлись малолюдное посещение и вкладывание основных средств в обустройство школ. В то же время церковно-приходские школы требовали меньше средств, поскольку выплаты учителям и аренда помещения осуществлялись за счет сельских обществ.

Содержание начальных школ в губерниях в основном обеспечивалось государством - около 55 % средств. Остальными источниками выступали городские власти, частные пожертвования и сельские общества. Такое положение дел обособляло Черноморскую губернию от других, так как в остальных губерниях большую часть средств предоставляли сельские общества, а не государство. Такая щедрость со стороны правительства экономической несостоятельностью большинства переселенцев и малочисленностью сельских обществ губерний.

Кроме того, начальные школы Причерноморья отличались разнообразием национальностей среди учеников, что порождало дополнительные трудности у преподавателей. Статистика гласит, что в 1903 г. на 3 273 ученика приходилось 13 национальностей. Больше половины занимали русские, украинцы и белорусы. Около четверти - греки. Остальные дети были чехами, эстонцами, евреями, молдаванами, армянами, немцами и т. д.

Малолюдное посещение начальных школ губернии (10-20 учеников) было вызвано малой населенностью, обязанностью детей помогать родителям по хозяйству, низким уровнем путей сообщений и хуторским характером поселений. Открытие школ на переселенческих участках развивалось постепенно. К 1903 г. было открыто 12 школ, 3 из которых были церковными. В планах значилось открытие 43 школ [5, с. 263-272].

Но не все шло так гладко. В черкесских населениях открытие школ часто заканчивалось неудачей. Из 7 селений только в 2-х удалось открыть начальные училища с небольшим числом учащихся. Отрицательное влияние оказало недоверие некоторых родителей к русской школе и высказывания местных мулов [5, с. 272]. Чтобы избежать конфликта и продвинуть процесс обучения, было решено открыть национальные школы, где предметы велись на родном языке. Во временных переселенческих поселках начали открывать такие неофициальные школы. В 1910 г. в Сочи было открыто греческое училище, а спустя два года - армянское [6, с. 9, 26].

В системе народного просвещения остро ощущался недостаток образованных и опытных преподавателей. В 1903 году из 47 сельских учителей только 10 человек окончили учительские семинарии, остальные 37 - городские училища и другие неполные средние учебные заведения. Причинами являлись отсутствие культурных центров и библиотек, суровые бытовые условия, инонациональная среда, дороговизна сообщений с городом приводили к большой текучести кадров, их случайному подбору и некомплекту. Так, из 47 сельских учителей в 1903 году 19 работали в школах губернии менее года, 9 - год и только 8 служили 5-6 лет.

Положение в городах губернии было гораздо лучше, чем в селе. Обеспечение педагогами и предоставление средств не вызывало особых затруднений. Однако и здесь многие дети школьного возраста (8-11 лет) не были охвачены образованием.

В 1903 году в среднем в городских начальных обучалось 33,8 % детей учебного возраста (в Новороссийске - 38,6 %). Всего на 54 110 человек городского населения в том году было 19 начальных школ с 1 507 учащимися (должно быть 4 329 человек) [6, с. 270-272].

Несмотря на многочисленные трудности, народное образование в Сочинском округе успешно развивалось, особенно начальное. К Октябрьской революции 1917 года на территории округа действовали 56 начальных (одно-двухклассных) училищ, из них: 5 - церковно-приходских, 2 - частных, 49 -системы Министерства просвещения.

Если не считать 7 училищ, расположенных в самом городе Сочи, сеть начального образования охватывала почти половину населенных пунктов округа. В эти сельские школы могли приходить на учебу дети ближайших деревень, где своих училищ не было.

Важные статистические сведения, в частности, о грамотности населения, численности и их национальном составе содержатся в годовых отчетах

начальных училищ 2-го района Черноморской губернии, в который входили училища Туапсинского и Сочинского округов.

Из статистических данных видно, что с увеличением числа школ росла и грамотность сельского населения. Если в 1896 г. в селах, где имелись школы, было 429 грамотных, то в 1903 году - 2 969 человек. На январь 1897 года в округе в среднем было 33,4 % грамотного населения, а в январе 1917 года -уже 44 % (рост за 20 лет - на 10,6 %).

Особняком в школьной сети посада Сочи стояло городское 4-х классное училище, созданное в 1902 году и преобразованное в Высшее начальное училище в 1914 году. По своему статусу оно приравнивалось к 4-х классной прогимназии. К 1 января 1915 года в нем учился 181 ученик, из них 98 мальчиков и 83 девочки.

Подавляющее большинство учащихся составляли русские, а также грузины и греки православной веры (85,6 %), выходцы из крестьянской (43,6 %) и мещанской (27,1 %) среды.

За 2 года рост учащихся составил 21,5 %. Финансирование училища осуществлялось, в основном, из госказны (81 %), а также из городских средств (11 %), сборов с родителей учащихся (6 %) и спецсредств (2 %).

С 01.01.1913 по 01.01.1915 бюджет училища вырос с 6 162 руб. до 9 456 руб. (на 3 294 руб., или 53,5 %).

Об успехах просвещения в п. Сочи в предреволюционный период свидетельствуют следующие цифры. Если в 1912 году на нужды народного образования из городского бюджета выделялось 150 руб., из них на 4 начальные школы - 1 170 руб. (296 учеников), то в 1914 году финансирование образования достигло 19 498 руб., из них 7 255 руб. на начальные училища (400 учащихся), т. е. рост выделенных средств составил соответственно 139 и 52 %.

При этом из 895 детей школьного возраста (8-11 лет) 400 обучались в начальных школах и 150 в гимназии и частных училищах; не были охвачены школьной сетью - 345 чел., что в 1-ю очередь было связано с постоянным притоком в город пришлого населения [4, л. 38-39; 7, л. 1-2].

Таким образом, усилия правительства и местных властей на ниве просвещения народных масс привели к началу XX в. к существенным результатам и заложили основу для полной ликвидации неграмотности населения уже в советское время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тверитинов, И. А. Социально-экономическое развитие сочинского округа во второй половине XIX - начале XX в. / И. А. Тверитинов. - Сочи, 2000. - С. 51. -Текст : непосредственный.

2. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. 1. Оп. 1. Д. 24. - Текст : непосредственный.

3. Рудольф, Н. Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа за 1908-1912 гг. / Н. Ф. Рудольф. - Тифлис, 1914. - С. 8. - Текст : непосредственный.

4. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. 1. Оп. 1. Д. 23. - Текст : непосредственный.

5. Справочник и путеводитель по Черноморской губернии... С. 263-272. -Текст : непосредственный.

6. Сочи и его окрестности. Дорожник экскурсий по горам и ущельям Сочинского района. - СПб., 1911. - С. 9. - Текст : непосредственный.

7. Коченовский Д. И. Сочи / Д. И. Коченовский. - СПб., 1913. - С. 26. - Текст : непосредственный.

8. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. 1. Оп. 1. Д. 30. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Tveritinov I.A. Social'no-ekonomicheskoe razvitie sochinskogo okruga vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v [The socio-economic development of the Sochi district in the second half of the 19th and early 20th centuries]. Sochi, 2000. P. 51.

2. MKU «Arhiv g. Sochi» [MGI «The Archive of Sochi»]. Fund 1, inventory 1, case 24.

3. Rudolf N.F. Obzor deyatel'nosti Kavkazskogo uchebnogo okruga za 1908-1912 gg. [The Overview of the Caucasus School District of 1908-1912]. Tiflis, 1914. P. 8.

4. MKU «Arhiv g. Sochi» [MGI «The Archive of Sochi»]. Fund 1, inventory 1, case 23.

5. Spravochnik i putevoditel' po Chernomorskoj gubernii [The Handbook and Guide for the Black Sea Province]. Novorossiysk, 1907, Pp. 263-272.

6. Sochi i ego okrestnosti. Dorozhnik ekskursij po goram i ushchel'yam Sochinskogo rajona [Sochi and its suburbs. Road trip on mountains and gorges of the Sochi district]. Spb., 1911. P. 9.

7. Kochenovskij D.I. Sochi. SPb., 1913. P. 26.

8. MKU «Arhiv g. Sochi» [MGI «The Archive of Sochi»]. Fund 1, inventory 1, case 30.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Мурадова, Ж. А. Развитие народного образования на Черноморском побережье Кавказа на рубеже Х1Х-ХХ вв. / Ж. А. Мурадова. - Текст : непосредственный / / Вестник Армавирского государственного педагогического университета. -2020. - № 3. - С. 65-71.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Muradova J. A. The Development of Public Education on the Black Sea Coast of the Caucasus at the Turn of the XIX-XX Centuries / J. A. Muradova // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2020, No. 3, pp. 65-71. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.