Научная статья на тему 'Развитие системы образования на Урале в XVIII – начале XX вв'

Развитие системы образования на Урале в XVIII – начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1276
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ГОРНОЗАВОДСКАЯ ШКОЛА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ГИМНАЗИЯ / НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / THE SYSTEM OF EDUCATION / AN EDUCATIONAL REFORM / THE MINISTRY OF PUBLIC EDUCATION / AN EDUCATIONAL DISTRICT / A CURRICULUM / AN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / A FACTORY PRIMARY SCHOOL / A PRIMARY SCHOOL / A GYMNASIUM / A VOCATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Спектор Елена Николаевна

В статье приводится исторический анализ становления и развития системы образования на Урале в XVIII – начале XX вв. как совокупности сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности. Выявляется связь между социально-экономическими особенностями региона и развитием образования, а также показывается влияние на этот процесс правительственной политики в сфере народного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of educational system in the Urals in the XVIII - early XXth centuries

The article gives a historical analysis of formation and development of the system of the Urals in the XVIIIth and beginning of the XXth centuries as a combination of the not of educational establishments that realize curricula of different levels. The article shows the connection between socio-economical peculiarities of the region and the development of the region. The article also shows the influence of the governmental policy in the sphere of public education on this process.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования на Урале в XVIII – начале XX вв»

и служащих; использование фонда рабочего времени: социальная структура персонала: удельный пес нарушителей труловон дисциплины; равномерность загрузки исрсонала; надежность рабези персонала; затраты на одного работника; траты на управление; уровень накладных расходов: выполнение плана

СОИИЛЛЬНОЮраЗвШИН. СОШШЛЬНО-ПСИХОЛОШ-

ческнй клим31 в коллективе; качество работы псрсонила, В итоге мы опять нрнходим к выводу. что опенка эффективности как предприятия в целом, гак и персонала ноет комплексный характер, где учитывается значимость конечных результатов производства, I|роизвейительноеть и качество труда и организации работы персонала как социальной системы. Все :по требует создания ЭММ (экономико-математической модели), как мы уже определили Что дает нам создание этой модели? Создание ЭММ. прогнозирующей эффективную работу предприятии в зависимости <п рационально! о сочетания факторов производства, позволит своевременно решал, гри важные задачи: во-первых, планировать численное значение прибыли и зависимости от объемов заказов, ней на продукции- и ресурсы, в зависимости от •конрмическнч норма-

тивов и фактически сложившихся услоанй производственно-хозяйственной леягельности предприятия; во-вторых, при наличии низкой рентабельности вносить коррективы в объем выпускаемой продукции, договорные цены, экономические норма! ивы. Это позволит своевременно производить изменения в системе управления, например сокращение численности, укрупкенне подразделений, корректировку планов социального развития с обоснова-нием экономического эффекта или возможных убытков; в-третьих, правильно распределять чистую прибыль между трудовыми коллективами и собственниками предприятия.

Сложившийся на многих предприятиях механизм распределения фонда материального поощрения и прибыли пропорционально заработок плоте или численности работников подразделений не способствует развитию внутрипроизводственного хозрасчета и фактически приводит к уравниванию в оплате труда В этой модели должны быть использованы комппекеные показатели эффективности, отражающие, с одной стороны, результаты экономического развития предприятия, ы. с дру-• ой - показатели социальной эффективности работы.

УДК 373.9

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Е. II. Спектр

В стоп* приводится исторический ашзкз становлении и развития системы образования ни Урале в XVIII начале Х.\ он. как совокупности сета образовательныхучреждении,реализующих образовлсль-иыс программы различного уровня н напрааленностп Выявляется связь между социально-экономическими особенностями региона и развитием образования, о также показывается вииинис нп этот нроиссс правительственной попишки в сфере ндроакого просвещении.

Ктчваые сюва система образованна, реформа образования Министерство народного просвещении, учебный округ, учебна* программа, учебное заведение, горипаволская школа, начальная школа, г ммназия. народное училище.

I"hc unick- yi vc* 2 historiutl analyst; of formation aiul development oflhc of the Ural« in the XVfl III) And beginning of t!>e XXlh centuries a* a combination of the not of educational establishments thiU realize curricula of different levels. Flic article shows the connection between tocio-economical peculiarities «if the region and the development of the region The article also shows the Influence oflhe governmental policy in the .pherc of public education on this proccss

Kc) »ryJs the system of education, u\ educational reform, the Mlnfetcry of public education, an educational district, o euiriculum. an educational establishment, n factory primary ¿«hOOl. a primar) school, a gymnasium, a vocational school

Становление системi.i образования на Урале всецело сызано с особенностями разик tua этою региона Массовая колонизация Урала русским населением начинается к XVII и Именно в это время возникают первенцы уральской металлургической промышленное-п» I Ыиинский жслезопелательнь й ( 1631 г.) n Пыскорекнй медеплавильный (1634 г.) заводы Петровские преобразования способствовали освоению на Урале рудных богягств п созданию здесь крупного горнл-мешллур-гнческого производства. Заводы строились как казной. 1ак и частными предпринимателями.

Развитие крупной горнозаводской промышленное! и на Урале выявило проблему нехватки квалифицированных кадров в области горного дела и металлургии Отчасти решить эту проблему должны был« горнозаводские школы, инициатором открытия которых был В. II. Татжцрн- В 1721 г. а Купгуре к ив Умусским niiuvjc начали дебетован. Арифметические школы, в которых ученики получали сведения по арифметике, геометрии и тригонометрии. В 1722 г. были открыты дне новые словесные школы - одна на Укгусском, другая иа Алаласвеком заводах. В этих школах учили читать и писать. В 1723 г. начались »нятия н словесной и арифметической школах на новом Екатеринбургском заводе. С это-го времени Екатеринбург становится це1ггром школьного образования на Урале.

В i 737 с. екатеринбургская школа при активном участии В. И Татищева была превращена о большое учебное заведение, состоящее ИЗ Трех школ - латинской, немецкой и русской ( последняя, в свою очередь, разделялась на гппнгенут, при^млиимкуш и итмттка-ния4 где обучали рисованию и черчению!. Во главе школ было поставлено единое руководство Подобные сютсрнмбу ргском ШЮ1Ы были

о» крыты почт при всех казенных заводах.

Система горнозаводских шиш в 31)—4(>-е п XVIII в. включала ченарс основных тина:

1. Низший 1ип - начальная школа - словесная. В ней осуществлялось обучение первоначальной грамоте-чтению и письму

2. Школы повышенно) о типа - арифметические. где ученики изучали главные разделы арифметики, геометрии и тригонометрии и некоторые георс! нчсскис основы горнозаводской деятельности.

3. Л.тгинссая школа, организованная в Екатеринбурге. была предназначена для детей высшего технического персонала и высшего духовенства. 3 ней изучали латынь и учились делать переводы и говорить на этом дреннсм языке.

4. Немецкая школа также была открыта в Екатеринбурге, в иен учащиеся изучали немецкий язык, знание которого давало им возможность изучать физику и механику. Латинская и немецкий школы но числу учеников, да и по своим задачам большой роли не играли. Позтому существовали они сравнительно недолго (2]

К середине XVIII в. горнозаводские школы существовали при 11 заводах, подчиненных Правлению заводов. В это же время появляются перше школы и при частных заводах. В 1750 г. открылась первая школа при Нижнетагильском заводе Никиты Демидова.

В 80-е годы XVIII и. в школьном образовании иа Урале, гак и по всей России, начинается новый этап В опубликованном о 1786 г. •¿Уставе народных училищ в Российской империи» определялась новая цель образования: стремиться к развитию общего образования, тигля как МО нот нреыенн тнпной обрлзияа-1ельной задачей мклялась подгоювка специалистов в области техники, поенного дела и т. д.

По новому Уставу создавались дг» тина Iтрапных училищ: в губернских город.« «п лав-

Hi.lv»> (четырехклассные) н в усзлных - * малые» (двухклассные) учшиша. Ка Урале были открыты Главные народные училища в губернских городах - Перми и Уфе. Малые народные училища. учебный курс которых включал обучение чтению, письму, чистописанию, а также изучение «священной истории». грамматики и арифметики, были открыты в Верхотурье, Екатеринбурге. Ирбмтс. Куигуре. Соликамске, Чердыни. Шалрннске. Тюмени. Гуринскс. Таре, Минусинске. Бугу руслане, Бузулуке. Слободском, Сарапуле. Котел ьннче Но.'Шискс.

Проведенные преобразования значитсль-но расширили се»ь учебных заведений в Уральском регионе, но при этом пагубно отразились на системе горнотехнического образования. Ряд горных школ были преобразованы и народные училища Гак, например, Екатеринбургская горная школа, являвшаяся одним m лучших специальных учебных заведений в стране, была преобразована в малое народное училище Проведенные преобразовании привели к сокращению материальной базы школ. Ранее горные шкалы фининонро-вились Заводами, а по новому уставу предполагались, что учебные заведения лолчены существовать за cmci благотворительности.

Н начале MS ь в истории росснПстюгооб разоваиий произошли кардинальные перемены. Складывались система образования, о основу козо|х»1 были наложены принципы бессословности учебных заведений и преемственности учебных программ Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени:

1) одноклассные приходские училища:

2) трехклассные уезцные училища;

3) губернские гимназии;

4) университеты.

Вся территория Российской империи была разделена на (i учебных округов. Разви- нем образования на территории учебного округа руководили университеты, разрабатывавшие учебные программы По университетскому уставу 1804 г. университеты пазу чили значительную автономию, что предполагало; выборность ректоров и профессуры, собственный суд, право назначать учителей и гимназии и учялшцв своего учебного округа

Территория Урала вошла в состав Казанского учебнои» окрутя, попечителем которого

был назначен С. Я. РумовскиИ. являвшийся ранее членом Главного правления училищ В уральских губернских городах Перми и Уфе на основе существовавших ранее народных училищ были созданы гимназии, которые давали среднее образование И право поступления в университет [3].

В первой половине XIX в. основу начального образование оставляли приходские школы с годичным сроаэм обучения, финансируемые крестьянскими общинами В уездных городах были открыты уездные училища Не утратили своего значения в деле начального образования и народные училища.

Особый тип начальных школ на Урале (Оренбургская и Уфимская губернии) составляли шкалы для обучения грамоте, создаваемые мусульманским духовенством мекте-бе н медресе. В первой половине XIX в. получили распространение русско-национальные школы, которые призваны были расщюсзрз-нять грамотность среди коренного населения Урала - башкир, тар. коми-пермяков, чувашей, мордвы

Начало XIX в.-это время формирование системы горного образования на Урале. При созлииных в 1801 г. горных начальства х- екатеринбургском, Пермском, Гороблагодатеком были открыты главные горные школы, которые спустя некоторое время будут заменены на пансионат для 50 детей уральских чиновников при Горном кадетском корпусе а Петербурге. Посте (пкрмтия н 1853 г. н Екатеринбурге Уральского горного училища пансионат прекратит свое существование.

С 180I г. при каждом казенном заволе н некоторых маетных были созданы молыо горные школы. К I86I г. их насчитывалось 44 [4].

Реформа I86I г. и последующее развитие страны вызвали сдвиги в системе образования. Усложнение общественной жизни, ускорившееся развитие промышленности, торговли, транспорта, банков потребовали подьема культурного уровн! населения, распространения среди него элементарной грамотности и образования. Только массовая школа с новыми формами обучения мота удовлетвори гь эту потребность. Гакой массовой школой в России во второй половине XIX в. стала начальная школа.

Система качельного образованна сложившаяся в пореформенный период, была сложной и запутанной. Входящие в нес учебные заведения отличались друг oi друга не юль-141 • ведомственной принадлежностью. источниками финансирования. но и учебными программами. По подсчетам II. Чехова и В Фарма-ковского, во второй половине XIX в в Центральной России с\шествовало больше 20 типом начальных школ. В Оренбургском учебном округе (образован в 1875 г. в составе Уфимской. Оренбургской и Пермской губерний, л также Уральской и Тургайской областей) их было еще больше, поскольку здесь действовали еще миссионерские, русско-блш-кирскис, русско-t игарские. русско-к;>мн-пср-мянкне. мусульманского духовенства, казачьи школы и др. 11 ].

Преобла iukhiihmh типами начальных hi коп в округе были земские школы, школы, содержащиеся сельскими обществами, школы городских самоуправлений Эти школы содержались ia счет земств, сельских и городских об шин соответственно. Около 20 % расходов брало но себя государство. Надзор за учебной часгыо. за содержанием учебных программ, за качеством образования осуществляло Министерство народного образовании.

В 1И81I. по «Положениюо перкоано-прн-ходсвой школе» вес сельские начальные школы были переданы Духовному ведомству.

Основная часть земских, министерских, часть церкпвно-приходскнх школ и шилл городского самоуправления были однок:иссными с трехлетним учебным курсом. В них преподавались: Закон ЬожнГ), церковно-славянская грамота, русский язык, чистописание, арифметика.

После принт ия н 1870 г. правил ■<() мерах л образованию населяющих Россию инородцев» юдличсстм) руссю-нациопальных шкил на Урало резко увеличилось. Офиннатьно зти школы назывались «русско-пнородчсскими». К 19141. на территории Пермской губернии их насчитывалось 55. Уфимской - 605. Оренбургской - 88.

В юнце XIX-началеXX в. отчетливо прослеживалась тенденция резкого увеличения численности начальных учебных заведении К 1897 г в составе Оренбургского учебного

округа (без учета данных по Уральской и Тур-гайской областей) их насчитывалось 3580. а к 19)-« г только в Пермской губернии - 2810 По количеству светских начальных школ Пермская губерния находилась на псовом месте в стране.

Повышение спроса на работников умственного труда в пореформенный период потребовало проведения преобразований уже существующих средних учебных заведений и открыт» новых, В 1864/65 учебном году была проведена реформа существовавшей с начала века Уфимской шмназии. Ьыло прекращено преподавание ни татарском языке, и учебные планы были приведены в соответствие с общероссийским п. В июне 1861 |.была основана мужская гимназия в г. Екатеринбурге. Открытая по Высочайшему повелению императора Александра II, она сразу приобрела статус правительственного учреждения и содержалась на средства из государственной казны. В 1868 г. в Оренбурге по ходатайству местных учебных и гражданских властей была открыта классическая гимназия с одним древним языком на общероссийских основаниях. К 1914 г. на территории Оренбургского учебного округа существовало 10 мужских классических гимназий, в том числе 6 находились на территории Пермской губернии (,|убернские: Пермская императора Александра I Благословенного. Пермская вторая. Пермская частная мужская гимназия с правами прав1Ггельствениой О В Циммермана, уездные: Екатеринбургская, Ирбигскля, Камыш-ловекзя). Несмотря на то, »по абсолютные цифры увеличения численности гимназий невелики, темпы распространения мужского классического гимназического образования в Уральском регионе соотносятся с общероссийскими. За периоде 1856 по 19)3 гг. количество гимназий Министерства народного просвещения (МНП) по России увеличилось в 5,6 раза, по Оренбургскому учебному округу -в 5 раз. а в 1к'рмской губернии - в 6 раз.

Расширение сети мужских гимназий происходило крайне медленными темпами, вызвано это было прежде всего стремлением правительства сохранить элитарность гимназического образования.

Плата за учебу п уральских гимназиях в 60-70-х гг колебалась ог 15 до 30 руб. в тод.

в 80-е гг. поднялись до 4U-50 руб. (зарплата высококвалифицированного рабочего в юнце XIX в. составляли 40 - 70 руб. в месяц). Регулярное повышение платы за обучение объяснялось необходимостью содержат ь параллельные отделении при iимнашях. необходимостью проведения ежегодных ремонтов гимназических зданий и постоянным возрастанием иен на все предметы гимназического хозяйства

Высокая плата за обучение затрудняла доступ »гимназии детям из городских и сельских сословий. Социальный состав учащихся мужских попиши Оренбургского учебнлго округа в IS90 г. выглядит следующим обра-зом: 51,5 % - выходцы ичдворянеко-чниоиии-чьей среды, 5,8 % - дети духовенства, 28.4 % принадлежали к городским сословиям, 14,3 % - к сельским (SJ.

На Урале, в отличие от Центральной России, не получили распространения мужские прогимназии, являвшиеся неполными средними учебными заведениями. Связано что в большей мерс с существовавшей тогда официальной точкой зрения о том. что для городских сословий существует начальная школа повышенного типа - начальные городские училища Дворяне и чиновники предпочитали отдавать своих детей в гимназии

Отсутствие прогимназий сужало социальную базу среднего образования Оно фактически было доступно лишь состоятельным жителям крупных городов, что способствовало скапливанию о них чиновничества и интеллигенции. которые наиболее были заинтересованы в школе как механизме социальной карьеры

Во второй половине XIX в наряду со средними общсо6ра:к>иа гсльшами учебными зпю-

деннями получили развитие и средние профессиональные учебные заведения. На территории Оренбургского учебного округа к 1914 г.

их насчитывалось 128. из них в Пермской губернии находилось 23 Эти учебные заведения принадлежали к разным ведомствам и не имели единых про! рамм (5|

Вторая половина XIX в. в России — по время бурного развития женского образовании, и Урал в этом смысле tic был исключением

Женское среднее образование в сравнении с мужским развивалось более быстрыми темпами Женские гимназии и прогимназии создавались и основном но инициативе органов местного у правления. Развитие начальных у чебныхзаведений выявило острую нехватку учительских кадров. Отчасти именно выпускницы женских гимназий и прогимназий Должны были помочь решению этой проблемы.

Зарождение женского образовании на Урале принято связывать с основанием в 1848 г. в Оренбурге Инстнзута благородных девиц, преобразованного в 1855 т и Николаевский женский институт

По .-Положению о женских учшитшх» 1860 т. было открыто четыре училища I разряда (в Оренбурге. Уфе. Перми и Екатеринбурге) и восемь у чилига II разряда (в Оренбурге, Челябинске, Троицке, Бирскс. Метели н-ске. Куигуре, Камышлове и Ирбите).

В 1870 г. училниш I разряда были переименованы п гимназии, а II разряда - t прогимназии. В Оренбургском учебном округе к 1^00 г. насчитывалось 5 гимназий (в 1891 г. Красноуфимская прогимназия была переименована в гимназию) и 15 прогимназий. Этот учебный округ оказался единственным в стране, где Показатели развития женского среднего образования были выше, чем мужского. По ланным (г. по России 1 мужское среднее учебное заведение приходилось на 930 гыс.

чу ш. I же и с кос - не 655 тыс. душ. D трел губерниях Оренбургского учебного округа I мужское приходилось на 317 тыс. душ женское - на 125 тыс. душ.

Социальный состав же неких средних у чебных зявелениЛ ни Оренбургскому учебному округу и» пермиз с 1Й76 по 1900 гг. (п %)

сьмфмп гммндаш Прогмммюмн

!н7ь г. lvoor. 1*76. 1900 г.

Дворяне и чиновники 58,8 48.6 J5.I 16.3

Духовенство 7.2 3.1 п,9 4.2

Горолскнс сословия 26,3 37.1 59.1 49,7

Сельские сословии 5,9 10,3 13.7 29.2

Иностранны 1.8 0.9 0.2 0.6

Анапе» данных приведенных в таблице, позволяет сделать .следующие выводы. В последней четверти века в изменении оопиально-| о состава учащихся уральских женских гим-н.пии прослеживается градииионна* картина уменьшение oniocHiciLuorvi количества yiteHHU чворанекого и духовного сословий л увеличение числа представителей городских и сельских сословий. Прежде всего это можно объяснить обшей тенденцией демократизации женского обра:ювання. Также ЗТО явление отчасти объяснимо развитием женских институтов, которые предназначались тайным образом для девочек изпрншьтегировшшььчссслпвиП, и уч-реждением епархиальных женских училищ, которые при шесгигодичном курсе предостав-ляли учащимся те же права (звание домашних > ■пггельнии), что н восьмиклассные женские гимназии [КМ

В женских прогимназиях процесс демократ нь-шни связан прежде всего с шачитсль-нмм увеличением в этих учебных зиаедениях числа представительниц сельских сословий при сохранении н даже лектором увеличении позиций дворянского сословия.

Плата за учебу в женских гнмнсэиях с 15-3U руб в 60-е гг. к концу века возросла до 60-80 руб., то есть значительнее, чем в мужских. Учеба и прогимназиях была значительно лешевле- от 10 до 30 руб.

Одна из первых женских гимназий иа Урале была открыта в Перми. В истории этого учебного заведении можно выделить два периода: первый-училищный (1861J- 1871 гг. Но «Положению о женских училищах» от IÚ мая 1860 т. его с тлтус был определен как женское училище 1-го разряда шестиголичным курсом) и второй - гимназический 0871 -|9|9гг ПоаПоложеишооженских-имназиях и проп<м1ы1инх Мпннстсрс гва народного просвещения», утвержденному 24 м;.я 1870 г., с 1871 г. училище было преобразовано в семиклассную гимназию). Псрмскаа женская гимназия внесла значительный вклад в дело женского образования. За первые 50 лет ее существования в i нмназни пребывало 22.5 тыс. учении, число окончивших семь классов составило 1730. восемь - 1-130 16).

В конце XIX - начале XX а. на Урале появляются первые частные iнмназнн и прогимназии- мужская гимназия в Перми О, В. Цим-

мермана« женские гимназии в Перми Л. В. Барбоггснко и А. II. Дрекслер-Голынеп. в Пкатерннбурге - А. Е. Румянцевой.

Одним из первых частных учебных введений в Пермской пбернин является откры тая в 1886 г. Эвелиной Владимировной Циммерман начальная школа, преобразованиям впоследствии в гимназию. Эвелина Владимировна, как и ее сестры Опиль Владимировна и Маргарита Владимировна, преполававшие в I им начни французский, немецкий и русский языки, являлись выпускницами Мирнинской женской гимназии.

В 1903 I' начальна« школа бЫля преобразована н мужскую частную про1 имназию, что повлекло увеличение штата преподавателей и количества обучающихся.

В 1909 т. прогимназия получила статус мужской частной гимназии с правительственной программой. Вновь выросло число изучаемых презмегов и штат преподавателей. Гимназия просуществовала до 1917 г. и являлась одним из альтернативных средних учебных заведений (7).

Одной из передовых иа Урале в начале XX в была женская частная гимназия А И, Дрекслер-Голынсц в Перми Гимназия изначально задумывалась как учебное заведение для девочек из малообеспеченных семей. Гимназия была открыта и существовала при финансовой поддержке известного пароходчика и предпринимателя мецената Николая Васильевича Мешкова

В гимназии изучали все те же предметы, что н в казенных учебных заведениях. Но и старших классах препода тили еще бухгалтерию и счетоводство. В составе преподавателей были кик постоянные кадры, привлеченные начальницей,так и учителя и» других гимназий. Среди преподавателей гимназии нередко ястречались личности незаурядные, такие, как пермская поэтесса Евтения Федоровна Грутнсвл. служившая здесь с 1914 по 1019гг. сплчала секретарем, а затем классной иасган-ницей. Гимназистки ее обожали и нередко в знак своей любвн дарили ей свои фототра-фин с теплыми пожеланиями.

В 1916 г. с открытием в Перми университета пополнился преподавательский состав в гимназии. Александра Августиновна Дрек-елер-Г одынен первой тг» других начальниц I им-

шкнй усгановнла контакт сучеными, приехавшими из Петербурга и Юрьева (Дернга).

Гимназия пользовалась популярностью и признанием пермяков, они с удовольствием отдавили своих девочек на обучение в это учебное »введение. Объяснялось лч> нрежле всего стремлением начальниш.1 сделать при-иесс обучения интересным и увлекательным. Занятия физкультурой в (нмназии проводились в саду, под липами Летом для учениц устраивались экскурсии по Каме (часто на пароходе, предоставленном Н. 15. Майковым), а также в КуигурСкую ледяную пещеру. Зимой в саду затвался каток

С 1916 г. в гимназии был открыт 8-й класс, но окончании которого выдавался аттестат зрелости Гимназия была удостоена чести носить имя писателя И С Тургенева.

Незадолго до Февральской революции 1917 г. а Пермь приезжал министр иароамого просвещения Касса. Из всех частных гимназий он посетил именно эту. одобрив псе нововведения. сделанные ее начальницей [9).

В начале XX в на Урале все острее вставал вопрос о расширении сети средних учебных заведений. В 1У15 г и газете «Зауральский край)* была опубликована стгтъя Э. К. Лейрнха «Какие учебные заведения нужны для Перхотурского усэда». Лнюр указывает на то. что в открытии новых средних у чебных заведений должны быть заинтересованы прежде всего заводоуправления, поскольку еггсутет вне этих > чебных заведений приво-дит к большой текучести среднего технического персонала. Вызвано эти, прежде всего, тем, что, когда подрастают дети, родители стремятся поменять место службы в тот пункт, где есть соответствующая средняя школа. Намеченная к открытию в ближайшие годы сеть учебных заведений в Верхотуре ком уезде (в Верхотурье - мужская п«м-назия, в Нолсждннскс -гимназия или реальное у чилише, в Алапаевскс - реальное училище, в Тагиле - смешанное коммерческое училище и в Кушве - техническое училище) свидетельствует о том. что в большей степени ошушалась нехватка в выпускниках средних специальных учебных заведений. По-прежнему. как и в былые времена, основным препятствием к открытию новых школ был недостаток средств.

Итак, в рассматриваемый период развитие образования не Урале Характеризуется следующими чертами:

Во-первых, особмиюсти социально-экономического развития Уральского региона во многом повлияли на процесс становления и развития образования на -^ой территории.

Урал с XVII в. являлся центром горно-металлургической I ромышленности. бурное родпще которой вначале XVIII в. выявило проблему острой иехзаткн квалифицированных кадров. С целью устранения -»той проблемы при завалах, сначала казенных, а мгвм н частых, были открыты горные школы - низшие учебные заведения, просуществовавшие вплоть до начала XX в. В пореформенный период наблюдается стремительный рост числа начальных учебных заведений в Уральском регионе. К началу XX в Пермская губерния занимала первое место в России но количеству начальных школ.

Во-взорых. все учебные заведения Урала в 1803 г. вошли в состав обширного Казанского учебного округа, развитием образования на территории которого руководил Казанский университет В 1875 г. после реорганизации из Казанского учебного округа был выделен Оренбургский, всосгав которого входили; Оренбургская, Уфимском, Пермским ivôepttHH, Уральскзя и Гургайская области Эта мера благотворно Сказалась па организации управления учебными заведениями

В-третьих, развитие среднего образования в Уральском регионе было обусловлено решениями, принимаемыми в этом направлении правительством. 11ервыс i нмназии (основной тип средних учебных заведений в лорево-люционноЙ России) на Уроде появились, как и по всей России, нить в 1804 г. в результате преобразований существовавших с 1786 i в губернских городах Главных народных училищ. До 1861 г. численность уральских гимназий оставалась неизменной - 2 (пермская и уфимская мужски: гимназии). По всей видимости, на данном этапе развития эти учебные заведения удом створял и потребности рег иона. Во второй половине XIX в гемпы роста мужских классических гимназий на Урале были крайне медленными хотя и равны средним показателям по России. К 1914 i в Оренбургском округе существовало Ю i им-

назий. 6 »п них были расположены а Пермской губернии. Вызвано тто было, прежде всего, политикой правительства, направленной *iu введение сословных ограничений в гимназиях. высокой платой за обучение неразвитостью сети прогимназий Все это сужало социальную базу среднего образования.

В-четвертых, на Урале лишь и начале XX в. получаю развитие частное птмпазнчес-нос образование, что было несколько гозже по сравнению с центром России. По всчй видимости. именно в это время наиболее остро стала отцушаться нехватка нрааительствен-нмх гимназий.

В-пятых, на Урале гак же, клк и по всей России, во второй половине XIX в. бьстрыми темпами развивалось женское классическое образование В Оренбургском округа единственном в стране, показатели развития женского среднего образования на душу населения были выше, чем мужскою.

КИЬПИОГРЛФИЧЕСКНИ CI ШС(Ж

I Щугасва С. >1 Образовательны« уровень уральской интеллигенции п конце XIX - начале XX и. И Народное образование на Урале » XV111 -

инале XX вв : Сборник научных трудов. Сисрдловск: V>l*y, I990.C89-IOV.

2 Нстирия napoduwnj обраклшты « Екатс-¡¡ичбур.'с Выпуск I. Екатеринбург. Управление обратоплиня администрации Екатеринбурга, 1998.

3. Исторический oôjup дехтаьниепш Министерства нлролиого просветления. IK02 - 1902 ы СПб J 902

4. KaawUffO Т. 1 Из истории lopiioietinficcvoro образования на Урале во второй четверти XIX в. H Народное образование на Урале u XVIfl начале XX вв : Сборник научныхтрулеч! Свердловск: УрГУ, 1990. С 38-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ЛичковЛ. С. Ныстиее и среднее образова-же/ Производительные силы России. СПб , IX96

6 Мариинскам женским им палия и Перми К 50-летнему юбнисю Пермь. 1915

I.CiicmukmuE i Частная гимназия Циммер-ипи и Перми // Третьи емышляеискне чтения Пермь. 1993. С 21-22.

8. Статистика Российской/ империи. Выпуск 5 Университеты и средние учебные тавелеиия. СПб, IS88

9. Хагипюноио Е. Д. Частная женская гимназии Дрекслер-Голынен в Перми Ч Третьи смьштляенс-те чтения Пермь, 1993 С. 22-23

10 Шишонко В. // Материалы для описании довито* народного образования и Пермской губернии Екатеринбург, IK9-1

УДК 327(470)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНТРАКЦИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.

.1 Л. Фар туш п як

В статье излагаются основные ПОДХОДЫ ыиучеиио понятии «национальный интерес»» а рамках /еополтнчсского знания Национальный интерес тесно связан с проблемами экспансии и контракинн гсоп'чшгическлго простропства Российская Федерация в последнее время переливает процесс геополитической контракции, который непосредственно сказывается на проблемах реализации национальных тгтересов Предложен анализ современных национальных интересов России

Ключевые с-гова национальный тпперее, геополитическое пространство, контракция, экспансия, гео-иолнтнчсскиП статус, внешние границы, территориальные претензии, статус сверхдержавы, региональная г.слики* держава, информационное общество. демография, освоение пространства, национальная безопасность цняишгпшмя.

In given clause «be bask approaches ту studying concept 'national interest)* within The limits of geopolrtic knowledge art Mated National interest is clwly connected with problems of expansion and the counteraction of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.