ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.dissercat com/content /sovershenstvovanie-organizatsionno-ekonomicheskikh-metodov-upravleniya-zemelnymi-resursami-v?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZ . - Дата доступа : 20.10.2011.
4. Воронина, М. Д. Конституционно-правовые основы государственного управления в области использования и охраны земель в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.02 / М. Д. Воронина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2010. - 29 с.
5. Управление земельными ресурсами / П. В. Кухтин [и др.]: учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
6. Управление земельными ресурсами : учебно-практическое пособие / А. А. Алпатов [и др.] ; под общ. ред. Л. И Кошкина. - М.: ВШПП, 2004. - 520 с.
7. Попов, А. М. Совершенствование методов управления земельными ресурсами городов : на примере г. Тюмени : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.24.04 / А. М. Попов ; Новосибирский гос. ун-т. - Новосибирск, 2000. - 26 с. [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www. dissercat. com/content/sovershenstvovanie-metodov-upravleniya-zemelnymi-resursami-gorodov-na-primere-g-tyumeni. - Дата доступа: 20.02.2012.
8. Нагаев, Р. Т. Управление земельными ресурсами в городах Республики Татарстан : теория, методика, практика. : автореф. дис. .доктора экон. наук : 08.00.27; специальность землеустройство / Р. Т. Нагаев ; Гос. ун-т по землеустройству. - М., 2000. - 42 с.
9. Корнева, Т. Г. Экономические методы совершенствования управления земельными ресурсами АПК: на примере Республики Бурятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Т. Г.Корнева ; Санкт-Петербургская с-х. академия. -Пушкин-СПб.-Пушкин, 2007. - 26 с.
10. Иванова, А. В. Совершенствование методов управления недвижимостью : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.В. Иванова ; Гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2007. - 32 с.
11. Лебедева, О. И. Формы и методы государственного регулирования рынка недвижимости в Российской экономике / О.И. Лебедева // Управление экономическими системами. - 2012. - № 4. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1284-2012-04-25-06-37-47 . Дата доступа : 10.02.2013.
12. Рафалович, И. Л. Принципы создания стратегически ориентированной системы управления недвижимостью промышленного предприятия / И. Л. Рафалович [Электронный ресурс]. 2013. Режим доступа -: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/17.shtml?printversion. - Дата доступа: 9.02.2013.
13. Черняк, В. З. Управление недвижимостью / В. З. Черняк. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 319 с.
14. Свитин, В. А. Функции и методы управления земельными ресурсами (концептуальные основы совершенствования государственной земельной службы на принципах устойчивого развития в Республике Беларусь): моногр. / В. А. Свитин. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. - 320 с.
15. Свитин, В. А. Экономико-правовые особенности модели управления земельными ресурсами в Республике Беларусь / В. А. Свитин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2011. - № 7. - С. 39-43.
УДК 332.54
А. П. ИСАЧЕНКО
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(Поступила в редакцию 14.01.2014)
В статье раскрываются понятия, значение и взаимо- The article presents notions, meaning and interrelations of
связи рационального природопользования и землеустройст- rational nature use and land use planning. In modern condi-
ва. Предложено в современных условиях взаимно увязывать tions, we suggest coordinating measures of land use planning
мероприятия землеустройства и природопользования. and nature use. We think that only state support of nature use
Представлено мнение, что только лишь при авансировании procedures and understanding of the leading role of land use
государствами процедур природопользования и ведущей planning in the Russian Federation, Ukraine and the Republic
роли землеустройства в Российской Федерации, в Украине, of Belarus can provide transition to civilized land market and
Республике Беларусь возможно обеспечивать переход к efficient land policy. цивилизованному земельному рынку и проведению эффективной земельной политики.
Введение
Понятие «природопользование» вошло в научный оборот около пятидесяти лет назад в связи необходимостью переосмысления отрицательных последствий взаимоотношения общества и природы с усилением интереса к природоохранительным проблемам.
Содержание природопользования включает три его составляющие: экономическую (ведущую), экологическую и социальную (культурно-оздоровительную), что определило рассмотрение использования природной среды как ориентированной на удовлетворение потребностей общества.
В другом аспекте - это наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом; комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.
В зависимости от характера управления процессом природопользования, его типов и последствий, им вызываемых принято говорить о рациональном и нерациональном, плановом и стихийном, пассивном и активном природопользовании.
Предполагая, что в современных условиях природопользование должно быть близким к «рациональному», оценим фактическое состояние и тенденции использования земельных ресурсов в Российской Федерации, в Украине и Республике Беларусь, а также определим роль и значение государственного землеустройства в регулировании земельных отношений.
В Российской Федерации в период земельных преобразований и в связи с переходом к многообразным формам собственности на землю значительно снизилась роль государства в регулировании процессов природопользования и землепользования, что привело к возникновению негативных явлений в использовании земли и как следствие - природных ресурсов.
На эффективности функционирования земли как главного средства производства в сельском хозяйстве отрицательно сказалось исключение из оборота больших площадей пахотных и кормовых угодий, что привело к увеличению производственных нагрузок на оставшиеся продуктивные угодья и дало толчок развития процессов деградации земельных и природных ресурсов конкретных территорий. В нынешних условиях вся территория сельскохозяйственных организаций вначале становится объектом межхозяйственной реорганизации, а уже затем и объектом внутрихозяйственного землеустройства и компонентом природопользования
Важное место в решении современных проблем оптимизации землепользования и природопользования занимает землеустройство как система мероприятий, направленных на организацию использования и охрану земель, создание условий естественного воспроизводства окружающей среды, способствующей поддержанию агроэкологически рационального сочетания природных факторов, обеспечивающих максимальную отдачу и минимально возможные издержки производства [2,8,13].
Анализ источников
Различные аспекты природопользования, инвентаризации и эколого-экономической оценки земель, организации ее использования всегда были ключевыми темами исследований в сфере экономики природопользования и охраны окружающей среды. Изучением теоретических, методологических, методических и прикладных проблем землеустройства, рационального землеустройства, охраны земель, вопросов оценки объективных факторов, влияющих на проведение земельной политики, создания соответствующих условий экологически безопасного и экономически эффективного использования земель в рамках рационального природопользования занимаются ученые Д. С. Добряк, А. А. Варламов, В. В. Вершинин, С. Н. Волков, Т. А. Емельянова, А. П. Исаченко, А. И. Ковалив, А. В. Колмыков, В. В. Косинский, С. И. Носов, Т. В. Папаскири, В. В. Пименов, А. С. Помелов, В. Н. Семочкин, А. Я. Сохнич, А. В. Тарнопольский, А. М. Третьяк, О. И. Фурдычко, В. Н. Хлыстун, др.
Однако остается большое количество спорных и заслуживающих внимания вопросов, относящихся к современным проблемам экономики, рационального природопользования и землеустройства в Российской Федерации, в Украине и Республике Беларусь.
Поэтому одна из целей исследований сотрудников ФГБОУ ВПО «Государственного университета по землеустройству» (ГУЗ) заключалась в поиске решений по дискуссионным вопросам земельных преобразований, а также в формировании необходимых рекомендаций по совершенствованию содержания и методов землеустройства, экономического стимулирования рационального землепользования и природопользования. Результаты, выводы и предложения являются весьма поучительными и могут стать востребованными в России и в странах ближнего зарубежья [7,8,9,10].
В основу научного поиска положены разработки ученых Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины, обосновывающие необходимость, порядок и особенности проведения государственного и муниципального землеустройства, мнения специалистов и личные исследования. Рассмотрены и оценены рекомендации ученых относительно содержания земельных реформ и предложения по методическим подходам проведения землеустроительных работ, финансируемых государством, направленных на рациональное природопользование, землепользование и землевладение.
Методы исследования
В процессе исследования применялись абстрактно-логический, монографический метод и исторического анализа.
Основная часть
Изначально определено, что рациональное природопользование - это система взаимодействия общества и природы, базирующаяся на основе практики и полученных в результате закономерностях и в наибольшей степени отвечающая задачам как развития производства, так и сохранения биосферы. В идеале при рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей общества в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала.
Поиск оптимума хозяйственной деятельности на конкретной территории является важной прикладной задачей науки природопользования и организации рационального землепользования [2,3].
Достижение такого оптимума получило название «устойчивое развитие территории». При нерациональном же природопользовании и несоблюдении системы государственных мероприятий по обеспечению наиболее полного, рационального и эффективного использования и охраны земель, постепенно происходит экологическая деградация территории и невоспроизводимое использование природно-ресурсного потенциала. Отметим, что тема настолько актуальна и неоднозначна, что в рамках названной проблемы на базе Института агроэкологии и природопользования НААН Украины открылся специализированный совет по защите диссертаций, а в научных кругах исследуются три основные парадигмы и особенности «экономики природопользования».
Первая парадигма основана на принципе «минимизации воздействия». Права на использование ресурсов должны находиться у локальных групп населения, проживающих в небольших поселениях и заинтересованных в том, чтобы жить в гармонии с природой.
Вторая парадигма базируется на идее полезного использования объема природных ресурсов, позволяющего каждому члену растущего общества неуклонно повышать уровень своего благосостояния (небольшой, но одинаковый прирост ежегодного потребления).
Третья парадигма базируется на принципе максимизации использования природных ресурсов для максимально возможного увеличения благосостояния населения. Согласно ей, все члены общества стремятся к максимизации использования природных ресурсов.
По нашему мнению, ни одна из этих парадигм в современных условиях «в чистом виде» не присутствует в практической деятельности связанной с использованием природных ресурсов Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь [2, 4, 5].
К сожалению, сам подход к формированию таких парадигм основывается на потреблении, т. е. на использовании природных ресурсов, включая землепользование. Тогда как экологическая составляющая такого потребления отсутствует, либо рассматривается в последнюю очередь.
Поэтому все, что декларируется в отношении охраны природной среды и ее ресурсов является, по нашему мнению, пустыми словами. Так как объектом интересов среднестатистического человека любого общества являются прежде всего экономические компоненты природной среды, а ее охрана и воспроизводство стоят на последнем месте и проявляются как эффект «зализывания ран», нанесенных природе обществом.
На наш взгляд, необходимо сформулировать не только экономический подход к парадигме взаимоотношений общества и человека к природной среде его обитания, а прежде всего экологический подход, который рассматривал бы любое антропогенное вмешательство в природу в процессе получения от нее необходимых благ, как действие непроизводящее большие структурные и качественные изменения ее элементов.
В современных условиях развития земельных отношений выстраиваемая парадигма управления и регулирования государством рационального природопользования и землепользования должна основываться на следующих принципах:
1) приоритетное решение природоохранных задач перед производственными;
2) максимальный учет эколого-хозяйственных и агроэкологических свойств территории, природной устойчивости ее отдельных частей при реорганизации землепользований и территориальном размещении производства, обеспечивающем наиболее полное использование адаптивного потенциала территории, сельскохозяйственных растений и животных, что обуславливает высокую эффективность землеустройства;
3) приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землепользования при перераспределении земель между категориями земельного фонда, земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий, что вызывает необходимость обоснования при землеустройстве соответствующего уровня интенсивности использования земли, защиты сельскохозяйственных угодий от изъятия для несельскохозяйственных целей, консервации деградированных земель;
4) комплексный характер организации территории и производства в целях обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделенной землей с ее количественными и качественными характеристиками и фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами предприятий, а также своевременного и обязательного создания необходимой производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения процессов производства;
5) повышение устойчивости землепользования как производственной и агроландшафтной системы, сохранение долговременных элементов организации территории, создающих агроландшафтный каркас (дороги, лесополосы, поля севооборотов, мелиоративные сооружения и другие объекты постоянного действия);
6) экологическая, экономическая и социальная эффективность землепользования и организации его территории, требующая соответствующего обоснования всех мероприятий по совершенствованию землепользования и землеустройства [13].
В Российской Федерации и в Украине приступили к земельной реформе более 20 лет назад, не озаботившись о соответствующем государственном финансировании существовавшей тогда полноценной землеустроительной системы, обоснованности осуществления намеченных мероприятий землеустройства, процедур перераспределения земель и цивилизованной передачи земельных участков в аренду и (или) в собственность.
Парадоксально, но недальновидная «экономия» на государственном финансировании землеустроительных работ стала одной из причин того, что теперь возможности землеустройства, как регулятора природопользования землепользования существенно снижены, теряются рычаги профессионального управления государства развитием территорий, процессами природопользования и организации использования ничем незаменимых сельскохозяйственных угодий [4, 5, 12].
Государственная власть практически самоустранилась от регулирования земельных отношений в России, государственная политика в области планирования и организации рационального использования земель всех категорий отсутствует, большая часть актуальных вопросов, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения и восстановлением аграрного сектора, решаются декларативно и административными методами.
Существующее земельное законодательство неэффективно, так как не решает возникшие в этой сфере проблемы, а подготовленные изменения в земельное законодательство по отмене категорий земель непрофессиональные и «на руку» лишь лоббирующим ее дельцам и строительным олигархам, а не преобладающей массе населения, их запросам и чаяниям.
В результате фактически повсеместно попираются принципы рационального использования природных ресурсов, утрачены возможности государственного землеустройства как главного инструмента оптимизации процессов землепользования и природопользования.
В России процветают «самозахваты» земельных участков, имеющих повышенную инвестиционную привлекательность, а в Украине все чаще задумываются о проявлениях хищнического использования высокопродуктивной пашни и «теневом» переделе земель [1, 4, 5, 6, 7].
9 октября 2012 г. на президиуме Госсовета с участием Президента В. В. Путина рассмотрены состояние и проблемы повышения эффективности управления земельными ресурсами Российской Федерации в интересах граждан и юридических лиц. Признано, что нынешнее состояние использования земельных ресурсов неэффективно [5,11,12].
Намечая действенные меры по исправлению допущенных просчетов, не следует забывать, что с позиции системного подхода ни один природный ресурс не может использоваться или охраняться независимо друг от друга, недопустимо необоснованное и самоуправное изменение целевого назначения земельных участков, их «разбазаривание» и хищническое использование.
Природные ресурсы и сельскохозяйственные угодья следует рассматривать как один из элементов совокупности естественных тел и явлений природы, которые использует человечество в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования.
Хотя бы поэтому (в целях самосохранения человечества и руководствуясь здравым смыслом), пора бы уже компетентным государственным органам переходить к практическому, действенному управлению процессами перераспределения земельных ресурсов: от созерцания и поверхностного безучастного изучения происходящего к признанию и исправлению допущенных серьезных ошибок и перекосов, опираясь на юридические и экономические законы, положительный опыт дальнего зарубежья и здравый смысл, присущий славянам [1, 4, 5, 9].
На наш взгляд, необходимо следующее.
Для наведения порядка и предотвращения субъективных проектных решений все землеустроительные действия, связанные с образованием земельных участков, их оценкой и перераспределением земель, должны осуществляться в границах единого землепользования хозяйствующего субъекта с учетом инфраструктурных связей территории муниципального образования.
Полагаем, что регулирование земельных отношений и переустройство территории в условиях современного общества должно быть ориентировано преимущественно на государственные интересы, увязанные с возможностями развития совокупности крупных агрохолдингов и эффективных фермерских и личных хозяйств, а не на частные интересы юридических и физических лиц (инвесторов), чья программа развития не согласована с государственными программами развития территорий. Положительным примером в этом может служить Республика Беларусь [5, 8].
Выбор эффективных направлений перспективного использования земли, определяемых в процессе государственного, муниципального и инициативного землеустройства должен базироваться на учете природно-хозяйственного и ресурсного потенциала и экологического состояния территорий.
Государственные структуры исполнительной власти должны проавансировать проведение работ по инвентаризации всех сельскохозяйственных угодий и определению характеристик, целевого на-
значения, ценности и дальнейшей «судьбы» земельных участков, которые на протяжении ряда лет использовались неэффективно, либо вообще не использовались.
Одновременно отметим, что предлагаемые необоснованные изменения в земельном законодательстве России по ограничениям в распоряжении землями общей долевой собственности, фискальные меры, связанные с изъятием неиспользуемых земельных участков в пользу местных властей, не решат проблемы их эффективного использования, а приведут к возможности коррупционных действий с их стороны и «автоматически» не последует реанимация эффективных производителей сельскохозяйственной продукции.
Землеустроительные мероприятия должны законодательно рассматриваться как ведущая составная часть реализации государственной земельной политики и общей природоохранной программы, обеспечивающих наиболее эффективный режим воспроизводства и рачительной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов хозяйства и сохранения здоровья населения.
Необходимо разработать «прозрачную» систему приватизации земель, обеспеченную юридическим и землеустроительным обоснованием [3, 5, 7].
Положительный опыт проведения комплексного землеустройства сотрудниками нашего ФГБОУ ВПО «Государственного университета по землеустройству» в Московской области свидетельствует, что для обоснованной организации использования земель в муниципальных районах следует разрабатывать комплексне проекты землеустройства сельскохозяйственных предприятий в увязке с другими хозяйствами района.
Основными разделами комплексных проектов землеустройства сельских территорий в границах муниципального района являются: инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения муниципального района; землеустроительное зонирование земель сельскохозяйственного назначения муниципального района по их пригодности для использования в сельском хозяйстве; установление видов, параметров разрешенного использования и охраны земельных участков, предназначенных для ведения сельского хозяйства; перераспределение земель сельскохозяйственных организаций в составе муниципального района на основе правовых и землеустроительных регламентов устанолвленых для различных территориальных зон.
Следует отметить особенности проведения землеустроительных работ для сельскохозяйственных организаций, имеющих в своем составе земли общедолевой собственности, использование которых в настоящее время без нарушения закона невозможно и их проектная судьба будет во многом зависеть от выполнения следующих землеустроительных действий при проведении комплексного землеустройства: определение правообладателей земельных участков, используемых на различном праве и их площадей; уточнение размера земельной доли (пая) общей долевой собственности; определение (уточнение) границ земель фонда перераспределения, земель, являющихся собственностью сельскохозяйственной организации и земель, находящихся в общей долевой собственности; определение на землях, находящихся в общей долевой собственности, границ земель, переданных собственниками земельных долей на различном праве сельскохозяйственным организациям или другим юридическим лицам и гражданам, а также границ земельных участков невостребованных земельных долей (паев); составление схем раздела массивов сельскохозяйственных угодий общей долевой собственности по видам реализуемых прав граждан по распоряжению земельными долями; составление проектов межевания и авансирование их перенесения в натуру (что существенно удешевит процедуры межевания и повысит его востребованность заказчиками).
Дополнительно весьма желательно определиться с закреплением определенных массивов сельскохозяйственных угодий за конкретными собственниками земельных долей (паев); установлением последовательности предоставления в счет земельных долей запроектированных земельных участков в массивах сельскохозяйственных угодий; передачей в собственность юридических лиц и граждан угодий, выбывших из сельскохозяйственного использования; передачей в собственность земельных участков под объектами недвижимости, полученными в счет имущественных долей (паев) [5, 7, 8, 11, 12].
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что чудесным образом ситуация не улучшится, а необходима плановая, государственная консультационная и финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, определение стимулов рационального и эффективного использования их земель, поскольку построение устойчивой системы землепользования и землевладения, их функционирование невозможны без научно обоснованных целевых программ развития сельскохозяйственных территорий и бережного отношения к природе, земельным ресурсам [9, 10].
В условиях перехода к многообразным формам земельной собственности, развития многоукладного хозяйства, а также взаимоотношений сельских товаропроизводителей с государством землеустроительная деятельность как составная часть охраны окружающей природной среды должна представлять собой комплекс мер (технологические, биотехнические, экономические, административные, правовые, международные, просветительные), направленных на рациональное использование зе-
мельных ресурсов в регионе, их сохранение, предупреждение истощения, восстановление природных взаимосвязей, равновесие между деятельностью человека и окружающей природной среды [5, 8].
В связи с этим землеустройство как внутри сельскохозяйственной организации, так и на территории муниципального района в условиях «рационального природопользования» приобретает не только новый характер и содержание, но и проблемы финансирования.
Необходимо исправлять критические ситуации и намечать реалистичные пути решения все более остро проявляющихся проблем от продолжающейся необоснованной приватизации земельных участков в условиях современного общества. Допущенные ошибки возможно исправить лишь на основе землеустройства и с помощью независимой землеустроительной службы, финансируемых государством (хотя бы на некий «реабилитационно-восстановительный» период затянувшихся в России и Украине земельных реформ) [1,10,12].
В частности, для пресечения начавшихся в декабре 2013 г. сомнительных «экспериментальных» аукционов по предоставлению фактически «за бесценок» прав на высокоценные земли в Новгород-Северском районе Черниговской области, необходимо, чтобы эта и подобные явно мошеннические схемы, изначально пресекались «Держземагентством», прокуратурой и налоговой службой, а подготовка экспериментов и результаты их утверждались бы только на основе профессиональной экспертизы землеустроительной и конкурсной (аукционной) документации, правил и процедур.
К положительным результатам должны привести и внеплановые проверки, что является естественным для правового государства, наводящего и обеспечивающего земельный правопорядок, и достаточно часто практикуемым в других сферах общественных отношений.
Государственная экспертиза документации, в том числе по оценке стоимости земельных участков и аукционным процедурам, сейчас крайне нужна в виде экспертизы землеустроительной документации и государственного надзора. Объективную экспертизу смогла бы проводить самостоятельная служба землеустройства, реанимировать которую помогут лишь государственное финансирование и профессиональная поддержка [1, 5, 9].
При отсутствии же эффективного профессионального надзора, инструкций и землеустроительных регламентов дилетанты и коммерсанты от ЧП «Десна-Эксперт» и им подобные очень быстро распродадут еще оставшиеся невосполнимые природные ресурсы с неубедительными ссылками на земельное законодательство Украины. Внебюджетные фонды и бюджет Украины получат «крохи...»; ни о каком-либо серьезном развитии производства, целесообразном строительстве, либо сохранения биосферы и природы речь при таких «аукционах» не идет.
Чтобы подобное не «тиражировалось», государственным структурам от реанимируемой службы землеустройства должна поступать достоверная информация о мероприятиях территориального, оценочного, землеустроительного и правового характера, проводимых в плановом порядке по муниципальным образованиям, в результате следующих работ: инвентаризация земель муниципального района; оценка качества земли, зонирование сельскохозяйственных угодий по пригодности использования в сельском хозяйстве; установление их кадастровой и коммерческой стоимости; определение типов, параметров разрешенного использования и охраны земельных участков, проработка регламентов по их использованию; разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственных организаций на основе правовых и землеустроительных регламентов, установленных для различных территориальных зон, др. [11, 12].
Заключение
Землеустройство, является базовой составляющей и условием системы земельных отношений в любой стране, где заинтересованы в разумном использовании имеющихся природных ресурсов на благо всех ее граждан.
Развитие земельных преобразований в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья впредь во многом будет зависеть от возможностей и профессионализма государственных землеустроительных служб, совершенствования способов и методов проведения землеустройства, (адекватных поставленным государством задачам регулирования земельных отношений в каждой из стран).
Крайне необходимы меры, (аналогичные применяемым в Республике Беларусь), повсеместно направленные на сохранение земель сельскохозяйственного назначения от дальнейшего их неправомерного и необоснованного изъятия для непрофильных целей, под застройку [1, 6, 11].
Важными принципиальными положениями рационального использования природных ресурсов в условиях современного общества становятся: восстановление полноценной земельной государственной службы для профилактики и предотвращения негативных последствий и возможностей дальнейшей неправомерной приватизации земель, хищнического использования, истощения и загрязнения природных территорий; профессиональное землеустроительное обеспечение проведения эффективной земельной политики и финансирования государствами ряда процедур перехода к цивилизован-
ному земельному рынку; комплексность мероприятий государственного землеустройства, упомянутые нами выше конкретные меры, финансируемые из бюджета каждой из стран [1, 5, 7, 9, 12].
Одновременно отметим, что даже единовременное выделение миллиардных средств и финансирование вышеперечисленных мероприятий за счет государства, либо инвесторов, само по себе не приведет «автоматически» и сразу к положительным результатам.
Нужны также профессионалы в «Держземагентстве» и «Росреестре», стационарные службы в районах, целенаправленное обучение в вузах и переподготовка кадров по интегрированным программам, составление проектов комплексного землеустройства в финансируемых государством учреждениях на базе областных институтов «Земпроекта», «Гипрозема», целенаправленная работа со стороны государства с земельными ресурсами и профессиональное плановое перераспределение земель, дешевое оформление документации [4, 9, 11].
Выражаем надежду, что при подобном подходе реалистично: осмысление сложившейся ситуации применительно к требованиям «рационального природопользования» и устойчивого развития общества, к ведущей роли землеустройства в оптимизации природопользования и землепользования; обеспечение перехода в Российской Федерации, в Украине да и в Республике Беларусь к цивилизованному земельному рынку, проведению эффективной земельной политики; рациональное использование и сохранение земельных ресурсов и природного потенциала каждого земельного участка; многократно окупить все затраты на реанимацию землеустроительных служб и проекты образования новых и упорядочения существующих землепользований и землевладений; совершенствование уровня обоснованности использования земель через проекты комплексного землеустройства; удешевление процедуры землеустройства и межевания, что повысит их востребованность заказчиками [5, 11, 12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаченко, А. П. Актуальность борьбы с «самозахватами» земельных участков с повышенной инвестиционной привлекательностью / А. П. Исаченко // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2010. - №7(106). - С. 33-43. - №8 (107). - С. 38-46.
2. Исаченко, А. П. Объективные факторы необходимости повышения роли государственного землеустройства в России / А. П. Исаченко // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - №2. - С. 95-101.
3. Исаченко, А. П. Государственное землеустройство как проверенный временем механизм продвижения земельных реформ / А. П. Исаченко // Земля Беларуси. - 2011. - №4. - С. 23-28.
4. Исаченко, А. П. Незаменимость государственного землеустройства при проведении земельных реформ /
A. П. Исаченко // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №1. - С. 87-93.
5. Волков, С. Н. Проблемы осуществления землеустроительных работ на землях сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / С. Н. Волков, А. П. Исаченко // Земля Беларуси. - 2012. - № 2. - С. 27-30.
6. Исаченко, А. П. Возможности землеустройства в условиях современного экономически ориентированного общества по управлению сельской территории с водно-болотными угодьями / А. П. Исаченко // Методы и технологии стратегического планирования развития территорий. Развитие территорий. Развитие управления водно-болотными угодьями международного значения в Украине: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 01 февраля 2013 г. Киев. Институт агроэкологии и природопользования НААН Украины. - Киев, 2013. - С. 112-117.
7 С е мо ч к и н , В. Н. Современные проблемы и направления земельных преобразований в Российской Федерации /
B. Н. Семочкин, А. П. Исаченко // Землеустроительный вестник. - 2013. - № 6. - С. 7-11.
8. Семочкин, В. Н. Осуществление инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения в процессе проведения комплексного землеустройства / В. Н. Семочкин, А. П. Исаченко // Экологическая безопасность и сбалансированное природопользование в агропромышленном производстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 2013 года. Киев; Институт агроэкологии и природопользования НААН Украины. - Киев, 2013. - С. 132-136.
9. Isachenko, A. P. The necessity of a high-grade set on land planning operations, modern soil surveys, inventory of long-term unused agricultural lands / А. П. Исаченко // Необходимость полноценного комплекса землеустроительных работ, современных почвенных обследований, инвентаризации долговременно неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.// Збалансоване природокористування. - 2013. - №1. - С. 55-58.
10. Isachenko, A. P. For the Russian Federation unused inventory of long-term agricultural land-based funding state a full range of land surveying work with modern soil survey / А. П. Исаченко // К проведению в Российской Федерации инвентаризации долговременно неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения на основе финансирования государством полноценного комплекса землеустроительных работ с современными почвенными обследованиями / Структура и морфогенез почвенного покрова в условиях антропогенного воздействия: материалы Междунар. науч. -практ. конф., посвященной 80-летию кафедры почвоведения БГУ. 17-20 сентября 2013 г. Минск. Белорусский государственный университет. - Минск, 2013. - С.362-367.
11. Исаченко, А. П. Экспериментальные работы по обоснованию комплексных проектов землеустройства в России / А. П. Исаченко // Управлшня земельними ресурсами в контекст сталого розвитку територш: материалы М1жнар. наук.-практ. конф. 24-26 вересня 2013 р. Харьков. Харьковский национальный аграрный университет. - Харьков,2013. - С. 89-94.
12. Исаченко, А. П. Пример экспериментальных работ по обоснованию комплексных проектов землеустройства в Российской Федерации / А. П. Исаченко // Современное сельское хозяйство - достижения и перспективы: материалы Междунар. симпозиума. 09-11 октября 2013 г. Кишинев; Государственный аграрный университет Молдовы. - Кишинев, 2013. - С. 124-128.
13. Эколого-экономическое обоснование организации сельскохозяйственных предприятий / Радионов В.П. [и др.] // Региональные особенности землеустройства на современном этапе: сб. научн. трудов ГУЗ. - М., 2005. - С. 126-131.