ребенка. Обращение к ресурсу - важнейшее направление в деятельности сопровождающего. Важно понять, что мы можем, а те только чего нам не хватает. Родителю важно понять свои ресурсы и ресурсы своего ребенка.
4. Аналитический этап. Выбор тьютора для ребенка с ЗПР необходимо осуществлять с учетом понимания основной направленности его работы.
При выборе важно учитывать умение тьютора располагать к себе ребенка, создавать благоприятный психологический климат. Между ребенком, мамой и тьютором должно быть чувство доверия и уважения.
При выполнении ребенком с ЗПР рекомендаций тьютора, необходимо следить за организацией рабочего пространства ребенка; соотносить задания педагога с возможностями ребенка; если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание. Важно, чтобы тьютор сформировал доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем - организующей и гармонизирующей силой. Так же следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет).
Целью нашего сопровождения была помощь родителю в понимании перспектив развития
отношений с собственным ребенком и осознание роли тьютора и критериев выбора тьютора для работы с «особым» ребенком. В результате такого сопровождения у родителя сформировалось представление о том, кто такой тьютор, каковы его задачи, возникло понимание его роли на каждом этапе сопровождения: тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с
ребёнком. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности [2].
Список использованной литературы:
1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС // Высшее образование в России. 2012, No 11.[текст]
2. Ковалева Т. М. , Кобыща Е. И. , Попова (Смолик) С. Ю. , Теров А. А., М. Ю. Чередилина «Профессия тьютор». - Издательство «СФК-офис», 2012.
3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник нормативных документов. -М.: Изд-во «Национальное образование». 2016.
© Ключникова Н.Н., Коренева В.В., 2020
УДК 1174
С.В. Кормщикова
заведующий МАДОУ"Детский сад № 66"
г. Златоуст, РФ
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РОСТА ПЕДАГОГА
Аннотация
К дошкольному учреждению общество предъявляет ряд требований: доступность, качество, открытость, привлекательность для детей, родителей и социума. В свою очередь, качество деятельности детского сада зависит от качества деятельности каждого воспитателя, от сформированных руководителем
ситуаций для творческого поиска ими новых форм и методов работы с дошкольниками, от непредвзятого оценивания результатов деятельности каждого сотрудника. Таким образом, основной фигурой организованного образовательного пространства детского сада обнаруживается педагог, располагающий ключевыми компетенциями в организации образовательного процесса. В связи с настоящим является несомненным, что постоянное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования прибывает объективно необходимым. Во многом оно обеспечивается деятельностью методических служб различных степеней и, в первую очередь, уровня самого дошкольного учреждения.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, методическое сопровождение, индивидуализация,
план самообразования.
На сегодняшний день условия работы педагога дошкольного учреждения стремительно меняются. Воспитателям и специалистам предлагаются задачи апробации новых образовательных программ, технологий, программ дополнительного образования. Такая апробация предполагает перестройку профессиональной деятельности педагога. В настоящее время воспитатель не только выполняет свои обязанности, но и вынужден обращаться к педагогическим исследованиям. А если это ещё и творческий педагог, то он становится исследователем собственной педагогической деятельности.
Наша методическая служба по развитию профессионально значимых компетенций специалистов детского сада, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных их особенностей показывает значимость исследований в творчестве педагогов. Это и оценка прогрессивности опыта работы, выявление закономерностей педагогических явлений. Одним из важных факторов повышения профессиональной компетенции воспитателя является освоение и применение научных теорий и концепций именно в стенах нашего дошкольного учреждения.
Такие исследователи как Ильенко Л.П., Моисеев А.М., Сиденко А.С. и др. пишут о важности повышения не просто уровня профессиональной квалификации, а о степени соответствия этого уровня требованиям образовательного учреждения. Вследствие методическое сопровождение носит особенный характер при организации инновационной работы воспитателей.
Концепция деятельности МАДОУ "Детский сад № 66" по отношению к педагогическому коллективу имеет свои составляющие:
• Создание условий для поддержания творческой активности и реализации профессиональных интересов;
• Сопровождение при изучении и освоении педагогических инноваций, способствующих достижению современного качества образования и реализации ФГОС дошкольного образования;
• Оказание помощи в совершенствовании педагогического мастерства, повышении уровня профессиональной компетенции;
• Стимулирование профессиональной деятельности, направленное на удовлетворение потребностей и интересов воспитанников.
На данном этапе развития учреждения инновациями охвачена вся педагогическая система детского сада. Разрабатываются новые парциальные и программы дополнительного образования, апробируются новые педагогические технологии, появляются новые центры детской активности. Таким образом, методическая служба МАДОУ "Детский сад № 66" решает сразу несколько задач:
1. Формируем у педагогов потребность быть творцами инновационного процесса;
2. Обеспечиваем педагогическую поддержку поисковой деятельности воспитателей, направленную на их профессиональный рост, на становление педагога-исследователя. И, главная цель методической работы нашего дошкольного учреждения, именно в развитии профессиональной компетенции, индивидуальности педагога.
Система методической работы организованна на основе интересов и потребностей воспитателей. Они выступают на городских методических объединениях, на семинарах и областных конференциях.
Особый документ в этой работе - это "План самообразования и методической деятельности педагога". Такой план, разработанный совместно со старшим воспитателем, оптимизирует всю
методическую работу в учреждении. В нём сформулирована тема работы воспитателя, цели и задачи, над которыми будет работать педагог, краткое содержание и сам поэтапный план с указанием сроков и прогнозируемых результатов. Включается и необходимая со стороны администрации поддержка. Ставятся не только конечные, но и промежуточные результаты работы, формы их представлений: публикации, конкурсы, участие в семинарах и конференциях. Особенно детально педагог планирует свою работу с детьми: либо в форме кружка, работу по парциальной или авторской программе, либо проектная деятельность.
По окончании работы над темой педагог выбирает форму представления и распространения разработанной системы работы. Если тема не исчерпана и есть возможные перспективы работы над ней, то деятельность воспитателя выходит на новый, более научный уровень. Всё это позволяет педагогам глубже проникать в сущность педагогических явлений, детально рассматривать выявленные вопросы.
Разработанные материалы пополняют методическую копилку детского сада, публикуются в периодических изданиях и педагогических сборниках.
Анализ материалов "Плана самообразования и методической деятельности педагога" позволяет оценить уровень профессиональной компетенции педагога, проследить динамику его педагогического роста, наметить пути дальнейшей работы.
Таким образом, наша система методической работы обеспечивает личностно-ориентированный подход в руководстве профессионального роста компетентности педагогов. Реализация такого подхода стала возможной благодаря:
• целевому и прогностическому характеру управления методической службы, что выражается в чёткой ориентации на конкретные, определённые, поддающиеся измерению и анализу результаты;
• соответствии содержания работы запросам дошкольного учреждения и возможностям конкретных педагогов.
Список использованной литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр "Сфера", 2009.
2. Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 5. С.14 - 17.
3. Горбунова Л.Н. Методическая работа как объект внутришкольного управления: условия, предшествующие проектированию // Проектирование систем внутришкольного управления / Под ред. А.М. Моисеева. - М.: Педагогическое сообщество России, 2001. - С.216 - 231.
4. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа, 2008.48с.
© Кормщикова С В., 2020.
y^K37
Lagutina Marina Dmitrievna
Master-Student of Faculty of Preschool, Primary and Special education
Belgorod State Research University, Belgorod, Russia
Scientific advisor: ProkopenkoYulia Alexandrovna
PhD of Science in Sociology, Associate Professor of Foreign Languages Department, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia
THE PROVISION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PERSONS WITH
DISABILITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATION
The article presents the meaning of the term inclusive education, the introduction of inclusive education in
~ 149 ~