Рудакова Елена Николаевна Тетерятников Николай Юрьевич
Система контроля условий прохождения вступительных, квалификационных и иных испытаний в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации
Современные системы контроля условий прохождения испытаний, такие как тестирование, экзамен или вступительное испытание с применением дистанционных образовательных технологий и идентификацией личности испытуемого, обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными формами аттестаций. Это подтверждается пятилетним опытом прокторинга при проведении вступительных испытаний в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности Сибирском юридическом институте МВД России.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, идентификация личности кандидата на обучение, прокторинг, система контроля условий прохождения испытания, вступительные испытания, приемная компания.
The system for monitoring the conditions for passing entrance, qualification and other tests in educational organizations under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Modern systems for monitoring the conditions for passing tests such as testing, exams, or an entrance test using distance learning technologies and identifying the identity of the test person have a number of advantages compared to traditional forms of certification. This is confirmed by the presented 5-year experience of proctoring during entrance examinations in educational institutions under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, in particular, the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: distance educational technologies, identification of a candidate for training, proctoring, a system for monitoring the conditions for passing a test, entrance examinations, an admission company.
В 2021 г. Правительство РФ своим постановлением от 2 марта 2021 г. № 301 утвердило Положение об особенностях проведения промежуточной и итоговой аттестаций в 2021/2022 учебном году по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, предусматривающих использование дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей
обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица [1]. Особенность этого, казалось бы, ничем не примечательного документа в том, что в нем впервые в отечественном законодательстве использован термин «прокторинг».
В указанном акте, в частности, закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе проводить промежуточную и итоговую аттестации по об-
138
разовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, «контроль условий прохождения испытаний и идентификацию личности обучающихся» посредством единой биометрической системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Как следует из текста постановления, под прокторингом предлагается понимать «контроль условий прохождения испытаний». Вместе с тем прокторинг как таковой представляет собой процедуру контроля на экзаменах (либо тестированиях) в онлайн-формате, где за процессом выполнения заданий испытуемым наблюдает специально уполномоченное лицо, администратор - проктор. Наблюдение за действиями испытуемого осуществляется с помощью веб-камер (как правило, используется несколько камер, фиксирующих все его действия с разных ракурсов) и специализированного программного обеспечения, посредством которого проктор видит и то, что происходит на мониторе компьютера испытуемого, а также все его действия в программной среде. Такая технология позволяет подтвердить личность испытуемого, объективно оценить его знания, исключить использование всякого рода шпаргалок и прочих уловок, что дает возможность эффективно бороться с недобросовестностью лиц, сдающих зачет, экзамен либо проходящих иное квалификационное испытание. При этом экзаменуемый и проктор могут находиться совершенно в разных местах, различных уголках планеты.
Вузы Соединенных Штатов Америки стали использовать прокторинг еще в 2008 г. Компания Ргойоги, создавшая данную систему, использовала прокторинг для дистанционного контроля за сдачей экзамена студентами. Тогда администратор посредством веб-камер наблюдал за обучающимися и фиксировал все нарушения самостоятельно. С тех пор информационные технологии заметно продвинулись, многие элементы процедуры были автоматизированы, а прокторинг стал проводиться несколькими разнообразными способами.
Первый вариант: проктор контролирует ход экзамена через систему веб-камер, оснащенных микрофонами, а специальное программное приложение позволяет ему видеть происходящее на мониторе испытуемого. В случае выявления нарушений со стороны экзаменуемого он фиксирует их вручную.
Второй вариант: компьютерная программа в автономном режиме верифицирует личность испытуемого, следит за его поведением, в том числе направлением взгляда (так называемый «eye-tracking»), анализирует разговоры и звуки, слышимые в помещении, фиксирует все происходящее путем записи медиафайлов и готовит соответствующие отчеты, т.е. осуществляется так называемый «автопрокторинг».
Третий вариант - комбинированный: присутствуют оператор-проктор и параллельно работающая с ним относительно независимая и автономная компьютерная система. Комбинированный вариант прокторинга также может реализовываться различным образом. Первый - когда весь процесс контролирует компьютерная программа и подает сигналы проктору в случае обнаружения нарушений. Второй - когда оператор с помощью веб-камер и используемого программного обеспечения самостоятельно следит за испытуемым (либо даже несколькими испытуемыми) в режиме онлайн. Последний вариант принято считать наиболее надежным, так как любое программное обеспечение может дать сбой.
В нашей стране распространены системы прокторинга ProctorEdu1 и онлайн-прокторин-га Экзамус.
Современные системы прокторинга позволяют верифицировать решения, осуществляют идентификацию личности обучающегося и следят за его действиями, сверяя их с поведенческими маркерами в процессе прохождения испытания. Таким образом, в системы современного прокторинга закладываются алгоритмы на основе технологий биометрии, особенностей компьютерного зрения и искусственного интеллекта.
1 Система прокторинга Ргос1огЕйи - это программное обеспечение для онлайн-наблюдения, протоколирования и оценивания поведения пользователей при прохождении значимых онлайн-мероприятий (экзаменов, тестирований). Функции прокторинга подключаются к платформам тестирования, что позволяет проводить контролируемые дистанционные экзамены как в ручном, с участием прокторов, так и в автоматическом режиме. Контролируемые экзамены снижают риски, связанные с репутацией и организационными расходами, а также повышают качество компетенции сотрудников и студентов [2].
139
Так, система онлайн-прокторинга Экзамус [3] имеет несколько режимов, устанавливаемых экзаменатором. В ходе экзамена система онлайн-прокторинга автоматически фиксирует типы нарушений, такие как: увод взгляда за пределы экрана, отсутствие обучающегося в поле зрения камеры (или не видно лица человека полностью); наличие посторонних людей; подмена обучающегося, если лицо в кадре не принадлежит человеку, сдающему экзамен; другие человеческие голоса в помещении, даже если это голос сдающего, ведь сдающий может надиктовывать вопросы для постороннего помощника; смена окон на рабочем столе пользователя, если пользователь решил переключиться из теста в поисковую систему или открыть стороннее приложение.
При использовании так называемого «он-лайн-прокторинга», когда контроль действий испытуемого осуществляет преподаватель, количество разновидностей нарушений может возрасти, а преподаватель может заметить их по косвенным признакам. Например, использование испытуемым книг, конспектов или технических средств (мобильных телефонов, планшетов), программ для трансляции рабочего стола и т.п. В таких случаях современные системы прокторинга отмечают все нарушения установленных правил и помещают их в отчет, который содержит информацию о типе каждого нарушения. По итогам анализа системой рассчитываются вероятность и тяжесть допущенных нарушений во время тестирования, в результате чего оно может быть сочтено не-пройденным.
Возвращаясь к тексту постановления Правительства РФ, следует отметить, что в России использование организацией, осуществляющей образовательную деятельность, сервиса прокторинга должно быть предусмотрено принимаемыми ею локальными нормативными актами.
В образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, прокторинг применяется в качестве контроля условий прохождения вступительных испытаний на заочную форму обучения с применением системы дистанционных образовательных технологий при идентификации личности кандидатов на обучение и контроле их поведения во время испытания.
Так, при проведении вступительных испытаний в дистанционной форме в Сибирском юридическом институте МВД России кандидат
на поступление при авторизации в СВКС-м МВД России для прохождения вступительного испытания использует личную учетную запись СУДИС ИСОД МВД России либо учетную запись уполномоченного сотрудника органа, организации, подразделения МВД России, которому разрешено присутствовать при проведении вступительных испытаний, а за ходом выполнения заданий следят модератор и операторы из числа членов технической группы приемной комиссии, а также члены экзаменационной комиссии. Операторы взаимодействуют с каждым кандидатом на обучение, осуществляют контроль за прохождением вступительного испытания, следят, чтобы те не пытались списывать или иным образом не нарушали установленного порядка проведения вступительного испытания. Модератор совместно с членами экзаменационной комиссии координирует деятельность операторов, отвечая в целом за процедуру вступительного испытания, разрешает затруднения как организационного, так и технического и содержательного характера, а также большинство спорных ситуаций.
Вступительные испытания проводятся в дистанционной форме в режиме удаленного доступа с использованием видео-конференц-свя-зи в онлайн-режиме с аудиовидеофиксацией хода проведения вступительных испытаний, позволяющей оценить уровень подготовленности кандидатов на обучение.
Помимо этого, со стороны комплектующих органов назначаются сотрудники кадровых подразделений, ответственные за организацию и проведение вступительных испытаний, и сотрудники, обеспечивающие техническое сопровождение вступительных испытаний.
Необходимо отметить, что порядок проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных образовательных технологий и требования к техническим характеристикам помещений и оборудованию для проведения вступительных испытаний определяются локальными нормативными правовыми актами соответствующей образовательной организации. Прописываются сама процедура контроля хода вступительных мероприятий, компетенции участников, ответственных за их организацию и проведение, а также требования к помещению и оборудованию.
Анализ требований к помещению и оборудованию для обеспечения процедуры контроля хода вступительных испытаний свидетель-
140
ствует о необходимости наличия комплектов оборудования для проведения сеанса видео-конференц-связи с использованием сервиса видео-конференц-связи МВД России, включающих рабочую станцию, подключенную к единой информационно-телекоммуникационной системе с пропускной способностью сети и настройками, позволяющими организовать сеанс видео-конференц-связи; веб-камеру; гарнитуру для каждого кандидата на обучение; иногда допускается использование ау-диоколонок и микрофона. Также необходимы средства аудиовидеофиксации хода проведения вступительных испытаний. Для этого рекомендуется использовать цифровые видеокамеры с записью на флеш-память. Кроме того, требуется определить места размещения веб-камер в помещении, позволяющие обеспечивать максимально полный обзор; угол обзора веб-камеры должен предоставлять полный визуальный контроль автоматизированных рабочих мест, а также видеофиксацию всех событий, происходящих в помещении.
При расстановке оборудования в помещении целесообразно учитывать следующие рекомендации: размещение средств видеоконтроля, исключающее попадание прямого света в объектив веб-камеры; размещение веб-камеры и динамиков на рабочем месте сотрудника кадрового подразделения комплектующего органа на максимально возможном удалении друг от друга; необходимость отключения микрофона в используемой веб-камере при наличии микрофона в наушниках кандидата на обучение.
1. Об утверждении Положения об особенностях проведения промежуточной и итоговой аттестаций в 2021/2022 учебном году по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, предусматривающих использование дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица: постановление Правительства РФ от 2 марта 2021 г. № 301. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
Программное обеспечение, используемое в составе сервиса прокторинга, должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4].
При применении прокторинга, по сравнению с классической формой сдачи вступительных испытаний, как для образовательной организации, так и для добросовестного испытуемого существуют преимущества, такие как возможность сдачи испытания из любой точки мира, экономия расходов на проезд до образовательной организации, быстрое получение результатов при автоматизированной проверке.
На основании изложенного можно сделать вывод, что образовательные организации МВД России в целом и Сибирский юридический институт МВД России в частности, использующие на вступительных испытаниях прокторинг, начали применять данную технологию за несколько лет до ее официального признания на уровне Правительства РФ. В Сибирском юридическом институте МВД России впервые такой метод удаленного контроля прохождения вступительных испытаний кандидатами на обучение на заочную форму был применен в 2018 г. Вуз позаимствовал эту практику у Академии управления МВД России, которая внедрила ее еще раньше.
1. On approval of the Regulations on the specifics of conducting intermediate and final attestations in the 2021/2022 academic year for educational programs of higher education -bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs that provide for the use of distance educational technologies that provide identity identification through a unified personal data information system that provides processing, including collection and storage of biometric personal data, their verification and transmission of information on the degree of their compliance with the provided biometric personal data of an individual: decree of the Government of the Russian Federation d.d. March 2, 2021. No. 301. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
2. URL: https://proctoredu.ru/ (date of access: 11.03.2023).
141
2. URL: https://proctoredu.ru/ (дата обращения: 11.03.2023).
3. URL: https://ru.examus.net/ (дата обращения: 11.03.2023).
4. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 16 нояб. 2015 г. № 1236. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».
3. URL: https://ru.examus.net / (date of access: 11.03.2023).
4. On the establishment of a ban on the admission of software originating from foreign countries for the Purposes of Procurement for State and Municipal Needs: Decree of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 16, 2015 No. 1236. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Рудакова Елена Николаевна, преподаватель кафедры информационно-правовых дисциплин и специальной техники Сибирского юридического института МВД России; e-mail: ENRudakova@ yandex.ru;
Тетерятников Николай Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
E.N. Rudakova, Lecturer of the Department of Information and Legal Disciplines and Special Equipment, Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russia; e-mail: ENRudakova@ yandex.ru;
N.Yu. Teteryatnikov, Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure, Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russia; e-mail: colyambus@ yandex.ru
142