Научная статья на тему 'Проектирование и оптимизация дистрибьюторской сети выбранного Интернет - магазина'

Проектирование и оптимизация дистрибьюторской сети выбранного Интернет - магазина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTIC MANAGEMENT / OPTIMIZATION / ONLINE SHOPS / ELECTRONIC COMMERCE / STOCK MANAGEMENT / FREIGHT LOGISTICS / DESIGN OF LOGISTICS NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добросельский Михаил Михайлович, Мадленяк Радован

Транспортные модели давно играют важную роль в логистике и управлении цепями поставок для снижения затрат и улучшения обслуживания. Быстрое развитие информационных технологий заставило изменить стратегический подход к построению логистических сетей и способов доставки товара до клиента. В статье анализируется логистическая система компании, которая находится в Украине. Основной деятельностью компании является продажа диагностического оборудования для автомобилей через интернет-магазин. Компания не имеет собственного флота для транспортирования продукции со склада до филиалов, а пользуется услугами аутсорсинговой логистической компании. Целью проведения исследования статьи является проектирование и оптимизация существующей дистрибуторской системы потока продукции между складом и филиалами интернет-магазина. В конце статьи проведено сравнение существующей и оптимизированной логистической сети с точки зрения скорости и стоимости транспортировки между составом и филиалами интернет-магазина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND OPTIMIZATION OF DISTRIBUTION CHAIN OF SELECTED ONLINE SHOP

Transport models have played an important role in logistics and supply chain management to reduce costs and improve services. The rapid information technology development has led to change the strategic approach to building logistics networks and methods of delivering goods to the customer. The authors analyze the logistics system of the company which is located in Ukraine. The main activity of the company is the sale of diagnostic equipment for cars via e-shop. The company does not have its own fleet to transport products from the warehouse to branches, but uses services of an outsourcing logistics company. The aim of the article is to design and optimize the existing distribution system of product flow between the warehouse and the branches of the online shop. At the end of the article, a comparison of the existing and optimized logistics network is made in terms of speed and cost of transportation between the train and the branches of the online shop.

Текст научной работы на тему «Проектирование и оптимизация дистрибьюторской сети выбранного Интернет - магазина»

№ 5 (62)

май, 2019 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ СЕТИ ВЫБРАННОГО

ИНТЕРНЕТ - МАГАЗИНА

Добросельский Михаил Михайлович

студент, докторант, Жилинский Университет в Жилине

Словакия, г. Жилина E-mail: mykhailo. dobroselskyi@fpedas. uniza. sk

Мадленяк Радован

профессор, инженер, доктор, Жилинский Университет в Жилине

Словакия, г. Жилина E-mail: radovan. madlenak@fpedas. uniza. sk

DESIGN AND OPTIMIZATION OF DISTRIBUTION CHAIN OF SELECTED ONLINE SHOP

Mykhailo Dobroselskyi

Student, Doctoral, Zilin University in Zilin Slovakia, Zilina

Radovan Madlenak

Professor, Engineer, Doctor, Zilin University in Zilin

Slovakia, Zilina

АННОТАЦИЯ

Транспортные модели давно играют важную роль в логистике и управлении цепями поставок для снижения затрат и улучшения обслуживания. Быстрое развитие информационных технологий заставило изменить стратегический подход к построению логистических сетей и способов доставки товара до клиента. В статье анализируется логистическая система компании, которая находится в Украине. Основной деятельностью компании является продажа диагностического оборудования для автомобилей через интернет-магазин. Компания не имеет собственного флота для транспортирования продукции со склада до филиалов, а пользуется услугами аутсорсинго-вой логистической компании. Целью проведения исследования статьи является проектирование и оптимизация существующей дистрибуторской системы потока продукции между складом и филиалами интернет -магазина. В конце статьи проведено сравнение существующей и оптимизированной логистической сети с точки зрения скорости и стоимости транспортировки между составом и филиалами интернет-магазина.

ABSTRACT

Transport models have played an important role in logistics and supply chain management to reduce costs and improve services. The rapid information technology development has led to change the strategic approach to building logistics networks and methods of delivering goods to the customer. The authors analyze the logistics system of the company which is located in Ukraine. The main activity of the company is the sale of diagnostic equipment for cars via e-shop. The company does not have its own fleet to transport products from the warehouse to branches, but uses services of an outsourcing logistics company. The aim of the article is to design and optimize the existing distribution system of product flow between the warehouse and the branches of the online shop. At the end of the article, a comparison of the existing and optimized logistics network is made in terms of speed and cost of transportation between the train and the branches of the online shop.

Ключевые слова: управление логистикой, оптимизация, интернет-магазины, электронная коммерция, управление запасами, грузовая логистика, проектирование логистических сетей.

Keywords: logistic management; optimization; online shops; electronic commerce; stock management; freight logistics; design of logistics network.

Библиографическое описание: Добросельский М.М., Мадленяк Р. Проектирование и оптимизация дистрибьюторской сети выбранного Интернет-магазина // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2019. № 5(62). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/7263

№ 5 (62)

Введение

Интернет стал одновременно средством коммуникации и рынком с десятками миллионов потенциальных покупателей с достаточно высоким уровнем дохода [15]. В этих условиях создаются коммерческие организации со специальной структурой и другими принципами управления. Неудивительно, что электронные коммуникации стали использоваться при заключении различных сделок. На основе этого поведение потребителей переходит от традиционных магазинов к онлайн-покупкам. Процент лиц, которые заказывают товары или услуги через Интернет в развитых странах постоянно растет, достигнув заметной доли всей торговли в последние годы. Многие факторы стимулировали революцию электронной коммерции, в частности: лучшие поисковые системы, связанные с розничными сетями, программы, направленные на развитие уверенности, совершенствования онлайновых платежных услуг, быстрые услуги доставки, сильные маркетинговые стратегии и тому подобное. Ожидается, что рынок электронной коммерции будет расти ежегодно на уровне 9% в Европе, 7% в Соединенных Штатах и 13% в Азии [16]. Это увеличение активности электронной коммерции не только открывает новые возможности для бизнеса, но и создает определенные проблемы, с которыми предприятия должны столкнуться при разработке своих дистрибьюторских сетей.

Но бизнес тоже не стоит на месте, компании конкурируют друг с другом, ищут новые способы привлечения клиентов и продажи своей продукции. Акцент на производительности и удовлетворенности клиентов приводит к тому, что фирма сосредотачивается на цепочке поставок и интегрированной логистике. Таким образом, эффективная и надежная сеть логистики становится устойчивым конкурентным преимуществом для фирм и помогает им справиться с растущей экологической турбулентностью и более напряженным конкурентным давлением [14]. Благодаря этому, в едином информационном пространстве торговая организация может непосредственно взаимодействовать с любым потенциальным клиентом, независимо от того, где в мире он находится, и получать практически мгновенную информацию о своем решении [1, 17].

Анализ нынешней ситуации

Логистика - это комплекс, ориентированный на рынок, планирование, создание, внедрение и контроль притока финансовых ресурсов, товаров и информации от поставщиков предприятий внутри компании и предприятия к клиентам для оптимальных расходов [16].

Логистика дистрибуции, также известная как логистика распределения, обеспечивает физическую, организационную и информационную взаимосвязь между источником предприятия и потребителем, его входным составом или пунктом получения товара. Его задача состоит в обеспечении наиболее подходящего метода, анализа, выбора и реализации всех видов деятельности, стратегических и других решений, связанных с предоставлением продукции клиенту таким образом, чтобы обеспечить бесперебойное функ-

май, 2019 г.

ционирование рынка. Дистрибутивная логистика решает, как определить топологию системы распределения компании, систему распределительных сетей, и, используя размещение элементов распределения, осуществляет проектирование области распределения. Все эти вопросы решаются дистрибутивной логистикой, формируют всю систему распределения предприятия. Система распределения состоит из отдельных видов транспорта, обслуживающего персонала и пунктов, составляющих определенную распределительную сеть [11, 12].

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия [2].

В настоящее время большое внимание уделяется экономической деятельности производственного характера. Основным критерием оценки деятельности является объем продаж. Это традиционный для маркетинга показатель, который обеспечивается различными функциями маркетинга (анализ рынка, сегментирование рынка, установление номенклатуры ценообразования и др.). Однако рыночная экономика становится наиболее эффективной только в случае ускорения оборачиваемости оборотных средств. Это ускорение в значительной степени обеспечивается решением проблем товародвижения, которые являются основными для новой отрасли знаний — логистики [2, 5].

Быстрый рост Интернета и его проникновение в самые разнообразные сферы общественной жизни является одной из основных тенденций не только в современном мире электронной коммерции, но и в современном мире в целом. Бурное развитие информационных технологий за последние десять лет коренным образом изменило подход к бизнесу. Появление глобальных сетей, таких как Интернет, привело к новому подходу к организации коммерческой деятельности. Трансформации затронули как внешние формы бизнеса, так и внутреннюю структуру самих компаний [1, 4]. Таким образом, электронные покупки снимают временные и пространственные ограничения процесса покупки и обеспечивают большую гибкость, что в конечном итоге приводит к фрагментации торговой активности во времени и пространстве [9, 6, 11].

Цель и методология

Главной целью проведения исследования является оптимизация существующей логистической системы для транспортировки товаров между складом, филиалами и конечными пользователями интернет-магазина. Результатом этой работы является оптимизация расходов на транспортировку товара в зависимости от его объема и вида доставки.

В прошлой статье [7] мы рассмотрели, как изменятся расходы на доставку товара за счет оптимизации главного склада и метода доставки на примере быстро развивающейся фирмы, которая находится в

№ 5 (62)

Украине. Для достижения поставленной цели мы проанализировали существующую систему доставки товаров со склада в филиалы и рассчитали сумму транспортных расходов по текущему обороту товара. С помощью алгоритма Tabu Search [8] мы определили новое оптимальное место расположения склада и осуществили расчеты транспортных расходов, когда мы изменили расположение склада. Используя алгоритм Large Neighbourhood Search [9], мы сгенерировали собственный маршрут между складом и филиалами.

Для более полноценного анализа расходов на доставку собственным автотранспортом мы провели дополнительные расчеты на закупку собственного автотранспорта, затрат на его внедрение в процесс доставки и обслуживания. На основе расчетных затрат на транспортировку можно сформулировать более точное решение относительно оптимальной системы маршрутизации компании.

Результат

В прошлой статье мы рассматривали зависимость расходов на доставку товара в зависимости от расположения главного склада и метода доставки (услуги аутсорсинговой фирмы и собственным автотранспортом). Нами было выбрано, для теоретических расчетов, на доставку собственным автотранспортом две модели машин:

• Mitsubishi Canter - рассчитан на доставку товара в размере до 10 паллет;

• SCANIA P-340 - рассчитан на доставку товара в размере до 33 паллет.

При расчете стоимости на доставку собственным автотранспортом мы учитывали только стоимость топлива, которое составило:

• для Mitsubishi Canter - 2360 EUR/месяц;

• для SCANIA P-340 - 4083 EUR/месяц.

В данной статье, в стоимость затрат на топливо на доставку товара, мы включили стоимость самого автотранспорта с услугами на его обслуживание и ввод в эксплуатацию.

Так, как автотранспорт, который мы взяли для примера в прошлой статье, уже снят с производства, мы заменили их другими моделями с подобным расходом топлива на 100км, а именно: Hyundai HD78 -до 10 паллет и HOWO A7 с прицепом до 33 паллет. В результате, при расчетах, цена затрат на топливо за месяц не изменится.

По стандартам данной страны (Украина), максимальная продолжительность управления транспортным средством - 9:00 часов в день. Возможно сверхурочное превышение 2 раза в неделю до 10 часов. С помощью алгоритма Large Neighbourhood Search

май, 2019 г.

было рассчитано что один выезд длится примерно 4 дня (36,14 рабочих часов) (таблица 1, рисунок 1), это в среднем 7 маршрутов на месяц.

Таблица 1.

Результаты расчетов алгоритмом Large Neighbourhood Search

локализа- расстоя- время время

ция ние (км) доставки работы

Харьков,иА 0,00 0:00 0:00

Днепр, иА 470 6:21 6:36

Одесса, иА 481 6:42 7:12

Киев 1, иА 1027 14:17 15:02

Киев 2, иА 1828 25:27 26:27

Львов, иА 2283 32:12 33:27

Харьков,иА 2510 34:59 36:14

ROMM

J^yi , КгаъгачЬаг ^

■MIA

'—U htenbul ^---Л ТЫ

Рисунок 1. Графическое изображение маршрута, сгенерированное алгоритмом

Также, по закону время управления транспортным средством, то есть езда на протяжении 2-х последовательных недель не должна превышать 90 часов. Свыше указанной информации следует что нужно нанять двух водителей, которые будут меняться, между собой, каждый следующий выезд. Сведем таблицу 2 в которой будут включены все дополнительные расходы для старта на перевозку товара собственным автотранспортом.

После того, как мы получили четкую картину расходов, проведем расчет амортизационных расходов. Амортизация будет рассчитана по линейному методу. По законам данной страны, транспортные средства (автотранспорт и прицеп включительно) относятся к 5 группе и имеют срок амортизации от 3 до 5 лет, мы приняли амортизационный период 5 лет (таблица 3).

Таблица 2.

Ценник расходов

Тип расходов Цена в EUR с НДС

Цена закупа HOWO A7 с НДС 70000

Цена закупа прицепы с НДС 35000

Цена закупа Hyundai HD78 с НДС 32000

Цена страхования HOWO A7 73

Цена страхования прицепы 17

Цена страхования Hyundai HD78 67

A UNiVERSUM:

№ 5 (62)_экономика и юриспруденция_май, 2019 г.

Цена техосмотра для грузовиков более 3,5 тонн 33

Полная амортизационная цена HOWO A7 70073

Полная амортизационная цена прицепы 35050

Полная амортизационная цена Hyundai HD78 32100

Заработная плата водителя включая питанием в месяц 833

Цена топлива - HOWO A7 в месяц 5250

Цена топлива - Hyundai HD78 в месяц 3035

Таблица 3.

Амортизация транспортных средств

Время амортизации (годов) HOWO A7 Прицеп (до 33 палет) Hyundai HD78

цена амортизация остаток цена амортизация остаток цена амортизация остаток

1 70073 14015 56059 35050 7010 28040 32100 6420 25680

2 70107 14021 42071 35083 7017 21057 32133 6427 19287

3 70107 14021 28083 35083 7017 14073 32133 6427 12893

4 70107 14021 14095 35083 7017 7090 32133 6427 6500

5 70107 14021 107 35083 7017 107 32133 6427 107

6 107 0 107 0 107 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К прошлым расчетам, в которых мы использовали только расходы на топливо, добавляем амортизационные отчисления на транспорт, который включает цену за автотранспорт плюс страхование, плюс цену на ежегодный техосмотр, а также заработную плату водителей в которую включены расходы на питание HOWO A7 - (1), Hyundai HD78 - (2):

14021+7017

12 6427

+ (833 • 2) + 4083 = 7503 EUR (1);

—42- + (833 • 2) + 2360 = 4562 EUR

(2).

После суммирования можно построить график (рисунок 3) на котором изображены расходы, включающие затраты на топливо и расходы на внедрение доставки собственным автотранспортом по сравнению с услугами аутсорсинговой компании в зависимости от локализации склада. Сравнив графики (рисунок 2, 3), можно заметить, насколько поднимется цена на доставку (рисунок 3) собственным автотранспортом при учете всех затрат на закупку, внедрение и обслуживание собственного автотранспорта первые 5 лет до момента полной амортизации (рисунок 3).

Рисунок 2. Цена доставки собственным автотранспортом без учета цены на транспорт и его обслуживание

Рисунок 3. Цена доставки собственным автотранспортом с учетом цены на транспорт и его обслуживание

В общем при учёте цены на доставку увеличится почти в 2 раза (для HOWO A7 с вместимостью до 33 паллет в 1,8 раза, для Hyundai HD78 с вместимостью до 10 паллет в 1,9 раз). Так как наш автотранспорт HOWO A7 может перевозить за один выезд максимально 33 паллеты, а количество трасс в месяц равна 7, максимальное количество перевозимых паллет будет равно 231 штук. Из рисунка 3 следует, что только при нынешней локализации (город Харьков) глав-

ного склада, внедрение собственной доставки сравнится с расходами на доставку аутсорсинго-вой фирмы при обороте в 227 паллет в месяц.

Выводы

Результатом данного исследования должно было быть уменьшение расходов на доставку товара, но проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

• оптимизация расходов на транспортировку товара зависит от его объема и вида доставки:

№ 5 (62)

• цена на доставку собственным автотранспортом через амортизацию увеличится почти в 2 раза на первые 5 лет;

• из рисунка 3 следует, что при нынешней локализации главного склада, в городе Харьков, внедрение собственной доставки сравнится с расходами на доставку аутсорсинговой фирмы при обороте в 227 паллет в месяц;

• собственную доставку можно внедрять в случае, если фирма уже имеет большой оборот товара или имеет большую перспективу и ожидает роста оборота.

Конечно данные расчеты не являются идеально точными, так как полученный результат может отличаться в зависимости от нынешних цен и места закупки автотранспорта.

май, 2019 г.

Также недостатком является линейный метод начисления амортизации, который не учитывает загрузки основных средств во времени. Кроме того, не учитывается моральный износ и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы службы объектов. Ещё метод не всегда отражает полный перенос стоимости основных средств на вновь созданный продукт, в результате чего образуется не до амортизированная часть стоимости основных средств, что является прямым ущербом предприятия [3].

Поддержка Гранта

Работа выполнена при поддержке научного гранта: VEGA 1/0721/18 "The research of economic impacts of visual smog on transport using methods of neuroscience".

Список литературы:

1. Николаева И. П., Лежнев Ю. В. Проблемы развития электронной торговли //Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - №. 11. - С. 62-74.

2. Сербин В. Д. Основы логистики Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. Режим доступа: URL: http://www.aup.ru/books/m97/ (Дата обращения 20.09. 2014 г.). - 2004.

3. Учет амортизации основных средств (3) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://works.doklad. ru/view/n0 SBJUcI2qc/all. html.

4. Bachanova P., Corejova T., Rostasova M. The green issues of postal industry in Europe //3rd Central European Conference in Regional Science. - 2009. - P. 901-905.

5. Baye M. R. (ed.). The Economics of the Internet and E-commerce. - Elsevier, 2002.

6. Couclelis H. Pizza over the Internet: e-commerce, the fragmentation of activity and the tyranny of the region //En-trepreneurship & Regional Development. - 2004. - Т. 16. - №. 1. - С. 41-54.

7. Dobroselskyi M., Madlenak R., Optimization of the logistics network of the selected online store // International conference on innovations in science and education. - 2019. - Prague.

8. Erdogan G. FLP Spreadsheet Solver. - 2017a Retrieved from: http://people.bath.ac.uk/ge277/index.php/flp-spread-sheet-solver/.

9. Erdogan G. VRP Spreadsheet Solver. 2017b Retrieved from: http://people.bath.ac.uk/ge277/index.php/vrp-spread-sheet-solver/.

10. Farag S. et al. Shopping online and/or in-store? A structural equation model of the relationships between e-shopping and in-store shopping //Transportation Research Part A: Policy and Practice. - 2007. - Т. 41. - №. 2. - С. 125-141.

11. Madlenak R., Hostakova D., Madlenakova L. Design of ecommerce distribution network. Transport Problems IX International Conference. - 2017.

12. Madlenakova L., Matuskova M., Hrudkay K. Intermodal transport terminals as part of the postal transportation network //Transport Means. - 2016. - Т. 2016. - С. 20th.

13. Pages-Bernaus A. et al. Designing e-commerce supply chains: a stochastic facility-location approach //International Transactions in Operational Research. - 2019. - Т. 26. - №. 2. - С. 507-528.

14. Pishvaee M. S., Jolai F., Razmi J. A stochastic optimization model for integrated forward/reverse logistics network design //Journal of Manufacturing Systems. - 2009. - Т. 28. - №. 4. - С. 107-114.

15. Sofres T. N. TNS interactive global eCommerce report 2001 //Internet: http://www. tnsofres. com/ger2002/home. cfm. - 2001.

16. Straka M., Fill M., Besta P. Methods designing as support of logistics systems activity. Carpathian Logistics Congress - Conference Proceedings. - 2016. - P. 497-501.

17. Ward M. R., Morganosky M. Consumer acquisition of product information and subsequent purchase channel decisions //The Economics of the Internet and E-commerce. - Emerald Group Publishing Limited, 2002. - С. 231-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.