УДК 378
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
SYSTEM OF METHODICAL TRAINING
OF UNDERGRADUATE STUDENTS FOR BIOLOGY TEACHING AT SCHOOL
© Н.Г. Боброва
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)
© N.G. Bobrova
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье рассматривается система методической подготовки бакалавров естественно-географического факультета ПГСГА к профессиональной деятельности, которая базируется на изучении дисциплины «Методика обучения биологии». Раскрываются цель, задачи предмета, структура и содержание модулей дисциплины, содержание самостоятельной работы, а также способствующее совершенствованию методической подготовки бакалавров.
The article considers the principles of professional training of bachelors of natural-geographical faculty, based on the subject - methods of teaching biology. The goal, objectives of the subject, structure and content of the discipline modules, the independent work contents are displayed. The content of other disciplines contributing to the methodological training of bachelors' improvement is also considered.
Ключевые слова: методика обучения биологии; профессиональные компетенции; модули дисциплины; самостоятельная работа студентов; учебно-исследовательская работа студентов; продукты деятельности студентов; педагогическая практика; дисциплины по выбору.
Keywords: methodics of teaching biology; professional competence; modules of the discipline; students' independent work; training-but-research work of students; students' results; teaching practice; optional courses.
Процесс изучения методики обучения биологии направлен на формирование целого ряда профессиональных компетенций, среди которых следует отметить: способность выпускника реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов; применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся; использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; организовывать сотрудничество обучающихся; поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся; их творческие способности; разрабатывать современные педагогические технологии и т.п.
Наличие сформированных компетенций показывает качество подготовки бакалавра к будущей профессиональной деятельности, а полученная им квалификация учителя подразумевает наличие у него
определенных профессиональных умений и навыков, так называемых образовательных результатов.
Содержание дисциплины «Методика обучения биологии» представлено в виде 7 модулей: модули № 1, 2, 3 представляют собой цикл лекций; модули № 4, 5, 6, 7 -семинарские занятия, на которых бакалавры знакомятся с частными методиками преподавания биологии.
Лекции. Предполагают знакомство бакалавров с основными теоретическими вопросами дисциплины. Содержание лекционного курса обновляется с учетом тенденций развития и модернизации образования в стране.
Семинарские занятия. Их цель -изучение частных методик преподавания разделов «Растения», «Животные», «Человек», «Общая биология». На этих занятиях студенты знакомятся с содержанием, методами и формами преподавания, учатся составлять конспекты уроков, различных
по содержанию и дидактическим целям. Кроме письменных конспектов, студенты составляют электронные презентации к некоторым урокам, знакомятся с электронными программами и учебниками.
Большое значение в методической подготовке бакалавров играет знакомство с игровыми технологиями, с методикой составления и проведения дидактических игр. Студенты не только учатся составлять игры различных типов, но и защищают свои работы на занятиях. В кабинете методики ЕГФ существует «методическая копилка», составленная из лучших студенческих работ. Особенно она востребована в период педагогической практики.
На семинарах студентам дается возможность провести фрагмент урока: показать опыты с растениями, провести лабораторную работу, уплотненный опрос, биологический диктант, объяснить материал с использованием школьной таблицы и т.п. Обычно такой прием нравится студентам: они с удовольствием имитируют урок, включаясь в роль учителя, при этом остальные студенты выступают в качестве «школьников». Такая ролевая игра не только активизирует процесс обучения, но и показывает студентам все слабые места их «преподавания» лучше каких-либо замечаний преподавателя.
Особое значение придается знакомству с разнообразными педагогическими технологиями (их рассматривают на примере изучения какой-либо темы): модульное обучение, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, блочно-урочная система преподавания. Студенты не только изучают теоретические аспекты вышеназванных технологий, но и сами обучаются по некоторым из них. Так, технология обучения в сотрудничестве позволяет студентам работать малыми группами над заданной проблемой, изучать ее сообща и докладывать результаты своего исследования остальным.
Активно задействованы на семинарских занятиях по методике наиболее ценные в образовательном и культурно-просветительском отношении объекты Самары (краеведческий музей, Зоологический музей им. Д.Н. Флорова, Ботанический сад,
зоопарк). Используя материальную базу этих учреждений, студенты разрабатывают содержание экскурсий, карточки для самостоятельных работ учащихся.
Самостоятельная работа студентов способствует формированию умений и навыков, составляющих основу образовательных результатов профессиональных компетенций выпускника:
- определение учебно-воспитательных задач изучаемого материала (разделы, темы урока); определение наиболее эффективных способов и средств решения воспитательных задач;
- планирование уроков биологии с учетом диагностики знаний учащихся; составление заданий для контроля знаний учащихся; определение наиболее эффективных приемов контроля знаний с учетом конкретных задач урока;
- использование в учебном процессе оптимальных форм, методов и методических приёмов; определение наиболее эффективных методов и приёмов для конкретного урока или другой формы занятий; отбор и применение в процессе обучения различных средств наглядности;
- владение методикой составления конспектов и проведения уроков всех типов; методикой организации всех видов внеурочной деятельности (летних заданий, наблюдений, постановки опытов); информационно-коммуникационными технологиями в преподавании биологии;
- разработка биологических игр различных типов;
- использование элементов современных педагогических технологий при написании конспектов уроков.
Самостоятельная работа по методике преподавания биологии проводится по следующим направлениям.
1. Написание конспектов уроков различных типов - это ключевой аспект самостоятельной работы студентов. Перед выполнением подобной работы студенты получают подробные инструкции, методические источники. Работа выполняется на начальном этапе группами по 2 человека, а затем индивидуально.
2. Подготовка электронных презентаций для уроков биологии.
3. Проведение студентами уроков или фрагментов уроков, к которым они готовятся индивидуально или группами. Так, для занятия по изучению методики постановки физиологических опытов с растениями студентам предлагается подготовить и провести фрагмент урока с демонстрацией опыта.
4. Разработка внеклассных мероприятий по биологии (обычно на примере изучения разделов «Растения» и «Животные»). На занятиях по методике студенты знакомятся с различными игровыми приемами, затем получают конкретную тему и распределяются по группам (4-5 человек), чтобы подготовить мероприятие. Ра-
Содержание обязательной с;
бота защищается на одном из занятий по методике.
5. Разработка экскурсий в природу, музей, парк и т.п. (с использованием культурно-просветительских объектов Самарской области).
6. Разработка заданий по организации внеурочной деятельности. Этой работе придается особое значение, так как она вызывает наибольшее затруднение у студентов. Задания адаптированы к школьному учебно-опытному участку, а также выполнимы на природе, в лаборатории и дома.
Содержание самостоятельной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1
ятельной работы студентов
Тема дисциплины Содержание самостоятельной работы Продукты деятельности
Модуль 1. Методика обучения биологии как наука, этапы ее становления. Материальная база обучения биологии
1. Основные тенденции развития биологического образования в России Работа с источниками информации: - методика естествознания в первой половине XIX в.; - методика естествознания во второй половине XIX в. Конспект статьи
2. Материальная база преподавания биологии Работа с источниками информации: описание отделов пришкольного участка Конспект статьи
Модуль 2. Методы и формы обучения биологии
1. Внеурочные работы по биологии Работа с источниками информации: организация внеурочных работ на пришкольном участке Конспект статьи
Модуль 3. Система биологического образования современной школы
1. Содержание биологического образования в средней школе Работа со стандартами второго поколения: требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Содержание личностных, мета-предметных и предметных результатов в области биологического образования
2. Теория развития биологических понятий Заполнение таблицы: основные группы биологических понятий в разделах школьной биологии Заполненная таблица
3. Теория развития умений Заполнение таблицы: основные группы практических умений в разделах школьной биологии Заполненная таблица
Модуль 4. Методика изучения раздела «Растения»
1. Методика поурочного планирования Составление плана-конспекта урока по заданному алгоритму (по вариантам) План-конспект урока
2. Формы контроля знаний в разделе Составление заданий для опроса: дидактические карточки, различные виды биологических диктантов Дидактические карточки-задания, биологические диктанты: тест, терминологический диктант, диктант на соответствие
3. Методика тематического планирования Составление тематического плана по заданному алгоритму (по вариантам) Тематический план заданной темы
Продолжение таблицы 1
Тема дисциплины Содержание самостоятельной работы Продукты деятельности
4. Методика проведения уроков анатомо-морфологического содержания. Методика проведения лабораторных работ с натуральным раздаточным материалом Составление правил по технике безопасности, правил по работе с микроскопом и лабораторным оборудованием. Разработка рабочего листа для выполнения лабораторных работ (по вариантам) 1. Правила по технике безопасности на уроках биологии. 2. Правила работы с микроскопом. 3. Правила работы с лабораторным оборудованием 4. Рабочий лист заданной лабораторной работы
5. Методика уроков физиологического содержания, методика демонстрационных опытов с растениями Подготовка заданного опыта для демонстрации Составление конспекта урока с включением демонстрационного опыта Демонстрация фрагмента урока с включением физиологического опыта. Конспект урока
6. Методика систематизации знаний на различных этапах урока биологии Составление конспекта урока с включением приемов систематизации (по вариантам) Конспект урока
7. Методика изучения систематических групп организмов на примере растений, грибов, бактерий Составление опорного конспекта (по вариантам): - отдела растений; - семейства растений; - царства Бактерий; - царства Грибов Опорные конспекты
8. Учебно-методический комплекс одной из тем раздела Работа в группах по составлению структурных элементов УМК заданной темы: - учебно-воспитательные задачи; - наглядные и практические методы; - промежуточный и итоговый контроль знаний; - задания для внеурочной работы Презентации структурных элементов УМК
Модуль 5. Методика изучения раздела «Животные»
1. Методика организации работы учащихся с текстом и иллюстрациями учебника Составление конспекта урока с включением приемов работы с текстом и иллюстрациями учебника Конспект урока
2. Методика проведения уроков по изучению внешнего и внутреннего строения животных. Методика работы с наглядными пособиями (натуральная и изобразительная наглядность) Составление конспекта урока с включением приемов изучения внутреннего или внешнего строения животных. Изготовление моделей простейших Конспект урока Модели простейших
3. Методика уроков по изучению многообразия животных Составление конспекта урока с включением характеристик систематических групп животных (в том числе опорный конспект) и описанием их представителей Конспект урока
4. Методика уплотненного опроса Составление заданий для уплотненного опроса по заданной теме Демонстрация фрагмента урока с включением уплотненного опроса
5. Дидактические игры на уроках биологии. Игровые технологии Составление игры по заданной теме с выбором жанра: КВН, путешествие, общественный смотр знаний и т.п. Конспект игрового мероприятия
6. Модульное обучение на уроках зоологии Разработка учебных элементов модулей по заданной теме (работа в группах): - внешнее строение; - внутреннее строение; - размножение; - многообразие и значение Разработанные модули
7. Активные формы и методы обучения биологии Составление анализа игры по заданному алгоритму Анализ проведенного или увиденного мероприятия
Окончание таблицы 1
Тема дисциплины Содержание самостоятельной работы Продукт деятельности
8. Методика проведения экскурсий в зоологический музей Составление карточек-заданий для самостоятельной работы школьников во время экскурсии в музей Карточки-задания для работы в музее (3 варианта)
Модуль 6. Методика изучения раздела «Человек»
1. Методика проведения демонстрационных опытов на уроках в разделе Составление перечня демонстрационных опытов по ряду тем раздела (заполнение таблицы) Заполненная таблица
2. Практические методы обучения на уроках в разделе Составление конспекта урока с включением различных видов практических методов Конспект урока
3. Методика обучения в сотрудничестве как средство формирования метапредметных результатов обучения Работа в группах: подбор заданий для групповой работы школьников по заданной теме: - работа с текстом учебника; - работа с дополнительными источниками информации; - лабораторный практикум Составленные задания
4. Контрольно-учетные и обобщающие уроки по биологии Составление конспекта контрольно-учетного урока по заданной теме (по вариантам) Конспект контрольно-учетного урока
5. Методика проведения уроков гигиенического содержания Составление конспекта урока гигиенического содержания по заданной теме с включением правил гигиены и их обоснованием (по вариантам) Конспект урока
6. Проблемное обучение на примере ряда тем раздела Составление конспекта урока с проблемным изложением Конспект урока
7. Методика формирования понятий о нейрогуморальной регуляции систем органов Составление конспекта урока Конспект урока
Модуль 7. Методика изучения раздела «Общая биология»
1. Блочно-урочная система обучения Составление тематического блоч-но-урочного плана одной из тем раздела Тематический блочно-урочный план
2. Организация различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся Разработка конспекта урока с учетом организации видов деятельности учащихся Конспект урока
3. Методика проведения уроков-лекций Составление конспекта школьной лекции по заданной теме Конспект урока-лекции
4. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся Разработка экологического проекта: тема, содержание, способы и средства исследования, формы предъявления результата Разработанный проект
5. Методика проведения экологических экскурсий в природу Составление конспекта экскурсии экологического содержания Конспект экскурсии
6. Методика формирования биологических понятий Подбор иллюстрированных задач по генетике Иллюстрированные карточки-задачи по генетике
7. Внеурочные работы по биологии Составление инструктивных карточек с летними заданиями для учащихся по разделам «Растения», «Животные». Проведение наблюдения за фазами развития заданного растения. Составление программы полевого опыта по заданной тематике 1. Инструктивные карточки летних заданий. 2. Отчет о фенонаблюдении за растением. 3. Программа полевого опыта
8. Информационно-коммуникационные технологии в биологическом образовании Составление презентации к уроку с учетом методических требований Презентация
9. Профильное обучение биологии в старших классах Составление анализа авторских элективных курсов Анализ содержания предложенного элективного курса
10. Авторские программы и учебники по биологии Анализ авторских программ и учебников по биологии по заданной структуре (работа по группам) Отчет групп о проделанной работе
Дисциплины по выбору студентов.
Такие дисциплины заложены в учебном плане бакалавров естественно-географического факультета и относятся к дисциплинам и курсам профессионального цикла (Б.3.2/в 11). Существуют следующие методические дисциплины по выбору: «Деятельностный подход в обучении биологии» и «ИКТ в обучении биологии».
Дисциплина по выбору «Деятельност-ный подход в обучении биологии» предполагает знакомство со следующими видами деятельности по биологии: исследовательской, медико-оздоровительной, информационной и художественно-прикладной. Поясняются содержание и структура каждого вида деятельности, методы проведения и формы организации. На занятия приглашаются учителя, которые охотно делятся своим опытом, возможны выезды в школы и другие образовательные учреждения. На занятиях студенты знакомятся с современными образовательными электронными ресурсами, методикой работы с ними, системой дистанционного обучения; анализируют интернет-ресурсы и возможности их применения в различных формах работы. Студенты учатся грамотно составлять презентации по биологии.
Учебно-исследовательская работа. Реализуется в написании курсовых и дипломных работ по методике обучения биологии. Тематика курсовых работ затрагивает все методические аспекты и позволяет студентам выбрать наиболее интересную и актуальную для себя тему. Теоретические изыскания студентов сопровождаются примерами: специально подобранными или авторскими (включая разработанные и апробированные в период педагогической практики).
Тематика дипломных работ по методике обучения биологии отражает современные тенденции биологического образования. Обязательным требованиям к работам является наличие экспериментальной части: разработки уроков, мероприятий, элективных курсов, экскурсий; описания опыта учителей; доказательств эффективности разработанной методики, выражающихся в контрольных срезах знаний школьников, анкетах и т.п.
Педагогические практики.
Педагогическая практика завершает методическое образование бакалавров естественно-географического факультета. На педагогическую практику студенты выходят, вооруженные знаниями по педагогике, психологии, методике обучения биологии. Они полностью включаются в работу учителя и классного руководителя. Студенты должны реализовать на практике все ранее полученные компетентности. Они должны показать умение составлять и проводить уроки различных типов, владение различными технологиями, умение проводить внеклассную работу по предмету (мероприятия, экскурсии, индивидуальная работа со школьниками), участвовать в реализации профильного и предпрофильного обучения.
Таким образом, система методической подготовки будущих учителей биологии подразумевает освещение всех современных тенденций в биологическом образовании, применение знаний на практике в непосредственном общении со школьниками, сотрудничество с учителями и использование их опыта, создание условий для формирования педагогического мастерства у самих студентов и формирование у них собственного «почерка» в работе.
Сведения об авторе
Боброва Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: 333-27-27.