4. Для повышения эффективности использования пахотных земель в сельскохозяйственных организациях района необходимо осуществить мероприятия, предложенные в данной работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Республики Беларусь о земле: с изменениями и дополнениями по состоянию на 26 октября 2012 г. - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. - 112с.
2. Варламов, А. А. Повышение эффективности использования земли / А. А. Варламов, С. Н. Волков. - М.: Агро-промиздат, 1991. - 143 с.
3. Волков, С. Н. Землеустройство. Экономика землеустройства. Т.5.: учеб. пособие / С. Н. Волков. - М.: Колос, 2001. - 456 с.
4. Добрынин, В. А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям / В. А. Добрынин. - М.: ТСХА, 1994. - 85 с.
5. Епифанов, Ф. П. Сравнительная оценка использования земель при внутрихозяйственном землеустройстве колхозов и совхозов / Ф. П. Епифанов // Вопросы землепользования, землеустройства и планировки сельских населенных мест: науч. труды Омского СХИ. - Омск, 1969. - С. 84-92.
6. Колмыков, В .Ф. Эффективное использование земель и организация территории в АПК / В.Ф. Колмыков. - Горки : БГСХА, 2003. - 184 с.
7. Колмыков, А. В. Землеустроительное обеспечение организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения / А. В. Колмыков. - Горки: БГСХА, 2013. - 337 с.
8. Оболенский, К. П. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства / К. П. Оболенский. - М.: Экономика, 1974. с. 42-43.
9. Овсянников, С. Г. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий / С. Г. Овсянников. Минск: Выш. школа, 1969. с. 80-89.
10. Сулин, М. А. Рациональное использование земель в агропромышленном комплексе / М. А. Сулин, А. Я. Морд-винцев. - Л.: Лениздат, 1988. - 184 с.
11. Попков, А. А. Аграрная экономика Беларуси: опыт, проблемы, перспективы / А. А. Попков. - Минск: Беларусь, 2006. - 319 с.
12. Попович И. В. Методика экономических исследований в сельском хозяйстве: учебное пособие для студ. с-х. вузов по экономич. спец. - 4-е изд. перераб. / И. В. Попович. - М.: Экономика, 1982.-216 с.
13. Лю тый Я . И. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов: учебное пособие / Я. И. Лютый. - Киев: Из-во УСХА 1991. - 136 с.
УДК 332.54:631.1
В. А. СВИТИН
СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
(Поступила в редакцию 14.01.2014)
Возможным эволюционным продолжением развития Transition from corporative ownership to incorporative one,
земельно-имущественных отношений на местном терри- which includes land and other natural resources (ownership of
ториальном уровне станет переход от корпоративной territorial formation by each native resident) can be an alterna-
собственности к инкорпоративной на земельные и другие tive evolution of the development of land-property relations at
природные ресурсы (владение каждым коренным жителем the local territorial level. Incorporative approach helps to solve
территориального образования). Инкорпоративный подход a number of key economic problems in rural areas, connected
позволяет решить ряд ключевых проблем экономики в сель- with the growth of wealth of permanently residing there people
ской местности, связанных с ростом благосостояния по- and with the security of their life, property and investments. стоянно проживающих здесь людей, обеспечением их безопасности, сохранности имущества и вложений.
Введение
На нынешнем этапе становления и развития экономических отношений в Республике Беларусь важно применять наиболее эффективные методы и механизмы вовлечения земельных ресурсов в рыночный оборот, обеспечивая при этом их высокую продуктивность, сохранность, экологическую устойчивость и безопасность в использовании. Способы и механизмы государственного регулирования земельных отношений в различных странах заметно различаются по основаниям и условиям предоставления и изъятия земельных участков, установления платы за землю, обеспечения и защиты прав собственников и пользователей землей. В этой связи представляет интерес анализ различных научных подходов к регулированию землепользования, выявление при этом наиболее эффективных и приемлемых для социально-экономических условий Республики Беларусь методов управления земельными ресурсами. Выполненные исследования показывают, что пока отсутствует в научной литературе и практике регулирования землепользования однозначное определение как состава общих и частных методов управления земельными ресурсами, так и системной взаимосвязи их между собой.
Анализ источников
А. А. Варламов [1] отмечает, что управленческие решения в области землепользования реализуются с помощью административного (директивного), правового и экономического методов. Однако определения самого понятия метода управления применительно к теории управления земельными ресурсами в его работе не приводится. Автор лишь констатирует, что метод управления в общем виде - это «система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата» [1].
В работе Д. Б. Аратского [2] также отсутствует определение самих терминов «метод» и «механизм» применительно к проблематике управления земельными ресурсами. Наиболее глубоко им исследованы организационно-правовые методы управления, связанные, в частности, с осуществлением государственного контроля за охраной и использованием земель как отдельной функции управления землепользованием.
Г. А. Калабухов в своей работе [3] сущность методов управления земельными ресурсами на региональном уровне также раскрывает преимущественно средствами государственного земельного кадастра и государственного контроля за использованием и охраной земель.
В свою очередь М. Д. Воронина [4] делает акцент на исследование преимущественно правовых методов и механизмов управления земельными ресурсами. Она отмечает, что прямое организующее начало в формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм должен формироваться в рамках существующего законодательства и в интересах населения. П. В. Кухтин и другие авторы учебного пособия по управлению земельными ресурсами [5], вообще не рассматривают методы и механизмы в качестве самостоятельных терминов регулирования земельных отношений. Они ограничились лишь констатацией наличия частных методов кадастровой оценки и прогнозирования использования земельных ресурсов. Л. И. Кошкин по совокупности признаков выделяет две основные группы методов управления земельными ресурсами: административно-правовые и экономические. Не давая строгого научного определения этих методов, автор отмечает, что административно-правовые методы «представляют собой совокупность организационных и правовых актов и мер воздействия», а в качестве «важнейшей составляющей экономических методов следует выделять рыночные регуляторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование и функционирование земельного рынка» [6].
А. М. Попов [7] экономические методы управления земельными ресурсами городских территорий рассматривает через призму осуществления землеустройства, ведения государственного земельного кадастра, использования земельно-кадастровой документации. При этом он не делает существенных различий между методами и механизмами управления. Аналогичной точки зрения придерживаются в своих работах Р. Т. Нагаев [8] и Т. Г. Корнева [9]. Построение системы управления земельными ресурсами связывается ими с формированием инфраструктуры земельного рынка, состоящей из нормативно-правовой базы, экономических методов регулирования и административных структур, обеспечивающих функционирование земельного рынка в регионах.
Для выяснения сущности методов и механизмов управления земельными ресурсами важно проанализировать также наличие и особенности использования их в сфере управления различными видами недвижимого имущества. Большинство авторов, исследующих теоретические основы управления недвижимостью, наряду с административно-правовым и экономическим выделяют технический метод управления. Сущность технического метода управления недвижимостью, как свидетельствуют отдельные результаты исследований, выполненных А. В. Ивановой [10], О. И. Лебедевой [11], И. Л. Рафало-вичем [12], В. З.Черняк [13], заключается в формировании и содержании объекта недвижимости в соответствии с его функциональным назначением и непосредственно выражается в управлении системами жилой и нежилой недвижимостью, организации строительства и обслуживания различных объектов, их ремонте. Поскольку процессы регулирования землепользованием затрагивают значительный сегмент застроенных участков, технический метод или девелопмент недвижимости следует включать в общую систему управления земельными ресурсами.
Выполненный аналитический обзор литературных источников по определению методов и механизмов управления земельными ресурсами позволяет констатировать, что в научной и нормативно-правовой литературе пока нет однозначного толкования названных терминов. Часто авторами не устанавливаются различия между общими и частными методами управления, а также между методами и механизмами управления, с помощью которых регулируются земельные отношения. Отсутствие четких критериев различия между этими понятиями часто приводит к искажению сущности принимаемых мер, направленных на совершенствование землепользования. Анализ свидетельствует, что
практически отсутствуют исследования методов и механизмов управления земельными ресурсами применительно к условиям формирования рыночной экономики в Республике Беларусь.
Учитывая вышесказанное, основная цель выполненных нами исследований заключается в определении системы методов управления земельными ресурсами на основе структурирования уже известных способов и включения в нее новых компонентов, позволяющих создать эффективно действующую модель регулирования земельно-имущественных отношений в Республике Беларусь.
В частности, ставятся следующие задачи, направленные на: создание понятийного аппарата, рассматривающего термины «метод управления» и «механизм управления» в единой системе управления земельными ресурсами; однозначное определение состава общих и частных методов управления, установление их взаимосвязи в системе регулирования земельно-имущественных отношений; выяснение возможной иерархии и последовательности осуществления методов управления земельными ресурсами на различном территориальном уровне (общегосударственном, региональном, местном).
Методы исследования
Предметом исследования являются факторы и условия, влияющие на процессы формирования, установления, развития и осуществления методов регулирования земельно-имущественных отношений. Информационную базу исследования составляют действующие законодательные акты, различные нормативно-правовые акты органов государственного управления в Республике Беларусь, документы и материалы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, статистическая информация, справочные материалы и научная литература. Теоретической и методической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области регулирования земельных отношений, кадастра и землеустройства. В процессе работы использовался преимущественно абстрактно-логический и монографический методы исследования.
Основная часть
Основными предпосылками разработки усовершенствованной системы методов управления земельными ресурсами (далее УЗР) являются: устранение разного толкования понятий и создание единой системы однозначных определений и терминов в этой области регулирования земельно-имущественных отношений; необходимость учета реально складывающихся экономических и социально-политических отношений в области землепользования, когда наряду с методами и механизмами рыночного регулирования приходится использовать способы государственного воздействия (администрирования); обеспечение правовой защиты и экономической поддержки отдельных групп субъектов землепользования в условиях несовершенной конкуренции при ведении агробизнеса, в случаях предоставления и использования участков для жилья, реализации других естественно и социально обусловленных земельных потребностей (нужд); актуализация апробированных в мировой практике методов и механизмов управления с учетом возможности использования некоторых из них при разработке перспективной модели управления земельными ресурсами в Республике Беларусь.
Применительно к исследуемой проблеме метод управления земельными ресурсами, в общем виде, определяется нами как способ воздействия и влияния на участников земельно-имущественных отношений, посредством которого достигаются приемлемые параметры состояния и использования земель как важнейшего фактора социально-экономического развития страны (региона или территории).
В отличие от принятой в менеджменте классификации методов управления система управления земельными ресурсами, как нами установлено, должна включать в себя следующие методы: экономический, административно-правовой, политический, технико-технологический, организационно-распорядительный и социально-психологический.
Функционирование предлагаемой системы методов основано на иерархической взаимосвязи структурных составных частей, объединяющий и рассматривающий весь процесс управления в единстве с необходимыми для этих целей механизмами и функциями (рис.). Научная новизна предлагаемого подхода в классификации методов УЗР заключается в создании общей, унифицированной системы способов регулирования земельно-имущественных отношений. С помощью такой системы методов нами предлагается обеспечить управляющее комплексное воздействие на субъекты и объекты землепользования в ходе решения имеющихся организационно-правовых, социально-экономических, экологических и территориально-технологических проблем использования и охраны земель. В качестве основных и существенно более важных в сравнении с другими методами, отражающими иерархическое построение всей системы управления земельными ресурсами, нами определяются и выделяются на первый план экономический и административно-правовой методы.
Рис. Системная взаимосвязь методов, механизмов и функций управления земельными ресурсами
В свою очередь ряд других, несомненно значимых и незаменимых в общей системе управления, -политический, организационно-распорядительный, технико-технологический и социально-психологический, - составляют вспомогательную группу методов управления, поскольку зависят от первых двух, базируются на них, конкретизируют и расширяют возможности управляющего воздействия на земельные ресурсы и субъекты землепользования. В качестве самостоятельного метода УЗР предлагается использовать экономико-технологический (девелопмент недвижимости), выступающий в современных условиях одним из актуально-необходимых способов регулирования земельно-имущественных отношений. Каждый из обозначенных методов, на основании проведенных нами исследований, получил научное системное понятие и определение, для всех их впервые выявлены конкретные цель и назначение в системе управления (табл.). В целях выявления отличительных особенностей приведенных в таблице методов управления их определение дано в единственном числе, что однако не исключает возможности выделения внутри каждого вида множества (группы) частных методов управления, например экономических.
В процессе исследований нами выявлено, что тесно взаимосвязанные между собой административные и правовые методы регулирования земельных отношений целесообразно рассматривать в качестве единого, общего административно-правового метода управления земельными ресурсами [14; 15]. В основе этого метода (широко апробированного в практике регулирования земельных отношений в Беларуси и многих странах мира) лежит способ и средство воздействия на субъекты землепользования путем правовой регламентации, подчиненности и властности.
Метод Определение понятия Роль метода в системе управления земельными ресурсами
Экономический Система способов воздействия на материальные и имущественные интересы субъектов землепользования, направленные на эффективное использование и сбережение ресурсного потенциала земель с применением инструментов рентной их оценки, соизмерения затрат и результатов в процессе стимулирования активной и более производительной хозяйственной и иной деятельности на земле. В основе метода находятся объективные экономические законы, а также специфические законы рыночного социально ориентированного регулирования. Метод включает возможность реализации платности землепользования, финансирования земельных улучшений и нормирования землепользования, развития ипотеки и кредитования, возмещения потерь и убытков. Является, наряду с административно-правовым, приоритетным в рыночной экономике. Обеспечивает формирование и реализацию государственной земельной политики, объединяет механизмы кредитного, финансового и налогового государственного регулирования, образует основу экономических механизмов ведения агробизнеса, а также хозяйствования в других сферах деятельности.
Административно-правовой Способ воздействия на субъектов землепользования путем правовой регламентации, подчиненности и властности, средство практического решения уполномоченными органами исполнительной власти вопросов земельного регулирования в сфере их компетенции. Выражается в сочетании и определенном соотношении средств предписания, запрета и дозволения. Выражается в обязательном (властном) воздействии, адресованном субъектам землепользования (при установлении земельного налога, при ведении государственной регистрации и контроля, установлении экологических требований и т. п.).
Политический Способ прямого и (или) косвенного воздействия на поведение и деятельность субъектов землепользования на основе функционирования и взаимодействия органов государственной власти, местного управления и общественного самоуправления с помощью политических инструментов (реализация прав и свобод граждан, выборность и сменяемость органов власти, проведение референдумов и общественных слушаний и т.п.) при обязательном достижении в процессе и по результатам управления баланса между принуждением и убеждением. Обеспечивает включение всего спектра общественных и личных интересов в регулируемый процесс земельно-имущественных отношений в условиях становления правового государства, развития самоорганизации общества и институтов самоуправления. Особенность его проявления заключается в своевременности реагирования на возникающие проблемы землепользования.
Технико-технологический Совокупность мер, звеньев и элементов управляющего воздействия, определяющих технологические способы и приемы формирования земельных участков, условия их использования, улучшения и охраны, а также получения в связи с этим специальной продукции (выполнения услуг) с помощью системно организованных разнообразных технических, коммуникационных, и информационных средств, необходимого оборудования (приборов и инструментов). Обеспечивает привязку всех способов управления к вещественно-материальным средствам и ресурсам хозяйствования на земле, организует территорию как обязательное условие реализации управляющего воздействия в конкретном месте и определенное время.
Экономико-технологический (деве-лопмент недвижимости) Специфический метод управления, представляющий собой симбиоз экономического и технико-технологического способов, обеспечивающий оказание специальных услуг и осуществление мер по улучшению потребительских свойств земельных участков, а также подготовку этих участков к эксплуатации (реализации), способствующий тем самым повышению их рыночной стоимости на основе достижения заданных технико-экономических и экологических параметров. Обеспечивает формирование, использование и дальнейшее развитие недвижимого имущества, способствует увеличению его эколого-экономического потенциала и капитализации в условиях рыночного оборота.
Организационно-распорядительный Деятельность по координации органов управления, аппарата и структурных их подразделений, специальных служб и организаций в системе управления земельными ресурсами, обеспечивающая взаимодействие всех функций и участников управления в рамках трудового законодательства и дисциплинарной ответственности. Непременный из арсенала менеджмента способ обязательного, однозначного воздействия, (выступающий, как правило, в форме приказа или распоряжения), позволяющий неукоснительно соблюдать требования собственника имущества либо руководителя организации.
Социально-психологический Комплекс приемов и способов воздействия на процесс формирования у всех субъектов землепользования и участников управления (земельного администрирования) позитивных интересов и стимулов на основе сознательного исполнения норм действующего законодательства, обеспечения рационального использования земельных ресурсов и бережного их сохранения с применением морально-этических норм и культурно-исторических ценностных ориентиров, а также средств и инструментов общественного мнения и массовой коммуникации. Вспомогательный (безвластный) метод воздействия на субъекты земельных отношений, способствующий реализации всех других методов управления, отвечающих задачам реализации земельной политики в области формирования, становления и устойчивого развития землепользования.
В свою очередь экономический метод управления землепользованием определяется нами как совокупность средств, с помощью которых изменяется экономический потенциал и ресурсное состояние земель. На основе и с помощью этого метода создаются предпосылки для эффективного регулирования всей экономики в целом, принимая во внимание особую роль земельных ресурсов как средства, условия и фактора производства, пространственного и территориального базиса размещения отраслей хозяйственной и иной деятельности.
Необходимость применения экономического и административно-правового методов управления в практике в теории и практике УЗР достаточно убедительно доказано многими авторами и, полагаем,
для них не требуется дополнительной аргументации. Что касается других методов, включаемых нами в общую систему способов регулирования земельно-имущественных отношений, то каждый из них нуждается в соответствующем научном обосновании, поскольку возможность их использования в решении проблем землепользования не является однозначно очевидной и доказанной.
В частности, организационно-распорядительный метод управления земельными ресурсами целесообразно рассматривать в качестве самостоятельного в общей системе методов УЗР, поскольку он имеет свою методологию и отличается от административно-правового и других методов управления по следующему ряду признаков: регулирует специфические организационные отношения, которые возникают с момента формирования органов управления и подконтрольных им структурных образований (организаций, предприятий, фирм, временных трудовых коллективов, частных предпринимателей и др.), выполняющих виды работ, необходимых для решения конкретные вопросов землепользования; имеет комплексный характер воздействия, сочетающий организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные меры, которые, в свою очередь, предполагают моменты регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования; выполняет распорядительную функцию управления, посредством которой осуществляется координация управляющих воздействий, подготовка, принятие и организация выполнения принятых решений, а также предполагает контрольную деятельность за осуществлением ранее принятых решений; обеспечивая регулирующее воздействие на всю систему субъектов и объектов землепользования он в свою очередь регламентируется преимущественно нормами трудового и хозяйственного законодательств; предусматривает принятие конкретных решений органа управления по всем вопросам землепользования в рамках своей компетенции (планирование землепользования, проектирование отвода участков, регламентация застройки территории и др.) с учетом имеющихся ресурсов, сроков выполнения, кадрового обеспечения и других условий.
Технико-технологической метод управления земельными ресурсами определяется нами как способ воздействия на количественное, качественное и информационное состояние земель (земельных участков), обеспечивающий их функционирование в заданных параметрах. Технико-технологической метод управления включает в себя совокупность звеньев и элементов управляющего воздействия, определяющих технологические способы и приемы формирования земельных участков, условия их использования, улучшения и охраны, а также получения в связи с этим специальной продукции (выполнения услуг) с помощью системно организованных разнообразных технических, коммуникационных, и информационных средств, необходимого оборудования (приборов и инструментов).
Технико-технологической метод управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей, которые, как нами выявлено, заключаются в следующем: основывается на технико-технологическом решении (техническом проекте: застройки, организации территории, мелиорации земель, реконструкции объекта недвижимости и т.д.), которое должно быть принято компетентным органом и в установленном законом порядке; устанавливает наличие на земельном участке недвижимых объектов как обязательного атрибута для разрешенного вида его использования с учетом жизненного цикла недвижимости (создание, развитие, прекращение существования), условий ее технической эксплуатации и улучшения (реконструкции, восстановления, реставрации и др.); определяет способы и технологию реализации принятого технического решения, номенклатуру и количество технических средств, профессиональный состав управленческих кадров и специалистов в сфере производственной деятельности для государственной земельной службы, а также состав и виды работ, выполнение которых возможно на коммерческой основе; включает в обязательном порядке информационный аспект, который предполагает участие в системе управления технических информационных средств, оптимальные способы их использования для получения, объединяющей процессы создания, хранения, выдачи, распространения и использования информации о земельных ресурсах, широкий доступ к ней; учитывает степень развития технологического уклада жизни людей и общества, ядром которого являются микроэлектроника, компьютерная техника и телекоммуникации, что позволяет обеспечивать создание необходимой для эффективного управления инфраструктуры коммуникационных систем, программное обеспечение земельного администрирования, сервисное обслуживание потребителей услуг и др.; формирует инновационную составляющую технико-технологического ресурса и потенциала управленческой деятельности в области регулирования земельно-имущественных отношений, прежде всего, предприятий, организаций и служб, выполняющих землеустроительные, кадастровые, геодезические и другие виды работ; отражает достигнутый уровень и определяет перспективы развития землеустроительного, кадастрового, геодезического и иного производства с точки зрения особенностей используемых технических средств, инженерных и информационных технологий; предполагает согласование процессов управления земельными ресурсами с технико-технологическими аспектами охраны окружающей среды и природопользования
(пространственной организацией размещения экологически опасных объектов, предприятий, осуществляющих производство по принципу безотходности, охраняемых и особо охраняемых территорий и др.).
Например, с использованием этого метода возможно создание геопортала земельно-информационной системы, который позволяет проводить комплексный многофункциональный анализ состояния и перспектив территориального развития, обеспечивает широкий доступ граждан, организаций и органов власти к пространственным данным в целях их эффективного использования в своей деятельности.
Политический метод управления земельными ресурсами рассматривается нами в качестве одного из возможных векторов решения современных научно-практических проблем регулирования земельно-имущественных отношений, находящегося на стыке экономики, регионального управления и политологии. Необходимость выделения и определения этого метода как необходимой составной части общей системы методов управления земельными ресурсами обусловлена следующими предпосылками: управление земельными ресурсами осуществляется в рамках реализации государственной земельной политики, разрабатываемой и проводимой не только органами исполнительной власти, но и других ветвей власти (прежде всего, законодательной и судебной) при участии органов местного самоуправления; принятие решений в области регулирования земельных отношений осуществляется (или может осуществляться) с использованием целого спектра политических инструментов и технологий (проведение референдумов и социологических опросов, парламентских, общественных и научно-производственных дискуссий и дебатов; деятельности депутатских комиссий, парламентских групп и оппозиции; практики депутатских запросов, парламентских слушаний и др.); активизация решений по различным вопросам землепользования (равно как и замедление хода их решения), предполагающая включение (подключение, исключение) различных механизмов и методов управления, происходит при непосредственном политическом влиянии и воздействии, что в свою очередь обусловливает установление на определенном этапе регулирования соответствующей организационной структуры управления на всех иерархических уровнях, т.е. политическое решение фактически сливается с экономико-правовым; для разрешения целого ряда проблем в области землепользования, пока недостаточно урегулированных в правовом отношении и имеющих важные социально-экономические последствия (наличие коррупционных схем в предоставлении участков и осуществлении купли-продажи объектов недвижимости, лоббирование интересов в ходе принятия решений органами исполнительной власти и парламентом, проявление последствий несовершенной конкуренции и монополизма в отдельных отраслях деятельности и др.), требуется политическая воля и целый комплекс политических решений; косвенное воздействие на решения органов управления по различным вопросам землепользования оказывают средства массовой информации, научное сообщество, соответствующие инициативы гражданского общества и политических партий, деятельность которых регулируется общепринятыми нормами политических отношений.
Обозначенные выше предпосылки позволяют считать политический метод управления земельными ресурсами незаменимым и достаточно важным способом регулирования складывающихся земельно-имущественных отношений, способным объединить и при необходимости сгладить противоречия использования других методов в решении земельных вопросов (в случаях проявления субъективизма и голого администрирования). Однако главным условием использования этого метода следует считать непременный учет апробированных в мировой практике общих закономерностей развития экономики, сочетание социально ориентированных и рыночных подходов в решении проблем землепользования.
Социально-психологический метод управления в системе УЗР пока не нашел достаточного научного отражения в специальной литературе. Он преимущественно рассматривается применительно к управлению персоналом и традиционно входит в общепризнанную классификационную группу методов менеджмента по характеру воздействия (наряду с экономическим и административным) и всегда их дополняет. Сущность социально-психологического метода состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы участников какой-либо деятельности в процессе управления образовать и задействовать наиболее эффективные механизмы осуществления этой деятельности. Этот метод основывается на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Очевидно, что в сфере регулирования земельно-имущественных отношений использование социально-психологического метода управления оправдано с точки зрения поиска наиболее эффективных способов воздействия на большое число землевладельцев и землепользователей, результаты деятельности которых непосредственно влияют на уровень развития экономики, благосостояния людей и всего общества.
Необходимость применения социально-психологического метода управления в общей системе методов УЗР обусловлено следующими, выявленными и обобщенными нами, факторами и предпосылками: воздействие на субъектов землепользования (людей, граждан, физических лиц, руководителей организаций и их подразделений) путем воспитания сознательного отношения к использованию зе-
мельных ресурсов обусловлено необходимостью соблюдать нормы действующего земельного законодательства (равно как и нормы других отраслей права), что определяет формирование системы законопослушных и грамотных в правовом отношении владельцев, пользователей и арендаторов недвижимого имущества; рациональное использование и бережное сохранение земли (находящейся как в частной собственности, так и в общем пользовании) определяется не только потому, что это предусмотрено нормами права, что существуют ограничивающие или поощряющие материально-экономические стимулы, но и в силу наличия воспитанных у людей морально-этических, культурных и нравственно-исторических ценностей; в процессе управления важно обеспечить благоприятный морально-психологический климат среди пользователей земли, учитывая, что воздействие здесь испытывают самые разнообразные объекты управления: трудовые коллективы сельскохозяйственных организаций и мотивы рационального использования предоставленных им земель; личностные характеристики владельцев и пользователей участками в населенных пунктах, в садоводческих товариществах и дачных поселках; система морального стимулирования пользователей и владельцев участков и другие; социально-психологическое воздействие испытывают непосредственные участники процесса управления земельными ресурсами в организациях, учреждениях, службах, трудовых коллективах при выполнении своих профессиональных обязанностей (землеустроители, геодезисты, регистраторы, оценщики и др.); процесс землепользования связан с раскрытием и применением социальных и психологических свойств конкретных субъектов - личностей, которые своим поведением, примером, жизненным опытом и отношением к земле и другому имуществу создают атмосферу, микроклимат, где эффективно реализуются и другие методы управления.
Заключение
На практике выбор методов и их комбинаций зависит от конкретных ситуаций и задач управления. Пока не существует общего, универсального алгоритма последовательности включения (или подключения) тех или иных методов решения управленческих проблем и задач в области регулирования земельных отношений. В качестве научного предложения можно сформулировать ряд отдельных методологических обобщений, которые позволяют, как мы полагаем, приблизиться к разработке подобного алгоритма.
Во-первых, принятию конкретного акта управления (решению компетентного органа исполнительной власти) чаще всего предшествует политическое решение, которое принимается на основе соответствующей аналитической работы (обобщение положительного опыта и имеющихся недостатков в организации использования и охраны земель, исследование земельно-ресурсных аспектов перспективных направлений социально-экономического развития страны и т.п.). Политический метод управления играет роль пусковой кнопки, обозначающий начало (старт) всего процесса управления, после чего в этот процесс подключаются остальные методы. Так, на стадии подготовки проекта указа Президента, либо постановления Совета Министров (где активно задействован аппарат специально уполномоченного органа государственного управления) необходима политическая воля. Поэтому просматривается следующая логическая цепочка последовательного подключения методов управления: политический-административно-правовой-экономический и затем остальные в тесной взаимосвязи и по мере необходимости.
Во-вторых, содержательную основу управляющего воздействия по регулированию земельных отношений формируют экономический и административно-правовой методы, так как с использованием их определяются цели, задачи и принципы управления земельными ресурсами. Дальнейшая детализация и налаживание управления осуществляется с применением других способов (технико-технологического, экономико-технологического, организационно-распорядительного), что позволяет придать его процессу логическую последовательность, комплексный охват и завершенность.
В-третьих, в тех случаях, когда возникает типовая для данного уровня управления задача, а система управления в целом отлажена (экономический и другие механизмы успешно выполняют возложенные на них функции, среди владельцев, пользователей земельными участками и органами власти не возникает проблем), ведущее место обычно принадлежит организационно-распорядительным методам. Основная задача для органов управления в этом случае заключается в выборе наиболее эффективных методов организационно-распорядительного регулирования и практическому использованию соответствующих социально-психологических методов управляющего воздействия на субъекты землепользования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варламов, А. А. Земельный кадастр: в 6 т. / А. А. Варламов. - М.: КолосС, 2003-2006.- Т.2: Управление земельными ресурсами, 2004. - 527 с.
2. Аратский, Д. Б. Механизмы управления земельными ресурсами на региональном уровне : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.27 / Д. Б. Аратский ; Гос. ун-т по землеустройству. - М., 1999. - 32 с.
3. Калабухов, Г. А. Совершенствование организационно-экономических методов управления земельными ресурсами в условиях становления новых земельных отношений: на примере Воронежской области / Г. А.Калабухов [Электронный
ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.dissercat com/content /sovershenstvovanie-organizatsionno-ekonomicheskikh-metodov-upravleniya-zemelnymi-resursami-v?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZ . - Дата доступа : 20.10.2011.
4. Воронина, М. Д. Конституционно-правовые основы государственного управления в области использования и охраны земель в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.02 / М. Д. Воронина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2010. - 29 с.
5. Управление земельными ресурсами / П. В. Кухтин [и др.]: учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
6. Управление земельными ресурсами : учебно-практическое пособие / А. А. Алпатов [и др.] ; под общ. ред. Л. И Кошкина. - М.: ВШПП, 2004. - 520 с.
7. Попов, А. М. Совершенствование методов управления земельными ресурсами городов : на примере г. Тюмени : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.24.04 / А. М. Попов ; Новосибирский гос. ун-т. - Новосибирск, 2000. - 26 с. [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www. dissercat. com/content/sovershenstvovanie-metodov-upravleniya-zemelnymi-resursami-gorodov-na-primere-g-tyumeni. - Дата доступа: 20.02.2012.
8. Нагаев, Р. Т. Управление земельными ресурсами в городах Республики Татарстан : теория, методика, практика. : автореф. дис. .доктора экон. наук : 08.00.27; специальность землеустройство / Р. Т. Нагаев ; Гос. ун-т по землеустройству. - М., 2000. - 42 с.
9. Корнева, Т. Г. Экономические методы совершенствования управления земельными ресурсами АПК: на примере Республики Бурятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Т. Г.Корнева ; Санкт-Петербургская с-х. академия. -Пушкин-СПб.-Пушкин, 2007. - 26 с.
10. Иванова, А. В. Совершенствование методов управления недвижимостью : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.В. Иванова ; Гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2007. - 32 с.
11. Лебедева, О. И. Формы и методы государственного регулирования рынка недвижимости в Российской экономике / О.И. Лебедева // Управление экономическими системами. - 2012. - № 4. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1284-2012-04-25-06-37-47 . Дата доступа : 10.02.2013.
12. Рафалович, И. Л. Принципы создания стратегически ориентированной системы управления недвижимостью промышленного предприятия / И. Л. Рафалович [Электронный ресурс]. 2013. Режим доступа -: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/17.shtml?printversion. - Дата доступа: 9.02.2013.
13. Черняк, В. З. Управление недвижимостью / В. З. Черняк. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 319 с.
14. Свитин, В. А. Функции и методы управления земельными ресурсами (концептуальные основы совершенствования государственной земельной службы на принципах устойчивого развития в Республике Беларусь): моногр. / В. А. Свитин. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. - 320 с.
15. Свитин, В. А. Экономико-правовые особенности модели управления земельными ресурсами в Республике Беларусь / В. А. Свитин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2011. - № 7. - С. 39-43.
УДК 332.54
А. П. ИСАЧЕНКО
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(Поступила в редакцию 14.01.2014)
В статье раскрываются понятия, значение и взаимо- The article presents notions, meaning and interrelations of
связи рационального природопользования и землеустройст- rational nature use and land use planning. In modern condi-
ва. Предложено в современных условиях взаимно увязывать tions, we suggest coordinating measures of land use planning
мероприятия землеустройства и природопользования. and nature use. We think that only state support of nature use
Представлено мнение, что только лишь при авансировании procedures and understanding of the leading role of land use
государствами процедур природопользования и ведущей planning in the Russian Federation, Ukraine and the Republic
роли землеустройства в Российской Федерации, в Украине, of Belarus can provide transition to civilized land market and
Республике Беларусь возможно обеспечивать переход к efficient land policy. цивилизованному земельному рынку и проведению эффективной земельной политики.
Введение
Понятие «природопользование» вошло в научный оборот около пятидесяти лет назад в связи необходимостью переосмысления отрицательных последствий взаимоотношения общества и природы с усилением интереса к природоохранительным проблемам.
Содержание природопользования включает три его составляющие: экономическую (ведущую), экологическую и социальную (культурно-оздоровительную), что определило рассмотрение использования природной среды как ориентированной на удовлетворение потребностей общества.
В другом аспекте - это наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом; комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.
В зависимости от характера управления процессом природопользования, его типов и последствий, им вызываемых принято говорить о рациональном и нерациональном, плановом и стихийном, пассивном и активном природопользовании.