Научная статья на тему 'Сборы как финансово-правовая категория'

Сборы как финансово-правовая категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ СБОР / НЕНАЛОГОВЫЙ СБОР / NON-TAX LEVY / ФИСКАЛЬНЫЙ СБОР / НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / TAX PAYMENT / ПАРАФИСКАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / НАЛОГОВЫЙ ДОХОД / НЕНАЛОГОВЫЙ ДОХОД / TAX LEVY / PARAFISCAL PAYMENTS / TAX YIELD / NONTAX YIELD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситник А. А.

В статье раскрываются критерии разграничения налоговых и неналоговых сборов, исследуется особый вид платежей парафискалитеты. Анализируя действующее законодательство, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, автор освещает характерные черты данных сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines criteria for distinguishing tax and non-tax levy, analyzes a special type of payments parafiscalitety The author throws light on identity of the levy, analyses the current legislation, orders and rulings of the Constitutional Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сборы как финансово-правовая категория»

л ввоитин

138 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

о

4 к

Александр Александрович СИТНИК,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

СБОРЫ КАК

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье раскрываются критерии разграничения налоговых и неналоговых сборов, исследуется особый вид платежей — парафискалитеты. Анализируя действующее законодательство, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, автор освещает характерные черты данных сборов.

Ключевые слова: налоговый сбор, неналоговый сбор, фискальный сбор, налоговый платеж, парафискальный платеж, налоговый доход, неналоговый доход.

The article defines criteria for distinguishing tax and non-tax levy, analyzes a special type of payments — parafiscalitety. The author throws light on identity of the levy, analyses the current legislation, orders and rulings of the Constitutional Court of the Russian Federation.

Keywords: tax levy, non-tax levy, tax payment, parafiscal payments, tax yield, nontax yield.

В настоящее время в науке финансового права не выработано четких критериев разграничения налоговых и неналоговых сборов. Сложность данного вопроса обуславливается расплывчатостью формулировки ст. 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Положения данной статьи могут трактоваться по-разному. Если исходить из ее буквального толкования, то налоги и сборы могут устанавливаться только законами, в которых должны быть закреплены все обязательные элементы юридического состава данных платежей. Вместе с тем практика идет по другому пути.

Законность установления неналоговых платежей не на основании закона и без закрепления всех обязательных элементов их юридического состава была неоднократно подтверждена Конституционным Судом РФ. Более того, КС РФ ввел в оборот собственное понятие — «фискальный сбор».

Так, рассматривая конституционность положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, устанавливающих плату за негативное воздействие на окружающую среду Конституционный суд РФ в своем Определении от 10.12.2002 № 284-О2 указал на то, что данный платеж носит «индивидуаль-

1 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2 Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калаева Павла Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О государ© А. А. Ситник, 2014 ственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

ВВСЭиИИЕ Ситник А. А.

Ситник А. А. ¿Ш ^^

ТУШИВВРСВИТРВТт3/^ Сборы как финансово-правовая категория

имани П.Е. Кутафина (МГЮА]

но-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором»3. В Постановлении от 17.07.1998 № 22-П Конституционный Суд РФ отметил, что на неналоговые платежи не распространяется требование статьи 57 Конституции Российской Федерации об установлении налоговых платежей только законами, предполагающее закрепление в них помимо наименования самого налогового платежа также существенных его элементов4.

Налоговые сборы. В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором следует понимать обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Исходя из данного определения и сущности налоговых сборов, можно выделить следующие его характерные черты:

1) налоговые сборы являются налоговым доходом бюджета. Это, в частности, вытекает из положений п. 2 ст. 41 БК РФ, согласно которому к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов. Это же обстоятельство обуславливает публично-правовой характер налоговых сборов;

2) налоговые сборы являются обязательным платежом. В то же время в отношениях по их уплате обязательность носит иной характер, чем в случае с налогами. Если отношения по уплате налогов односторонне обязывающие, то в отношениях по уплате сборов обязанность возникает у обеих сторон — плательщика и публичного субъекта;

3) налоговые сборы носят целевой характер. В своем Постановлении от 11.11.1997 № 16-П Конституционный суд РФ отметил, что «как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Вместе с тем в определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств»5. Более того, налоговые сборы (как и другие виды сборов) всегда носят целевой характер — они вводятся для покрытия расходов, понесенных государством и муниципальными образованиями в связи с совершением в отношении плательщика сборов юридически значимых действий.

Для сравнения — уплата неналоговых платежей не всегда влечет за собой совершение юридически значимых действий — плательщику просто может быть оказана услуга. В то же время совершение юридически значимого действия включает в себя предоставление услуги, например, услуги по изготовлению документов. Затраты на изготовление документов должны учитываться законодателем при определении размера

т Ш

Там же.

Л

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 № 22-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 2б сентября 1995 ^ года № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, д перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользо- ^ вания" и от 14 октября 1996 года № 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз ^ тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, И

получаемых от взимания этой платы"» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3800. I

гп

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П «По делу о проверке консти- П

туционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года " О Государствен- д ной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года"» // СЗ РФ. 1997. № 46.

Ст. 5339. НАУКИ

4/2014

>

3

4

5

140 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

государственной пошлины. Это, в частности, было отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 № 326-О-П6;

4) налоговые сборы, в отличие от налогов, не носят индивидуально безвозмездный характер. Это прямо вытекает из их назначения. В качестве встречного предоставления в данном случае выступает совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Обязанность по совершению таких действий возникает у публичного субъекта только после внесения соответствующего платежа. При этом государство не вправе отказаться от совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий при условии соблюдения последним всех необходимых требований;

5) налоговые сборы вводятся законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Не допускается установление обязательных элементов налоговых сборов на подзаконном уровне. Между тем юридический состав налоговых сборов имеет усеченный состав. Конструктивная особенность сборов связана с отсутствием таких элементов, как объект, налоговая база и налоговый период. Как отмечает И. И. Кучеров, отсутствие объекта обложения сборами связано с тем, что «традиционно обязанность по уплате сборов, в отличие от налогов, связывается не с наличием у налогообязан-ного лица чего-либо, подлежащего налогообложению (в данном случае — объекта налога), а потребностью плательщика в совершении в его пользу государством определенных юридически значимых действий»7. Авансовый характер сбора обуславливает отсутствие такого элемента, как налоговый период. Более того, на основании п. 3 ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам;

6) налоговые сборы, равно как и налоги, уплачиваются исключительно в денежной форме;

7) налоговые сборы носят разовый характер — их уплата связана с потребностью получить те или иные услуги от государства. Такая потребность чаще всего возникает непериодически и не носит систематического характера.

Неналоговые (фискальные) сборы. Понятие неналоговых сборов в настоящее время не нашло своего легального закрепления. Связано это с тем, что данное понятие включает в себя различные виды платежей, отличающихся уровнем нормативного закрепления, целями введения и даже названиями (для их обозначения используются термины «плата», «сбор», «пошлина»).

Анализ действующего законодательства, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, а также сущности неналоговых платежей позволяет говорить о том, что фискальным сборам, как и налоговым, присущи признаки индивидуальной возмезд-ности, целевого и денежного характера. Вместе с тем фискальные сборы характеризуются следующими особенностями:

1) они могут устанавливаться как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. Это, однако, не освобождает нормотворческий орган, вводящий тот или иной неналоговый сбор, от установления его элементов. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.02.2006 № 2-П, «иные обязательные в силу

6

7

Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 № 326-О-П «По жалобе гражданина Седачева Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 4, 8, 9, 333.16, подпунктом 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", пунктами 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 года № 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 4.

Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты) : монография. М., 2009. С. 51-52.

ввести Ситник а. А.

Ситник А. А.

ТУШИВВРСВИТРВТг3/^ Сборы как финансово-правовая категория 14 1

имани П.Е. Кутафина (МГЮА]

закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым универсальный характер»8;

2) фискальные сборы относятся к неналоговым доходам бюджетной системы. При этом неналоговые платежи могут зачисляться как в бюджет, так и во внебюджетные фонды (например, обязательные страховые взносы);

3) уплата фискальных сборов не всегда сопровождается совершением в отношении плательщика юридически значимого действия — чаще всего ему просто оказывается услуга. В то же время при уплате консульского сбора и таможенного сбора за таможенное оформление, относящихся к неналоговым платежам, юридически значимые действия осуществляются;

4) рассматривая вопрос о конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 и от 14 октября 1996 года № 1211, которыми была введена плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, Конституционный суд РФ отметил в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П, что последствием неуплаты данного фискального сбора является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в выдаче разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, что влечет невозможность перевозки. Таким образом, неуплата фискального сбора влечет невозможность совершения какого-либо действия. Осуществление указанного действия с нарушением обязанности по уплате фискального сбора влечет за собой ответственность, предусмотренную не налоговым, а иным (например, административным) законодательством;

5) еще одна особенность фискального сбора заключается в том, что обязанность его уплаты основана на не свойственной налоговому платежу свободе выбора9.

Парафискальные платежи. Парафискалитеты — особые виды платежей, малоизученные в российской правовой науке. В настоящее время в законодательстве отсутствует как легальное определение парафискальных сборов, так и нормативно закрепленный порядок их установления.

От иных видов сборов парафискалитеты отличаются тем что:

1) они вводятся на основании нормативно-правового акта, как правило, подзаконного характера;

2) не являются доходом бюджета; ^

3) вводятся в интересах: П

— хозяйствующего субъекта. Вводя парафискальный сбор в интересах част- Н

ного субъекта, государство, с одной стороны, признает обязательность уплаты соот- и

ветствующего платежа данному лицу со стороны иных хозяйствующих субъектов, а с другой — нормативно ограничивает размер платежа, т.е. защищает интересы пла- И

тельщиков;

I

8 Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке консти- С

туционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы

Корякского автономного округа» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 3. О

9 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 № 22-П. НАУКИ 4/2014

>

142 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

— публичного субъекта. Например, Конституционный Суд РФ признал непроти-воречащим Конституции РФ п. 2 ст. 16 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» (в настоящее время утратил юридическую силу), согласно которому вводилось маркирование реализуемых на потребительском рынке товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации. Лица, реализовавшие такую продукцию, обязаны были приобретать по установленным расценкам защищенные от подделок знаки соответствия. В своем особом мнении судья Конституционного суда РФ А.Л. Кононов отметил, что в данном случае Правительство РФ «не только ввело не предполагаемую законом обязательную маркировку определенных видов продукции марками учетной информации, но, по существу, придало иной смысл и знаку соответствия ... За счет монополии на изготовление знаков и марок голографическим способом и их реализации Правительство намеревалось извлечь дополнительную финансовую прибыль помимо бюджетных средств для финансирования системы государственного учета и контроля за товарооборотом»10. В связи с этим, по мнению судьи А.Л. Кононова, указанные обязательные платежи приобрели характер парафискалитета. Из этого можно сделать вывод, что парафискальные сборы, устанавливаемые в интересах публичного субъекта, имеют своей целью извлечение дополнительной финансовой выгоды. Это отличает парафискалитеты от иных видов сборов, размер которых не должен превышать стоимость оказанных услуг;

4) в случае если парафискальный сбор, установлен в интересах частного субъекта, то последний вправе снизить его размер или вообще не взимать;

5) уплата парафискального сбора обеспечивается силой принуждения не только публичного, но и частного субъекта. Например, в соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса торгового мореплавания капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае неуплаты портового сбора, который относится к парафискальным платежам.

Несмотря на отсутствие легального определения парафискалитета, попытка сформулировать определение не раз предпринималась как в науке, так и в судебной практике. Например, ФАС Уральского округа определил в своем Постановлении от 22.03.2005 № Ф09-884/05-АК по делу № А60-23206/0411, что парафискальный сбор представляет собой платеж, обладающий внешними признаками налога, но не аккумулируемый в бюджете, а перечисляемый в пользу юридических лиц публичного или частного права.

Таким образом, сборы — собирательное понятие, включающее в себя обязательные платежи различной правовой природы. Все сборы индивидуально возмездны, они носят целевой, денежный, недискриминационный характер.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в связи с жалобой гражданина В. П. Редекопа» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 1.

СПС «КонсультантПлюс».

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.