Научная статья на тему 'КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО. ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ: АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И НОВЫЕ ПРАКТИКИ'

КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО. ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ: АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И НОВЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
879
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Венцель Сергей Владимирович

Данный материал, в первую очередь, предназначен для сотрудников образовательных организаций высшего образования, ответственных за реализацию деятельности по профилактике распространения идеологии терроризма в образовательной среде для формирования антитеррористического сознания среди обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Венцель Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО. ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ: АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И НОВЫЕ ПРАКТИКИ»

Краткое руководство. Эффективная система профилактики: антитеррористическое сознание и новые практики

Венцель Сергей Владимирович - младший научный сотрудник Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Данный материал, в первую очередь, предназначен для сотрудников образовательных организаций высшего образования, ответственных за реализацию деятельности по профилактике распространения идеологии терроризма в образовательной среде для формирования антитеррористического сознания среди обучающихся.

Антитеррористическое сознание как понятие

Формирование антитеррористического сознания, в том числе в образовательном пространстве, является достаточно сложным процессом, результативность которого зависит от большого количества факторов: правильно выстроенная структура профилактики распространения идеологии терроризма; компетентность ответственных за проведение профилактической работы сотрудников; адекватные форматы мероприятий, выбран-

ных для работы с населением. Перед тем, как разобраться с методиками формирования такого сознания, следует обозначить, что представляет собой антитеррористическое сознание и как закреплена необходимость его формирования в действующем российском законодательстве.

Единого определения термина «антитеррористическое сознание» в гуманитарных науках нет. Для начала следует обратиться к термину «сознание», одном из основных понятий в философии, психологии и социологии. С философской точки зрения сознание — это то, что делает нас собственно людьми, это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. В психологии под сознанием понимается состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчете об этих событиях и ответной реакции на эти события. Со-

циологи же представили в свое время миру такое понятие, как «общественное сознание» — воззрения и взгляды людей как членов общества в их совокупности на явления природы и социальную реальность, причем данные воззрения могут выражаться в творениях духовной и материальной культуры (музыка, кинематограф, скульптура и т. д.), в социальных нормах (например, законы), взглядах социальных групп и общества в целом.

Исходя из этого, антитеррористическое сознание можно определить как систему взглядов о неприемлемости террористических проявлений, о терроризме как общественно-опасном явлении, а также о позитивном характере мер, направленных на противодействие террористическим угрозам, на защиту общества и государства от терроризма. Важно подчеркнуть, что правильно выстроенное антитеррористическое сознание должно выстраивать защитный барьер перед возможностью вербовки в ряды террористических организаций, а также перед самим появлением мысли в голове у гражданина о том, что какие-либо общественные проблемы можно решить посредством террористической деятельности.

Актуальная законодательная база в Российской Федерации, регламентирующая необходимость формирования антитеррористического сознания

Необходимость формирования антитеррористического сознания достаточно четко

закреплена в действующем законодательстве Российской Федерации:

— Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» закрепляет приоритет мер предупреждения терроризма как один из принципов противодействия угрозе. Закон устанавливает, что на федеральном уровне данным направлением занимается Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в рамках своих компетенций, на региональном уровне — высшее должностное лицо субъекта и высший исполнительный орган государственной власти субъекта, а на муниципальном уровне — органы местного самоуправления [7];

— Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года) фиксирует, что противодействие терроризму осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма (в том числе, формирование антитеррористического сознания), борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. В рамках первого направления решаются такие задачи, как: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма; противодействие распространению идеологии терроризма; использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение

отдельных лиц (групп), склонных к действиям террористического характера; разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму [2];

— а также Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665), реализация мероприятий которого направлена на защиту населения страны от пропаганды и идеологического воздействия терроризма. Одной из приоритетных задач данного стратегического документа является реализация мер по формированию у населения России антитеррористического сознания [1].

Задачи по формированию антитеррористического сознания у населения Российской Федерации

Чтобы сформировать среди всего населения России антитеррористическое сознание, следует регулярно выполнять следующие задачи:

— во-первых, развитие правосознания граждан. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 года), без высокой правовой культуры не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества: верховенство закона, приоритет че-

ловека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов [5]. В контексте формирования антитеррористического сознания граждане должны знать, какая юридическая ответственность установлена в РФ за террористическую деятельность (например, ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3. 205.4, 205.5, 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации). В некоторых из перечисленных статей установлено, что «лицо, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления». Не все граждане знают о существовании данной установки (см. рисунок 1);

— во-вторых, формирование установок у граждан о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности. Например, на решение данной задачи направлен пункт 2.1. Комплексного плана, предполагающий ежегодное проведение публичных мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) с привлечением политиков, ученых, деятелей культуры и спорта, представителей институтов гражданского общества;

— в-третьих, проведение ин-формационно-пропагандист-ской кампании по положитель-

Геррори.ш

- это идеология и политика, основанные на систематическом применении террора для оказания давления на власть и общество. Действия террористов всегда имеют противоправный характер и направлены на устрашение граждан.

Рисунок 1. Примеры карточек по разъяснению сущности терроризма и ответственности за террористическую деятельностью, ссылка на комплект карточек

ной презентации эффективных государственных и общественных мер, направленных на противодействие распространению идеологии терроризма и террористической деятельности в целом. Такая кампания должна проводиться на всех возможных ресурсах: начиная от разделов антитеррористической направленности на сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заканчивая новостными порталами СМИ и социальными медиа.

Особенно важным является формирование антитеррористического сознания среди молодежи, поскольку данная социальная группа в силу своих особенностей является наиболее уязвимой перед идеологическим воздействием террористических организаций.

Выстраивание эффективной системы профилактики в вузе для формирования антитеррористического сознания

Чтобы обеспечить качественное формирование антитеррористического сознания в образовательной среде, ответственным за данное направление сотрудникам следует выстроить эффективную систему профилактики. Работа над выстраиванием данной системы идет по нескольким направлениям:

— во-первых, институциона-лизация самой структуры профилактики в рамках образовательной организации высшего образования. На уровне руководства организации следует разработать положение о структуре управления деятельностью по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма, а также приказы о назначении лиц из числа сотрудников, ответственных за профилактику. Структура управления должна включать в себя стратегический уровень (функционал ректора и проректоров) и тактический уровень (функционал ответственных за реализацию профилактической работы сотрудников);

— во-вторых, обучение и повышение компетентности сотрудников, ответственных за реализацию профилактической работы. В Комплексном плане закреплены два пункта, обеспечивающих исполнение задачи: пункт 4.1.2., предписывающий обеспечивать повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма; и пункт 4.5.1., закреп-

ляющий необходимость в целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма обеспечить проведение конференций, форумов, семинаров и круглых столов. Для выполнения первого пункта сотрудники могут проходить, в том числе в Учебно-методических центрах по профилактике терроризма на базе десяти федеральных университетов, а также в НЦПТИ;

— в-третьих, разработка плана мероприятий в рамках реа-

Рисунок 2. Карта УМЦ на базе федеральных университетов

лизации Комплексного плана на базе образовательной организации высшего образования. Желательно план разрабатывать на каждый учебный год. В плане по каждому мероприятию должна быть следующая информация: название, описание цели и ожидаемых результатов, сроки исполнения, ответственные за проведение мероприятия сотрудники, обоснование необходимости проведения мероприя-

тия со ссылкой на Комплексный план. Помимо плана мероприятий следует разрабатывать отдельный медиаплан для системной работы по информационному сопровождению профилактических мероприятий;

— в-четвертых, реализация профилактической работы в сети Интернет, а также информационное сопровождение проводимых мероприятий. Для выполнения данной задачи ру-

ководству образовательной организации следует: создать специальный раздел антитеррористической направленности, в котором будут, в том числе сформированы отдельная новостная лента мероприятий, а также отдельный блок с позитивным профилактическим контентом; регулярно размещать информацию о проводимых мероприятиях и позитивный профилактический контент в сообществах и аккаунтах образовательной ор-

ганизации в социальных сетях с учетом особенностей каждой из платформ размещения; а также направлять пост-релизы о проведенных мероприятиях и созданный позитивный профилактический контент в региональные и федеральные СМИ для распространения информации о проделанной работе и популяризации эффективных практик работы;

— в-пятых, организация регулярного мониторинга среди сту-

Рисунок 3. Пример пост-релиза профилактического мероприятия

дентов на предмет отношения к идеологии терроризма и к проводимым на базе образовательной организации профилактическим мероприятиям с целью формирования антитеррористического сознания. Мониторинг можно проводить, например, через социологические опросы среди студентов, в первую очередь анонимные. Другой интересный метод — проведение фокус-группового исследования.

Мониторинг позволяет выявлять актуальные угрозы, корректировать профилактическую работу и делать ее эффективнее. Если в вузе нет возможности проводить самостоятельно такие исследования, следует изучать опыт коллег, многие из которых публикуют результаты в виде научных статей. Например, проведенное в 2019-2021 годах НЦПТИ социологическое исследование среди студентов вузов всех федеральных округов позволило установить следующий вывод о проводимой профилактической работе: лишь небольшой процент от общей совокупности молодых людей подвержен влиянию профилактических мероприятий, предположительно активисты, участвующие во многих вузовских мероприятиях [3]. Подавляющее большинство о проведении подобных мероприятий не знает, что говорит о низком уровне информационной вовлеченности студенчества в жизнь собственного вуза. Показатели по охватам студентов профилактическими антитеррористическими материалами незначительно отличаются от показателей по мероприятиям в лучшую сторону,

однако и эти результаты нельзя назвать удовлетворительными. Как и прежде, актуализируется необходимость в разработке и распространении качественных и ориентированных на аудиторию материалов, в частности, в условиях прогрессирующей цифровизации жизни.

Проблемные аспекты реализации Комплексного плана в образовательных организациях высшего образования

НЦПТИ на основе ежегодного анализа исполнения пунктов Комплексного плана образовательными организациями высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, выделяются следующие недостатки по содержательному наполнению профилактических мероприятий:

1. Несоответствие ряда мероприятий тематике противодействия идеологии терроризма. Особенно характерен такой недостаток при проведении мероприятий в рамках исполнения пункта 2.2.1 Комплексного плана1, когда организаторы мероприятий делают акцент исключительно на привитие указанных ценностей, упуская антитеррористическую тема-

1 П. 2.2.1. В целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных

и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

тику. Показательный пример — многочисленные молодежные межнациональные форумы, в программу которых входит преимущественно презентация различных элементов национальных культур без мероприятий антитеррористической направленности.

2. Доминирование лекционных и иных форматов, в которых отсутствует интерактивная составляющая. Такие форматы предполагают, что студенты являются исключительно объектом воздействия, их мнение может не учитываться. Достаточно часто данный формат используются при проведении мероприятий в рамках исполнения ранее обозначенного пункта 2.2.1 Комплексного плана.

3. Незначительное включение лидеров мнений, представителей общественных и религиозных организаций, деятелей науки, культуры и искусства в процесс профилактической работы. В ряде пунктов Комплексного плана, например пункты 1.6.2,

2 П. 1.6. Проведения с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России.

1.8.3, 2.1.4, З.1.1.5, достаточно ясно обозначена необходимость их привлечения к проведению мероприятий. Однако организаторы ряда профилактических мероприятий ограничиваются приглашением только представителей правоохранительных органов для разъяснения ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность.

3 П. 1.8. Проведения с молодежью, в том числе с лицами, состоящими на профилактическом учете и (или) находящимися под административным надзором в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности, профилактических мероприятий в форме индивидуальных (групповых) бесед по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма и привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей с привлечением к указанной работе представителей религиозных, общественных и спортивных организаций, психологов.

4 П. 2.1. В целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта.

5 П. 3.1.1. Организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников

4. И, наконец, проблема отнесения ответственными за профилактику специалистами мероприятий к тому или иному пункту Комплексного плана. Достаточно распространена практика отнесения мероприятий пункта 2.2.1 Комплексного плана либо к пункту 1.6 или 1.8, либо к пункту 4.5.1 .

Эффективные практики по формированию антитеррористического сознания

Проводимые в рамках исполнения пунктов Комплексного плана профилактические мероприятия можно разделить на два уровня: первичная профилактика и вторичная профилактика.

Первичная профилактика. Это превентивная работа со всеми обучающимися, цель которой состоит в формировании антитеррористического сознания среди студентов, то есть, неприятие ими идеологии терроризма.

Мероприятия первичной профилактики можно проводить в следующих формах:

— тематические занятия или отдельные дисциплины, встроенные в структуру учебных программ. Позитивная практика — специальная магистерская программа «Профилактика экстремизма в молодежной среде» по направлению подготовки «Организация работы с молодежью», запущенная в 2019 году на базе ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» для подготовки специалистов по профилактике экстремизма и противодействию идеологии терроризма. Выпускники данной программы являются сотрудниками университета, в том числе Центра профилактики терроризма УрФУ;

— интерактивные занятия (кви-зы, квесты, деловые игры, деба-

Рисунок 4. Программа «Профилактика экстремизма в молодежной среде»

ты, кинопоказы с последующим обсуждением) со студентами с целью правового просвещения и неприятия к деструктивным явлениям. Интерактивное обучение как форма совместной деятельности предоставляет студентам активно обмениваться мнениями и взглядами, совместно решать определенные проблемы (например, можно ли использовать юмор в противодействии терроризму или нет), оценивать собственные действия и поступки других, искать совместно пути решения проблемы по эффективной профи-

лактике распространения идеологии терроризма, в том числе. Позитивная практика — тематическая викторина «СНОсный квиз», разработанный НЦПТИ и протестированный в шести субъектах России (Ростовская область, Республика Дагестан, Рязанская область, Тульская область, Республика Крым, Ямало-Ненецкий автономный округ) среди студентов, а также сотрудников вузов и органов исполнительной власти, ответственных за профилактику;

— проведение массовых форумов и фестивалей с условием

Рисунок 5. Тематическая викторина «СНОсный квиз» и ссылка на сценарий проведения

встраивания в них мероприятий антитеррористической направленности. Позитивная практика — ежегодный молодежный форум «Мир Кавказу», проводимый на территории Южного и СевероКавказского федерального округов. Цель данного форума — укрепление межнациональной и межконфессиональной дружбы, консолидация молодежных сообществ и гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма, развитие регионального и международного сотрудничества на юге России. Такие форумы,

в первую очередь, это площадки для общения между студентами различных национальных групп, которые посредством прямого конструктивного общения способствуют, в том числе, стиранию негативных стереотипов друг о друге;

— содействие проведению научно-исследовательской работы, одним из результатов которой будет формирование критического мышления и неприятия идеологии терроризма. Реализация научно-исследовательских проектов позволяет студентам самостоятельно путем активного

анализа и последующего синтеза полученной информации формировать представление как у себя о деструктивной сущности идеологии терроризма, так и у других посредством распространения информации о полученных результатах. Позитивная практика — ежегодная летняя школа СНО (студенческое научное общество), проводимая совместно НЦПТИ и ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», в рамках которой студенты получают представление о деструктивной сущности идеологии терроризма посредством интерактивных занятий, а также создают позитивный контент;

— проведение специальных конкурсов по созданию позитивного контента среди студентов. Данный формат работы не только способствуют формированию у молодежи антитеррористичес-

кого мышления, но и содействует повышению роли самой молодежи в профилактике распространения идеологии. Следует выделить две позитивные практики.

Первая практика — ежегодный Всероссийский онлайн-фестиваль социального медиа-контента «Я против экстремизма и терроризма», проводимый Ми-нобрнауки России совместно с НЦПТИ. Одной из причин, почему Фестиваль можно назвать примером удачной социальной акции, является разноплановость поданных работ: брошюры, видеоролики, подкасты и т. д. Подобный опыт может помочь как в проведении аналогичных мероприятий и создании позитивного контента, так и в совершенствовании тактики построения профилактических мер [6].

Вторая практика — проект «Контент-фабрика "Паралле-

Автор: Данова Наталия Юрьевна

Рисунки 6. Ролик фестиваля ТБиТМБ/стоптеррор> и ссылка на портал фестиваля

ли"», реализованный в 2021 году в рамках договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации в 2021 году. Уникальность проекта заключается в проведении сначала образовательной программы для участников, преимущественно

студентов, а уже потом в создании позитивного контента в рамках медиатона «Новый уровень». В ходе обучения от профессионалов в сфере маркетинга, дизайна, фотографии и видеографии участники получили базовые знания о создании акту-

62 ОБЗОР.НЦПТИ

Выпуск № 4 (27) 2021

ального медиаконтента и способах его продвижения. Эксперты НЦПТИ раскрыли сущность информационной безопасности, разъяснили принцип работы нормативно-правовых актов в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма, а также затронули проблему организации и освещения мероприятий, направленных на профилактику экстремизма и идеологии терроризма.

Медиатон же представлял собой переосмысление классических хакатонов: мероприятие длилось ровно 24 часа, молодым медийщикам были предложены разнообразные кейсы, затрагивающие проблемы экологии, социального неравенства, терроризма, экстремизма, буллинга, скулшутинга, молодежного суицидального поведения, наркома-

нии и т. д. Участники получили в распоряжение тканевый хрома-кей, профессиональную видео-и аудиотехнику, а также ноутбуки с необходимым программным обеспечением. Всего в мероприятии приняли участие 45 человек, которые поделились на шесть команд. За каждой командой был закреплён куратор, который оказывал консультационную поддержку и контролировал ход создания профилактического медиаматериала. В дальнейшем данный опыт помог получить качественные сведения от участников мероприятия об их отношении к поднятым в ходе медиатона проблемам, понять, как молодёжь видит их решение и как оценивает текущие подходы к их регуляции [5].

Вторичная же профилактика предполагает точечную рабо-

Рисунок 7. Видеоролик «Романтизация тоже оправдание» и ссылка на портал проекта

ту с лицами, которые либо уже подвержены воздействию идеологии терроризма, либо входят в зону риска. В рамках вуза индивидуальная профилактика может проводиться как с иностранными студентами, так и с российскими студентами. Одной из предпочтительных форм вторичной профилактики явля-

ется либо индивидуальная работа, либо работа в небольших группах. В качестве еще одной формы индивидуальной профилактики можно использовать и проектную работу, когда участники решают социальные проблемы, формируя у себя устойчивое антитеррористическое мышление и распространяют

его среди других представителей группы риска.

Подробного рассмотрения методов вторичной профилактики в данном материале не будет, поскольку именно первичная профилактика является главным инструментом формирования антитеррористического мышления среди больших студенческих групп.

Методика оценки эффективности профилактических мероприятий

Отдельным важным вопросом является оценка реализованной профилактической работы: от проведенных профилактических мероприятий до созданного и распространенного профилактического контента.

Если говорить об оценке профилактических мероприятий, то можно использовать следующие критерии:

— количество вовлеченных в мероприятия студентов. Причем участниками таких мероприятий должны быть не только социально активные студенты, включенные в работу органов студенческого самоуправления. В такие мероприятия следует активно вовлекать студентов, не являющихся активистами. Особый акцент следует делать на первокурсниках, иностранных студентах, а также студентах из групп риска, которые могут стать жертвами воздействия идеологии терроризма;

— степень повышения знаний, умений и навыков участников, а также обратная связь от целевых групп. Для этого целесообразно

проводить замеры в виде опросов, интервью и фокус-групп среди студентов перед и после мероприятия;

— количество и качество привлеченных экспертов, общественных и религиозных деятелей, лидеров общественного мнения, представителей НКО в проведение профилактического мероприятия, а также уровень их вовлеченности в процесс (слушатель, спикер);

— информационное сопровождение мероприятий. Организаторам, как ранее отмечалось, следует отправлять информацию о мероприятиях в региональные и федеральные СМИ в виде релизов и пост-релизов, публиковать информацию на своих ресурсах (сайты, группы в социальных сетях), привлекать лидеров общественного мнения к публикации сведений на своих ресурсах и т. д. Таким образом, организаторам следует отслеживать общее количество публикаций, отмечать площадки распространения (например, региональное или федеральное медиа), анализировать реакцию пользователей социальных сетей, ознакомившихся с публикациями о профилактических мероприятиях и т. д.;

Если же говорить о контенте, то перед его созданием авторам стоит сразу ответить для себя на ряд вопросов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на какую аудиторию рассчитан материал. В рамках образовательной организации высшего образования это могут студенты-граждане Российской Федерации, иностранные студенты и т. д.;

— какую идею нужно донести: это может быть демонстрация

деструктивной сущности идеологии терроризма, донесение ответственности за террористическую деятельность и т. д.;

— в какой форме нужно донести идею: видеоматериал, брошюра, серия информационных карточек, подкаст и т. д. Здесь также

важно помнить о необходимости использования качественных инструментов создания материала, например, специальных графических редакторов;

— на каких площадках следует распространять готовый кон-

Рисунок 8. Пример неудачного в силу технических и смысловых характеристик позитивного контента для последующего распространения среди студентов

тент (видеохостинги, социальные сети и т. д.).

В рамках оценки созданного и распространенного позитивного контента следует анализировать, в первую очередь, охват материалом аудиторий, скорость распространения материала и обратную связь от пользователей в виде комментариев и реакции. Следует подчеркнуть, что охват аудиторий можно расширить, скорость распространения — увеличить за счет использования платной таргетированной рекламы. Однако если сам контент будет неинтересен для це-

Рисунок 9. Пример приемлемого позитивного контента для последующего распространения среди студентов

левой аудитории, то инструментарий таргетированной рекламы также не сможет помочь, поскольку от пользователей может последовать негативная обратная связь.

Выводы

На основе ранее обозначенного материала автором делаются следующие выводы:

1. Антитеррористическое сознание — это система взглядов о неприемлемости идеологии терроризма и террористических проявлений, недопустимости использования террористической деятельности как метода разрешения общественных проблем, а также о позитивном характере государственных и общественных мер, направленных на противодействие терроризму и профилактику распространения идеологии терроризма.

2. Необходимость формирования антитеррористического сознания как действенного барьера против распространения идеологии терроризма и развития террористической деятельности достаточно четко закреплена в актуальном российском законодательстве.

3. На пути формирования антитеррористического сознания у населения Российской Федерации ответственными исполнителями решается ряд важных задач: распространение сведений об ответственности за террористическую деятельность; формирование нетерпимости к идеологии терроризма путем демонстрации ее деструктивной сущности; а также распростра-

нение сведений об эффективных государственных и общественных мерах по противодействию терроризму и профилактике распространения его идеологии.

4. Качественное формирование антитеррористического сознания в образовательной среде обеспечивается за счет правильно выстроенной структуры профилактической работы. Такая структура должна быть институционализирована, а ответственные за профилактику сотрудники должны быть качественно подготовлены для решения задач. Профилактическая работа должна носить плановый характер, а саму работу можно и нужно проводить как в офлайн-, так и онлайн-режиме. В рамках профилактической работы должен системно работать мониторинг восприятия студентами как идеологии терроризма, так и применяемых профилактических мер.

5. В рамках реализации профилактических мероприятий организаторам следует делать упор на использование именно интерактивных форматов (деловые игры, дебаты, квес-ты, тематические викторины или квизы, кинопоказы с последующим обсуждением, конкурсы и фестивали социального меди-аконтента), поскольку только в таких условиях молодежь и студенты, в частности, перестают быть исключительно объектом профилактической работы. Молодые люди сами включаются в процесс, способствуя тем самым повышению эффективности профилактических мер и более широкому распространению

сведений о таких мерах с позитивной точки зрения.

6. Реализуемая профилактическая работа должна подвергаться всесторонней оценке, в том числе самими же исполнителями. Качество проведенного мероприятия напрямую зависит от правильного соотношения количества участников и формата, проработки сценария и его смыслового наполнения, авторитетности приглашенных экспертов и спикеров, информационного освещения и, самое главное, самого формата мероприятия.

Также сотрудникам образовательных организаций, ответственным за реализацию профилактической работы, всегда следует помнить — работа должна быть системной. Положительный эффект от одного качественно проведенного мероприятия может быть легко нивелирован чередой низкокачественных мероприятий.

Литература и ссылки

1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665). Национальный антитерростический комитет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_92779/ (дата обращения: 07.12.2021).

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года). Портал «Кон-

сультант». [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/ terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (дата обращения: 07.12.2021).

3. Куценко М. В. Восприятие экстремизма и других информационных угроз в образовательной среде Приволжского и Уральского федеральных округов: анализ результатов социологического исследования. // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 4(23). С. 12-34.

4. Куценко М. В. Проект «Контент-фабрика «Параллели» как инструмент профилактики. // Об-зор.НЦПТИ. 2021. № 3(26). С. 18-24.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 года). Портал «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_113761/ (дата обращения: 07.12.2021).

6. Саенко А. В. Проект онлайн-фестиваля как комплексный метод вовлечения молодежи в создание антитеррористического контента. // Обзор.НЦПТИ. 2021. № 1 (24). С. 38-45.

7. Федеральный закон от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Портал «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_58840/ (дата обращения: 07.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.