Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
источники энергии / политика / сырьё / топливо / ТЭК / энергетический рынок / raw materials / fuel / energy sources / policy / fuel and energy complex energy market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панина Ольга Владимировна

Цель. Охарактеризовать инновационные подходы к определению теоретических аспектов государственного управления топливно-энергетическим комплексом. Процедура и методы. Методологический инструментарий работы представляет собой общенаучные (анализ, синтез, дедукцию, индукцию) и специальные (экономикостатистические, организационно-функциональные, сравнительные, экспертные, экономикоматематические и эконометрические) методы исследования в ракурсе междисциплинарного подхода. Результаты. В статье дано развёрнутое определение понятию топливного-энергетического комплекса в Российской Федерации. Выделены основные направления, определены роль и требования государственной политики в развитии ТЭК, основной акцент сделан на законодательном регулировании комплекса с приведением действующих нормативноправовых актов, связанных с Энергетической стратегией на период до 2035 г. Теоретическая и практическая значимость. Представленные положения и выводы вносят вклад в развитие теории государственного управления в части разработанных методик государственной энергетической политики. Практическая значимость исследования заключается в привнесении сформированных в работе теоретико-методологических положений и методических рекомендаций в практику формирования и реализации государственной промышленной политики, государственного проектирования. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности при межуровневом взаимодействии органов власти, что может способствовать достижению показателей устойчивого развития социально-экономических систем как федерального, так и локального уровней даже с учётом имеющихся внешних угроз. Возможно также использование представленных выводов и рекомендаций при разработке учебно-методических комплексов для студентов профильных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF STATE MANAGEMENT OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

Aim. To characterize innovative approaches to the definition of theoretical aspects of state management of the fuel and energy complex. Methodology. The methodological tools of the work are general scientific (analysis, synthesis, deduction, induction) and special (economic-statistical, organizational-functional, comparative, expert, economic-mathematical and econometric) research methods from the perspective of an interdisciplinary approach. Results. The article gives a detailed definition of the concept of the fuel and energy complex in the Russian Federation. The main directions are highlighted, the role and requirements of state policy in the development of the fuel and energy sector are defined, the main emphasis is placed on the legislative regulation of the complex with the introduction of existing regulatory legal acts related to the Energy strategy for the period until 2035. Research implications. The presented provisions and conclusions contribute to the development of the theory of public administration in terms of the developed methods of state energy policy. The practical significance of the research lies in the introduction of theoretical and methodological provisions and methodological recommendations formed in the work into the practice of forming and implementing state industrial policy, state design. The results obtained can be used in practical activities in the inter-level interaction of authorities, which can contribute to the achievement of indicators of sustainable development of socio-economic systems at both the federal and local levels, even taking into account the existing external threats. It is also possible to use the presented conclusions and recommendations in the development of educational and methodological complexes for students of specialized areas of training.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 346.7:338.45

DOI: 110.18384/2310-6646-2023-3-69-78

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Панина О. В.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125167, г. Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Охарактеризовать инновационные подходы к определению теоретических аспектов

государственного управления топливно-энергетическим комплексом.

Процедура и методы. Методологический инструментарий работы представляет собой

общенаучные (анализ, синтез, дедукцию, индукцию) и специальные (экономико-

статистические, организационно-функциональные, сравнительные, экспертные, экономико-

математические и эконометрические) методы исследования в ракурсе междисциплинарного

подхода.

Результаты. В статье дано развёрнутое определение понятию топливного-энергетического комплекса в Российской Федерации. Выделены основные направления, определены роль и требования государственной политики в развитии ТЭК, основной акцент сделан на законодательном регулировании комплекса с приведением действующих нормативно-правовых актов, связанных с Энергетической стратегией на период до 2035 г. Теоретическая и практическая значимость. Представленные положения и выводы вносят вклад в развитие теории государственного управления в части разработанных методик государственной энергетической политики. Практическая значимость исследования заключается в привнесении сформированных в работе теоретико-методологических положений и методических рекомендаций в практику формирования и реализации государственной промышленной политики, государственного проектирования. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности при межуровневом взаимодействии органов власти, что может способствовать достижению показателей устойчивого развития социально-экономических систем как федерального, так и локального уровней даже с учётом имеющихся внешних угроз. Возможно также использование представленных выводов и рекомендаций при разработке учебно-методических комплексов для студентов профильных направлений подготовки.

Ключевые слова: источники энергии, политика, сырьё, топливо, ТЭК, энергетический рынок

© CC BY Панина О. В., 2023.

TÜ7

ISSN 2949-5040

THEORETICAL ASPECTS OF STATE MANAGEMENT

OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

O. Panina

Financial University under the Government of the Russian Federation prosp. Leningradskiy 49/2, Moscow 125167, Russian Federation

Abstract

Aim. To characterize innovative approaches to the definition of theoretical aspects of state management of the fuel and energy complex.

Methodology. The methodological tools of the work are general scientific (analysis, synthesis, deduction, induction) and special (economic-statistical, organizational-functional, comparative, expert, economic-mathematical and econometric) research methods from the perspective of an interdisciplinary approach.

Results. The article gives a detailed definition of the concept of the fuel and energy complex in the Russian Federation. The main directions are highlighted, the role and requirements of state policy in the development of the fuel and energy sector are defined, the main emphasis is placed on the legislative regulation of the complex with the introduction of existing regulatory legal acts related to the Energy strategy for the period until 2035.

Research implications. The presented provisions and conclusions contribute to the development of the theory of public administration in terms of the developed methods of state energy policy. The practical significance of the research lies in the introduction of theoretical and methodological provisions and methodological recommendations formed in the work into the practice of forming and implementing state industrial policy, state design. The results obtained can be used in practical activities in the inter-level interaction of authorities, which can contribute to the achievement of indicators of sustainable development of socio-economic systems at both the federal and local levels, even taking into account the existing external threats. It is also possible to use the presented conclusions and recommendations in the development of educational and methodological complexes for students of specialized areas of training.

Keywords: raw materials, fuel, energy sources, policy, fuel and energy complex energy market.

Введение

Топливно-энергетический комплекс России играет важнейшую роль в развитии хозяйства не только нашей страны, но и мировой экономики в целом. Несмотря на глобальный «зеленый переход», требования снизить углеводородный след, использование возобновляемых источников энергии, рост выпуска электромобилей, а также принятое решение комиссией Евросоюза о сворачивании долгосрочных контрактов на поставки газа из России и переориентации на биржевую торговлю топливом, ограничения инвестиций в проекты традиционной энергетики, потребность в сырье и углеводородах сохраняется. Мировая экономика ближайшие десятилетия будет нуждаться в нефти и газе, угле как в топливе и как в сырье для переработки, поэтому невозможно совершить полный и настолько быстрый переход на возобновляемые источники энергии, максимально снизить потребление углеводорода. Доля топливно-энергетических ресурсов хотя и уменьшится, но сохранит своё положение как значимая.

Энергетический рынок претерпевает серьёзные изменения: появляются новые игроки, перераспределяются уже существующие роли, совершенствуются подхо-

ISSN 2949-5040

0

2023/№ 3

ды в управлении топливно-энергетическим комплексом, идёт диверсификация используемых ресурсов.

Текущие мировые процессы обуславливают модернизацию и перестройку государственного управления, а также переход на новую модель развития топливно-энергетического комплекса. Стремительно меняющиеся события в энергетическом секторе требуют наиболее эффективной и комплексной системы государственного регулирования.

Изучение проблем и перспектив развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в настоящее время имеет высокую значимость, так как эта отрасль экономики взаимосвязана со всеми другими отраслями и является ключевым фактором социально-экономического развития [1, с. 12]. ТЭК во многом определяет динамику, масштабы и технико-экономические показатели общественного воспроизводства в первую очередь промышленности. Соответственно, от правильно выстроенной и рациональной государственной стратегии управления топливно-энергетическим комплексом будет зависеть социально-экономическое развитие страны в целом. Современные тенденции развития и изменения мировой экономики, а также вопросы энергетической безопасности в современных реалиях указывают на необходимость совершенствования государственной политики в области управления ТЭК России [2, с. 30]. Тем самым, возникает необходимость изучения государственного регулирования ТЭК и разработки предложений по его совершенствованию. Именно это обуславливает актуальность заданной темы.

Изучением понятия «топливно-энергетический комплекс» занимались многие зарубежные и отечественные учёные. Как и большинство комплексных понятий, ТЭК не имеет единого определения. Топливно-энергетический комплекс России представляет собой совокупность различных отраслей, которые занимаются добычей важнейших энергетических ресурсов. В рамках функционирования этих отраслей происходит формирование общественно-экономических отношений, нацеленных на обеспечение национальной безопасности и суверенитета государства, а также на сохранение необходимого для нормальной жизнедеятельности населения уровня энергосбережения.

Топливно-энергетический комплекс представляет собой целостную систему, которая образуется посредством взаимодействия электроснабжения, теплоснабжения, топливоснабжения (газ, нефть, твёрдое топливо) и включает в себя такие предприятия и объекты инфраструктуры, которые обеспечивают получение, переработку, хранение, транспортировку, преобразование, распределение топливно-энергетических ресурсов. Синтез данных элементов в единое целое можно объяснить технологическим единством и организационно-экономической взаимозависимостью. Отрасли ТЭК неразрывно связаны практически со всеми направлениями деятельности народного хозяйства [6, с. 58].

Именно совокупность процессов, начиная от разведки месторождений и заканчивая транспортировкой и потреблением, например, поступлением отопления в дома, определяется как топливно-энергетическая система. Стоит отметить то, что все отрасли ТЭК связаны с большинством направлений хозяйственной деятельности страны.

К элементам системы топливно-энергетического комплекса также можно отнести предприятия, которые занимаются обеспечением техникой и прочим оборудованием для добычи, переработки и транспортировки энергетических ресурсов.

Топливно-энергетический комплекс: понятие и сущность

ISSN 2949-5040

Вестник государственного университета просвещения. Серия: Экономика

Г

2023 / № 3

Традиционно включать предприятия технического оснащения в структуру ТЭК не принято.

Как и многие сферы экономических отношений, ТЭК имеет три уровня: мировой, национальный и региональный. Мировой уровень обусловлен совокупностью национальных топливно-энергетических систем, которые, взаимодействуя, образуют мировой энергетический рынок. В рамках национальных систем выделяют, соответственно, региональные.

Центральное место на мировом энергетическом рынке занимают топливные ресурсы. Но в последние годы наблюдается растущая тенденция использования нетрадиционных источников энергии, которые могут составить конкуренцию традиционным энергетическим ресурсам, соответственно, данный факт может нарушить баланс в ТЭК, а также повлечь за собой изменения на мировом энергетическом рынке.

Для классификации составляющих ТЭК отрасли и предприятия можно разделить в зависимости от того, на какой фазе производства топливно-энергетического ресурса они задействованы.

Топливно-энергетический комплекс объединяет отрасли, связанные с:

добычей (угледобыча, нефте- и газодобыча, добыча торфа, сланцев, урана); преобразованием (нефтепереработка, переработка угля, газа, торфа, электроэнергетика, атомная энергетика);

распределением (перевозка, транспортировка ресурсов, нефтепроводы, газопроводы, электрические сети, теплопроводы);

потреблением (отечественные и зарубежные потребители энергоресурсов, а также все вышеперечисленные компании, потребляющие энергию на технологические и производственные нужды).

В результате анализа теоретических основ топливно-энергетической системы страны можно выделить четыре главных направления, которые обуславливают её место и роль в современной экономике:

- геополитическое влияние;

- систему жизнеобеспечения населения;

- важную часть экономики;

- высокоприбыльный бизнес.

Выделенные современные аспекты понятия «топливно-энергетический комплекс» позволяют сделать вывод, что эффективно функционирующая топливно-энергетическая система в первую очередь необходима государству для поддержания суверенитета на геополитической арене, а также для эффективного достижения государственных целей социально-экономического развития. Более того, ТЭК оказывает решающее воздействие на формирование любого хозяйства страны, так как без энергоресурсов не представляется возможным запустить ни одно производство, ни один процесс и работу механизмов. ТЭК взаимосвязан практически со всеми отраслями: одни - обеспечивают квалифицированными кадрами, другие - обеспечивают средствами производства, третьи - представляют рынок сбыта, являются потребителями.

Определение теоретических аспектов государственного управления ТЭК

Государственная энергетическая политика - деятельность государственных органов, направленная на обеспечение всех отраслей экономики страны необходимым объёмом энергии при наименьших затратах и наиболее экологичным способом. Государственная политика в сфере ТЭК включает в себя управление фондом

ISSN 2949-5040

0

2023/№ 3

недр и недропользования, направлена на реализацию энергетической политики, поддержание топливно-энергетического баланса, формирование инновационной и научно-технической политики, социальной и внешнеэкономической политики в энергетики [3, с. 365].

Соответственно, управление топливно-энергетическим комплексом - это система мер и мероприятий органов государственного управления, которые направлены на эффективное достижение желаемых результатов при наименьшей потере ресурсов (времени, капитала) в рамках проводимой государственной энергетической политики.

Осуществление топливно-энергетической политики государством направлено на защиту населения страны, а также обеспечение всеми необходимыми энергетическими ресурсами; вместе с тем, политика государства учитывает интересы хозяйствующих субъектов ТЭК, формирует энергетическую независимость и безопасность страны.

Данные черты на этапе формирования стратегии можно отнести к подцелям, на достижение которых и направлен процесс управления топливно-энергетическим комплексом. Как и любая отрасль, топливно-энергетическая обладает рядом уникальных черт производственного и структурного характера, изучив которые, можно определить особенности управления ТЭК. Например, постоянная зависимость от цен на энергоресурсы, или разведка ресурсов - затратный и рискованный процесс. Следует выделить следующие особенности управления ТЭК в настоящий период:

- многоуровневая система контроля, состоящая из внутреннего, государственного и международного;

- высокая степень риска на всех этапах производства;

нестабильная рыночная ситуация (непостоянство рынков сбыта);

высокая степень технологичности производства: дорогостоящее оборудование, сведение к минимуму влияния человеческого фактора;

баланс между эффективным производством и экологическими нормами.

С учётом выделенных особенностей, а также современных тенденций развития энергетического рынка политика государства должна соответствовать следующим принципам:

взаимосвязанность действий органов государственной власти и субъектов РФ в процессе реализации государственной энергетической политики и в процессе осуществления стратегических действий развития топливно-энергетического комплекса страны;

увеличение конкурентоспособности топливно-энергетических компаний, которое возможно достичь при одновременном повышении производственной эффективности как на внутреннем рынке энергетических ресурсов, так и на мировом;

развитие стабильного интереса субъектов хозяйствования топливно-энергетической сферы;

- поддержка предпринимательской инициативы в ТЭК.

Основными задачами государственной политики ТЭК являются:

повышение доли внебюджетных источников финансирования энергосберегающих проектов;

формирование и внедрение единой инновационной информационной государственной системы в сфере ТЭК;

формирование реально применимой научно-обоснованной базы в области внедрения и использования возобновляемых источников энергии;

ISSN 2949-5040

- развитие качества освоения уже разрабатываемых месторождений и углубление новых за счёт внедрения новейших разработок и методов;

- увеличение протяжённости магистральных нефте- и газопроводов, газификация;

- рациональное использование ресурсного потенциала страны через внедрение инновационных методов.

Важность и фундаментальное значение развития топливно-энергетического комплекса подтверждается перечнем документов, взаимосвязанных с «Энергетической стратегией на период до 2035 года:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683.

2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642.

3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Правительством Российской Федерации 3 января 2014 года.

4. Доктрина энергетической безопасности, утв. Президентом Российской Федерации 29 ноября 2012 года» [5].

Основным инструментом реализации Энергетической стратегии является Государственная программа «Развитие энергетики» 2013-2030 гг. [4], которая направлена на эффективное достижение поставленных Стратегией целей и задач.

В целом система нормативно-правового регулирования в области ТЭК имеет сложную структуру и достаточно большое количество законодательных актов, регулирующих ту или иную область. Систему нормативно-правового регулирования можно разделить на элементы общего и специального законодательства.

Как следует из названия, общее законодательство регулирует не только ТЭК, но и остальные вопросы, касающиеся в целом всех субъектов отраслей экономики и их деятельности. К этой группе относятся такие документы, как: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Земельный и Таможенный кодексы РФ, Гражданский кодекс РФ. Немаловажным аспектом является то, что ТЭК - составная часть экономики страны, соответственно, регулирование общими нормами распространяется и на субъекты в области топливно-энергетического комплекса в том числе.

Специальная группа нормативно-правовых актов основывается по большей части законодательстве, но имеет определённую направленность и сферу деятельности. Данная группа нормативно-правовых актов получила название «энергетическое законодательство». Например, сюда можно отнести такие нормативно-правовые документы, как: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Отмеченные НПА имеют узконаправленную зону влияния и напрямую касаются топливно-энергетического комплекса и затрагивают наиболее важные сферы, требующие государственного регулирования. Помимо законодательных актов существует множество подзаконных актов, принимаемых Правительством РФ, Министерством энергетики и подведомственных ему структур.

Помимо законодательного регулирования, государственное управление топливно-энергетическим комплексом реализуется через налоговую, бюджетную, инвестиционную, ценовую, научно-технологическую политику. Постоянно происходит также участие государства в различных международных организациях и соглашениях, что тоже является своего рода инструментом государственного управления.

ISSN 2949-5040

0

2023/№ 3

Стоит отметить, что эффективность управления и государственного регулирования напрямую зависит от следующих ключевых факторов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровня монополизации и потребности реализации структурных реформ в сфере НГК;

- территориально-географических особенностей страны и её экономики;

- степени зависимости бюджета и внешнеторгового баланса страны от нефтегазовой и других отраслей.

Управление в области топливно-энергетического комплекса представлено в иерархичной структуре, во главе которой находится Правительство РФ.

Правительство РФ реализует следующие функции в сфере государственного управления ТЭК:

- определение основ ценовой политики на минеральное сырьё;

- установление основных положений о лицензировании определённых видов деятельности;

- управление федеральным имуществом;

- определение основ экспортно-импортной политики, инвестиционного сотрудничества.

Одним из важнейших пунктов в области управления ТЭК, которое реализует Правительство РФ, является рассмотрение и утверждение инвестиционных программ.

Осуществлением основных полномочий по реализации государственной политики в области топливно-энергетического сектора занимается Министерство энергетики России.

Государственное регулирование в области ТЭК осуществляется также Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. ФАС «является органом исполнительной власти и осуществляет функции по рассмотрению и принятию нормативно-правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в деятельности субъектов естественных монополий» [1]. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - это «федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию нормативно-правовых актов, контролю и надзору безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений на объектах энергетики» [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что государственное управление ТЭК подразумевает под собой целенаправленное воздействие государства через органы государственной власти на хозяйствующие субъекты с целью эффективного достижения желаемых результатов государственной энергетической политики при минимальной потере капитала и времени в рамках энергетической стратегии.

Деятельность таких государственных органов, как: Правительство РФ, Минэнерго, ФАС, Ростехнадзор, направлена на управление государственным фондом недр и недропользованием, организацию региональной энергетической политики, установление и поддержание топливно-энергетического баланса, формирование инновационной и научно-технической политики, социальной и внешнеэкономической политики в энергетики.

Значимость эффективности государственного регулирования деятельности и формирования топливно-энергетического комплекса объясняется его важностью в развитии не только нашей страны, но и мирового энергетического рынка.

Эффективность управления базируется на грамотной нормативно-правовой системе. Российская нормативно-правовая база в области ТЭК имеет сложную

ISSN 2949-5040

структуру и достаточно большое количество законодательных актов, регулирующих ту или иную область. Такое количество законов и нормативно-правовых актов обусловлено прежде всего сложностью правовых отношений в данной сфере деятельности. Но, безусловно, система нормативно-правовых актов не является совершенной и нуждается в существенных изменениях.

Заключение

Основным документом для реализации государственной энергетической политики является Энергетическая стратегия. Было установлено, что стратегические документы, в частности Энергетическая стратегия на период до 2035 г., разрабатываются на долгосрочный период. Такой подход обуславливает гарантированное обеспечение потребностей населения страны энергоресурсами, а также формирует потенциал для научно-технологического развития производства, повышения социально-экономического развития страны.

В целом, от правильно выстроенной государственной политики зависят перспективы дальнейшего развития экономики страны, поскольку ТЭК взаимосвязан практически со всеми хозяйствующими отраслями экономики страны, а также обеспечивает налоговые поступления в федеральный бюджет.

При принятии управленческих решений в условиях нестабильной ситуации на международной арене в области ТЭК и в целом в экономике необходимо учитывать такие обстоятельства, как: отсутствие стабильности на международном энергетическом рынке (сказывается на всех его участниках); изменение структуры мировых топливно-энергетических рынков (перераспределяются роли среди основных участников, возникают новые игроки и создаются новые региональные рынки). На данный момент можно также выделить некоторые особенности топливно-энергетического комплекса, оказывающие влияние на выбранную стратегию государственного управления в данной области:

многоуровневая система контроля, состоящая из внутреннего, государственного и международного контроля;

- высокая степень риска на всех этапах производства;

высокая степень технологичности производства: дорогостоящее оборудование, сведение к минимуму влияния человеческого фактора;

баланс между эффективным производством и экологическими нормами.

Статья поступила в редакцию 12.07.2023.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братарчук Т. В., Филипович О. Н. Реализация государственных программ в регионах Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2022. 110 с.

2. Братарчук Т. В., Щекочихина С. В. Особенности государственной политики в топливно-энергетическом комплексе России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 1. С. 29-36.

3. Братарчук Т. В. Характеристика проблем стратегического планирования научно-технического развития // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: материалы VI Международной научно-практической конференции / под ред. И. В. Милькина, С. П. Косари. М.: ГУУ 2021. С. 364-367.

4. Государственная программа «Развитие энергетики» на период 2013-2030 гг. (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014. № 321) // Портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/30 (дата обращения: 25.08.2023).

5. Доктрина энергетической безопасности (утв. Президентом Российской Федерации 29.11.2012. № Пр-3167

6. Крюков В. А. Нефтяные фонды и проблемы экономического развития // Международная экономика и международные отношения. 1994. № 5. С. 117-125.

7. Лещинер Р. Топливно-энергетический комплекс СССР // Политическое самообразование. 1986. № 8. С. 63-70.

8. Основные функции Ростехнадзора // Ростехнадзор [сайт]. URL: https://www.gosnadzor. ru/about_gosnadzor/functions (дата обращения: 25.08.2023).

9. О ФАС России // Федеральная антимонопольная служба [сайт]. URL: https://fas.gov.ru/ pages/about/overview/obshhee.html (дата обращения: 25.08.2023).

10. Рагулина Ю. В., Братарчук Т. В. Характеристика механизмов реализации государственной промышленной политики // Вестник Российской академии естественных наук. 2022. Т. 22. № 2. С. 57-63.

REFERENCES

1. Bratarchuk T. V., Filipovich O. N. Realizatsiia gosudarstvennykh programm v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Implementation of State Programs in The Regions of The Russian Federation]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2022. 110 р.

2. Bratarchuk T. V., Shchekochikhina S. V. [Features of State Policy in The Fuel and Energy Complex of Russia]. In: Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia [Economics and Management: Problems, Solutions], 2020, vol. 1, no. 1, pp. 29-36.

3. Bratarchuk T. V. [Characteristics of The Problems of Strategic Planning of Scientific and Technical Development]. In: Rol' mestnogo samoupravleniia v razvitii gosudarstva na sovremennom etape: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, The State University of Management Publ., 2021, pp. 364-367.

4. [The Doctrine of Energy Security (appr. The President of The Russian Federation on 29.11.2012].

5. [State Program "Energy Development" For the Period 2013-2030 (appr. Decree of The Government of The Russian Federation № 321 15.04.2014]. In: Portalgosprogramm RF [Portal of State Programs of The Russian Federation]. Available at: https://programs.gov.ru/Portal/ programs/passport/30 (accessed: 25.08.2023).

6. Kryukov V. A. [Oil Funds and Problems of Economic Development]. In: Mezhdunarodnaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [International Economics and International Relations], 1994, no. 5, pp. 117-125.

7. Leshchiner R. [Fuel and Energy Complex of the USSR]. In: Politicheskoe samoobrazovanie [Political self-education], 1986, no. 8, pp. 63-70.

8. [The Main Functions of Rostechnadzor]. In: Rostekhnadzor [Rostechnadzor]. Available at: https://www.gosnadzor.ru/about_gosnadzor/functions / (accessed: 25.08.2023).

9. [About the FAS Of Russia]. In: Federalnaya antimonopolnaya sluzhba. Available at: https://fas. gov.ru/pages/about/overview/obshhee.html (accessed: 25.08.2023).

10. Ragulina Yu. V., Bratarchuk T. V. [Characteristics of Mechanisms for The Implementation of State Industrial Policy]. In: Vestnik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2022, vol. 22, no. 2, pp. 57-63.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Панина Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: OPanina@fa.ru

ЧУ

ISSN 2949-5040

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga V Panina - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Departmental Head, Department of State and Municipal Administration Faculty of Higher School of Management Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: OPanina@fa.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Панина О. В. Теоретические аспекты государственного управления топливно-энергетическим комплексом Российской Федерации // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика 2023. № 3. С. 69-78. DOI: 110.18384/2310-6646-2023-3-69-78

FOR CITATION

Panina О. V. [Theoretical aspects of state management of the fuel and energy complex of the Russian federation]. In: Vestnik Gosudarstvennogo universitetaprosveshcheniya. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the State University of Education. Series: Economics], 2023, no. 3, рр. 69-78. DOI: 110.18384/2310-6646-2023-3-69-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.