Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования этнокультурной компетентности ребенка в поликультурной среде дошкольного образовательного учреждения'

Концептуальные основы формирования этнокультурной компетентности ребенка в поликультурной среде дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования этнокультурной компетентности ребенка в поликультурной среде дошкольного образовательного учреждения»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О.Н. Степанова,

педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности ДОУ №89 г. Якутска

В Республике Саха (Якутия) межкультурное образование подрастающего поколения в целом сводилось к тому, чтобы поддерживать позитивную и

четкую этническую идентичность у народов, населяющих республику. Сегодня наши дети практически с дошкольного возраста испытывают влияние различных национальных культур. Поэтому для равноправного и безопасного развития жизнедеятельности в обществе учащиеся нуждаются в мультикультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе.

Таким образом, признана необходимость воспитания человека культуры, основополагающим свойством которого является его способность к культурной идентификации, то есть осознание своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросооб-разного образа жизни, способного к самоопределению, творчески мыслящего, духовной личности, доброжелательного к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готового к диалогу культур.

Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через "диалог культур", побудило нас создать образовательную программу с этнокультурным компонентом для ДОУ. Основная цель воспитания: формирование и развитие у детей дошкольного возраста этнокультурной компетентности (умения сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты), воспитание свободной творчески мыслящей личности, ориентированной на нравственные ценности, с учетом этнокультурных особенностей личности - носителя этнической культуры, но в то же время способного усваивать традиции, культуру других наций.

В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:

- создание культурологической предметно-про -странственной среды развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении, в развитии национальной самоидентификации, национального самосознания на базе своей культуры и языковой среды;

- формирование этнокультурной компетентности детей (умения сравнивать и сопоставлять культуры разных народов, их особенности и общие черты);

- развитие эмпатии, доброты, дружеских толерантных отношений, умения тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, развитие таких качеств личности, как умение одухотворять живую и неживую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком и героем художественного произведения;

- воспитание в детях стремления к активному познанию жизни, развитие художественно-речевых навыков;

- развитие внимания, памяти, творческого мышления, воображения, умения видеть прекрасное, формирование эстетического вкуса;

- подведение детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, собственную изобразительную деятельность;

- проведение воспитательно-учебной работы в игровой форме, используя различные виды развивающих игр и нетрадиционные методы, формы обучения и воспитания детей;

- обучение детей умению составлять рассказы по картине, по воображению, пересказывать сказки, рассказы, свободно выражать свою мысль, правильно задавать вопросы, воспитанию любви и уважения к книге.

Для реализации поставленных задач мы остановились на следующих основополагающих принципах воспитания, соответствующих цели:

- принцип культуросообразности воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, национально-культурным традициям, верованиям, произведениям местных писателей, художников, поэтов, композиторов;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у нее культуры межличностных отношений.

На основе указанных принципов нами выбраны основные направления развития ребенка: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие, речь и речевое общение. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности - игру. Игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.

Социальное развитие характеризуется общением ребенка с взрослыми (воспитателями и родителями в дет-

ском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности - главные условия присвоения ребенком нравственных общечеловеческих, этнокультурных ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания, самоидентификации.

Основные задачи этого направления - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей; формирование и развитие эмпатии.

В познавательном развитии выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентирования ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

В направлении физического развития заложены начала здорового образа жизни, физической культуры. Физическое воспитание проводится в рамках традиционной работы, с включением подвижных народных игр.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, фольклор русского и якутского народов, народов мира, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн). В основе художественного развития - формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности на основе приобщения к этнокультуре своего народа.

В направлении речь и речевое общение доминирующее значение приобретает развитие у детей умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами. Новый подход в развитии речи дошкольников строится на широком использовании народного фольклора, русского и якутского языков как средства общения.

Определив цели, задачи, основополагающие принципы воспитания, а также направления развития ребенка, мы отобрали то содержание деятельности, которое позволит реализовать поставленные цели. Содержание деятельности ДОУ предполагает также диалоги культур и поколений.

Программа деятельности включает следующие виды занятий.

1. Окружающий мир, природа, речевое общение. (Социальное, познавательное развитие, речь и речевое общение, ПДД)

2. Рисование. (Эстетическое, социальное, познавательное развитие)

3. Музыка. (Эстетическое, социальное, познавательное

развитие)

4. Фольклор (по подгруппам). (Эстетическое, познавательное, социальное развитие, речь и речевое общение)

5. Мой второй язык (русский или якутский). (Социальное развитие, речь и речевое общение)

6. Физкультура. (Физическое, познавательное развитие)

7. Художественный труд. Дизайн. (Эстетическое, социальное, познавательное развитие)

8. Музей. (Эстетическое, социальное, познавательное развитие)

9. Художественная литература. (Эстетическое, познавательное, социальное развитие, речь и речевое общение).

Основные формы приобщения детей к культурному наследию, используемые на занятиях:

- посиделки у камелька, предпраздничные посиделки;

- оформление в детском саду мини-музея и выставки художников Якутии;

- познавательные беседы;

- посещение музеев (Арчы дьиэтэ, краеведческий музей, музей мамонта, музей изобразительных искусств);

- продуктивная творческая и игровая деятельность детей;

- экскурсии, целевые прогулки по улицам города.

Именно такие формы организации активной познавательной деятельности позволяют простроить субъект-субъектные отношения между ребенком и воспитателем, ребенком и другим ребенком, что обеспечивает равноправные и доброжелательные отношения к другим.

Для создания предметно-пространственной развивающей среды оборудованы мини-музеи «Саха балагана», «Уголокрусской горницы» и выставки якутских мастеров и художников в детском саду, творческих работ самих детей.

Работа над созданием мини-музея - начало большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой является работа с семейным архивом, семейными реликвиями, познавательные рассказы взрослых, творчество самих ребят. Музей пополняется новыми экспонатами, которые дети и родители, сотрудники приносят из дома или изготавливают по старинным образцам. Появлению предмета в горнице предшествует познавательный рассказ, целевые наблюдения.

Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного искусства местных мастеров, членов семьи и самих ребят - это украшения лошади, национальная одежда, выполненные в технике вышивки, аппликации -лоскутная мозаика, коврики, панно из конского волоса, произведения живописи и графики местных художников, творческие работы детей по рисованию и художественно -му труду и дизайну, рукописные альбомы, созданные детьми совместно с родителями («Моя семья», «Моя родословная», «Кто живет в нашей Республике Саха (Якутия)» и др.).

Выставки бывают сезонными и тематическими. Местом оформления может быть кабинет якутского языка, изостудия, холл, групповая комната, лестничные площадки.

Организация творческой деятельности детей

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Дети не только воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно, не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

Продуктивной деятельности (конструированию, лепке, аппликации, ручному труду, которые мы в программе объединили под общим названием художественный труд и дизайн, рисованию, выполнению элементарных трудовых обязанностей и поручений) в распорядке дня детского сада отводится достаточно много времени. Занятия проводятся индивидуально, самостоятельно или под контролем воспитателя и с его помощью. Но при такой организации работы дети часто не замечают трудностей, возникающих у сверстника, не выслушивают друг друга, не откликаются на просьбы.

Поэтому для развития у детей эмпатии мы предлагаем использование технологии коллективных творческих дел, в которых ребенок действует не один, а вместе с другими детьми.

Использование подобной технологии имеет существенное значение в «повороте» ребенка к другому человеку. Дело в том, что способность видеть целое раньше частей рассматривается и как способность видеть отдельную вещь с позиций других людей, в пределе - всего человеческого рода [1]. Способы организации продуктивной совместной деятельности могут быть различными - например, технология коллективных творческих дел [2].

Методика подготовки и проведение цикла занятий «Моя республика Саха (Якутия), «Волшебные сказки народов Якутии», «Народные праздники» осуществлялась через приобщение детей к культурному региональному наследию народов республики. Далее предлагаю вашему вниманию фрагмент интегрированного занятия из цикла «Волшебные сказки народов Якутии», который включал занятия по художественной литературе, сюжетному рисованию.

На этапе I занятие проходит в форме посиделок у камелька (якутоязычная группа) и в уголке русской горницы (русскоязычная группа). На посиделки приходят Бабушка-Загадушка и старушка Бэйбэрикээн. В игровой форме с детьми проводится беседа и диалог об их отношении к сказочным персонажам сказок народов Якутии.

На этапе II проводится занятие по рисованию по теме «Волшебная страна»

Тема: «Волшебная страна».

Тип занятия: сюжетное рисование.

Форма занятия: индивидуально-коллективная работа.

Группа: подготовительная к школе.

Цель: формирование этнокультурной компетентности детей в процессе изодеятельности.

Программные задачи

Образовательные задачи: продолжать учить детей

способам рисования гуашью, использовать исполнительские навыки и умения, полученные на предыдущих занятиях, способствовать появлению замысла, образа при выполнении работы, продолжать учить основам композиционно-пространственных построений, закрепить понятия «теплые» и «холодные» цвета.

Развивающие задачи: развивать коммуникативные способности детей, интегральное видение, эмпатию, развивать творческие способности детей, образное мышление, мелкую моторику рук.

Продолжать развивать чувство цвета: узнавать и использовать в своей работе холодные и теплые оттенки, «выдерживать» заданный колорит.

Воспитательные задачи: способствовать формированию интереса к сказкам народов, населяющих нашу республику, формировать эстетические чувства, умение выражать свое эмоционально-личностное отношение к героям сказок, соотносить свой небольшой опыт с услышанным.

Материалы к занятию: два листа ватмана с заранее выполненным воспитателем фоном, холодного и теплого оттенка; два обруча холодного и теплого цвета (обернуть гофрированной бумагой); пригласительные билеты по количеству детей, вырезанные из цветного картона холодного и теплого цвета; гуашь, клей, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки, листы альбома, ножницы на каждого ребенка; лист бумаги для частичного показа; фоновая музыка.

Предварительная работа: чтение сказок народов Якутии, беседы и диалог с детьми об их отношении к персонажам сказок, дидактическая игра «Подбери цвета царства принцессы Огонек и принцессы Льдинки».

Ход занятия:

I этап - подготовительный

Педагог. Ребята, вы все получили пригласительные билеты в волшебную страну сказок, сказок особенных: в этой стране живут персонажи сказок народов нашей Якутии. У нас в республике живут очень много народностей. Какие сказки этих народов вы знаете? (Дети называют русские, якутские, армянские, украинские, белорусские, грузинские, эвенкийские народные сказки.)

Педагог. Сегодня мы полетим в волшебную страну этих сказок на воздушных шарах. Только вход в шар по цвету пригласительных билетов: у кого билеты теплого цвета - садятся в шар теплого оттенка, у кого холодного - в шар холодного цвета. (Дети рассаживаются вокруг обручей.) Звучит музыка.

Желтый шар летит в волшебную Теплую страну, где в сиянии солнца, тепла и травы живут добрые персонажи сказок. Ребята, кого вы видите? (Дети называют добрых героев сказок.) Синий шар уносит в сторону волшебной страны, где среди льдов, в холодном сиянии айсбергов, колючего ветра живут злые персонажи сказок. Вы кого-нибудь видите, назовите их? (Дети называют отрицательных героев сказок.)

II этап - ориентировочный

Музыка выключается. Предлагаю детям рассаживаться - с левой стороны те, кто побывал в Теплой

стране добрых персонажей, а справа - в Холодной стране злых персонажей.

Педагог. Дети, мы с вами побывали в Волшебной стране добрых и злых персонажей сказок. Давайте нарисуем их, а потом поместим их (вырежем и наклеим): добрых - вот на этот лист (показываю на заранее приготовленный фон) теплого оттенка, а злых - на лист холодного оттенка. И тогда у нас получится одно большое царство-государство под названием «Волшебная страна сказок народов нашей Якутии». Пускай они все вместе дружно живут, радуются, летают друг другу в гости на воздушных шарах, глядишь, и злые персонажи превратятся добрых. Нарисуем?

(Каждого ребенка нужно спросить, кого он видел и кого хочет нарисовать.)

Давайте я вам подскажу, с чего легче всего можно начать: на палитре составьте цвет кожи персонажа, если это человек, рисуйте его «спичечно», а потом одевайте, а если это птица или какое-нибудь животное, можно рисовать их в человеческой одежде, ведь сказка не ложь, она на людей намекает. Рисуем гуашью, средней кисточкой, а мелкие детали - тоненькой.

III этап - практический

При практической работе проводится, по мере необходимости, фронтальная и индивидуальная помощь. Дети рисуют выбранных ими сказочных персонажей, вырезают и наклеивают на приготовленные большие листы ватмана с учетом композиционно-пространственных отношений.

IVэтап - заключительный

Педагог. Вот мы и закончили рисовать волшебную страну сказок. Давайте рассмотрим ее. Кто хочет рассказать о том, что же у нас получилось? Хотелось бы

услышать о каждой стране маленькую сказку, узнать, из какой сказки здесь собрались и дружно живут сказочные герои. (Дети рассказывают.)

Молодцы, ребята! Вы справились со своей работой, я думаю, что наши сказочные герои будут жить дружно, как и мы.

(Коллективная работа детей вывешивается в групповом помещении.)

Итак, формирование этнокультурной компетентности детей в поликультурной среде ДОУ требует выделить ряд условий, которые должны быть положены в основу работы педагогов и воспитателей:

- содержание образования строится с учетом этнокультурного компонента, на принципах приоритетности культурного регионального наследия, интеграции всех видов деятельности детей;

- используются коллективные формы художественно-творческой деятельности, имеющие актуальное значение [2];

- применяются такие приемы, методы, как эмоциональный настрой и художественное слово (использование музыкальных и поэтических образов), создание игровых ситуаций, педагогическая драматургия.

Все это является важнейшим условием обогащения содержания образования с целью формирования этнокультурной компетентности ребенка, для лучшего понимания им самого себя и другого человека.

Литература

1. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968.

2. Комарова Т. С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

С.Н. Беккер,

заместитель начальника управления по образованию и делам молодежи Алтайского края, г. Барнаул

Система воспитания гражданственности понимается в современной педагогической науке по-разному, от целей-функций усвоения политических идей, содержания и форм воспитания гражданственности до невоенного, «гражданского», пацифистского воспитания. И тот и другой подходы упускают видение системы как материального русла, в котором протекает процесс воспитания. Именно так рассматривает педагогические системы Ю.К. Бабанский [1].

Для успешного анализа системы гражданского воспитания необходимо определить ее сущность и отнести к конкретному классу систем. Объектом нашего исследования является система гражданского воспитания учащихся. В большинстве источников система рассматривается как единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то новое в уникальные характеристики целого.

К какому классу относится система гражданского воспитания учащихся? Поскольку ее элементным составом являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба, обществом в целом как макросистемой, его системой воспитания, с учетом того, что духовность имеет этническую привязку - с системами, хранящими духовный генотип народа - русской православной церковью, культурой, историческими традициями, обычаями и т.д., системой воспитания образовательных учреждений, детерминируется ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решения функциональных задач.

В социальных системах изменения носят циклический характер. Все социальные системы, по нашему мнению, проходят в своем развитии четыре основных цикла:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.