Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение родителя, имеющего ребенка с особыми потребностями'

Тьюторское сопровождение родителя, имеющего ребенка с особыми потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРАНТ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренева В. В., Ключникова Н. Н.

В статье представлено описание опыта тьторского сопровождения взрослого (родителя), имеющего ребенка с особенностями развития. Данный опыт представляет интерес не только для педагогического сообщества, но и для родителей. Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня существует реальная потребность в тьюторах, но при этом у родителей, в отличие от педагогов, нет понимания его роли и задач. Целью исследования явилось описание опыта тьюторского сопровождения родителя, имеющего ребенка с особенностями развития. Результаты. В статье представлены содержательные этапы тьюторского сопровождения взрослого (родителя), что на наш взгляд является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение родителя, имеющего ребенка с особыми потребностями»

является одним из основополагающих разделов в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в условиях дошкольной общеобразовательной организации. При работе с такими детьми стоит помнить, что родители - главные люди в жизни ребенка, которым также требуется помощь и поддержка со стороны педагогических работников. При работе с такими детьми и их родителями нужно суметь стать союзниками, ведь без их поддержки и участия добиться значительных результатов практически невозможно.

Список использованной литературы:

1. Бурмистрова, Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь. Вестник практической психологии образовании. 2008. № 4 (17). С. 81-86.

2. Горшкова, Т.В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование и воспитание. 2016. №5. С. 126-127.

3. Осипова, О.А. Практическое пособие для воспитателей, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций. Томск, 2015. 205 с.

4. Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. М.: Владос, 2008. 223 с.

5. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. М.: Школа-Пресс, 1995.

© Гришина К.А., 2020

УДК 37.013.2

Н.Н. Ключникова

магистрант 1 курса СФУ, г. Красноярск, РФ В.В. Коренева

старший преподаватель СФУ, г. Красноярск, РФ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЯ, ИМЕЮЩЕГО РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация

В статье представлено описание опыта тьторского сопровождения взрослого (родителя), имеющего ребенка с особенностями развития. Данный опыт представляет интерес не только для педагогического сообщества, но и для родителей.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня существует реальная потребность в тьюторах, но при этом у родителей, в отличие от педагогов, нет понимания его роли и задач.

Целью исследования явилось описание опыта тьюторского сопровождения родителя, имеющего ребенка с особенностями развития.

Результаты. В статье представлены содержательные этапы тьюторского сопровождения взрослого (родителя), что на наш взгляд является актуальным.

Ключевые слова Тьютор, тьюторант, сопровождение, особенности развития.

Говоря об актуальности тьюторского сопровождения, хочется отметить два основных аспекта: аспект первый - на сегодняшний день существует реальная потребность в тьюторском сопровождении у различных социальных институтов (школа и семья особенно нуждаются в таком сопровождении); второй

аспект связан с непониманием или отсутствием знания и информации у граждан нашей страны в самом понимании того, кто такой тьютор (здесь мы прежде всего имеем в виду семью и родителей). В связи с этим, мы можем констатировать, что тема является не только актуальной, но и востребованной. Несмотря на то, что разговоры о том, кто такой тьютор и что такое тьюторское сопровождение идут уже давно, и педагогическое сообщество имеет достаточное понимание этого явления, а актуальность тьюторских идей в современном российском образовании определяется задачами модернизации системы образования и требованиями новых образовательных стандартов, тем не менее, говоря о понимании роли тьютора родителями ребенка, возникает вопрос: насколько хорошо родители/взрослые информированы об этом? Исходя из практического опыта, мы позволим себе утверждать, что далеко не все родители/ взрослые прежде всего знают о существовании такого человека, как тьютор, а во-вторых, не понимают его роль и задачу, которые он призван решать. В связи с вышесказанным мы представим фрагмент опыта тьторского сопровождения родителя, имеющего ребенка с особенностями развития.

Под тьюторским сопровождением мы понимаем особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (детей) и взрослых и сопровождение процесса обучения, где бы то ни было: в школе, в вузе, на дому. Тьютор - предоставляет возможность делать выбор самому тьюторанту и ответственность за выбор лежит именно на тьюторанте [1].

Цель тьюторского сопровождения - полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное - помочь человеку реализовать себя в деятельности. Именно поэтому была выбрана технология тьюторского сопровождения родителя. Каждый из этапов такого сопровождения имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора. Тьютор, в свою очередь, ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и оценивает их эффективность [2].

1. Диагностический этап - заключается в сборе информации. Беседа с мамой, из которой появляются очертания самой проблемы. На данный момент мама проживает с девочкой 10 лет. Ребенок приемный, оформлено усыновление, девочку взяли из детского дома в возрасте 2-х лет. На момент усыновления ребенка муж и жена состояли в зарегистрированном браке, но детей не имели. Когда ребенку было 5 лет, супруги развелись, мужчина ушел из семьи из-за постоянных ссор с супругой по-поводу ребенка. Уже в 3 года стало понятно, что у девочки есть проблемы с развитием, наблюдалась задержка развития и муж настаивал на том, чтобы отдать ребенка обратно в детский дом. Супруга ответила категорическим отказом и семья распалась. В данный момент девочка проживает с мамой. В семье хороший микроклимат. У мамы высшее образование, она преподает хоровое пение. Семья проживает в изолированной квартире. Условия не стесненные, квартира трехкомнатная, у ребенка есть свое место для учебы и отдыха. Дошкольные образовательные учреждения девочка не посещала, пошла в первый класс обычной общеобразовательной школы, но в настоящее время находится на домашнем обучении. К ребенку приходит педагог 5 дней в неделю, но наедине с ребенком оставаться отказывается, в связи с чем, мама просит помощи у знакомых, но в идеале хотела бы сопровождающего, который бы обеспечивал профессиональное сопровождение. Хотя у ребенка есть бабушка и дедушка, сидеть с девочкой они отказываются. В социальном и материальном плане семья благополучная. Приведем несколько моментов из слов мамы: «Я не понимала её с самого начала, с того времени, когда она появилась у нас дома. У меня совсем не было опыта. Я не знала, как нужно вести себя с детьми. Я не имела ни малейшего понятия о том, что они представляют из себя как личности. Я знала все об их биологии, физиологии и гигиене. Но я никогда не понимала ее. Она стала нашей душевной болью, нашим разочарованием с самого момента появления в семье. Она отвергала меня с момента своего рождения. Каждый раз, когда я брала его на руки, она начинала плакать и кричать, не прижималась ко мне. Такая странная. Замкнутая. Недотрога. Она не говорила. Не играла. Когда кто-нибудь приходил, она кричала, кусала себя, бросалась на людей, могла биться головой о стену. Один раз искусала себе руку до крови. Это было невыносимо. Сейчас я спрашиваю себя, за что мне все это? Почему все это случилось? Что я могу сделать сейчас, чтобы исправить положение? Я спрашиваю себя снова и снова: «Почему? Почему? Почему?»... «Потом нам поставили диагноз «РАС», но никто ничего не объяснил толком, никуда не направил, мы были одни со своими проблемами».

2. Проектировочный этап. Выделение проблемы и построение траектории действий. Выявленные трудности:

Неприятие особенностей характера ребенка - недовольство и раздражение, преобладание отрицательных оценок, игнорирование возрастных особенностей и возможностей ребенка (как выяснилось в связи с недостатком информации по данному вопросу).

Негибкость в отношении с ребенком - запрограммированность требований, отсутствие альтернативных решений, предвзятость суждений, излишняя принципиальность (опять же в связи с недостатком информации).

Столь же остро для мамы стоял вопрос информации об образовательных, медицинских и других услугах, которые ребенок мог бы получить в различных учреждениях и службах.

Следующая важная проблема - консультации с психологом, педагогом, врачом, социальным работником, другими специалистами, которые смогли бы ответить на вопросы о состоянии здоровья ребенка (все та же проблема - недостаток информации).

Мама указала на потребность во взаимодействии с другими родителями, в участии в группах самопомощи, в чтении литературы о семьях, воспитывающих подобных детей, да и вообще любой полезной литературы.

Наблюдение за ребенком в игре и на занятиях. Осуществлялось стороннее (внешнее) и включенное наблюдение. В ходе стороннего наблюдения за ребенком выяснилось следующее. У девочки трудности с выражением эмоций, это объясняется неразвитостью, «непрожитостью» эмоционального уровня. Но главное - не прожит уровень телесный! Ей не хватает телесного контакта. Не прожит «язык тела». Ребенок не может отделить чувства от действий. Девочка испытывает специфические трудности социальной адаптации (не «считывает» эмоционального контекста ситуации, не понимает юмор, переносный смысл). Выраженная эмоциональная незрелость, большая уязвимость в контактах, избирательна в еде (за столом, во время встречи дома, предпочитала соленую рыбу, игнорировала картофель), общении, и т.п.) Имеет трудности управления своим поведением, испытывает трудности контроля и программирования своего поведения. Из беседы с девочкой выяснилось, что она не любит петь и заниматься музыкой (хотя мама настаивает на этом, водит на хор, учит игре на балалайке, что в общем не удивительно, ведь это ее профессия).

Но обнаружился удивительный ресурс у ребенка: девочка любит рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации, с удовольствием занимается на уроках физкультуры, любит кататься на скейте. Главное - неоднократно повторяет, что любит маму, ради мамы готова «сделать все» (слова ребенка). По итогу данного этапа была построена траектория работы с семьей.

3. Реализационный этап. В данной ситуации нужно провести консультации с мамой, целью которых будет повышение родительской компетентности. Темы индивидуальных консультаций с мамой: возрастные особенности детей младшего школьного возраста. В ходе консультации будут раскрыты особенности данного возраста. В ходе встречи будут рекомендованы различные игры, в которые можно играть с ребенком дома. Как отвечать на детские вопросы. В ходе данной встречи будет отмечено, что необходимо отвечать на детские вопросы так, чтобы ответ соответствовал сути вопроса и развивал бы мышление ребенка. Также нужно рекомендовать играть вместе с ребенком. Вместе с ребенком рисовать, лепить, делать аппликации, играть в мозаику, конструировать. Также предложить игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: в емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка - найти ее и описать, не доставая; сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей. Было разъяснено значение похвалы и важность похвалы за конкретное действие, а не абстрактной (например: «Молодец!»); важность проговаривания вместе с ним того, что он будет делать, а также последовательность действий. У детей в возрасте 7-10 лет (1-4 классы) можно и нужно формировать общую готовность к труду (что мама с успехом и делала: девочка любит мыть посуду, помогает в уборке квартиры и на дачном участке), а с 5-го класса целесообразно начинать профессионально-трудовую подготовку [3]. Предложено записать ребенка в секцию баскетбола или сноуборда (своего рода скейт, только зимний).

Следующие консультации будут посвящены возможностям и ресурсам, которые есть у мамы и

ребенка. Обращение к ресурсу - важнейшее направление в деятельности сопровождающего. Важно понять, что мы можем, а те только чего нам не хватает. Родителю важно понять свои ресурсы и ресурсы своего ребенка.

4. Аналитический этап. Выбор тьютора для ребенка с ЗПР необходимо осуществлять с учетом понимания основной направленности его работы.

При выборе важно учитывать умение тьютора располагать к себе ребенка, создавать благоприятный психологический климат. Между ребенком, мамой и тьютором должно быть чувство доверия и уважения.

При выполнении ребенком с ЗПР рекомендаций тьютора, необходимо следить за организацией рабочего пространства ребенка; соотносить задания педагога с возможностями ребенка; если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание. Важно, чтобы тьютор сформировал доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем - организующей и гармонизирующей силой. Так же следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет).

Целью нашего сопровождения была помощь родителю в понимании перспектив развития

отношений с собственным ребенком и осознание роли тьютора и критериев выбора тьютора для работы с «особым» ребенком. В результате такого сопровождения у родителя сформировалось представление о том, кто такой тьютор, каковы его задачи, возникло понимание его роли на каждом этапе сопровождения: тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с

ребёнком. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности [2].

Список использованной литературы:

1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС // Высшее образование в России. 2012, N0 11.[текст]

2. Ковалева Т. М. , Кобыща Е. И. , Попова (Смолик) С. Ю. , Теров А. А., М. Ю. Чередилина «Профессия тьютор». - Издательство «СФК-офис», 2012.

3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник нормативных документов. -М.: Изд-во «Национальное образование». 2016.

© Ключникова Н.Н., Коренева В.В., 2020

УДК 1174

С.В. Кормщикова

заведующий МАДОУ"Детский сад № 66"

г. Златоуст, РФ

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РОСТА ПЕДАГОГА

Аннотация

К дошкольному учреждению общество предъявляет ряд требований: доступность, качество, открытость, привлекательность для детей, родителей и социума. В свою очередь, качество деятельности детского сада зависит от качества деятельности каждого воспитателя, от сформированных руководителем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.