Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОБРАЩЕНИЕ / ЗАПРОС / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушко Ольга Александровна

В указанной научной работе отражена актуальная тематика, посвященная изучению правовых основ информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. В данной статье отражены основные нормативные правовые акты, которые посвящены правовому регулированию информационного обеспечения населения о состоянии окружающей среды. Вместе с этим проанализирована непосредственно сама процедура обращения граждан за информацией, а также раскрыты те субъекты, которые наделены правом на такое обращение. Вместе с этим, автор обратил внимание на существующий правовой пробел в отечественном законодательстве и указал на негативные последствия, которые данный пробел влечет за собой. В научной работе предусматриваются авторские предложения, направленные на восполнение данного пробела и повышение эффективности правового регулирования данных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF INFORMATION SUPPORT NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

This scientific work reflects the topical topic devoted to the study of the legal foundations of information support for nature management and environmental protection. This article reflects the main regulatory legal acts that are devoted to the legal regulation of information support of the population about the state of the environment. At the same time, the procedure itself of citizens' appeal for information is analyzed directly, and those subjects that are entitled to such appeal are disclosed. At the same time, the author drew attention to the existing legal gap in domestic legislation and pointed out the negative consequences that this gap entails. The scientific work provides for the author's proposals aimed at filling this gap and increasing the efficiency of legal regulation of these legal relations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_19 УДК 349.6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Legal basis for information support of nature management and environmental protection

ГЛУШКО Ольга Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: anqelkolieva@.mail.ru;

GLUSHKO Olga Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Land, Labor and Environmental Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: anqelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация. В указанной научной работе отражена актуальная тематика, посвященная изучению правовых основ информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. В данной статье отражены основные нормативные правовые акты, которые посвящены правовому регулированию информационного обеспечения населения о состоянии окружающей среды. Вместе с этим проанализирована непосредственно сама процедура обращения граждан за информацией, а также раскрыты те субъекты, которые наделены правом на такое обращение. Вместе с этим, автор обратил внимание на существующий правовой пробел в отечественном законодательстве и указал на негативные последствия, которые данный пробел влечет за собой. В научной работе предусматриваются авторские предложения, направленные на восполнение данного пробела и повышение эффективности правового регулирования данных правоотношений.

Abstract. This scientific work reflects the topical topic devoted to the study of the legal foundations of information support for nature management and environmental protection. This article reflects the main regulatory legal acts that are devoted to the legal regulation of information support of the population about the state of the environment. At the same time, the procedure itself of citizens' appeal for information is analyzed directly, and those subjects that are entitled to such appeal are disclosed. At the same time, the author drew attention to the existing legal gap in domestic legislation and pointed out the negative consequences that this gap entails. The scientific work provides for the author's proposals aimed at filling this gap and increasing the efficiency of legal regulation of these legal relations.

Ключевые слова: Информация, окружающая среда, обращение, запрос, охрана окружающей среды, природопользование.

Keywords: Information, environment, circulation, inquiry, environmental protection, nature management.

Статья поступила в редакцию: 05.03.2022

Как известно, граждане Российской Федерации обладают целым перечнем прав и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ. Так, например, в содержании ст. 42 Конституции РФ предусматривается основное право гражданина на получение достоверной информации, которая касается состояния окружающей среды [1]. При этом данная информация должна находиться в открытом доступе и заинтересованные лица могли получать ее своевременно.

Исходя из этого, можно сказать о том, что информационное обеспечение природопользования в нашем государстве является конституционным правом и, более того, приравнивается законодателем к основному правомочию гражданина. В данном случае также необходимо обратиться к содержанию ст. З ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой предусматривается принцип соблюдения представленного выше права [2]. Указанный принцип по своему правовому статусу является одним из основных принципов охраны окружающей среды.

Продолжая изучение представленной тематики, необходимо обратить внимание на содержание ст. 11 вышеупомянутого нами федерального закона. В данной статье говорится о том, что любой гражданин наделен правом беспрепятственного обращения в государственные органы, а также в специализированные органы муниципальной власти за получением достоверной информации и сведений о состоянии окружающей среды. Представленное правомочие особенно актуально для тех лиц, которые изъявляют желание получить наиболее полную, достоверную и содержательную информацию о состоянии окружающей среды в месте с моего непосредственного проживания. Кроме всего прочего, любой гражданин обладает правом узнать о мерах, которые органы государственной власти проводят в целях обеспечения надлежащей и эффективной охраны окружающей среды.

Кроме всего прочего, помимо граждан в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления могут обратиться общественные объединения за получением достоверных и актуальных сведений об обстоятельствах, а также фактах той или иной хозяйственной деятельности, которая гипотетически может причинить вред окружающей среде, а также здоровью местного населения и имуществу. Помимо общественных объединений право на подобное обращение имеется также и у некоммерческих объединений.

Следует сказать о том, что информирование населения о состоянии окружающей среды является масштабной задачей, реализация которой распределена между несколькими органами власти. Так, например:

- Федеральные органы государственной власти обеспечивают население достоверной информацией об охране окружающей среды и ее состоянии на момент поступления обращения;

- В полномочия органов государственной власти субъекта РФ входит лишь участия в обеспечении населения представленными выше сведениями. То есть, данные органы выполняют содействующие функции по обеспечению информации о состоянии окружающей среды в конкретно взлом субъекте на конкретно определенной территории [3, с. 157].

В рамках поднятой в настоящем исследовании тематики необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что отечественное законодательство не содержит в себе официального толкования таким понятиям как «экологическая информация». Вместе с этим, в нормативно-правовых актах в области экологического права попросту отсутствует перечень сведений, относящихся к экологической информации, которая включает в себя и сведения об охране окружающей среды [4,с.68]. Представленное обстоятельство негативно сказывается на правовом регулировании указанных правоотношений, так как термин «экологическая информация» в значительной степени бы упростил подачу запросов граждан на получение необходимой им информации.

По нашему мнению, в действующее законодательство необходимо включить такой термин как «экологическая информация». Для этого необходимо сформулировать его смысловое значение и суть. Для этого обратимся к термину «информация», который представлен в содержании ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, под информацией законодатель понимает ни что иное как различного рода сведения, выраженные в со-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

общениях и данных, которые в той или иной степени информируют лицо об актуальных обстоятельствах жизни общества. На основании данного термина необходимо разработать собственное определение «экологической информации». Под экологической информацией следует понимать любые сведения в электронной, аудиовизуальной, а также письменной форме о состоянии элементов окружающей среды, факторах, оказывающих на окружающую среду какое-либо воздействие, а также состояние здоровья и безопасности населения, проживающего на конкретно взятой территории.

По нашему мнению, данный термин является наиболее содержательным и объективным, так как он включает в себя все особенности и аспекты, которые, в большинстве случаев, интересуют граждан при запросе у государственных органов информации о состоянии окружающей среды и ее охране.

Подведя итоги, необходимо сформулировать несколько заключительных выводов, которые касаются изученного материала. Итак, в первую очередь необходимо сказать о том, что каждый гражданин обладает правом на получение максимально достоверной, актуальной и полной информации об окружающей среде, а также состоянии ее правовой охраны. Вместе с этим, стоит сказать о том, что правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды отражены во многих нормативно-правовой актах. То есть, право на получение информации находит свое правовое отражение как в основном законе нашего государева, так и во многих нормативно-правовых актах федерального значения, что является достоинством отечественного законодательства. Тем не менее, в действующем законодательстве припутают определенные правовые пробелы, которые негативно влияют на правовое регулирование представленных правоотношений. Так, например, в действующем законодательстве отсутствует термин «экологическая информация». По нашему мнению, данный термин необходимо включить в содержание ФЗ «Об охране окружающей среды» и использовать его при обращении граждан или же общественных объединений с запросом на получение информации о состоянии окружающей среды. Под экологической информацией следует понимать любые сведения в электронной, аудиовизуальной, а также письменной форме о состоянии элементов окружающей среды, факторах, оказывающих на окружающую среду какое-либо воздействие, а также состояние здоровья и безопасности населения, проживающего на конкретно взятой территории. Представленное определение в значительной степени упростит процедуру обращения населения к государственным органам за получением каких-либо сведений о состоянии окружающей среды.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января

2002 г. № 2 ст. 133.

3. Выпханова Г.В. Экологическая информация: проблемы теории и законодательства / Под ред. М.М. Бринчука. С. 155-239.

4. Зиновкин Н. С. Экологическое нормирование и платежи за загрязнение окружающей среды: новый подход // Актуальные проблемы российского

права. 2015. № 1. С. 64-71.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (as amended on March 14, 2020) // Rossiyskaya Gazeta, No. 144, 04.07.2020.

2. Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 "On Environmental Protection" //Collection of Legislation of the Russian Federation dated January 14, 2002 No. 2, Article

133.

3. Vypkhanova G.V. Environmental information: problems of theory and legislation / Edited by M.M. Brinchuk. pp. 155-239.

4. Zinovkin N. S. Ecological rationing and payments for environmental pollution: a new approach // Actual problems of Russian law. 2015. No. 1. pp. 64-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.