Научная статья на тему 'Разработка и реализация механизма управления качеством процессов логистики на машиностроительном предприятии'

Разработка и реализация механизма управления качеством процессов логистики на машиностроительном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туровец О. Г., Каблашова И. В., Родионова В. Н.

В статье рассматривается методологический подход к формированию механизма управления качеством процессов логистики с учетом рекомендаций международной системы стандартов по менеджменту качества. Отражены результаты исследования содержания деятельности по управлению качеством процессов логистики, приведена классификация функциональных процессов логистики и построена процессно-ориентированная схема реализации документированных процедур по управлению качеством процессов логистики. С учетом содержания логистической деятельности предприятия разработана функциональная структура механизма управления качеством процессов логистики, раскрыто содержание принципиальных положений и этапов работ, необходимых для разработки и обеспечения функционирования механизма. Сформирована матрица идентификации ответственности за обеспечение качества процессов логистики. С учетом принципа процессного подхода построена процессно-ориентированная структура механизма управления качеством процессов логистики. Обоснована целесообразность интеграции функциональных процессов, реализуемых в рамках системы организации производства и механизма управления качеством процессов логистики. Для обеспечения функционирования механизма предложена схема проведения мониторинга процессов логистики с целью своевременного выявления и устранения причин отклонений в процессах. Описано содержание документированных процедур, применяемых при проведении мониторинга процессов логистики, в контексте содержания логистической деятельности. Обоснована необходимость организации межфункциональной команды по управлению качеством процессов логистики, которая включает представителей каждого подразделения логистической службы предприятия. Обосновано, что жесткая идентификация ответственности между работниками в составе межфункциональной команды за обеспечение качества процессов логистики позволит обеспечивать качество перемещаемых ресурсов по этапам производства и качество конечного результата деятельности предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT OF LOGISTICS PROCESSES AT A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

The article considers a methodological approach to the formation of a quality management mechanism for logistics processes, taking into account the recommendations of the international system of standards for quality management. The results of research into the content of the activity on quality management of logistics processes are reflected, the classification of functional logistics processes is given and a process-oriented scheme for implementing documented procedures for quality management of logistics processes is formed. Taking into account the content of the logistic activity of the enterprise, the functional structure of the mechanism for managing the quality of logistics processes has been developed, the content of the principal provisions and stages of work necessary for the development and operation of the mechanism has been disclosed. The matrix for identifying the responsibility for ensuring the quality of logistics processes has been formed. Taking into account the principle of the process approach, a process-oriented structure of the quality management mechanism for the logistics processes is built. The expediency of integrating the functional processes realized within the production management system and the quality management mechanism of the logistics processes is justified. To ensure the functioning of the mechanism, a scheme is proposed for monitoring the logistics processes with a view to timely identifying and eliminating the causes of deviations in the processes. The content of documented procedures used in monitoring logistics processes is described in the context of the content of logistics activities. The necessity in organizing a multifunctional team for quality management of logistics processes, which includes representatives of each division of the logistics service of the enterprise, is substantiated. It is substantiated that the rigid identification of responsibility between employees in the composition of a multifunctional team for ensuring the quality of the logistics processes will ensure the quality of the transferred resources by the production stages and the quality of the final result of the enterprise

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация механизма управления качеством процессов логистики на машиностроительном предприятии»

УДК 658.56

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССОВ ЛОГИСТИКИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

О.Г. Туровец, И.В. Каблашова, В.Н. Родионова

В статье рассматривается методологический подход к формированию механизма управления качеством процессов логистики с учетом рекомендаций международной системы стандартов по менеджменту качества. Отражены результаты исследования содержания деятельности по управлению качеством процессов логистики, приведена классификация функциональных процессов логистики и построена процессно-ориентированная схема реализации документированных процедур по управлению качеством процессов логистики. С учетом содержания логистической деятельности предприятия разработана функциональная структура механизма управления качеством процессов логистики, раскрыто содержание принципиальных положений и этапов работ, необходимых для разработки и обеспечения функционирования механизма. Сформирована матрица идентификации ответственности за обеспечение качества процессов логистики. С учетом принципа процессного подхода построена процессно-ориентированная структура механизма управления качеством процессов логистики. Обоснована целесообразность интеграции функциональных процессов, реализуемых в рамках системы организации производства и механизма управления качеством процессов логистики. Для обеспечения функционирования механизма предложена схема проведения мониторинга процессов логистики с целью своевременного выявления и устранения причин отклонений в процессах. Описано содержание документированных процедур, применяемых при проведении мониторинга процессов логистики, в контексте содержания логистической деятельности. Обоснована необходимость организации межфункциональной команды по управлению качеством процессов логистики, которая включает представителей каждого подразделения логистической службы предприятия. Обосновано, что жесткая идентификация ответственности между работниками в составе межфункциональной команды за обеспечение качества процессов логистики позволит обеспечивать качество перемещаемых ресурсов по этапам производства и качество конечного результата деятельности предприятия

Ключевые слова: управление, качество, мониторинг, процессно-ориентированная структура

Введение

Теоретические исследования направлений инновационного развития предприятий показали, что содержание современной системы менеджмента качества, построенной с учетом процессного подхода, является основой для постановки задач, решаемых при управлении качеством процессов логистики. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001- 2010 любая деятельность, которая получает входящие элементы и преобразует их в выходящие элементы, может быть рассмотрена как процесс. Данный стандарт нацеливает на необходимость применения процессного подхода для управления процессами логистики и производства на основе идентификации ответственности за качество, своевременного устранения причин отклонений в процессах, а также проведения верификации и валидации процессов для выявления и обоснования возможностей по улучшению качества процессов логистики [1].

Следует отметить, что применение процессного подхода при формировании механизма управления качеством процессов логистики позволяет:

- рассматривать логистическую деятельность предприятия как совокупность взаимосвязанных процессов логистики, осуществляемых по этапам производства,

- организовывать межфункциональное (интегрированное) управление логистической деятельно-

Туровец Оскар Григорьевич - ВГТУ, д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected] Каблашова Ирина Владимировна - ВГТУ, д-р экон. наук, доцент, e-mail: [email protected] Родионова Валентина Николаевна - ВГТУ, д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected]

стью с учетом выполнения установленных требований к качеству процессов логистики,

- обеспечивать качество как совокупное качество цепочек процессов логистики в рамках организационной структуры логистической службы с учетом компонентов организационной культуры предприятия.

Теория

Основываясь на результатах проведенных теоретических и аналитических исследований, под цепочкой логистических процессов понимается совокупность различных видов функциональной деятельности, направленной на создание и поддержание необходимых условий протекания процессов производства с учетом установленных требований к качеству совокупного результата деятельности предприятия.

При этом логистический процесс рассматривается как цепочка операций, результатом которой является достижение цели процесса и обеспечение соответствия входного и выходного качества процесса. Управление цепочками процессов логистики осуществляется с помощью функций, идентифицированных различным структурным подразделениям организационной структуры логистической службы предприятия [3].

На основе результатов исследования содержания логистической деятельности и деятельности по управлению качеством процессов логистики проведена классификация функциональных процессов, реализуемых при функционировании механизма управления качеством процессов логистики (табл. 1).

Реализация функции «документированное описание процедур управления качеством логистических процессов» должна осуществляться с использованием следующих положений:

- формулировка цели осуществления процесса логистики;

- установление показателей качества процесса логистики, методика расчета;

- описание входных данных, содержащих перечень текущих параметров процесса логистики, включая требования к ресурсному обеспечению, с указанием источников информации;

- определение выходных данных, содержащих требования к качеству процесса и к качеству его результата;

- описание процедур измерения (доказательства соответствия), таких как верификация и вали-дация;

- описание факторов, влияющих на качество процессов логистики, определение показателей и методов оценки [8].

Таблица 1

Классификация функциональных процессов в механизме управления качеством процессов логистики

Функции общего руководства логистической деятельностью Специальные функции управления качеством процессов логистики

- управление взаимовыгодными отношениями с «заинтересованными» клиентами, поставщиками, потребителями т.д.; - разработка стратегических решений по управлению логистической деятельностью; - построение рациональной инфраструктуры логистической деятельности; - планирование ресурсного обеспечения процессов логистики; - разработка планов по совершенствованию логистической деятельности; - диагностика внутренних и внешних условий осуществления логистической деятельности; - идентификация ответственности за качество процессов логистики между работниками логистической службы; - оперативное планирование процедур по постоянному улучшению качества процессов логистики. - определение и анализ требований к качеству процессов логистики; - планирование обеспечения качества процессов логистики; - организация межфункционального управления цепочками процессов логистики; - организация постоянного мониторинга процессов логистики; - принятие корректирующих решений и решений по предупреждению отклонений (несоответствий) в процессах логистики; - организация работы межфункциональных команд по управлению качеством процессов логистики; - организация обучения персонала логистической службы и проведение квалификационного аудита; - проведение внутренних аудитов в логистической деятельности; - планирование и анализ затрат на управление качеством процессов логистики.

В контексте рассматриваемой проблемы, основными задачами общего руководства логистической деятельностью являются следующие: идентификация ответственности за качество процессов логистики, удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей, поставщиков и заказчиков, поддержка и улучшение условий среды организации для повышения эффективности логистической деятельности.

Следует отметить, что комплекс функций общего руководства логистической деятельностью является важным блоком процессов, реализуемых в рамках механизма управления качеством процессов логистики. Выполнение данных функций связано с обеспечением эффективности управления технологией осуществления логистических процессов, а это возможно только в том случае, если процессы формализованы, документированы и можно точно оценить качество материальных, трудовых, информационных ресурсов и компонентов внутренней и внешней среды [9].

Модель

С учетом вышеизложенного построена функциональная структура механизма управления качеством процессов логистики (рис.1).

При разработке и обеспечении функционирования механизма управления качеством процессов логистики необходимо учитывать следующие принципиальные положения:

1. Постоянное повышение квалификации и компетентности персонала логистической службы

предприятия, обучение методам мониторинга и планирования качества процессов логистики, а также проведение квалификационного аудита.

2. Механизм управления качеством процессов логистики должен являться структурным элементом действующей системы менеджмента качества, что предполагает отражение результатов всех процессов логистики в соответствующей документации по качеству, т.е. в отчетах по внутреннему аудиту и самооценке системы качества.

3. Структура механизма управления качеством процессов логистики должна соответствовать принципу процессного подхода, применение которого предполагает организацию межфункционального (интегрированного) управления качеством.

4. Организация деятельности по управлению качеством процессов логистики должна осуществляться с учетом принципов системы TQM, что предполагает идентификацию ответственности за качество процессов логистики между работниками логистической службы предприятия [10].

С учетом вышеизложенного описаны следующие этапы формирования и обеспечения функционирования механизма управления качеством процессов логистики.

1 этап - создание рабочей группы под руководством специалиста службы качества, состоящей из представителей всех подразделений логистической службы, предприятия. В задачи группы входит: разработка общего плана работ по разработке механизма, сбор необходимой информации о параметрах

процессов логистики, проведение анализа проблем в логистической деятельности предприятия, разработка общего алгоритма выполнения работ по разработке механизма управления качеством процессов логистики.

2 этап - постановка целей и выработка стратегии управления и улучшения качества процессов логистики. На данном этапе проводится анализ стратегических и оперативных планов управления логистической деятельностью, совместно с руководством логистической службы формулируются цели и задачи осуществления деятельности по управлению качеством процессов логистики, разрабатыва-

ется матрица идентификации ответственности за качество.

3 этап - разработка положения о деятельности команд по управлению качеством процессов логистики. На данном этапе необходимо организовать обучение персонала, разработать положение по мотивации вовлеченности работников в команды по качеству. По результатам квалификационного аудита провести отбор работников в команды, наделить их соответствующими полномочиями и ответственностью в области принятия решений: по корректировке процессов логистики, по предупреждению причин отклонений и сбоев, по улучшению качества процессов логистики.

Рис. 1. Функциональная структура механизма управления качеством процессов логистики

4 этап - классификация процессов логистики, построение цепочек процессов, взаимосвязанных по целям и результатам, разработка документированных процедур проведения мониторинга и диагностики процессов с целью доказательства соответствия качества входов и выходов. Составление карты качества для каждого процесса логистики, внесе-

ние изменений и дополнений в должностные инструкции персонала с учетом принципа всеобщей ответственности за качество.

При планировании и описании конкретного логистического процесса в карте качества необходимо идентифицировать следующую информацию:

- цель процесса, связи с целями других логистических процессов,

- входные данные, включающие перечень необходимых ресурсов, требования и показатели качества процесса логистики,

- планируемый результат на выходе с учетом требований к качеству последующего логистического процесса,

- взаимосвязи (последовательность) осуществления процессов логистики,

- используемые информационные ресурсы, необходимые для управления процессом логистики и управления его качеством (инструкции, процедуры, методы и т.п.),

- мероприятия по мониторингу, необходимые для своевременной корректировки процессов логистики с целью достижения требуемого качества.

5 этап - разработка процессно-ориентированной структуры механизма управления качеством процессов логистики, описание необходимых условий для функционирования механизма, формирование системы сбалансированных показателей оценки качества. С учетом вышеизложенного разработана процессно-ориентированная структура механизма управления качеством процессов логистики (рис. 2).

1 Процесс общего менеджмента качества

3 Процесс коммуникаций с заказчиком (потребителем)

4 Процесс управления цепочками процессов логистики

5 Процесс выбора поставщика и заключения договора

6 Процесс управления закупками МТЦ

7 Процесс хранения и транспортирования МТЦ

Рис. 2. Процессно-ориентированная структура механизм управления качеством процессов логистики

Основными процессами логистической деятельности являются функциональные процессы, такие как: выбор поставщика, закупка материально-технических ресурсов, хранение, распределение по этапам производства, транспортирование, хранение и оценка качества готовой продукции, поставка поставщику (заказчику) [4].

Ответственность за эффективное функционирование механизма управления качеством процессов идентифицируется службе управления логистической деятельностью, которая подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия. В состав структуры логистической службы должны входить следующие подразделения: отдел закупок, бюро

связей с поставщиками ресурсов, склад входящих материалов, склад готовой продукции, межцеховые склады, бюро метрологии, бюро планирования и операционного управления процессами логистики, транспортный отдел, бюро связей с потребителем (заказчиком), бюро мониторинга, команды по межфункциональному управлению качеством процессов логистики.

Данные и методы

Для реализации механизма управления качеством процессов логистики разработана матрица идентификации ответственности за качество (табл. 2).

Таблица 2

Матрица идентификации ответственности за качество процессов логистики

Наименование процесса Руководитель (участник) процесса Ответственный исполнитель за качество процесса

1 Процесс общего менеджмента качества Директор по качеству (руководитель службы качества) Руководитель службы логистики

2 Процесс управления взаимоотношениями с заказчиком Генеральный директор Руководитель службы менеджмента качества

3 Процесс коммуникаций с заказчиком (потребителем) Руководитель службы сбыта продукции Руководитель маркетинговой службы

Продолжение табл. 2

4 Процесс управления цепочками процессов логистики Руководитель службы логистики Команда по межфункциональному управлению качеством процессов логистики

5 Процесс выбора поставщика и заключения договора на поставку Директор по коммерческим вопросам Начальник бюро договорной работы и внешних связей

6 Процесс управления закупками МТЦ Руководитель службы логистики Руководитель отдела материально-технического снабжения

7 Процесс хранения и транспортирования МТЦ Руководитель складской службы Начальники складов предприятия и руководитель транспортного отдела

8 Процесс управления распределением ресурсов Руководитель логистической службы Специалист по оперативному управлению процессов логистики

9 Процесс управления персоналом Директор по кадровой политике Руководитель отдела управления персоналом

10 Процесс мониторинга удовлетворенности заказчика качеством продукции Директор по сбыту и сервисному обслуживанию Руководитель службы качества

Понимание взаимодействия логистических процессов с процессами производства очень важно для обеспечения эффективного функционирования механизма управления качеством процессов логистики. Согласно разработанной функциональной модели процессы управления качеством соответствуют содержанию логистической деятельности на всех этапах жизненного цикла продукции таких как: маркетинг, проектирование, разработка, изготовление, оценка, отгрузка и эксплуатация продукции, и, сле-

довательно, а также задачам системы организации производства [15].

Сформулированный вывод позволил провести классификацию функций, интеграция которых обеспечивается с помощью функционирования механизма управления качеством процессов логистики, структура которого разработана с учетом содержания логистических и производственных процессов (табл. 3).

Таблица 3

Классификация и интеграция функций, реализуемых в механизме управления качеством процессов логистики

Функции в системе общего менеджмента Функции в системе организации производства Функции механизма управления качеством процессов логистики

1. Планирование стратегий и целей развития, формулировка оперативных целей и задач Принятие решений, позволяющих обеспечить качество организации процессов производства, уменьшить риск неопределенности и улучшить адаптацию к изменениям с учетом оптимального распределения и использования ресурсов, а также стандартов производственной деятельности Определение возможности обеспечить требуемый потребителем уровень качества, планирование качества процессов логистики и процедур измерения качества, оценка целесообразности улучшения качества процессов и совершенствования логистической деятельности

2. Организация управления предприятием, построение структуры системы и функциональных подсистем Проектирование структуры системы организации производства, организация процессов в пространстве и во времени, построение инфраструктуры предприятия с учетом условий внутренней и внешней среды Формирование структуры механизма управления качеством процессов логистики, идентификация ответственности персонала за качество, организация работы команды по межфункциональному управлению, делегирование полномочий командам по принятию корректирующих и предупреждающих мер.

3. Мотивация с целью стимулирования внедрения инноваций в управление деятельностью предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции Создание внутренней мотивационной среды, побуждающей работников к участию в управлении качеством, проектирование мотивационной структуры на предприятии Мотивация внутреннего побуждения персонала к участию в командах по межфункциональному управлению качеством процессов логистики, создание условий для вовлеченности персонала в процессы обучения и повышения компетентности в области улучшения качества процессов логистики.

4. Измерение и оценка результатов выполнения всех процессов и видов деятельности на предприятии Разработка процедуры измерения и оценки качества результатов производственной деятельности, принятие и внедрение корректирующих действий для ликвидации выявленных ошибок и недостатков в производственных процессах Разработка процедур мониторинга и измерения качества процессов логистики, планирование технологии контроля внутренних и внешних условий логистической деятельности, оценка эффективности корректирующих мер и мер по улучшению качества процессов логистики

Для эффективной интеграции указанных функций целесообразно следовать следующим правилам:

1. Предприятие создается и работает для производства продуктов (услуг), удовлетворяющих потребности и нужды потребителей (заказчиков), что оказывает влияние на устойчивость его развития.

2. Качество продукции определяет конечный потребитель (заказчик), и его оценка подтверждается фактом принятия поставленной продукции.

3. Потребности и ожидания потребителей изменяются и, следовательно, необходимо проводить постоянный мониторинг условий внутренней и внешней среды, а также вносить изменения в процессы производства и логистики.

4. При планировании и реализации изменений целесообразно учитывать компоненты производственного и логистического потенциала предприятия.

Процедуры интеграции управления качеством процессов логистики можно описать с помощью следующих функций:

1. Планирование качества - установление показателей и критериев качества операционных процессов логистики, реализуемых по этапам жизненного цикла продукции, определение необходимых ресурсов для достижения целей управления качеством процессов логистики.

2. Идентификация (установление и закрепление) ответственности за качество процессов логистики между участниками процессов и командами по межфункциональному управлению качеством.

3. Управление качеством - действия, направленные на создание и поддержание условий выполнения установленных требований к качеству процессов логистики.

4. Обеспечение качества - действия, связанные с мониторингом (измерением, оценкой и анализом) текущих параметров качества процессов логистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Улучшение качества - действия, связанные с увеличением способности процессов логистики выполнить установленные и предполагаемые требования к качеству результатов.

6. Валидация - подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования к качеству процессов логистики и к качеству их результатов были выполнены.

7. Верификация - подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования к качеству полученного результата одного процесса логистики соответствует требованиям к качеству последующего, взаимосвязанного процесса логистики.

Следует отметить, что управление выполнением каждой функции или осуществлением процесса логистики необходимо организовать в соответствии с известным в теории и практики менеджмента качества методом Э. Деминга «PDCA»: планирование, выполнение, измерение, улучшение [5].

Полученные результаты

Из вышесказанного следует, что каждую функцию управления качеством можно связать с определенным процессом логистики, т.к. при ее осуществлении происходит преобразование входов в выходы, которые должны удовлетворить ожидания внутреннего и внешнего потребителя, а также создать оптимальные условия для осуществления всех процессов логистики, реализуемых в логистической системе предприятия.

Таким образом, предложенный подход к интеграции управления качеством позволяет выделить общие и специфические функции и процессы в системе управления логистической деятельностью, и описать их с учетом требований и содержания функций управления качеством процессов логистики.

При идентификации и выборе функций управления качеством необходимо учитывать, что осуществление каждой из них можно описать циклом (замкнутость действий), а также, что все функции должны быть сбалансированы и способствовать эффективному функционированию механизма управления качеством процессов логистики и постоянному совершенствованию методов и средств реализации функций [12].

Для обеспечения эффективного функционирования механизма управления качеством процессов логистики необходимо организовать постоянный мониторинг процессов, позволяющий своевременно вносить корректирующие меры в процессы логистики для устранения выявленных отклонений. Ответственность за организацию мониторинга целесообразно идентифицировать участникам команды по межфункциональному управлению качеством процессов логистики.

Общая схема проведения мониторинга процессов логистики с целью своевременного выявления и устранения причин отклонений, приведена на рис. 3.

Из приведенной схемы организации мониторинга процессов логистики следует, что для описания процедур мониторинга на каждом из этапов логистической деятельности необходимо использовать входную и выходную информацию. Входная информация включает: технические условия, документацию по управлению процессами логистики, операционные карты, карты качества процессов логистики и т.д. Выходная информация включает: данные по результатам диагностики процессов логистики, отчеты о внутренних аудитах и протоколы квалификационной аттестации работников, сводные таблицы показателей оценки качества логистических процессов и т.д. На основе сравнения входной и выходной информации вырабатывается решение о необходимости улучшения качества процессов логистики и совершенствования управления логистической деятельностью на предприятии.

Следует отметить, что одним из методов мониторинга процессов является внутренний аудит, требования к проведению которого изложены в стандарте ИСО 9001-2015 [2]. По содержанию аудит и мониторинг процессов идентичны и имеют единые цели, которые заключаются в том, что проводится доказательство соответствия запланированных мероприятий по улучшению качества процессов логистики фактическому состоянию дел по управлению логистической деятельностью на предприятии. При этом программы аудитов должны составляться с учетом важности и приоритетности логистических процессов, а также отдельных этапов работ, подлежащих обязательной проверке для устранения несоответствий и отклонений в процессах логистики.

Информация о движении материальных ресурсов (МР) Рис. 3. Схема проведения мониторинга процессов логистики

Описание содержания мониторинга качества стической деятельностью приведено в табл. 4. процессов логистики по этапам управления логи-

Таблица 4

Содержание процедур мониторинга процессов логистики

Этап управления логистикой Содержание процедур и методов мониторинга качества процессов логистики

1 Планирование процессов логистики - определение целей в области качества, - определение потребности в ресурсах для логистических процессов, - составление карт процедур верификации и валидации, - планирование аудита процессов логистики

2 Управление взаимоотношениями с заказчиками - идентификация требований потребителя к качеству, - оценка возможности по обеспечению качества, - анализ возможностей выполнения заказа в соответствии с установленными требованиями к качеству

3 Управление взаимоотношениями с поставщиками - оценка возможности поставщика обеспечить качество поставки МТЦ, - выбор поставщика и заключение договора на поставку, - контроль выполнения договора поставки

4 Управление складированием и хранением - контроль и корректировка условий хранения, - мониторинг техники и технологии хранения, - контроль параметров качества МТЦ на входе и выходе перед отпуском со склада

5 Управление операционной логистикой (распределения) - построение цепочек движения МТЦ по этапам производства, - выбор точек контроля качества операций логистики, - идентификация средств измерения с целью установления статуса калибровки, - идентификации ответственности за качество при выполнении операций распределения ТМЦ по этапам производства

6 Управление складированием готовой продукции - мониторинг условий хранения, - мониторинг сопроводительной документации, - оценка качества готовой продукции, - мониторинг выполнения плана отгрузки продукции потребителю (заказчику)

6 Измерение, анализ результатов логистической деятельности - оценка соответствия процессов установленным параметрам качества, - мониторинг функционирования механизма управления качеством процессов логистики, - оценка соответствия запланированных мероприятий по улучшению качества процессов логистики

7 Управление несоответствиями в процессах логистики - мониторинг действий с целью устранения обнаруженного отклонения в процессах логистики, - идентификация возможности предупреждения причин отклонений и несоответствий в процессах логистики, - мониторинг целесообразности улучшения качества процессов логистики

Следует отметить, что процедуры мониторинга являются инструментом обеспечения эффективного функционирования механизма управления качеством процессов логистики [13].

Следовательно, для реализации механизма управления качеством логистических процессов необходимо осуществить следующие действия:

- выявить и описать процессы логистики, определить критерии оценки качества процессов логистики,

- определить последовательность процессов логистики их взаимосвязь,

- построить цепочки процессов логистики с учетом содержания основных процессов, реализуемых в производственной системе предприятия,

- выявить и описать ресурсы и определить источники информации, необходимые для управления качеством процессов логистики,

- организовать постоянный мониторинг процессов логистики, а также разработать и реализовать мероприятия по улучшению качества логистических процессов.

Заключение

Решению поставленных задач во многом способствует организация команды по межфункциональному управлению качеством процессов логистики, которая должна состоять из представителей каждого подразделения логистической службы предприятия. Основной целью работы команды является обеспечение эффективных коммуникаций между этапами логистической деятельности и управление взаимодействием подразделений и процессов логистики. Для координации работы команды необходимо разработать алгоритм действий и обеспечить каналы обратной связи между командой и участниками различных процессов логистики.

Основными задачами работы команды являются диагностика параметров качества процессов логистики, анализ и решение проблем, возникших в логистической деятельности. Кроме того, жесткая идентификация ответственности между участниками команды по межфункциональному управлению качеством процессов логистики позволит обеспечивать качество перемещаемых ресурсов по этапам производства и качество конечного результата деятельности предприятия [9].

Для решения поставленных задач необходимо в рабочей инструкции каждого участника команды четко описать обязанности и ответственность за обеспечение качества процессов логистики. Это позволит реализовать принцип взаимоответственности за качество, способствующий интеграции процессов в логистической системе предприятия.

При организации деятельности команды по межфункциональному управлению качеством процессов логистики необходимо выполнить следующие действия:

- обеспечить поддержку со стороны руководства логистической службы и руководства службы качества,

- оформить план мероприятий по созданию и организации деятельности команды,

- установить роль команды в механизме управления качеством процессов логистики,

- обучить работников методам мониторинга и статистическим методам контроля,

- разработать матрицу идентификации ответственности за реализацию функций по управлению качеством процессов логистики.

Важной задачей также является обеспечение вовлеченности всего персонала логистической службы предприятия в деятельность по управлению качеством процессов логистики. Вовлеченные работники должны нести персональную ответственность за разработку и реализацию мероприятий по совершенствованию своей деятельности [4]. Решение поставленной задачи требует активного практического участия руководителей всех подразделений логистической службы предприятия.

Таким образом, формирование и реализация механизма управления качеством процессов логистики с учетом содержания процессного подхода позволяет эффективно использовать принцип всеобщей ответственности за качество процессов при принятии решений по постоянному улучшению качества.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2010. Система менеджмента качества. Основные требования. М.: Стандартинформ. 2010.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Система менеджмента качества. Основные требования. М.: Стандартинформ. 2015.

3. Качалов, В.А. Процессы СМК: выделение, классификация, мониторинг, измерение, валидация / В.А. Качалов. - М.: РИО «Стандарты и качество», 2015. - 531 с.

4. Центр консалтинга обучения Всероссийской организации качества. (ЦКО ВОК) [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.ckovok.ru

5. Гаджинский, А.М. Основы логистики / А.М. Га-джинский. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 484 с.

6. Каблашова, И.В. Инновационное развитие организации производства и управления качеством на основе процессного подхода / И.В. Каблашова // Организатор производства. - 2015. - № 4. - С. 58-64.

7. Краснова, В.М. Методология применения процессного подхода (Опыт практической реализации) / В.М. Краснова // Стандарты и качество. - 2013. - №6. С. 22-28.

8. Каблашова, И.В. Совершенствование организации производства в условиях инновационного развития системы менеджмента качества / И.В. Каблашова, Ю.А. Сали-кова // Вестник государственного университета инженерных технологий. - 2016. - №4. - С.421-435.

9. Чайка, Н.И. TQM - основа интегральной системы качества / Н.И. Чайка // Методы менеджмента качества. -2015.-№ 6. - С.32-42.

10. Rampersad H.K. Total Qulity Menagment. An Executive Guide Springer/ H.K. Rampersad. - Verlag, 2014.

11. Каблашова, И.В. Методология всеобщей ответственности за качество: теория, методы и инструментарий использования на предприятии: монография / И.В. Кабла-шова, А.А. Цуканова. Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГТУ, 2011. 193 с.

12. Ковалев, А.И. Менеджмент качества. Многое в немногих словах / А.И. Ковалев. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2012.-136с.

13. Bochm B.M. A spiral Model of Software Development and Enhancement ACM SLGFT Software Engineering Notes/ B.M. Bochm. Aug, 2011.

14. Курц, А.Л. Процессное управление - основа построения систем контроля и управления информационно-

технологической инфраструктурой / А.Л. Курц // Системы и средства информатики. - 2013. - Т. 19. - № 2. - С. 148162.

Воронежский государственный технический университет

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT OF LOGISTICS PROCESSES AT A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

O.G. Turovets1, I.V. Kablashova2, V.N. Rodionova3

'Full Doctor, Professor, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation e-mail: [email protected] 2Full Doctor, Associate Professor, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation

e-mail: [email protected] 3Full Doctor, Professor, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation e-mail: [email protected]

The article considers a methodological approach to the formation of a quality management mechanism for logistics processes, taking into account the recommendations of the international system of standards for quality management. The results of research into the content of the activity on quality management of logistics processes are reflected, the classification of functional logistics processes is given and a process-oriented scheme for implementing documented procedures for quality management of logistics processes is formed. Taking into account the content of the logistic activity of the enterprise, the functional structure of the mechanism for managing the quality of logistics processes has been developed, the content of the principal provisions and stages of work necessary for the development and operation of the mechanism has been disclosed. The matrix for identifying the responsibility for ensuring the quality of logistics processes has been formed. Taking into account the principle of the process approach, a process-oriented structure of the quality management mechanism for the logistics processes is built. The expediency of integrating the functional processes realized within the production management system and the quality management mechanism of the logistics processes is justified. To ensure the functioning of the mechanism, a scheme is proposed for monitoring the logistics processes with a view to timely identifying and eliminating the causes of deviations in the processes. The content of documented procedures used in monitoring logistics processes is described in the context of the content of logistics activities. The necessity in organizing a multifunctional team for quality management of logistics processes, which includes representatives of each division of the logistics service of the enterprise, is substantiated. It is substantiated that the rigid identification of responsibility between employees in the composition of a multifunctional team for ensuring the quality of the logistics processes will ensure the quality of the transferred resources by the production stages and the quality of the final result of the enterprise

Key words: management, quality, monitoring, process-oriented structure

References

1. GOST R ISO 9001-2010 "Quality management system. Basic requirements", Moscow, Standardtinform, 2010.

2. GOST R ISO 9001-2015 "Quality management system. Basic requirements", Moscow, Standardtinform, 2015.

3. Kachalov V.A. "QMS processes: selection, classification, monitoring, measurement, validation", Moscow, The Advertising Informational Agency «Standards and Quality», 2015, 531 p.

4. "Center for consulting training of the All-Russian Organization of Quality" ("Tsentr konsaltinga obucheniya Vserossiyskoy organizatsii kachestva"), available at: www.ckovok.ru

5. Gadzhinskiy A.M. "Basics of logistics" ("Osnovy logistiki"), Moscow, Publishing and Trading Corporation "Dashkov i K", 2012, 484 p.

6. Kablashova I.V. "Innovative development of organization of production and quality management on the basis of a process approach, Organizatorproizvodstva , 2015, no. 4, pp. 58-64.

7. Krasnova V.M. "Methodology of the application of the process approach (Practical implementation experience)", Standards and quality, 2013, no. 6, pp. 22-28.

8. Kablashova I.V., Salikova Yu.A. "Perfectioning of production organization in the conditions of innovative development of the quality management system", Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2016, no. 4 pp.421435.

9. Chayka N.I. "TQM - the basis of the integrated quality system", Methods of quality management, 2015, no. 6, pp.32-42.

10. Rampersad H.K. "Total Qulity Menagment. An Executive Guide Springer", Verlag, 2014.

11. Kablashova I.V., Tsukanova A.A. "Methodology of universal responsibility for quality: theory, methods and tools for using at an enterprise: Monograph" ("Metodologiya vseobshchey otvetstvennosti za kachestvo: teoriya, metody i instrumentariy ispol'zovaniya na predpriyatii: Monografiya"), Voronezh, VSTU, 2011, 193 p.

12. Kovalev A.I. "Quality management. Much in a few words" ("Menedzhment kachestva. Mnogoe v nemnogikh slovakh"), Moscow, The Advertising Informational Agency «Standards and Quality», 2012, 136 p.

13. Bochm B.M. "A spiral Model of Software Development and Enhancement. ACM SLGFT Software Engineering Notes", Aug, 2011.

14. Kurts A.L. "Process management - the basis for building systems for monitoring and managing information technology infrastructure", Systems and Means of Informatics, 2013, vol. 19, no. 2, pp. 148-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.