Научная статья на тему 'Использование кайдзен - логистики в торговой компании'

Использование кайдзен - логистики в торговой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СКЛАД / ИЗДЕРЖКИ / КЕЙДЗЕН / ПОТЕРИ / ВРЕМЯ ЦИКЛА / ВРЕМЯ ТАКТА / LOGISTICS / STOCK / COSTS / KEIZEN / LOSSES / TIME OF CYCLE / TIME OF TIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тучинова Ц.Г.

Рассматривается применение кайдзен-логистики в торговой компании. Выявлены потери, которые можно устранить по системе кайдзен в логистических системах торговой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE KAIZEN-LOGISTICS IN TRADING COMPANY

In this article application of kaizen-logistics is examined in a trading company. Losses that can be removed by system of kaizen in the logistic systems of trading company are educed.

Текст научной работы на тему «Использование кайдзен - логистики в торговой компании»

УДК 331.107

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЙДЗЕН - ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

Ц. Г. Тучинова Научный руководитель - О. Б. Раднабазарова

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Российская Федерация, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в E-mail: miss.tstg95@mail.ru

Рассматривается применение кайдзен-логистики в торговой компании. Выявлены потери, которые можно устранить по системе кайдзен в логистических системах торговой компании.

Ключевые слова: логистика, склад, издержки, кейдзен, потери, время цикла, время такта. USE KAIZEN-LOGISTICS IN TRADING COMPANY

Ts. G. Tuchinova Scientific Supervisor - O. B. Radnabazarova

East Siberian State University of Technology and Management 40v, Klyuchevskaya Str., Ulan-Ude, 640013, Russian Federation E-mail: miss.tstg95@mail.ru.

In this article application of kaizen-logistics is examined in a trading company. Losses that can be removed by system ofkaizen in the logistic systems of trading company are educed.

Keywords: logistics, stock, costs, keizen, losses, time of cycle, time of time.

Сегодня логистика - это взгляд на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек с целью их оптимизации, контроля и управления ими. Именно оптимизация издержек сегодня привлекает к логистике столь пристальное внимание, так как именно издержки оказывают основное влияние на прибыль компании, ради которой и строится весь бизнес. Поэтому логистика в компании - это безграничные возможности, которые дают огромные конкурентные преимущества для развития бизнеса.

Когда-то клиент был заинтересован только в низкой стоимости. Сейчас клиента интересует в первую очередь качество товара и качество обслуживания. Сервис вышел на первое место, а склад, ранее представленный как «задний грязный двор», стал «витриной» и местом обслуживания клиента, делая лицом компании логиста. Сегодня склад - это не «просто место хранения товара», а сложнейшая производственная структура с применением дорогостоящей техники. Вперед вышла задача качественной и своевременной сборки заказов клиентов.

Современный склад - это сложное поточное производство заказов по заявкам клиентов. Для того чтобы клиенты были удовлетворены услугами склада, необходимо совершенствоваться как минимум по трём важнейшим направлениям: улучшать качество собранных заказов, сокращать сроки производства и снижать затраты на складские операции. Повысить эти показатели можно и с помощью методов организации управления на производстве, и путем инвестирования в оборудование и технологии. Однако только за счёт, принципов Кайдзен можно значительно повысить рентабельность и конкурентоспособность производства, обойдясь без крупных капиталовложений, и поднять производительность труда более чем на 50-100 %. Вместе с тем, Джон Штрайбфедер в своей книге «Эффективное управление запасами» доказывает, что сокращение логистических затрат только на 1 % эквивалентно минимум 10 % увеличения продаж.

Кайдзен берёт начало от производственной системы компании Toyota. Отсюда - распространённое мнение, что эта технология - исключительно для поточного производства. Подчеркнем, Масааки Имаи почерпнул основные идеи, наблюдая за работой американского супермаркета. Принципы кайдзен применимы для любого предприятия. Подумаем, как с помощью кайдзен улучшить работу оптовой торговой компании. Которая ничего сама не производит, только покупает и продаёт.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

KAIZEN (от японских слов KAI - «изменение» и ZEN - «хороший») - это постоянное стремление к совершенствованию деятельности за счет устранения потерь, непроизводственных издержек. Улучшения могут быть небольшими, и каждое из них по отдельности, возможно, незаметно. Но в совокупности они дают значительный эффект [1].

Система кайдзен имеет две ключевых составляющих: технологическую и человеческую. Технологическая - это набор методик поиска и устранения потерь. Человеческая - это вовлечение всех работников на местах в непрерывные улучшения. Обычно, рабочие просто выполняют свои функции, в кайдзен рабочие одновременно смотрят, что можно улучшить, вносят предложения, обсуждают, и вскоре реализуются. Идеи улучшений приходят «снизу», от работников, а не как обычно от начальства.

Рассмотрим технологическую составляющую кайдзен с точки зрения применимости в российской торговой компании.

Любой бизнес - это услуга. Услуга торговой фирмы - предоставлять нужный продукт в нужное время в удобном месте по приемлемой цене. На самом деле это выглядит предельно просто, а на деле намного сложнее, чем его произвести.

Производственный процесс, в большинстве случаев, рассматривается как цепочка добавления стоимости на каждом этапе переработки продукта, из чего получают себестоимость. Система кайдзен наоборот отталкивается от конца: есть цена, которую рынок готов заплатить за наш продукт, и компания на неё повлиять не может. Выигрывает тот, у кого тот же товар дешевле. Тогда как заработать больше? Снижая себестоимость за счёт сокращения издержек, которые не нужны ни потребителю, ни торговой компании, которую кайдзен признает его как «муда» - потери [2].

К примеру, возьмём складскую обработку, которая есть в любой торговой компании. Товар А лежит на полке А, которая рядом с участком комплектации заказа. Товар Б - на полке Б, которая в 20 метрах от участка. При этом товар А заказывают 10 раз в день, а товар Б - 50 раз. То есть, работник склада за день набегает к полке Б целый километр, получая за это зарплату. Деньги за беготню не хочет платить ни покупатель, ни компания. Простое решение: размещение товаров и участка компоновки в соответствии со спросом на товар - это и есть кайдзен. Правда, при условии, если такое предложение внесут сами рабочие склада.

Система кайдзен предполагает 7 видов потерь, с которыми можно встретиться в любой компании.

1. Перепроизводство. Компания закупили партию товара, разместили на складе, а рынок не берёт. Наблюдается заморозка менее ликвидных активов - что негативно отражается на деятельности компании.

2. Лишние запасы. Похоже на перепроизводство, только внутри компании. Купили товар, он лежит на складе, или ждёт комплектации, упаковки. А рабочие не успевают. Товар занимает определенную площадь, чем дольше он будет лежать, тем менее эффективно будет функционировать склад.

3. Транспортировка. Перемещение товара между объектами, например, складами. Данная операция так же требует денежных средств.

4. Простои. Приехал грузовик за заказом и ждет своей очереди. Приехали фуры с грузом и ждут отгрузки. И все в ожидании выполнения операции, за что компания так же несет убытки.

5. Лишние этапы обработки. Возникают подобные ситуации при использовании некачественного инструмента или из-за особенностей заготовки. К примеру, решили товар упаковывать в креативные коробки, но только потребителю не нужна эта упаковка, ему нужен товар.

6. Ненужные движения рабочих. Похоже на транспортировку, только внутри склада. Непродуманные передвижения при выполнении операций или поиске инструментов, нужных стеллажей и.т. д.

7. Переделка и брак. Уронили товар при отгрузке, упаковка разошлась. Поставили товар не на ту полку, необходимо найти его. Неправильно собрали заказ: что-то положили, чего-то - нет, или положили не то.

Данные потери снижают эффективность работы торговой компании, требует дополнительного времени и дополнительных финансовых затрат.

В кайдзен много манипуляций со временем на всех уровнях, от компании в целом до ручных действий рабочего. Ключевые понятия - время цикла и время такта.

Для торговой компании время цикла - это период, за который товарная единица проходит путь от приобретения у поставщика до отгрузки клиенту.

Время такта - это период, за который рынок потребляет единицу нашего товара. Например, если за 12 часов работы магазина покупают 480 булок хлеба, время такта на хлеб составляет 1,5 минут.

Принципиальные положения кайдзен:

• если время цикла больше времени такта, мы отстаём от потребностей покупателя;

• если время такта больше времени цикла, мы образуем вредные запасы (не важно, в конце цикла, или в середине);

• если время такта и время цикла равны, то следует сделать небольшой запас на экстренный

спрос.

Всё это относится и к каждому этапу внутренних процессов компании, прежде всего транспортировке, складской обработке, отгрузке товара. Везде можно найти лишние операции и документы. Так что возможности для сокращения издержек неисчерпаемы [3].

Внедрение Кайдзен в деятельность торговой компании может дать весьма привлекательные результаты. Постоянное совершенствование помогает снизить скрытые затраты, которые вызваны различными видами потерь, возникающие в различных операциях. Кайдзен увеличивает долю работы, добавляющей ценность, что позволяет поставить потребителям продукцию высокого качества в короткие сроки; помогает устранить лишние движении и простои, что позволяет выполнять работу легко и размерено; дает возможность анализировать рабочим свою работу и улучшать ее выполнение, а также предлагать идеи, повышающие эффективность всего предприятии. В совокупности это придает компании дух творчества, созидания, соревнования и успеха.

Библиографические ссылки

1. Кайдзен для рабочих : пер. с англ. / Ин-т комплексных стратегических исследований. М., 2007. 152 с.

2. Шрайбфедер Д. Эффективное управление запасами : пер. с англ. 2-е изд. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 304 с.

3. Раднабазарова О. Б., Дагбаева О. Д. Проблемы развития и функционирования логистической инфраструктуры в современных условиях // Теоретические и практические аспекты развития современной науки : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2014. С. 79-83.

© Тучинова Ц. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.