СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Н.Ф. Кислицына
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В данной статье рассматривается вопрос о развитии системы международного права на современном этапе. При этом анализируются работы как современных известных ученых, так и представителей XIX века. В работе делается акцент на исторический аспект. Для более конкретного понимания системы международного права уделяется внимание, прежде всего, структуре данной системы. Подробно рассматриваются элементы системы международного права.
Ключевые слова: международное право, система международного права.
Международное право (международное публичное право) является отдельной, самостоятельной системой права. Для раскрытия ее содержания необходимо, в первую очередь, выяснить, что понимается под системой права вообще, основываясь на постулатах как общей теории права, так и теории международного права.
В отечественной правовой доктрине дискуссия по этому вопросу имела место еще в конце тридцатых годов прошлого века, и она протекала, в основном, в виде общей дискуссии, направленной на выявление критериев деления права на отрасли и обоснования существования отдельных отраслей права. Большинством ученых (М.А. Аржанов, М.Н. Агарков, Д.М. Генкин, М.С. Строгович, В.С. Тадевосян, Н.Н. Поляниский, Е.А. Раввинский, С.С. Студеникин и др.) обосновывался лишь предмет правового регулирования.
В дальнейшем научная дискуссия по данному вопросу вновь активизировалась с середины 50-х гг. XX века в связи с началом масштабной кодификации законодательства в СССР [26]. Основным итогом этой дискуссии можно считать обоснование рядом ученых (Н.Г. Александров, О.С. Иоффе, И.В. Павлов, М.Д. Шаргородский, Б.В. Шейндлин и др.) вывода, согласно которому в процессе исследования системы права следует учитывать не только предмет, но и метод правового регулирования в качестве, хотя и зависящего от предмета, но обладающего определенной самостоятельностью, необходимого критерия дифференциации права.
В отечественной правовой доктрине в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века ученые стали больше уделять внимания методу правового регулирования [1. С. 176]. Некоторые ученые-теоретики выступали за пересмотр подхода к пониманию системы права. Их условно можно подразделить на три
группы. Первая группа ученых — В.Д. Сорокин, В.В. Лаптев, В.П. Шахматов,
В.К. Мамутов, В. А. Ржевский — предлагали отказаться от метода правового регулирования как основания деления права на отрасли [11. С. 31, 35]. Вторая группа — В.Г. Беляев, В.Н. Кудрявцев и др. — полагали, что не следует искать в отраслях права ни специфический предмет, ни метод, а надлежит обратить внимание на иные признаки [11]. Третья группа — Р.З. Лившиц, И.А. Танчук и др. — отстаивали точку зрения, согласно которой «отраслей как таковых в праве нет», вследствие чего необходимо сосредоточить внимание на рассмотрении вопросов системы законодательства и отрасли законодательства [11].
Необходимо отметить, что понятие «система права» отличается от понятия «правовая система». Применительно к последнему определению можно выделить два основных подхода в отечественной правовой доктрине: одни ученые (например, профессор Ю.А. Тихомиров) в качестве элементов правовой системы называют «цели и принципы правового регулирования; основные разновидности правовых актов и их объединения; системообразующие связи, обеспечивающие взаимодействие этих элементов и целостность системы» [26. С. 33]. Другие ученые (например, профессора В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев, В.П. Ка-зимирчук) в качестве элементов правовой системы выделяют «правовые нормы, институты и принципы; юридические учреждения; правовое сознание и правовую культуру; правотворчество, правореализацию в формах применения, использования, соблюдения и исполнения права, правопорядок» [25. С. 38-44]. Вместе с тем в правовой доктрине встречается и более широкая, по сути, безграничная трактовка правовой системы. В нее включены такие аспекты, как система профилактики правонарушений и социальный контроль; система правового информирования и правовых коммуникаций и так далее.
Из вышесказанного очевидно, что понятие «правовая система» шире понятия «система права».
На основании существующих в отечественной правовой доктрине теоретических обобщений можно сделать вывод о том, что право в целом представляет собой единую, непротиворечивую систему, состоящую из элементов (отраслей и институтов), взаимодействующих между собой. Причем каждой отрасли присущи свои собственные элементы.
Возникает закономерный вопрос: применимо ли данное обобщение к международному праву, как самостоятельной системе права?
В доктрине международного права наблюдаются разночтения по данному вопросу. Например, профессор В. Фридман лишь констатирует то, что «классическая система международного права в современных условиях обросла многими новыми областями» [29. С. 57]. Профессор С. Гофман, применяя системный подход при исследовании сущности международного права, ограничивается изучением так называемых стабильных (устойчивых) нереволюционных систем в международных отношениях, которым, по его мнению, присущи, соответственно, три вида международно-правовых отношений: право политического уровня; право взаимности; право сообщества [30. С. 206].
Видный ученый-международник Шарль де Вишер подвергает критике так называемый формально-юридический метод. Он пишет, что «сведение совокупности межгосударственных отношений к нормам, основание и система которых не зависит от их социального содержания, приводит к общей искаженной картине, которую обоснованно назвали «пангосударственным юридическим монизмом» [34. С. 76].
Некоторые известные западные юристы-международники вообще обходят вопрос о системе международного права. Так, например, Ш. Руссо в своем многотомном курсе международного публичного права большую часть первого тома посвящает источникам международного права, не касаясь вопроса о системе международного права вообще. Такой же пробел имеется в солидном курсе профессора Парижского университета права, экономики и общественных наук Нгуен Кво Дина [33. С. 19-25, 28-113].
В отечественной правовой доктрине имеется два основных подхода -система международного права рассматривается или в узком, или в широком смысле слова. Представители узкого понимания системы международного права (В.И. Кузнецов, И.И. Лукашук, В.В. Гаврилов, С.В. Черниченко, В.А. Василенко) исследуют ее, основываясь на теоретических знаниях и, прежде всего, на понимании системы права, основными элементами которой являются нормы, отрасли и институты. Представители широкого понимания (М.Ю. Колосов, Г.И. Тункин, Ю.А. Баскин, Д.Б. Левин, Д.И. Фельдман, Ф.Ф. Мартенс, П. Казанский) исследуют систему международного права, также основываясь на теоретических знаниях, но аналогом системы международного права в теории права для них является правовая система в целом. То есть основными элементами системы международного права, с их точки зрения, являются, прежде всего, источники, принципы и субъекты.
Мы отдаем предпочтение широкому пониманию, исходя из того факта, что международное право и его система существенно отличаются от внутригосударственной системы права.
Следует обратить внимание на тот факт, что есть как общее, объединяющее всех ученых, которые широко понимают систему международного права, так и различия в их представлениях о системе международного права. Общим для них является представление о системе международного права как совокупности неких элементов, тесно взаимодействующих между собой, взаимодополняющих, а также не противоречащих друг другу. Что касается видов этих элементов, непосредственно их характеристики, то здесь мнения ученых существенно расходятся. Например, по мнению профессора Ю.М. Колосова, под системой международного права понимается «объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, решениям арбитражных и судебных международных органов» [16. С. 14]. Профессор Ю.М. Колосов проводит четкое разграничение
между системой международного права и системой науки (доктрины) международного права: по его мнению, система международного права — объективно существующее социальное явление, система науки является результатом научной мысли отдельных юристов или коллективов юристов-международников, международное право в субъективном понимании и изложении [16. С. 15].
Профессор Е.Г. Ляхов предполагает, что настало время говорить не только о доктрине международного права в целом, но и об отраслевых науках международного права: общей теории международного права, теории международного дипломатического права, теории международного морского права и так далее. По его мнению, необходимо исследование системы международного права, системы науки международного права и системы общего учебного курса современного международного права [14. С. 5-15].
Примечательными для такого периода времени, как окончание Второй мировой войны, являются работы следующих ученых-юристов: профессора Д.И. Фельдмана, профессора Д.Б. Левина, профессора Ю.А. Баскина [10. С. 190; 12. С. 62; 24. С. 115].
Профессор Д.И. Фельдман в своих исследованиях выводит систему международного права исходя из понятия отрасли международного права: «если под отраслью в системе международного права считать совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно международные отношения определенного вида, совокупность, характеризуемую соответствующим предметом правового регулирования, качественным своеобразием, существование которой вызывается интересами международного общения, то можно было бы построить такую систему современного международного права» [24. С. 59]. Что касается элементов системы международного права, то профессор Д.И. Фельдман среди основных элементов выделял принципы и субъекты международного права.
Профессор Д.Б. Левин, исследуя вопрос о системе международного права, уделил внимание так называемым общим чертам, которые были характерны для отечественных ученых конца XX века. К этим основным моментам он отнес: «1) отход от традиционного деления международного права на право мира и право войны; 2) включение в единую систему международного права как международного публичного, так и международного частного и международного уголовного права; 3) деление многими русскими юристами-международниками науки международного права на части общую и особенную, хотя то, что понимается под общей и особенной частью, у различных авторов далеко не одинаково» [12. С. 112].
Профессор Ю.А. Баскин в своей работе среди основных элементов системы международного права выделяет субъекты и источники [10. С. 183].
Исследования, проводимые представителями узкого понимания системы международного права, также интересны для нас. Мнения по вопросу о системе международного права профессора В.И. Кузнецова и И.И. Лукашука практически совпадают. Профессор И.И. Лукашук считает: «система международного
права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты)» [13. С. 134]. Профессор В.И. Кузнецов отмечает, что «система международного права — это распределение норм международного права... по институтам, отраслям и подотраслям, с учетом их взаимосвязи, обусловливающей целостность международного права» [17. С. 35].
Профессор В.В. Гаврилов в своем исследовании вопроса о взаимодействии международной и национальной правовых систем дает следующее определение международной правовой системе: «целостная совокупность международных правовых норм, органов и организаций, а также международно-правового сознания, обеспечивающих в процессе юридической практики урегулирования выходящих за пределы внутренней компетенции государств общественных отношений, возникающих между субъектами мирового сообщества» [21. С. 56]. В дополнение он выделяет еще два существенных элемента международной правовой системы: право Европейского Союза (ЕС) и правосознание.
Профессор Л.Х. Мингазов отмечает: «создание норм международного права предполагает наличие общего международно-правового сознания и служит предпосылкой образования общепризнанных норм международного права» [19.
С. 83-84].
Среди ученых юристов-международников конца XX века, относящихся к представителям узкого понимания системы международного права, следует упомянуть профессора С.В. Черниченко и профессора В.А. Василенко.
Профессор С.В. Черниченко рассматривает систему международного права с точки зрения теории права (анализирует структуру норм международного права; говорит о международном праве, как о системе дозволений, предписаний и запретов, выражающих волю участников межгосударственных отношений и созданных ими для урегулирования этих отношений) [18. С. 205].
Профессор В.А. Василенко считал, что «система международного права исторически развивалась по горизонтали, то есть от отдельных региональных систем к единой универсальной системе общего международного права, и по вертикали, то есть от низших в качественном и количественном отношении систем к высшим» [2. С. 208]. Среди основных элементов системы международного права он выделял: понятие международного права, международноправовые нормы, принципы, отрасли и институты.
Занимались систематизацией международного права известные немецкие исследователи, такие как Кольтернборн, Бульмеринг, Клюбер. В их работах выделялись три вида систем международного права: системы случайные, системы несовершенные и системы научные.
Системы случайные отталкивались от того, что война являлась единственным исходным пунктом и центром всей международной жизни.
Системы несовершенные — те, в основание которых были положены известные научные принципы, но, однако, не присущие специально международ-
ному праву, а заимствованные из других областей права: естественного, гражданского и государственного. Одним из ведущих представителей, которые пытались выразить международное право через естественное, являлся профессор Клюбер. Он выработал разделение прав государств на «абсолютные и относительные: к первым от относит права: на сохранение, независимость и равенство. Ко вторым правам, называемые еще условными, он относил: право собственности и договоров. Относительные права он делит на права, проявляющиеся в отношениях мирных и враждебных» [28. С. 184; 31. С. 273-305; 32. С. 142-158].
Что касается отечественно-правовой доктрины XIX века по вопросу о системе международного права, то данная проблематика фундаментально исследована в нашей науке [9]. Специалисты по международному праву этого периода, такие как Н.М. Коркунов, Л. Камаровский, А.В. Гефтер, рассматривали систему международного права как «объективно существующее социальное явление» [5; 6; 20]. В своих исследованиях эти ученые подходили к системе международного права, придерживаясь широкой точки зрения, то есть выделяли такие ее элементы: источники, принципы, субъекты, отрасли и институты.
Таким образом, утверждение о том, что международное право — система, небезосновательно. Существуют определенные признаки, указывающие на системность: 1) наличие элементов; 2) взаимосвязанность и взаимное дополнение элементов системы; 3) непротиворечивость элементов системы. Вместе с тем нельзя утверждать, что в рамках системы международного права последний признак носит абсолютный характер. И все же на сегодняшний день можно говорить об относительной непротиворечивости элементов системы международного права.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алексеев С.С. Структура советского права. — М., 1975.
[2] Василенко В.А. Основы теории международного права. — Киев, 1988.
[3] Европейское международное право / Гефтер А.В., проф. Берл. ун-та. Пер.: К. Таубе, бар.; Предисл.: Ф.Ф. Мартенс, проф. С.-Петерб. ун-та. — СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1880.5
[4] Камаровский Л. Основные вопросы науки международного права // Учебные записки императорского Московского университета. Отдел юридич. — М.: Университет. тип., 1895. — Вып. 10.6
[5] Кириловская Н.Н. Система международного права и его науки в отечественной международно-правовой доктрине XIX — нач. XX в.: Автореф. дис. ... к.ю.н. — СПб., 2005.9
[6] Курс международного права. В 7 томах. Понятие, предмет и система международного права. Т. 1 / Баскин Ю.А., Крылов Н.Б., Левин Д.Б. и др. — М.: Наука, 1989.10
[7] Лаптев В.В., Шахматов В.П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение. — 1976. — № 4. — С. 31-35.11
[8] Левин Д.Б. Наука международного права в России в конце XIX и начале XX вв. Общие вопросы теории международного права. — М.: Наука, 1982.12
[9] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. — М.: Волтерс Клувер, 2005.13
[10] Ляхов Е.Г. К проблеме идентификации функций международного (публичного) права // Московский журнал международного права. — 2007. — № 3.14
[11] Международное право: Учебник I под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. — М., 2001.16
[12] Международное право: Учебник I под ред. В.И. Кузнецова. — М., 2001. 17
[13] Международное право: современные теоретические проблемы I Черниченко С.В. — М.: Междунар. отношения, 1993.1S
[14] Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. — Казань, 1990.19
[15] Общие вопросы права. История права. Государственное право. Международное право. 1S77-1S97 II Сборник статей Н.М. Коркунова.20
[16] Понятие и взаимодействие международной и национальных правовых систем: Монография I Гаврилов В.В. — Владивосток; Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 21
[17] Система международного права I Фельдман Д.И., Лазарев В.В. — Казань; Изд-во Казан. Ун-та, 19S3.24
[ІВ] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. — М., 1972.25
[19] Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества II Советское государство и право. — 1979. — № 7. 26
[20] Bulmerincg. Praxis, Theorie und Codification des Volkerrechts, 1S74.2S
[21] Fr edmann W. The changing structure of International Law. — London, 1964.29
[22] Hoffman S. Internatoinal Systems and Internatoinal Law II The International System. — Princen-
ton, 1967.30
[23] Kaltenborn. Kritik des Volkerrechts., 1S47.31
[24] Kluber. Droit des gens modern de lEurope. 1S19. (Лучшее изд. С примеч. и дополн. Ott.
Ш4.)З2
[25] Nguyen Quoc Dinh Droit International public, 1975.33
[26] Vischer Ch. Methode et systeme en droit international. — Recueil de Cours, 1973. — t. 13S. — Leyden.34
THE INTERNATIONAL LAW SYSTEM
N.F. Kislitsyna
The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The article provides an overview of the question concerning the development of international law system. Fundamental works of both modern scientists and representatives of 19-th century are analyzed. The article also touches upon the historical aspect. In order to understand the sense of the international law system first of all the structure of it is discussed. Elements of the international law system are examined in details.
Key words: international law, system of international law.