Научная статья на тему 'СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ: ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА'

СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ: ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL EDUCATION / AESTHETIC EDUCATION / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гу Ифань

Музыкальное образование в современном Китае рассматривается как целостная система, решающая в первую очередь задачи эстетического воспитания обучающихся. Объектом рассмотрения в статье является музыкальное образование, осуществляемое в учреждениях основного общего образования. Применительно к каждому уровню основного общего образования раскрыты функции музыкального образования как в развитии современного китайского общества, так и в развитии личности обучающегося. Представлены основные задачи, которые решаются на каждом этапе музыкального образования, охарактеризованы основные идеи, лежащие в основе музыкального образования и эстетического воспитания на каждом уровне и этапе образования, и показана их преемственность. Представлен взгляд автора на функции и возможности музыкального образования, обусловленный его опытом обучения и воспитания в образовательных учреждениях КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical education system of modern China: functions in the development of personality and society

The article describes the different levels of musical education in modern China e period of preschool and school education as an integrated system that primarily solves the problems of aesthetic education of students. The main tasks that are solved at each stage of musical education are presented, the main ideas which the music education and aesthetic education are based on are characterized, and their continuity are shown. The author presents a view on the functions and possibilities of musical education, due to his own experience of education in educational institutions of China.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ: ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА»

Г.М. Юламанова, Б.М. Хамматов// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы XIII Международной научно-практической

конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитанияУГАТУ.-Уфа :УГАТУ, 2019. -С. 397-398.

LU

S

о

LU

< а.

LU

* * *

214

MUSICAL EDUCATION SYSTEM OF MODERN CHINA: FUNCTIONS IN THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY AND SOCIETY

Gu Yifan, Postgraduate student, Pedagogy Department, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd

The article describes the different levels of musical education in modern China e period of preschool and school education as an integrated system that primarily solves the problems of aesthetic education of students. The main tasks that are solved at each stage of musical education are presented, the main ideas which the music education and aesthetic education are based on are characterized, and their continuity are shown. The author presents a view on the functions and possibilities of musical education, due to his own experience of education in educational institutions of China.

Keywords: musical education; aesthetic education; development of the personality; emotional intelligence; spiritual culture.

УДК 372.87 ВАК РФ 13.00.01

© ГуИфань, 2020

СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ: ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Музыкальное образование в современном Китае рассматривается как целостная система, решающая в первую очередь задачи эстетического воспитания обучающихся. Объектом рассмотрения в статье является музыкальное образование, осуществляемое в учреждениях основного общего образования. Применительно к каждому уровню основного общего образования раскрыты функции музыкального образования как в развитии современного китайского общества, так и в развитии личности обучающегося. Представлены основные задачи, которые решаются на каждом этапе музыкального образования, охарактеризованы основные идеи, лежащие в основе музыкального образования и эстетического воспитания на каждом уровне и этапе образования, и показана их преемственность. Представлен взгляд автора на функции и возможности музыкального образования, обусловленный его опытом обучения и воспитания в образовательных учреждениях КНР.

Ключевые слова: музыкальное образование;эстетическое воспитание;развитие личности; эмоциональный интеллект; духовная культура.

ГУИфань, аспирант, кафедра Педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

В Китае музыкальное образование ценится с древних времен, однако лишь в последние годы благодаря проведению реформ, политике открытости и правильному руководству национальных лидеров уровень музыкального образования был поднят на должный уровень. Более того, опыт организации музыкального образования в КНР может быть использован другими странами. В Китае музыкальное образование выполняет ряд важных функций как в развитии общества, так и в развитии личности. В настоящее время в системе музыкального образования Китая существует баланс между функциями музыкального образования в развитии личности и в развитии общества, между инновациями и традициями в сфере целей, содержания, методов и особенностей организации обучения и воспитания в системе музыкального образования. Наличие такого баланса можно рассматривать в качестве одной из важнейших особенностей системы музыкального образования Китая.

Систему музыкального образования современного Китая и отдельные её уровни рассматривают исследователи Т.П. Королёва, Ли Юе, Хуан Сяньюй, Ян Бохуа и др. Однако в работах перечисленных авторов внимание сосредоточено на содержании, особенностях организации и истории становления музыкального образования в

Китае, в то время как мы ставим задачу рассмотреть сложившуюся к настоящему времени систему музыкального образования Китая в аспекте её влияния на развитие личности и социума, сделав акцент на эстетическом воспитании.

Музыкальное образование в дошкольный период. Период раннего образования. Раннее образование детей осуществляется в возрасте от рождения до 3 лет в соответствии с особенностями физического и психологического развития ребенка, в первую очередь развития его чувств. Раннее образование предполагает обучение родителей разнообразным способам взаимодействия с детьми. Оно закладывает основу для последующего интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей, для развития здоровой личности в целом, фокусируется на развитии потенциала детей и способствует их всестороннему развитию, включая овладение языком, восприятие искусства, формирование социально значимых качеств.

Сектор раннего образования в Китае начал складываться в 1998 году, существует и развивается в течение более двух десятилетий. В настоящее время, за исключением некоторых крупных городов и развитых регионов, в которых есть государственные учреждения раннего образования, все остальные учреждения раннего образования являются коммерческими (частными). Тем не менее государство в Китае осуществляет руководство ранним образованием. В основе официальной концепции раннего образования лежит положение о том, что каждый ребенок уникален, а потому целью раннего образования является создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, для организации педагогически целесообразного взаимодействия между родителями и детьми. Раннее образование призвано также приучать детей следовать принятым в обществе правилам, формировать у них хорошие привычки. При этом признаётся, что все дети развиваются по-разному и имеют право на индивидуальную программу развития. Сказанное в полной мере относится и к музыкальному образованию.

Музыкальное образование предполагает в первую очередь развитие способностей детей, оно направлено не только на подготовку профессионалов, но в первую очередь на развитие и совершенствование каждого человека, а потому должно быть общедоступным. С помощью музыки в раннем детстве можно развивать не только и не столько музыкальные способности детей, но и речь, внимание, память,

воображение и другие психические процессы [4]. Из этого положения, а также из того, что чем раньше начинается музыкальное образование ребёнка, тем больших успехов он достигает, исходят все наиболее известные системы раннего музыкального образования.

Так, известный японский педагог Судзуки экспериментально доказал, что дети в возрасте пяти месяцев способны узнавать ранее слышанные ими мелодии и эмоционально реагировать на классические музыкальные произведения. Важнейшим условием развития музыкальных способностей детей Судзуки считает раннее начало занятий (3-4 года). Но готовить к таким занятиям ребёнка нужно с рождения, "окружив" его звуками прекрасной музыки, как он "окружён" звуками родной речи.

Знаменитый швейцарский композитор и музыкальный педагог Эмиль Жак-Далькроз, создатель ритмической гимнастики (ритмики), обнаружил, что дети лучше запоминают и воспроизводят музыку в том случае, если начинают ритмично двигаться под музыку. Мобилизуя в равной степени зрение, слух и чувства и двигаясь под музыку, дети развивают музыкальную память, воображение, способность к импровизации. Координация "работы"тела, эмоций и сознания является необходимым условием развития эмоционального интеллекта.

Венгерский музыкальный педагог Золтан Кодай считал, что первоначальные представления о музыке дети получают посредством слушания, пения и движения. Доказано, что метод Кодая не только развивает музыкальные способности детей, но и совершенствует их способность к чувственному восприятию окружающего мира, двигательные навыки, что чрезвычайно важно с точки зрения общего развития ребёнка.

Методики музыкального образования, разработанные Судзуки, Жак-Далькрозом и Кода-ем, успешно применяются в системе раннего музыкального образования современного Китая [1; 4].

Часто роль домашних учителей музыки в ранний период выполняют родители. Поэтому система раннего образования в Китае предполагает педагогическое просвещение родителей. Существуют рекомендации по развитию музыкальных способностей детей, однако на практике родители допускают ошибки, наиболее распространёнными из которых являются следующие.

Неправильный выбор музыки: родители предлагают для прослушивания ребёнку пер-

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

216

вую попавшуюся мелодию, независимо от ее эстетической ценности, развивающего потенциала, влияния на психику ребёнка и других факторов. Зачастую родители выбирают ту музыку, которая нравится им самим, но не всегда является ценной с точки зрения развития общих и музыкальных способностей ребёнка.

Игнорирование эмоций ребёнка. Например, родители включают колыбельную, в то время как ребёнок увлечён подвижной игрой и находится в возбуждённом состоянии.

Неправильные методы музыкального воспитания. К примеру, родители пытаются с помощью слов объяснить ребёнку содержание настроение музыкального произведения, не позволяя ему использовать движения для выражения эмоций.

Отсутствие регулярности в музыкальном образовании. Как правило, родители занимаются с детьми музыкой лишь при наличии времени или когда у них хорошее настроение. Между тем отсутствие регулярности в занятиях отрицательно сказывается на развитии ребёнка.

В возрастной период от рождения до трёх лет речь идёт не о музыкальном образовании в полном смысле этого слова, а, скорее, о музыкальном воспитании. Социальные функции музыкального образования в период раннего образования состоят в первую очередь в освоении социально приемлемых способов выражения своего эмоционального состояния.

Функции музыкального образования в развитии личности состоят в развитии эмоциональной сферы ребёнка, процессов восприятия, памяти, воображения. Правильная организация музыкального воспитания способствует также развитию речи ребёнка. Если говорить об эстетическом воспитании, то следует отметить, что эстетическое воспитание имеет три составляющих: 1) способность воспринимать прекрасное, 2) способность понимать прекрасное и давать оценку искусству и действительности с точки зрения их соответствия критериям прекрасного и 3) способность преобразовывать окружающий мир на основе красоты в процессе выполнения разных видов деятельности. Применительно к периоду раннего образования речь идёт о преобладающем развитии первой составляющей.

Детский сад. В детские сады принимают детей в возрасте от трёх до шести лет. В детских садах существуют младшие, средние и старшие группы. По состоянию на 2019 год в Китае насчитывалось 111752 детских сада, в которых работало 900000 педагогических и админист-

ративных работников и которые посещали 20,36 млн детей. В настоящее время в экономически развитых крупных и средних городах потребность в дошкольных образовательных учреждениях в целом удовлетворена. В Китае утвердился взгляд на детские сады как на учреждения, где успешно решаются задачи развития способностей детей и их личностного развития в целом.

Наиболее важными различиями между ранним образованием и образованием в детском саду являются следующие. Во-первых, если в системе раннего образования основное внимание уделяется развитию способностей ребёнка, его психических процессов, то в детских садах, наряду с безопасностью детей и их общим развитием,уделяется серьёзное внимание подготовке к обучению в школе. При этом используются главным образом игровые методы обучения. Во-вторых, в системе раннего образования центром является помощь родителям во взаимодействии с детьми, психолого-педагогическое просвещение родителей, в то время как в детских садах внимание педагогов сосредоточено преимущественно на детях - с целью освободить родителям время для работы и отдыха. В-третьих, образовательная деятельность вучреждениях раннего образования и в детских садах организована по-разному. В детских садах образовательные и развивающие занятия осуществляются регулярно в течение года с делением на семестры, в соответствии с учебным планом. В учреждениях раннего образования развивающие занятия проводятся не более трёх месяцев в год; родители могут приводить детей на такие занятия, которые проводятся в течение 1 2 часов, после чего можно уйти [1; 4]. Таким образом, раннее образование является структурой более автономной, гибкой и индивидуально ориентированной, в то время как педагогические работники детского сада более сосредоточены на социализации детей и приучении их к выполнению единых требований. Принцип индивидуализации в детском саду реализовать сложно из-за большого количества детей в группах.

Эти различия значимы и при анализе музыкального образования в детских садах. Существование единых образовательных программ, включающих в том числе музыкальные занятия, позволяет организовать музыкальное образование в детском саду системно. Занятия направлены на формирование у детей способности воспринимать мелодию, темп и ритм музыки. Восприятию вокальной и инструмен-

тальной музыки способствует применение разнообразной наглядности. Коллективный характер занятий создаёт возможности для того, чтобы дети могли брать пример друг с друга - например, при исполнении песен. Учитываются возрастные особенности детей. Так, в младших группах дети, слушая музыку с целью уловить её темп и ритм, подражают движениям животных, людям, выполняющих различные трудовые действия, и т.д. В средних группах дети исполняют песни и выполняют общие движения по команде. В старших группах воспитанники учатся выполнять простые танцевальные движения под музыку. На первый план, таким образом, выходит формирование у детей социально значимых качеств, прежде всего таких, которые позволяют им взаимодействовать в процессе решения общих задач, а также расширение их социального кругозора.

В то же время, на наш взгляд, функции музыкального образования в развитии личности на данном этапе реализуются далеко не полностью. Следует больше внимания уделять развитию творческих способностей детей с опорой на имеющиеся учебные материалы. В частности, дошкольный возраст хорошо подходит для развития способности к музыкальной импровизации - например, при исполнении знакомых детям песен. Импровизация способствует проявлению индивидуальности ребёнка, расширяет его исполнительский диапазон. В этом случае в плане эстетического воспитания способность ребёнка воспринимать прекрасное (развитию которой в детском саду по-прежнему принадлежит ведущая роль) будет дополняться способностью оценивать результаты творчества других детей и способностью привносить в музыкальное искусство элементы новизны. При этом педагог должен быть достаточно компетентным, чтобы оценить результаты творчества детей.

Обязательное общее образование. В настоящее время в Китае существует обязательное девятилетнее образование, которое включает шесть лет обучения в начальной школе и три года обучения в средней школе. Обязательная учебная программа включает 13 курсов: китайский, математика, иностранные языки, идеология и мораль, история, география, физика, химия, биология, физическое воспитание, музыка, изобразительное искусство и практика. Музыка, таким образом, является обязательным предметом. Курс музыки обладает рядом особенностей, важных для понимания концептуальных основ его преподавания [3].

Гуманитарный характер. Это означает, что музыка является важной частью национальной и мировой культуры, контекстом культурного развития разных стран и народов на разных этапах их исторического развития; в музыке отражается национальный характер, национальные чувства, национальный дух. В силу этого музыка значима для каждого человека как носителя национальной и мировой культуры.

Эстетическая направленность. Основная идея эстетического воспитания - "воспитывать детей красотой" полностью соответствует образовательным и культурным традициям Китая, в частности, идеям конфуцианства. Музыкальное образование в системе обязательного школьного образования предполагает реализацию всех трёх составляющих эстетического воспитания: школьники учатся воспринимать и понимать прекрасное в музыке, с помощью музыки привносить красоту в окружающий мир. Именно эстетическая направленность курса музыки обеспечивает целостное развитие личности учащихся: занятия музыкой способствуют развитию образного мышления, стимулируют творчество учащихся.

Практическая направленность. Учащиеся приобретают опыт взаимодействия с искусством благодаря слушанию музыки, пению, игре на музыкальных инструментах, импровизации, изучению основ теории музыки. На этом этапе учащиеся овладевают базовыми музыкальными знаниями и навыками, учатся понимать содержание музыкальных произведений, давать им оценку не только с эстетической точки зрения, но и сточки зрения их роли вжизни человека и общества.

Анализ официальных документов [2; 3], учебных пособий и практики организации преподавания музыки позволил выявить ряд идей, лежащих в основе преподавания музыки в системе общего обязательного образования.

1. Ядром обучения является музыкальная эстетика, движущей силой обучения является интерес к музыке. Музыкальная эстетика предполагает восприятие разнообразных музыкальных произведений, понимание их общего контекста, выявление их эстетического содержания и культурных смыслов. Понимание культурных смыслов музыкальных произведений базируются на знаниях - о музыкальных жанрах, особенностях исполнения вокальных и инструментальных произведений, в том числе на традиционных народных инструментах, и т.д., которые должны изучаться в контексте национальной и мировой культуры. В основе

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

218

музыкальной эстетики лежат тысячелетние музыкальные и культурные традиции Китая. В документах, определяющих образовательную политику Китая на современном этапе, подчёркивается роль музыкального образования в формировании у учащихся позитивного мировосприятия и чувства прекрасного, воспитании нравственно здоровой личности. Такая трактовка функций музыкального образования является продолжением древней конфуцианской традиции.

Интерес является основной движущей силой изучения музыки и необходимой предпосылкой для воспитания любви к музыке. Возникновению интереса к музыке, её изучению и пониманию способствуют учёт особенностей физического, психического и интеллектуального развития учащихся, яркое содержание уроков и нестандартные формы их проведения, постоянное повышение уровня их музыкальной грамотности и обогащение духовной жизни.

2. Важную роль играет практическая деятельность учащихся на уроках музыки, в том числе создание музыки. На уроках учащиеся включаются в различные виды практической деятельности, в том числе совместной: пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки с последующим обсуждением, импровизация. Результатом становится глубокое понимание музыки, повышение качества её исполнения, а также воспитание способности к сотрудничеству, умения взаимодействовать в процессе выполнения творческих заданий. Не менее важным является развитие образного мышления и воображения учащихся, их эмоциональной сферы и творческого потенциала. Таким образом, в комплексе решаются задачи включения школьников в культурный контекст, формирования социально значимых качеств и личностного развития.

3. В процессе музыкального образования, с одной стороны, большое внимание уделяется особенностям музыкального искусства, с другой - синтезу разных искусств для более глубокого понимания музыки. Музыка как особый вид искусства, безусловно, обладает серьёзной спецификой. Для восприятия музыки необходимо не только развивать слух учащихся, но специально учить их слушать музыку, обращать внимание на наиболее важные моменты в музыкальных произведениях. Музыка динамична, она разворачивается во времени, не отражая при этом конкретных событий и фиксированных значений. В то же время музыка тесно связана с жизнью человека и общества,

а также с другими видами искусства. Эти особенности создают широкое и свободное пространство для восприятия музыки, для воображения и творчества, для разного рода интерпретаций музыкальных произведений (как смысловых, так и исполнительских) и делают её актуальной для каждого человека. В то же время педагог должен уделять серьёзное внимание таким характеристикам музыкальных произведений, как мелодия, темп, ритм, и их воспроизведению в процессе исполнения.

Музыкальное образование предполагает как интеграцию между различными разделами курса музыки, так и интеграцию музыки и других искусств - поэзии, танца, драматического искусства, кино, телевидения и других, а также интеграцию с другими предметными областями, такими как история, родной и иностранный языки, литература. Такой предметный синтез должен подчёркивать специфические характеристики музыкального искусства и выстраивать систему связей с другими видами искусств и другими дисциплинами посредством специальных музыкальных материалов. Такой подход позволяет учащимся освоить эстетические категории, расширить культурный кругозор и глубже понять музыку как явление культуры.

4. На занятиях серьёзное внимание уделяется национальной музыки и пониманию культурного многообразия музыкального искусства. Лучшие образцы традиционной музыки, созданные всеми проживающими в Китае народами и этносами, должны рассматриваться как важная составляющая содержания музыкального образования. На уроках музыки учащиеся знакомятся с музыкальной культурой своей страны, что способствует воспитанию любви к Родине, развитию и укреплению национального самосознания. Однако мы полагаем, что в содержание школьного музыкального образования необходимо включать произведения, отражающие жизнь современного китайского общества, происходящие в нём перемены.

Ситуация в современном мире во многом зависит от того, насколько глубоко люди понимают культуру других стран и народов. Поэтому на уроках музыки необходимо изучать выдающиеся произведения мировой музыкальной культуры.

5. Уроки музыки должны быть ориентированы в первую очередь на личностное развитие учащихся, на выявление и реализацию их потенциала в области эмоционального вое-

приятия и понимания музыки и в сфере музыкального творчества. Большую роль в этом играет характер взаимодействия между педагогом и учащимися: отношение педагога к ребёнку как к самоценной личности, поощрение успехов детей, создание условий для их эмоционального и творческого самовыражения, для развития их музыкальных и общих способностей.

Содержание деятельности учащихся организуется в четырёх аспектах: восприятие и понимание музыки; исполнение музыки; музыкальное творчество; музыка как часть культуры. При оценивании деятельности учащихся необходимо сочетание количественной (баллы) и качественной оценки, текущей и итоговой оценки, самооценки и взаимооценки.

Таким образом, на этапе обязательного общего образования социальные функции музыкального образования заключаются в воспитании таких социально значимых качеств, как патриотизм, способность взаимодействовать в процессе творческих задач, организовывать совместную деятельность, понимать национальное своеобразие и объединяющую роль искусства в жизни людей. Функции музыкального образования в развитии личности заключаются в развитии интеллекта, эмоциональной сферы, воображения, творческих способностей. Возрастные особенности учащихся позволяют успешно решать задачи, связанные со всеми тремя составляющими эстетического воспитания, но если в 1-2 классах акцент делается на развитии способности понимать произведения искусства, то в 7-9 классах на первый план выходит формирование способности к эстетической оценке музыкальных произведений. Важная роль эстетического воспитания - на этапе обязательного основного образования, подчёркивает Ян Бохуа [5].

Музыкальное образование в старших классах средней школы. Обучение в средней школе старшей ступени рассчитано на трёхлетний срок. По состоянию на 2016 год в стране насчитывалось 24700 средних школ. По сравнению с 1 9 классами общеобразовательной школы обучение в старших классах средней школы имеет более выраженную теоретическую направленность. Учебный план старшей ступени средней школы включает китайский язык, математику, иностранные языки (английский, японский, французский, немецкий, русский или испанский), историю, идеологию и политику, географию, химию, физику, биологию, а также физкультуру, искусство, музыку, технологии (в том числе информационные). Уроки

музыки являются обязательными для всех учащихся старших классов и играют важную роль в их всестороннем развитии. Существует преемственность программ музыкального образования с предыдущим этапом обучения.

В старшей школе введена кредитная система оценки учебныхдостижений учащихся. Учебный план по музыке в старших классах включает шесть модулей: музыка (теория и знакомство с различными музыкальными произведениями) - 2 кредита, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальное творчество, музыка и танцы, музыка и драматическое искусство - по 1 кредиту. В целом учащиеся за период обучения в старших классах средней школы должны набрать 3 кредита. Каждый из модулей отвечает разным интересам и потребностям учащихся, предоставляет им возможность более широкого, по сравнению с предшествующей ступенью обучения, выбора в соответствии со способностями и индивидуальными особенностями. Гибкая кредитная система, предполагающая выбор учащимися не менее чем двух модулей, способствует расширению музыкального и общекультурного кругозора учащихся, обогащению их внутреннего мира, всестороннему эстетическому развитию.

В современном постиндустриальном обществе востребованы люди с развитыми творческими способностями, широким культурным кругозором, что позволяет им видеть широкий спектр стоящих перед обществом задач, находить разнообразные способы их решения и предвидеть последствия принятых решений. Музыкальное образование и эстетическое воспитание средствами музыки незаменимы при воспитании гармонично развитой, творческой личности. На рубеже XX XXI веков "Решение об углублении реформы образования и всестороннем содействии качественному образованию", обнародованное Центральным комитетом Коммунистической партии Китая, официально объявило художественное образование, частью которого является музыкальное образование, важным приоритетом образовательной политики, тем самым повысив статус эстетического образования в школьном образовании.

Важной функцией музыкального образования является развитие эмоционального интеллекта учащихся. Музыка как учебный предмет существенно отличается от других учебных дисциплин по целям, содержанию, формам и методам обучения. Взаимодействие между учителем и учащимися определяется тем, что му-

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

220

зыка является в первую очередь способом выражения чувств и эмоций. Эта связь между красотой музыки и эмоциями человека и определяет специфику уроков музыки, которая выступает уникальным средством эстетического воспитания. Поэтому учитель должен выступать своего рода "посредником" между музыкальным произведением и миром чувств и эмоций своих учеников, должен уметь передавать и выражать собственное эмоциональное отношение к определённому музыкальному произведению и к музыке в целом. Чувство прекрасного формируется у учащихся тогда, когда они способны глубоко воспринимать и эмоционально переживать красоту музыкальных произведений, давать им эстетическую оценку, в том числе эмоциональную. Задача учителя - это прежде всего воспитание чувств учеников; только при условии решения этой задачи учащиеся смогут действительно понимать смысл и красоту музыки.

На старшей ступени средней школы музыкальное образование выполняет функцию интеграции личности в культурный контекст общества, а в развитии личности учащихся -функцию развития эмоционального интеллекта. В эстетическом воспитании на первый план выходит формирование способности к эстетической оценке не только искусства, но и действительности, а также способности создавать прекрасное в искусстве через разные виды творческой деятельности (вокальное и инструментальное исполнительство, хореографическое искусство, театральное искусство и т.п.).

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в развитии современного китайского общества музыкальное образование, осуществляемое в учреждениях общего основного образования, выполняет следующие функции:

- гармонизация отношений в обществе на основе включения обучающихся в общекультурный контекст, расширения и углубления знаний культурологического характера, осознания культурного единства нации, формирования способности к пониманию чувств и эмоциональных состояний других людей;

- воспитание патриотов, знающих, любящих и уважающих культуру родной страны;

- подготовка людей с развитыми творческими способностями и эмоциональным интеллектом, обладающих широким кругозором, способных видеть и решать широкий спектр социальных проблем;

- воспитание людей с развитыми социально значимыми качествами, в числе которых -способность продуктивно взаимодействовать в процессе решения разнообразных задач, в том числе творческого характера.

Функции музыкального образования в развитии личности состоят в развитии:

- эмоциональной сферы учащихся;

- чувства прекрасного;

- внимания, памяти, воображения;

- творческого мышления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способности к пониманию, сопереживанию;

- способности к творческому самовыражению;

- общих и специальных способностей;

- гармоничного мировосприятия на основе эстетического воспитания.

Автор выражает благодарность своему отцу Гу Жэньсян, преподавателю и музыканту с многолетним стажем, за помощь в подготовке статьи и за высказанные им идеи в отношении совершенствования музыкального образования в Китае.

Литература:

1. Ли Юе. Китайское музыкальное образование в XX веке и его состояние на рубеже XX XXI веков / / Вестник КемГУКИ. - 2017. - № 40. - С. 225-231.

2. Стандарты общего музыкального образования (экспериментальная программа) // Китайское музыкальное образование. - 2003. - № 3.

3. Стандарты обязательного музыкального образования. - Пекин: Издательство Пекинского педагогического университета, 2011.

4. Хуан Сяньюй. Система музыкального образования в Китае [Электронный ресурс] / Хуан Сяньюй. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ у/Б^ета-тигукаЬодо-оЬгагоуатуа-у-к^ае (дата обращения: 21.01.2019).

5. Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая : дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2009.- 161 с.

REGIONAL FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE

Yermilova Victoria Valeryevna, PhD of Pedagogical sciences, National State University of Physical Education, Sports and Health named after PF. Lesgaft, St.-Petersburg

The article presents the research results obtained in the analysis of the data, presented in works of domestic authors in the field of management, sustainable development, organizational design management, and comparative analysis of organizational structures of management of one sector of the economy physical culture. The aim of the study was to identify the leading internai organizational and social factors of sustainable development of the sphere of physical culture, taking into account the regional characteristics of the industry management. The results of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.