Научная статья на тему 'Система кайдзен как инструмент повышения эффективности управления операционной логистической деятельностью дистрибьюторской компании'

Система кайдзен как инструмент повышения эффективности управления операционной логистической деятельностью дистрибьюторской компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТРИБЬЮТОРСКАЯ КОМПАНИЯ / ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЙДЗЕН / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ / СИСТЕМА ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / DISTRIBUTION COMPANY / KAIZEN MANAGEMENT OPERATIONS SYSTEM / BUSINESS MANAGEMENT MODELS / SYSTEM SUBMISSION OF PROPOSALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильц Н.Е., Коваленко Е.С.

В условиях высокой конкуренции дистрибьюторским компаниям необходимо эффективно организовывать операционную логистическую деятельность по движению товара от производителя до конечного потребителя. Одним из инструментов, позволяющим достичь конкурентного преимущества в форме снижения затрат, связанных с реализацией продукции, является система менеджмента кайдзен. Рассмотрена сущность японской системы менеджмента, ее системные составляющие и концепции с учетом современного положения розничной торговли, оптово-посреднических организаций в России, в том числе дистрибьюторских компаний. Проанализировано применение системы кайдзен как инструмента повышения эффективности управления операционной логистической деятельностью в дистрибьюторской компании. Основным результатом работы является подтверждение возможности и результативности внедрения системы кайдзен в управление операционной логистической деятельностью дистрибьюторской компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAIZEN SYSTEM AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF MANAGING OPERATIONAL LOGISTICS ACTIVITIES OF A DISTRIBUTION COMPANY

In conditions of high competition, distribution companies are forced to efficiently organize operational logistical activities for the movement of goods from the manufacturer to the final consumer. This is due to the task of achieving a competitive advantage in the form of reducing the costs associated with the sale of products. One of the tools to achieve a competitive advantage in the form of reducing costs associated with the sale of products is the Kaizen management system. The essence of the Japanese kaizen management system, its system components and concepts are considered taking into account the current situation in the wholesale trade, wholesale intermediary organizations in Russia, including distribution companies . The application of Kaizen system as a tool to improve the efficiency of management of operational logistics activities in the distribution company is analyzed. The main result of the work is the determination and confirmation of the effectiveness of the implementation of the kaizen system in the management of the operational logistics activities of the distribution company.

Текст научной работы на тему «Система кайдзен как инструмент повышения эффективности управления операционной логистической деятельностью дистрибьюторской компании»

Раздел 3

ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

УДК 658.7

Для цитирования: Гильц Н. Е., Коваленко Е. С. Система кайдзен как инструмент повышения эффективности управления операционной логистической деятельностью дистрибьютерской компании // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 2. С. 33-39.

For citations: Gilz N. E., Kovalenko E. S. Kaizen System as a tool to improve the management of operational logistics activities of the distribution company // Social and economic systems management. 2018, No. 2, Рр. 33-39. (In Russ., abstr. in Engl.)

СИСТЕМА КАЙДЗЕН КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ КОМПАНИИ

Н. Е. Гильц1, Е. С. Коваленко2*

1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Индивидуальный предприниматель Ярошенко Сергей Анатольевич 660031, РФ, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рязанская, д. 65г *Е-таИ: 79237721465@ya.ru

В условиях высокой конкуренции дистрибьюторским компаниям необходимо эффективно организовывать операционную логистическую деятельность по движению товара от производителя до конечного потребителя. Одним из инструментов, позволяющим достичь конкурентного преимущества в форме снижения затрат, связанных с реализацией продукции, является система менеджмента кайдзен.

Рассмотрена сущность японской системы менеджмента, ее системные составляющие и концепции с учетом современного положения розничной торговли, оптово-посреднических организаций в России, в том числе дистрибьюторских компаний. Проанализировано применение системы кайдзен как инструмента повышения эффективности управления операционной логистической деятельностью в дистрибьюторской компании.

Основным результатом работы является подтверждение возможности и результативности внедрения системы кайдзен в управление операционной логистической деятельностью дистрибьюторской компании.

Ключевые слова: дистрибьюторская компания, операционная деятельность, система менеджмента кайдзен, модели управления бизнесом, система подачи предложений.

KAIZEN SYSTEM AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF MANAGING OPERATIONAL LOGISTICS ACTIVITIES OF A DISTRIBUTION COMPANY

N. E. Gilts1, E. S. Kovalenko2*

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Individual proprietor Yaroshenko Sergey Anatolyevich 65g, Ryazanskaya Str., Krasnoyarsk, 660031, Russian Federation *Е^й: 79237721465@ya.ru

In conditions of high competition, distribution companies are forced to efficiently organize operational logistical activities for the movement of goods from the manufacturer to the final consumer. This is due to the task of achieving a competitive advantage in the form of reducing the costs associated with the sale ofproducts. One of the tools to achieve a competitive advantage in the form of reducing costs associated with the sale ofproducts is the Kaizen management system.

The essence of the Japanese kaizen management system, its system components and concepts are considered taking into account the current situation in the wholesale trade, wholesale intermediary organizations in Russia, including distribution companies. The application of Kaizen system as a tool to improve the efficiency of management of operational logistics activities in the distribution company is analyzed.

The main result of the work is the determination and confirmation of the effectiveness of the implementation of the kaizen system in the management of the operational logistics activities of the distribution company.

Keywords: distribution company, kaizen management operations system, business management models, system submission of proposals.

Введение. В настоящее время розничная торговля, как и торговля в целом, занимает одну из лидирующих позиций в экономике страны. Рост оборота розничной торговли приводит к высокой конкуренции между торговыми посредниками, в том числе и между дистрибьюторами. Данная форма оптовой торговли является одной из самых эффективных систем сбыта, поскольку позволяет производителю снижать затраты, связанные с реализацией продукции.

На сегодняшний день, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным в современных условиях, дистрибьютор должен уделять особое внимание организации своей операционной логистической деятельности и её управлению. Непрерывное совершенствование протекающих процессов компании, правильно выстроенная операционная логистическая деятельность обеспечивают непосредственный доход компании, а также позволяют устранять потери и снижать затраты дистрибьютора.

Управление операционной логистической деятельностью на основе японской системы менеджмента кайдзен рассматривается как целенаправленная деятельность, принципы и методы осуществления которой призваны совершенствовать функциональные и структурные направления деятельности компании. Внедрение в менеджмент дистрибью-терской компании принципов системы кайдзен начинается с анализа текущего состояния операционной деятельности, расстановки приоритетов для политики совершенствования в области качества, определения затрат при своевременной доставке требуемого объема продукции или услуг. Выполнение этих составляющих позволяет повысить удовлетворение потребителей, тем самым поддерживать высокую конкурентоспособность бизнеса.

Современное состояние розничной торговли в Российской Федерации. В настоящее время в период глобализации и развития рыночных отношений торговля занимает важнейшее место в экономике, являясь прогрессирующим видом деятельности, затрагивающим все слои населения.

Торговля является залогом стабильности государства, обеспечивая поступление денежных средств в государственный бюджет. После перехода к рыночной экономике сильно изменился вид торговли. Современный потребительский рынок насыщен товарами различного назначения, большим количеством производителей и высокой кон-

куренцией на рынке. Изменения также коснулись системы поступления товаров на рынок, в данный момент на рынке преобладают сетевые структуры реализации товаров.

По данным федеральной службы государственной статистики [1] в 2017 г. оборот розничной торговли составил около тридцати миллиардов рублей, что на 5,1 % выше того же показателя в 2016 г. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что розничная торговля является одной из ключевых отраслей, обеспечивающих и поддерживающих стабилизацию экономических показателей внутри страны.

По данным, представленным в табл. 1, видно, что торговля входит в состав отраслей-лидеров, обеспечивающих рост валовой прибавочной стоимости [1]. Так, в 2011 и 2012 гг. позиция «оптовая и розничная торговля» занимает первое место в общей структуре валовой прибавочной стоимости ВВП страны. Далее, с 2013 по 2016 гг. Госкомстат РФ определяет оптовую и розничную торговлю на втором месте после операций с недвижимым имуществом.

Необходимо отметить, что за период существования рыночной экономики в Российской Федерации поведение конечного потребителя существенно изменилось. За период с 2000 по 2017 годы среднедушевой доход населения в России увеличился в 13,7 раз с 2281 до 31422 рублей в месяц [1].

За увеличением доходов последовала большая избирательность конечных потребителей при выборе и покупке товара, низкая восприимчивость к рекламе, поиск товаров-субститутов. Такие изменения в потребительском поведении привели к увеличению оборота розничной торговли на душу населения (рис. 1).

За период с 2000 по 2017 гг. оборот розничной торговли в расчете на душу населения увеличился в 13,1 раза (по группе продовольственных товаров) и 12,1 раза (по группе непродовольственных товаров).

Высокая конкуренция между производителями и растущая доля розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли РФ (табл. 2) привели к необходимости поиска новых инструментов в менеджменте крупных дистрибьюторов.

Необходимость постоянного обновления ассортиментного портфеля также сказалась на операционной деятельности отечественных дистрибьюте-

ров. Особенно ярко это прослеживается при анализе доли импортных товаров в объеме товарных ресурсов РФ (рис. 2).

Характерными явлениями в развитии торговых сетей в Российской Федерации за последние годы становятся укрупнение торговых точек, уменьшение количества дистрибьюторов на территории.

Рост доли розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли Российской Федерации, рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения подтверждают вывод о том, что розничная торговля, а также торговля в целом, занимает одну из лидирующих позиций в экономике страны. Рост оборота розничной торговли приводит к высокой конкуренции между торговыми посредниками, в том числе дистрибьюторами.

Чтобы оставаться конкурентоспособным компании-дистрибьютору необходимо повышать качество предоставляемых клиенту услуг. Высокое качество обслуживания является результатом эффективного управления процессами дистрибьюторской компании, в частности ее операционной логистической деятельностью, составляющей процесс создания ценности для потребителя.

Система кайдзен как инструмент повышения эффективности управления операционной логистической деятельностью. Кайдзен - японская система менеджмента, философия жизни и бизнеса, суть которой заключается в непрерывном улучшении методов работы, личной эффективности. Суть этой системы состоит в распространении поточного принципа как на потребителей, так и на поставщиков (рис. 3).

Структура ВВП страны в динамике с 2011 по 2016 год

Таблица 1

Структура валовой прибавочной стоимости, в %, 2011 2012 2013 2014 2015 2016

в том числе:

Оптовая и розничная торговля; 17,4 17,4 17,1 17,0 16,2 15,4

Операции с недвижимым имуществом 17,3 17,2 18,0 18,1 18,7 18,5

Обрабатывающие производства 13,4 13,5 13,4 13,3 13,0 13,3

Добыча полезных ископаемых 9,5 9,3 9,2 9,3 9,5 9,6

Строительство 7,6 7,6 7,4 7,1 7,1 7,2

Транспорт и связь 7,6 7,6 7,5 7,4 7,3 7,3

Гос. управление и обеспечение военной безопасности 7,0 7,0 7,1 7,1 7,3 7,3

Сельское хозяйство 3,7 3,5 3,6 3,7 3,8 4,1

Финансовая деятельность 3,7 4,3 4,8 5,0 4,7 5,1

Здравоохранение 3,4 3,3 3,3 3,4 3,5 3,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,4 3,3 3,1 3,1 3,1 3,1

Образование 2,7 2,5 2,4 2,4 2,4 2,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,6 1,5 1,5 1,5 1,6 1,5

Гостиницы и рестораны 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,8

Деятельность домашних хозяйств 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6

Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ■ продовольственные товары ■ непродовольственные товары

Рис. 1. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения по Российской Федерации [1]

..Iii

J 1

пц

Щ|

50 40 30 20 10 о

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ■ Доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсахрозничнойторговли

Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговлипр о до воль стенными товарами

Рис. 2. Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации, в процентах [1]

Таблица 2

Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли Российской Федерации

Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Доля розничных торговых сетей в обороте розничной торговли РФ, % 15,1 17,5 18,4 20,5 21,9 22,9 25,0 27,2 29,9

Таблица 3

Распределение доли рынка к доле торгующих организаций Российской Федерации, в % к итогу [1]

Годы 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Доля торгующих организаций 73,8 75,5 77,7 80,4 86,9 87,6 88,5 89,4 90,6 91,3 92,1 92,9 93,5

Доля рынка 26,2 24,5 22,3 19,6 13,1 12,4 11,5 10,6 9,4 8,7 7,9 7,1 6,5

Рис. 3. Поточный принцип в японской системе менеджмента [2]

Один из главных разработчиков кайдзен, японский ученый Масааки Имаипод «зонтиком» кайд-зен выдел шесть основных систем, необходимых для достижения цели кайдзен [2]:

• всеобщий контроль качества или всеобщий менеджмент на основе качества;

• система производства «точно вовремя»;

• всеобщий уход за оборудованием;

• развертывание политики;

• система подачи предложений;

• автоматизация;

• работа малых групп- неформальные, добровольные объединения людей внутри компании, которые формируются для выполнения конкретных задач.

Система управления, разработанная на базе кайдзен, включает в себя все этапы производства, а также маркетинг готовой продукции и услуг. Она базируется на концепциях кайдзен:

1 концепция - такт вместо цикла или партии. Это приводит к появлению параметра «время такта», под которым подразумевается время производства одной единицы продукции, а не узкое место или время цикла;

2 концепция - поток единичных изделий. Это означает, что размер партии изделий стремится к единице;

3 концепция - вытягивающее производство;

4 концепция - автономизация («Дзидока»);

5 концепция - производственные (преимущественно И-образные) ячейки. Подразумевается такая организация процессов переработки, которая позволяет объединить процессы в ячейки, где совмещение профессий и создание малых групп дает возможность практически свести к нулю процессы, не добавляющие ценности;

6 концепция - снижение времени переналадки. Позволяет реализовать вторую концепцию на основе пятой.

Оптимизация бизнеса основана на постоянном сокращении части процессов, не несущих ценности, путем постоянного внедрения улучшений, в чем и заключается философия кайдзен [2-4].

Существует множество моделей управления бизнесом, рожденных системами кайдзен и подходами Шухарта-Деминга, основанных на результатах развития операционного менеджмента. Использование данных моделей управления требует определенных навыков и опыта. В их основе лежит принцип постоянных улучшений, совмещенный с технологиями прорыва. Требования к осуществлению процессов улучшения базируются на измерениях важных характеристик и параметров, аккумуляции и обработки полученных данных, их преобразования в информацию и принятии решений о конкретных действиях.

Внедрение кайдзен дистрибьюторской компанией. Группа компаний ИП Ярошенко С. А. -один из крупнейших дистрибьюторов Красноярского края, организовавший свою деятельность в 1994 году. В собственности компании современный логистический терминал класса А и автопарк, насчитывающий порядка 58 машин различной грузоподъемности. На сегодняшний день компания имеет более 200 контрактов с известными ведущими производителями продуктов питания: «Объеди-

ненные Кондитеры», КФ «Ударница», «Славянка», казахский «Рахат», «Черная карта», «Ахмад», «Ак-бар», «Дилма», «Орими-трейд», «Юнилевер», «Юг Руси», «Макфа», «Роллтон» и другие.

Наиболее известными клиентами являются розничные региональные и федеральные сети: «МЕТРО», «АШАН» «Лента», «Красный Яр», «Командор», «Аллея», «Хороший», «Батон», «Светофор», «О'Кей» и другие [5-7].

Рассматриваемая компания в управлении своей деятельностью придерживается философии кайдзен, используя основные ее системы: всеобщий контроль качества, систему «точно вовремя», всеобщий уход за оборудованием; систему подачи предложений; автоматизацию и работу малых групп.

В 2014 году компания подтвердила качество работы склада на международном уровне, получив сертификат системы менеджмента качества ISO 9001:2008. На складе используется система управления складом WMS (Warehouse Management System).

Необходимо отметить, что транспортная деятельность компании, связанная с доставкой товара клиентам не сертифицирована уполномоченной на это организацией, однако все транспортно-экспедиционные процессы имеют утвержденные руководством компании стандарты. Например, работа экспедитора прописана во внутреннем документе «Стандарт работы экспедитора», состоящий из нескольких частей, в зависимости от этапа доставки товара:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) подготовка к рейсу;

2) подготовка к командировке;

3) приемка товара и загрузка;

4) сдача товара клиенту;

5) оформление возврата;

6) окончание рейса.

Данные стандарты систематически пересматриваются, анализируются и совершенствуются в соответствии с влиянием различных внутренних и внешних факторов. Совершенствование внутренних стандартов необходимо для качественного выполнения деятельности и, как следствие, поддержания конкурентоспособности.

В настоящее время на данном предприятии запущен проект по автоматизации транспортной деятельности TMS (Transport Management System). Внедрение данной системы позволит: автоматически составлять маршруты рейсов, что сократит время, затрачиваемое на маршрутизацию; снизить расходы на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) путем оптимизации маршрутов и сокращения их средней длинны; сократить нарушения условий доставки за счет планирования с учетом временных окон, а также удобного интерфейса контроля временных окон, корректного расчета планового времени, возможности вывода дополнительных условий и учете этого при планировании.

Переход к TMS, а также использование WMS-системы обусловлены следованием философии кайдзен, предусматривающей совершенствование, в том числе автоматизацию процессов и, как следствие, сокращение затрат и выполнение своих обязательств перед клиентом «точно вовремя».

В группе компаний ИП Ярошенко С. А. применяется работа небольших групп для выполнения конкретных задач, решения проблем качества, безопасности и производительности. Как показывает практика, систематическое использование данного инструмента позволяет совершенствовать внутренние процессы без значительных затрат.

Важным является такой элемент системы как подача предложений. Сотрудники любого ранга уверены в своей возможности предложить улучшения. Каждое из предложенных улучшений обязательно обсуждается, поскольку то, как улучшить какой-либо процесс лучшего всего знает исполнитель этого процесса.

Например, одна из проблем рассматриваемой компании заключалась в следующем: часть товара, отгружаемого в федеральные торговые сети, имела остаточный срок годности ниже требуемого. Вследствие чего, такой товар не принимался, возвращался на склад, повторно обрабатывался, что приводило к увеличению затрат на хранение, снижению товарооборота и увеличению процента недопоставок в сеть. Решение данной проблемы предложил сотрудник торгового отдела через инструмент подачи предложений. Формулировка решения была следующей: «создать в программах 1С, WMS возможность автоматически исключать из резерва сети товар с остаточным сроком годности ниже требуемого. Ограничения по остаточному сроку годности на каждую сеть в разрезе производителей имеется у технологов».

Внедрение данного предложения позволило снизить затраты на хранение, сократить недопоставки в сеть и увеличить товарооборот. Предложенные изменения показателей доказывают результативность инструмента системы кайдзен.

Данный инструмент используется около года, однако за столь небольшой промежуток времени уже есть масса внедренных предложений по улучшению или находящихся на стадии внедрения. Помимо совершенствования текущих процессов предложенный инструмент оказывает большое влияние на формирование чувства причастности у сотрудников к деятельности компании, повышение чувства собственной значимости и полезности.

Заключение. Операционная логическая деятельность дистрибьюторской компании является предметом пристального внимания менеджеров компании. Использование в управлении элементов системы менеджмента кайдзен позволяет сократить процессы, не несущие ценности потребителю, тем самым снизить затраты; улучшить операционную логистическую деятельность путем постоянного

совершенствования работ на различных этапах, а также поддержать конкурентоспособность и занять лидирующую позицию.

Улучшения от кайдзен могут быть незаметны на первый взгляд, но в сумме они приносят значительный эффект. До внедрения данной системы менеджмента рассматриваемая компания не занимала лидирующих позиций, сотрудники выполняли на рабочем месте различные операции механически, не думая о возможности их усовершенствования. На сегодняшний день группа компаний ИП Ярошенко С. А. - это региональный лидер на рынке дистрибьюции продовольственных товаров, а также крупнейший 3PL оператор Красноярского края. Следование философии кайдзен, практическое применение ее элементов, позволяет сделать каждый процесс лучше и как следствие достичь значительных результатов в выполняемой деятельности.

Библиографические ссылки

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/ (дата обращения: 10.09.2018).

2. Масааки Имаи Гембакайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества : пер. с англ. 5-е изд. М. : Альпина Паблишерз, 2010. 340 с.

3. Международная Система Стандартов ISO [Электронный ресурс]. URL: http://buhuchetpro.ru/ standart-iso/ (дата обращения: 29.09.2018).

4. Воронин А. Д., Королев А. В. Управление операционной логистической деятельностью. Минск : Вышэйш. шк., 2014. 330 с.

5. Сибирская кондитерская компания (ИП Ярошенко С. А.) [Электронный ресурс]. URL: https://sibkon.ru/shop/ (дата обращения: 29.09.2018).

6. Любовина Д. С. Технологический креатив [Электронный ресурс] // Логистика. 2014. № 4. C. 26-28. URL: http://www.siblogistic.ru/assets/files/ logistic.pdf (дата обращения: 15.09.2018).

7. Сибирская логистическая компания [Электронный ресурс]. URL: http://siblogistic.ru/ (дата обращения: 15.09.2018).

8. Уилер С., Хирш Э. Властелины каналов. Как лидирующие компании создают инновационные стратегии маркетинга и продаж. М. : Изд. дом Гребенникова, 2016. 256 с.

9. Абрамова И. Г. Планирование логистической деятельности. М. : Знание, 2016. 435 с.

10. Лебедев Ю. Г. Логистика: теория гармонизированных цепей поставок. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. 448 с.

11. Тарондо Ж. К., Ксардель Д. Дистрибьюция. СПб. : Нева, 2013. 127 с.

12. Морозевич Е. С., Пименова М. В. SRM-система как инструмент повышения эффективности материально-технического обеспечения промышленного предприятия // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С. 60-64.

13. Голубков Е. П. Управление логистикой на предприятии. СПб. : Наука, 2015. 301 с.

14. Завгородняя А. В. Маркетинг: методы и процедуры : учеб. пособие. М. : Знание, 2013. 315 с.

15. Картер. Г. Эффективное планирование. М. : Прогресс, 2014. 221 с.

References

1. Federal state statistics service [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/ (accessed: 10.09.2018).

2. Masaaki Imai Gemba Kaizen: the Way to reduce costs and improve quality: lane from English. 5-e izd. Moscow : Alpina Publishers, 2010. 340 p.

3. ISO international system of Standards [Electronic resource]. URL: http://buhuchetpro.ru/ standart-iso/ (accessed: 29.09.2018).

4. Voronin, A. D., Korolev V. A. Operating activity logistics. Moscow : Higher school, 2014. 330 p.

5. Siberian Confectionery company (SP Yaro-shenko S.) [Electronic resource]. URL: https://sibkon. ru/shop/ (accessed: 29.09.2018).

6. Lubovina D. S. Technological creativity [Electronic resource] // Journal "Logistics". 2014. № 4. Р. 26-28. URL: http://www.siblogistic.ru/assets/files/ logistic.pdf (date accessed: 15.09.2018).

7. Siberian logistics company [Electronic resource]. URL: http://siblogistic.ru/ (accessed: 15.09.2018).

8. Wheeler S., Hirsch E. Lords of the channels. How leading companies create innovative marketing and sales strategies. Moscow : Publishing house Grebennikov, 2016. 256 p.

9. Abramova I. G. Planning of logistic activity. Moscow : Knowledge, 2016. 435 p.

10. Lebedev Yu. G. Logistics: theory harmonized supply chains. Moscow : Izdatel'stvo MGTU im. N. Uh. Bauman, 2016. 448 p.

11. Taranda, J.-K., D. Xardel Distribution. St. Petersburg : Neva, 2013. 127 p.

12. Morozevich Ye. S., Pimenova M. V. SRM-system as a tool for increasing the efficiency of material and technical support of an industrial enterprise // Social and economic system management. 2016. № 3. Pp. 60-64.

13. Golubkov E. Р. Logistics Management at the enterprise. St. Petersburg : Nauka, 2015. 301 p.

14. Zavgorodnyaya A. V. Marketing: methods and procedure : study guide. Moscow : Knowledge, 2013. 315 p.

15. Carter G. Effective planning. Moscow : Progress, 2014. 221 p.

© Гильц Н. Е., Коваленко Е. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.