Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ '

КАДРОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система наследования / система выдвижения по рекомендации / система государственных экзаменов. / system of inheritance / system of nomination by recommendation / system of state examinations.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насирова, Саодат Абдуллаевна

В Древнем Китае существовало множество способов отбора чиновников: наследование званий, покупка звания, получение звания за военные заслуги, выдвижение по рекомендации, отбор на придворную службу, присвоение звания за заслуги предков и система государственных экзаменов. Существовавшая в Древнем Китае система отбора чиновников и управления ими решалa вопрос кадровых ресурсов для чиновничества, а управление включало в себя назначение чиновников на должность, проверку их работы, награждения и взыскания, присвоение рангов, выплату жалования, отпуска, уход со службы и другие служебные процедуры. Основным источником для данной статьи послужили материалы Энциклопедии 中国大百科书全书.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING SYSTEM OF ANCIENT CHINA

In ancient China, there were many ways to select officials: inheritance of ranks, purchase of a rank, receiving a rank for military merit, nomination by recommendation, selection for court service, conferring a title for merit of ancestors, and a system of state examinations. The system of selecting and managing officials in ancient China resolved the issue of human resources for the bureaucracy, and management included the appointment of officials to the position, checking their work, awards and penalties, assignment of ranks, payment of salaries, leave, leaving the service and other official procedures. The main source for this article was the materials of the 中国 大 百科 书 全书 Encyclopedia.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ »

о

КАДРОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ STAFFING SYSTEM OF ANCIENT CHINA

cl https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-22-134-138

Саодат Абдуллаевна Насирова

доктор филологических наук (DSc), доцент директор ННО «Узбекско-китайский Институт имени Конфуция» при ТГУВ

saodat888@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В Древнем Китае существовало множество способов отбора чиновников: наследование званий, покупка звания, получение звания за военные заслуги, выдвижение по рекомендации, отбор на придворную службу, присвоение звания за заслуги предков и система государственных экзаменов. Существовавшая в Древнем Китае система отбора чиновников и управления ими решалa вопрос кадровых ресурсов для чиновничества, а управление включало в себя назначение чиновников на должность, проверку их работы, награждения и взыскания, присвоение рангов, выплату жалования, отпуска, уход со службы и другие служебные процедуры. Основным источником для данной статьи послужили материалы Энциклопедии ФШ^ШЩ"—^—.

Ключевые слова: система наследования, система выдвижения по рекомендации, система государственных экзаменов.

ABSTRACT

In ancient China, there were many ways to select officials: inheritance of ranks, purchase of a rank, receiving a rank for military merit, nomination by recommendation, selection for court service, conferring a title for merit of ancestors, and a system of state examinations. The system of selecting and managing officials in ancient China resolved the issue of human resources for the bureaucracy, and management included the appointment of officials to the position, checking their work, awards and penalties, assignment of ranks, payment of salaries, leave, leaving the service and other official procedures. The main source for this article was the materials of the ФШ ^ Ш Щ- — ^—Encyclopedia.

Keywords: system of inheritance, system of nomination by recommendation, system of state examinations.

ВВЕДЕНИЕ

В Древнем Китае главными на протяжении трёх исторических периодов были три системы: до династии Цинь - наследование званий, от династий Цинь и Хань до династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий - выдвижение по рекомендации и от династий Суй и Тан до династий Мин и Цин - система государственных экзаменов. Разберём последовательно.

Система наследования. Она называлась также порядком наследования звания цина (сановника) и дохода и была распространена в эпохи Ж Ся, Й Шан и ^ Чжоу. В конце первобытнообщинного строя был разрушен порядок, при котором «Поднебесная

была общим достоянием», правители уступали своё место наиболее достойным приемникам, а на руководящие должности отбирали самых способных, и возникла система наследования, при которой «передача знатными мужами своего положения наследникам -

YAPONSHUNOSLAR XALQARO FORUMI VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 22

О ISSN 2181-1784

SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

это норма обычая»1. При этой системе назначение государственных чиновников разных рангов происходило на основании их кровнородственных связей. Звание и положение в иерархии зависели от степени кровного родства. Обладатели титулов и должностей вместе с ними передавали по наследству и удельные земли.

Система выдвижения по рекомендации. Это система отбора чиновников посредством рекомендации способных и достойных людей для занятия чиновничьих должностей. Критериями для выдвижения были добродетельность и способности, а происхождения, родословная не всегда играли роль. Эта система сломала ограничения аристократической системы наследования, существовавшей до династии Ш Цинь. Появление при династии Западная Хань процедур рекомендации по рассмотрении ШШ чжэнпи -набора чиновников императором и высшими сановниками, означало совершенствование этой системы, а введение системы ЛтФШШ1! «девяти рангов» при династиях Ш Вэй, W Цзинь, Ш^Ь^ Южных и Северных династиях было признаком её упадка.

Рекомендация по рассмотрении происходила на основании положений, утверждённых императорским указом. Она была системой отбора путём рассмотрения и оценки чиновниками из центра или высокопоставленными местными чиновниками кандидатур из числа образованных людей и чиновников нижних рангов для выдвижения на службу в центральный государственный аппарат. Рекомендация по рассмотрении являлась квинтэссенцией системы выдвижения по рекомендации. Существовало два вида рекомендации по рассмотрении: выдвижение по указу и годовое выдвижение. Выдвижение по указу - это отбор особых кадров по указу императора. Годовое выдвижение - это проводимый местными руководителями с определённой периодичностью отбор кадров для выдвижения в императорское правительство. Критериями для рекомендации по рассмотрении были добродетельность и честность, сыновья почтительность, обучение у боши (академика) конфуцианской высшей школы ^^ Тайсюе, а также особые критерии. Иногда для проверки добродетели и способностей кандидатов император применял методы ХХШ дуйцэ и ЫШ шицэ (они заключались в ответах на вопросы, касающиеся политики и классических текстов). ШШ Чжэнпи - это система отбора, проводимого императором, а также высшими сановниками и наместниками областей для назначения на определённые должности. Специальный призыв императора для отбора чиновников на службу назывался Ш чжэн, а назначение высшими сановниками и наместниками областей чиновников в свои канцелярии - Ш пи. В поздний период династии Восточная Хань в системе отбора чиновников стали процветать карьеризм и поиск протекции, групповщина в корыстных интересах и различные уловки. Система выдвижения по рассмотрении и система ШШ чжэнпи постепенно разложились и пришли в упадок.

Правитель династии Ш Вэй Цао Пи принял предложение Й ^ шаншу (министра) министерства чинов Чэнь Цюня и издал ЛтФШШ1! «Закон о девяти рангах чиновников», установив систему девяти рангов. В области и округа назначались старшие и младшие ФШ чжунчжэны (цензоры), отправлявшие на службу в императорское правительство чиновников на основании присвоенных им рангов. Образованные люди на местах разделялись на девять рангов от высшего до низшего. Критериями были происхождение и родословная, моральные качества и способности, а также сбор мнений о человеке. Система девяти рангов была развитием системы рекомендации по рассмотрении. Она передала полномочия по отбору чиновников от местных властей представителям центральной власти. Деление чиновничьих кадров на ранги в зависимости от их качеств было новшеством. Критерии отбора

'ФШ^Ш^^о -545

о

становились всё более тщательными. При династиях Ш Вэй и Ш Цзинь усилилось господство знатных семей. В поздний период этих династий в системе отбора процветали многочисленные злоупотребления. Усилились полномочия Ф Ш чжунчжэнов, присваивавших ранги по своему усмотрению. Знатные семьи при помощи чжунчжэнов контролировали отбор. В итоге сложилось положение, при котором П^М^^Ж^^, ^ЙШЙ^ЙЙ^^ «знатные семьи передают свой почёт по наследству, а простым людям дороги нет»2. Система девяти рангов, определяемых чжунчжэнами, стала инструментом господства знати.

Система государственных экзаменов. После объединения страны династией ^ Суй император Вэнь-ди на седьмом году своего правления (587 г.) для укрепления центральной власти отменил систему девяти рангов и ввёл уездные экзамены. Император Ян-ди ввёл также столичные экзамены для отбора образованных людей на должности чиновников, установив систему государственных экзаменов, отличительными чертами которой были публичность и отбор лучших, наиболее способных кандидатов. Система государственных экзаменов была создана при династии Суй, оформилась при династии Тан, получила дальнейшее развитие при династии Сун, усилилась при династии Мин и пришла в упадок при династии Цин, просуществовав в течение 1300 лет и являясь основным способом отбора чиновников в средний и поздний периоды феодального общества в Китае. Основные особенности этой системы:

1. Открытые, публичные экзамены в определённой степени обеспечивали равную конкуренцию. За исключением ремесленников, торговцев и слуг, остальные образованные люди, вне зависимости от того, из каких семей они происходили, и уровня своего благосостояния, только на основе опредёлённого уровня знаний и культуры имели право участвовать в открытых уездных и областных экзаменах. Система государственных экзаменов подорвала господство знатных семей, характерное для эпохи династий Вэй и Цзинь, и проложила дорогу для карьеры на государственной службе образованным людям из сословия средних и мелких землевладельцев.

2. Система государственных экзаменов со временем становилась всеобъемлющей. Экзамены делились на степени, также в зависимости от направления они подразделялись на гражданские и военные. Гражданские экзамены разделялись на специальные и обычные. Специальные экзамены - это внеочередные экзамены, проводившиеся по указу императора для отбора наиболее талантливых кадров. Обычные экзамены проводились с определённой периодичностью для отбора кадров на чиновничьи должности. Существовало множество направлений обычных экзаменов: экзамен на степень сюцай (местного уровня), экзамен на знание канонических текстов Щ ^, экзамен на степень й ^ цзиньши (столичный), экзамен на знание законов ЩШ, экзамен на знание исчисления ЩШ, экзамен для детей

и т.д. Форма и содержание экзаменов разных направлений были различными. Пути попадания на экзамены также со временем стали регулироваться. Окончившие столичные или областные и уездные школы назывались шэнту, прошедшие местные экзамены

назывались сянгун. Система государственных экзаменов при династии Тан включала в себя областные и правительственные экзамены. При династии ^ Сун был добавлен дворцовый экзамен. Начиная с эпохи династии Щ Мин, существовали экзамены, проводимые местными управлениями образования, экзамены в столицах провинций, столичный экзамен и дворцовый экзамен. Дворцовый экзамен проводился раз в три года, и его результаты

-546 &

136

YAPONSHUNOSLAR XALQARO FORUMI VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 22

О ISSN 2181-1784

SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

оценивались лично императором, определявшим занявших первое, второе и третье места. Их называли ^^ чжуанюань, банянь и Ш^ таньхуа.

3. Главными критериями на экзаменах были знания в области литературы и культуры. Предметы, по которым сдавались экзамены и их содержание были различными, но главными в экзаменах по стихосложению, знанию и пониманию классических конфуцианских текстов, ответам на политические вопросы, традиционной китайской математике и знанию законов были именно знания в области культуры.

В первоначальный период система государственных экзаменов играла определённую положительную роль. После усиления абсолютной монархии при династиях Мин и Цин в системе государственных экзаменов произошли довольно значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Это, главным образом, выразилось в том, что:

1. В содержании экзаменов главный упор делался на знание канонических текстов, а не на практические вопросы. Главным предметом на экзаменах стали тексты конфуцианского канона - Пятикнижие и Четверокнижие в толковании философа Чжу Си. Принципом было Ш W «действовать по словам мудрецов». Конфуцианская философия стала обязательным предметом на экзаменах для зачисления в ряды чиновников.

2. Л1£ Багу (экзаменационное сочинение в восьми частях) были шаблонными по форме и пустыми по содержанию. Они ограничивали мышление людей.

3. Отрывочность, односторонность, сложность экзаменационных тем вкупе со злоупотреблениями при проведении экзаменов, прошениями к инспекторам, надзирающим за экзаменами, привели к всё более возраставшей коррумпированности чиновников. Постепенно система государственных экзаменов стала препятствием для общественного развития, и в конце правления династии Цин она была упразднена.

После династий Суй и Тан система государственных экзаменов стала главным способом отбора чиновников, но наследование, выдвижение по рекомендации, а также назначение в награду за военные заслуги, покупка званий, жалование званий за заслуги предков и другие способы отбора чиновников продолжали существовать как дополнение к системе государственных экзаменов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. ФЯ^НЙ^^^о - 545-547 Но

2. Nasirova, S. A. (2020). Concepts of ФЯ chinese dream" and Ш ^^ community of the one fate of humanity"-a linguistic area. Journal of Central Asian Social Studies, 7(01), 0514.

3. Abdullaevna, N. S. (2020). Lexical-semantic and cognitive specifics of political discourse (based on Si Jinping's speeches). ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 70(5), 1086-1092.

4. Хашимова С. On some features of teaching foreign language for students of non-philological areas at the initial stage. - 2019. - Евразийское Научное Объединение. - С. 334-338.

5. Nasirova, S. A., Hashimova, S. A., & Rikhsieva, G. S. (2021). The influence of the political system of china on the formation of social and political terminology. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 10-17.

6. Khalmurzaeva, N. T., Omonov, Q. S., Rikhsieva, G. S., & Mirzakhmedova, K. V. (2021). SPECIFICITY OF THE ACTION OF SILENCE IN JAPANESE COMMUNICATION CULTURE. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PHILOLOGICAL SCIENCES (27673758), 2(08), 50-55.

7. Mirzakhmedova, H. V., Omonov, K. S., & Khalmurzaeva, N. T. (2021). METHODS OF IMPROVING LANGUAGE SKILLS USING MEDIA SOFTWARE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(03), 47-55.

8. Халмурзаева, Н. Т. (2016). Имплицитная форма вежливости в Японской лингвокультуре: способы выражения. European Journal of Humanities and Social Sciences, (4), 19-22.

9. ХАЛМУРЗАЕВА, Н. Т. (2014). РОЛЬ КАТЕГОРИИ ВЕЖЛИВОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИЯПОНСКОГО ЯЗЫКА. In Будущее науки-2014 (pp. 303-306).

10. Каримов, А. А. (2021). СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО И АССОЦИАТИВНОГО НАЧАЛО В ИЕРОГЛИФИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ (на примере иероглифа В «солнце»). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(Special Issue 1), 76-81.

11. Ahmedova, Shahlo Irgashbaevna. (2021). "XITOY VA KO 'RFAZ ARAB MAMLAKATLARI YOZUVCHILARI ASARLARIDA MAGIK REALIZMNING XUSUSIYATLARI VA USLUBLARI." Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences 1.Special Issue 1, 369-375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.