Научная статья на тему 'СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА'

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / МОТОРИКА / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / МОТОРНАЯ АЛАЛИЛЯ / ДИЗАРТРИЯ / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мустаева Е.Р., Лукьянова А.А.

В статье описан комплексный подход к диагностике и коррекции моторных функций. Приведены направления комплексной диагностики моторных функций. Отражена специфика каждого специалиста в системе работы с детьми, имеющими нарушения двигательной регуляции. Обосновано, что в условиях центра при комплексной системе диагностики нарушения выявляются и дифференцируются в полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мустаева Е.Р., Лукьянова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА»

УДК 159.946

Мустаева Е.Р., канд. пед. наук, доцент Лукьянова А.А., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ

ЦЕНТРА

Аннотация. В статье описан комплексный подход к диагностике и коррекции моторных функций. Приведены направления комплексной диагностики моторных функций. Отражена специфика каждого специалиста в системе работы с детьми, имеющими нарушения двигательной регуляции. Обосновано, что в условиях центра при комплексной системе диагностики нарушения выявляются и дифференцируются в полном объеме.

Ключевые слова: моторные функции, комплексный подход, нарушения двигательной регуляции, моторика, детский церебральный паралич, моторная алалиля, дизартрия, диагностика, коррекция.

Моторика является важнейшей функцией психики, которая обеспечивает познавательную деятельность ребенка и представляет собой сознательные и целенаправленные движения, при формировании которых у ребенка происходит созревание моторных зон, определяющих последующее развитие психических процессов в целом. Так, ребенок автоматизирует двигательные навыки путем исследовательской деятельности и восприятия слов. Затем, путем речевой регуляции тонких движений рук происходит полноценное развитие речи, и других психических процессов.

Среди детей дошкольного возраста встречаются дети, имеющие нарушения двигательной регуляции. Они проявляются в недостаточной подвижности и координации органов артикуляционного аппарата, нарушениях устойчивости и переключаемости рук и ног, патологическом тонусе лицевых и артикуляционных мышц. К этой группе можно отнести детей, имеющих такие диагнозы, как детский церебральный паралич, дизартрия, моторная алалия.

Изучением развития моторных функций занимались многие авторы, такие как А.В. Запорожец, В.В. Никандров, И.М. Сеченов. Они отмечали, что для формирования всей двигательной деятельности человека психомоторика имеет большое значение. Н.А. Бернштейн положил основу для последующего изучения и развития моторики, основав теорию о построении движений, и выделив пять уровней организации движений [1].

Изучение системности психофизического развития ребенка базируется на теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и

психического развития ребенка П.П. Блонского, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории динамической локализации психических функций А.Р. Лурия, теории функциональных систем П.К. Анохина, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова.

Несмотря на достаточное количество исследований, данная тема остается актуальной в связи с тем, что нарушения моторной сферы препятствуют полноценному врабатыванию детей в процесс дальнейшего школьного обучения, а из-за речевых нарушений, возникающих при нарушениях двигательной регуляции, невозможно полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Это определяет необходимость более тщательного, всестороннего и комплексного изучения проблемы формирования моторики у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями, как одного из важнейших факторов развития ребенка в целом.

Комплексный подход к коррекции моторных функций предполагает междисциплинарный подход и взаимодействие специалистов медицинских и педагогических областей. Такая комплексность воздействия позволяет максимально точно диагностировать проблемные зоны и проводить лечение, учитывая все особенности и показатели детей на каждом этапе восстановления речевого и психофизического развития.

В связи со всем вышесказанным мы поставили перед собой цель изучить систему комплексного подхода к выявлению и развитию особенностей моторных функций у детей с нарушениями моторной регуляции в условиях центра.

Мы предполагаем, что комплексное изучение особенностей моторных функций у детей с нарушениями двигательной регуляции в условиях центра будет в наибольшей мере способствовать полноценному последующему их системному развитию. В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучение артикуляционной, ручной и общей моторики в онтогенезе.

2. Сравнительный анализ развития моторных функций у детей в норме и у детей с нарушениями двигательной регуляции.

3. Определение структуры комплексного обследования моторных функций у детей с нарушениями моторной регуляции в условиях центра.

4. Комплексное исследование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом, дизартрией и алалией.

5. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Методологической основой проведения мультидисциплинарных комплексных исследований психофизического развития ребенка послужило представление о структурно-функциональной организации интегративной деятельности мозга как единой системы А.Р. Лурия. В соответствии с этим представлением в реализации всех психофизиологических функций принимают участие "три основных функциональных блока мозга" А.Р. Лурия [4].

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

Развитие моторики в онтогенезе заключается в биологическом дозревании соответствующих субстратов мозга, а также в накоплении каждым индивидом двигательного опыта. В норме все артикуляционные уклады оказываются полностью сформированными к пяти годам жизни ребенка. В группу детей с нарушениями моторной регуляции входят дети с детским церебральным параличом, дизартрией, а также с моторной алалией.

В литературе представлено несколько подходов к комплексному изучению моторики: метрический подход (использование тестов на статическую и динамическую координацию, скорость движений), нейропсихологический (изучение с помощью проб), психолого-педагогический (использование основных и дополнительных методов исследования), клинический (медицинское изучение ребенка).

Идея комплексного подхода в медико-психолого-педагогическом сопровождении подразумевает взаимодействие логопеда с врачами и другими узкими специалистами. Эта работа осуществляется в следующих направлениях: медицинское воздействие (работа невролога, физиотерапевта, врача-диагноста); психотерапевтическое воздействие (занятия с нейропсихологом, биологическая обратная связь); работа учителя-логопеда и дефектолога. Она проводится одновременно с медицинским и психотерапевтическим воздействием [8].

В комплексном обследовании моторных функций в условиях центра участвуют специалисты, такие как невролог, нейропсихолог, логопед, дефектолог. А также используются методы функциональной диагностики, такие как электроэнцефалограмма, компьютерная томография головного мозга.

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами,

педагоги и врачи осуществляют свою работу дополняя и углубляя влияние других. Так,

при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка с нарушениями речи,

специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической

91

работы, которая направлена на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально -эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Проанализировав структуру обследования детей, относительно моторных функций, можно сделать вывод, что каждый специалист центра использует пробы на исследование состояния моторных функций, из которых выделяются следующие направления диагностики:

- состояние мышечного тонуса (гипертония, гипотония, дистония);

- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетический, кинестетический праксис);

- качество движений (точность, ритмичность, амплитуда, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

Комплексная коррекционная работа подразумевает следующие направления:

1. Медицинское воздействие (работа невролога, физиотерапевта, врача-диагноста) направленное на медикаментозное укрепление нервной системы и создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

В рамках этого направления неврологи проводят первичный осмотр детей, направляют на необходимые процедуры и занятия, назначают медикаментозное лечение, консультируют родителей.

К физиотерапии относятся такие процедуры, как: микрополяризация - лечебный метод, позволяющий изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока;

Электрофорез - воздействие на организм постоянным электрическим током в сочетании с введением через кожу или слизистые оболочки разнообразных лекарственных веществ.

Мезодиэнцефальная модуляция (МДМ) - метод терапии, во время которого слабый электрический сигнал проходит через покровы черепа и воздействует на центральную нервную систему.

К функциональной диагностике, которая проводится врачом-диагностом относится:

Электроэнцефалография (ЭЭГ) головного мозга - это неинвазивный метод исследования органа с целью выявления очагов повышенной судорожной готовности его коры. Данный способ диагностики позволяет определить у взрослых и детей патологические изменения, которые способны влиять на функциональность отдельных участков полушария;

Метод когнитивных вызванных потенциалов (КВП) мозга - позволяет получить информацию о состоянии различных сенсорных систем, без словесного отчета больного. Метод связан с выделением слабых и сверхслабых изменений электрической активности мозга в ответ на стимул. Анализируются эндогенные события, происходящие в мозгу, связанные с распознаванием и запоминанием стимула. Одно из важных преимуществ метода вызванных потенциалов (ВП) - возможность связывания компонентов ВП со структурами мозга [3].

2. Психотерапевтическое воздействие (занятия с нейропсихологом, биологическая обратная связь). Направлено на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей.

БОС-терапия - это метод тренировки активности головного мозга, в процессе которой создаются условия, способствующие ее изменению и направлению в сторону благоприятных состояний. Пациенту предлагаются специально подобранные компьютерные игры, в которые он играет, задействовав только активность своего мозга. Во время сеанса происходит постепенная тренировка систем саморегуляции, в результате которой мозг учится функционировать наиболее эффективным способом.

3. Работа учителя-логопеда и дефектолога. Она проводится одновременно с медицинским и психотерапевтическим воздействием, осуществляется систематично и с учетом возрастных особенностей детей. Данная работа направлена на диагностику и коррекцию речи, нарушенных звуков, обогащения словаря и связной речи, психомоторики и сенсорных процессов, и умственного развития в целом.

Таким образом, анализ данных анамнеза медицинского и психолого -педагогического блока позволяет сделать вывод о том, что именно в условиях центра при комплексном подходе к диагностике моторных функций можно выявить весь спектр нарушений и дифференцировать их.

Так, у детей с ДЦП и дизартрией наблюдаются устойчивые нарушения тонуса мышц, объема и амплитуды движений артикуляционной, ручной и общей моторики. У детей же с моторной алалией наблюдаются незначительные нарушения переключения моторных функций.

Исходя из этого, коррекционная работа специалистов центра носит комплексный, дифференцированный для каждого нарушения характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. О построении движений [Текст]: монография / Н.А. Бернштейн; М.: Медгиз, 1947. - 254с.

2. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики. Русский журнал детской неврологии. 2017;12(4):32-42.

3. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике [Текст]: монография / В.В. Гнездицкий; М.: «Медпресс -информ», 2003. -264с.

4. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы [Текст]: монография /А.Р. Лурия; М.: Педагогика, 1970. - 495 с.

5. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им.А.И. Герцена. // Дефектология. - 1986. - № 2.

6. Матвиенко Е.Н., Минаева О.Д. Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 68-71.

7. Невмержицкая К.С., Корякина О.В., Овсова О.В., Волкова Л.И. [и др.] Методика осмотра и оценки неврологического статуса у детей [Текст]: уч. пособие / ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России. — Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2016. — 55 с.

8. Поваляева М.А. Справочник логопеда [Текст]: монография Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. С. 59, 448.

9. Поддъякова О.С., Челышева М.В. Практикум по нейропсихологии. Учебное пособие. Москва: МГМСУ, 2014. - 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.