УДК 33
DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-68-73
Система институтов управления развитием предприятий топливно-энергетического комплекса РФ
Талатин Е.А.
Аспирант кафедры экономики промышленности Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Москва)
Статья презентует полученные по результатам проведенного исследования данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу о составе системы институтов, управляющих развитием предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, и их роли в достижении высокого уровня научно-технологического развития государства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации к современным вызовам, включая глобальные изменения в энергетическом секторе и требования к устойчивому развитию. В условиях трансформации экономики и растущей конкуренции на международных рынках эффективное управление ТЭК становится ключевым фактором для обеспечения энергетической безопасности страны. Целью научного исследования является анализ существующих институтов управления ТЭК и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Задачи исследования включают проведение анализа и оценки текущего состояния управления, выявление проблем и недостатков в существующих системах, а также формулирование предложений по внедрению новых управленческих практик и механизмов. Научная значимость работы заключается в систематизации знаний о механизмах и системе институтов управления ТЭК, что может стать основой для дальнейших исследований и практических приложений в области энергетической политики РФ. Практическая ценность исследования состоит вразработ-ке рекомендаций для государственных органов и предприятий топливно-энергетического комплекса, направленных на оптимизацию управления и повышение эффективности использования ресурсов. Произведенные оценки базируются на применении общенаучных методов исследования. Результаты, полученные по итогам исследования, представляется возможным применять в целях дальнейшего развития стратегического управления предприятиями топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Ключевые слова: институты управления развитием, конкурентоспособность, инновационная деятельность, инновационное развитие, топливно-энергетический комплекс
Для цитирования: Талатин Е.А. Система институтов управления развитием предприятий топливно-энергетического комплекса РФ // Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 68-73. DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-68-73.
Уровень конкурентоспособности Российской Федерации на мировой экономической арене во многом определяется деятельностью предприятий топливно-энергетического комплекса (далее 68
- ТЭК РФ). ТЭК РФ выступает своего рода системой по добыче, производству, логистике и использованию топливно-энергетических продуктов. Эта система имеет сложный, межотраслевой характер и
состоит из нескольких элементов, представленных топливной промышленностью (нефть, газ, уголь и пр.), электроэнергетикой. Топливно-энергетические потребности Российской Федерации по-прежнему остаются актуальными и в наши дни. Современные реалии диктуют условия для того, чтобы ТЭК РФ инновационно развивался, применяя в своем функционировании различные инновации маркетингового, организационного и (или) технологического типа [1-3].
Устойчивость экономического функционирования, в том числе и в ТЭК РФ, невозможно обеспечить без инновационного развития. Однако оно сопряжено с множеством различных рисков, которые могут проявляться как в инновационной сфере, так и в инвестиционной. Это обусловливает необходимость эффективного управления рисками, а также потребность в нормативно-правовом закреплении, предварительном учете рисковых потерь материального, производственного, технологического, финансового и иного характера, которые потенциально возможны. Подобный учет следует вести топ-менеджерам, разработчикам и пользователям инновационных продуктов, инвесторам, которые финансируют мо-дернизационные процессы в ТЭК РФ [4-6].
Осуществление инновационной деятельности предприятий ТЭК РФ во многом обусловливает уровень научно-технологического развития государства, достижение которого невозможно без системы современных институтов, информационно и финансово поддерживающих инновационный цикл на всех его стадиях, начиная от фундаментальной разработки инноваций и заканчивая их выводом на рынок. Однако разработка инноваций - долгий и дорогостоящий процесс ввиду высоких налогов в сфере инноваций, а также из-за того, что венчурное финансирование слабо развито, собственные средства для инвестирования в инновационные исследования отсутствуют. Современная национальная инновационная система в Российской Федерации не может быть сформирована до конца и при этом эффективно функционировать при отсутствии кредитно-финансовой системы, которая ориентирована на то, чтобы поддерживать инновации в пределах страны. Скорость инновационного развития во многом определяется государственной системой закупок. Однако отсутствующие эффективные сетевые институты и способы кооперации субъектов инновационной деятельности являются существенным барьером, ограничивающим инновационное развитие. Кроме этого, некоторые ограничения характерны и для экономических взаимодействий сетевого характера, эффективность которых достаточно низкая. Помимо этого, проявляется потребительская направленность большинства кооперационных партнерств. При этом их взаимодействия с другими экономическими субъектами не столь активны и продуктивны.
Российские предприятия, как правило, применяют закрытые модели ведения бизнеса и стремятся адаптировать успешный зарубежный опыт к своим условиям. Причем они не ориентированы на то, чтобы осваивать и завоевывать новые рынки на зарубежных территориях. Научно-техническая политика государства в энергетической сфере предопределяется решениями функционирующей в настоящее время Комиссии, которая занимается рассмотрением проблем, связанных с формированием стратегии развития ТЭК РФ, с экологической безопасностью. Ее реализация обеспечивается решением задач, предусмотренных положениями государственных программ РФ и иных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных экономических секторов. Указанные проекты должны быть финансово обеспечены посредством привлечения бюджетных средств [7; 8].
Ключевым институтом управления развитием предприятий ТЭК РФ в России выступает «Энергетическая стратегия Российской Федерации», определяющая перечень мероприятий, которые должны обеспечить инновационное развитие ТЭК РФ к 2035 г. Рассматриваемая стратегия предопределяет внешнюю энергетическую политику, экономическое поле. Она содержательно схожа с европейскими энергетическими стратегиями ЕС. Во-первых, предусматривается быстрый переход к рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, сегмент которого до 2035 г. должен значительно возрасти: по экспорту нефти и продуктов нефтепереработки почти в 2 раза, составив около 23 %, по экспорту газа - более чем в 5 раз, достигнув отметки в 33 %. Основными для Российской Федерации рынками сбыта нефте-продукции по-прежнему будут европейские рынки и рынки стран СНГ. Однако объемы экспортируемых продуктов будут более низкими. Еще одним направлением является формирование системы стабильных отношений как на уже существующих рынках сбыта энергетических продуктов, так и на новых рынках. Стоит заметить, что взаимоотношения ТЭК РФ с европейскими потребителями газовых ресурсов характеризуются кризисными тенденциями, которые проявляются в падающем спросе, ужесточающейся конкурентной борьбе, изменяющейся системе ценообразования, условиях третьего энергетического пакета [9].
В разрезе российско-китайских экономических отношений следует особо отметить необходимость развития восточного направления, завершив переговоры с китайской стороной по вопросу транспортировки природных газовых ресурсов. Кроме того, требуется развивать энергетические взаимоотношения с потребителями азиатских территорий. Данные аспекты предопределяются одним из пунктов энергетической стратегии 2035, согласно которому предполагается диверсифицировать экспортно-ло-
гистические цепочки, построить новые газопроводы («Сила Сибири», «Южный поток»), а также реализовать иные экспортные проекты азиатской направленности и сформировать экспортную инфраструктуру для сжиженного природного газа, в том числе развивая Северный морской путь. Все это в совокупности должно создать инфраструктурные предпосылки для освоения Российской Федерацией новых энергетических рынков, а также обеспечить энергетическую безопасность экспортных операций.
В систему институтов управления развитием предприятий ТЭК РФ входят также и реализуемые в Российской Федерации государственные программы. Наибольший интерес представляет в рамках нашего исследования государственная программа в области развития энергетической сферы. Данная программа реализуется уже более семи лет, практически осуществляя комплекс ключевых мероприятий и регулятивных мер правового характера, например, мероприятия по реализации энергетической политики государства. Финансовая составляющая рассматриваемых мероприятий и мер обеспечивается с помощью целевого финансирования конкретных направлений развития предприятий ТЭК РФ, которое предоставляется по результатам конкурсных процедур и имеет определенные границы. Как правило, государственные программы не предусматривают реализацию непрямых, т.е. косвенных стимулирующих мероприятий и мер, позволяющих проводить в их рамках научно-техническую политику [9].
Развитие предприятий ТЭК РФ невозможно без такого института, как программы инновационного развития (ПИР) предприятий, участником которых является государство. Уже больше десятилетия практикуется реализация ПИР, в рамках которых разрабатываются и внедряются новые технологии, разрабатываются, производятся и выводятся на рынок новые инновационные продукты/услуги мирового уровня. Кроме того, они влияют на возможности предприятий модернизироваться и технологически развиваться посредством повышения эффективности производственной деятельности. В перечень финансируемых с помощью ПИР предприятий входят порядка шести десятков предприятий, среди которых есть государственные компании, функционирующие в сфере ТЭК РФ [10].
Цифровизация ТЭК РФ невозможна без применения технологических платформ, являющихся своего рода институтом управления развитием предприятий ТЭК РФ. Сейчас в Российской Федерации функционирует пять технологических платформ, связанных с энергетикой, биоэнергетикой и т.п. Ядерная энергетика также характеризуется наличием технологических платформ. Деятельность платформ сопряжена с исследовательскими программами стратегической направленности, в ходе
которых разработчики и потребители технологий организованно взаимодействуют между собой. Роль координатора в данном случае выполняет Минэкономразвития России, а роль спонсора осуществляемых исследований - Министерство высшего образования и науки Российской Федерации [7; 8]. Финансирование рассматриваемых платформ реа-лизовывалось по указанной программе ежегодно: для финансирования исследовательских проектов направлялось 25 и более млрд руб. [11].
Институты развития, введенные в 2015 г., также способствуют реализации управленческого процесса в отношении развития предприятий ТЭК РФ. Однако ключевой задачей подобных институтов является финансирование инновационных проектов. Оно может быть целевым и осуществляться без проведения конкурсных процедур, а может базироваться на результатах конкурсного отбора проектов, которые ориентированы на то, чтобы развивать критические технологии отраслей, а также участвовать в реализации мер научно-технической политики государства [12].
Помимо рассмотренных выше институтов следует отметить и инновационные территориальные кластеры, которые, участвуя и побеждая в конкурсе, получают финансирование от Минэкономразвития России. Среди множества подобных кластеров одиннадцать кластеров энергетической сферы, в том числе в нефтехимической, угольно-перерабатывающей отраслях, а также в отраслях, связанных с переработкой отходов техногенного характера и разрабатывающих интеллектуальные управленческие системы в области освещения. Указанные кластеры развиваются за счет получения целевых межбюджетных субсидий. Эти субсидии устанавливаются Минэкономразвития России и поддерживают внедрение критических технологий в отраслях. Кроме того, с их помощью финансируются НИОКР, инфраструктурное развитие, а также развитие ком-петентностей [13].
Начало технологической перестройки энергетических отраслей в Российской Федерации было заложено правительственным распоряжением от 2014 г., которое предопределило мероприятия по переходу от технологий старого образца, которые уже неэффективны, к наилучшим доступным технологиям (НДТ), отражающим реалии современности. Распоряжение нормативно закрепляет принципы НДТ в ТЭК РФ, которые должны соблюдаться при технологическом переходе в энергетической сфере. Кроме того, определяются процедуры подготовки национальных проектов, связанных с разработкой и внедрением новых энергетических технологий и справочников НДТ в области ТЭК РФ [14].
Достижение конкурентоспособности российской экономики на мировой арене неразрывно связано с неизбежностью экономических изменений на-
ционального масштаба. Тем не менее сам процесс институциональных изменений сопровождается появлением негативных институтов. Негативные институты представляют собой институты, которые устойчивы, но при этом неэффективны. Устойчивым считается тот институт, значительное число участников которого действует в институциональных границах, зависит друг от друга. Специфика в данном случае проявляется в способности старых институциональных границ «выживать» в условиях массовой потребности институциональных участников в институциональной трансформации. Этому способствуют устойчивые институты и блокировка институциональных изменений со стороны стейк-холдеров. В качестве примера негативных институтов можно рассматривать коррупционные схемы, неуплату налогов, неплатежи и т.п. Наикрупнейшими негативными институтами в Российской Федерации являются теневой сектор экономики, отступные, усиливающаяся технологическая отсталость и сырьевой характер экономической системы [15-17].
Значимыми институтами выступают нормативно-правовые механизмы, поддерживающие создаваемые и осваиваемые головные образцы новой техники. Причем для таких институтов должны быть характерны принципиальные аспекты рисковой деятельности, связанные с хеджированием, т.е. страхованием рисков всех стейкхолдеров, в число которых входят не только разработчики и производители нового оборудования, а также предприятия ТЭК РФ, на площадках которых проводится его тестирование. В случае необеспеченности предприятий рассматриваемыми институтами их инновационная деятельность сопровождается множеством затрат и рисков. Так, например, зависимость экономики Российской Федерации от деятельности ТЭК РФ представляет собой двоякий фактор, влияющий на успешность ее функционирования. С одной стороны, она макроэкономически ограничивает энергетическое развитие Российской Федерации. Однако, с другой стороны, она же позволяет ТЭК РФ быть драйвером, обеспечивающим инновационное развитие и общий экономический рост межотраслевых экономических секторов. Наблюдающиеся в ТЭК РФ новые экономико-политические угрозы обусловливают необходимость переосознания основополагающих принципов, определяющих научно-технологическое развитие. Это приводит к формулированию новых стратегических ориентиров, в числе которых технологическая независимость энергетического сектора, а также компетентность субъектов хозяйствования по всем видам деятельности, которые наиболее важны при обеспечении устойчивости энергетического развития [7; 8].
Отсюда становится понятной потребность в привлечении значительных финансовых средств для развития перспективных технологий в сфере энер-
гетики, а также интегрировать необходимые для этого разработки и координировать выполняемые для этого работы. Нефтеперерабатывающая промышленность сталкивается со стагнацией внутреннего и внешнего спроса, что не позволяет сформировать драйверы масштабной первичной переработки. Если же структура внешнего и внутреннего спроса изменяется, в результате чего акцент делается на более высококачественных продуктах, происходит технологический рывок, обеспечивающий конкурентоспособность. Значимым барьером в развитии предприятий ТЭК РФ является высокий уровень их зависимости от поставляемых из-за рубежа рас-ходников, катализирующих элементов, технологий, оборудования и т.п. Для газодобычи характерно наличие угроз, связанных с возможностью потерять традиционные рынки сбыта, а также с наличием определенных глобальных рисков формирования мирового рынка сжиженного природного газа. Кроме того, и здесь наблюдается зависимость от зарубежных технологий и оборудования. Это обусловливает появление технологического запроса, который вызывает потребность в развитии внутреннего рынка газомоторных топливных ресурсов. Электроэнергетика характеризуется сильной изношенностью оборудования и при этом испытывает излишне большую потребность в зарубежной технике, в ее запасных частях. Помимо этого, стоит отметить неконкурентоспособное или вовсе отсутствующее оборудование российского производства, необходимое для использования возобновляемых источников энергии. ТЭЦ и теплосетевой комплекс в целом эксплуатируются неэффективно. Причем внедрение распределенной генерации и средств сопровождается значительными барьерами. Гарантия современного технологического обеспечения достигается за счет привлекаемых иностранных партнеров. Тем не менее в условиях санкционной политики в отношении Российской Федерации этот процесс претерпевает значительные проблемы. Зависимость ТЭК РФ от импортных материалов, технологического оснащения и т.п. обусловливает нарушение энергетической и экономической безопасности государства. Преодолеть указанные трудности может помочь интенсивное развитие энергетической машиностроительной отрасли Российской Федерации. Однако существующие заделы энергетических инноваций имеют слабую развитость, в них отсутствуют координационные инструменты, способные осуществлять финансирование исследований и разработок, а также венчурное инвестирование [7; 8].
Итак, система институтов управления развитием предприятий ТЭК РФ достаточно обширна и включает в себя различные нормативно-правовые механизмы. В их число входят энергетическая стратегия государства, государственные программы, программы инновационного развития, технологические
платформы, институты развития, инновационные территориальные кластеры, наилучшие доступные технологии, нормативно-правовые механизмы, поддерживающие создаваемые и осваиваемые головные образцы новой техники.
Литература:
1. Быстров А.В., Талатин Е.А. Устойчивое развитие как стратегический императив развития предприятий топливно-энергетического комплекса // Евразийский юридический журнал. 2022. № 2 (165). С. 473-475.
2. Курилкин И.Е. Методы и инструменты стратеги-че ского управления организацией // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83860 (дата обращения: 24.06.2024).
3. Белобородов С.С., Дудолин А.А., Лисин Е.М., Киндра В.О. Повышение системной эффективности ТЭЦ как фактор перехода к ресурсосберегающей и экологически безопасной энергетике // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2021. Т. 13. № 3 (51). С.135-145.
4. Кириллова Е.А., Дли М.И., Какатунова Т.В., Епифанов В.А. Трансформация модели тройной спирали в условиях формирования инновационных экосистем в промышленности // Дискуссия. 2022. № 1 (110). С. 16-30.
5. Кузнецов В.И., Кузнецов К.В. Исследование ресурсов инновационной деятельности // Устойчивое развитие российской экономики: материалы IV межд. науч.-практ. конф. ФГБОУ ВО «МГУ им. М.В. Ломоносова». М.: Аргамак-Медиа, 2017. С. 266-272.
6. Ван Л., Афанасьев В.Я., Лозенко В.К. Трансформация структуры управления при переходе электроэнергетического комплекса Китая на новый уровень бизнес-уклада // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 3. С. 199-201.
7. Резкин П.Е. Добавленная стоимость в системе анализа цепочки создания стоимости продукта // Актуальные проблемы науки XXI века. 2018. № 7. С. 59-64.
8. Сухарева Е.В. Управление генерирующей компанией на основе модели стоимости капитала // Экономические науки. 2022. № 206. С. 144-149.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» (ред. от 31.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Поручения Президента Российской Федерации от 4 января 2010 года № Пр-22. URL: https://onls. pro/upload_files/Federal/Poruchenie_22.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 г. № 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142021 годы» (ред. от 01.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 699 «Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации» (ред. от 01.10.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
13.Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060. URL: https://www.iclaster.ru/upload/ iblock/80a/1_poruchenie_pravitelstva_rossiyskoy_ federatsii_ot_28_avgusta_2012_g._dm_p8_5060. pdf (дата обращения: 24.06.2024).
14. Приказ Минпромторга России № 651, Минэнерго России № 172 от 08.04.2014 г. «Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» (ред. от 14.01.2016) // СПС «Консультант Плюс».
15. Дубровина Т.А., Щетинина Е.А., Щетинина Е.Д. Структура цепочки добавленной стоимости как фактор инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности объекта // Научный результат. Экономические исследования. 2015. Т. 1. № 2. С. 29-38.
16. Кириллова Е.А., Заенчковский А.Э., Тюкаев Д.А., Епифанов В.А. Динамическая модель прогнозирования потребностей промышленного производства в аспекте его инновационного развития // Финансовый бизнес. 2022. № 6 (228). С.37-42.
17. Рукина Е.И., Крыленко Е.Е., Курдюкова Г.Н., Никифорова Д В., Куликова Н.Д. Состояние топливно-энергетического комплекса. Перспективы использования ВИЭ в контексте энергетического перехода // Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 261-268.
Вестник экономики, права и социологии, 2024, № 3
Экономика
System of Institutions for Managing the Development of Enterprises in the Fuel and Energy Complex of the Russian Federation
Talatin E.A.
Plekhanov Russian University of Economics (Moscow)
The article presents the data obtained based on the results of the research that confirm the hypothesis putforward about the composition of the system ofinstitutions that manage the development of enterprises of the fuel and energy complex of the Russian Federation and their role in achieving a high level of scientific and technological development of the state. The relevance of the study is due to the need to adapt to modern challenges, including global changes in the energy sector and requirements for sustainable development. In the conditions of economic transformation and growing competition in international markets, effective management of the fuel and energy complex becomes a key factor for ensuring the energy security of the country. The aim of the research is to analyse the existing institutions of fuel and energy complex management and develop recommendations for their improvement. The objectives of the study include analysing and assessing the current state of governance, identifying problems and shortcomings in the existing systems, andformulating proposals for the introduction of new management practices and mechanisms. The scientific significance of the work lies in the systematisation of knowledge about the mechanisms and system of institutions of fuel and energy complex management, which can become the basis for further research and practical applications in the field of energy policy of the Russian Federation. The practical value of the study consists in the development of recommendations for government agencies and enterprises of the fuel and energy complex, aimed at optimising management and improving the efficiency of resource use. The assessments made are based on the application of general scientific research methods. The results obtained from the research can be applied for further development of strategic management offuel and energy complex enterprises of the Russian Federation.
Keywords: development management institutions, competitiveness, innovation activities, innovative development, fuel and energy complex