УДК 338.51
Kosarev P.N.
PRINCIPLES AND METHODS OF SUBSTANTIATION OF INVESTMENT AND TARIFF POLICIES IN FUEL AND ENERGY COMPLEX
The article defines the basic principles and methods for the development and implementation of investment and tariff policies in the fuel and energy complex. The author refers to methods of managing tariff and investment policies forecasting energy prices on domestic and world markets, strategic and current planning for the development and functioning of energy companies, taking into account all types of costs when determining energy tariffs, monitoring and analyzing performance indicators of energy companies. Among the principles of management, the principle of efficiency, the principle of science, the principle of innovation are distinguished. The findings are based on a phe-nomenological approach that favors expert judgment. The scientific novelty of the study consists in substantiating the specifics of the principles and methods considered in relation to the fuel and energy complex.
Keywords: feasibility study, energy, fuel and energy complex, tariff, tariff policy, investment decision, investment policy.
П.Н. Косарев1
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Статья определяет основные принципы и методы разработки и реализации инвести-ционой и тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе. К методам управления тарифной и инвестиционной политикой автор относит прогнозирование цен на энергоносители на внутренних и мировых рынках, стратегическое и текущее планирование развития и функционирования предприятий ТЭК, учёт всех видов затрат при определении тарифов на энергоснабжение, мониторинг и анализ показателей деятельности предприятий ТЭК. Среди принципов управления выделяются принцип эффективности, принцип научности, принцип инновационности. Полученные выводы основаны на феноменологическом подходе, отдающем предпочтение экспертной оценке. Научная новизна проведённого исследования состоит в обосновании специфики рассмотренных принципов и методов применительно к топливно-энергетическому комплексу.
Ключевые слова: экономическое обоснование, энергетика, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), тариф, тарифная политика, инвестиционное решение, инвестиционная политика.
Актуальность совершенствования системы управления и технико-технологической модернизации топливно-энергетического комплекса (ТЭК), как важнейшего сектора, влияющего на устойчивое экономическое развитие страны, неоднократно отмечалась на различных глобальных форумах и закреплена в целом ряде национальных и международных документов. Влияние ТЭК проявляется, во-первых, в обеспечении энергетической безопасности, под которой понимается предоставление всем экономическим субъектам постоянного доступа к энергии и современным услугам в сфере экологически устойчивого энергоснабжения, как жизненно важному ресурсу, и, во-вторых, в обеспечении экономической целесообразности, под которой понимается поддержание уровня платы за потребляемую энергию на социально и экономически приемлемом уровне. Уровень платы экономических субъектов за потребляемую энергию определяется размером тарифов для физических и юридических лиц, устанавливаемых различными участниками энергетического рынка и частично регулируемых государством. В этой связи проведение обоснованной тарифной политики в энергетике является важным условием развития не только самих предприятий ТЭК, но и экономических субъектов, являющихся потребителями энергоресурсов и услуг энергоснабжения, поставляемых предприятиями ТЭК на соотвеству-ющие рынки.
Богачкова Л.Ю. в своём исследовании направлений совершенствования тарифной политики в отраслях ТЭК определила, что "к отрицательным последствиям заниже-
1 Косарев П.Н., аспирант; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тверской государственный технический университет", г. Тверь
Kosarev P.N., Postgraduate; Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Tver State Technical University", Tver
ния тарифов на газ и электроэнергию относятся дефицит инвестиционных ресурсов и нерациональное, расточительное энергопотребление" [1. С. 112]. Обратная ситуация, при которой имеет место завышение тарифов, также сопровождается негативными последствиями в виде ограничения возможностей для развития бизнеса экономическими субъектами, вовлекающими энергетические ресурсы в производственный оборот и вынужденными закладывать в цену поставляемых на рынки товаров и услуг высокую энергетическую составляющую себестоимости.
Разумное проведение тарифной и инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе должно стимулировать развитие экономических субъектов, в том числе за счёт внедрения инноваций. Родионова Н.П. и Аксёнов Л.А. отмечают, что в настоящее время для таких географически удалённых от центра регионов, как Камчатский край, Приморский край, Магаданская и Сахалинская области, да и Дальневосточный федеральный округ в целом, при принятии решений об установлении тарифов органы власти часто руководствуются не экономическими, а политическими факторами, что приводит к тому, что "большинство электростанций не могут вести в необходимом объёме ремонтно-восстановительные работы, не говоря о развитии производства, а по существу являются убыточными" [11. С. 8].
Связь инвестиционной и тарифной политики топливно-энергетического комплекса определяется необходимостью финансирования предприятиями ТЭК модернизации оборудования и автоматизации процессов генерации, передачи и распределения энергии. Сложившейся практикой в большинстве стран мира является включение расходов на осуществление данных мероприятий в тарифы в виде инвестиционной составляющей.
Среди провозглашённых мировым сообществом семнадцати целей в области устойчивого развития, цель номер семь направлена на обеспечение всеобщего доступа к энергии, содействие использованию возобновляемых источников энергии и прогресс в повышении энергетической эффективности процессов производства и потребления энергии [13. С. 1109], а период с 2014 по 2024 гг. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) от 21.12.2012 года объявлен десятилетием "устойчивой энергетики для всех" [2]. Такое внимание на международном уровне к данному сектору экономики подвигает страны на путь развития ТЭК на основе внедрения новых технологических и управленческих решений и их всестороннем экономическом обосновании.
Российская Федерация за последние десятилетия сделала ряд успешных шагов в области развития энергетического сектора. Несмотря на успехи, достигнутые в нескольких направлениях, топливно-энергетический комплекс продолжает испытывать на себе влияние многочисленных негативных факторов, таких как высокий уровень физического и морального износа оборудования на объектах генерации и передачи электрической и тепловой энергии, приводящий к возникновению аварийных ситуаций и необходимости одномоментного проведения и финансирования значительных объёмов ремонтных работ, низкий уровень платёжеспособности экономических субъектов, приводящий к росту дебиторской задолженности в балансе предприятий ТЭК и тормозящий их инвестиционные процессы.
Методы управления тарифной и инвестиционной политикой в топливно-энергетическом комплексе включают в себя: прогнозирование цен на энергоносители на внутренних и мировых рынках, стратегическое и текущее планирование развития и функционирования предприятий ТЭК, учёт всех видов затрат при определении тарифов на энергоснабжение, мониторинг и анализ показателей деятельности предприятий ТЭК, включая величину дебиторской задолженности.
Исследователи Кононов Ю.Д. и Кононов Д.Ю., определяя место долгосрочных прогнозов цен на топливо и электроэнергию, отмечают, что они "являются необходимой составной частью стратегий и программ развития ТЭК и экономики страны и регионов" [6. С. 52]. Задачи, решаемые при составлении этих прогнозов, включают получение представления о конкурентоспособности различных участников ТЭК, перспективах развития энергоёмких видов продукции и услуг, а также формирование массива информации для экономического обоснования инвестиционных решений, принимаемых как самими энергетическими компаниями, так и экономическими субъектами, вовлекающими энергетические ресурсы в производственный оборот. Этапы долгосрочного прогнозирования включают разработку сценариев развития экономики и спроса на энергоносители, оптимизацию развития ТЭК страны и регионов, определение состава возможных конкурентов на региональных энергетических рынках, прогноз цен на топливо и прогноз цен на электроэнергию.
Колибаба В.И. и Мокрова К.С. предлагают дифференцированно подходить к разработке и установлению тарифов, приняв за основу "так называемый базовый тариф на электроэнергию, который будет включать все затраты на передачу и распределение электроэнергии, плату за системную надёжность и надбавку за надёжность, которая будет отражать часть необходимой валовой выручки, направляемой на обеспечение выбранного уровня надёжности потребителей (в части надёжности распределения электроэнергии)" [5. С. 72].
Ефременко В.М. и Беляевский Р.В. обращают внимание на учёт при установлении тарифов на энергоснабжение промышленных потребителей услуг по компенсации реактивной мощности, которые могут оказываться как энергоснабжающей организацией экономическим субъектам-потребителям энергетических ресурсов, так и наоборот. Исследователи делают вывод о влиянии сложившейся технологической схемы на текущие затраты её участников и необходимости в условиях рыночных отношений оплаты данных услуг "стороной, в интересах которой они осуществляются" [3. С. 60].
Мониторинг деятельности топливно-энергетического комплекса представляет собой систематическое наблюдение за процессами, происходящими как на отдельных предприятиях, так и в энергетике в целом и служит основой для подготовки информации для принятия обоснованных управленческих решений в сфере тарифной и инвестиционной политики.
В исследовании Шевченко И.В. и Яцукова Г.В. анализ показателей деятельности предприятий ТЭК служит базой для реализации функционального и процессного подходов к корпоративному управлению. По выражению авторов исследования, результаты анализа отражают процессы и функции, а затем "функциональная структура предприятия определяет, "что делать", а процессная - "как делать". Эти две неразрывные стороны сетевой виртуальной кооперации корпоративного управления формируют синергетический управленческий эффект" [12. С. 4].
Среди принципов управления тарифной и инвестиционной политикой в топливно-энергетическом комплексе следует выделить: принцип эффективности, принцип научности, принцип инновационности.
Соглашаясь с определением, данным Ратмановой И.Д., Коровкиной С.Д. и Железняк Н.В., будем рассматривать ТЭК как "комплекс взаимосвязанных систем электроснабжения, теплоснабжения, топливоснабжения (снабжения газом, нефтью, твёрдым топливом и продуктами их переработки), состоящих из совокупности предприятий, объектов и установок получения, переработки, преобразования, транспорта, хранения и распределения энергетических ресурсов всех видов" [10. С. 2].
Принцип эффективности управления тарифной и инвестиционной политикой в топливно-энергетическом комплексе предполагает, что при обосновании и выборе тарифных и инвестиционных решений основополагающим критерием является сочетание экономического, экологического и социального эффектов. Учёт этих эффектов особенно важен для успешной реализации задач стратегического развития ТЭК. Например, при продвижении возобновляемых источников энергии (ВИЭ) многие страны использовали субсидирование затрат энергетических предприятий, включающих в свой энергетический баланс ВИЭ. Таким образом, органы власти осуществляли тарифное регулирование и поддерживали тарифы на энергию, вырабатываемую с помощью ВИЭ, на конкурентоспособном уровне.
Принцип научности основан на включении научной составляющий в реализацию функций прогнозирования цен на энергоносители на внутренних и мировых рынках, стратегического и текущего планирования развития и функционирования предприятий ТЭК, учёта всех видов затрат при определении тарифов на энергоснабжение, мониторинга и анализа показателей деятельности предприятий ТЭК.
Принцип инвестиционности проявляется в поиске и внедрении новых, перспективных управленческих и технологических решений на предприятиях ТЭК, к которым исследователи Киселёв С.В., Любарская М.А., Пилявский В.П., Путинцева Н.А., Чекалин В.С. относят, например, развитие экоиндустриальных парков в привязке к объектам энергетики, что позволяет повысить экономическую, социальную и экологическую составляющие их функционирования [7], [8], [9]. В данном случае речь идёт об использовании вторичных энергетических ресурсов (ВЭР), под которыми Климовец О.В. предлагает понимать "энергетические ресурсы, образующиеся в технологических установках в виде побочных продуктов основного и вспомогательного производства, энергетический потенциал которых может быть использован как для энергоснабжения других установок, так и для реализации внешним потребителям" [4. С. 37]. Как показывает мировой опыт, использование ВЭР
позволяет получить синергетический эффект за счёт снижения совокупных затрат на энергоснабжение, создания новых рабочих мест на предприятиях-резидентах экоинду-стриальных парков, а также сокращения негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду. Организация функционирования экоиндустриальных парков в регионах Российской Федерации позволит повысить востребованность инновационных разработок для ТЭК, получить примеры бенчмаркинга эффективных энергетических решений и развивать государственно-частное партнёрство, что является позитивным фактором формирования обоснованной тарифной политики в данном секторе.
Таким образом, проведённое исследование показало, что специфика применения принципов и методов управления тарифной и инвестиционной политикой в топливно-энергетическом комплексе определяется сложностью самого объекта управления, характеризующегося, с одной стороны, тесной взаимосвязью между предприятиями, входящими в структуру ТЭК, а с другой стороны, диверсифицированностью их видов деятельности, территориального расположения, структур управления, форм собственности и принципов работы, а также масштабностью инвестиционных проектов и длительным периодом их окупаемости.
Список использованных источников
1. Богачкова Л.Ю. К вопросу о совершенствовании тарифной политики в отраслях ТЭК // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2007. - Вып. 11. - C. 111-117.
2. Десятилетие устойчивой энергетики для всех. Режим доступа https://www.un.org/ru/sections/observances/international-decades/ (дата обращения 15.11.2019).
3. Ефременко В.М., Беляевский Р.В. О совершенствовании механизмов взаимоотношений энергоснабжающих организаций и потребителей в области компенсации реактивной мощности // Вестник Кузбасского государственного технического университета. -2012. - № 2(90). - C. 59-62.
4. Климовец О.В. Экономическая эффективность использования вторичных энергетических ресурсов в промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 9(91). - C. 35-49.
5. Колибаба В.И., Мокрова К.С. Методика формирования дифференцированных сетевых тарифов на электроэнергию в зависимости от уровня надёжности электроснабжения потребителя // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - 2017. - Вып 1. - C. 70-76.
6. Кононов Ю.Д., Кононов Д.Ю. Долгосрочное прогнозирование динамики цен на российских энергетических рынках // Проблемы прогнозирования. - 2005. - № 6. - C. 5360.
7. Любарская М.А., Киселёв С.В., Пилявский В.П. Роль сферы услуг в развитии экотехнопарков в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 1. - C. 185-192.
8. Любарская М.А., Путинцева Н.А., Чекалин В.С. Концепция повышения энергетической эффективности инфраструктуры города на базе развития экоиндустриальных парков. - СПб.: СПбГЭУ, 2018.
9. Любарская М.А., Цуркан М.В. Развитие экотехнопарков в рамках проектного управления // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 3. - C. 80-89.
10. Ратманова И.Д., Коровкин С.Д., Железняк Н.В. Подход к организации мониторинга состояния ТЭК в регионе // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - 2009. - Вып 2. - C. 1-6.
11. Родионова Н.П., Аксёнов Л.А. Особенности разработки тарифной политики в регионах Российской Федерации в области топливно-энергетического комплекса // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 32(167). - C. 7-11.
12. Шевченко И.В., Яцуков Г.В. Проблемы совершенствования корпоративного управления предприятиями топливно-энергетического комплекса России // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 16(55). - C. 3-5.
13. Sarangi G.K., Mishra A., Chang Y., Taghizadeh-Hesary F. Indian electricity sector, energy security and sustainability: An empirical assessment // Energy Policy. 2019. No 135. pp. 1109-1164.