Научная статья на тему 'ПРОЕКТ «КОНТЕНТ-ФАБРИКА «ПАРАЛЛЕЛИ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ'

ПРОЕКТ «КОНТЕНТ-ФАБРИКА «ПАРАЛЛЕЛИ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куценко Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ «КОНТЕНТ-ФАБРИКА «ПАРАЛЛЕЛИ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ»

Проект «Контент-фабрика «Параллели» как инструмент профилактики

Куценко Максим Викторович - аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Проект «Контент-фабрика «Параллели» реализован в рамках договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №21-1-011436 в 2021 году.

Коллективом НЦПТИ, начиная с 2019 года проводилось количественное социологическое исследование «Восприятие молодежью экстремистских идеологий в образовательной среде». В ходе исследования были изучены настроения студенческого сообщества и сделаны выводы о тенденциях развития деструктивных тенденций в поведении представителей молодежи Российской Федерации. Отдельный блок вопросов в исследовании был посвящен профилактическим мероприятиям, а также профилактике посредством профилактического контента.

Показатели ответов респондентов по этому вопросу демонстрируют низкие охваты целевой аудитории данным контентом. Порядка четверти россиян в возрасте от 18 до 35 лет никогда не сталкивались с профилактичес-

кими материалами, и лишь десятая часть опрошенных студентов взаимодействовали с ним [1, 2].

При качественном анализе существующей социальной рекламы (инструмент решения социальной проблемы на уровне представлений/отношения и поведения через коммуникации) и создаваемого в рамках профилактической деятельности позитивного контента можно установить низкий уровень качества создаваемого материла.

Даже с точки зрения принятых на данный момент стандартов индустрии, подобные материалы находят низкий отклик среди целевой аудитории, причиной чего может послужить:

• отсутствие ориентированности на целевую аудиторию;

• отсутствие навыков коммуникации с молодежной аудиторией через интернет-контент;

• отсутствие знаний механик продвижения социально-ориентированного контента, либо отсутствие бюджета на рекламу этого контента.

Актуальность существующей проблемы позволила принять решение о создании нового форма-

та производства и распространения социальной рекламы и профилактического контента.

Ключевой мыслью, которая помогла в формировании основной концепции проекта «Контент-фабрика «Параллели», послужила фраза одного из основоположников медиафилосо-фии канадца Маршалла Маклю-эна - «медиа есть сообщение». Смысл этой фразы заключается в том, что суть сообщения определяется не только его содержанием, но и его формой, его источником. Сам выбор средства информации влияет на смысл этой информации.

Опираясь на этот тезис, можно заключить, что один и тот же информационный повод будет требовать различные формы в зависимости от медиа, через которое будет передаваться.

Была выдвинута гипотеза о том, что для того, чтобы созда-

КОНТЕНТШДБРИКА

ПАРАЛЛЕЛИ

Рисунок 1. Логотип проекта «Контент-фабрика «Параллели»

вать качественный, социально-ориентированный контент, в частности обладающий профилактическими свойствами - необходимо установить с целевой аудиторией прямую коммуникацию. Коммуникация должна осуществляться на одном языке с целевой аудиторией, следовательно, наиболее эффективным в коммуникации с молодежью источником информации будет сама молодёжь.

Выдвинутая гипотеза была сформулирована в концепцию проекта, направленного на обучение молодых представителей медиасообщества и привитие им навыков создания социальной рекламы, который получил название «Контент-фабрика «Параллели» [3].

Проект стал победителем первого конкурса Фонда президентских грантов 2021 года и был реализован в рамках договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №21-1-011436 [4].

Цель проекта заключалась в противодействии распространению идеологии терроризма и экстремизма в интернете через создание профилактического и позитивного медиаконтента, а также формирование медиасо-общества молодых людей, которые способны создавать эффективный медиаконтент в данном направлении.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1. Привлечь общественное внимание к проблеме создания и распространения социального профилактического медиаконтента.

Рисунок 2. Лекция проекта в рамках образовательной программы

2. Сформировать у представителей студенческих медиасооб-ществ основы создания медиа-контента, в частности, социально ориентированного.

3. Наладить коммуникации между профессиональным меди-асообществом и начинающими молодёжными коллективами, а также представителями органов власти и правоохранительных органов, занимающихся системной профилактикой девиаций в молодёжной среде.

4. Сформировать навыки ме-диаграмотности у начинающих медиаспециалистов и повысить уровень осведомлённости о самой проблематике профилактики экстремизма и идеологии терроризма.

5. Организовать площадку для создания актуального профилактического социального ме-диаконтента.

6. Распространить и сделать доступными для всех желающих подготовленные в рамках реализации проекта работы.

Результатом реализации поставленных задач послужила разработка образовательной

программы для начинающих медиаспециалистов объемом 16 академических часов. В ходе обучения от профессионалов в сфере маркетинга, дизайна, фотографии и видеографии участники получили базовые знания о создании актуального меди-аконтента и способах его продвижения. Эксперты НЦПТИ раскрыли сущность информационной безопасности, разъяснили принцип работы нормативно-правовых актов в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма, а также затронули проблему организации и освещения мероприятий, направленных на профилактику экстремизма и идеологии терроризма.

Все занятия проводились в смешанном очно-заочном формате, трансляция всех лекций производилась на платформах 7ооши УоиТиЬе.

Большей эффективности проведённых занятий позволило добиться проведение с участниками практических занятий, вне основной образовательной программы, в рамках которых самые

инициативные студенты могли сразу после занятий реализовать собственные социальные проекты. Среди них был проект участника, подчёркивающий важность сохранения культурно-исторического облика «Нет дома - нет проблемы?», проект, посвященный проблеме эмоционального насилия, и проект культуры восприятия курьеров сервисов быстрой доставки еды и продуктов «Герои нашего времени».

Все полученные в ходе образовательной части проекта знания были закреплены в ходе практических занятий в формате case-study*, а одним из уникальных преимуществ проекта«Контент-фабрики «Параллели» стала организация дискуссионной площадки, на которой получилось наладить диалог между представителями молодёжного медиасообщества и представителями Комитета по молодёжной политике Ростовской области, Управления Роском-надзора по Ростовской области и общественных движений региона. В ходе дискуссии были обозначены проблемные точки социальной рекламы в России, а также предложены меры по улучшению её эффективности.

В образовательной программе проекта приняли участие 148 студентов.

В качестве уникальной методики создания социального ме-диаконтента можно представить ключевое мероприятие проекта -переосмысление хакатонов для программистов - медиатон «Новый уровень».

* Case-study - метод обучения, заключающийся в разборе и анализе конкретной проблемной ситуации.)

Ключевой особенностью данного мероприятия стало то, что организаторы предоставили для участников все необходимые инструменты и ресурсы. Мероприятие длилось ровно 24 часа, молодым медийщикам были предложены разнообразные кейсы, затрагивающие проблемы экологии, социального неравенства, терроризма, экстремизма, буллинга, скулшутин-га*, молодежного суицидального поведения, наркомании и т.д.

Участники получили врас-поряжение тканевый хромакей, профессиональную видео- и ау-диотехнику, а также ноутбуки с необходимым программным обеспечением.

Всего в мероприятии приняли участие 45 человек, которые поделились на шесть команд. За каждой командой был закреплён куратор, который оказывал консультационную поддержку и контролировал ход создания профилактического медиаматериала. В дальнейшем данный опыт помог получить качественные сведения от участников мероприятия об их отношении к поднятым в ходе медиатона проблемам, понять, как молодёжь видит их решение и как оценивает текущие подходы к их регуляции.

По результатам проведённого мероприятия было получено более 30 профилактических ме-диаматериалов, размещённых в открытом доступе на официальных ресурсах проекта «Контент-фабрика «Параллели», а также на личных страницах участников во всех популярных социальных

* Скулшутинг - совершение вооруженного нападения на образовательную организацию.

сетях. Это позволило увеличить виральный охват созданного контента и затронуть большие группы пользователей. Таким образом все участники проекта стали его амбассадорами и смогли помочь в распространении социальной рекламы, что также можно отметить в качестве позитивной практики.

Был представлен большой спектр различных форматов, среди которых аудиоподкаст, видеоролики, лендинги, фотопроекты и комикс.

В конце августа 2021 года был организован вебинар «Ме-диатон: разбор полетов», на котором работы участников проанализировал предприниматель, маркетолог и соучредитель Digital-агентства Gambit Media, Александр Ганаев. Эксперт не просто оценил разработанные материалы, но и дал советы по их доработке и тиражированию.

После практических мероприятий запланировано дополнительное тиражирование созданных материалов на первой городской выставке социального медиаконтента в Ростове-на-Дону, а также демонстрация этих материалов на городском рекламном видеоэкране, размещённом в локации с высоким пешеходным и автомобильным трафиком.

Отдельно стоит отметить и тот факт, что проект поддержало много коммерческих организаций, выступивших спонсорами и экспертами отдельных мероприятий: Альфа-Банк, сеть пиццерий «Додо Пицца», Red Bull, дизайн-студия YUMMY interior, digital-агентство Романа Володина, маркетинговое агентство Gambit Media Agency, что подчёркивает актуальность на социальную тематику и в среде классического интернет-маркетинга, а также запрос на формирование

Рисунок 3. Участники проекта

позитивной социальной репутации у коммерческих структур.

«Контент-фабрика «Параллели» как проект, уже доказавший свою эффективность, упоминался на Восточном экономическом форуме в рамках панельной дискуссии «Влияние подходов инновационных и ИТ-компаний по вовлечению молодёжи в исследовательскую и инженерную деятельность на трансформацию современных компетенций и навыков для космической отрасли»[5].

Итогом реализованного проекта уже можно считать успехи в налаживании взаимодействия с молодёжными активистами, студенческими медиацентрами и акцентированию внимания молодого поколения медийщиков на важности создания и распространения социальной рекламы и профилактического медиакон-тента. Часть работ, созданных в рамках медиатона «Новый уровень» по антитеррористической и антиэкстремистской тематике, была зарегистрирована в конкурсе Фестиваль социального медиаконтента 2021.

рагаИе15_согиегийсюгу

|| || 69пуЬиаций «7пвдпим*ое 2подгкж

ПОЛДНИ ОбММЫН«

Обучаем соыамигс социальна* имю (" ■¡пМгее/рлхн.раганеИ

в о О • О О %

Рисунок 4. Инстаграм проекта

Опыт реализации проекта позволяет сделать вывод, что подобная практика способствует всестороннему развитию начинающего специалиста медиасфе-ры и готовит его к дальнейшей работе в создании профилактического контента, взаимодействие с участниками на этапе обучения даёт возможность проведения качественного социологического замера состояния осведомлённости молодёжи

Д Что такое «Контент-фабрика «Параллели»? Медиаконтент, в... ® * Создание и распространение контента СЕ) 8 видео 1 Что такое «Контент-фабрика 56:35 «Параллели»? Медиаконтент, введение в контент-маркетинг 1

ИкПНТ^ШДБРИкЯ

2 Социальная фотография - от 1:37:00

идеи до воплощения

з Видеография. Боль, грабли и 1:30:45

ОУоиТиЬе

Что такое «Контент-фабрика «Параллели»? Медиаконтент, введение в контент-маркетинг

Куценко Максим о проекте «Параллели»: что он из себя представляет, почему его решили создать и кратко о том, чем участники будут заниматься в ближайшее время. Часть лекции посвящена контент-маркетингу. Тому, как работает социальная реклама сама по себе и в рамках контент-стратегии.

Рисунок 5. Банк записи лекций, размещенный на лендинге

относительно распространения деструктивных идеологий и течений в студенческой среде, а привлечение к образовательной программе ведущих специалистов интернет-маркетинга - дать участникам необходимый минимум знаний механизмов по созданию и продвижению контента в различных социальных сетях.

Возможность свободного выбора тематик по различным социальным проблемам и отсутствие жёстких рамок, даёт возможность определить, какая из тем наиболее актуальна у молодёжи. Предшествующая практике подготовка, что демонстрируют результаты медиатона «Новый уровень», развивает у студентов те самые агональные основания для работы, а показатели виральности материалов, говорит о том, что выдвинутую гипотезу можно считать подтверждённой.

Позитивные результаты даёт практика предоставления равных возможностей для обучения всех заинтересованных лиц, а современное техническое оборудование способствует создавать конкурентоспособный контент, способный побороться за внимание потенциальной целевой аудитории в социальных сетях.

Дальнейшая проработка образовательной программы, привлечение большего количества экспертов федерального уровня может позволить в перспективе организовать подобные обучающие медиаплатформы и в других регионах Российской Федерации, что будет способствовать формированию кластера специалистов, умеющих создавать содержательно грамотный

и технически качественный профилактический контент.

Литература и ссылки

1. Куценко М. В. Восприятие молодежью экстремистских идеологий в образовательной среде на примере ЮФО и СКФО: анализ результатов социсследо-вания // Обзор.НЦПТИ. 2020. №2 (21). С. 47-56.

2. Куценко М. В. Восприятие экстремизма и других информационных угроз в образовательной среде Приволжского и Уральского федеральных округов: анализ результатов социологического исследования // Обзор. НЦПТИ. 2020. №4 (23). С. 12-34.

3. Официальный лендинг проекта «Контент-фабрика «Параллели» [Электронный ресурс] // URL: http://proekt-paralleli.ru/ (дата обращения: 20.07.2021).

4. Страница проекта «Контент-фабрика «Параллели» на сайте Фонда президентских грантов [Электронный ресурс] // URL: https:// xn-80afcdbalict6afooklqi5o. xn-p1ai/public/application/ item?id=85136784-DDDC-4664-B809-F07C6D68F9B3 (дата обращения: 20.07.2021).

5. Трансляция работы Восточного экономического форума. Панельная дискуссия «Влияние подходов инновационных и ИТ-компаний по вовлечению молодёжи в исследовательскую и инженерную деятельность на трансформацию современных компетенций и навыков для космической отрасли» [Электронный ресурс] // URL: https:// www.youtube.com/watch?v=-ovJqlNUOgY (дата обращения: 4.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.