Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОКТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОКТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКТОРИНГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахимов Э. Х., Игбаева Г. Р.

В статье рассматриваются вопросы правового и организационного характера, связанные с применением процедуры контроля за обучающимися при дистанционном обучении - прокторинга. Отмечается юридическая возможность применения данных систем, основанных на отечественном программном обеспечении, в том числе при проведении промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся. Указываются проблемные вопросы организации системы прокторинга, а также условия, необходимые для обеспечения функционирования такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF USING PROCTORING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with legal and organizational issues related to the application of the procedure for monitoring students in distance learning proctoring. The legal possibility of using these systems based on domestic software is noted, including during the intermediate and final state certification of students. The problematic issues of the organization of the proctoring system, as well as the conditions necessary to ensure its functioning of such a system are indicated.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОКТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ЧАСТНО-ПРАВОВОЙ БЛОК

УДК 378.018.43:004.9(470)

Э. X. РАХИМОВ, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

Е. КН. RAKHIMOV, head of the department of civil law disciplines of the Ufa law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, docent (Ufa)

Г. P. ИГБАЕВА, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета, кандидат юридических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)

G. R. IGBAE VA, head of the department of civil law disciplines of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee, candidate of law, docent (St. Petersburg)

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОКТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

SOME LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF USING PROCTORING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового и организационного характера, связанные с применением процедуры контроля за обучающимися при дистанционном обучении - прок-торинга. Отмечается юридическая возможность применения данных систем, основанных на отечественном программном обеспечении, в том числе при проведении промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся. Указываются проблемные вопросы организации системы прокторинга, а также условия, необходимые для обеспечения функционирования такой системы.

Ключевые слова и словосочетания: прокторинг, дистанционное обучение, образовательный процесс.

Annotation. The article deals with legal and organizational issues related to the application of the procedure for monitoring students in distance learning - proctoring. The legal possibility of using these systems based on domestic software is noted, including during the intermediate andfinal state certification of students. The problematic issues of the organization of the proctoring system, as well as the conditions necessary to ensure its functioning of such a system are indicated.

Keywords and phrases: proctoring, distance learning, educational process.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] в качестве одного их целевых показателей национальной

цели «цифровая трансформация» указано достижение «цифровой зрелости», в том числе сферы науки и высшего образования, что недвусмысленно свидетельствует о неизбежности «перехода в цифру» превалирующего

большинства бизнес-процессов в образовательных организациях, и в этой связи нас интересуют, прежде всего, перспективы и риски «оцифровки» образовательного процесса.

Мощный толчок развитию онлайн-обра-зования, дистанционных образовательных технологий придала пандемия COVID-19, а именно: комплекс ограничительных и профилактических мер, принимаемых государством для снижения последствий пандемии.

В результате масштабного перехода на дистанционное обучение выявилось множество проблем технического, организационного, правового характера и иных, оказывающих значительное влияние на образовательные отношения, среди которых наиболее значимой представляется проблема обеспечения качества при дистанционном обучении.

Данную проблему представляется целесообразным рассмотреть с ракурса контрольных мероприятий (текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся), оставляя в стороне проблемы организации процесса обучения.

В рамках традиционного «оффлайн» обучения педагогический работник влияет на процесс за счет своего физического присутствия на занятии. Риск получения замечания о нарушении обучающимся процедуры обучения и последующего непрохождения им аттестации стимулирует обучающихся качественно осваивать образовательную программу, готовиться к учебным занятиям, а также к зачетам и экзаменам. С внедрением дистанционного обучения занятия из аудитории переходят в онлайн-среду, где у обучающегося появляется масса возможностей для введения педагогического работника в заблуждение относительно уровня освоения им образовательной программы. В то же время педагогический работник в данном случае утрачивает большую часть элементов механизма контроля за обучающимся, что может приводить к необъективной оценке результатов обучения [2].

Решением этой проблемы можно назвать внедрение системы или отдельных элементов прокторинга в порядок проведения контрольных мероприятий.

Что такое прокторинг? Под прокторин-гом принято понимать процедуру контроля пользователей за обучающимися на том или ином испытательном мероприятии, проводимом онлайн, - на тестировании, занятии семинарского типа, где проводится контроль знаний, на зачете или экзамене, а также протоколирование и оценка поведения пользователя.

Выделяются следующие виды прокторинга:

1) синхронный или «живой» - в данном случае за ходом экзамена в режиме реального времени наблюдает проктор (в его качестве может выступать педагогический работник). Его задача - проконтролировать соблюдение условий проведения оценивания. Им проводится идентификация личности обучающегося и осуществляется дистанционное наблюдение за его поведением;

2) асинхронный или «полуавтоматизированный» - идентификация личности, а также весь ход экзамена обеспечивается программно, система в автоматическом режиме отслеживает некоторые запрещенные действия пользователя, например, отсутствие обучающегося в кадре, разговор, открытие дополнительных страниц в браузере и др. При выявлении замечаний система отмечает их на видеозаписи;

3) автоматизированный - направлен на сокращение трудозатрат проверяющих за счет использования методов машинного обучения для анализа записанных видео- и аудиоданных обучающихся во время контрольного мероприятия, проводимого онлайн. Он автоматически обнаруживает подозрительное поведение и классифицирует его как «мошенничество» или «отсутствие мошенничества» [3].

В настоящее время процесс он-лайн-прокторинга начинается с идентификации личности посредством предъявления обучающимся соответствующего документа на веб-камеру. Далее проктор просит каждого обучающегося через свою веб-камеру показать все помещение, в котором он находится, чтобы убедиться, что там нет посторонних лиц. Также демонстрируется стол, на

котором не должно быть запрещенных предметов - книг, блокнотов, телефонов и др. С помощью программного обеспечения для прокторинга на компьютере обучающегося отключаются различные функции, такие как переключение задач, доступ к приложениям, копирование, вставка, смена вкладки в браузере и др. Кроме того, система может выдавать предупреждение, если обнаруживает запрещенные действия обучающегося.

Существует множество программных продуктов, реализующих функции прокторинга: РгосШги, Ргос1:огЕс1и, РгосШгЕхат, Ехатку, Ехатши др.

Юридическая возможность применять систему прокторинга в образовательной деятельности закрепляется Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 301 [4] (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 1595), которым утверждено Положение об особенностях проведения промежуточной и итоговой аттестаций в 2021/2022 учебном году по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специали-тета, программам магистратуры, предусматривающим использование дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, гарантирующей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия биометрическим персональным данным физического лица.

Таким образом, в 2021/2022 учебном году образовательные организации получили право проведения промежуточной аттестации по программам высшего образования удаленно с помощью единой биометрической системы и сервиса прокторинга. Допускается использовать для этих целей только программное обеспечение, включенное в специальный реестр отечественного программного обеспечения.

Порядок реализации этого права требуется закрепить в локальном норма-

тивном акте в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5].

Условия для применения указанного порядка:

1) согласие обучающегося;

2) учетная запись на «Госуслугах»;

3) размещенные биометрические персональные данные в единой биометрической системе.

В каких случаях целесообразно применение прокторинга или его отдельных элементов при осуществлении текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации?

Полагаем, что большим подспорьем в решении задачи обеспечения качества обучения может служить соответствующее программное обеспечение, функционал которого позволяет:

1) идентифицировать личность обучающегося - во избежание возможности передачи учетной записи обучающегося другому лицу при выполнении тестовых заданий онлайн, контрольных работ;

2) отслеживать рабочий стол (экран) обучающегося, блокировать возможность обращения к ресурсам, не предусмотренным контрольной процедурой (переключение задач, доступ к другим приложениям, вкладкам в браузере);

3) вести запись, сохранение и протокол контрольного мероприятия.

Следует отметить, что практически все системы прокторинга имеют уязвимости и риски, среды которых выделяются основные:

1) наличие многочисленных «слепых зон» для видеокамеры. В зависимости от того, где расположена видеокамера обучающегося, слепые зоны могут располагаться перед испытуемым, на его рабочем столе и под рабочим столом;

2) использование студентом средств невербального общения, различных условных сигналов и др., которые не регистрируются видеокамерой и микрофоном;

3) использование обучающимися технических устройств, позволяющих обойти

возможности контроля, - миниатюрных микрофонов, передатчиков и др.;

4) недостатки алгоритма интеллектуального анализа данных видеопотока, реализованного в рамках системы прокторинга [6].

В заключение выделим условия обеспечения объективности и внедрения прокторинга или его отдельных элементов при осуществлении контрольных мероприятий в процессе дистанционного обучения:

1) обеспечение устойчивого канала связи (интернет-соединения) для участников образовательного процесса, позволяющего организовать высококачественную и стабильную видео- и аудиосвязь;

2) наличие соответствующего оборудования как у образовательной организации, так и у обучающихся.

3) наличие программного обеспечения для реализации функций автоматизированного прокторинга для повышения объективности контрольных мероприятий, проводимых в формате видео-конференц-связи, а также для организации тестирования обучающихся без участия педагогического работника;

4) подготовка локальных нормативных актов по применению дистанционных образовательных технологий с четкой регламентацией всех процедур и требований к ним, а также информирование обучающихся по всем вопросам проведения соответствующих контрольных процедур;

5) формирование цифровой компетентности участников образовательного процесса, участвующих в организации дистанционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Ванягин В. Е., Ванягина М. Р. Технология прокторинга в дистанционном образовании в высшей военной школе // Вестник НЦБЖД. 2021. № 2 (48).

3. Афанасьев Н. С. Системы прокторинга для сдачи экзаменов онлайн и альтернативный метод использования 360-градусной камеры в системах прокторинга // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 6-1 (74).

4. Об утверждении Положения об особенностях проведения промежуточной и итоговой аттестаций в 2021/2022 учебном году по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, предусматривающих использование дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица : постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 301 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Кадан А. М., Протасов Е. О. Риски использования систем прокторинга // Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции «Дистанционные образовательные технологии». Симферополь, 2021. С. 375.

О Рахимов Э. X.

О Игбаева Г. Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.