Научная статья на тему 'Система многоступенчатой профессиональной подготовки'

Система многоступенчатой профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система многоступенчатой профессиональной подготовки»

ких студенческих клубов, деятельность которых максимально направлена на совершенствование компетенций в области будущей специальности. Так, например, в клубе «Товаровед» при кафедре «Товароведение и экспертиза товаров» студенты работают с образцами товаров, предлагаемых покупателям на рынке. По результатам проведенной экспертизы товаров и согласно действующей технической документации студенты составляют акты экспертизы и доказывают правильность принятого решения.

В рамках клуба практического маркетинга «Маркетолог», действующего при кафедре «Маркетинг и реклама», студенты проводят маркетинговые исследования, используя

при этом самые различные формы последних. Заключение договоров с предприятиями на коммерческой основе вызывает у студентов чувство ответственности перед заказчиком как за исполнение самого заказа, так и за представленные результаты. Это заставляет студентов творчески и скрупулезно готовиться к проведению исследований, используя при этом все теоретические знания, полученные в процессе обучения.

Литература

1. Еремкин А., Резник С., Игошина И. Интенсивное введение в специальность // Высшее образование в России. - 2004. - №4.

Е. ВОРОНИНА, зав. кафедрой Профессиональный лицей 68 Е. КОРЧАГИН, доцент Академия социального образования (КСЮИ)

Е. МАТУХИН, профессор Казанский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщения

В условиях углубляющейся интеграции учебных заведений различных ступеней в единое образовательное пространство возникла объективная потребность в проектировании согласованных, взаимосвязанных между собой образовательных программ различных ступеней профессиональной подготовки (рис.).

Интеграция учебных заведений на содержательном уровне осуществляется через подготовку специалистов на последующей ступени в сокращенные сроки на базе родственного профессионального образования, полученного на предыдущей ступени по специальным учебным планам. На этапе разработки сквозных учебных планов на все ступени обучения должны быть выполнены следующие условия: • соблюдены принципы завершенности, целостности, преемственности профессиональной подготовки и ее открытости в плане развития на каждой ступени;

Система

многоступенчатой

профессиональной

подготовки

• учтена специфика сходства и различия уровней образования;

• взят за основу принцип преемственности образовательных программ.

Проблеме сопряжения содержания различных ступеней непрерывного образования в последние годы уделяется большое внимание. Она является одной из центральных в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования.

Стандарты должны быть:

■ скоординированы по структуре;

■ согласованы и взаимосвязаны по содержанию;

■ преемственны в части составляющих программы, обеспечивающих непрерывное поступательное развитие личности студента.

ГОС регламентируют ступени образования и определяют минимум содержания для каждой ступени профессионального обра-

Рис. Ступени профессиональной подготовки

зования, исходя из особенностей профессии, специальности и квалификации. Согласованность ГОС НПО, СПО и ВПО обеспечивает реальную возможность не только сокращения сроков обучения, но и разработку оптимального содержания обучения при таком сокращении. И самое главное, стандарты ступеней образования должны формироваться во взаимосвязи - чтобы обеспечить развитие личности студента при ее движении в непрерывном образовательном пространстве.

Таким образом, временной интервал профессиональной подготовки специалистов среднего и высшего уровней соответствует 2(3)-5(6) лет и в рамках интеграционного подхода может быть осуществлен на базе единой организационной структуры, составляющими которой являются ССУЗ (техникум, колледж), вуз (учебный институт, университет, академия), предприятие (завод, НИИ, ПИ, КБ и др.). Организационным ядром такой интегрированной структуры, безусловно, является высшее учебное заведение, при котором, в силу сложившихся на сегодняшний день социальных и экономических обстоятельств, возможно сконцентрировать высокоинтеллектуальную часть профессорского, преподавательского и инженерного корпуса.

В настоящее время имеется определенный опыт в организации подобного рода структурных объединений в виде образовательных округов, центров, комплексов, экспериментальных площадок и т.д. В целях связи образования, вузовской науки и

производства на отдельных предприятиях открываются филиалы кафедр. В свою очередь, при вузах открываются факультеты (отделения, центры) по переподготовке и аттестации работников промышленности и т.д. Однако отсутствует системный подход к данной проблеме, не определены параметры единства и взаимосвязи структурных единиц, не разработаны организационно-методические и общие основы интеграционных процессов, не в полной мере определены нормативная и законодательная базы.

В настоящее время серьезным изменениям в сторону профессионализации подлежит и система общего среднего образования. При этом необходимо учитывать отсутствие в настоящее время в школах современной учебно-производственной базы, на формирование которой необходимо привлечение существенных инвестиций. Кроме того, и многие промышленные предприятия в силу ряда объективных причин утратили свой технический потенциал и не располагают передовыми технологиями, а следовательно, серьезным образом не могут рассматриваться в качестве перспективных учебно-производственных площадок. Так, степень износа эксплуатируемого технологического оборудования, станков и машин доходит до 90%, применяемые технологии отвечают уровню развития науки и техники 60-80 годов прошлого столетия. Важным является не потерять зря общественно-затраченное время и инвестиции на подготовку специалистов, уже не отвечающих современному опережающему уровню развития

науки и техники. Определенная роль в профессиональной профильной подготовке выпускников средней школы может принадлежать образующимся на базе техникумов центрам профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов начального профобразования. К системе опережающей профессиональной начальной подготовки в системе общего образования необходимо подключение в определенной степени вузов как центрального ядра всей образующей структуры профессиональной подготовки.

Наряду с рассмотренными, возможна реализация и других подходов в решении проблемы интеграции профессионального образования в рамках ссуз - вуз - предприятие. Одним из них может стать создание на промышленном предприятии филиалов (отделений) учебного заведения, специализирующихся на профессиональной практике студентов. При этом в основу данных филиалов должен быть положен принцип междисциплинарной интеграции, а не узкий кафедральный или цеховой. Это дает возможность профессиональной подготовки специалистов широкого профиля в условиях конкретного предприятия (производственников, технологов, менеджеров, экологов и др.). Организационно данная интеграционная структура образуется на основе делегирования ей некоторых полномочий по производственному обучению выпускающими кафедрами учебного заведения и отделами подготовки кадров промышленного предприятия. Учебное заведение обеспечивает научно-методическую подготовку организации производственного обучения, а промышленное предприятие обеспечивает организационно-техническое сопровождение производственной практики и специализации. С самим практикантом могут быть установлены контрактные отношения. Производственная практика осуществляется по согласованным программам в условиях производственного объекта с привлечением высококвалифицированных специалистов со стороны учебного заведения и пред-

приятия. Финансирование осуществляется на бюджетной основе с привлечением средств внебюджетного характера, в том числе средств самого предприятия и прак-тиканта(кредитное финансирование).

Учитывая наметившиеся неблагоприятные тенденции в демографическом развитии страны, становится необходимым задействовать в полной мере имеющийся творческий потенциал и учебные ресурсы, сосредоточенные, прежде всего, в высших учебных заведениях. Вузы должны превратиться в интегрированные структуры - образовательные центры, в которых осуществляется многоступенчатая профессиональная подготовка (переподготовка) квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена и высшей квалификации.

Наряду с общеобразовательной подготовкой, студент на 1-2 курсах осваивает рабочую специальность по выбранному направлению, на 2-3 курсах по выбору студента возможно получение среднего профессионального образования, а последние курсы обучения соответствуют получению высшего профессионального образования.

В этой схеме существенная роль принадлежит производственной практике на всех ступенях обучения с соответствующим перераспределением часовой нагрузки, повышением эффективности обучения и возможным увеличением общего срока обучения на 6-8 месяцев.

Опыт такой многоступенчатой подготовки в России есть. Не перечисляя всех учебных заведений, где она реализуется, в качестве примера сошлемся на Тольяттинский государственный университет, на базе которого в 1992 году было создано учебно-экспериментальное объединение «Школа -профтехучилище - колледж - вуз - производство» . Начиная с первого семестра первого курса здесь формируется стержень профессиональной подготовки на весь пятилетний период обучения. На этот стержень «нанизываются» фундаментальные и общеинженерные знания, являющиеся основой и опорой специальности. Стержень

специальных дисциплин постоянно ориентирует студентов на необходимость приобретения знаний математики, физики, теоретической механики, сопромата, теоретической электротехники и др. для решения постоянно возникающих задач и проблем, относящихся к компетенции специалиста-профессионала.

Таким образом, удалось интегрировать систему подготовки специалистов, предусматривающую уровень начального, среднего и высшего профессионального образования. Поскольку в разработанных планах сохранены объемы всех дисциплин на всех курсах, определенных государственным стандартом, студенты по этим планам могут получить за год обучения - начальное профессиональное образование, за три года - среднее профессиональное образование, за пять лет - полное высшее инженерное образование. При этом на первой и второй ступенях обучения специалисты профессионально более подготовлены, чем обучаемые по «стандартным» планам.

Непременным условием разработки учебного плана трехступенчатой подготовки специалистов в вузе является их полное соответствие по объему и содержанию учебным планам профессионального училища (ПУ), техникума и вуза по соответствующей специальности на каждой ступени обучения.

Однако целью обучения на 1-й и 2-й ступенях является не только подготовка рабочего и техника, но и подготовка студента к получению квалификации инженера путем создания общетеоретической, главным образом физико-математической базы (так называемая фундаментальная подготовка). Поэтому в квалификационные характеристики специалистов, подготавливаемых на 1-й и 2-й ступенях, включены дополнительные требования по общеинженерной подготовке.

При разработке учебного плана первой, второй и третьей ступени при многоступенчатой подготовке специалистов в ТГУ необходимо было решить следующие задачи:

1) перенести часть (блоков, модулей) общетеоретических, общеинженерных дисциплин на более поздний срок и перенести некоторые общепрофессиональные, специальные дисциплины (или их блоки, модули) 4 - 5-го курсов традиционного учебного плана на более ранние сроки;

2) более концентрированно изучать дисциплины, сокращать время на изучение некоторых из них до половины семестра;

3) разделить дисциплины на 2-3 части (или выделить специальные профессионально-ориентированные модули с повышенным теоретическим уровнем) с изучениемна каждой ступени обучения одной части или модуля;

4) перейти от последовательного изучения дисциплин к последовательно-параллельному и параллельному.

Анализ качества подготовки, в том числе итогов защиты дипломных проектов, отзывы выпускников и предприятий - заказчиков свидетельствуют о перспективности такой системы. Однако для полного раскрытия ее преимуществ нужна кропотливая методическая и организационная работа.

Реализация многоступенчатой подготовки позволяет создать оптимальные условия для развития творческих способностей и склонностей каждого студента, а также более полно реализовать право личности на выбор своего пути получения профессионального образования. Кроме того, такая подготовка является открытой, она позволяет выпускнику первой и второй ступени вернуться к обучению на следующих ступенях после работы на производстве.

Внедрение многоступенчатой профессиональной подготовки специалистов позволяет привлечь к сотрудничеству учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, проводить скоординированную политику в области набора, трудоустройства выпускников, их конкурентоспособности, более эффективно использовать кадровый потенциал и материальную базу учебных заведений. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.