Научная статья на тему 'СИСТЕМА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ (ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

СИСТЕМА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ (ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система наследования / система выдвижения по рекомендации / система государственных экзаменов. / system of inheritance / system of nomination by recommendation / system of state examinations.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насирова Саодат

В Древнем Китае существовало множество способов отбора чиновников: наследование званий, покупка звания, получение звания за военные заслуги, выдвижение по рекомендации, отбор на придворную службу, присвоение звания за заслуги предков и система государственных экзаменов. Существовавшая в Древнем Китае система отбора чиновников и управления ими решалa вопрос кадровых ресурсов для чиновничества, а управление включало в себя назначение чиновников на должность, проверку их работы, награждения и взыскания, присвоение рангов, выплату жалования, отпуска, уход со службы и другие служебные процедуры. Основным источником для данной статьи послужили материалы Энциклопедии 中国大百科书全书 ..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCE SYSTEM OF ANCIENT CHINA (CHRONOLOGICAL ASPECT)

In ancient China, there were many ways to select officials: inheritance of ranks, purchase of a rank, receiving a rank for military merit, nomination by recommendation, selection for court service, conferring a title for merit of ancestors, and a system of state examinations. The system of selecting and managing officials in ancient China resolved the issue of human resources for the bureaucracy, and management included the appointment of officials to the position, checking their work, awards and penalties, assignment of ranks, payment of salaries, leave, leaving the service and other official procedures. The main source for this article was the materials of the 中国 大 百科 书 全书 Encyclopedia.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ (ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

СИСТЕМА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ (ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

НАСИРОВА САОДАТ

ОЯСГО: 0000-0002-1886-3897 доктор филологических наук, доцент, ТГУВ

Аннотация. В Древнем Китае существовало множество способов отбора чиновников: наследование званий, покупка звания, получение звания за военные заслуги, выдвижение по рекомендации, отбор на придворную службу, присвоение звания за заслуги предков и система государственных экзаменов. Существовавшая в Древнем Китае система отбора чиновников и управления ими решала вопрос кадровых ресурсов для чиновничества, а управление включало в себя назначение чиновников на должность, проверку их работы, награждения и взыскания, присвоение рангов, выплату жалования, отпуска, уход со службы и другие служебные процедуры. Основным источником для данной статьи послужили материалы Энциклопедии ФШ^ШШ^к^..

Опорные слова и выражения: система наследования, система выдвижения по рекомендации, система государственных экзаменов.

Аннотация. Цадимги Хитойда мансабдор шахсларни танлашнинг куплаб усуллари мавжуд эди: унвон мероси, унвон сотиб олиш, уарбий хизмат, тавсиянома буйича кутарилиш, суд хизматига танлаш, аждодлар хизмати ва давлат имтщонлари тизими. Цадимги Хитойда мавжуд булган мансабдор шахсларни танлаш ва бошцариш тизими амалдорларни кадрлар билан таъминлаш масаласини уал цилган ва бошцарув мансабдор шахсларни лавозимларга тайинлаш, уларнинг ишини текшириш, мукофот ва жазолар, унвонлар бериш, иш уаци, таътиллар, хизматни тарк этиш каби бошцарасмий тартиб-цоидаларниуз ичига олган. Ушбу илмий мацоланинг асосий манбаси сифатида ФШ^ШШФ^Ф энциклопедия материаллари хизмат цилди.

Таянч суз ва иборалар: мерос тизими, тавсиянома бериш тизими, давлат экспертизалари тизими.

Abstract. In ancient China, there were many ways to select officials: inheritance of ranks, purchase of a rank, receiving a rank for military merit, nomination by recommendation, selection for court service, conferring a title for merit of ancestors, and a system of state examinations. The system of selecting and managing officials in ancient China resolved the issue of human resources for the bureaucracy, and management included the appointment of officials to the position, checking their work, awards and penalties, assignment of ranks, payment of salaries, leave, leaving the service and other official procedures. The main source for this article was the materials of the ФШ^ ШЩ Encyclopedia.

Keywords and expressions: system of inheritance, system of nomination by recommendation, system of state examinations.

В Древнем Китае главными на протяжении трёх исторических периодов были три системы: до династии ЩЦинь - наследование званий, от династий ЩЦинь и ^Хань до династий ЩВэй, ^Цзинь, Южных и Северных династий - выдвижение по рекомендации и от династий |Суй и 0Тан до династий ВДМин и )^Цин - система государственных экзаменов. Разберём последовательно.

Система наследования. Она называлась также порядком наследования звания цина (сановника) и дохода и была распространена в эпохи МСя, ^Шан и ^Чжоу. В конце первобытнообщинного строя был разрушен порядок, при котором ^^^^ «Поднебесная была общим достоянием», правители уступали своё место наиболее достойным приемникам, а на руководящие должности отбирали самых способных, и возникла система наследования, при которой ^Affi^^^^L «передача знатными мужами своего положения наследникам -

это норма обычая»1. При этой системе назначение государственных чиновников разных рангов происходило на основании их кровнородственных связей. Звание и положение в иерархии зависели от степени кровного родства. Обладатели титулов и должностей вместе с ними передавали по наследству и удельные земли.

Система выдвижения по рекомендации. Это система отбора чиновников посредством рекомендации способных и достойных людей для занятия чиновничьих должностей. Критериями для выдвижения были добродетельность и способности, а происхождение, родословная не всегда играли роль. Эта система разрушила ограничения аристократической системы наследования, существовавшей до династии ЩЦинь. Появление при династии Западная Хань процедур рекомендации о рассмотрении ^й$чжэнпи - набора чиновников императором и высшими сановниками, означало совершенствование этой системы, а введение системы АйФЕМ «девяти рангов» при династиях ЩВэй, ЩЦзинь, Ш^ШЛ Южных и Северных династиях было признаком её упадка.

Рекомендация по рассмотрении происходила на основании положений, утверждённых императорским указом. Она была системой отбора путём рассмотрения и оценки чиновниками из центра или высокопоставленными местными чиновниками кандидатур из числа образованных людей и чиновников нижних рангов для выдвижения на службу в центральный государственный аппарат. Рекомендация по рассмотрении являлась квинтэссенцией системы выдвижения по рекомендации. Существовало два вида рекомендации о рассмотрении: выдвижение по указу и годовое выдвижение. Выдвижение по указу - это отбор особых кадров по указу императора. Годовое выдвижение - это проводимый местными руководителями с определённой периодичностью отбор кадров для выдвижения в императорское правительство. Критериями для рекомендации о рассмотрении были добродетельность и честность, сыновья почтительность, обучение у боши (академика) конфуцианской высшей школы Тайсюе, а также особые критерии. Иногда для проверки добродетели и способностей кандидатов император применял методы ^^дуйцэ и ^Щшицэ (они заключались в ответах на вопросы, касающиеся политики и классических текстов). ^ Щчжэнпи - это система отбора, проводимого императором, а также высшими сановниками и наместниками областей для назначения на определённые должности. Специальный призыв императора для отбора чиновников на службу назывался ^чжэн, а назначение высшими сановниками и наместниками областей чиновников в свои канцелярии - й$пи. В поздний период династии Восточная Хань в системе отбора чиновников стали процветать карьеризм и поиск протекции, групповщина в корыстных интересах и различные уловки. Система выдвижения по рассмотрении и система ^Щчжэнпи постепенно разложились и пришли в упадок.

Правитель династии ЩРэй Цао Пи принял предложение Щ^шаншу (министра) министерства чинов Чэнь Цюня и издал ^йФЕМ «Закон о девяти рангах чиновников», установив систему девяти рангов. В области и округа назначались старшие и младшие чжунчжэны (цензоры), отправлявшие на службу в императорское правительство чиновников на основании присвоенных им рангов. Образованные люди на местах разделялись на девять рангов от высшего до низшего. Критериями были происхождение и родословная, моральные качества и способности, а также сбор мнений о человеке. Система девяти рангов была развитием системы рекомендации о рассмотрении. Она передала полномочия по отбору чиновников от местных

властей представителям центральной власти. Деление чиновничьих кадров на ранги в зависимости от их качеств было новшеством. Критерии отбора становились всё более тщательными. При династиях ЩРэй и ЩЦзинь усилилось господство знатных семей. В поздний период этих династий в системе отбора процветали многочисленные злоупотребления. Усилились полномочия ф^чжунчжэнов, присваивавших ранги по своему усмотрению. Знатные семьи при помощи чжунчжэнов контролировали отбор. В итоге сложилось положение, при котором йП^И^ЁЙ.^^ ' «знатные семьи передают свой почёт

по наследству, а простым людям дороги нет»1. Система девяти рангов, определяемых чжунчжэнами, стала инструментом господства знати.

Система государственных экзаменов. После объединения страны династией |Суй император Вэнь-ди на седьмом году своего правления (587 г.) для укрепления центральной власти отменил систему девяти рангов и ввёл уездные экзамены. Император Ян-ди ввёл также столичные экзамены для отбора образованных людей на должности чиновников, установив систему государственных экзаменов, отличительными чертами которой были публичность и отбор лучших, наиболее способных кандидатов. Система государственных экзаменов была создана при династии Суй, оформилась при династии Тан, получила дальнейшее развитие при династии Сун, усилилась при династии Мин и пришла в упадок при династии Цин, просуществовав в течение 1300 лет и являясь основным способом отбора чиновников в средний и поздний периоды феодального общества в Китае. Основные особенности этой системы:

1. Открытые, публичные экзамены в определённой степени обеспечивали равную конкуренцию. За исключением ремесленников, торговцев и слуг, остальные образованные люди, вне зависимости от того, из каких семей они происходили, и уровня своего благо -состояния, только на основе опредёлённого уровня знаний и культуры имели право участвовать в открытых уездных и областных экзаменах. Система государственных экзаменов подорвала господство знатных семей, характерное для эпохи династий Вэй и Цзинь, и проложила дорогу для карьеры на государственной службе образованным людям из сословия средних и мелких землевладельцев.

2. Система государственных экзаменов со временем становилась всеобъемлющей. Экзамены делились на степени, также в зависимости от направления они подразделялись на гражданские и военные. Гражданские экзамены разделялись на специальные и обычные. Специальные экзамены - это внеочередные экзамены, проводившиеся по указу императора для отбора наиболее талантливых кадров. Обычные экзамены проводились с определённой периодичностью для отбора кадров на чиновничьи должности. Существовало множество направлений обычных экзаменов: экзамен на степень сюцай (местного уровня), экзамен на знание канонических текстов ЩМ минцзинь, экзамен на степень Щ^цзиньши (столичный), экзамен на знание законовЩ^ минфа, экзамен на знание исчисленияЩ^, экзамен для детей ж ^ и т.д. Форма и содержание экзаменов разных направлений были различными. Пути попадания на экзамены также со временем стали регулироваться. Окончившие столичные или областные и уездные школы назывались Ф^фшэнту, прошедшие местные экзамены назывались ^^сянгун. Система государственных экзаменов при династии Тан включала в себя областные и правительственные экзамены. При династии ^Сун был добавлен дворцовый экзамен. Начиная с эпохи династии ЩМин, существовали экзамены, проводимые местными управлениями

образования, экзамены в столицах провинций, столичный экзамен и дворцовый экзамен. Дворцовый экзамен проводился раз в три года, и его результаты оценивались лично императором, определявшим занявших первое, второе и третье места. Их называли ^^ чжуанюань, ЩЩбанянь и Щ^ьтаньхуа.

3. Главными критериями на экзаменах были знания в области литературы и культуры. Предметы, по которым сдавались экзамены и их содержание были различными, но главными в экзаменах по стихосложению, знанию и пониманию классических конфуцианских текстов, ответам на политические вопросы, традиционной китайской математике и знанию законов были именно знания в области культуры.

В первоначальный период система государственных экзаменов играла определённую положительную роль. После усиления абсолютной монархии при династиях Мин и Цин в системе государственных экзаменов произошли довольно значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Это, главным образом, выразилось в том, что:

1. В содержании экзаменов главный упор делался на знание канонических текстов, а не на практических вопросах. Главным предметом на экзаменах стали тексты конфуцианского канона - I ¡^ Пятикни ж и е и ^АИ^Четверокнижие в толковании философа ^ШЧжу Си. Принципом было {{^М^Ш «действовать по словам мудрецов». Конфуцианская философия стала обязательным предметом на экзаменах для зачисления в ряды чиновников.

2 -Дх Багу (экзаменационное сочинение в восьми частях) были шаблонными по форме и пустыми по содержанию. Они ограничивали мышление людей.

3. Отрывочность, односторонность, сложность экзаменационных тем вкупе со злоупотреблениями при проведении экзаменов, прошениями к инспекторам, надзирающим за экзаменами, привели к всё более возраставшей коррумпированности чиновников. Постепенно система государственных экзаменов стала препятствием для общественного развития, и в конце правления династии Цин она была упразднена.

После династий Суй и Тан система государственных экзаменов стала главным способом отбора чиновников, но наследование, выдвижение по рекомендации, а также назначение в награду за военные заслуги, покупка званий, жалование званий за заслуги предков и другие способы отбора чиновников продолжали существовать как дополнение к системе государственных экзаменов.

Система управления чиновниками. Эта система включала в себя назначение на должность, проверку работы, награждения и взыскания, присвоение рангов и выплату жалования, отпуска и уход со службы. Рассмотрим детальнее:

Назначение на должность: чтобы гарантировать соблюдение чиновниками разных уровней политических требований, все императорские династии уделяли большое внимание назначению отобранных чиновников на должности. При династии ЩЦинь, чтобы гарантировать наличие у выдвинутых на должность чиновников необходимых качеств, в отношении них действовало правило «если назначенный

на должность плохо исполняет свои обязанности, то он подлежит наказанию как преступник» даа°?ШЖ«Ши цзи» (Исторические записки), глава «Биография Фань Суя»). После династии ^Хань было введено множество ограничений для назначения на чиновничьи должности. Императорское правительство предъявляло к кандидатам на должности чиновников определённые требования, касающиеся их происхождения, профессии, имущества, служебного стажа, этнической принадлежности, внешнего вида и телосложения. Так, со времён династий ЩЦинь и ^Хань, проводивших политику приоритета сельского хозяйства и сдерживания торговли, все династии в различной степени ограничивали

98

торговцам возможность становиться чиновниками. При династиях ЩВэй и ^ Цзинь людям незнатного происхождения была ограничена возможность занятия высоких должностей. В период ^АШШестнадцати варварских государств, при династиях ^ЬШСеверная Вэй, ^ Юань и ^Цин для чиновников, занимающих определённые должности, существовали ограничения по национальности. В бюрократических кругах с их строгой иерархией при назначении на должность в первую очередь учитывались происхождение и срок службы. По мере развития бюрократической системы ограничения по происхождению и сроку службы становились всё более строгими.

Во избежание кумовства среди чиновников, начиная со времён династии ^^Восточная Хань, при назначении чиновников действовали специальные правила. При династии ^^ Восточная Хань были приняты «Три общих закона». Их основная суть была в том,

что человек родом из определённой местности не мог занимать руководящую должность в этой местности, а чиновники, чьи семьи были связаны брачным союзом, не могли осуществлять надзор друг за другом. Кроме того, по законам династии ^Хань старшие и младшие братья, дяди и племянники, а также породнившиеся через брак чиновники не могли служить в одном учреждении или территориальной единице. Когда в учреждение или территориальную единицу назначался новый чиновник, служащие там чиновники должны были доказать отсутствие связей с ним. По законам династии 0Тан чиновники не могли служить не только в месте, откуда были родом, но и в соседних округах и уездах. Также по законам династии 0Тан чиновник не должен был иметь родственников в государственных органах, связанных с его службой или надзирающих за ней. Так, сын первого министра не мог стать чиновником - увещевателем, родные братья не могли служить в одном ведомстве. При династии )^Цин правила для предотвращения кумовства среди чиновников были ужесточены. Например, было строго установлено, что нельзя занимать должность чиновника в округе радиусом 500 ли от места своего происхождения. Чиновники центральных министерств и руководители различных ведомств в провинциях не могли привлекать на службу своих земляков. Сыновья и младшие братья столичных чиновников рангом выше третьего, губернаторов, военных губернаторов и других высокопоставленных местных чиновников не могли служить в столичном цензорате и т.д.

При некоторых династиях к кандидатам на должности чиновников предъявлялись особые требования. Например, при династии 0Тан к кандидатам на чиновничьи должности предъявлялись дополнительные требования относительно внешности, речи, стиля письма и других аспектов. Получающие должность чиновники должны были иметь крупное телосложение, обладать красноречием и уметь находить аргументы, быть искусными в каллиграфии и уметь красиво и грамотно формулировать свои решения, приговоры.

После назначения на должность императорское правительство выдавало чиновникам знаки, удостоверяющие их положение и ранг. Со времён эпохи ^ДСражающихся Царств существовала система печатей и лент, включавшая в себя печати, сделанные из разных металлов - золотые, серебряные, медные и ленты разных цветов - фиолетовые, синие, чёрные, жёлтые и др., которые были показателем ранга чиновника.

Назначенный на должность чиновник, начиная с эпохи династии ^Хань, должен был пройти год испытательного срока. Несправившиеся со своей должностью в течение этого срока либо переводились на более низкую должность, либо увольнялись. При династии Щ Мин для чиновников перед окончательным вступлением в должность был предусмотрен период практических испытаний, называемый ^Ёлиши и Щ^гуаньчжэн.

Проверка работы, награждения и взыскания. Проверка работы (^т^каокэ, также называлась ЩЩкаоцзи, ЩЩкаохэ)- это устраиваемая императорским правительством проверка соблюдения чиновниками установленных норм, их достижений и ошибок. Возникшая в эпоху ^ И Сражающихся Царств система ^\\шанцзи уже содержала определённые правила проверки чиновников. В течение периода от династий ЩЦинь, ^Хань, ЩВэй и ^Цзинь до династий 0 Тан и ^Сун была сформирована система проверки работы чиновников с определенной периодичностью, определённым содержанием, наградами и взысканиями, строго определённой последовательностью и ясным разделением обязанностей.

Во времена династий ЩЦинь и ^Хань существовало два вида проверки работы чиновников: проверка центральной властью местных чиновников в округах и уездах и проверка главами административных органов своих подчинённых. Содержание проверки и требования были разными в зависимости от должностных обязанностей чиновников. На уровне уездов проверяли, главным образом, «обработку полей местным населением, учёт налогов и поступлений зерна и денег, количество воров и разбойников». На уровне округа проверяли, берёт ли чиновник взятки, не притесняет ли он население, не занимается ли чрезмерными поборами, а также регистрацию населения, обработку полей, сбор налогов, величину цены риса, порядок и спокойствие в округе и т.д. При династии ^Хань проверки были ежегодными, а раз в три года проводилась большая проверка. Показавшие в ходе проверки выдающиеся результаты назывались Мцзуй (самые лучшие), а тех, чьи результаты были неудовлетворительными называли Щдянь (задние, замыкающие). Проверка была основой для награждений и взысканий. Награждения были в виде увеличения жалования, ценных подарков, повышения по службе, присвоения званий и титулов. Взыскания включали выговор, порку плетью или палками, денежный штраф, понижение в ранге или уголовное наказание вплоть до смертной казни.

При династиях 0Тан и ^Сун процедура проверки чиновников, включая её объекты, стандарты и способы, сформировалась окончательно. При династии 0Тан малая проверка проводилась раз в год, а большая - раз в четыре года. Чиновники, начиная с третьего ранга, проверялись лично императором. Чиновники от четвёртого ранга и ниже делились на две категории: столичных и внешних чиновников, которые отдельно проверялись специальными уполномоченными лицами. Предметом проверки были И^—^^М «четыре добродетели и двадцать семь превосходств». И^ «Четыре добродетели» - это четыре требуемых политических и моральных качества, общие для всех чиновников. —^^М «Двадцать семь превосходств» - это конкретные требования, касающиеся различных аспектов государственной службы, разделённых на 27 областей - политика, экономика, право, военное дело, культура, кадровые вопросы, образование и т.д. Оценка имела девять степеней, составлялось письменное оценочное заключение, которое оглашалось публично, после чего сдавалось в архив1. Это заключение являлось основанием для повышение по службе. При династии ^Сун проводились ежегодные проверки и большая проверка раз в три года. Стандартами для проверки внутренних и внешних чиновников были И^^^^М «четыре добродетели, семь дел и три превосходства». Для оценки качества работы чиновников использовались три степени: высшая, средняя и низшая. Начальную проверку столичных чиновников проводило ведомство ^ШШ>чайцяньюань, повторную проверку - ведомство 0

Щ$%моканьюань. Конкретную деятельность по проверке гражданских и военных чиновников раздельно возглавляли ф^^Щ^Восточный и Западный Шэньгуаньюань (палата оценки административного персонала). За проверку внешних чиновников отвечал Щ\Щ%каокэюань (палата проверки). Военные чины от шичэна и выше были подведомственны шумиюаню (военному совету).

При династии ЩМин проверки работы чиновников подразделялись на полную проверку и проверку - наблюдение. Полная проверка зависела от срока службы. Она проводилась раз в три года. Проверка через три года службы называлась начальной проверкой, через шесть лет - повторной проверкой, через девять - окончательной проверкой. Результаты проверки имели три степени: справляется с должностью, удовлетворительный уровень и не справляется с должностью. Проверка - наблюдение проводилась по отношению к столичным и внешним чиновникам. Проверка столичных чиновников называлась также столичным наблюдением и проводилась раз в три года. Чиновники от четвёртого ранга и выше сами докладывали о своих успехах и ошибках, а император принимал по ним решение. Доклады о чиновниках от пятого ранга и ниже направлялись различными |Щ\Пямэнями (управлениями) на совместное рассмотрение министерства чинов и цензората. Проверка работы внешних чиновников называлась дацзи (большой учёт). Результаты её рассматривались министерством чинов совместно с цензоратом и местными губернаторами. Ответственными за проверку были инспекторы цензората.

Династия )яЦин продолжала, с небольшими изменениями, использовать систему, существовавшую при династии ЩМин. Полная проверка стала проводиться раз в год и называлась Щкао. После третьего раза проверка считалась ^ «полной» (завершённой). Существовало пять степеней оценки: первая степень, вторая степень, удовлетворительная работа, неудовлетворительная работа и не справляется с должностью. ^^ «столичное наблюдение» и ^^ «большой учёт» проводились так же, как при династии ЩМин. Стандартами для ^^ «столичного наблюдения» стали И^А^ «Четыре правила и восемь законов». Столичные чиновники рангом от третьего и выше и губернаторы провинций сами составляли доклады о своих успехах и ошибках в управленческой деятельности. Чиновники от четвёртого ранга и ниже проверялись министерством чинов и цензоратом. Проверка ^^ «большой учёт» проводилась на разных уровнях - территории, провинции, округа, управы, уезда. По её результатам составлялся доклад губернатору.

Ранг и жалование. Ранг - это положение чиновника в иерархии, связанное с его должностью и являвшееся показателем его политической роли и общественного положения. Жалование - это экономическое вознаграждение, выдаваемое правительством чиновникам, исходя из их рангов и званий. Система рангов в Древнем Китае берёт своё начало от «порядка девяти приказов» эпохи ^Чжоу, согласно которому правитель разделял всех чиновников и вельмож по их положению на девять категорий. Первая категория была низшей, девятая - высшей. Эта система была порождением удельной системы с её порядком наследования звания сановника и дохода. При династиях ЩЦинь и ^Хань действовала

«система рангов по объёму чумизы (проса)», в которой ранг чиновника считался по объёму выдаваемого ему зерна - от 10000 даней (1 дань~100 дм3 ) у первого министра до 1 доу (~10 дм3 ) у сяоли (мелких чиновников). Всего было 16 рангов. В ранний период династий Вэй и Цзинь система рангов была очень сложной, существовало несколько разных видов рангов. После Южных и Северных династий постепенно сложилась единая система

девяти рангов чиновников. Каждый ранг подразделялся на две степени- прямой ранг и сопровождающий ранг, так что всего было 18 рангов. После династии |Суй при всех династиях использовалась эта система рангов чиновников. Также существовало деление на внутренних и внешних чиновников. Это было единственным небольшим изменением, внесённым в систему чиновничьей иерархии при последующих династиях.

После династий |Суй и 0Тан в рамках системы рангов возник институт номинальных почётных должностей. Почётные должности отличались от действительных чиновничьих должностей, включённых в официальный штат, по служебным обязанностям и обладанию полномочиями. Обладатели почётных должностей не включались в штат и не несли конкретных обязанностей. У действующих чиновников были ранги, а у почётных - степени почёта. Иерархия действующих чиновников состояла из девяти рангов и восемнадцати степеней. У почетных чиновников была отдельная иерархия. В начале правления династии |Суй было шесть степеней почётных чиновников. Император ^^Ян-ди из династии |Суй увеличил их до девяти ^^великих мужей, восьми Щвэй (военных почётных должностей) и семнадцати степеней - от ^^^^«великого мужа блистательного преуспевания», относившегося к сопровождающему первому рангу, до ЩЩлисиньвэя, относившегося к сопровождающему девятому рангу. После династий |Суй и 0Тан все династии использовали систему почётных должностей, но названия этих должностей и их иерархия при разных династиях были различными. Так, при династии 0Тан было двадцать девять степеней почётных званий, при ^^Северной Сун - тридцать семь, при ^^Южной Сун -сорок две степени. Степеней почётных званий обычно было больше, чем рангов действующих чиновников. К эпохе династии )^Цин число степеней почётных званий постепенно приблизилось к числу чиновничьих рангов. Они также стали насчитывать девять рангов и восемнадцать степеней. В системе рангов существовало различие между должностью и рангом. Целью этого была возможность для чиновников с помощью служебного стажа, надлежащего исполнения своих обязанностей повысить свой ранг и пользоваться определёнными политическими и экономическими правами, а для тех, кто обладал выдающимися способностями, но при этом имел небольшой срок службы - возможность занять высокий пост и участвовать в управлении государственными делами.

Система рангов строго определяла правила повышения по службе, сферу должностных полномочий чиновников. На основании ранга чиновники получали должности и жалование. До династии ЩЦинь власть, как правило, использовала собираемый в разных удельных землях поземельный налог в качестве платы чиновникам. При династии ^Хань жалование чиновникам выдавали, главным образом, зерном. Выдача была ежемесячной. Единицей выдачи было Мху, а ранг чиновника измерялся в ^данях ( 1 ^дань = 2 Мху). При династиях ЩВэй и ^Цзинь царила феодальная раздробленность, общество пришло в упадок, выплаты чиновникам были неупорядоченными. Жалование в то время выдавалось в натуральной форме - зерном, тканью и т.д. При династии ^^Западная Цзинь жалование чиновникам начислялось по количеству дней и выдавалось дважды в год весной и осенью в виде риса, шёлка, тканей, денег, предоставления овощных полей, рабочей силы и т.д. После введения системы земельных наделов чиновникам стали выделять наделы в соответствии с их рангом. Чиновникам первого ранга выделяли 50 ЬЩ^инов (1Щцин~6,6 га), разница между рангами составляла 5 Ьцинов, вплоть до 10 Ьцинов у чиновников девятого ранга. В начале правления династии ^ЩСеверная Вэй чиновники не получали жалование, и взяточничество стало

нормой. Император ^^^Сяовэнь-ди на восьмом году правления под девизом ^^РТайхэ (484 г.) приказал «По образцу прежних времён выдавать чиновникам жалование, различное в зависимости от чина». Для содержания чиновников были увеличены налоги, взимаемые с населения. С каждого двора «увеличить сбор до трёх рулонов ткани, зерна до трёх и девяти ^шэнов (1 ^шэн= 1/10 доу~1дм3) на жалование чиновникам». При династии |Суй нормы выплаты жалования для столичных чиновников и внешних чиновников различались. Жалование столичных чиновников определялось их рангом, жалование внешних чиновников окружного, областного и уездного уровней завесило от количества населения в их территориальных единицах. Кроме выплаты жалования существовало также выделение чиновникам земельных наделов. Величина надела завесила от ранга чиновника и составляла от одного Щцина до пяти Щ цинов. При династии 0Тан жалование чиновникам подразделялось на три вида: годовое жалование, ежемесячное жалование и выделение земельного надела и выдавалось в натуральной, денежной и земельной форме. Годовое жалование выдавалось рисом ежегодно в количестве, определяемом рангом. Ежемесячное жалование было дополнительной выплатой чиновникам, которую они получали каждый месяц деньгами на различные нужды - питание, прислугу, охрану и т.д. Выделение земельного надела - это передача правительством чиновникам, занимающим должность, земельных участков, которые они могли использовать, но не имели права собственности на них. Они имели право получать доход, собирая налоги с этих участков, но при переходе на другую должность или отставке теряли это право. Кроме этого, были ещё и «поля наследуемого пользования» - от 60 Щцинов у чиновников основного первого ранга до 5 Щ цинов у чиновников пятого ранга, которые могли передаваться по наследству. При династии ^Сун увеличилось денежное обращение, и жалование чиновникам стало большей частью начисляться деньгами. В начале правления династии ^Сун жалование было небольшим, затем оно постепенно повышалось. Кроме основного жалования у чиновников было ещё множество разных доплат - на слуг, питание и одежду, на питание слуг, на чай и вино, продукты, дрова, уголь, соль, корм для лошадей, бумагу и кисти и т.д. Для некоторых высокопоставленных чиновников существовали и другие денежные доплаты. При династии ЩМин действовала натурально-денежная система выплаты жалования, при которой рис, как основная единица, конвертировался в бумажные деньги, монеты, серебро и ткани, из которых деньги составляли главную часть. При династии )^Цин жалование выдавалось серебром и рисом, и серебро составляло главную часть. Столичные чиновники получали жалование серебром и рисом, внешним чиновникам платили серебром.

Формы выплаты жалования различались при разных династиях. В целом, процесс шёл по направлению от натуральной формы выдачи жалования к денежной форме, что совпадало с развитием производительных сил в обществе. В древнем обществе выплата жалования чиновникам была главной статьёй государственных расходов. Величина жалования зависела от наполненности казны и была связанна с государственной политикой. Она непосредственно влияла на честность либо коррумпированность местных властей. В целом, в течение нескольких тысячелетий существования древнекитайской политической системы при увеличении жалования чиновников возрастала их законопослушность, а при уменьшении жалования многие чиновники начинали заниматься незаконным обогащением, что подрывало политическую систему.

Отпуска и отставка. В древности отпуск чиновника в обычное время назывался ^^3 гаогуй. Он существовал уже в эпохи ^^Весны и Осени и ^ДСражающихся Царств. При

династии ^Хань согласно установленным правилам чиновники отдыхали один день из пяти, называвшийся ^.^сюму. При династии 0Тан они отдыхали один день из десяти, называвшийся ^{Щсюньцзя. При династии ^Хань чиновник мог проболеть три месяца, оставаясь в должности, при превышении этого срока ему прекращали выдавать жалование. Но с позволения императора отпуск по болезни, называемый Щ^цыгао, мог быть продлён. В эпоху династии 0Тан отпуск по болезни для чиновников от третьего ранга и выше должен был быть утверждён императором, а для чиновников от четвёртого ранга и ниже он должен был быть одобрен главой их ведомства. При династии 0Тан отпуск чиновника по личным делам не мог превышать трёх дней и не мог приходиться на день аудиенции у императора. У местных чиновников в округах, управах и уездах отпуск по болезни также строго контролировался. В случае болезни они могли попросить отпуск сроком на месяц. При превышении этого срока им удерживали жалование. Кроме того, чиновникам давали отпуска по случаю свадьбы, траура и для того, чтобы навестить родителей.

Уход чиновника в отставку в древности назывался Щ^Цчжиши (уход со службы). В эпоху Ш^Западной Чжоу уже было записано правило: А^^+Щ^^ «государственные мужи, достигшие семидесяти лет, уходят со службы». Впоследствии почти при всей династиях действовало правило, что чиновники выходят в отставку в возрасте семидесяти лет. Только при династии ВДМин в отставку стали выходить в шестьдесят лет. Вышедшие в отставку чиновники получали определённые политические и экономические преференции. Политические преференции заключалась, главным образом, в присвоении почётных титулов и званий, возможности участвовать в государственной политике и возможности для детей и внуков получить звание чиновника за заслуги своего предка. Экономические преференции состояли из выплат и подарков. После смерти чиновника также вручались различные дары -ценности, деньги, зерно, печати и ленты, как почётные знаки, а также гробница, разноцветный шёлк, одеяния для покойного. Некоторым особо уважаемым чиновникам в качестве награды присваивался посмертный титул.

Заключение. Существовавшая в Древнем Китае система отбора чиновников и управления ими решалa вопрос кадровых ресурсов для чиновничества, а управление включало в себя назначение чиновников на должность, проверку их работы, награждения и взыскания, присвоение рангов, выплату жалования, отпуска, уход со службы и другие служебные процедуры.

Основой отбора кадров было членство императорскому двору и заслуги перед отечеством. Император являлся верховным главнокомандующим и распределителем титулов во все времена. Родственники императора, его ближайшие приближённые сановники получали наивысшие титулы, контролировали армию, надзирали за военными командирами и руководили войсками. При распределении титулов и рангов осуществлялась связь центра и периферии. Во все времена Древнего Китая титулы были всего лишь почётными званиями. Их весомость зависела от близости к императору (для титулов, присваиваемых членам императорского дома) или от заслуг (для титулов, присваиваемых за заслуги).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.