Список литературы
1. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92 (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017 г. № 32).
2. Постановление Правительства Кыргызской Республики «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» от 23 марта 2012 года № 201.
3. Ибрагимова Л.А., Петрова Г.А., Трофименко Н.П. Компетентностный подход -методологическая основа современного образования // Наука и образование. М., 2010. С. 25-30.
4. Долматова Т.Н., Кригер Г.Н. к проблеме формирования профессиональной компетенции студентов экономических специальностей в условиях получения высшего образования // Наука и образование. Материалы 7 международной конференции. Белово, 2008. Ч. 2.
5. Калдыбаев С.К., Ногаев М.А. Компетентностный подход как основа модернизации отечественного образования // Высшее образование Кыргызской Республики. № 4/26 (9 декабря), 2014. С. 22-23.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ Нургожина А.А.
Нургожина Анар Амандыковна - заместитель директора по учебной работе, дефектолог, Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1, г. Петропавловск, Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируется система методической работы школы, ее цели, задачи, формы проведения.
Ключевые слова: педагог, система, методическая работа, методический совет, методическое объединение, аттестация.
Сложившаяся в стране и мире ситуация в качестве одного из приоритетов образования диктует становление и развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. При этом профессионально-личностное становление и развитие педагога соответствуют задачам, определённым в Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, где он выделил три главных направления модернизации системы образования в Казахстане: 1) оптимизация образовательных учреждений; 2) модернизация учебно-воспитательного процесса; 3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг [1].
Поэтому наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива.
В соответствии с методической проблемой школы «Пути повышения эффективности социальной адаптации школьников» методическая служба школы решает следующие задачи: диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им помощи; консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства; организация семинаров по запросам педагогов; изучение, обобщение и распространение опыта учителей; организация и проведение методических предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения
12
положительной мотивации учащихся и развития их креативности; организация информационного обеспечения педагогов, ознакомление педагогов с достижениями в области педагогики и психологии с использованием возможностей Интернета; организация работы с молодыми педагогами с привлечением педагога-психолога школы; повышение профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации системы образования; изучение и использование современных технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания.
Основными формами методической работы являются: тематические педагогические советы; методический совет; методические семинары; работа учителей над темами самообразования; методические объединения; предметные методические декады; взаимопосещение и анализ уроков; открытые уроки, их анализ; аттестация учителей; курсовая переподготовка (организация и контроль); обобщение и ознакомление с передовым педагогическим опытом (ППО); участие в конкурсах и фестивалях педагогических инноваций; привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах и фестивалях различных уровней.
Ежегодно проводятся три тематических педагогических совета. Все педагогические советы готовятся и проводятся с использованием таких приемов как: работа творческих групп учителей по подготовке к педсовету; работа совместных творческих групп; демонстрация фрагментов уроков по теме педсовета с комментариями учителя; анализ и самоанализ деятельности педагога; представление презентаций и т.д.
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой принадлежит методическому совету (МС). МС является не только главным консультативным органом школы по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса, но и экспертным советом при анализе и утверждении учебных планов, программ, положений и т.д. В состав МС входят руководители методобъединении (МО), руководители творческих групп, представители администрации, учителя. В среднем, ежегодно, проходит 5-6 заседаний МС.
Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными учителями. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей в методических семинарах, совещаниях, заседаниях, проводимых в школе. Подготовили и провели семинары, семинары-практикумы, мастер-классы на республиканском, областном уровне. На базе нашей школы регулярно проводятся открытые уроки и воспитательные мероприятия для педагогов области. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования и внедрением новых технологий или элементов из них. Новые технологии или элементы из них применяют все учителя. Методическая работа учителя по совершенствованию педагогического мастерства не остаётся незамеченной. Новой формой является работа по формированию портфолио учителя, которые в дальнейшем помогают проанализировать работу педагога в динамике, являются ценным документом при прохождении аттестации, оказывают помощь при самоанализе учителем своей работы. Эффективной формой можно назвать проведение индивидуальных и групповых консультаций, как для учителей, так и руководителей методических объединении (МО). В ходе беседы зачастую решаются вопросы олигофренопедагогики и специальной психологии, отдельные вопросы методики преподавания предмета, проводится анализ посещенного урока и самоанализ урока учителем. Около 80% педагогов имеют специальное высшее образование. Так же они повышают свой профессиональный уровень на краткосрочных курсах повышения квалификации.
Традиционной в работе по повышению профессионального мастерства учителей является деятельность МО учителей. Для успешной реализации задач, поставленных перед методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности. Все МО проводят предметные декады. Они включают в себя открытые уроки, интеллектуальные игры, предметные олимпиады
13
(для классов ЗПР), творческие марафоны, викторины, вечера, брейн-ринги, конкурсы и др. Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс. Итоги работы МО подводятся на общешкольном творческом отчёте. Каждое МО представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, буклетов и пр. Практически все учителя школы при подготовке к урокам, непосредственно на уроках, внеклассных мероприятиях активно используют интерактивные методы. За два года свой опыт в областном уровне обобщили - 6 педагогов (имеют сертификаты), большинство педагогов опубликовали свои статьи в средствах массовой информации.
Одним из главных вопросов системы работы по повышению педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности учителя. Педагоги успешно проходят аттестацию. При этом они повышают или подтверждают свой профессиональный статус.
За успехи в труде педагоги были награждены Почетными грамотами, Благодарностями Министерства образования и науки Республики Казахстан, обласного управления образования.
Показателем того, что система методической работы в школе вышла на высокий качественный уровень, явилось систематическое вовлечение учащихся в конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, творческие конкурсы и спортивные соревнования. Где учащиеся нашей школы показали высокие результаты в международных, республиканских, областных, городских конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках декоративно-прикладного искусства и др.
Список литературы
1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/ (дата обращения: 30.03.2017).
2. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами. ACADEMIA, 2008. 345 с.
3. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д, 1999. 300 с.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 296 с.
5. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1986. № 2. С. 21-30.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ Тоджибаева К.С.
Тоджибаева Комила Собит кизи - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются вопросы формирования мотивационной сферы нравственных качеств учащихся в педагогическом аспекте, с учетом создания соответствующей мотивационной структуры, системная организация структуры мотивации в педагогическом контексте. В статье особое внимание уделено сущности мотивации, основным общеметодологическим подходам к исследованию мотивации, видам мотивации, мотивационной сфере нравственных качеств личности, а также классификации методов, формирующих нравственные качества учащихся.
14