Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
СИСТЕМА ТИТУЛОВ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Саодат Абдуллаевна НАСИРОВА
доктор филологических наук, доцент [email protected]
АННОТАЦИЯ
Система присвоения монархом аристократических титулов и почётных званий в Древнем Китае представляла собой феодальную иерархическую систему, которую монархи разных династий устанавливали для упрочнения своей власти и регулирования отношений внутри правящего класса. Титул и звание обозначали положение аристократа или сановника. Они делились по рангам и показывали место, которое их обладатель занимал в обществе. Некоторые титулы были потомственными и могли передаваться по наследству. Те, кому присваивался титул, как правило, получали земельные наделы или соответствующий объём материальных благ. Система присвоения титулов и званий развивалась в Китае на протяжении нескольких тысяч лет, при этом значительно изменяясь. Основным источником для данной статьи послужили материалы Энциклопедии ФШ^ШШ^^^.
Ключевые слова: система титулов, этап становления, этап развития, этап позднего периода.
The system of conferring aristocratic titles and honorary titles by the monarch in ancient China was a feudal hierarchical system that monarchs of different dynasties established to consolidate their power and regulate relations within the ruling class. The title and rank indicated the position of an aristocrat or dignitary. They were divided by ranks and showed the place that their owner occupied in society. Some titles were hereditary and could be inherited. Those who were assigned the title, as a rule, received land plots or the corresponding amount of material goods. The system of conferring titles and titles has evolved in China over several thousand years, with significant changes. The main source for this article was the materials of the tpffX ^ ^^ Encyclopedia.
Keywords: title system, stage of formation, stage of development, stage of the late period.
ANCIENT CHINA TITLE SYSTEM
ABSTRACT
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ВВЕДЕНИЕ
Научное сообщество пока ещё не пришло к единому мнению относительно того, когда в Древнем Китае возникла система присвоения титулов. Согласно традиционной версии она появилась в эпоху Ся. Но эта версия была опровергнута. Есть мнение, что система присвоения титулов возникла в эпоху Шан1. Территория государства в эпоху Шан делилась на нэйфу (внутренний пояс) и вайфу (внешний пояс). Внутренний пояс управлялся напрямую самим ваном царём. Внешний пояс разделялся на наделы, которые предоставлялись людям, имеющим титулы хоу и бо. Выдача надела была самой ранней формой присвоения титула. Согласно другой точке зрения выдача надела в эпоху Шан не была равнозначна присвоению титула. Среди получателей наделов были жёны (фу) и сыновья (цзы) вана царя, охраняющие пограничные земли военачальники (хоу и бо), а также чиновники, руководящие земледелием в городских окрестностях (нань и тянъ). Титулы хоу и нанъ не имели строгих различий и не образовывали иерархию. До эпохи Западной Чжоу гун, хоу, бо, цзы, нанъ были принятыми названиями различных правителей, а не титулами. Вплоть до эпохи Сражающихся Царств было всего пять титулов: гун, хоу, бо, цзы и нанъ. Процесс формирования системы присвоения титулов был постепенным, и причина существования разных точек зрения о времени её возникновения в том, что смысл, обозначаемый одним и тем же титулом, мог различаться в разное время. Система пяти титулов окончательно сложилась только в эпоху Сражающихся Царств.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Система присвоения титулов была тесно связана с системой патриархального строя. В начале получателями титулов были только члены царского рода. В хронике «Цзо чжуань» в главе «Двадцать восьмой год Чжао Гуна» сказано: «Когда У-ван победил Шан и завладел Поднебесной, пятнадцать его братьев стали удельными правителями, и сорок человек из дома Цзи стали удельными правителями, и все они были родственниками»2. В эпоху Сражающихся Царств в царстве Цинь после реформ Шан Яна титулы членов царского дома были упразднены. Была учреждена система двадцати рангов знатности, присваиваемых в
-540 Шо -545 Шо
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
качестве награды за заслуги (главным образом, за военные подвиги). Эти ранги знатности, начиная с высшего двадцатого до низшего первого: чэ хоу, гуаньнэй хоу, старший шучан, сычэ шучан, старший шанцзао, младший шанцзао, правый гэн, средний гэн, левый гэн, правый шучан, левый шучан, пятый дафу, гунчэн, гунн дафу, гуан дафу, дафу, бугэн, цзаньняо, шанцзао, гунши. После династии Западная Хань аристократические титулы и ранги знатности, присваиваемые за заслуги существовали одновременно вплоть до эпохи династии Цин.
До династии Цинь монарх назывался ваном (царём), из присваиваемых титулов наивысшим был гун (князь). Начиная с Цинь Ши Хуанди , правитель Китая стал называться императором. После династии Западная Хань наивысшим присваиваемым титулом стал ван (удельный князь). Этот титул давался сыновьям императора. После династии Западная Цзинь титулы членов императорского дома и ранги знатности, присваиваемые за заслуги, назывались одинаково. Но наивысшие титулы ван и циньван (принц) присваивались только членам императорского дома.
В эпоху династии Мин в число рангов знатности были добавлены чжэньго цзянцзюнь (генерал, охраняющий государство), чжэньго чжунвэй (лейтенант, охраняющий государство) и др.
При династии Цин титулы членов императорского дома подразделялись на четырнадцать рангов. Среди них были бэйлэ и бэйцзы. Названия этих титулов были транскрипциями маньчжурских слов, означающих « аристократы от природы».
Между титулом и полномочиями сановника существовала определённая связь. В Западной Чжоу получившие титулы гуна, хоу становились вассалами верховного правителя и правителями своих уделов. Их титул был равнозначен рангу сановника. Впоследствии общей тенденцией стал постепенный разрыв между титулом и рангом в иерархии сановников, но в некоторые периоды возникали исключения из этого правила. При династиях Западная Хань, Западная Цзинь и в начальный период династии Мин ваны из императорского дома в своих уделах обладали военной и административной властью. Их могущество постепенно росло, что в разное время приводило к «Смуте семи царств», «Смуте восьми ванов», «Войне раде преодоления трудностей» и было серьёзной угрозой для императорской власти.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
В древние времена понятия титул и оклад были связаны. Тот, кому присваивался титул, получал денежный оклад. В эпоху Западной Чжоу гуны и хоу были удельными правителями, и все финансовые доходы их уделов были их собственностью. При этом гуны и хоу отвечали перед верховным правителем Чжоу за охрану вверенной им территории, сбор налогов, должны были являться к императору с докладом и исполняли другие обязанности. Потом те, кому присваивался титул, стали получать определённый доход от земельного надела, но они не сами взымали его, а получали от императора. Впоследствии эти наделы стали формальностью, дополнением к титулу, называемым «наделом, выделенным на кормление» и представляющим собой всего несколько дворов. С этих дворов можно было только собирать подать или получать за них назначенный государством оклад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Древнем Китае за исключением объявления наследника императорского престола, происходившего по принципу « по старшинству, а не по добродетели», при назначении людей, помогавших в государственном управлении, главным считалось наличие у них способностей и моральных качеств. Принцип «почёта по родству» применялся, главным образом, при получении родственниками императора и аристократами привелегий в сфере материальных благ, а не при назначении на должность. Хотя в Древнем Китае не было дискуссий о назначении на должности по способностям и назначении по родству, но в реальности борьба этих двух практик имела место в политической жизни. Борясь с явлением кумовства в политике, назначениями на должности по родству, прогрессивные китайские мыслители и государственные деятели высказали большое количество рассуждений в пользу назначения на должности по способностям. В «Шу-цзине» приводится принцип: «ум поднимает над скромной долей» (что означало продвижение занимающих скромное общественное положение, но способных людей). Конфуций говорил: «Если выдвигать честных и удалять нечестных, народ будет подчиняться; если выдвигать нечестных и удалять честных, народ подчиняться не будет». Мо Ди говорил, что при назначении людей на должности нужно «не смотреть на отцов и старших братьев, не склоняться к богатым и знатным, не придвигать по протекции, а
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
выдвигать добродетельных». Мэн-цзы отстаивал принцип: «почитать добродетельных и назначать достойных, а правитель должен быть человеком выдающимся». У Сюнь-цзы также было немало высказываний на эту тему.3 При всех последующих династиях поощрялось назначение на должности по способностям, а назначение по родству порицалось. Например, император У-ди из династии Хань стремился набирать способных людей и провозглашал, что «тот, кто выдвигает талантливых людей, должен быть награждён, а тот, кто не даёт дорогу талантливым людям, должен быть наказан». Чжугэ Лян говорил, что «путь управления государством заключается в выдвижении достойных». Также он сказал: «Причина процветания ранней династии Хань в приближении достойных и удалении низких людей, а причина краха поздней династии Хань в приближении низких людей и удалении достойных». Ли Шимин, впоследствии ставший императором династии Тан под именем Тай-цзун, строго придерживался принципа назначения по способностям и отвергал назначение по родству. Он часто повторял: «При назначении чиновников на должность нужно выбирать способных, даже родственника нельзя назначить, если у него нет способностей».
Основой присвоения титулов было членство императорскому двору и заслуги перед отечеством. Император являлся верховным главнокомандующим и распределителем титулов во все времена. Родственники императора, его ближайшие приближённые сановники получали наивысшие титулы, контролировали армию, надзирали за военными командирами и руководили войсками. При распределении титулов и рангов осуществлялась связь центра и периферии. Во все времена Древнего Китая титулы были всего лишь почётными званиями. Их весомость зависела от близости к императору (для титулов, присваиваемых членам императорского дома) или от заслуг (для титулов, присваиваемых за заслуги).
REFERENCES
1. Nasirova, S. A. (2020). CONCEPTS OF ^ m PM" CHINESE DREAM" AND ^ ^ ® ^ N " COMMUNITY OF THE ONE FATE OF HUMANITY"-A LINGUISTIC AREA. Journal of Central Asian Social Studies, 7(01), 05-14.
-556 K =
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
2. Nasirova, S. A., Hashimova, S. A., & Rikhsieva, G. S. (2021). THE INFLUENCE OF THE POLITICAL SYSTEM OF CHINA ON THE FORMATION OF SOCIAL AND POLITICAL TERMINOLOGY. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 10-17.
3. Hashimova, S. A., & Nasirova, S. A. (2021). FEATURES OF FORMING OF ANIMATED NOUNS WITH THE AFFIXES IN MODERN CHINESE LANGUAGE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 1-10
4. tl^H^i^io - 540-545 ^o