Научная статья на тему 'СИСТЕМА МОНИТОРИНГА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ'

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашкина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ»

Система мониторинга: оценка эффективности профилактической работы в сфере информационного противодействия терроризму

ПРЙКТиЧвСКив МЙТЕРиДЛЫ

52

53

ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система мониторинга: оценка эффективности профилактической работы в сфере информационного противодействия терроризму

Калашкина Татьяна Валерьевна — аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Петрозаводск

Специалисты часто сталкиваются с необходимостью оценить проведенную в образовательных организациях высшего образования работу, направленную на профилактику распространения идеологии терроризма среди обучающихся.

С целью выстраивания системы мониторинга профилактической работы оценку эффективности работы в данном направлении целесообразно проводить по ряду установленных критериев.

Важно отметить, что под профилактической работой в образовательных организациях высшего образования понимается целый комплекс мер — от проведения мероприятий со студентами до подготовки и последующего распространения позитивного медиаконтента.

НЦПТИ подготовил практический алгоритм, который имеет рекомендательный характер.

Следует начинать с определения желаемых результатов работы. Профилактическая деятельность в рамках образовательной организации высшего образования может иметь следующие целевые показатели:

1. Уменьшение количества зарегистрированных преступлений

и административных правонарушений террористической направленности среди обучающихся.

2. Формирование среди студентов атмосферы нетерпимости

к террористической деятельности, неприятия идеологии терроризма.

3. Снижение количества материалов экстремистской и террористической направленности в медиасреде (студенческие интернет-ресурсы, сообщества в социальных сетях, популярные среди студентов)

и пресечение их распространения.

4. Повышение уровня знаний обучающихся и сотрудников образовательных организаций высшего образования об алгоритме действий при столкновении с террористической угрозой.

Оценка эффективности проведенной работы в образовательных организациях высшего образования может включать следующие параметры:

1. Соответствие проведенной работы задачам Комплексного плана противодействия идеологии терроризма

54

прпктические мптериплы

в Российской Федерации на 2019-2023 годы.

2. Системность работы (соответствие разработанным внутренним планам,уход от ситуативного и разового подхода).

3. Учет в разрабатываемом плане всех видов профилактики (общая, адресная, индивидуальная) со всеми представленными в образовательных организациях высшего образования группами (иностранные студенты, группы риска, активисты органов студенческого самоуправления и т. д.).

4. Квалифицированность сотрудников, реализующих профилактическую деятельность (компетентность, их готовность отвечать на вопросы студентов и т. д.).

5. Сохранение и рост количества участников, вовлеченных в мероприятия (при этом важно понимать, что не всегда большое количество участников говорит об эффективности профилактической работы. Иногда целесообразнее делать акцент на групповой или индивидуальной работе, что позволит быстрее достигнуть целевые показатели, приведенные выше).

6. Соответствие формата мероприятия целевой аудитории.

7. Информационное сопровождение профилактической работы (анонсы мероприятий в соцсетях, фотоотчеты, публикация основных тезисов, интервью с экспертами,публикация на интернет-порталах образовательных организаций высшего образования телефонов доверия и служб психологической помощи и т. д.).

8. Самоанализ проведенной профилактики: работа над ошибками, работа с обратной связью от студентов и приглашенных экспертов.

В качестве дополнительных параметров, которые также могут оказывать влияние на качество профилактики, можно назвать следующие: привлечение экспертов, представителей общественных организаций, деятелей культуры и искусства, лидеров общественного мнения; разработку внутренних методических рекомендаций и инструкций, которые помогут поставить процесс проведения профилактических мероприятий на системную основу, с исправлением ранее допущенных ошибок. Кроме этого, на достижение результата зачастую большое влияние оказывают интерактивные форматы работы со студентами, их вовлечение в процесс как активных участников.

В целях составления полной картины о проведенной в образовательных организациях высшего образования профилактической работе необходима оценка эффективности каждого отдельного мероприятия, которую можно проводить в соответствии с нижеуказанными параметрами:

1. Постановка и достижение конкретной цели мероприятия, его задач.

2. Наличие четко определенной целевой аудитории, возрастные

и психоэмоциональные особенности которой учтены в концепции мероприятия.

3. Проработка структуры и сценария проведения мероприятия (форма проведения, форматы подачи информации, легкость восприятия информации целевой аудиторией и т. д.).

4. Акцент на приоритетных или актуальных для региона или самой образовательной организации высшего образования направлениях профилактики.

5. Тематическая направленность мероприятия (обязательный

55

прпктические материалы

антитеррористический компонент. Например,празднование этнических праздников может рассматриваться как профилактика межэтнических конфликтов, но не идеологии терроризма).

6. Активность участников в процессе мероприятия, их вовлеченность(причем как в офлайн-, так и онлайн-форматах).

7. Усвоение информации (практическое задание, тест, анкета и т. д.).

8. Удовлетворенность целевой аудитории, экспертов, организаторов (сбор обратной связи).

9. Соответствие плану мероприятий образовательной организации высшего образования.

10. Информационное освещение мероприятий в социальных сетях и сети Интернет.

11. Самоанализ и работа над ошибками (выявление проблем, положительных сторон, сбор предложений

по усовершенствованию).

Также стоит отметить, что важной составляющей профилактики выступают медиаматериалы, которые могут быть самостоятельными компонентами профилактики. Выделяют следующие основные критерии их оценки:

1. Акцент на позитив (уход от негативных элементов: бомба, кровь, оружие. Демонстрация значимости позитивных

ценностей. Достижение этого показателя возможно в любых форматах: от сюжета графического изображения до правильной расстановки акцентов в подкасте).

2. Качество визуального исполнения (съемка на профессиональную камеру с установкой света и звука, использование графических редакторов и услуг дизайнера при работе с социальной рекламой и т. д.).

3. Охват интернет-пользователей, которые ознакомились

с медиаматериалом (количество просмотров и репостов).

4. Вовлеченность интернет-пользователей (количество комментариев; студентов, которые непосредственно принимали участие в создании материала и т. д.).

5. Уникальность материала (в его формате, выборе экспертов, подаче проблематики или др.).

Перечень целевых показателей профилактической работы может уточняться по результатам мониторинга.

В целях совершенствования профилактической работы в образовательных организациях высшего образования необходимо своевременно и регулярно пересматривать критерии оценки эффективности как отдельных мероприятий, так и профилактической работы в целом и дорабатывать их, опираясь на результаты мониторинга.

Предложения по дополнению или корректировке алгоритма можно направлять в адрес НЦПТИ по электронной почте info@ncpti.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.