Научная статья на тему 'Система мер повышения устойчивости регионального развития, используемых в Российской Федерации'

Система мер повышения устойчивости регионального развития, используемых в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуденкова Светлана Александровна, Карева Анжела Владиславовна

В статье рассматриваются факторы, влияющие на устойчивость регионального развития. Проведен анализ используемых в Российской Федерации мер по обеспечению устойчивого развития региона. На основе изучения российского и зарубежного опыта сформирован список приоритетный мер для эффективного управления устойчивым региональным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мер повышения устойчивости регионального развития, используемых в Российской Федерации»

многофакторной модели взаимодействия национальных рынков, встроенных в мировую систему (формула 4).

Возможно и обратное действие. Изменение, увеличение или снижение различных целевых рекламных затрат для продвижения товаров приводит к изменению показателей каких-либо факторов в некой пропорциональности. А изменение показателей факторов приводит к качественному и количественному изменению рекламного рынка.

Использование двухконтурного многофакторного механизма и системы коэффициентов позволяет определить общую емкость рекламного рынка (рекламные затраты рынка (формула 2)) в зависимости от внешних и внутренних факторов воздействия на рынки, зависимость рекламных затрат рынка и выручку (доход) компаний рекламного бизнеса от различных факторов воздействия и степень воздействия различных факторов на величину рекламных затрат рынка, определить перспективы и целесообразность присутствия на данном географическом, локальном рынке или в виде рекламной деятельности и скорректировать прогнозные доходы любой рекламной компании в соответствии с перспективами и доходностью рекламного рынка.

Библиографический список

1. Бусов В.И. Управление стоимостью компании: учеб. пособие / В.И. Бусов. - М.: ГУУ, 2009. -89 с.

2. Землянская В.О. Факторы, воздействующие на рынки на примере рекламного рынка // Вестник Университета (Государственный университет управления). - №15/2012. - М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2012.

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учеб. / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. - М.: Инфра-М, 2007. - 416 с.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.

5. Соловьева И. А. Теоретические особенности функционирования рекламного рынка в современных услвиях / И. А. Соловьева // Молодой ученый. - 2011. - № 11.

С.А. Зуденкова А. В. Карева

СИСТЕМА МЕР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются факторы, влияющие на устойчивость регионального развития. Проведен анализ используемых в Российской Федерации мер по обеспечению устойчивого развития региона. На основе изучения российского и зарубежного опыта сформирован список приоритетный мер для эффективного управления устойчивым региональным развитием.

Ключевые слова: устойчивое региональное развитие, социально-экономическое развитие регионов, региональная политика, бюджетные механизмы, федеральная целевая программа, стратегическое управление.

© Зуденкова С.А., Карева А.В., 2013

Устойчивое региональное развитие обеспечивается достижением социально-экономической стабильности, систематического развития производительных сил и общественных отношений, обеспечением условий для материального благополучия и социального развития, рационального использования природных ресурсов без ущерба интересов будущих поколений. Очевидно, что определяющее значение в этом процессе имеет устойчивость социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в частности. Устойчивое региональное развитие обеспечивается сбалансированным и многофакторным воспроизводством социально-экономического, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.

На сегодняшнюю региональную политику, проводимую в России и ведущую субъекты Федерации к устойчивому развитию, влияет ряд факторов. Во-первых, все регионы имеют различные конкурентные преимущества и недостатки и по-разному адаптированы к рынку. Во-вторых, инвестиции в региональное развитие со стороны государства не достаточны. В-третьих, в экономических отношениях с центром играет роль фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации.

Основным документом, определяющим направления стратегического развития, в том числе и регионального, Российской Федерации является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6]. Концепцией социально-экономического развития предусмотрено, что государственная региональная политика призвана обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, снижение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом положении регионов и качестве жизни.

Залогом устойчивого территориального развития Российской Федерации является достижение условий, которые позволят каждому региону обеспечивать достойные условия жизни населения, комплексного развития и увеличения конкурентоспособности экономики.

В России региональная политика, призванная обеспечить устойчивое региональное развитие, осуществляется посредством бюджетных механизмов, государственных программ, федеральных целевых и адресных программ, механизмов государственно-частного партнерства, поддержки приоритетных проектов, формирования правовой базы и принятия нормативно-правовых актов в соответствующих сферах деятельности. В реальности этот набор инструментов сводится, как правило, к бюджетным трансфертам и реализации федеральных целевых программ.

Бюджетные механизмы, используемые в рамках реализации региональной политики, позволяют концентрировать на федеральном уровне значительные финансовые ресурсы. Для сглаживания контрастов между субъектами Российской Федерации формируется сложный механизм определения критериев и методов распределения финансовой помощи из федерального бюджета. Реализация политики выравнивания социально-экономического развития регионов стала возможной благодаря стабилизации бюджетной системы страны и экономическому росту. Однако эта политика, реализуемая через бюджетные, институциональные и административные механизмы, по мере достижения максимальной используемости инструментов достигла предела своей эффективности.

Централизация большого объема финансовых ресурсов на уровне Федерации помимо того, что снижает самостоятельность принимаемых в регионах решений, не создает стимулов для региональных и местных властей к обеспечению наполнения соответствующих бюджетов. Регионы-лидеры, отдавая излишки своих бюджетных доходов отстающими регионам, теряют мотивацию к развитию, у последних появляются иждивенческие настроения.

В соответствии с сущностью государственной региональной политики, которая направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, важнейшим из инструментов, направленных на региональное развитие, является федеральная целевая программа. На данный момент в РФ реализуется пять федеральных целевых программ, направленных на развитие регионов. В этом списке регионов субъекты Российской Федерации - Калининградская область [2] и Республика Ингушетия [5], макрорегионы - Дальний Восток и Забайкалье [1] (все регионы Дальневосточного федерального округа и три региона Сибирского федерального округа), Юг России [4] (регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов), Курильские острова [3].

Как показал проведенный анализ социально-экономического развития регионов, реализация данных программ на сегодняшний момент оправдана. Регионы, входящие в состав Дальневосточного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов занимают последние строчки в рейтинге российских регионов. Калининградская область же, являясь полуэксклавом Российской федерации и находясь в окружении европейских стран, не достигает уровня жизни сопредельных государств. Кроме того, благоприятный инвестиционный климат в регионе важен для сближения Российской Федерации с государствами-членами Европейского союза. Реализация федеральных программ в этих регионах привела федеральные округа, в состав которых они входят, к наилучшему показателю устойчивости социально-экономического развития - наиболее оптимальной деятельности хозяйствующих субъектов. Основными инструментами, используемыми в российской региональной политике, являются межбюджетные трансферты и федеральные целевые программы. Остальные инструменты, такие, например, как государственно-частное партнерство, развиты ограниченно и не получили повсеместного использования.

Противоречивым моментом проводимой в России региональной политике является сложившаяся административно-территориальная система регионализации страны, которая не всегда является продуктивной. Существует ряд примеров, когда административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов, снижают масштабность стратегий развития регионов и сдерживают их экономический рост. А именно административные формы организации в российских регионах маловосприимчивы к проходящим сегодня в мире процессам регионального укрупнения, которое предполагает реализацию более масштабных проектов более крупными регионами. При этом столицы таких регионов имеют более высокий статус в мировом сообществе, а транспортные пути и расселение жителей имеют более простые системы. Также определенные противоречия имеются и в системах управления регионами.

Современная система управления российскими регионами обладает рядом недостатков и не может обеспечить им устойчивое развитие. Наиболее существенными из них являются:

- медленное внедрение современных инструментов в систему государственного управления региональным развитием;

- отсутствие механизмов синхронизации стратегий развития регионов, муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий;

- централизация власти на федеральном уровне, которая не позволяет оценить качество регионального управления;

- неразработанность системы территориального управления [8].

Для того, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие российских регионов необходимо усиление государственного регулирования, в том числе:

- создание правовой базы хозяйственной жизни, которая бы определяла права, обязанности и меры взаимоответственности субъектов хозяйствования;

- создание организационно-экономических структур для осуществления контроля за соблюдением норм регламентации хозяйственной жизни субъектов рынка;

- собственно регулирование социально-экономических процессов, а именно выработка социально-экономической политики и определение механизмов ее реализации.

Российский и зарубежный опыт обеспечения устойчивого регионального развития показывает, что органы власти региона имеют широкий список методов и форм управления региональным развитием. Среди них приоритетное место должны занимать:

- система стратегического управления социально-экономическим развитием регионов;

- расширение механизмов частно-государственного партнерства;

- организация зон опережающего инновационного развития и создания высоких технологий;

- организация институтов, направленных на развитие бизнеса и стимулирование сферы инновационного роста;

- бюджетные механизмы региональной политики;

- укрепление института местного самоуправления и др.

Для Российской Федерации стратегически важным является проведение направленной на улучшение качества экономического пространства сильной государственной региональной политики, осуществляемой через сглаживание различий социально-экономического развития между регионами и развитие инфраструктуры регионов, и обеспечивающей повышение устойчивости региональных социально-экономических систем.

Сегодня требуется создание новой, адекватной вызовам современности системы управления территориальным развитием, призванного обеспечить эффективную реализацию экономических и социальных потребностей и горизонтов развития региона, синхронизацию региональных интересов с государственными, что обеспечит устойчивость как регионального, так и национального социально-экономического развития.

На наш взгляд, наиболее адекватным инструментом управления, обеспечивающим устойчивость развития региона в динамичной внешней среде и повышение на этой основе качества жизни населения, является стратегическое планирование регионального развития. Основными проблемами, препятствующими более полному использованию стратегического планирования на региональном уровне, являются несовершенство законодательства в облас-

ти государственного планирования и прогнозирования, а также отсутствие единых общепризнанных теоретико-методологических основ территориального стратегического планирования. Стратегическое планирование регионального развития должно осуществляться с учетом специфики региона, его конкурентных преимуществ и возможностей. Документы, определяющие стратегические цели, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития региона, - основа для выбора стратегий входящих в его состав территорий [7]. Для того чтобы стратегическое планирование стало действенным механизмом социально-экономического развития, необходима целенаправленная работа по созданию в регионе системы стратегического управления. И здесь многое зависит от политической воли руководства.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ № 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» от 15.04.1996 г.

2. Постановление Правительства РФ № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2015 года» от 07.12.2001 (ред. от 20.11.2012).

3. Постановление Правительства РФ. № 478. О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» от 09.08.2006 г.

4. Постановление Правительства РФ № 10 «О федеральной целевой программе «Юг России» (2008-2013)» от 14.01.2008 г.

5. Постановление Правительства РФ № 1087. «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» от 24.12.2009 г.

6. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р «Об утверждении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г.

7. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие Под ред. Платоновой Н.А. [и др.]. - М.: Альфа-М., 2008. - 653 с.

8. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.

Т.Е. Коваленко О. В. Гостеева

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СЛАНЦЕВОГО ГАЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ГАЗОСЛАНЦЕВОГО РЫНКА

Аннотация: рассмотрены возможные варианты ценообразования сланцевого газа на современном газосланцевом рынке. Установлены и проанализированы факторы, влияющие на стоимость бурения скважины и конкурентоспособность сланцевого газа. На основе статистических данных определен диапазон рыночной цены на мировом рынке сланцевого газа, выявлены причины ее вариативности.

Ключевые слова: мировой рынок сланцевого газа, месторождения газовых сланцев,

© Ковалеко Т.Е., Гостеева О.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.