Научная статья на тему 'Особенности организации операционной деятельности дистрибьюторской компании'

Особенности организации операционной деятельности дистрибьюторской компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТРИБЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DISTRIBUTORSHIP / ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИСТРИБЬЮТОРОВ / DISTRIBUTORSOPERATINGACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова К.В., Гильц Н.Е.

Рассматриваются особенности организации операционной деятельности дистрибьторской компании в сфере бытовой химии. Особое внимание уделяется сравнению дистрибьюторских, дилерских и оптовых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OPERATING A DISTRIBUTION COMPANY

The article discusses of the organization of operations distribytorskiy company in the field of household chemicals. Special attention is paid to comparison of distributor, dealer and wholesale companies.

Текст научной работы на тему «Особенности организации операционной деятельности дистрибьюторской компании»

УДК 339.33

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ КОМПАНИИ

К. В. Бирюкова Научный руководитель - Н. Е. Гильц

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Ksuna09@mail.ru

Рассматриваются особенности организации операционной деятельности дистрибьторской компании в сфере бытовой химии. Особое внимание уделяется сравнению дистрибьюторских, дилерских и оптовых компаний.

Ключевые слова: дистрибьюторская деятельность, операционная деятельность дистрибьюторов.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OPERATING A DISTRIBUTION COMPANY

K. V. Biryukova Scientific supervisor - N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Ksuna09@mail.ru

The article discusses of the organization of operations dis tri by tors kiy company in the field of household chemicals. Special attention is paid to comparison of distributor, dealer and wholesale companies.

Keywords: distributorship, distributorsoperatingactivities.

Каждый современный человек сегодня, осознает наличие бытовой химии в своей повседневной жизни. Разумеется, это не самая важная необходимость для людей, но нельзя и говорить о ее не нужности. С развитием новых технологий, а также увеличением ассортимента товаров, бытовую химию может позволить себе абсолютно любой потребитель, линейка предложений от производителей очень велика, начиная от товаров эконом класса и заканчивая более дорогой продукцией с экологически чистыми компонентами и органической составляющей. Объем производства бытовых средств в натуральном выражении вырос на 2 %. За четыре месяца этого года в крае объем продаж мыла увеличился на 4 %, а моющих синтетических средств - на 12,1 %.

В связи с тем, что товары бытовой химии в XXI веке широко распространены не только среди российских производителей, но и зарубежных, то услуги посредников становятся все более актуальными и востребованными. Посредники знают рынок, на котором будет представлена продукция, они знают потребителей, их вкусы и предпочтения. Они могут реализовывать продукцию не только розничным магазинам, но и более мелким посредникам в данной сфере. Благодаря наличию у них соответствующих компетенций, они могут более эффективно организовывать продажи. В данном случае таким посредником выступает дистрибьютор [1].

Сегодня рынок сильно монополизирован двумя ведущими дистрибьюторами. Лидером является американская Procter&Gamble, которая владеет контрольным пакетом акций завода «Новомосков-скбытхим». Основные бренды: Ariel, Tide, Dreft, Ace, Миф, Lenor, Comet, Fairy, Mr.Proper. Второе место у немецкого производителя HenkelGroup, владеющего предприятиями «Эра» и «Пемос» (бренды Пемолюкс, Prill, Somat, Persil, Losk, Deni, Пемос, Ласка, Vernel, Bref, Clin).

Практика зарубежных стран подтверждает, что организация территориально-разветвленной сети распределительных центров сбыта продукции производителей оправдана. Такие центры взаимодействуют с независимыми дистрибьюторами, которые обеспечивают оптовую продажу товаров [2].

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»

Дистрибьюторские компании имеют свои особенности по отношению к другим участникам по продажам на рынке. Данные особенности отражены в табл. 1.

Таблица 1

Особенности дистрибьюции от других участников на рынке продаж

Отличительный признак Дистрибьюция Опт Дилер

Область экономических интересов Интересы производителей продукции Интересы потребителей продукции Интересы производителей продукции

Ценообразование Цена определяется производителем продукции Цена определяется исключительно оптовиком Цена определяется дилером, он сам расставляет торговые наценки

Период действия отношений Долгосрочный характер Как правило, разовый характер Долгосрочный характер

Осуществление и финансирование операций От своего имени и за свой счет

Дальнейший сбыт продукции Товар реализуется на оговоренной территории, либо на территории, которую поставщик оговорил с покупателем Товар может быть сбыт без каких-либо ограничений Товар реализуется на оговоренной территории, либо на территории, которую поставщик оговорил с покупателем

Объем закупаемого товара Существует по минимальному количеству продукции, которое обязуется реализовать дистрибьютор и которое по истечении времени пересматривается с договором Любой объем товаров Ограничение по количеству продукции.

Ответственность за все виды рисков приобретенного товара Да Да Да

Деятельность дистрибьюторских компаний состоит в оказании логистических услуг и продаже продукции клиентам. Но если мы можем говорить, что сбыт товара зависит от самого производителя, а именно от того, насколько серьезно он проводит рекламу своей продукции в средствах массовой информации, то уже речь о логистическом сервисе будет идти в качестве сугубо дистрибьюторской задачи [3].

В деятельности дистрибьюторских компаний связано множество взаимосвязанных логистических операций. Для наглядного представления процесса дистрибьюции, можно за пример взять дистрибьюторскую компанию ЗАО «Паритет- Красноярск». С 1993 года она является одним из крупнейших официальных дистрибьюторов компании «Procter&GamЫe» в России, которая занимается оптовой продажей бытовой химии [4].

Различают комплексные и элементарные операции. В свою очередь, комплексные бывают базисные, ключевые и вспомогательные. Данные операции можно соотнести с операциями , которые непосредственно осуществляются в компании (см. табл. 2).

Таблица 2

Соотношение существующих логистических операций с операциями в компании ЗАО «Паритет-Красноярск»

Вид операций Определение Наименование операции в компании

Базисные Закупка, производство, сбыт Закупка (поставка) товаров от Procter&Gamble на склад компании

Ключевые Связаны с управлением процедурами заказов, закупками, запасами и т. д. Прием заявок, их обработка, физическое распределение продукции по потребителям

Вспомогательные Операции складирования, информационное обеспечение, упаковки и т. д. Приемка товара и постановка контейнеров на учет, контроль доставки товаров до потребителей

Элементарные Погрузка, разгрузка, затаривание, хранение, отпуск со склада Погрузочные и разгрузочные работы с товаром, комплектация заказов, отправка заказов

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что дистрибьюция - это логистика с более расширенным кругом функций, включающих маркетинг. Это особый вид посредничества, который облегчает работу производителям, снимая с них ответственность и заботу о хранении товара, его распределении конечным потребителям. Взаимодействие производителя с дистрибьютором приносит гораздо больше прибыли, нежели если бы они работали отдельно.

Библиографические ссылки

1. Амирова A. Т., Пугинского Б. И. Принципы Европейского права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция / пер с англ. Коммерческое право : науч.-практ. журнал. 2011. № 1(8). С.176-198.

2. Морозов О. Б. Дистрибьюция в логистике // Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса: спец. курс. 2010.

3. Мощелкова В. Ю., Горлачева Е. Н., Колесник Н. А. Межфирменное сетевое взаимодействие в дистрибьюции на промышленных рынках [Электронный ресурс]. URL: http://www.creativeconomy. ru/ articles/16368/ (дата обращения: 30.03.2015).

4. Официальный сайт ЗАО «Паритет-Красноярск» [Электронный ресурс]. URL: http://paritet-krasnoyarsk.tiu.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).

© Бирюкова К. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.