Научная статья на тему 'Система гражданского воспитания учащихся в Российской школе'

Система гражданского воспитания учащихся в Российской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система гражданского воспитания учащихся в Российской школе»

стране добрых персонажей, а справа - в Холодной стране злых персонажей.

Педагог. Дети, мы с вами побывали в Волшебной стране добрых и злых персонажей сказок. Давайте нарисуем их, а потом поместим их (вырежем и наклеим): добрых - вот на этот лист (показываю на заранее приготовленный фон) теплого оттенка, а злых - на лист холодного оттенка. И тогда у нас получится одно большое царство-государство под названием «Волшебная страна сказок народов нашей Якутии». Пускай они все вместе дружно живут, радуются, летают друг другу в гости на воздушных шарах, глядишь, и злые персонажи превратятся добрых. Нарисуем?

(Каждого ребенка нужно спросить, кого он видел и кого хочет нарисовать.)

Давайте я вам подскажу, с чего легче всего можно начать: на палитре составьте цвет кожи персонажа, если это человек, рисуйте его «спичечно», а потом одевайте, а если это птица или какое-нибудь животное, можно рисовать их в человеческой одежде, ведь сказка не ложь, она на людей намекает. Рисуем гуашью, средней кисточкой, а мелкие детали - тоненькой.

III этап - практический

При практической работе проводится, по мере необходимости, фронтальная и индивидуальная помощь. Дети рисуют выбранных ими сказочных персонажей, вырезают и наклеивают на приготовленные большие листы ватмана с учетом композиционно-пространственных отношений.

IVэтап - заключительный

Педагог. Вот мы и закончили рисовать волшебную страну сказок. Давайте рассмотрим ее. Кто хочет рассказать о том, что же у нас получилось? Хотелось бы

услышать о каждой стране маленькую сказку, узнать, из какой сказки здесь собрались и дружно живут сказочные герои. (Дети рассказывают.)

Молодцы, ребята! Вы справились со своей работой, я думаю, что наши сказочные герои будут жить дружно, как и мы.

(Коллективная работа детей вывешивается в групповом помещении.)

Итак, формирование этнокультурной компетентности детей в поликультурной среде ДОУ требует выделить ряд условий, которые должны быть положены в основу работы педагогов и воспитателей:

- содержание образования строится с учетом этнокультурного компонента, на принципах приоритетности культурного регионального наследия, интеграции всех видов деятельности детей;

- используются коллективные формы художественно-творческой деятельности, имеющие актуальное значение [2];

- применяются такие приемы, методы, как эмоциональный настрой и художественное слово (использование музыкальных и поэтических образов), создание игровых ситуаций, педагогическая драматургия.

Все это является важнейшим условием обогащения содержания образования с целью формирования этнокультурной компетентности ребенка, для лучшего понимания им самого себя и другого человека.

Литература

1. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968.

2. Комарова Т. С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

С.Н. Беккер,

заместитель начальника управления по образованию и делам молодежи Алтайского края, г. Барнаул

Система воспитания гражданственности понимается в современной педагогической науке по-разному, от целей-функций усвоения политических идей, содержания и форм воспитания гражданственности до невоенного, «гражданского», пацифистского воспитания. И тот и другой подходы упускают видение системы как материального русла, в котором протекает процесс воспитания. Именно так рассматривает педагогические системы Ю.К. Бабанский [1].

Для успешного анализа системы гражданского воспитания необходимо определить ее сущность и отнести к конкретному классу систем. Объектом нашего исследования является система гражданского воспитания учащихся. В большинстве источников система рассматривается как единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то новое в уникальные характеристики целого.

К какому классу относится система гражданского воспитания учащихся? Поскольку ее элементным составом являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба, обществом в целом как макросистемой, его системой воспитания, с учетом того, что духовность имеет этническую привязку - с системами, хранящими духовный генотип народа - русской православной церковью, культурой, историческими традициями, обычаями и т.д., системой воспитания образовательных учреждений, детерминируется ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решения функциональных задач.

В социальных системах изменения носят циклический характер. Все социальные системы, по нашему мнению, проходят в своем развитии четыре основных цикла:

1. Организации (самоорганизации) и эффективного функционирования системы. В рамках данного цикла ответы системы адекватны вызовам среды. Система и ее элементы стабильны, ее аттракторы, ценности и смыслы значимы в сознании людского компонента. Система эффективно выполняет предписанные функции.

2. Накопления повторений состояния системы. Одновременно происходящие флуктуации системы и компенсирующие их стабилизирующие воздействия, восстанавливающие систему в первоначальном состоянии. Состояние системы и ее элементов при этом устойчивое. Возможны сомнения в сознании отдельных субъектов гражданского воспитания в правильности принимаемых решений, колебания в поведении отдельных индивидов. Организационный инвариант системы при этом сохраняется.

3. Перехода в неравновесное состояние. В сознании людей происходит утрата способности к нахождению новых смыслов и социальных аттракторов. Это выражается объективно в неадекватности реакции системы на изменяющиеся вызовы внешней среды. Возможны сбои в функционировании отдельных компонентов системы, нарастание неуверенности ее членов.

4. Накопление хаотических состояний в системе. В результате этого происходит разрушение системы или ее организация (самоорганизация) на новых принципах организации и управления. Внешне это выражается в смене ценностных и целевых установок системы, ее организационных принципов.

Идеальные компоненты системы включают в себя: гражданские ценности, теорию воспитания гражданственности, технологию гражданского воспитания, систему норм воспитательной организации, компоненты механизма защиты сознания воспитуемых от непрограммируемых влияний среды, компоненты процесса гражданского самовоспитания личности и др.

Особенности функционирования системы гражданского воспитания обусловлены тем, что она испытывает воздействия подобных систем другого уровня. Реально национальный, социально-групповой и групповой уровни организации российского общества также генерируют отличные от заданных качества, порой в таких экстремальных проявлениях, как идеи шовинизма, бытовой национализм и т. д.

Очевидно, что система гражданского воспитания испытывает в такой среде напряженность. Не имея в качестве ценностного основания этнической идеологии и ценностей, она испытывает давление систем воспитания этнического и социально-группового уровней других этносов и вынуждена формулировать собственные суррогатные цели и ценности. Эффективность функционирования системы при этом закономерно снижается. Это следствие ее детерминации системами более высокого уровня. В силу сказанного особую роль играет её этнопедагизация.

Этнопедагогика и народная педагогика дает учителю дополнительные средства гражданского воспитания школьников. К ним относятся: народные традиции, обычаи, ритуалы, этнические нормы поведения, ценности, примеры героического прошлого, этнические связи, национальный вкус, чувства, настроения, привычки и др. Используемые в воспитании учащихся посредством педагогических воздействий, они способны существенно усилить возможности их гражданского воспитания и развития.

К основным требованиям этнопедагогизации системы гражданского воспитания мы относим: преемственность этнокультурных традиций в обучении и воспитании с учетом возраста школьников и этнопсихологичесих особенностей их личностей; сбалансированность соотношения общечеловеческих, этнических и социально-групповых ценностей в процессе образования и развития; взаимосвязь общей, этнической и народной педагогики в педагогическом процессе; изучение, обобщение и развитие этно-педагогической практики предшествующего и современного периодов.

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. Ю.Н. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.

2. Этносоциальные процессы в Сибири. Выпуск 3. -Новосибирск. 2000.

3. Турченко В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. Барнаул-Новосибирск: Изд-во «АзБука», 2004.

4. Боаги Н.М. Этнопедагогизация - ведущий фактор образовательно-воспитательного процесса в современной национальной школе. // Образование и социальное развитие региона. - 2001, №1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.