Научная статья на тему 'МОТОРНАЯ И СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ'

МОТОРНАЯ И СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2593
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моторная алалия / сенсорная алалия / речевое развитие у детей / motor alalia / sensory alalia / speech development in children

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мадина Раимкулова

Алалия – нарушение речи при нормальном слухе и интеллекте, развивающееся на фоне органического поражения мозга в период до 3-го года жизни. Системное недоразвитие речи при алалии характеризуется нарушением фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Также при алалии могут отмечаться неречевые синдромы: моторные (нарушения движений и координации), сенсорные (нарушения чувствительности и восприятия) и психопатологические. Выделяют алалию моторную, сенсорную и смешанную. При моторной алалии нарушены формирование экспрессивной речи, речевой праксис, также страдают артикуляция, плавность речи, при этом понимание чужой речи не нарушено. В неврологическом статусе моторная алалия может сочетаться с очаговыми симптомами. У детей с моторной алалией часто встречается леворукость. Сенсорная алалия – нарушение понимания речи при сохранном элементарном слухе, вторичное недоразвитие собственной речи. При сенсорной алалии преимущественно страдает речевой гнозиз, т. е. нарушается анализ звуков, в том числе слышимой речи, не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом – ребенок слышит, но не понимает обращенную речь (слуховая агнозия). Распознавание и дифференциальная диагностика алалии очень трудны и требуют исключения тугоухости и психических нарушений. Нередко для правильной диагностики типа речевого нарушения требуется несколько месяцев наблюдать за ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR AND SENSOR ALALIA

Alalia is a speech disorder with normal hearing and intelligence, developing against the background of organic brain damage in the period up to the third year of life. Systemic speech underdevelopment in alalia is characterized by a violation of the phonetic-phonemic and lexical-grammatical structure. Also, with alalia, non-speech syndromes can be noted: motor (impaired movement and coordination), sensory (impaired sensitivity and perception) and psychopathological. Alalia is distinguished as motor, sensory and mixed. With motor alalia, the formation of expressive speech, speech praxis are impaired, articulation, fluency of speech also suffer, while the understanding of someone else's speech is not impaired. In neurological status, motor alalia can be combined with focal symptoms. Left-handedness is common in children with motor alalia. Sensory alalia impaired understanding of speech with preserved elementary hearing, secondary underdevelopment of one's own speech. With sensory alalia, speech gnosis mainly suffers, that is, the analysis of sounds, including audible speech, is disturbed, a connection is not formed between the sound image and the object it designates the child hears, but does not understand, addressed speech (auditory agnosia). Recognition and differential diagnosis of alalia is very difficult and requires the elimination of hearing loss and mental disorders. Often, it takes several months to observe the child to correctly diagnose the type of speech disorder.

Текст научной работы на тему «МОТОРНАЯ И СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ»

МОТОРНАЯ И СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

Мадина Раимкулова

Ташкентский государственный педагогический университет

АННОТАЦИЯ

Алалия - нарушение речи при нормальном слухе и интеллекте, развивающееся на фоне органического поражения мозга в период до 3-го года жизни. Системное недоразвитие речи при алалии характеризуется нарушением фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Также при алалии могут отмечаться неречевые синдромы: моторные (нарушения движений и координации), сенсорные (нарушения чувствительности и восприятия) и психопатологические. Выделяют алалию моторную, сенсорную и смешанную. При моторной алалии нарушены формирование экспрессивной речи, речевой праксис, также страдают артикуляция, плавность речи, при этом понимание чужой речи не нарушено. В неврологическом статусе моторная алалия может сочетаться с очаговыми симптомами. У детей с моторной алалией часто встречается леворукость. Сенсорная алалия - нарушение понимания речи при сохранном элементарном слухе, вторичное недоразвитие собственной речи. При сенсорной алалии преимущественно страдает речевой гнозиз, т. е. нарушается анализ звуков, в том числе слышимой речи, не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом - ребенок слышит, но не понимает обращенную речь (слуховая агнозия). Распознавание и дифференциальная диагностика алалии очень трудны и требуют исключения тугоухости и психических нарушений. Нередко для правильной диагностики типа речевого нарушения требуется несколько месяцев наблюдать за ребенком.

Ключевые слова: моторная алалия, сенсорная алалия, речевое развитие у

детей

MOTOR AND SENSOR ALALIA

Madina Raimkulova

Tashkent State Pedagogical University

ABSTRACT

Alalia is a speech disorder with normal hearing and intelligence, developing against the background of organic brain damage in the period up to the third year of life. Systemic speech underdevelopment in alalia is characterized by a violation of the phonetic-phonemic and lexical-grammatical structure. Also, with alalia, non-speech

syndromes can be noted: motor (impaired movement and coordination), sensory (impaired sensitivity and perception) and psychopathological. Alalia is distinguished as motor, sensory and mixed.

With motor alalia, the formation of expressive speech, speech praxis are impaired, articulation, fluency of speech also suffer, while the understanding of someone else's speech is not impaired. In neurological status, motor alalia can be combined with focal symptoms. Left-handedness is common in children with motor alalia. Sensory alalia - impaired understanding of speech with preserved elementary hearing, secondary underdevelopment of one's own speech. With sensory alalia, speech gnosis mainly suffers, that is, the analysis of sounds, including audible speech, is disturbed, a connection is not formed between the sound image and the object it designates - the child hears, but does not understand, addressed speech (auditory agnosia).

Recognition and differential diagnosis of alalia is very difficult and requires the elimination of hearing loss and mental disorders. Often, it takes several months to observe the child to correctly diagnose the type of speech disorder.

Keywords: motor alalia, sensory alalia, speech development in children

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии). Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Таким образом, проблема диагностики и организации коррекционно-воспитательной работы при алалии - одна из наиболее важных и основополагающих научно - педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в настоящее время.

Свойственный или сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Таким образом, все эти факторы говорят о том, что педагогу, дефектологу и логопеду не обходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути её преодоления. Эта проблема решается в основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем коррекционно- логопедического воздействия как при

моторной, так и при сенсорной алалии, с помощью организации специализированных детских садов и школ, целью которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи.

Вместе с тем в теоретической разработке проблемы алалии имеется немало нерешённых вопросов. Всё это создаёт актуальность данной проблемы.

Данному аспекту работы посвящены многие исследования в историческом прошлом. Так, в 1888 году развёрнутую коррективу "идиопатической алалии" представил Р.Коэн. Он высказал суждение об её этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей. Впервые алалия/немота/ в отдельное речевое нарушение была выделена в 1830 году Р. Шультессом и рассматривалась им в связи с артикуляционными расстройствами.

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова - Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи.

Но несмотря на все имеющиеся разработки теории и практики коррекционно-воспитательного обучения детей, имеющих алалию, до сих пор не получили надлежащего решения, такие фундаментальные вопросы как проблемы сенсорной алалии, так как эта проблема на протяжении всей истории её изучения вызывала острые дискуссии. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. Недостаточно изучен механизм и симптоматика алалии. В практике работы школ и дошкольных учреждений имеется также ряд сложностей и недостатков. Они сводятся к следующим:

- слабая материальная база учреждений;

• недостаточная Методико-логопедическая подготовка учителей и воспитателей;

• недостаточно продуманная система работы учителя, воспитателя и логопеда по данному направлению.

- недостаток методической литературы.

- нет преемственности между дошкольным учреждением и начальным звеном обучения.

Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать проблему данной работы. Проблема состоит в том, чтобы выявить и рассмотреть при каких психолого-педагогических условиях наиболее эффективно осуществляется логопедическое воздействие на детей, имеющих алалию. Какие методы, средства и формы наиболее целесообразны. Практическая значимость.

Данная работа, по-нашему мнению, содержит определенную практическую значимость. Методические рекомендации для родителей, учителей и работников детских садов, данные по наблюдению показывают преимущество и все положительные стороны работы тех воспитателей, учителей и логопедов, у которых занятия направлены не только на коррекцию дефекта, но и главным образом на развитие ребенка в целом.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛАЛИИ. Любой процесс или явление, которое непосредственно изучается или исследуется, имеет свои позитивные и наиболее характерные , типичные признаки, которые отличают тот или иной процесс или явление от сходных с ним. С учетом этого и других условий можно дать следующее определение интересующей нас патологии речевой деятельности.

Механизм алалии плохо изучен. Существуют различные точки зрения в изучения алалии. Одни исследователи расстройство функционирования. языкового механизма связывают с патологией моторики, другие - с патологией некоторых сторонпсихической деятельности, третьи - с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой. Но несмотря на такие расхождения представители разных направлений сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга.

В ходе своего развития алалия претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Дети, усвоив относительно простые единицы языка и правила их функционирования, длительное время испытывают трудности при усвоении сложных единиц и правил. Овладевая устной речью, они долго не могут полноценно овладеть речью письменной.

В связи с тем. что многие авторы по-разному определяют границы алалии /т.е. считают алалией разнообразные варианты языкового развития/, в последнее время нет убедительных данных о ее распространении. Вместе с тем имеющиеся данные очень малочисленны и противоречивы.

Было также выявлено, что алалия чаще встречается у лиц мужского пола, соотношение частоты у полов равно 2 : 1. ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ.

Основываясь на данных, приведенных Л.С. Волковой и др. в учебн. пособии «Логопедия» для студентов дефектол. фак. пед. Ин-тов, отметим, что различные авторы выделяли причины алалии. Так А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Трейтель считал алалию следствием недостатка внимания и памяти, М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Многие другие ученые, среди которых были М. Бери

(1957), М. Байдинова (1961), Г. Лухзингер (1970), В.А. Ковтиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии при родовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии могут быть в ряде случаев следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра, что ведет к нарушению ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь - речи и психики.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь хотя медленно искажается, но самостоятельно развивается с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, при систематической помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

Неправильный речевой образец также может быть причиной речевого недоразвития /например, подражание неправильному произношению/. Часто это сочетается с другими причинами алалии.

Кроме социальных факторов, в качестве возможных причин нужно отметить нарушения функций анализаторов, в основном, зрительного и слухового. Нарушения на входе касаются познавательной деятельности - узнавания воспринятых форм речи. При звукоречевой коммуникации познавательная деятельность представляет собой узнавание или идентификацию структуры звукоречевого знака, который раньше уже был воспринят на слух и сохранился в памяти. По теории информации вербально-познавательный процесс можно рассматривать как декодирование звуков речи, где под декодированием понимается узнавание знака, но еще не понимание содержания слов. РЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА.

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую. По основным признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико -фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием. К первой группе относятся нарушения, обусловленные ведущим поражением нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария. Вторая группа обусловлена поражением передних отделов моторной области коры мозга. У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора.

В связи с указанными затруднениями задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи - активного словаря. Он оказывается

бедным, недостаточным, искаженным. Задерживаются в своем развитии фонетическая сторона и грамматический строй.

При алалии ребенок не может найти последовательность звукового ряда (звуков в слове, слов в фразе), не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию парфазий, перестановок, свидетельствует о нарушении подвижных основных нервных процессов, о застойных этапах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе. У ребенка с моторной алалией не развивается самостоятельная речь, долгое время она остается на уровне отдельных слов и звуков. Прослеживается взаимозависимая связь между нарушениями артикуляционного праксиса и организацией речевых движений, а, отсюда, фонетической системы речи и восприятием обращенной речи и ее понимание.

При моторной алалии иногда наблюдается недостаточное восприятие обращенной речи, замедленность и затрудненность понимания грамматических форм и развернутого текста. По экспериментальным данным было выявлено, что у детей (70%) с моторной алалией хорошо понимают обращенную речь, 20% имеют незначительное снижение понимания и 10% - очень плохо понимают, а также собственная речь детей в этих случаях оказывается хуже их понимания. Из вышесказанного следует, что словарный запас ограничен, не создается база для развития и закрепления словаря алалика.

На начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения, это обусловлено нарушением общей и речевой активности, не формируется весь подготовительный этап. Вместо связной речи используются у ребенка с моторной алалией жесты. Мимика, пантомима, интонация. При передачи содержания по сюжетным картинкам у детей нарушается логичность рассказа: одни затрудняются их разложить в определенной последовательности, другие - передать содержание и сюжет даже правильно расположенных Ребенок с алалией испытывает большие затруднения при овладении логико-грамматическими конструкциями, которые отражают пространственные отношения предметов. Дети не умеют отбирать факты. Важные для раскрытия темы, находить нужные слова, забирают основное содержание, застревают на второстепенных деталях. Итак, языковые нарушения: А Нарушение устной речи

а) лексические нарушения

б) синтаксические нарушения

в) морфологические нарушения

г) фонематические нарушения

д) фонетические нарушения

е) другие нарушения устной речи

ж) степень нарушения языковой системы Б Нарушения письменной речи

В Нарушения функций и форм речи

Представленный в работе материал показывает, что алалия - очень сложное расстройство речевой деятельности. Сложность его объясняется не только многочисленностью, разнообразием и взаимодействием нарушений языка, но также неоднозначными связями между неязыковыми и языковыми нарушениями. Есть основания считать алалию языковым расстройством, которое характеризуется деформацией структурно- функциональной стороны языка и не находится в причинно-следственной зависимости от нарушений неязыковых форм деятельности, В соответствий с таким пониманием алалии логопедическую работу с детьми целесообразно направлять главным образом на формирование языкового механизма.

Алалия, как отмечает Л.С. Волкова,- одно из наиболее сложных речевых нарушений. Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным.

Комплексная системная работа при алалии направлена на создание механизмов речевом деятельности, формирование речи как средства коммуникаций и развития психической деятельности в целом. Дальнейшее углубленное изучение алалии на основе слипических, психо-лингвистических, психолого - педагогических и других критериев позволит уточнить вопросы этиопатогенеза, дифференциональной диагностики, структуры дефекта при адалин и , как следствие этого , обеспечит оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.

REFERENCES

1. Белова-Давид РА. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. — М., 1972.

2. Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушения речи у дошкольников. -М., 1982. С. 82-128.

3. Власенко И. Т, Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. №

4. Воробьева BK. Обучение первоначальным навыкам связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология, 1989, № 4.

5. Воробьева В.К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей - алаликов //Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 3./ Под. Ред. С.С.Ляпидевского. - М., 1967. С. 66-76.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

6. Воробьева В.К. О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов// Вопросы логопедии. М., 1979. с.37-43.

7. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1975.

8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.