Научная статья на тему 'Система моделей для прогнозирования устойчивого развития мебельных предприятий'

Система моделей для прогнозирования устойчивого развития мебельных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безрукова Т. Л.

Описывается использование многомерного ковариационного анализа для оценивания доходов авиаперевозок, которое позволило найти основные математические соотношения для оптимальных оценок, минимизирующих среднеквадратические ошибки. Полученные автором решения хорошо иллюстрируют новые возможности эконометрического подхода, использующего непараметрические методы оптимального оценивания параметров процессов и систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система моделей для прогнозирования устойчивого развития мебельных предприятий»

УДК 658.512:684

СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2004 г. Т.Л. Безрукова

В целях применения экономико-математических моделей в управлении устойчивым развитием мебельных предприятий необходимо владеть достаточным объемом информационного обеспечения, которое является основой для выявления системных связей в экономических системах и формирования стратегии поведения предприятия в различных экономических ситуациях.

Поскольку оборачиваемость финансовых ресурсов рассматриваемых предприятий обладает определенной инерционностью представляется возможным использовать модели, разработанные в ходе исследования функционирования мебельных предприятий, для анализа экономических ситуаций и принятия управленческих решений с учетом запаздывания по времени влияния отдельных параметров. Общее количество экономических показателей устойчивого развития мебельного предприятия достаточно велико, что обусловливает весьма значительную размерность математических моделей экономики предприятия. Поэтому представляется необходимым определить ограниченное количество показателей, которые адекватно отражают основные результаты экономической деятельности мебельных предприятий.

Для осуществления процесса анализа экономических ситуаций и выработки научно обоснованных оптимальных управленческих решений принят перечень и величины экономических показателей, которые определяют состав информационного обеспечения. Спрос на продукцию мебельного предприятия на очередной квартал известны, что дает основание строить показатели информационного обеспечения на период времени (*) - квартал. Для решения научных и практических задач управления в экономической системе мебельного предприятия представляется необходимым использовать следующие показатели:

- предприятие в очередном квартале выпускает / видов мебельной продукции, где / = 1,2,..., т; т -количество видов выпускаемой продукции;

- Ы' - количество продукции, выпускаемой мебельным предприятием каждого /-го вида в период (*);

- _у5 / - переменные затраты на выпуск и реализацию 1 усл. ед. мебельной продукции /-го вида в период (*), определяются по калькуляции себестоимости;

т

- 2гр = £ Ы*у'5г - суммарные переменные затраты

/=1

в период (*) на выпуск /-го вида выпускаемой мебельной продукции, в количестве Ы/;

- фбг - цена реализации единицы /-го вида мебельной продукции;

- ф5 - постоянные затраты предприятия за период (*);

т

- £ Ы\Ф1г - выручка от реализации части про-

/=1

дукции, изготовленной в период * и реализованной в этот период;

т

Е, — £ *

у у2г - выручка от реализации изготовлен-

г=1

ных ранее по времени (, - £) г-х видов мебельной продукции, поступившей на счета предприятия в период (?);

- у *-£ - коэффициент, учитывающий задержку по времени (* - £) поступления денежных средств от реализации изготовленной ранее мебельной продукции;

- ф2 - собственные резервные средства предприятия на период (,);

- ф3 - сумма взносов учредителей, полученных предприятием в целях обеспечения производства мебельной продукции, дивиденды по которым не выплачиваются в период (*);

- ф4 - сумма краткосрочных кредитов на период

(*);

- Р'V* - валовая (балансовая) прибыль за период

(*);

- впр - норма налога на прибыль в относительных величинах;

- Р'сЬ = -впр] - чистая прибыль предприятия за период (*);

тт

- у * = 2 V = £ + ф5 = £ М<у*г + ф5 - валовые

г=1 г =1

затраты предприятия на период (*);

тт

- У2 = V = £ ЫФ + £у*-£у2г - валовая выруч-

г =1 г=1

ка за квартал (*) на последний день квартала;

- * - текущий квартал.

Представленные показатели информационного обеспечения являются основой для построения экономико-математических моделей системных связей в процессе устойчивого развития мебельных предприятий.

Структурное моделирование субдинамических экономических систем, проведенное на базе информационных данных мебельных предприятий Центрального федерального округа России, позволило разработать систему экономико-математических моделей на базе мебельного предприятия ОАО «Графское», которая характеризуется наличием системных связей, обнаруженных в ходе научного исследования.

Для проведения эксперимента по структурной идентификации мебельных производств были взяты у1 (себестоимость), у2 (выручка от реализации), у3 (кредиторская задолженность), у4 (величина оборотных средств), у5 (затраты, приходящиеся на производство 1 усл. ед. мебельной продукции):

0 I

уг = Е Е /!,

г=-2 1=1

где / - период запаздывания по времени (/ = -2, -1, 0); I - количество независимых переменных, взятых для исследования (для у1 I = 21, для у2 I = 17, для у3 I = 20, для у4 I = 19, для у5 I = 16, общее количество всех переменных Ь = 77); fi- внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на поведение экономической системы мебельного предприятия, влияние которых определено на основе изучения информационных данных мебельного предприятия за пятилетний период.

Всего было исследовано 77 факторов по характеру и силе влияния на экономические показатели мебельных производств, в системе моделей отражены более значимые факторы, способные оказать влияние на изменение экономического роста предприятий.

В результате эксперимента была получена система моделей для прогнозирования устойчивого развития мебельных предприятий: У! = 81,58/2 + 4,65/10 -3849,08;

у2 = 0,42/12 + 1028,95 /2-22 + 0,44 /3-1 + 5,32 - 3528,22;

Уз = 70,14/2 +0,71/18 +1,60 /б1 +1,31 /5-2 - 11812,41;

У4 = 79,53/6 + 1,10 /3б + 1,25 /38 +0,23 /-1 + 1,90/50 + + 0,96 /- -9210,97;

У5 = 16,19/57 + 10,21 / -2 + 23,11/60 + 0,07/61 - 147,72,

где /2 - индексы тарифов на грузовые перевозки; /6 - кредитные ставки; /0 - цены на лесоматериалы; /12 - цены на бензин; /8 - цены на мебель; /22 - уровень безработицы (в % от экономически активного населения); /35 - кредиторская задолженность (поставщики, подрядчики); /36 - дебиторская задолженность; /38 - запасы (сырье, материалы); /40 - управленческие, коммерческие расходы; /42 - себестоимость 1 усл. единицы мебельной продукции; /50 - денежные средства; /52 - займы и кредиты; /57 - сумма заработной платы персонала предприятия, который непосредственно участвует в процессе производства 1 усл. ед. мебельной продукции; /58 - расход сырья на 1 усл. ед. мебельной продукции; /60 - расход материалов на

1 усл. ед. мебельной продукции; /61 - цена материалов в расчете на 1 усл. ед. мебельной продукции.

Система представленных экономико-математических моделей, предлагаемая для использования в процессе ситуационного управления мебельным предприятием, разработана на основе метода группового учета аргументов и является адекватной реальным условиям.

Для обоснования необходимых управленческих решений целесообразно использовать метод маржинального анализа, основанный на оценке безубыточности управления и на содействии повышению выручки и прибыли. Этот известный метод базируется на изучении системных связей между тремя группами важнейших информационных экономических показателей: затратами, объемом реализации и прибылью с прогнозированием каждого из этих показателей при заданном значении других.

Маржинальный анализ строится на методе разделения затрат на переменные и постоянные, при этом используется категория маржинального дохода предприятия, который определяется суммой выручки от реализации продукции за вычетом переменных издержек, т.е. маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль. Маржинальный подход к управлению в экономической системе предприятия дает возможность:

- определять критический, предельно допустимый нижний объем производства и реализации продукции, критическое значение постоянных затрат при заданных фиксированных ценах реализации;

- более точно установить влияние экономических факторов системной связи на изменение суммы прибыли, т.е. более эффективно управлять процессом ее формирования и прогнозирования;

- исчислять необходимый объем реализации продукции для получения планируемой величины прибыли;

- определять возможный объем реализации продукции, необходимый для устойчивого развития предприятия.

Разделение валовых затрат () на выпуск и реализацию всей номенклатуры мебельной продукции за период (?) на переменные 2гр и постоянные затраты Ф55 на

период (?) (квартал) происходит следующим образом:

1) переменные затраты зависят от объема выпуска продукции N и включают в себя затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих, электроэнергии, топлива, зарплату производственного персонала с учетом налогов и обязательных платежей на нее;

2) постоянные затраты не зависят от объема производства продукции, включают в себя арендную плату за землю, амортизационные отчисления за помещения и оборудование, накладные расходы, плату за телефон, расходы на охрану, платежи в погашение ранее полученных кредитов, плату за электроэнергию, топливо, используемое в непроизводственной сфере, заработную плату непроизводственного персонала с учетом налогов и платежей на нее (Ф5):

^ = 2*Р + Ф5 . (1)

Введем соответствующие обозначения, получим:

ZV = 2 N^ + Ф5. i =1

(2)

Валовая выручка V* за квартал (*) (на последний

день квартала) состоит из двух составляющих: из выручки от реализации части продукции, изготовленной в период (*) и реализованной в этот период, и из выручки от реализации изготовленной ранее в предыдущие периоды продукции, поступившей в период (* - £):

К = 2 N'Mi +2y ' ~ку2г i =1 i =1

(3)

где у2/ - выручка от реализации /-го вида продукции.

В общем случае модели системных связей устойчивого развития мебельных предприятий имеют вид

V* - г* или

т т — т

£ Ыф6г + £у* у2г -£ Ы/ у5/ + ф5 . (4)

г=1 /=1 < /=1

При V* < - предприятие за период (*) является убыточным, при V* = - предприятие безубыточное, при V* - - предприятие за период (*) является

прибыльным.

Мебельное предприятие за период (*) является убыточным при условии

т т т

£ ЫФ + £ у *-£у2/ < £ Щу^ + ф5. (5)

/ =1 / =1 / =1

Условие безубыточности имеет вид

т т т

£ ыф + £ у *-£у2/ = £ + ф5. (6) / =1 / =1 / =1

Если за период (*) предприятие является прибыльным, то валовая (балансовая) прибыль Р.* определяется выражением:

P = 2 NФ6г + 2y t-ky2i i =1 i =1

2 N'y5i + ф5 i=1

(7)

С учетом нормы налога на прибыль вПР чистая прибыль на текущий период (*) Ргск определяется выражением

PCh = (1 -ß ПР)

2N'Mi +2y'-ky2i -2Njy^i -ф5 i =1 i =1 i =1

.(8)

В мебельном производстве повышенный спрос на продукцию носит сезонный характер, в частности, на предприятиях по изготовлению кухонной мебели, на фабриках по производству мягкой мебели, различных видов офисной мебели. В этих условиях целесообразно строить математические модели системных связей устойчивого развития мебельных предприятий для периодов времени (*) - квартал.

Разработанная система экономико-математических моделей прогнозируемых переменных (уравнения (1)-(8)) имеет строго научное обоснование, отличается от существующих систем методом отбора моделей по критериям селекции и позволяет учитывать инертность внешних воздействий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные модели были использованы для долгосрочных прогнозов развития производственных процессов в экономических системах мебельных производств Центрального региона России, при этом погрешность моделирования не превышает 10 %, что позволяет использовать полученные результаты для управления процессом производства.

На основании долгосрочных прогнозов были определены конкретные производственные мероприятия при различных направлениях развития экономики России (оптимистическое, пессимистическое и прогностическое), что позволило эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы предприятий, определять алгоритмы управленческого поведения в конкретных производственных ситуациях.

Воронежская государственная лесотехническая академия

23 марта 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.