Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Налоги / сборы / система налогов и сборов / страховые взносы / налоговые платежи / неналоговые платежи. / Taxes / fees / the system of taxes and fees / insurance premiums / tax payments / non-tax payments.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амелина Т.С.

Налоги и сборы – это важнейший инструмент осуществления экономической политики государства. Они являются экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на рыночную экономику страны. Должным образом организованная система налогов и сборов, способствует качественному функционированию всей налоговой системы страны в целом, развитию экономики, своевременному пополнению государственного бюджета, эффективному выполнению функций государства и решению стоящих перед ним задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TAXES AND FEES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE LEGAL ASPECT

Taxes and fees are the most important tool for implementing the economic policy of the state. They are an economic lever by which the state influences the market economy of the country. A properly organized system of taxes and fees contributes to the high-quality functioning of the entire tax system of the country as a whole, economic development, timely replenishment of the state budget, effective performance of state functions and solving the tasks facing it.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

УДК 336.22

Амелина Т. С. студент 2 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет

МФЮА» Россия, г.Москва

СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. Налоги и сборы - это важнейший инструмент осуществления экономической политики государства. Они являются экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на рыночную экономику страны. Должным образом организованная система налогов и сборов, способствует качественному функционированию всей налоговой системы страны в целом, развитию экономики, своевременному пополнению государственного бюджета, эффективному выполнению функций государства и решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: Налоги, сборы, система налогов и сборов, страховые взносы, налоговые платежи, неналоговые платежи.

Amelina T.S.

2nd year master's student specialty "Administrative, financial law" Accredited private educational institution of higher education "Moscow

financial and legal MFUA university"

Russia, Moscow

THE SYSTEM OF TAXES AND FEES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE LEGAL ASPECT

Annotation. Taxes and fees are the most important tool for implementing the economic policy of the state. They are an economic lever by which the state influences the market economy of the country. A properly organized system of taxes and fees contributes to the high-quality functioning of the entire tax system of the country as a whole, economic development, timely replenishment of the state budget, effective performance of state functions and solving the tasks facing it.

Key words: Taxes, fees, the system of taxes and fees, insurance premiums, tax payments, non-tax payments.

Предметом исследования настоящей статьи является система налогов и сборов Российской Федерации, которая представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в соответствии и в порядке, установленном Главой 2 Налогового Кодекса Российской Федерации1 (далее - НК РФ). Наряду с другими элементами, такими как, правовые нормы о налогообложении, формы и методы взимания налогов и сборов, система налоговых органов, налоговая политика и пр., система налогов и сборов является неотъемлемой частью более широкого понятия - налоговая система Российской Федерации. То есть, совокупность налогов и сборов, организованная и упорядоченная внутри своей системы, в свою очередь является частью (элементом, компонентом) другой, более крупной, объемной системы - налоговой системы РФ. Надлежащим образом организованная, система налогов и сборов РФ способствует качественному функционированию всей налоговой системы страны в целом.

В Российской Федерации действует пропорциональная налоговая система, предполагающая уплату налогоплательщиком определенного фиксированного процента с налогооблагаемой базы, который не зависит от каких-либо финансовых показателей, например, от величины дохода лица. В ряде стран устанавливается прогрессивная (Австралия, Норвегия, многие страны Евросоюза, федеральные налоги США и др.) или очень редко регрессивная (штатные или местные налоги США, ЕСН в России, уплачиваемый до 01.01.2010 г. с заработной платы сотрудников) налоговые системы. Критерием разграничения налоговых систем на пропорциональную, прогрессивную или регрессивную, является тариф фискального платежа, то есть величина отчислений в бюджет, зависящая от налогооблагаемой базы. Так, если в пропорциональной налоговой системе установлен фиксированный процент с налогооблагаемой базы, то в других налоговых системах процент отчислений зависит от размера налогооблагаемой базы. В прогрессивной - чем больше налогооблагаемая база, тем больше процент налоговых отчислений, в регрессивной - с увеличением налогооблагаемой базы процент отчислений уменьшается.

Несомненно, что системность в законодательстве, в том числе в отношении налогов и сборов, во многом определяется правотворческой деятельностью государства, а также научной работой правоведов, которые при осуществлении своей деятельности обеспечивают согласованность, непротиворечивость правовых норм, соответствие их уже существующим нормам. Именно системность позволяет законодательству эффективно выполнять стоящие перед ним задачи и способствует должному построению не только системы налогов и сборов, но и системы законодательства в целом.

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

О важности соблюдения системности в законодательстве указывается в Федеральном законе от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»2. Так, согласно ст.7 этого закона, требования, содержащиеся в законодательстве должны обладать правовой определенностью и системностью, то есть ясностью, логичностью, понятностью, как для правоприменителя, так и для других лиц. Они должны соответствовать целям и принципам законодательного регулирования той или иной сферы, а также находиться в системном единстве, то есть, должны быть лишены дублирования и противоречивости. В случае, если они установлены в отношении одного предмета регулирования, то в процессе их применения не должно быть противоречий между ними.

Применительно к системе налогов и сборов соблюдение требований системности состоит в том, что она 1) должна соответствовать целям и принципам налогообложения: всеобщности, обязательности, равенству, экономической обоснованности, определенности, стабильности, эффективности (ст.3 НК РФ); 2) порядок расчета налогов и сборов должен быть понятен и ясен для лиц, их применяющих (ст.52 НК РФ), а также 3) они не должны противоречить друг другу и не могут друг друга дублировать (ст.5 НК РФ, ст.232 НК РФ).

Налоги и сборы, существуя внутри системы, объединяются в тесно взаимосвязанные друг с другом группы, которые могут образовываться по различным основаниям. Так, действующее законодательство определяет систему налогов и сборов исходя из пространственно-территориального действия. В п.1 ст.12 НК РФ сказано, что в Российской Федерации могут быть федеральные, региональные и местные налоги. Первая группа -федеральные налоги и сборы (п.2 ст.12, ст.13 НК РФ) - устанавливаются НК РФ и уплачиваются на всей территории Российской Федерации. Вторая группа - региональные налоги и сборы (п.3 ст.12, ст.14 НК РФ) -устанавливаются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ и обязательны для уплаты на территориях соответствующих субъектов РФ. Третья группа - местные налоги и сборы (п.4 ст.12, ст. 15 НК РФ) -устанавливаются как НК РФ, так и актами законодательных органов муниципальных образований и должны быть уплачены на территории этих муниципалитетов.

В основе деления налогов и сборов на группы могут быть положены и иные критерии, например, методы исчисления, порядок распределения по звеньям бюджетной системы, характер налоговых ставок, налоговых льгот и пр.

Отметим, что в настоящее время НК РФ перечисляет 13 налогов (8 федеральных, 3 региональных и 2 местных) и 3 сбора (2 федеральных, 1 местный). Перечень является полным, то есть можно сказать, что

2 Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5006.

законодатель реализовал тем самым предложение Высшей судебной инстанции - Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ), которое содержалось в Определении КС РФ от 10.12.2002 №284-О3, а также мнения исследователей (Д.В. Винницкого4, В.М. Томарова5, Н.Н. Васильевой6 и др.), высказывающихся за то, что действующий НК РФ должен содержать полный перечень подлежащих уплате налогов и сборов. В указанном Определении, суд отметил, что пока полный нормативный перечень обязательных налоговых и неналоговых платежей отсутствует, вопрос о правовой природе таких платежей приобретает конституционное значение, так как связан с понятием «законно установленных налогов и сборов», используемых в ст.57 Конституции РФ7. КС РФ подчеркнул, что установить налог или сбор можно только законом и только путем прямого перечисления в нем существенных элементов налогового обязательства. Позже, в Постановлении от 19.07.2019 №30-П8, КС РФ подтвердил эту правовую позицию, отметив, что обязательные платежи в бюджет, которые не являются налогами, а также не подпадающие под определение сборов, данное НК РФ, но представляющие собой фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст.57 Конституции РФ.

Правовая природа налогов и сборов различна. Выявить ее можно анализируя ст.8 НК РФ, которая содержит определения понятий «налоги и сборы». Оба вида платежа (и налоги, и сборы) имеют общее свойство -обязательность уплаты. Но, если налог - это индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с налогообязанных лиц в пользу государства или муниципальных образований и перечисляемый в бюджетную систему РФ,

3 Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2003.

4 Винницкий Д.В. Российское налоговое право: Проблемы теории и практики / Д.В. Винницкий. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - С.255.

5 Томаров В.М. Местные налоги: правовое регулирование: Учеб. пособие / В.М. Томаров; под ред. С.Г. Пепеляев. - М., МЗ Пресс, 2002. - С.126-127.

6 Васильева Н.Н. Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. - 2016. - Т.7. - №2. - С.2. Режим доступа: https://cyberieшnka.m/artide/n/sovremenme-sostoyaшe-sistemy-nalogov-i-sborov-pravovoy-aspekt?ysdid=lr363qmgq3591800832 (дата обращения 07.01.2024).

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

8 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 №30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2019, N 30, ст. 4412.

то сборы не носят безвозмездного характера, это всегда плата за что-то, например, за какое-либо разрешение, лицензию, за право осуществлять определенный вид деятельности на конкретной территории и пр. Без уплаты соответствующего сбора, лицо не сможет осуществлять деятельность, которая сопровождается обязательной уплатой такого сбора.

Отдельно отметим, что кроме налогов и сборов, в п.3 ст.8 НК РФ содержится указание на еще один вид налоговых платежей - страховые взносы. Так же как налоги и сборы, страховые взносы носят обязательный характер, но их нельзя в полной мере отнести к налогам либо к сборам, так как у них иная правовая природа. Такое утверждение основывается на нормах налогового законодательства и на определении, содержащемся в п.3 ст.8 НК РФ. Действующий НК РФ отнес страховые взносы к самостоятельному виду платежей, выделив их отдельным пунктом. Согласно п.3 ст.8 НК РФ они представляют собой страховые суммы, которые выплачиваются плательщиками (физическими и юридическими лицами) для обеспечения прав застрахованных лиц по какому-либо виду обязательного страхования, например, пенсионного страхования, социального страхования (на случай нетрудоспособности, в связи с материнством), медицинского страхования.

То есть, страховые взносы имеют целевой характер и обладают не столько фискальной природой, сколько страховой. Даже в период с 01.01.2001 по 01.01.2010, когда страховые взносы были объединены в Единый социальный налог (далее - ЕСН), исследователи подчеркивали его специфику, отмечая не столько фискальный, сколько страховой характер этого налога, называя ЕСН парафискальным налогом (Е.М. Ашмарина9). Другая точка зрения основывалась на том, что отождествлять страховые взносы с обычными налогами или даже с парафискальными, неверно (Т.А. Якубов10, Л.В. Ромащенко11). В обоснование этой точки зрения, ее сторонники приводили целевой характер страховых платежей, а также отсутствие законодательной дефиниции парафискалитета, что порождает полярность научных взглядов на их определение и правовую природу. Вместе с этим высказывалась точка зрения, согласно которой страховые взносы имеют налоговую природу (С.Г. Пепеляев12), поскольку любой платеж, обладающий обязательным характером, обеспеченный санкциями, ответственностью и мерами принуждения, следует относить к налогу.

9 Налоговое право: вопросы и ответы / Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина // под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Юриспруденция. - 2006. - С. 85.

10 Якубов Т.А. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в системе обязательных платежей // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - №6 (22). - С. 169. Режим доступа: https://www.elibraIy.ru/item.asp?id=28113936&ysdid=lrllkp568f942030262 (дата обращения 19.01.2024).

11 Ромащенко Л.В. Правовая природа парафискальных платежей: автореферат дис... канд. юрид. наук : 12.00.04 / Ромащенко Любовь Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений] - М., 2013. - С.10.

12 О системе парафискальных платежей [Электронный ресурс] // Налоговед. - 2013. - №7. Режим доступа: https://e.nalogoved.ru/315327 (Дата обращения 19.01.2024).

Подводя итог вышесказанному, отметим, что на наш взгляд, страховые платежи не являются в полной мере налогом или сбором - это обусловлено их правовой природой. В тоже время - это налоговый платеж, в том смысле, что указание на него содержится в действующем НК РФ, что выделяет их среди платежей неналогового характера, указание на которые содержится в других нормативно-правовых актах.

Подчеркнем, что в нормах, устанавливающих трехуровневую систему налогов и сборов (федеральные, региональные, местные), формулируются общие правила, то есть эти нормы действуют, если законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения или изъятия из этих правил. Однако, такие ограничения, изъятия или исключения действующий НК РФ все же содержит. Например, в отношении некоторых плательщиков налогов устанавливаются специальные налоговые режимы (п.7 ст.12, ст.18 НК РФ), освобождающие их от обязанности уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Специальные налоговые режимы существуют для сельскохозяйственных товаропроизводителей (п.2.1 ст.18, гл.26.1 НК РФ), для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (п.2.2 ст.18, гл.26.2 НК РФ), для лиц, выполняющих обязательства при заключении соглашений о разделе продукции (п.2.4 ст.18, гл.26.4 НК РФ), для предпринимателей, перешедших на патентную систему налогообложения (п.2.5 ст.18, гл.26.5 НК РФ) и др. Всего НК РФ указывает на шесть специальных налоговых режимов.

Важно, что налоги и сборы считаются установленными, если определены их плательщики и все необходимые для функционирования этих налогов и сборов элементы (ст.17 НК РФ). Так, согласно п.1 ст.17 НК РФ такими элементами являются: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. Налоговые льготы и основания их использования могут быть определены для конкретного налога, но этот элемент не является обязательным при установлении налога (п.2 ст.17 НК РФ). Что касается сборов, то законодатель не перечисляет элементы, необходимые для их функционирования, а ограничивается указанием, что они устанавливаются «применительно к конкретным сборам» (п.3 ст.17 НК РФ). То есть законодатель сам решает, какие именно элементы обложения должны быть закреплены в законе о соответствующем сборе исходя из характера этого сбора.

Информация об установленных на региональном или местном уровне налогах и сборах, об их изменении или прекращении, направляется в электронной форме субъектами, принявшими соответствующие акты, в территориальные органы ФНС России и финансовые органы по соответствующему субъекту (ст.16 НК РФ).

Налоги и сборы, имеющие налоговый характер (далее - налоговые платежи), необходимо отличать от сборов и платежей неналогового

характера, перечень которых содержится в ст.51 Бюджетного Кодекса РФ13 (далее - БК РФ). В научной литературе отмечается, что «институт неналоговых платежей является дополнительным обеспечением устойчивости финансовой системы государства за счет источников менее подверженных экономическим колебаниям»14. Однако, несмотря на то, что неналоговые платежи являются обязательными для уплаты, они не могут рассматриваться как налоги, поскольку не имеют должной правовой регламентации.

В научной литературе отмечается, что одной из существенных проблем в сфере установления неналоговых платежей, является отсутствие единого названия для этой группы платежей, а также отсутствие единой терминологии в отношении них15. Авторы замечают, что чаще всего, все применяемые в отношении неналоговых платежей термины являются просто синонимами, используемыми в силу сложившейся практики или традиций16. Причем, даже в решениях КС РФ такого рода платежи именуются различно, например, неналоговые фискальные сборы17 (сборы неналогового характера), неналоговые платежи (сборы)18, фискальные сборы19 и пр. Для преодоления этой проблемы исследователи предлагают внести большую ясность в используемую терминологию, найдя некие обобщающие термины для них (Н.Н. Васильева20), более четко определить

13 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

14 Ряховский Д.И., Акулова Н.Г. Неналоговые платежи в налоговой системе России [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2015. - С.84. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ar•ticle/n/nenalogovye-platezhi-v-nalogovoy-sisteme-rossii?ysclid=lr23yj6l4r185335961 (дата обращения 07.01.2024).

15 Крохина Ю.А. Проблемы правового регулирования неналоговых доходов в Российской Федерации // Финансовое право. - 2014. - №7.- С. 11-15.

16 Налоги и налоговое право : учебн. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. - М. : Аналитика-Пресс, 1997. -600 с.

17 Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2006

18 Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2003, Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 2003 (Особое мнение).

19 Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1079-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябинина Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 23 Федерального закона «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление их действия» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2009.

20 Васильева Н.Н. Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. - 2016. - Т.7. - №2. - С.3. Режим доступа: https://cyberleшnka.m/artide/n/sovremenme-sostoyaшe-sistemy-nalogov-i-sborov-pravovoy-aspekt?ysclid=lr363qmgq3591800832 (дата обращения 07.01.2024).

статус этих платежей и систематизировать их (Е.А. Суткевич21), выработать унифицированные критерии для их взимания (А.А. Сергеев22).

Разграничивая понятия «налоговые платежи» и «неналоговые платежи», подчеркнем, что неналоговые платежи могут быть как возмездными, так и безвозмездными и всегда возникают из отношений, не регулируемых налоговым законодательством. Отметим, что, у этих двух групп платежей есть общие черты, такие, как 1) обязательность уплаты и 2) публичность установления, которая состоит в том, что определенный государственный орган обладает полномочиями по установлению и взиманию этих платежей. В то же время между ними есть существенное отличие: первые перечислены в НК РФ, а вторые закрепляются вне этого нормативного акта. В ст.50 БК РФ перечислено около 30 неналоговых платежей, к которым относятся, например, лицензионные сборы, таможенные пошлины и сборы, консульские сборы, патентные пошлины, сборы за участие в аукционах на право пользования участками недр, утилизационные сборы и пр. Данный перечень не является закрытым, то есть может быть расширен как федеральными законами, так и нормативно-правовыми актами Правительства РФ.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сформулировать важные выводы. Система налогов и сборов Российской Федерации - это один из элементов налоговой системы РФ, представляющая собой совокупность налогов и сборов, объединенных в тесно взаимосвязанные друг с другом группы, которые взимаются в соответствии и в порядке, установленном Главой 2 НК РФ. В действующем НК РФ система налогов и сборов выстраивается по пространственно-территориальному действию, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Важными свойствами системы налогов и сборов являются: 1) ее соответствие целям и принципам налогообложения; 2) ясность и понятность для лиц, их применяющих, что позволяет этим лицам самостоятельно исчислять и уплачивать налоги и сборы; 3) непротиворечивость и отсутствие дублирования налогов и сборов.

На наш взгляд, существенным достоинством современной системы налогов и сборов является то, что они могут быть установлены и введены в действие только законом. Кроме этого, четко определенная юридическая конструкция налогов, сборов, страховых платежей, а также системы налогов и сборов в целом, сформулированные в действующем НК РФ в ст.8 и Главе 2 НК РФ (ст.ст.12-18 НК РФ), понятная регламентация их расчета, взимания и уплаты, также является существенным достоинством основного нормативного акта, регулирующего налоговые правоотношения в

21 Суткевич Е.А. Платежи за пользованием недрами как разновидность обязательных публично-правовых платежей, схожих с налогами и сборами // Реформы и право. - 2015. - №1. - С. 10-13.

22 Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №1 - С.40-45.

Российской Федерации. Ясное регулирование позволяет сократить возможные потери бюджетной системы, которые могли бы наступить при отсутствии четкого регулирования, а также предотвратить нарушение прав плательщиков налогов и сборов. Однако, полагаем, что для более четкой регламентации понятий «налоги и сборы», в ст.8 НК РФ необходимо указать, что их установление возможно только соответствующим законом. Следовательно, ст.8 НК РФ целесообразно дополнить п.4 следующего содержания: «Указанные в п.1-3 настоящей статьи налоговые платежи могут быть установлены только соответствующим законом».

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации -Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5006.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2006

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 №30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2019, N 30, ст. 4412.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие

виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2003, Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 2003 (Особое мнение).

8. Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1079-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябинина Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 23 Федерального закона «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление их действия» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2009.

9. Васильева Н.Н. Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. - 2016. - Т.7. - №2. - С.1-10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennoe-sostoyanie-sistemy-nalogov-i-sborov-pravovoy-aspekt?ysclid=lr363qmgq3591800832 (дата обращения 07.01.2024).

10. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: Проблемы теории и практики / Д.В. Винницкий. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 395 с.

11. Крохина Ю.А. Проблемы правового регулирования неналоговых доходов в Российской Федерации // Финансовое право. - 2014. - №7.- С.11-15.

12. Налоги и налоговое право: учебн. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. -М.: Аналитика-Пресс, 1997. - 600 с.

13. Налоговое право: вопросы и ответы / Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина // под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Юриспруденция. - 2006. - 186 с.

14. О системе парафискальных платежей [Электронный ресурс] // Налоговед. - 2013. - №7. Режим доступа: https://e.nalogoved.ru/315327 (Дата обращения 19.01.2024).

15. Ромащенко Л.В. Правовая природа парафискальных платежей: автореферат дис... канд. юрид. наук: 12.00.04 / Ромащенко Любовь Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений] - М., 2013. - 26 с.

16. Ряховский Д.И., Акулова Н.Г. Неналоговые платежи в налоговой системе России [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2015. - С.83-86. Режим доступа: https^yberleninka.ra/artide/n/nenalogovye-platezhi-v-nalogovoy-sisteme-rossii?ysclid=lr23yj6l4r185335961 (дата обращения 07.01.2024).

17. Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №1 - С.40-45.

18. Суткевич Е.А. Платежи за пользованием недрами как разновидность обязательных публично-правовых платежей, схожих с налогами и сборами // Реформы и право. - 2015. - №1. - С.10-13.

19. Томаров В.М. Местные налоги: правовое регулирование: Учеб. пособие / В.М. Томаров; под ред. С.Г. Пепеляев. - М., МЗ Пресс, 2002. - 207 с.

20. Якубов Т.А. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в системе обязательных платежей [Электронный ресурс] // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - №6 (22). - С.167-181. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28113936&ysclid=lrllkp568f942030262 (дата обращения 19.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.