Научная статья на тему 'СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА / ВСЕОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА (TQM) / ПРАВИЛА ЛОГИСТИКИ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старухина К. С.

В статье рассмотрен вопрос создания интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, которые обеспечат высокое качество поставки продукции. Охарактеризованы перспективы применения процессного подхода в проектировании логистической системы с опорой на 7 правил логистики и принципы Всеобщего менеджмента качества (TQM), которые позволяют выстроить процессы и оценить их эффективность. В результате научного исследования получен вывод, что интеграция принципов системы менеджмента качества и логистики дают возможность создавать эффективные логистические системы, в которых реализуются требования потребителей относительно качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

УДК 65.018.2

К.С. Старухина

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье рассмотрен вопрос создания интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, которые обеспечат высокое качество поставки продукции. Охарактеризованы перспективы применения процессного подхода в проектировании логистической системы с опорой на 7 правил логистики и принципы Всеобщего менеджмента качества (TQM), которые позволяют выстроить процессы и оценить их эффективность. В результате научного исследования получен вывод, что интеграция принципов системы менеджмента качества и логистики дают возможность создавать эффективные логистические системы, в которых реализуются требования потребителей относительно качества.

Ключевые слова: система менеджмента качества, логистическая система, интегративные свойства, Всеобщий менеджмент качества (TQM), правила логистики, процессный подход.

Логистика - это процесс организации, планирования, контроля и регулирования движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистическая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов (звеньев), позволяющая управлять потоками. Устойчивость логистическая система достигает благодаря интегративным свойствам. Интегративные свойства - «качества, присущие всей системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности» [1, с. 82]. Интегративные (эмерджентные) свойства логистической системы проявляются в семи правилах логистики:

1) продукт должен быть необходим потребителю;

2) продукт должен быть соответственного качества;

3) продукт должен быть в необходимом количестве;

4) продукт должен быть доставлен в нужное время;

5) продукт должен быть доставлен в нужное место;

6) продукт должен быть доставлен конкретному потребителю;

7) продукт должен быть доставлен с минимальными затратами.

Интегратизм - «путь от простого к сложному в познании явлений» [2] как процесс включается в себя три этапа интеграции частей и целого:

1) возникают системы связей между частями;

2) в составе целого части утрачивают свои первоначальные идентификационные качества;

3) у возникающей целостности появляются новые характеристики, обусловленных как свойствами частей, так и новыми межчастными связями.

Внутренняя интеграция затрагивает логистические потоки, циркулирующие на этапах снабжения (приобретение продуктов и материалов у поставщиков), обеспечения производства (планирование и поддержка производственного процесса), физического распределения (обслуживание потребителей). Внешняя интеграция предполагает вовлечение в систему потребителей и поставщиков.

Одной из основных задач логистики является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, которые обес-

© Старухина К.С., 2014.

печат высокое качество поставки продукции. «Наиболее эффективной рабочей моделью качества в настоящее время является модель Всеобщего Управления Качеством» [3, с. 3-4], - констатируют исследователи, поскольку, если конкурент быстрее внедряет модель качества, он добивается конкурентной скорости, увеличивающей расстояние между ним и другими компаниями. Поэтому в основе проектирования логистических систем должны лежать принципы Всеобщего менеджмента качества (TQM). Подход к управлению организацией TQM предполагает участие всех её членов и достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителя. В арсенале TQM существует различные методические материалы. Условия для сравнимости логистических систем с точки зрения выполнения качества создают стандарты. Действующие в России документы, в которых отражен международный опыт управления качеством, - серия стандартов ИСО 9000. В них заложены восемь принципов, которые предлагают лишь выдержки из философии качества, сформулированной за годы исторического развития и научного и практического осмысления:

1) Ориентация на потребителя;

2) Лидерство руководителей;

3) Вовлечение работников;

4) Процессный подход;

5) Системный подход к менеджменту;

6) Постоянное улучшение;

7) Основанный на фактах подход к принятию решений;

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками [4].

Требования и рекомендации стандартов серии ИСО 9000 ориентированы на способность предприятия поддерживать стабильность качества продукции (ориентируясь на схему жизненного цикла продукции). Однако принципы, изложенные в стандартах, позволяют сформулировать принципы для процессов. Так, проектирование интегративной логистической системы осуществляется с опорой на 7 правил логистики, которые соотносятся с принципами менеджмента качества, так у системы появляется своя программа совершенствования [рис. 1].

J1 # / у

ГОСТ ИСО

9001:2011 —>

Интеграция элементов системы Рис. 1. Пути развития системы менеджмента качества [5, с. 325-333]

Как отмечают исследователи, непрерывное улучшение процессов - необходимая стратегия действий на конкурентном рынке, так как степень приверженности потребителя зависит от величины ценности, приобретаемой у компании; компания для этого должна постоянно улучшать и совершенствовать свои процессы. [6, с. 82-88]. Правило «десятикратных затрат» гласит, что «затраты на производство некачественной продукции, на обнаружение брака возрастают десятикратно при переходе со стадии маркетинга, проектирования на стадию производства, а также от стадии производства к стадии эксплуатации» [7, с. 11], иными словами «контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию)» [8, с. 667]. Эффективный кон-

троль может обеспечить система менеджмента качества (СМК) - «система, предназначенная для установления политики в области качества, а также для достижения этих целей в этой области» [7, с. 47].

Модель системы менеджмента качества стандарта ГОСТ ИСО 9001:2011 основана на процессном подходе и иллюстрирует связь между процессами. Там же изложены основные требования к процессам: точность, воспроизводимость, выполнение плановых заданий в плановые сроки с плановыми результатами, временные и материальные затраты, эффективность использования ресурсов на единицу продукции или времени. Процессный подход в проектировании логистической системы предлагает рассматривать каждую функцию как процесс. Таким образом, принципы системы менеджмента качества и правила логистики должны быть заложены в каждый подпроцесс.

Рис. 2. Формирование модели процесса [10, с. 81]

Добиться представления системы в виде процессов можно посредством следующего алгоритма [9]:

1) выстраивание системы процессов, необходимых для менеджмента качества; определение их последовательности, взаимосвязи и взаимодействия;

2) выявление ключевых процессов с позиций стратегических целей и планов;

3) поиск сотрудника, ответственного за каждый отдельный процесс и вручение ему полномочий владельца процесса;

4) определение заказчика или потребителя процесса, описание выхода процесса (требований к качеству результатов функционирования);

5) определить поставщика/ов процесса (требования к элементам входа процесса, к ресурсам);

6) определение критериев эффективного менеджмента каждого процесса и выбор показателей измерения; планирование процессов измерения показателей качества и эффективности процесса;

7) визуальное представление/описание процесса с учетом системы менеджмента процесса;

8) определение входных и выходных документов процессов (регламент, должностные инструкции, рабочий журнал...);

9) обеспечение информационных потоков, необходимых для эффективного менеджмента и мониторинга процесса;

10) регулярная оценка, мониторинг и анализ данных процесса;

11) систематические корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процесса;

12) определение порядка внесения в процесс изменений.

Моделирование процессов эффективно проводить в нотации структурного анализа IDEF0, соответствующей подходу к описанию процессов в стандартах серии ИСО 9000. В контексте процессного подхода логистика может рассматриваться как процесс, позволяющий полно и наглядно проследить движение материального, информационного и сервисного потоков и оценить качественные изменения. Необходимо отметить, что функции логистики могут быть представлены в как структуры в этой нотации, что позволяет проследить изменение, приращение ценности. Декомпозиция процессов предлагает их конкретизацию и детализацию потоков данных и информации, подразумевающую определение входных и выходных потоков, управляющего воздействия, а также необходимых ресурсов [рис. 2].

Так, стандарт IDEF0 позволяет отражать процессы, формируя из них модели стандартного типа.

Совершенствование логистической системы в рамках процессного подхода может осуществляться по циклу PDCA (plan-do-check-act), где постоянный контроль и измерение процессов продукции влечет за собой корректирующие действия, выработанные благодаря мониторингу, измерению, анализу и улучшению посредством внутреннего аудита. Условиями развития логистических систем и формирования программы качества становятся правила логистики и принципы системы менеджмента качества, которые определяют показатели эффективности функционирования системы.

Интеграция принципов системы менеджмента качества и логистики дают возможность создавать эффективные логистические системы, в которых реализуются требования потребителей относительно качества. Таким образом, логистическая система, спроектированная на основе принципов системы менеджмента качества и правил логистики, может стать эффективной системой управления любого производства, нацеленной на удовлетворение потребителей качественной продукцией и услугами.

Библиографический список

1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. 432 с.

2. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции : диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1998. 462 с.

3. Глудкин, О. П. Всеобщее управления качеством :учебник для вузов /О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин : под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия. Телеком, 2001. 600 с.

4. ГОСТ ИСО 9001:2011 Системы менеджмента качества. Требования : межгосударственный стандарт. Введ. 2011-12-22. М.: Стандартинформ, 2012. 36 с.

5. Business Exellence in the New Millenium - Quality for Society: Speeches of the 44th Congress of the European Organisation for Quality / edited by Prof. Dr. P. Molnár, Dr. F. Boross - Budapest, EOQ, 2000. -344 с.

6. Гарднер Р. Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество. 2002, № 1. С. 82-88.

7. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов и вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. 4 изд., стер. М.: Омега-Л, 2007. 400 с.

8.Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур, [и др.] ; под. общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. 6-е изд., стер. -М.: Омега-Л, 2010. 960 с.

9.Положай Н.В. Влияние процессного подхода на работу предприятий / Н.В. Положай, Л.Н. Масюк // Конференция «Проблемы стандартизации и сертификации в регионе». Донецк, 2005.

10. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.

СТАРУХИНА Карина Сергеевна - магистрант, Тольяттинский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.