Научная статья на тему 'СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. МОСКВЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОНЦЕ 1970-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ'

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. МОСКВЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОНЦЕ 1970-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ПРОПАГАНДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овечкина Н.М., Волобуева Л.М.

Целью исследования авторов статьи стало выявление форм и методов оказания методической помощи дошкольным учреждениям в педагогическом просвещении родителей в 70-80-е гг. ХХ в. на примере г. Москвы. Соответственно проблеме осуществлялись поиск и изучение нормативных и инструктивных документов, архивных материалов, публикаций, раскрывающих методическую работу с педагогическими кадрами по педагогическому просвещению родителей; определялись содержание и формы методической работы с педагогическими работниками дошкольных учреждений. В результате авторами сделан вывод, что к концу 1970-х - середине 1980-х гг. в нашей стране была создана уникальная разноуровневая система методического сопровождения деятельности дошкольных учреждений по организации педагогического просвещения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овечкина Н.М., Волобуева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR MANAGERS AND TEACHERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN MOSCOW IN THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS IN THE LATE 70S - MID 80S OF THE TWENTIETH CENTURY

The purpose of the research was to identify the forms and methods of providing methodological assistance to preschool institutions in the pedagogical education of parents in the 70s and 80s of the twentieth century on the example of Moscow. According to the problem, the search and study of normative and instructional documents, archival materials that reveal methodological work with teaching staff on pedagogical education of parents were carried out; the content and forms of methodological work with teachers of preschool institutions of the 70-80-ies of the XX century were determined. As a result, the authors concluded that by the end of the 1970s - mid 1980s in our country a unique, multi-level system of methodological support for the activities of preschool institutions for the organization of pedagogical education of parents was created.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. МОСКВЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОНЦЕ 1970-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ»

Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-23-35

Н.М. Овечкина, Л.М. Волобуева

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Система методического сопровождения руководителей и педагогов дошкольных учреждений г. Москвы в организации

педагогического просвещения родителей в конце 1970-х - середине 1980-х годов

Целью исследования авторов статьи стало выявление форм и методов оказания методической помощи дошкольным учреждениям в педагогическом просвещении родителей в 70-80-е гг. ХХ в. на примере г. Москвы. Соответственно проблеме осуществлялись поиск и изучение нормативных и инструктивных документов, архивных материалов, публикаций, раскрывающих методическую работу с педагогическими кадрами по педагогическому просвещению родителей; определялись содержание и формы методической работы с педагогическими работниками дошкольных учреждений. В результате авторами сделан вывод, что к концу 1970-х - середине 1980-х гг. в нашей стране была создана уникальная разноуровневая система методического сопровождения деятельности дошкольных учреждений по организации педагогического просвещения родителей.

© Овечкина Н.М., Волобуева Л.М., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1 _)

Ключевые слова: методический кабинет, методическая помощь, методическое сопровождение, педагогическое просвещение родителей, пропаганда педагогических знаний, университет педагогических знаний, педагогический всеобуч

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Овечкина Н.М., Волобуева Л.М. Система методического сопровождения руководителей и педагогов дошкольных учреждений г. Москвы в организации педагогического просвещения родителей в конце 1970-х - середине 1980-х годов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 23-35. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-23-35

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-23-35

NM. Ovechkina, L. М.Volobueva

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Methodological support

for managers and teachers

of preschool institutions in Moscow

in the organization of pedagogical education

of parents in the late 70s - mid 80s

of the twentieth century

The purpose of the research was to identify the forms and methods of providing methodological assistance to preschool institutions in the pedagogical education of parents in the 70s and 80s of the twentieth century on the example of Moscow. According to the problem, the search and study of normative and instructional documents, archival materials that reveal methodological work with teaching staff E o K on pedagogical education of parents were carried out; the content and forms ro § ^ of methodological work with teachers of preschool institutions of the 70-80-ies [= k o of the XX century were determined. As a result, the authors concluded that ro ^ S. by the end of the 1970s - mid 1980s in our country a unique, multi-level q y ° system of methodological support for the activities of preschool institutions for N the organization of pedagogical education of parents was created.

Key words: methodical study, technical assistance, methodological support, teaching parenting education, promotion of pedagogical knowledge, University of education, pedagogical education.

CITATION: Ovechkina N.M., Volobueva L.M. Methodological support for managers and teachers of preschool institutions in Moscow in the organization of pedagogical education of parents in the late 70s - mid 80s of the twentieth century. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1. Pp. 23-35. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-23-35

В настоящее время перед системой образования нашей страны поставлены задачи, направленные на создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся, предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. Эффективность решения этих задач зависит от профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников, ведущим средством развития которой является методическая работа. Однако общественные опросы педагогов показали, что в последние годы в ряде регионов отмечается снижение роли методической работы как внутри дошкольной образовательной организации, так и на более высоких уровнях управления.

Исследуя вопросы педагогического просвещения родителей в отечественной системе образования в послевоенные годы, П.П. Петренко пришел к выводу, что «в России в годы советской власти имели место попытки создать систему повышения уровня педагогической культуры родителей» [10].

Пути повышения педагогической культуры родителей исследовались И.В. Гребенниковым, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой, В.М. Ивановой, Д.В. Менджерицкой, А.В. Суровцевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Шохиной; взаимодействие образовательных учреждений и семьи - В.И. Безлюдной, А.И. Захаровым, А.И. Остроуховой, В.Н. Гуровым, А.А. Елизаровым и др.; различным аспектам педагогического просвещения родителей были посвящены монографии, сборники научных трудов Е.П. Арнаутовой, Л.В. Загик, О.Л. Зверевой, Т.А. Марковой и др. Вопросы методического сопровождения педагогов в организации педагогиче- го | ского просвещения родителей рассматривались в работах Т.В. Крото- Е о к

вой, Е.А. Кудрявцевой. <| ^ =

Изучая проблемы повышения педагогической культуры родителей, ^ ^ о Ю.А. Гладкова подчеркивала, что высокая педагогическая компетент- го а. а. ность педагога может способствовать формированию педагогической ^ у ° компетентности родителей [3]. *

Незначительное число исследований, посвященных истории дошкольного воспитания и образования, затрагивали вопросы организации методической работы в 70-80-е гг. ХХ в. (Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкин-ская, Е.В. Лисукова, В.С. Пчелина и др.).

Рассматривая активные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, О.А. Бура отметила, что «исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов... Как концепция пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей» [1]. Вместе с тем, О.Л. Зверева установила, что педагогический всеобуч проводился далеко не во всех дошкольных образовательных учреждениях в связи с недостаточной подготовленностью воспитателей к работе с родителями воспитанников [5], что дает нам основание утверждать о наличии у педагогов потребности в методической помощи.

Следует отметить, что потребность в методической помощи особенно возрастает в периоды, когда происходят процессы реформирования системы и необходимо освоить новые подходы к решению актуальных проблем. Такая необходимость возникает и сегодня, когда, решая демографические задачи, государство выстраивает семейную политику, неразрывно связанную с заботой о детях. Актуальным является расширение сети образовательных организаций для детей раннего и дошкольного возраста (docs.cntd.ru/document/420217344), содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, а именно повышение педагогической культуры родителей, детско-роди-тельских отношений; обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, бесплатной консультативной помощи специалистов.

Аналогичные проблемы решались в 70-80-е гг. ХХ в., когда в центре внимания образовательных учреждений стояли вопросы повышения эффективности педагогической пропаганды, организация педа-ак, ики гогического всеобуча родителей. Активно включились в эту работу 2 к дошкольные учреждения, которые первыми в образовательной системе встречали молодых родителей, нуждающихся в конкретной педагоги-

о

ш го

с ^ о ческой помощи. Однако не все педагоги обладали необходимой ком-го ^^ петентностью в организации педагогического просвещения родите° лей, сами нуждались в методической помощи. На примере реализации

Ои 26

этого направления работы можно проследить процесс выстраивания

методического сопровождения руководителем и педагогов дошкольных учреждений.

В помощь заведующим и воспитателям-методистам издавались документы, рекомендации органов управления дошкольным воспитанием, которые подробно разъясняли формы, методы, средства, позволявшие решать новые задачи. Особенно важно это было для молодых, начинающих работников, но в отдельные периоды необходимость в методической помощи становилась массовой. В частности, комплексный характер такой помощи хорошо виден на примере широкого распространения педагогического просвещения родителей в период 70-80-х гг., которое развивалось на фоне недостаточного удовлетворения потребности населения в общественном дошкольном воспитании.

Результаты Всесоюзного репрезентативного исследования, проведенного Институтом социологических исследований АН СССР в 1981-1982 гг. (всего было опрошено 10 150 человек, в том числе в РСФСР - 5522), показали: около 19% родителей, почти каждый пятый, в 1982 г. оценивали возможности по устройству своих детей в детский сад как «плохие» [6, с. 156]. К середине 1980-х гг. охват общественным воспитанием достигал 70% детей дошкольного возраста. Педагогическое просвещение семьи становилось важным рычагом воспитательной политики государства.

В Законе РСФСР «О народном образовании», принятом в 1974 г., имелась специальная статья, согласно которой распространение педагогических знаний среди населения, оказание педагогической помощи в воспитании детей родителям и лицам, их заменяющим, возлагалось на органы и учреждения народного образования (base.garant. ru/71954182/). В соответствии с единым Уставом детский сад должен был «служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье» (www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n =44171#0773298350456796116). В обязанности заведующих входила организация работы среди родителей по вопросам воспитания детей в семье. Эту работу осуществляли педагогические сотрудники: воспитатели, музыкальные руководители. Однако и сами заведующие, и воспитатели-методисты испытывали трудности в педагогическом просвеще- го | нии родителей, не могли оказывать грамотную помощь воспитателям Е о к в этой деятельности. Необходимое методическое руководство оказыва- го § ^ ли городские и муниципальные органы управления народным образова- ^ ^ ° нием, методические кабинеты по дошкольному воспитанию. Ц g.

Одно из направлений руководства - разработка инструктивных g и ° материалов на основе обобщения передового педагогического опыта

и выявления типичных недостатков. В 1974 г. была издана инструкция «О народных университетах педагогических знаний», в которой рекомендовалось создавать такие структуры при дошкольных учреждениях [8, с. 102].

Народные университеты в нашей стране имели достаточно богатую историю [11]. Они развивались на общественной основе и осуществляли свою деятельность как через непосредственную работу с людьми, так и опосредованно - через выпуск научно-популярных изданий. Так, с середины 1960-х гг. издательством «Знание» распространялись брошюры серии «Народный университет. Педагогический факультет» о материнстве, детстве, воспитании, взаимоотношениях детей и взрослых в семье. В этот период получили развитие родительские университеты, в том числе созданный Домом пропаганды Академии педагогических наук (АПН) РСФСР Радиоуниверситет для родителей - цикл бесед по семейному воспитанию; с 1965 г. издавалась серия лекций «Родительский университет на дому» - подписное издание, включающее свыше 30 лекций по актуальным проблемам семейного воспитания [9]. Тем не менее, наиболее профессиональную, адресную помощь могли оказать при непосредственном общении с родителями именно педагогические работники школ и дошкольных учреждений.

В Инструктивном письме Министерства просвещения РСФСР «Об организации и содержании работы дошкольных учреждений с родителями» (1979 г.) отмечались недостатки в организации работы с родителями: отсутствие системы в их педагогическом просвещении, формальный характер родительских собраний, преобладание в общении педагогов с родителями стиля поучений, наставлений, не всегда правильное использование наглядной агитации, часто в методических кабинетах материалы по работе с родителями обновлялись несвоевременно и не содержали конкретных рекомендаций и т.д. В связи с чем в письме были представлены достаточно подробные рекомендации по проведению наиболее распространенных групповых и индивидуальных форм работы педагогов с родителями: индивидуальные беседы, групповые консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, лектории, вечера вопросов и ответов, школы молодых родителей и др. Следует отметить, что до сегодняшнего дня эти формы Е о к работы активно применялись в дошкольных учреждениях (consultant.ru/ |§| cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=47323&dst=100005#06810660 I * о 60351508).

го ^^ Используя рекомендации, содержащиеся в инструктивном пись-^ и ° ме, заведующие детскими садами и яслями-садами имели возможность выбрать наиболее подходящие формы работы с родителями,

направленные на укрепление содружества дошкольного учреждения и семьи в деле всестороннего развития и воспитания детей. В письме содержались рекомендации не только по выбору форм работы с семьей, но и методике их проведения, определению тематики возможных мероприятий; было рекомендовано шире использовать радио, телевидение, местную печать для педагогического просвещения населения.

Предложенная в письме примерная тематика групповых консультаций, родительских собраний по возрастным группам, конференций, темы папок (передвижек), рекомендованный список литературы для воспитателей и родителей нередко воспринимались как норматив и буквально в том же виде использовались в дошкольных учреждениях. Перечень рекомендуемых статей для родителей и воспитателей из журналов «Дошкольное воспитание» и «Семья и школа» был не велик. Среди приоритетных тем были выделены: «Пример старших в воспитании детей», «Роль отца в воспитании детей», «Воспитание детей раннего возраста», «Совместная работа детского сада и семьи», «Правовые вопросы воспитания в семье», а также вопросы нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания, умственного развития и подготовки детей к школе.

Несмотря на подробную инструкцию, многим требовалась непосредственная, практическая помощь в освоении форм и методов работы с родителями. Особенно актуальной потребность в методической помощи по данной проблеме стала после введения в начале 1980-х гг. педагогического всеобуча родителей и населения [7].

Реализация данного решения требовала соответствующих профессиональных умений, педагоги должны были не только проводить разъяснительную работу, но грамотно организовывать обучение родителей воспитанников. Для этого выстраивалась определенная система методической работы, которую мы смогли установить на основе изучения опыта работы методистов при отделе образования Ленинградского [13] и Ждановского [12] районов г. Москвы, Главного управления народного образования [4].

В 1980-е гг. работу с районными отделами народного образования осуществляло Управление дошкольного воспитания Главного управления народного образования Мосгорисполкома. Одной из его задач было совершенствование управленческой деятельности районных органов народного образования, качества инспектирования дошкольных учреждений. Ведущей деятельностью были разные виды контроля (фронтальный, тематический, предупредительный), особое внимание обращалось на формы и методы его проведения. При Главном управлении народного образования существовал Городской методический кабинет

Ст ф го

с к о

^ ^ го го о. о.

о ¡3 о

о

по дошкольному воспитанию, методисты которого находились в тесном контакте с инспекторами и руководили работой методических кабинетов при районных отделах образования.

В соответствии с типовыми штатами в районном методическом кабинете один методист курировал 30 дошкольных учреждений (base. garant.ru/70580092/), т.е. на один московский район приходилось максимум два методиста. Например, в штате Ждановского районного отдела народного образования в 1980 г. работал, помимо заместителя заведующего РОНО по дошкольному воспитанию и инспектора, один методист по дошкольному воспитанию. В связи с этим был развит институт общественных методистов, которыми становились опытные заведующие или воспитатели-методисты.

В Ленинградском районе, как и во многих других, также действовал совет содействия семье и школе, где имелась дошкольная секция. Таким образом, методическая работа осуществлялась усилиями не только штатных, но и внештатных сотрудников. Прежде чем спланировать методические мероприятия, методист, согласовывая свою деятельность с инспектором по дошкольному воспитанию, организовывал проверки определенных разделов работы в дошкольных учреждениях. Например, дошкольная секция совета проверяла содержание и оформление наглядной агитации в ряде дошкольных учреждений. По результатам выявленных недостатков организовывалась соответствующая консультация, после чего совместно с общественным методистом подбирались темы для проведения в каждом микрорайоне смотра-конкурса по наглядной пропаганде. Лучшие материалы представлялись на выставку в районный методический кабинет для ознакомления с ними других педагогов.

Поскольку помощь педагогам во взаимодействии с семьей должны были оказывать, в первую очередь, заведующие, методический кабинет начинал работу именно с них. Важно было дать руководителям систему знаний, научить анализировать педагогическую подготовленность родителей и особенности семейного воспитания, а также уметь планировать, более конкретно использовать методические рекомендации и заимствование передового опыта. С этой целью применялись коллективные и индивидуальные формы работы, которые в определенной мере явля-Е о к лись образцом методической работы внутри дошкольного учреждения. го g ^ Например, методическое объединение на тему «Методическая работа с= к о с кадрами по педагогическому просвещению родителей»; организация го ^Ji семинара-практикума с открытым просмотром родительского собрания g и ° и последующим его обсуждением. Перед методическим объединением

1 заведующим давалось задание проанализировать уровень и качество

родительских собраний в своем саду, а перед просмотром предлагались вопросы для обсуждения. В помощь заведующим была разработана анкета для анализа источников педагогической информированности родителей, которую можно было использовать для дальнейшего выбора содержания и форм работы с родителями. Оказывалась помощь в планировании мероприятий в годовом плане по педагогическому просвещению родителей, а также индивидуальная помощь малоопытным руководителям, включавшая совместный подбор материалов к родительскому собранию, тематическому стенду, для папок-передвижек, составление объявления, подбор списков литературы к информационному стенду, отработка проекта решения родительского собрания и т.д.

По окончании этих мероприятий вновь организовывалось посещение дошкольных учреждений методистом и общественным методистом с целью проверки результатов работы. Если снова обнаруживались какие-либо общие для всех учреждений недочеты, подбирались и проводились другие, более эффективные формы методической работы.

Заведующий детским дошкольным учреждением, безответственно относящийся к выполнению рекомендаций, вызывался на аппаратное совещание1 с отчетом о проведенной работе, в крайних случаях принимались меры дисциплинарного воздействия.

С 1982 г. в Ленинградском районе Москвы действовал университет педагогических знаний для родителей дошкольников, в план были включены темы, предложенные программой педагогического всеобуча. В качестве лекторов привлекались, главным образом, сотрудники НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а также врач районного физкультурного диспансера, психолог, старший логопед района, районный общественный методический актив. С целью повышения заинтересованности слушателей занятия в университете педагогических знаний проводились в виде диспутов, практических занятий, обмена опытом семейного воспитания и т.п.

В районном методическом кабинете для заведующих была подготовлена консультация о роли родительских комитетов в воспитании детей. Для председателей родительских комитетов организован семинар, одно из занятий которого прошло в виде открытого просмотра заседания родительского комитета на базе опорного детского сада. Всем участни- го | кам семинара были розданы примерные планы работы родительского Е о к комитета на год. го § =

Э |= *

—5--с ^ 8

Аппаратное совещание - в данном контексте это совещание работников управления ^ ^ ^

(отдела) народного образования (инспекторов, методистов и др.) во главе с начальником £ ^

управления (отдела) народного образования, с приглашением, в случае необходимости, о ^ ы

представителей других организаций.

Отдельно был организован семинар для опытных воспитателей, интересующихся вопросами совместной работы с семьей, чтобы в дальнейшем создать актив, способный провести консультации для своего детского сада или микрорайона. Для малоопытных воспитателей проведен семинар-практикум по содержанию индивидуальных контактов с семьями воспитанников, где они обучались планированию и ведению дневниковых записей, учились составлять план беседы, намечать индивидуальную работу с конкретной семьей в соответствии с задачами воспитательной работы с детьми в детском саду и дома.

Таким образом, специалистами методического кабинета районного отдела образования оказывалась реальная, конкретная, практическая, адресная помощь затрудняющимся в работе руководителям, педагогам и даже членам родительских комитетов детских садов.

Такую помощь с полным правом можно назвать современным термином «методическое сопровождение», которое мы рассматриваем как специально организованное систематическое и непрерывное взаимодействие методиста и педагога, направленное на оказание конкретной помощи в выборе путей разрешения актуальных проблем, возникающих в образовательном процессе на основе учета личностных и профессиональных качеств педагога, а также на развитие каждого участника сопровождения за счет взаимообогащения опытом [2, с. 6-7].

Выстроенное методическое сопровождение в исследуемый период носило централизованный характер и помогало решить вопросы массового включения руководителей и педагогов к участию в разнообразных мероприятиях, в деятельности осваивать необходимые знания и умения в работе с родителями.

В результате, мы можем сделать вывод о том, что к концу 1970-х -середине 1980-х гг. в нашей стране сложилась уникальная разноуровневая система методического сопровождения деятельности дошкольных учреждений по организации педагогического просвещения родителей. С целью внедрения новых форм и методов работы активность исходила со стороны республиканских органов образования, которые через нормативные документы доводили информацию до нижестоящих (городских, областных) управлений, методических кабинетов по дошкольному воспитанию, а те - через активные, практико-ориентированные формы -| £2 к доводили до каждого руководителя дошкольного учреждения. В систе-§ Э го му входили также разнообразные наглядные формы работы, лучший с ^ о опыт становился достоянием всех дошкольных работников на конкрет-Ц ^^ ной территории. Организатором методической работы с педагогами вну-^ и ° три детского сада являлся заведующий, который контролировал работу воспитателя-методиста, вовлекал педагогов в организацию работы

общественных университетов, педагогического всеобуча для родителей. С одной стороны, такая централизованная система построения методической работы давала возможность четко довести до исполнителей государственные требования, с другой - давала возможность для развития вариативных форм преподнесения материала руководителям дошкольных учреждений. Обратная связь, получаемая в ходе системы проверок, предоставляла информацию о лучшем опыте и недостатках в работе, помогала выстраивать дальнейшую работу. Однако именно централизация методической работы иногда приводила к ее формализации, не всегда способствовала развитию педагогического творчества.

Многие формы работы, сложившиеся в конце 1970-х - середине 1980-х гг., действенны и в настоящее время, однако нередко используются разрозненно и не выстраиваются в определенную систему, которая должна обеспечивать необходимый положительный эффект. Кроме того, отмечается разрушение системности в методическом сопровождении педагогов дошкольного образования, качество дошкольного образования поставлено в зависимость от уровня ответственности и заинтересованности руководителя в повышении профессионализма педагогов, оказании им методической помощи, а также мотивации самого воспитателя на повышение своего профессионального мастерства. Неизбежным следствием сокращения или даже отсутствия системы методической работы с педагогами является снижение результативности образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и уровня профессионального взаимодействия с семьями воспитанников.

Библиографический список / References

1. Бура О.А. Активные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Челябинск, 2017. [Bura O.A. Aktivnye formy vzaimodejstviya doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya s roditelyami vospitannikov [Active forms of interaction of preschool educational institution with parents of pupils]. Chelyabinsk, 2017.]

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: Нормативные документы и практика. М., 2018. [Volobueva L.M. Rabota starshego vospitatelya DOO s pedagogami: Normativnye dokumenty i praktika [Work of the senior teacher of preschool education with teachers: Normative documents and practice]. Moscow, 2018.] ro ¡g

3. Гладкова Ю.А. Деятельность дошкольного учреждения по повыше- Е о к нию психолого-педагогической культуры современной семьи: Автореф. 2 g Ц дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. [Gladkova Yu.A. Deyatelnost doshkol- ^ i= m nogo uchrezhdeniya po povysheniyu psikhologo-pedagogicheskoy kultury ^ § sovremennoy semi [Activities of a preschool institution to improve g-

the psychological and pedagogical culture of the modern family]. PhD thesis. q ^ ° Moscow, 2009.] -

4. Дормидонтова Н.В. О работе Главного управления народного образования // Дошкольное воспитание. 1985. № 2. С. 21-22. [Dormidontova N.V. About the work of the Main Department of Public Education. Preschool education. 1985. No. 2. Pp. 21-22 (In Russ.)]

5. Зверева О. Л. Развитие содержания педагогического просвещения родителей дошкольников: Монография. М., 2011. [Zvereva O.L. Razvitie soderzhaniya pedagogicheskogo prosveshcheniya roditelej doshkolnikov [Development of educational content of parents of preschoolers]. Moscow, 2009.]

6. Носкова А.В. Эволюция государственной семейной политики в России: от советских к современным моделям // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 6 (33). С. 155-159. [Noskova A.V. Evolution of state family policy in Russia: From Soviet to modern models. Bulletin of MGIMO University. 2013. No. 6 (33). Pp. 155-159. (In Russ.)]

7. Об утверждении программы педагогического всеобуча родителей и населения // Сборник приказов и инструкций Министерства Просвещения РСФСР. 1983. № 2-3. С. 2-14. [About the approval of the program of pedagogical universal education of parents and the population. Sbornik prikazov i instruktsiy Ministerstva Prosveshcheniya RSFSR. 1983. № 2-3. Pp. 2-14. (In Russ.)]

8. О народных университетах педагогических знаний. 9 июля 1974 г., № 301 // Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодательные и инструктивные документы / Сост. Л.И. Мужелевская, Л.В. Рус-скова; под ред. А.И. Шустова. 4-е изд., испр. и доп. М., 1980. [About national universities of pedagogical knowledge. July 9, 1974. No. 301. Spravochnik po doshkolnomu vospitaniyu: Osnovnye zakonodatelnye i instruktivnye dokumenty. L.I. Muzhelevskaya, L.V. Russkova (comp.). A.I. Shustov (ed.). 4nd ed., revised and enlarged. Moscow, 1980. (In Russ.)]

9. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. М., 1966. Т. 3. [Pedagogical encyclopedia. I.A. Kairov, F.N. Petrov (eds.). Moscow, 1980. Vol. 3.]

10. Петренко П.П. Педагогическое просвещение родителей в отечественной системе образования в послевоенные годы: Теория и практика: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2006. [Petrenko P.P. Pedagogicheskoe prosveshchenie roditeley v otechestvennoy sisteme obrazovaniya v poslevoennye gody: Teoriya i praktika [Pedagogical education of parents in the national education system in the post-war years: Theory and practice]. PhD thesis. Pyatigorsk, 2006.]

11. Садовская В.С. Роль народных университетов в формировании социально активной личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. [Sadovskaya V.S. Rol narodnykh universitetov v formirovanii sotsialno

о K aktivnoy lichnosti [The role of folk universities in the formation of a socially

active person]. PhD thesis. Moscow, 1984. (In Russ.)] ^ с S 12. Справка по итогам фронтальной проверки Ждановского отдела народно-^ § го образования и дошкольных учреждений // Центральный государствен-

§■ О Ю ный архив г. Москвы. Апрель 1980 г. Ф. 528. Оп. 8. Д. 169. Л. 27. [Spravka

q ^ ° po itogam frontalnoy proverki Zhdanovskogo otdela narodnogo obrazovaniya

1i doshkolnykh uchrezhdeniy [Reference on the results of the frontal inspection

о ■ cu ro

of the Zhdanov Department of Public Education and Preschool Institutions]. Central State Archive of Moscow. April 1980. Fund 528. Inventory 8. Case 169. Sheet 271. (In Russ.)] 13. Черкасова Т. Методическая работа с кадрами по педагогическому просвещению родителей // Дошкольное воспитание. 1985. № 2. C. 10-12; № 3. C. 22-26. [Cherkasova T. Methodological work with personnel on pedagogical education of parents. Preschool Education. 1985. No. 2. Pp. 10-12; No. 3. Pp. 22-26. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.08.2020, принята к публикации 30.10.2020 The article was received on 14.08.2020, accepted for publication 30.10.2020

Сведения об авторах / About the authors

Овечкина Наталия Михайловна - аспирант кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Natalia M. Ovechkina - postgraduate student at the Department of Preschool Pedagogy of the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Russian Federation E-mail: dimnast.99@mail.ru

Волобуева Людмила Михайловна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии; заведующий кафедрой дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет

Lyudmila M. Volobueva - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Preschool Pedagogy of the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Russian Federation E-mail: lm.volobueva@mpgu.su

Заявленный вклад авторов

Овечкина Н.М. - планирование исследования, поиск и изучение архивных документов и материалов, их анализ и интерпретация, подготовка текста статьи Волобуева Л.М. - общее руководство направлением исследований, участие в подготовке текста статьи

го £

^ Е

о

Contribution of the authors o

ro ^ x

S C° m

Ovechkina N.M. - research planning, search and study of archival documents and ^ œ o materials, their analysis and interpretation, preparation of the text of the article ro a. a.

Volobueva L.M. - general direction of the research, participation in the preparation g u ° of the text of the article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.