Научная статья на тему 'СИСТЕМА И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

СИСТЕМА И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушко Ольга Александровна, Папов Артем Артемович

Представленная статья посвящена изучению функций органов государственной власти в области охраны окружающей среды. Вместе с этим автор обращает свое внимание на изучение системы данных органов. При анализе поднятых в настоящем научном исследовании вопросов, автор изучил действующее законодательство, а также научные работы наиболее выдающихся представителей правовой доктрины в данной области. В заключении автор сформировал несколько выводов, а также предложения, направленные на усовершенствование охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM AND FUNCTIONS OF SPECIALLY AUTHORIZED STATE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The presented article is devoted to the study of the functions of public authorities in the field of environmental protection. At the same time, the author turns his attention to the study of the system of these organs. When analyzing the issues raised in this scientific study, the author studied the current legislation, as well as the scientific works of the most prominent representatives of the legal doctrine in this area. In conclusion, the author formed several conclusions, as well as proposals aimed at improving environmental protection.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_26 УДК 349.6

СИСТЕМА И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ SYSTEM AND FUNCTIONS OF SPECIALLY AUTHORIZED STATE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

ГЛУШКО Ольга Александровна,

кандидат юридических наук, доцент,

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

ПАПОВ Артем Артемович,

студент, Кубанский государственный университет им. И.Т. Трубилина. 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

GLUSHKO Olga Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Krai, 350004, Russia. E-mail: angelkolieva@mail.ru ;

POPOV Artem Artemovich,

student, I.T. Trubilin Kuban State University. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация. Представленная статья посвящена изучению функций органов государственной власти в области охраны окружающей среды. Вместе с этим автор обращает свое внимание на изучение системы данных органов. При анализе поднятых в настоящем научном исследовании вопросов, автор изучил действующее законодательство, а также научные работы наиболее выдающихся представителей правовой доктрины в данной области. В заключении автор сформировал несколько выводов, а также предложения, направленные на усовершенствование охраны окружающей среды.

Abstract. The presented article is devoted to the study of the functions of public authorities in the field of environmental protection. At the same time, the author turns his attention to the study of the system of these organs. When analyzing the issues raised in this scientific study, the author studied the current legislation, as well as the scientific works of the most prominent representatives of the legal doctrine in this area. In conclusion, the author formed several conclusions, as well as proposals aimed at improving environmental protection.

Ключевые слова: Охрана окружающей среды, государственный орган, природоохранная деятельность. Keywords: Environmental protection, government agency, environmental protection activities.

Статья поступила в редакцию: 13.04.2022

Охрана окружающей среды, на сегодняшний день является приоритетной задачей государства. В целях наиболее эффективного достижения представленной задачи отечественный законодатель разработал целую систему государственных органов, в полномочия которых входит осуществление властных полномочий в области охраны окружающей среды.

Следует сказать о том, что компетентные государственные органы, осуществляющие функции по контролю и управлению в области охраны окружающей среды, необходимо подразделить на две самостоятельные группы, а именно:

- Органы государственной власти, обладающие общей компетентностью в данной области;

- Органы государственной власти, обладающие специальной компетентностью в рамках обеспечения охраны окружающей среды.

В данном случае, следует сказать о том, что органы общей компетенции занимаются обеспечением охраны окружающей среды опосредованно, так как это не является их основной функцией и задачей. Тем не менее, решения, принятые данными органами в отношении обеспечения охраны окружающей среды, обладают особой силой и распространяют свое действие на всех физических и юридических лиц, в том числе и государственные учреждения и предприятия, которые территориально находятся в переделах подчиненных данным органам власти. В своей деятельности государственные органы общей компетентности подчиняются и руководствуются правовыми предписаниями Конституции РФ, а также иными нормативно-правовыми актами федерального значения в области экологического права. Сюда же следует отнести и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

К так называемым органам общей компетенции необходимо относить следующее: Правительство РФ; Президент РФ; Органы исполнительной ветви власти на уровне отдельно взятых субъектов РФ; Органы местного самоуправления, в том числе и муниципальные охраны власти различных уровней.

В данном случае хотелось бы обратить свое внимание на полномочия непосредственно Президента РФ, а также Правительства РФ в данной сфере. Так, в области обеспечения охраны окружающей среды и Президент РФ и Правительство РФ осуществляют общие функции, направленные строительство единой государственной экологической политики, планировании, а также обеспечении наиболее рационального природопользования. Подобные комплексные меры позволяют выделить общий курс государева, в области охраны окружающей среды в целом, что имеет весьма большое значение [1, с. 306]. Таким образом, можно сформулировать промежуточный вывод, суть которого заключается в том, что государственные охраны общей компетенции, в области охраны окружающей среды, занимаются формированием экологической политики государства, а также руководством природоохранной деятельности в целом. Не говоря уже о проведении контрольных мероприятий, направленных как раз таки на практическую реализацию представленной деятельности.

Что касается специализированных государственных органов, то они создавались непосредственно в целях обеспечения охраны окружающей среды в различных направлениях. К подобного рода органам необходимо относить, например:

- Федеральные агентства, которые направлены на осуществление правоприменительных функций, а также оказании различного рода государственных услуг, например, информирование населения о состоянии окружающей среды и тех факторов, которые могут негативно повлиять на нее. Федеральное агентство может

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

вести специальные реестры и регистры, если оно будет признано коллегиальным органом;

" Федеральные министерства, которые занимаются разработкой и дальнейшей реализацией государственной политики в сфере окружающей среды. Сюда же следует включить и формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей данные правоотношения;

" Федеральные службы, которые специализируются на осуществлении контрольных и надзирательных функций в области обеспечения охраны окружающей среды. Как правило, федеральные службы также осуществляют целый перечень действий, направленных на борьбу с преступлениями в указанной области. В том случае, если федеральной службе будет присвоен статус коллегиального органа, то он приобретает право издавать собственные правовые акты индивидуального характера [2, с. 56].

При этом нужно учитывать тот факт, что каждый из представленных органов относятся к исполнительной ветви власти. Более того, каждый из них может специализироваться на конкретно взятом направлении обеспечения охраны окружающей среды.

На сегодняшний день, к специализированным органам государственной власти в области охраны окружающей среды относится и природопользования относится: Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство экономического развития РФ; Росрыболовство; Федеральное агентство по лесному хозяйству; Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; ФСБ РФ.

В рамках настоящего научного исследования необходимо обратить свое внимание на полномочия представленных выше органов в области обеспечения охраны окружающей среды, а также природопользования. К таким полномочиям необходимо относить, например:

- Своевременное и достоверное информирование населения о состоянии окружающей среды;

- Ведение специального государственного учета объектов, которые потенциально могут наносить вред окружающей среде;

- Лицензирование отдельно взятых видов деятельности, которые в той или иной степени связаны с охраной окружающей среды;

- Осуществление необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды в случае возникновения бедствия;

- Обеспечение охраны окружающей среды во всех возможных сферах и областях, в том числе и на континентальном шельфе;

- Разработка и заслушивание ежегодных докладов о состоянии окружающей среды;

- Проведение специальных государственных экологических экспертиз в данной области;

- Образование особо охраняемых природных территорий, а также их дальнейшее управление [3, с. 183].

Исходя из анализа представленных полномочий, можно с уверенностью сказать о том, что компетенция органов государственной власти в области охраны окружающей среды и природопользования является весьма объемной и многогранной.

В заключении настоящего научного исследования необходимо сказать о том, что органы государственной власти в области обеспечения охраны окружающей среды обладают своей собственной системой и многочисленным перечнем специальных функций, которые весьма важны для практического применения. Перечисленные нами полномочия государственных органов являются весьма четкими. Тем не менее, по нашему мнению, в целях повышения эффективности государственного управления в представленной области необходимо проведение последовательного реформирования экологической политики в нашем государстве [4 с.35-38]. Одним из первых шагов данного реформирования должна стать разработка самостоятельного и обособленного государственного органа исполнительной власти. Данный орган не должен зависеть от Министерства природных ресурсов и экологии РФ, так как более продуктивным будет подчинение данного органа на прямую Президенту РФ или же Правительству РФ. По нашему мнению данный орган должен заниматься как минимум выполнениям функций в области экологического контроля, формированием нормативно-правового обеспечения, а также проведения экологической экспертизы. Формирование подобного специализированного органа государственной власти станет первым шагом на пути к реформированию и повышению качества, а также эффективности обеспечения охраны окружающей среды и природопользования.

Библиогра фия:

1. Анциферова И. В. Экологический менеджмент: учебное пособие / А. В. Анциферова. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - 360

с.

2. Гиззатуллин Р. Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук / Р. Х. Гиззатуллин. - М.,

2014. - 56 с.

3. Лисина Н. Л. Экологическое право (вопросы и ответы): учебное пособие / Н. Л. Лисина, В. В. Ерин. - Кемерово: КемГУ, 2019. - 183 с.

4. Колиева А.Э. Баликоева З.А. Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 3 (25). - С. 35-38.

References:

1. Antsiferova I. V. Environmental management: a textbook / A.V. Antsiferova. - Perm: Publishing house of Perm. nats. research. polytech. un-ta, 2015. - 360 p.

2. Gizzatullin R. H. The ecological function of the state: theory and practice of implementation: abstract of the dissertation of Dr. Yurid. sciences / R. H. Gizzatullin. - M.,

2014. - 56 p.

3. Lisina N. L. Environmental law (questions and answers): textbook / N. L. Lisina, V. V. Erin. - Kemerovo: KemGU, 2019. - 183 p.

4. Kolieva A.E. Balikoeva Z.A. The experience of foreign countries and its influence on the formation of special economic zones in Russia // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3 (25). - pp. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.